Амелия эрхарт. Новая улика прольет свет на происшествие

Аме́лия Мэ́ри Э́рхарт (англ Amelia Mary Earhart, 24 июля 1897 — пропала без вести 2 июля 1937) — американский авиатор, одна из первых женщин-пилотов, первая женщина, перелетевшая Атлантический океан. Также была известна как оратор, писательница, журналистка и популяризатор авиации.

Амелия с детства была отличной наездницей, плавала, играла в теннис и стреляла из подаренной отцом винтовки 22 калибра. Читать она научилась в четыре года и с ранних лет поглощала множество разнообразной литературы, но особенно притягивали её книги о великих открытиях и приключениях. В результате, несмотря на свою принадлежность к «слабому полу», среди детей с соседних улиц Амелия стала признанным лидером и заводилой. Её отметки в школе почти всегда были отличными, особенно по естественным наукам, истории и географии.

Некоторое время Эрхарт изучала в Колумбийском университете физику, химию и медицину, а также французскую классическую литературу (она знала четыре иностранных языка).

Её первым инструктором была Анита (Нета) Снук — одна из считанных в те годы женщин-летчиц. Для обучения использовался подержанный Curtiss JN-4. Нета отметила естественность новой ученицы, спокойно и уверенно чувствовавшей себя в кабине; впрочем отметила она и некоторую её склонность к авантюризму — несколько раз ей приходилось вмешиваться в управление, препятствуя попыткам Амелии при заходе на посадку пролететь под проводами линии электропередач, проходившей рядом с аэродромом.

Интересные факты:

* В современных США Амелия Эрхарт по-прежнему является известной и популярной национальной героиней и примером для подражания. В последние десятилетия в среднем каждый год в США выходит 4 новые книги об Эрхарт, не считая фотоальбомов и книг для детей. О ней снято несколько фильмов, документальных и художественных. Несколько лет назад инициативная группа конгрессменов внесла на рассмотрение вопрос об установке памятника Амелии Эрхарт в здании вашингтонского Капитолия, где проводятся заседания конгресса США; 21 января 2003 года, американские СМИ сообщили, что принятие соответствующего решения, в перспективе, практически обеспечено.

* На родине Эрхарт, в г. Атчисон, штат Канзас, каждый год проводится Фестиваль Амелии Эрхарт, куда съезжается до 50 тысяч гостей. Стандартная программа фестиваля включает показательные полёты с выполнением фигур высшего пилотажа, концерты музыки кантри под открытым небом, фейерверк, и день открытых дверей в Доме-музее Амелии Эрхарт, который с 1971 г. официально включен в Регистр исторических достопримечательностей национального значения США. Эрхарт часто упоминается в работах музыкантов, таких как Джони Митчелл, Патти Смит, Хитер Нова.

* Амелия Эрхарт явилась одним из главных персонажей фантастического фильма « Ночь в музее 2» (2009), где её роль исполнила актриса Эми Адамс.

* В 2009 году вышел биографический фильм Миры Наир « Амелия», в главной роли — Хилари Суонк.

*Детский образ Амелии был использован во 2-м эпизоде (Moai Better Blues) 2-го сезона и во 2-м эпизоде (The Tomb of Sammun-Mak) 3-го сезона игры Sam & Max.

В детстве

Лос-Анджелес, 1928 год

Амелия Эрхарт и обучавшая её Нета Снук

Мэр Саутгемптона, миссис Фостер Уэлш, приветствует Амелию Эрхарт. 1928

Амелия Эрхарт и президент США Герберт Гувер. 1932

Эрхарт была первым летчиком среди женщин, кому удалось в одиночку перелететь через Атлантический океан. Она удостоилась Креста Летных Заслуг за этот перелет. Эрхарт заработала множество других наград и написала несколько книг, ставших бестселлерами, о своих летных приключениях. Она сыграла важную роль в формировании "Девяносто девяти", международной организации женщин-пилотов. Эрхарт стала первым президентом организации в 1931-м.

Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897-го в Атчисоне, штат Канзас (Atchison, Kansas), в доме своего деда, Альфреда Гидеона Отиса, бывшего федерального судьи. Младшая сестра Амелии, Грейс Мюриэль Эрхарт, родилась в 1899-м. Их мать, Эми Эрхарт, не хотела, чтобы ее дочери выросли "миленькими девочками", поэтому подходила к воспитанию неординарно. Сестры ежедневно отправлялись на поиски приключений по окрестностям, лазили по деревьям, охотились на крыс с настоящими винтовками и пополняли свои коллекции червей, бабочек, кузнечиков и древесниц.



Будучи девочкой-сорванцом, Амелия успевала поглощать массу литературы, прекрасно училась и особо преуспела в истории и географии. Ей было 10 лет, когда она впервые увидела самолет. По признанию Эрхарт, тогда ее особо не впечатлила "штукенция из ржавой проволоки и дерева". В 1909-м ее семья переехала в Де-Мойн (Des Moines), где осенью 1916-го сестры на время расстались, когда Амелия поступила в элитный колледж в Пенсильвании (Pennsylvania).

Увидев своими глазами последствия Первой мировой войны, Амелия изначально планировала стать врачом. Она оставила колледж и устроилась на работу в военный госпиталь, рядом с которым находился аэродром. Всего несколько аэрошоу навсегда изменили ее последующую жизнь. С 1921-го Эрхарт посещала уроки летного мастерства. Чтобы платить за дорогое обучение, авантюрная девушка играла на банджо в мюзик-холле, была водителем грузовика, автомехаником и учителем.

22 октября 1922-го Эрхарт поднялась на высоту 4300 м, установив новый рекорд среди женщин-пилотов. Она стала настоящей звездой воздушных родео и приобрела уважение в местных авиационных кругах. Эрхарт совершила трансатлантический перелет в 1928-м, пока еще не одиночный. В ноябре 1929-го Амелия разогнала демонстрационный экземпляр "Веги" до 197 миль в час, тогда как старый рекорд составлял 156 миль в час. Затем она сдала экзамены на пассажирском самолете "Ford Trimotor" и получила престижную транспортную лицензию.

7 февраля 1931-го Амелия вышла замуж за Джорджа Путнама, своего пресс-агента и делового партнера. В мае 1932-го она, наконец, отправилась в свое самое рисковое атлантическое путешествие в одиночку. Она вылетела из Ньюфаундленда (Newfoundland) на легком самолете "Lockheed Vega", без радиосвязи, вечером 20 мая. Ей потребовалось пятнадцать с половиной часов, чтобы благополучно пересечь Атлантику. По словам Эрхарт, перегрузки были такими, словно она сидела в заполненном водой огромном барабане и отбивалась от слонов.

2 июля 1937-м Эрхарт, продолжая свой кругосветный полет на двухмоторном легком самолете "Lockheed Model 10 Electra", пропала без вести. Она и ее штурман Фред Нунан (Fred Noonan) оставили побережье Новой Гвинеи (New Guinea) и направлялись к о-ву Хоуленд (Howland), где планировали дозаправиться перед отправкой в Гонолулу (Honolulu). Масштабная и дорогостоящая поисково-спасательная операция, продлившаяся две недели, не дала результатов.

Эксперты провели новую антропологическую экспертизу останков, обнаруженных в Тихом океане в 1940 году. Специалисты пришли к выводу, что они принадлежат Амелии Эрхарт, первой женщине-пилоту, пересекшей Атлантику. Она бесследно исчезла, отправившись в полет на своем самолете 2 июля 1937 года, пишет Science Alert .

Поиски останков летчицы продолжались два года с момента ее исчезновения. Когда в 1940 году на необитаемом острове Никумароро в Тихом океане обнаружили скелет, эксперты посчитали, что он принадлежит мужчине. Однако профессор антропологии из университета Теннесси Ричард Джанц выяснил, что предплечья скелета были длиннее обычного. Такое расположение костей типично для белых женщин, которые родились в конце XIX века. Сам скелет не сохранился, поэтому специалисты проводили экспертизу фрагментов.

Мы, конечно, не доказали, что человеком, умершим на необитаемом острове, была именно Амелия Эрхарт, но это существенная порция данных, которая склоняет чашу весов в этом направлении, - отметили эксперты.

На острове, где нашли скелет, также обнаружили несколько вещей, которые могли принадлежать летчице. Это остатки летной куртки, зеркало, фрагменты алюминиевых листов и косметический крем от веснушек. Это позволило ученым сделать предположение, что Эрхарт провела последние дни или месяцы своей жизни на этом острове. Ранее считалось, что ее самолет "Локхид" израсходовал топливо и упал в воду. Поэтому поиски останков в основном проводились в воде.

Утонула в океане или попала в плен к японцам

Американка исчезла над Тихим океаном вместе со своим штурманом Фредом Нунаном. Они совершали кругосветный перелет и на момент катастрофы преодолели 80 процентов маршрута. Амелия так и не приземлилась на остров Хоуленд, на котором ей приготовили полосу для промежуточной посадки, хотя находилась рядом.

Последняя принятая от неё радиограмма была: "Мы на линии 157-337… Повторяю… Повторяю… мы движемся по линии". Судя по уровню сигнала, самолёт должен был показаться над Хоулендом с минуты на минуту, однако так и не появился. Не последовало и новых радиопередач.

Существует также альтернативная версия гибели летчицы. Свидетели утверждали, что видели Амелию и ее пилота в плену у японцев на острове Сайпан. Их обвинили в шпионаже и держали в тюрьме Гарапана. Штурмана Фреда, якобы, убили японцы вскоре после пленения, а перед высадкой американских войск на Сайпан японцы казнили Эрхарт вместе с несколькими другими американскими пленными.

В ТЕМУ

10 самых таинственных катастроф в истории авиации


1. 1937 г. Амелия Эрхарт.

2. 1944 г. Гленн Миллер - легендарный американский джазмен, тромбонист - исчез во время перелета из Англии во Францию. Он должен был подготовить выступление своего оркестра в освобожденном Париже. Самолет пропал где-то над Ла-Маншем. Обломки и останки найдены не были. Эксперты предполагают: небольшой одномоторный "Норсман С-64" майора Гленна Миллера был сбит по ошибке союзниками.

3. 1945 г. Звено № 19: Пять бомбардировщиков-торпедоносцев ВВС США бесследно исчезли в районе Бермудского треугольника. Что положило начало бесчисленным историям о мистических событиях в этой аномальной зоне. Никаких следов бомбардировщиков найдено не было. Исчез и самолет, который был отправлен на их поиски.

4. 1947 г. Star Dust: Транспортный самолет Avro Lancastrian, принадлежавший компании British South American Airways, пропал без вести в полете из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Сантьяго (Чили). Перед исчезновением послал странное сообщение, которое так и не было расшифровано.

Более 50 лет судьба рейса оставалась неизвестной, пока обломки самолета не нашли в 1998 году альпинисты на горе Тупунгато в Аргентинских Андах. Он вроде бы врезался в нее на полном ходу.

5. 1962 г. Авиакомпания Flying Tiger Line, рейс № 739: самолет Lockheed Super Constellation со 107 пассажирами на борту должен был сесть на Филиппинах на пути во Вьетнам. Но пропал. Поиски никаких результатов не дали.

6. 1944 г. Антуан де Сент-Экзюпери - французский летчик, писатель и поэт, автор "Маленького принца", выполняя разведывательный полет, исчез над Средиземным морем. Обломки его самолета "Локхид Р-38" были обнаружены лишь в 2000 году. В 2008 году появились воспоминания немецкого летчика, который уверял, что именно он на своем "Мессершмитте" сбил Антуана. Но свидетелей боевого столкновения не нашлось, немцу не засчитали победу. А на обломках "Локхида" не было обнаружено пробоин.

7. 2003 г. "Боинг 727-223"

№ 844AA: самолет взлетел без разрешения из аэропорта Луанды в Анголе. Диспетчеры пытались установить с ним связь, но никто не отвечал. Молчал и трансподер, реагирующий на сигналы радаров.

ЦРУ и ФБР искали самолет по всему миру, описывая как серебристый с синей, белой и красной полосами на борту. По официальной версии, самолет, переделанный для перевозки дизельного топлива, угнал бортинженер Бен Чарльз Падилла. Он пропал одновременно с самолетом. Куда он его угнал? И зачем?

8. 2007 г. Стив Фоссет - знаменитый американский бизнесмен и путешественник на воздушных шарах, самолетах, на дирижаблях и парусниках - разбился на одномоторном самолете во время полета над пустыней Невада. Год о его судьбе ничего не было известно. К поискам подключились пользователи интернета, рассматривая снимки со спутников. Но нашли Фоссета туристы - в труднопроходимых горах Минаретс, примерно в 9 километрах к западу от горнолыжной курортной зоны Маммот. Почему разбился путешественник, неизвестно.

9. 2009 г. "Эр Франс", рейс № 447: над Атлантикой пропал

"Аэробус А330", следовавший из Рио-де-Жанейро в Париж. И его следы искали долго и безуспешно. Основные останки были обнаружены на большой глубине спустя год. Все 228 человек, находившихся на борту, погибли. Самолет по какой-то загадочной причине, набрав высоту почти в 12 тысяч метров, рухнул вниз.

Считается, что ошибся экипаж, не разобравшись в показаниях приборов, регистрирующих скорость и высоту.

10. 2014 г. "Боинг 777-200": лайнер, направлявшийся из столицы Малайзии Куала-Лумпур в Пекин, исчез 8 марта, находясь над Южно-Китайским морем. Никаких следов 239 пассажиров и членов экипажа, никаких обломков не найдено, хотя в операции по поиску задействовано несколько десятков стран. С каждым днем ситуация только запутывается: версию о катастрофе спустя неделю сменила гипотеза о похищении. Но появляются все новые и новые - противоречивые - данные о том, в какую сторону мог бы направиться лайнер. Диапазон - от Афганистана до Австралии.

Американская летчица Амелия Эрхарт в детстве мечтала быть врачом. К этому, казалось, все и шло. Она работала медсестрой в военном госпитале, который находился невдалеке от аэродрома. Вид взлетающих самолетов очаровал 19-летнюю медсестру, и она твердо решила стать летчицей. Амелии потребовалось не больше года, чтобы научиться летать. И как летать!

РЕКОРД ЗА РЕКОРДОМ

Очень скоро она установила несколько женских рекордов: дважды по воздуху пересекла территорию США от океана до океана, совершила дальний беспосадочный перелет из Мексики в Нью-Йорк и первой из летчиц поднялась на высоту более шести тысяч метров. Имя Амелии Эрхарт становится известным. Однажды она призналась, что очень хотела бы перелететь через Атлантический океан, и в июне 1928 года ее желание сбылось. Летела Амелия Эрхарт не одна, а вместе с двумя летчиками. Стартовав с острова Ньюфаундленд, у восточного побережья Канады, их гидроплан через сутки опустился в Англии, в Уэльсе. Это был первый групповой перелет через океан с участием пилота-женщины.

Думаете, отважная Амелия на этом успокоилась? Нет, покой был не для нее. Она сразу же начала готовиться к еще более трудному и опасному перелету, тоже через Атлантический океан, но уже в одиночку. В мае 1932 года отважная летчица поднялась в воздух (опять с Ньюфаундленда) на одномоторном самолете «Локхид Вега» и спустя тринадцать часов была уже в Англии, вторично покорив Атлантику.

ВОКРУГ «ШАРИКА»

О замечательной победе Амелии Эрхарт писали все газеты мира. Корреспонденты спрашивали ее наперебой: «Какой будет ваш следующий перелет?». Она отвечала: «Над Тихим океаном, с Гавайских островов в Калифорнию и тоже в одиночку».

Это означало, что бесстрашной летчице предстоит преодолеть по воздуху около четырех тысяч километров, и на всем протяжении маршрута не будет даже клочка земли для вынужденной посадки!

До Амелии Эрхарт десять американских летчиков погибли при попытке совершить такой перелет. Только австралийскому пилоту Кингсфорду Смиту осенью 1933 года, наконец, удалось перенестись с Гаваев в Калифорнию, штат на западе США. Амелии же перелет удался сразу, и это было поразительно.

Все труднее и рискованнее становились перелеты летчицы, казалось, не знавшей страха. Когда она рассказала о своем новом плане, многие посмотрели на нее с удивлением и беспокойством. Еще бы, Эрхарт задумала не просто дальний, а сверхдальний рейс — вокруг земного шара!

Нет, она не была самой первой, кому пришла в голову такая мысль. До нее группа американских летчиков уже осуществила воздушную кругосветку, конечно, с промежуточными посадками. Но то были авиаторы-мужчины. На этот раз в кругосветное воздушное путешествие собиралась отправиться женщина-пилот.

ДВОЕ ОТВАЖНЫХ

Далекий перелет должен был начаться из южного американского города Майами и проходить через многие страны с несколькими посадками. Сначала — в Бразилии. Далее — бросок через Атлантический океан и две посадки в Африке. Затем — Индия, Австралия, Новая Гвинея, остров Хауленд у самого экватора, перелет через Тихий океан и, наконец, финиш в США. Так задумывалось.

Экипаж сухопутного двухмоторного «Локхида 12А» состоял из двух человек: самой Амелии Эрхарт и штурмана Фреда Нунепа, опытного воздушного навигатора. Стараясь взять как можно больший запас горючего, они отказались от многого: резиновой лодки, парашютов, оружия, сигнальных ракет. Продовольствия и питьевой воды на борту было тоже в обрез. Стартовали 1 июня 1937 года и полетели на восток, строго придерживаясь намеченного пути.

Только через месяц летчики добрались до небольшого острова Леэ у Новой Гвинеи. Амелия Эрхарт писала мужу в своем последнем письме: «Все пространство мира осталось за нами, кроме этого последнего рубежа — океана».

Погода держалась ясная, что сулило благополучное завершение сверхдальнего перелета. 2 июля Эрхарт и ее спутник покинули остров Леэ и взяли курс на остров Хауленд.

ТРЕВОЖНАЯ РАДИОГРАММА

Прошло семь часов. Катер береговой охраны «Итака», дежуривший у Хауленда, получил сообщение, что «Локхид» Амелии Эрхарт находится в воздухе. Попытки радиста сторожевого катера связаться с бортом самолета оказались тщетными. Летчики молчали. И только поздно ночью, со 2 на 3 июля, Эрхарт впервые вышла в эфир. Она передала: «Облачно. Погода ухудшается... Лобовой ветер». Слышимость была отвратительной, и последующие радиограммы полностью разобрать не удалось.

Около восьми утра 3 июля с борта «Локхида» поступило тревожное сообщение: «Итака». Мы где-то рядом, но вас не видим. Горючего осталось на тридцать минут. Высота 300 метров».

Самолет находился в воздухе уже 13 часов. В последней радиограмме, пришедшей в 8 часов 45 минут, Амелия Эрхарт срывающимся голосом прокричала: «Наш курс 157-337. Повторяю... повторяю... Нас сносит на север...» И связь оборвалась навсегда.

Те, кто следил за полетом, надеялись, что опустевшие баки «Локхида» удержат его некоторое время после приводнения. На помощь вылетела летающая лодка. Увы, терпящий бедствие самолет найти не удалось.

Поиски продолжались более двух недель. И хотя в них приняли участие свыше десятка кораблей, в том числе, линкор «Колорадо» и авианосец «Легсингтон», а также более сотни самолетов, они оказались безрезультатными. Не удалось найти даже малейших признаков катастрофы.

ШПИОНСКОЕ ЗАДАНИЕ?

Надежды рухнули. Один американский журнал писал в те дни: «Возможно, потерпевшие аварию были обречены на медленное умирание. Но хочется думать, что с того момента, как баки «Локхида» опустели, конец наступил очень быстро, и муки пилотов не были продолжительными».

Тайна гибели Амелии Эрхарт и Фреда Нунепа не прояснилась до сих пор. Но спустя четверть века после трагедии появилось новое объяснение случившегося. Родилось подозрение, что причиной гибели авиаторов была вовсе не авиационная катастрофа. Возможно, экипаж «Локхида» имел и специальное задание — выяснить место расположения японских аэродромов, а также других военных объектов на тихоокеанских островах. Японцы тогда усиленно готовились к войне.

Выполняя секретное поручение, американские летчики сначала намеренно отклонились к северу, а затем уже направились к Хауленду. На пути к острову летчики попали в тропический шторм, совершили вынужденную посадку и были схвачены японцами. Их могли переправить на остров Сайган, в штаб-квартиру японских вооруженных сил.

Много лет спустя жители тех мест рассказали, что видели двух пленных — женщину и мужчину. Женщина, якобы, умерла от болезни, а мужчину японцы казнили в августе 1937 года. Но это лишь слухи и предположения. Правды до сих пор не знает никто.

4 выбрали

Она покорила сердца десятков мужчин, но ее сердце принадлежало только небу. Амелия Эрхарт, отважная женщина-пилот, доказала всему миру, что слабого пола не бывает.


Первая встреча

24 июля 1897 года в городе Атчисон штата Канзас родилась девочка с удивительно яркими голубыми глазами. Ее родители даже не подозревали, что они не зря так напоминают небо, ведь именно туда всю жизнь будет устремлять свой взгляд Амелия Эрхарт.

Девочка росла маленьким сорванцом. К черту ваши бантики, оборки и платьица! Вот поиграть в индейцев и пострелять из дедушкиного охотничьего ружья - это по-настоящему здорово. Однажды отец 11-летней Амелии повел ее на городской праздник. Карусели, сладкие леденцы, оживленные лица чуть подвыпивших буржуа… За всей разноцветной суматохой девочка увидела странную металлическую конструкцию и сердце ее ёкнуло. "Эми, смотри, аэроплан", - папа взял девочку за руку.

Это была их первая встреча…

Маленькая Эми выросла в стройную девушку с независимым характером. Она могла постоять за себя, могла ответить на острую шутку еще более острой шуткой… Правда, пока не могла дать ответа самой себе на вопрос "кем я хочу быть?" Впрочем, Амелия долго не колебалась, это просто не было ей свойственно. Сразу после школы, оно поехала в Канаду и поступила на учебу в военный госпиталь. Мисс Эрхарт решила стать сестрой милосердия.


Вторая встреча

Насмотревшись на раненых, которые десятками поступали в госпиталь (ведь шла Вторая мировая война!) девушка поехала домой, чтобы чуть оправиться и передохнуть. При встрече отец взял ее за подбородок и долго вглядывался в родное осунувшееся лицо: "Вот что, девочка моя, завтра пойдем, поглазеем с тобой на воздушное шоу. Отвлечешься немного".

Назавтра Амелия, не отрываясь, смотрела, как крохотные аэропланы выделывают в воздухе неуклюжие пируэты. Девушке решительности было не занимать, и недолго думая, она попросилась в кабину летчика. Всего за 10 долларов! Самолетик поднялся, и сердце ее бешено заколотилось… Нет, не от страха - от восторга! Вираж, еще вираж… "А давайте еще кружочек?" - уговаривала девушка летчика. А внутри нее зрело решение: "Я хочу летать сама!" Им она, приземлившись, и поделилась с пилотом. Тот поднял ее на смех: "Женщина в небе? Это решительно невозможно. Ваше место на кухне!"

Но Амелия была не просто упрямая, а очень упрямая. Почему это женщинам позволено меньше, чем мужчинам?! Мы еще посмотрим кто кого!

И девушка начала поиски. Она искала летную школу, куда бы ее приняли, несмотря на пол. Оказалось, что женщины-пилоты уже были! И даже ставили свои рекорды. Например, Анита Снук, которая сейчас даже работает инструктором.

К ней-то, как следует нарядившись, чтобы произвести впечатление, и отправилась Амелия. Впечатление было произведено, но, увы, не самое хорошее. Шелковый шарфик и длинные лайковые перчатки выглядели до смешного нарядно рядом с засаленными комбинезонами. Снук потребовала за обучение сумасшедших денег - 500 долларов за 12 занятий. И Амелия начала вкалывать: юридическая фирма отца, телефонная компания, аптека - за полгода девушка собирала нужную сумму и одновременно проходила обучение. В 25 лет у мисс Эрхарт был свой маленький самолетик ярко-желтого цвета - "Канарейка".

На "Канарейке" у Амелии случилась и первая аварийная посадка. Ей не удалось набрать нужную высоту, и самолетик врезался в эвкалиптовые деревья. "Боже, что с пилотом? Жива ли?" - толпа зевак и журналистов бросилась к месту аварии. Подбежав, они увидели Амелию, невозмутимо сидевшую среди обломков с открытой пудреницей: "Должна же я прилично выглядеть, когда сбегутся репортеры!"

Амелия становилась знаменитой. Ее острый язычок, стройная фигура и голубые глаза заставляли многих мужчин увлекаться ею. Красавица, да еще и пилот - экзотика! Сама же Эрхарт было только одно увлечение - таранить небо на своей "Канарейке". И только одна цель - побить все мужские рекорды.

Третья встреча

Но мужчина все-таки появился. Это был роскошный богач, издатель Джордж Палмер Путнэм. Сначала ни о каком романе не шло и речи, ведь причиной их знакомства были... конечно же, самолеты!

Путнэм предложил Эрхарт совершить необыкновенное: перелететь через Атлантический океан без единой посадки. "Это будет сенсация!" - уверял он своим бархатным баритоном. Амелию долго уговаривать не пришлось.

"Она подходит по всем статьям, - думал про себя Путнэм, - симпатичная, обаятельная, умеет хорошо говорить, и полна отваги. Эта девушка в умелых руках станет хорошим капиталом".

В 1928 году экипаж их троих человек, включая Амелию, вылетел из Ньюфаундленда и через 20 часов 40 минут приземлились в Беррипорте в Уэльсе. Они преодолели расстояние в 3219 км. С этого момента началась настоящая слава Амелии Эрхарт. Она давала сотни интервью, ее фото мелькало на обложках газет, летчица ездила по Америке с лекциями…

За время сотрудничества с этой насмешливой и чересчур уверенной в себе женщиной, Джордж Путнэм заработал много денег. Но это уже не волновало его так, как раньше. Ведь он влюбился. Влюбился, в эту сумасшедшую, независимую Амелию, которая отвечала ему лишь… симпатией.

На уговоры ушел целый год. К этому времени Амелия успела насладиться и славой, и полетами… Пришло понимание того, что чего-то не хватает. Может быть, Джорджа рядом? И она дала согласие.

Впрочем, Амелия Эрхарт не была бы собой, если бы не поставила ряд условий: она по-прежнему будет ходить в брюках, не позволит никому вмешиваться в свои летные планы, и главное, если она разлюбит Джорджа, то имеет право уйти в ту же самую минуту, без объяснений. Условия были приняты.

Последняя встреча

Спустя пару месяцев после свадьбы, Амелия приняла решение снова лететь через Атлантику. На этот раз одна. На садившейся в самолет Амелии, ее расстроенный супруг заметил щегольски повязанный шелковый шарф. "И здесь она не как все!" - с гордость и одновременно с обидой подумал Джордж.

У нее все получилось. И теперь Амелия была не просто знаменита, она стала национальной героиней. Амелия с Джорджем стали частыми гостями в Белом доме. Летчица даже подружилась с женой президента - Элеонорой.

Однажды Эрхарт даже прокатила на самолете первую леди страны. Говорят, что миссис Рузвельт вылезала из самолета белая как смерть, а Амелия заливисто смеялась: она позволила себе заложить "м-а-аленький виражик".

Отчаянная Эрхарт не успокаивалась. Следующий важный полет был не больше ни меньше - вокруг света. Сказано - сделано!

Перед посадкой Джордж сдался: "Дорогая, откажись от полета, останься со мной. Мы все объясним репортерам".

Амелия насмешливо посмотрела на умоляющего супруга: "А ты помнишь наш брачный контракт?"

Быстро обняла его, ободряюще потрепала по щеке и побежала к самолету. Разве ей был кто-нибудь нужен, кроме неба?

Венесуэла, Индия, Австралия, крохотный островок в Тихом океане… Было очень тяжело, почти невозможно. Амелия писала в своем дневнике: "Это не полет, а игра со смертью" и тщательно зачеркивала эту строчку.

29 июня Амелия со своим вторым пилотом вылетели с островов Лаэ, что в Новой Гвинее, и только через 12 часов вышли на прерывистую связь: "Облачно… Погода ухудшается…"

Через 18 часов еще сообщение: "Горючего осталось на 30 минут…" И когда миновали эти 30 минут, по рации услышали крик: "Наш курс 157-337. Повторяю. Наш курс… Нас сносит на север, нет, на юг…"

Поиски отважной женщины-пилота и ее самолета продолжались несколько недель, но ничего не было найдено. Никаких следов крушения. Нигде.

Иногда кажется, что Амелия решила поставить еще один рекорд, поднявшись туда, куда не поднимался ни один человек. А что, это вполне в ее духе…


Рита Железнякова
, etoya.ru

Фото: the.honoluluadvertiser.com, girls-planes.in.ua, wikimedia.org, aviagrad.ru



Геннадий Черненко
Художник А. Джигирей