4 понятия конфликт конфликтная ситуация инцидент. Что такое инцидент? В чем состоит отличие инцидента конфликта от его повода

Конфликт в целом может состоять из одной или несколь-ких конфликтных ситуаций. Можно дать следующее опреде-ление понятию «конфликтная ситуация».

Конфликтная ситуация — конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.

Конфликтная ситуация имеет систему содержательных ха-рактеристик (временные, пространственные и содержательные границы) и элементную структуру.

Элементами конфликтной ситуации являются:

1. Стороны (участники) конфликта. Типичными сторонами конфликта являются сами личности, социальные группы, организации. Актуальными в конфликтном взаимодействии выступают как статусные, социально-ролевые, так и пси-хологические характеристики участников конфликта.

2. Интересы и цели.

3. Принципы и позиции сторон. Как цели и интересы, так и принципы сторон должны быть противоречивыми и суще-ственно значимыми для них.

4. Существенные противоречия между интересами и целями участников конфликта. Противоречия могут быть как ре-альными, так и воображаемыми, надуманными, существу-ющими лишь в голове человека. Значимость интересов и целей может быть также субъективно преувеличенной.

5. Объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из сторон. Это конкретное мате-риальное или духовное благо.

6. Повод и инцидент конфликта.

Повод конфликта — конк-ретное действие со стороны одного или нескольких насто-ящих или будущих участников конфликта, которое другая сторона воспринимает как агрессивную атаку на свои ин-тересы. Повод обычно лежит на поверхности, поскольку представляет собой явное или скрытое конкретное дей-ствие, выражающее притязания на нечто, принадлежащее другому, попытку несанкционированного присвоения чего-либо другого либо нанесение ущерба чести и достоинству личности.

Поводом конфликта служит явление, способ-ствующее его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины по-вод возникает случайно и может создаваться искусствен-но, как говорят, «на пустом месте». Так, например, пово-дом к семейному конфликту может послужить недосолен-ное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами. Инцидент конфликта — столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод повода конфликтной ситуа-ции в конфликт.

Конфликтная ситуация и инцидент вместе образуют конф-ликт, однако конфликтная ситуация возникает до инцидента. Она может создаваться как объективно (вне воли и желания людей), в силу складывающихся обстоятельств, так и субъек-тивно, из-за мотивов поведения, преднамеренных устремле-ний оппонирующих сторон. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полнос-тью зависит от ситуации. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент могут быть либо спровоцированными, заранее спланированными, либо спонтанными, стихийно воз-никшими.


Объективно возникшие конфликтная ситуация и инцидент могут прекратиться, получить дальнейшее развитие только в результате изменения объективных обстоятельств. Субъектив-но возникшие ситуация и инцидент могут закончиться как в силу объективных перемен, так и по инициативе оппонирующих сторон. К тому же случайный конфликт менее подвер-жен урегулированию, чем заранее предусмотренный.

Конфликтная ситуация нередко возникает, обостряется и переходит в фазу инцидента из-за того, что совместно работа-ющие люди не желают слушать и слышать друг друга, не всегда владеют навыками выражать свою мысль, отношение к тому или иному факту ясно и четко.

7. Причины возникновения конфликта. Это реальное проти-воречие между субъектами конфликта, претендующими на какое-либо материальное или духовное благо одновремен-но. Причину конфликта нередко путают с его поводом. Причина всегда находится глубже. Причина конфликта обычно одна, поводов же к конфликту она может порож-дать какое угодно количество.

8. Условия протекания конфликта. Конфликт существенно зависит от внешних условий, в которых он возникает и развивается. Важной составной частью этих условий вы-ступает социально-психологическая среда, представленная обычно личными социальными группами с их специфи-ческой структурой, нормами, ценностями и т. д.

9. Образы конфликтной ситуации. У каждого участника кон-фликта имеются определенные представления о себе (мо-тивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), о проти-воположных сторонах и среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность, оп-ределяют конфликтное поведение участников. Отношения образов и реальности весьма сложны и допускают случаи серьезного расхождения.

Исходя из этого, выделяют сле-дующие четыре случая:

Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками; конфлик-та как социально-психологического явления пока нет;

Объективная конфликтная ситуация существует, и сто-роны воспринимают ситуацию как конфликтную, одна-ко с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринимаемо-го конфликта);

Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);

Конфликтная ситуация объективно существует и по клю-чевым характеристикам адекватно воспринимается участ-никами (случай адекватно воспринимаемого конфликта).

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значитель-ной степенью сложности и неопределенности. Именно «нео-пределенность» исхода является необходимым условием воз-никновения конфликта.

Весьма полезно иметь представление о возможных иска-жениях образа конфликтной ситуации. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделили основные типы искажений образа конфликтной ситуации ее участниками.

Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конф-ликта, но и ситуации в целом. Конфликтная ситуация упро-щается, сложные или неясные моменты отбрасываются, про-исходит схематизация ситуации. Уменьшается перспектива вос-приятия ситуации, предпочтение отдается принципу «здесь и теперь», последствия, как правило, не просчитываются. Вос-приятие ситуации происходит в категоричных, полярных оцен-ках по типу «черное-белое», «все или ничего».

Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписыва-ют социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, демократии, кон-ституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оценива-ются как благородные, цели — как возвышенные и достойные реализации, поэтому субъект уверен в своей правоте, а оппо-нент закономерно должен прийти к выводу, что первый прав.

Б. Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низмен-ные (стремление к карьеризму, обогащению, лесть и т. д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной оче-видности фиксировать и мотивы положительной направлен-ности, то возникают ошибки в оценке мотивов. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется норматив-ная обоснованность позиции, ее целесообразность. Целевая со-ставляющая рассматривается в русле «я прав, поэтому я дол-жен победить».

Операциональная составляющая может вос-приниматься в следующих вариантах:

- «я все делаю правильно» (самоподдержка; я — истина в последней инстанции);

- «я вынужден так делать» (возложение ответственности на обстоятельства);

- «по-другому в этой ситуации невозможно поступить» (это единственно верное решение);

- «он сам виноват, что мне приходится так действовать» (возложение ответственности на другого);

- «все так делают» (размывание ответственности).

Б. Позиция оппонента рассматривается как ошибочная, без-доказательная, нормативно неподкрепленная. Поэтому цель противостоящей стороны состоит в том, чтобы заставить оп-понента уступить или проиграть.

Операциональная составля-ющая воспринимается в следующих интерпретациях:

- «это подлые поступки, удары ниже пояса» (действиям приписывается аморальное, противоправное содержание);

- «он делает только то, что мне во вред» (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);

- «он намеренно так поступает» (непреднамеренные дей-ствия воспринимаются как умышленные).

Исксокение восприятия личностных качеств.

А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положи-тельные и привлекательные черты, которые пропагандируют-ся среди окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игно-рируются и не принимаются замечания, упоминания, указа-ния о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положи-тельного в самом себе позволяет выдвигать постулат «хоро-шие люди совершают хорошие поступки».

Б. Личность оппонента. Происходят усиление и гипербо-лизация негативных черт и свойств личности оппонента. Сра-батывает эффект поиска «соринки в чужом глазу». Усиливает-

ся поиск всего негативного и непривлекательного. В оппонен-те игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдываются высмеивание недостатков (в том числе при-родного свойства), допущение оскорблений в его адрес. При-нимается и поддерживается точка зрения, что «плохие люди действуют плохими методами». В отношении оппонента фор-мируется «образ врага».

Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации, в част-ности, состояние стресса, высокий уровень негативных эмо-ций, низкий уровень информированности участников друг о друге, неумение предвидеть последствия, доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды», негатив-ная установка на оппонента, фактор времени и др.

Иллюзия «выигрыша проигрыша»: «Наши потребности абсолютно несовместимы, только один из нас может побе-дить». Иллюзия заключается в том, что результат, при кото-ром один выигрывает, а другой проигрывает, воспринимается как неизбежный, хотя на самом деле существует альтернатива взаимовыгодного решения.

Иллюзия «плохого человека»: Индивид рассуждает следу-ющим образом: «Мой конфликт — это прямой результат не-компетентности, грубости, глупости или других недостатков партнера; он может быть разрешен только в том случае, если тот их признает и исправит». Поскольку мы считаем конф-ликт прямым следствием личных недостатков другого, мы снимаем с себя ответственность за собственный вклад в созда-ние проблемы. Мы успокаиваем себя, считая, что виноват другой человек, а мы — лишь невинная и несчастная жертва.

Иллюзия «камня преткновения»: «Наши разногласия не-примиримы, соглашение невозможно».

Другими наиболее типичными случаями искажения явля-ются:

- иллюзия «собственного благородства» (каждый оцени-вает свою способность к сотрудничеству выше, чем у оппонента);

- «все ясно» (предельное, в результате чего упрощение ситуации утверждает истинность одной и ложность по-зиции противоположной стороны).

По поводу самого понятия «инцидент» и его места и роли в структуре и динамике социального (политического) конфликта у исследователей нет единого мнения. Многие считают, что инцидент - это и есть начало открытого противоборства, что, на наш взгляд, не в полной мере соответствует действительности.

Для того чтобы разобраться в сути проблемы и обосновать свою точку зрения, приведем несколько вариантов определения понятия «инцидент».

Инцидент - случай или происшествие, как правило, неприятное, затрагивающее интересы одной или обеих враждующих сторон и используемое ими для развязывания конфликтных действий (Бабосов Е. М.).

Инцидент - столкновение, которое служит «детонатором» конфликта, поводом для перехода его субъектов к открытым конфликтным действиям (Дмитриев А. В.).

Инцидент - начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон (Ратников В. П.).

Инцидент - первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон (Анцупов А. Я.).

Инцидент - столкновение противодействующих сторон, означающее перевод конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие сторон (Аклаев А. Р.).

Из приведенных вариантов определения исследуемого понятия наглядно видны различия в понимании инцидента. В первых двух определениях инцидент трактуется как «случай», «происшествие», «повод», «детонатор» конфликта. В последующих трех - как «начальный этап в динамике конфликта».

Обосновывая свою точку зрения, В. П. Ратников пишет, что инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало.

Для ответа на возникшую проблему прежде всего необходимо обратиться к этимологии слова инцидент, так как, по нашему мнению, именно в его первооснове кроется сущность данного (и любого иного) явления. Итак, «инцидент [лат. /"«сй/е/м (тас1еп1:15) - случающийся] - случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение». Следовательно, инцидент случается, т. е. происходит случайно или непреднамеренно. Уже в силу своей случайности он не может быть началом открытой стадии конфликта, так как конфликт предполагает осознанные и целенаправленные действия, а не случайность. Так, авторы книги «Внимание: конфликт!» Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк на основе анализа различных видов конфликтов приходят к выводу о том, что конфликтная ситуация и инцидент, таким образом, «ведут себя» в определенном смысле независимо. Например, конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а инцидент - возникнуть случайно.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Он возможен и как результат естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Но даже тогда, когда инцидент провоцируется кем-либо (противостоящей стороной (сторонами), «третьей силой» и т. д.), главной целью «провокации» является создание основания для повода. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 1914 г., было хорошо спланированной акцией. Но для мировой общественности и для находившихся в состоянии конфронтации Австро-Германского блока и Антанты это событие было случайным инцидентом, который стал формальным поводом для начала Первой мировой войны. Хотя объективные противоречия и напряженность в отношениях между Антантой и Германским военным блоком существовали уже много лет, именно эти противоречия стали истинной причиной мировой войны, а не инцидент.

Действительно, повод и инцидент - разные явления. Но повод, по нашему мнению, надо рассматривать не как «конкретное событие», а в качестве субъективно созданной ситуации, основанием для которой могут быть реальные или вымышленные события. В понимании самого «инцидента» мы солидарны с мнением Е. М. Бабосова и А. В. Дмитриева о том, что он используется в качестве предлога для начала конфликта. Поэтому инцидент - это еще не конфликт, а лишь случай, который может быль использован в качестве предлога для начала противоборства сторон.

А. Р. Аклаев пишет, что инцидент неизбежно вызывает ответные действия1. Данное утверждение, на наш взгляд, также требует определенных уточнений. Если конфликтная ситуация полностью «созрела» и обе находящиеся в состоянии конфронтации стороны только и ждут этого самого повода (инцидента), то он непременно приведет к взаимному противоборству. Но возможны варианты, когда одна или обе стороны не готовы к конфликту или одна из сторон не желает вступать в открытую схватку в силу различных обстоятельств.

Тогда инцидент не приведет к конфликту. Так, например, политический режим М. Саакашвили в Грузии, стремясь силовыми методами решить конфликты с Абхазией и Южной Осетией, систематически провоцирует различные инциденты в зонах противостояния. При этом

Грузия рассчитывает не столько на свою военную мощь, сколько на вовлечение в конфликт миротворческих сил НАТО. Такое развитие событий является неприемлемым для Абхазии, Южной Осетии и выполняющей миротворческую функцию в зоне конфликта России. Поэтому они не поддаются на провокации грузинской стороны и инциденты не приводят к открытой войне.

В целом же в условиях сложившейся конфликтной ситуации возможны три основных варианта поведения сторон при возникшем инциденте: 1)

стороны (сторона) стремятся уладить возникшую в результате инцидента проблемную ситуацию и найти компромисс, не вступая в открытую борьбу; 2)

одна из сторон делает вид, что ничего особенного не произошло (уход от конфликта); 3)

инцидент становится поводом к началу открытого противостояния.

Инцидент также может стать поводом для эскалации уже существующего конфликта и его перехода в новую, более острую форму противоборства. Например, случайная гибель или преднамеренное убийство одного из лидеров конфликтующей стороны может явиться поводом для начала открытых боевых действий.

Выбор соответствующего варианта поведения во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентаций) сторон и их потенциальной готовности к конфликту. При этом учитываются и внешние условия (среда развития конфликтной ситуации). Порой именно окружающая среда «заставляет» стороны урегулировать возникшую проблемную ситуацию (инцидент) неконфликтными методами.

Итак, инцидент - это случай (происшествие), который в условиях сформировавшейся конфликтной ситуации может стать формальным поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Одним из главных условий успешного разрешения любого конфликта является разграничение инцидента и реальной причины противоборства - объекта (предмета) конфликта. Существуют конфликты, в которых такое разграничение инцидента (повода) и причины является вполне очевидным. Но есть и конфликты, для анализа которых необходимо содействие специалистов. Так, например, в сентябре 2006 г. в Венгрии разразился политический конфликт, который вывел на улицы Будапешта и других городов страны десятки тысяч недовольных граждан. Поводом для массовых выступлений стала 25-минутная аудиозапись, появившаяся накануне на веб-сайте государственного радио. Сделанная еще в конце мая, она озвучивала признание премьера Дюрчаньа о том, что он вводил граждан в заблуждение относительно экономического положения в стране. Очевидно, что данный инцидент (утечка информации) не привел бы к конфликту, если бы правительство проводило эффективную экономическую политику. Но, по мнению аналитиков, «Бунт зрел давно. С 1 сентября в Венгрии повышен НДС - с 15 до 20 %, на 100 % выросли отчисления на социальное страхование. Подорожали лекарства. Подскочили цены на газ, электроэнергию, бензин. Предвыборные обещания социалистов не выполнены. Застой наблюдается во всем»129.

При анализе конфликта также необходимо учитывать, что существуют конфликты, в которых инцидент как таковой (как повод) отсутствует. Это происходит в тех случаях, когда одна из сторон нападает «без объявления войны». Например, нападение фашистской Германии на Советский Союз (22 июня 1941 г.). Назвать инцидентом (случаем) одновременное начало боевых действий на всей многотысячной советско-германской границе, на наш взгляд, некорректно. Нападение грабителя на прохожего - пример, аналогичный предыдущему.

Особенность таких «безынцидентных» конфликтов, на наш взгляд, состоит в следующем: 1)

в этих конфликтах отсутствует конфликтная ситуация как таковая, нет, как правило, и напряженности в отношениях между потенциальными сторонами предполагаемого конфликта (вернее, потенциальной стороной ощущает себя лишь будущий агрессор); 2)

агрессор прежде всего рассчитывает на фактор внезапности, поэтому до нападения он тщательно скрывает свои намерения; 3)

агрессор обычно полностью уверен в своей победе, поэтому он рассматривает своего противника не как «дееспособного» субъекта (сторону) конфликта, а в качестве жертвы, объекта нападения; 4)

односторонняя агрессия может трансформироваться в реальный конфликт (противоборство) только в том случае, если

предполагаемая жертва сумеет дать агрессору достойный отпор и станет отстаивать свои интересы, т. е. если выбранный агрессором объект нападения трансформируется в субъект (сторону) конфликта.

В «нереалистическом» конфликте (в котором нет реального объекта) инцидент может выполнять роль несуществующего объекта. В таком конфликте инцидент (повод) выдается за объект (причину), и решить такой конфликт весьма непросто. Но в любом случае для решения конфликта необходимо находить реальную причину, а не повод или инцидент.

Тема: Конфликт и конфликтные ситуации.

2. Понятие конфликта; динамика его развития.

3. Стили поведения педагога в конфликтной ситуации.

Способы разрешения конфликтов.

4. Управление конфликтными ситуациями.

Литература.

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика.- Калининград.:1996, с77-105.

2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.:2001,

3. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.

4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: 2000.,

5. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций.- М.: 1999.

6. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликт.- М.: 1992.

7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.- М.:2001., с.1006-119.

8. Сергеева В.П. Классное руководство: планирование и организация работы от А до Я.- стр.56-58.

9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… .- стр.64-90.

10. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-

1. Понятие конфликтной ситуации.

«Конфликтная ситуация – это ситуация, в которойучастники (оппоненты) отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объекта конфликта».

Оппоненты (участники, субъекты конфликта- противники в споре)- отличаются друг от друга позицией, «силой», рангом (т.е. социальными характеристиками). Каждый оппонент имеет свои цели и интересы. У каждого – свои мотивы и своё отношение к объекту конфликта и друг к другу. У них уже сложены определённые отношения друг с другом.

Объект конфликта - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликтную ситуацию; это то, по поводу чего возникло(ли) непонимание или раздражение.

Конфликтная ситуация:

Цели - ОП- ОБ КОН -ОП- - Цели

Мотивы ПО- ЪЕ ФЛИ -ПО- -Мотивы

Интересы НЕ- КТ КТА -НЕ- -Интересы

НТ-1 -НТ-2

О Т Н О Ш Е Н И Я.

Среди потенциально конфликтных ситуаций выделяют-

(виды потенциально конфликтных ситуаций):

Ситуации деятельности;

Ситуации поведения;

Ситуации отношений.

Ситуации ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (конфликтные) - возникают по поводу выполнения школьником тех или иных заданий, успеваемости, учебной и не учебной деятельности. Конфликтные ситуации здесь могут возникать в случае отказа учащегося выполнить задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, неудачное замечание учителя, и пр.

Ситуации ПОВЕДЕНИЯ (конфликтные) – возникают в связи с нарушением правил поведения при условии, когда учитель, не выяснив мотивов и не вникнув в ситуацию, делает поспешный и ошибочный вывод о поступках кого-либо из учащихся.

Ситуации ОТНОШЕНИЙ (конфликтные) – возникают тогда, когда затрагиваются эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе общения или деятельности; когда деловые отношения подменяются межличностными; когда даются отрицательные оценки не поступку, а личности ученика.

Возможно ли работать с учащимися без конфликтных ситуаций? –НЕТ! Конфликтные ситуации имманентно (т.е. внутренне, объективно) присущи всему процессу обучения и воспитания.

Сама должность учителя предполагает возможность конфликтных ситуаций, где объектом могут выступать, например, право учителя требовать от учащихся выполнения учебных заданий; право учащихся распоряжаться своим свободным временем; право и учащихся и учителей на чувство собственного достоинства, и т.п. Другими словами, возможность конфликтных ситуаций заложена … в должностных функциях учителя (!).

Конфликтная ситуация может существовать долго, НЕ переходя в открытый конфликт.

В то же время, конфликтная ситуация – это своеобразный сигнал (звонок, набат) какого-то непонимания или нарушения. Поэтому, не замечать этот сигнал – конфликтную ситуацию – нельзя!

Надо стремиться ПРОЖИВАТЬ конфликтную ситуацию НЕ доводя её до конфликта.

Структура конфликта

Основные структурные элементы конфликта

Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта;

2) субъекты (участники) конфликта;

3) социальная среда, условия конфликта;

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы - все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:

1) основные психологические доминанты поведения;

2) черты характера и типы личностей;

3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники - это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

объект - это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты;

конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы;

инцидент - это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода.

Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство — убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу — это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на “своих” и “чужих”, друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным “кто есть кто”, ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее “ввязаться в драку” и победить, а с другой — трудно входить в воду “не зная броду”.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание).

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens - случай, случающийся). Инцидент - это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его повода.

Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент _ эхо уже конфликт, его начало. Например, сараевское убийство - убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу - это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на «своих» и «чужих», друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным «кто есть кто», ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурфв (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее «ввязаться в драку» и победить, а с другой - трудно входить в воду, «не зная броду».

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние. Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.