Андрей Ткачев: Чего стыдятся люди.

Pudere - так на латыни обозначали привычный нам глагол «стыдиться». Однокоренным pudendum в средние века окрестили женские гениталии - «то, что женщина стыдится показать». Предполагалось, что в оппозиции стыдливым половым органам женщины находятся гордо смотрящие перед собой мужские гениталии.

Доктор психологии Эмили Нагоски в своей книге «Как хочет женщина» легко и играючи развенчивает это противостояние. Дело в том, что клитор, женский аналог пениса, точно также равноправно смотрит вперёд, только лишь имеет гораздо меньший размер за ненадобностью доставлять семя для оплодотворения. Этот простой, но яркий пример - символ долгого пути присвоения телу не биологического, но этического значения. Коснулось это и мужчин, и женщин. Однако, очевидно, первых история заставляла стыдиться гораздо реже: никаких проверок в первую брачную ночь, позора «опростоволоситься» или наглости иметь менструации.

Прежде всего хотелось бы коснуться понятия девственности . Это, возможно, самый трагичный эпизод в ряду навешивания на тело этических ярлыков. С точки зрения биологии девственная плева - тонкий слой кожи, натянутый у входа во влагалище, который может принимать различные формы: плёнки с отверстиями, полоски, полумесяца. Может он и вовсе отсутствовать. Интересно, что и у мужчин есть аналог - семенной холмик. Но сейчас не об этом. Плева может быть плотной, а может быть тонкой и упругой. Что важно, её разрыв, как правило, не вызывает кровотечения, но при первом половом акте оно может возникнуть из-за недостатка смазки и малозначительных разрывов влагалища, также если плева недостаточно упруга - повлечь разрывы близлежащих слоёв кожи. Я веду к тому, что наличие или отсутствие крови в первую брачную ночь или при первом половом контакте не свидетельствует ровным счётом ни о чем. Таким образом под молот фантастических наказаний за «нецеломудрие» в обществах по всему миру неминуемо попадали невиновные девушки.

В относительно недалёком прошлом, в XIX веке, в России потерявших «девичью честь» до брака, то есть не сумевших закровоточить во время первой ночи с супругом или угодивших под скверный слух завистливого соседа, наказывали с позором: сажали на цепь при церковных дверях, заставляли проползти под свадебным столом на коленях, как бы искупляя свою вину. Девушкам могли надеть на шею лошадиный хомут или исполнить набор ругательных песен их родителям.

В случаях, если девушка по слухам или в действительности, была в сексуальных связях - снисходительно смотрели на отношения с мужчиной статусом выше, но стыдили связь по любви - она приписывалась особенной развращённости женщины. В этом уточнении кроется и само отношение к ней - как к собственности, основной актив которой здоровье и новизна. Огорчает, что и сейчас этот тезис жив в умах и мужчин, и женщин: операции по восстановлению девственной плевы предлагают в множестве клиник, есть для таких процедур даже хитрое название - гименопластика .

Многовековые практики придания биологическим категориям этического смысла привели и к тому, что мы часто стесняемся своего тела даже один на один с собой. Помните эпизод из «Секса в большом городе», в котором Шарлотта впервые посмотрела на свою вульву в зеркало и упала в обморок? Данные экспертов в области полового просвещения показывают, что это не единичный случай и многие взрослые, даже рожавшие, женщины, никогда не видели некоторых частей своего тела: например, клитора. Теперь понятно, почему есть те, кому до сих пор удаётся верить в мистическое значение девственности и трепетать в ожидании сакральной крови. Мы просто себя не знаем. Однако если посмотреть на это с другой стороны - сколько впереди приятных знакомств!

Связь тела и стыда сохраняет свою устойчивость также из-за табуированности наготы. Информация о том, как выглядят мужские и женские внешние гениталии - половой член и вульва - поступала к нам прежде в очень ограниченном количестве: только из практики. Сейчас современному человеку легко найти её в Интернете: в виде эротики и порнографии, а они, как и любая модельная индустрия, отбирают только то, что приятно глазу. Почти всегда на фото и видео используется ретушь: корректируется цвет, закрашиваются прыщики и родинки. На глаза зрителям - мужчинам и женщинам - попадаются только хорошо отобранные и не существующие в реальности гениталии. От этого собственные пенисы и клиторы, мошонки и половые губы кажутся не такими, не нормальными, слишком большими или маленькими - постыдными. Благо раздевалки в бассейнах и банях никто не отменял, там чего только не увидишь. И сразу на душе отрадно: как нас много таких разных, но в общем-то одинаковых и совсем не постыдных.



Стыдиться

Стыди́ться

глаг. , нсв. , употр. сравн. часто

Морфология: я стыжу́сь , ты стыди́шься , он/она/оно стыди́тся , мы стыди́мся , вы стыди́тесь , они стыдя́тся , стыди́сь , стыди́тесь , стыди́лся , стыди́лась , стыди́лось , стыди́лись , стыдя́щийся , стыди́вшийся , стыдя́сь ; св. постыди́ться , устыди́ться

1. Когда человек стыдится чего-либо, он чувствует вину от того, что ведёт себя неправильно, совершает плохие поступки и т. п.

Мне нечего стыдиться! | Стыдиться перед друзьями. | Стыдиться своей глупости.

2. Если кто-либо стыдится чего-либо, кого-либо, то это означает, что этот человек испытывает смущение из-за чего-либо, из-за кого-либо.

Стыдиться бритой головы. | Стыдиться своего тела. | Стыдиться родителей, мужа. | Она не хотела стыдиться своей бедности и нарочно смотрела кумушкам прямо в глаза.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Смотреть что такое "стыдиться" в других словарях:

    Совеститься, стесняться, конфузиться, краснеть, дичиться. Мне стыдно (совестно) людей. Он покраснел как рак и ужасно сконфузился. Дост. Сгореть со стыда. Аркадий весь вспыхнул. Тург. Она зарделась как маков цвет. Краска (стыда) выступила на… … Словарь синонимов

    СТЫДИТЬСЯ, стыжусь, стыдишься, несовер., кого что или с инф. Испытывать стыд за кого что нибудь. «Джемма явно стала стыдиться своего жениха.» А.Тургенев. «Люди стыдятся говорить откровенно о себе.» Максим Горький. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    СТЫДИТЬСЯ, ыжусь, ыдишься; несовер., кого (чего) или с неопред. Испытывать стыд, стесняться. С. окружающих. С. сына (за его поступок). С. попросить что н. Стыдись! (т. е. как тебе не стыдно). | совер. постыдиться, ыжусь, ыдишься. Хоть бы людей… … Толковый словарь Ожегова

    стыдиться - стыдиться, стесняться, смущаться, конфузиться Стр. 1122 Стр. 1123 Стр. 1124 Стр. 1125 Стр. 1126 Стр. 1127 Стр. 1128 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

    стыдиться - до боли стыдиться страшно стыдиться … Словарь русской идиоматики

    Несов. 1. Испытывать чувство стыда от сознания предосудительности, неблаговидности поступка, поведения. 2. Не решаться на что либо из за чувства стыда. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Стыдиться, стыжусь, стыдимся, стыдишься, стыдитесь, стыдится, стыдятся, стыдясь, стыдился, стыдилась, стыдилось, стыдились, стыдись, стыдитесь, стыдящийся, стыдящаяся, стыдящееся, стыдящиеся, стыдящегося, стыдящейся, стыдящегося, стыдящихся,… … Формы слов

    стыдиться - кого чего и за кого что. 1. кого (стесняться в присутствии кого л.). Он стыдился посторонних от непривычки бывать в обществе. 2. чего (испытывать чувство смущения в связи с чем л.). Если говорить правду, то вы стыдитесь нашей любви (Чехов). 3. за … Словарь управления

    стыдиться - ▲ переживать свой, неблаговидный, деяние совеститься. совестливый. совестно. засовеститься. посовеститься. совесть проснулась. угрызение [угрызения] переживание собственных недостойных поступков. испытывать [мучать] угрызения совести. совесть… … Идеографический словарь русского языка

    стыдиться - стыд иться, стыж усь, стыд ится … Русский орфографический словарь

Книги

  • Песнь песней царя Соломона (подарочное издание) , . Стильно оформленное и прекрасно иллюстрированное подарочное издание. "Песнь песней" - самая поэтическая часть Библии. Она - сама поэзия, потому что предмет ее повествования - любовь. Любовь…

Стыд и смущение - обычные человеческие эмоции. Но чаще всего люди сторонятся их. Разбираемся, зачем нужно испытывать чувство стыда и смущения и нужно ли с этим что-то делать.

Что такое стыд и смущение

Стыд - социальная эмоция. Человеку становится стыдно за поведение, неприемлемое обществом. Стыд путают с чувством вины, но вина возникает из-за совершения преступления, нарушения чьих-то границ. На самом деле человек испытывает стыд в тех ситуациях, в которых сам не принимает себя.

Психотерапевт Лев Черняев называет стыд остановленным бегством. Человек хочет убежать от взглядов и оценок других людей, но бегство ещё стыднее. Поэтому человек замирает, краснеет, пытается исчезнуть.

Смущение - первая фаза стыда. Чаще всего человек смущается, когда совершает что-то полезное и приятное для себя, но боится, что это не примут и его отвергнут. Например, подросток смущается, когда его подозревают во влюблённости в кого-либо.

Почему они появляются и в чём их польза

Черняев считает, что стыд - это интроецированное отвержение ребёнка родителями. Родители говорят ему: «Нам стыдно за твоё поведение. Ты отвратителен». Ребёнок проглатывает это утверждение, не обдумывая, - это же родители, они правы. Чтобы не лишиться родительской любви, ребёнок готов отказаться от своего поведения, признать его неверным. Позже он сам говорит себе: «Я отвратителен» .

В этих трагических для ребёнка событиях есть смысл и некая польза - ребёнок учится соответствовать ожиданиям, действовать по правилам. Другое дело, что если чувство стыда ребёнок испытывает в избытке, он будет им парализован, не сможет действовать по своей воле, будет всё время оглядываться на других.

Как стыд и смущение помогают во взрослой жизни

Лев Черняев утверждает, что стыд сопровождает любое изменение Я. Когда человек учится, сдаёт любые экзамены, устраивается на работу - то есть предъявляет себя людям, - он испытывает стыд. Эта эмоция помогает человеку понять, что он на правильном пути - изменился к лучшему и пытается доказать это другим.

Смущение как лёгкая форма стыда помогает формировать отношения с другими людьми. Смущение - сигнал приятной близости; если человек смущается, значит, ему хорошо и другой человек для него важен. Если человек не будет смущаться и будет сдерживать эту эмоцию, он не сможет замечать приятные для себя вещи, перестанет понимать, когда ему хорошо.

Прислушаемся к тому, о чем говорили раньше: "Vox pópuli - vox Déi" - "голос народа - голос Бога".

В 137 населенных пунктах Российской Федерации был проведен социологический опрос. Социологи пытались выяснить, чем гордятся жители нашей страны, а чего они стыдятся, имея в виду обозримый исторический путь нашей Родины на отрезке столетия.

И вот что выяснилось. Предметом гордости большинства опрошенных является, во-первых, победа в Великой Отечественной войне. Несомненно, достойный ответ. Возвращение Крыма в состав России - это тоже покрывает собой огромную социологическую нишу. Люди радуются восстановлению исторической справедливости. Ведущая роль России в освоении космоса - этим можно гордиться. Гордиться в хорошем смысле слова, не бить себя в грудь, не надуваться, но знать свои победы.

В последнем варианте перечень совпадает с характеристикой Бисмарка. О характере русского человека Бисмарк говорил, что опасно затевать всякие милитаристские упражнения с этими людьми. Потому что они действительно неповоротливые, кое-чего не знают, но, в общем-то, просты, терпеливы и стойки, их потребности невысоки. И в невысоком уровне потребностей и есть залог неисчерпаемой силы для этого народа. Есть множество разных его афоризмов о России, которая долго запрягает - быстро ездит и прочее.

А чего стыдятся наши люди? Оказывается, чувство стыда и огорчения возникает у каждого десятого из жителей России, согласно опросу, от гонений на Церковь в минувшем XX столетии. Многие на уровне банального мышления так и говорят: если бы советская власть Церковь не гнала, то была бы лучшей властью в мире и стояла бы вечно.

Но ясно, что это исторически неверно. Потому что советская власть только и могла возникнуть как яркая оппозиция религиозному сознанию, и борьбу с религией они ставили во главу угла. Как говорил Ленин, "нам нужно перво-наперво разобраться с Боженькой".

Поэтому, с точки зрения фактологии и вообще внутренних процессов, это банальная и несправедливая мысль, не имеющая жизненной перспективы. Но с точки зрения социологического анализа, она указывает на правдивую тенденцию. Люди говорят: да, все было хорошо, в принципе. Дешевые коммунальные услуги, свежий хлеб, обеспеченная работа. Без каких-нибудь особых изысков. Но это же все наживное. Нельзя же за кроссовки, например, или за жвачку Родину продавать. Того, что Церковь гнали, люди стыдятся.

А теперь остается сделать последний шаг, чтобы творчески разрешить проблему. А именно, необходимо читать в наших приходах жития новомучеников и исповедников, начиная с известных митрополитов, Патриарха Тихона, царственных мучеников, и до простых мучеников, которых очень много.

Необходимо знать, кто в твоем регионе пострадал Христа ради. Местные мученики за Христа, которые есть везде. Необходимо поминать их в молитвах, изучать их, всматриваться в их портреты. И у нас есть фотографические портреты тысяч и тысяч людей, которые смотрели в дуло маузера последние секунды своей жизни за имя Иисуса Христа.

Есть Бутовский полигон, есть много других расстрельных мест. И нужно, чтобы люди знали: русский народ заплатил сверхдорогую цену за продолжение своего исторического бытия. Поэтому от стыда и позора следующий шаг к почитанию и прославлению народному - не только всецерковному, но и народному. И там, поверьте, хранится источник очень многих откровений.

Храни Господь всякую верующую душу.