Астафьев людочка краткое содержание по главам. Анализ рассказа Астафьева «Людочка

Трагическая история с картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо

Небольшая, но яркая история по картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре» дополняет новым глубоким смыслом известное на весь мир произведение.

У меня только и есть в жизни, что голова на плечах, мускулистое тело да сестрёнка Карменсита. Родители погибли при пожаре. Несчастный случай. Директор оставил нас при цирке. Пожалел.

Я сейчас силачом выступаю. А в юности звезд с неба не хватал. Носил лошадям воду, кормил собачек, продавал билеты. Зазывалой работал. Сестру в обиду не давал. Всегда от соседских мальчишек защищал. Она во мне души не чает. Поэтому сразу прибежала со своим горем.

Малой недавно тринадцать исполнилось. Грудь уже появляется. Она акробатка. Гибкая, тоненькая. Как лоза. Гнется, но не ломается.

Характер есть в ней.

А тут говорит, директор начал приставать в темном закоулке. Прижиматься, слова говорить всякие. Она испугалась. Вырвалась.

Я прямо в бешенство впал. Пошел к нему. Говорю, что ты, козел старый, совсем нюх потерял? Ты что к ребенку пристаешь? За грудки схватил. Пригрозил.
Он задыхаться стал, за сердце хвататься. Я отпустил. Плюнул, ушел.

А сегодня две лошади у нас слегли. И у меня предчувствие такое нехорошее… Уходить надо. Завтра получка. После нее и уйдем. Будет тяжело, но прорвёмся. В цирке оставаться нельзя.

Карменсита репетирует. А я не могу этого урода из головы выбросить. Всех гимнасток уже опробовал. Мало.

Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г.

На картине Пикассо мы видим циркачей. Девочку-акробатку и силача-атлета. В начале 20 века многие цирки были бродячими. Можно сказать, что они были в вечных гастролях.

В том числе поэтому профессия циркача считалась маргинальной. Это были люди бедные, без определенного места жительства. И занесло их в эту профессию не от лучшей жизни. Сиротство или крайняя нужда семьи, которая не смогла прокормить всех детей.

Как правило, циркачи не имели друзей и родных вне своей цирковой «семьи». А любая травма могла лишить их не только скудного заработка, но и кинуть в пучину одиночества.

Когда смотришь на героев, сразу становится очевидно: атлет это понимает. Он поглощён своими мыслями. Его взгляд устремлён куда-то внутрь себя.

А девочка-акробатка ещё в том беспечном возрасте, когда о таких вещах не задумываются. Она радуется своей ловкости и окружающей ее компании.

Пабло Пикассо. Девочка на шаре (фрагмент). 1905 г. Пушкинский музей, Москва

Многие детали подчеркивают жалкость положения этих людей. Небо грязного серо-желтого цвета. Спина атлета вторит пустынным грядам, которые служат фоном. Куб и шар тоже землянистого цвета.

Лишь контуры тел отделяют персонажей от окружающего пространства. А ещё синий цвет одежды как-то выделяет их на фоне унылого пейзажа. Не позволяя в нем раствориться, пропасть. Их жизни хрупкие, несмотря на ловкость одной и силу другого.

Да, синий цвет играет очень важную роль в картине.

Насыщенный синий цвет шорт силача на переднем плане. Светло-голубой цвет костюма девочки в центре. И серо-голубой цвет юбки женщины на дальнем плане.

Цвет как бы теряет свою насыщенность от переднего плана к дальнему. Это даёт возможность блуждать взгляду по диагонали картины.

От сильного человека к человеку хрупкому. От мужского к женскому. От тяжелого к легкому. Возникает ощущение маятника: туда-сюда, туда-сюда.

Это как нельзя кстати подчеркивает то, что девочка балансирует на шаре. Начинаешь ощущать покачивание, желание удержать равновесие.

Изображение балансировки также подходит к описанию жизни бродячих циркачей. От одного заработка к другому. Из одного города в другой. Бесконечная вереница зрителей. Никакой стабильности. Никаких гарантий.

И это касается не только героев картины «Девочка на шаре». А всех циркачей Пикассо.

Пабло Пикассо. Два акробата с собакой. 1905 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)

Но жизнь продолжается. И Пикассо вносит нотки радости. Бледно-алый цветок в волосах девочки. Безмятежно пасущаяся белая лошадь. Ребёнок на руках у женщины. Яркий наряд на девочке рядом с женщиной. Так что не все потеряно. И не так уныло.

Цирк изображали и до Пикассо. Например, . Но если у Пикассо персонажи скорее выдуманные. То Дега писал реальных звёзд цирка. В самых экстравагантных нарядах. На пике славы.

Совсем другие ощущения возникают, когда смотришь на его Мисс Ла-Ла.

Пабло Пикассо написал «Девочку на шаре» в 1905 году. Сегодня картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Размышляя о нелегкой доле свободных художников, Пикассо изображает семью цирковых артистов на фоне пустынного пейзажа. Он словно обнажает «закулисье» цирковой арены и показывает, что эта жизнь полна лишений, изнуряющего труда, нищеты и бытовой неустроенности.

Картина наполнена колоссальным напряжением и драматизмом. Пикассо очень точно описал здесь психологическое состояние девочки-истерика, которая находится в крайне неустойчивом состоянии. Она балансирует на «шаре» собственной зарождающейся сексуальности, пытаясь сохранить равновесие между возбуждением, желанием и запретом.

1. Центральные фигуры

Хрупкая девочка и мощный атлет – две равнозначные фигуры, которые составляют центральное ядро композиции. Гимнастка беззаботно демонстрирует отцу свои навыки, но он не смотрит не нее: его взгляд обращен внутрь себя, он погружен в размышления о судьбе семьи. Эти образы, сильно контрастируя друг с другом, символически напоминают весы: непонятно, какая из чаш перевесит. В этом и заключена основная идея картины – надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности. Причем их шансы равны. Участь семьи отдана на волю судьбы.

2. Девочка на шаре

Фактически, это маленькая Лолита, которая ищет любви отца – атлет может быть и ее старшим братом, но это неважно, в любом случае перед нами зрелый мужчина, отцовская фигура. Она чувствует, что не нужна матери, и в поисках любви обращается к ближайшей мужской фигуре. Как и подобает истерику, она соблазняет, играет, увлекает и не может успокоиться, обрести устойчивость. Она балансирует между матерью и отцом, между желанием и запретом, между детской и взрослой сексуальностью. И этот баланс очень важен. Любое неверное движение может привести к падению и к травме, которая нарушит ее развитие.

3. Атлет

Очень важна реакция мужчины – он не поддается искушению, не реагирует на сексуальные провокации девочки, которая его соблазняет. Если бы он признал ее право на взрослую сексуальную жизнь, это привело бы к ее падению с шара. Она сохраняет равновесие за счет того, что он стабилен, надежен, устойчив в своей отцовской роли. Он не запрещает ей танцевать перед ним, не запрещает соблазнять его. Он дает ей это пространство для развития.

Но очевидно, что и внутри него происходит борьба. Неслучайно его лицо отвернуто в сторону: для того, чтобы справляться с возбуждением и победить свои чувства, ему нельзя смотреть на девочку. Интенсивно-синий цвет его плавок и ткани, на которой он сидит, подчеркивает конфликт между возбуждением и запретом.

4. Гиря

Предмет, который атлет держит в руке, очень похож на гирю (4). Она расположена прямо на уровне его гениталий. Он не может ее поставить по каким-то причинам. И это дополнительный признак неустойчивости. Мы видим, как сильно напряжены мышцы его спины. Удерживая гирю, атлет борется таким образом с сексуальным напряжением внутри себя. Не осознавая этого, он боится, что если поставит гирю и расслабится, то может оказаться во власти сексуального чувства и поддаться ему.

Фигуры на заднем плане

На заднем плане мы видим фигуру матери гимнастки (5) с детьми, собаку и белого коня. Черная собака (6), как правило, была символом смерти и служила посредником между различными мирами. Белый конь (7) здесь выступает как символ судьбы и издавна наделялся способностью ее предсказывать.

Символично, что мать повернута спиной к девочке на шаре. Когда женщина заботится о грудном ребенке, она переключает на него все внимание, психологически отстраняется от старших детей, а те начинают чувствовать фрустрацию. И поворачиваются к отцу в поисках его любви, внимания и поддержки. Здесь этот момент ярко показан: обе девочки отвернулись от матери и смотрят в сторону отца.

Шар и куб

Шар (8) всегда считался одной из самых совершенных и значимых геометрических фигур, он олицетворяет собой гармонию и божественное начало. Ровный шар с идеальной поверхностью всегда ассоциировался со счастьем, отсутствием препятствий и сложностей в жизни. Но шар под ногами девочки имеет неправильную геометрическую форму и говорит нам о ее непростой судьбе.

Куб (9) символизирует земной, бренный, материальный мир, скорее всего – мир цирка, к которому принадлежит атлет. Куб похож на ящик для хранения цирковых реквизитов, и отец готов передать их дочери, но пока не хочет раскрывать ей всю правду цирковой жизни: ему хотелось бы лучшей участи для своих детей.

Цветовая композиция

В образах матери, эквилибристки и элементах одежды атлета преобладают холодные сине-пепельные тона, символизирующие грусть и обреченность: этим людям уже не вырваться из «циркового круга». Отсутствие теней на холсте – тоже символ безысходности. Во многих культурах тень наделялась сакральным смыслом: считалось, что человек, ее потерявший, обречен на гибель.

Надежду символизируют красные цветовые пятна, которые присутствуют в элементах одежды детей. При этом младшая дочь полностью облачена в этот цвет – ее еще не коснулись цирковые будни. А старшая уже почти полностью «захвачена» миром цирка – у нее только небольшое красное украшение в волосах.

Любопытно, что фигура самого атлета написана с преобладанием светлых, розоватых оттенков – таких же, как и на фоновом пейзаже. И это неслучайно. Другой, лучший мир находится где-то за холмами, и именно оттуда исходит божественный свет, символизирующий надежду: ведь сам атлет, несмотря ни на что, – надежда для девочки и семьи.

Красный цвет ассоциируется с яркой, открыто демонстрируемой сексуальностью. Она как будто бы есть только у маленькой девочки в красном платье (10). Дети в этом возрасте не знают еще чрезмерных запретов, у них могут быть разные инфантильные сексуальные фантазии. Она пока твердо стоит на ногах, она еще далеко от мужчины и не боится обжечься.

Девочка на шаре – как бабочка рядом с огнем. Ее фиолетовый цвет связан с возбуждением и напряжением, однако он не переходит в интенсивный синий, в цвет тотального запрета. Интересно, что фиолетовый цвет дает именно сочетание красного и синего.

Белая лошадь

В психоанализе лошадь символизирует страсть, дикое бессознательное. Но здесь мы видим мирно пасущуюся белую лошадь (7), которая расположена прямо между атлетом и гимнасткой. Для меня она символизирует возможность интеграции, позитивного развития. Это знак надежды на то, что запретное сексуальное напряжение спадет и страсти будут укрощены.

Возбуждение будет способствовать развитию каждого из них. Девочка вырастет и почувствует себя эмоциональной, сексуальной с другим мужчиной, а атлет будет зрелым отцом для детей и надежным мужем для своей женщины.

Об экспертах

Психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».


искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

В. Астафьев – рассказ «Людочка». В этом рассказе ав­тор представляет нам трагическую историю деревенской де­вушки. Рассказу предшествует эпиграф и вступление. Эпиг­раф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские стро­ки: «Что в имени тебе моем?». Вступление наполнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручаю­щей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?».

И далее он разворачивает перед читателем эту простую ис­торию о деревенской девушке, вроде бы ничем не выделяю­щейся на фоне окружающих, обыкновенной, скромной, зам­кнутой, по-крестьянски трудолюбивой. Она живет в деревне с матерью и отчимом. Закончив десятилетку, уезжает в посе­лок ВПВРЗ, где поступает на работу в местную парикмахерс­кую. Снимает комнату у приютившей ее Гавриловны.

Рассказ о жизни героини в этом поселке предваряется у Астафьева описанием городского парка. И всюду тут мы ви­дим запустение, разорение, издевательство человека над при­родой. В парке выкопана канава, по которой течет горячая бурда – грязь и мазут. Вокруг «дурнолесье» и «дурнотравье»: растут кривоствольные черемухи, бузина, волчатник. Место полностью захламлено человеком: всюду бутылки, мусор, сло­манные скамейки. С этой ужасной картиной контрастируют лозунги, висящие в этом месте: «Ленинизм живет и побежда­ет!», «Слава советскому народу, народу-победителю!». Так пи­сатель, используя прием контраста, говорит об огромной дис­танции между планами государства и реальной жизнью. И в деревне Вычуган, и в поселке – всюду разруха, пьянство, ни­щета, нравственная деградация общества. С большой ирони­ей, даже сарказмом писатель замечает, что под этими лозун­гами в парке местные жители пили, играли в карты, дрались и резались насмерть, «имали девок». Вот как Астафьев описы­вает танцы в этом парке: «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному», «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».

Характерное поведение отличает и жителей этого поселка. Вот Артемка-мыло, представитель местной шпаны, вот пахан и вор Стрекач, человек, способный на любую подлость и гнус­ность. Именно он нападает на Людочку в один из вечеров, когда она возвращается домой через парк. Причем делает это от скуки, желая покуражиться перед приятелями. Свое отно­шение к этому персонажу Астафьев выражает в авторских комментариях – едких и саркастических, в презрительной интонации. В этом герое нет ничего человеческого, он подлый и примитивный тип. Став жертвой насилия, героиня тяжело переживает случившееся. Она пытается найти поддержку у Гавриловны, в собственной семье. Однако все остаются равнодушными к ее горю. В эти минуты Людочка вспоминает об умершем в больнице парне-лесорубе, о том, что не смогла ничем помочь ему, разделить его участь, чувствует свою ост­рую вину перед ним. В простой душе этой девушки живут силь­ные и глубокие чувства.

После всего произошедшего Людочка испытывает глубо­кое чувство вины, стыда, отчаяния, одиночества. «Никто ни о чем не спрашивал – никому до меня нет дела!» – думает она. И она решает покончить с собой, повесившись на дереве. Горь­кое восклицание автора словно продолжает мысли его герои­ни: «А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простень­кой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?»

Самоубийство девушки вызывает неоднозначную реакцию окружающих. Близкие испытывают острое чувство вины, от­чим Людочки расправляется со Стрекачом. В поселке же все остается по-прежнему. Астафьев замечает: «Угнетенные, ог­рабленные, царапанные, резанные, битые, в страхе ожидания напастей жившие обитатели железнодорожного поселка вздох­нут теперь освобожденно и будут жить более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взра­щенного». С горечью всматривается Астафьев в души своих героев и понимает, что это «темное царство» погубило невин­ную душу.

А каковы же истоки этих бед? По мысли писателя, корень этого зла – в разрыве связей народа со своей историей, в ги­бели русской деревни, в губительной социальной политике, когда государству нет дела до конкретного человека. В душе героев нет веры в Бога, но нет и никаких иных идеалов.

Астафьев с горечью пишет о нравах русского народа, оза­боченного строительством социализма и коммунизма, когда жизнь человеческая обесценивается, когда рушатся все мо­ральные устои, все то, чем Испокон веков был жив русский человек.

Здесь искали:

  • людочка краткое содержание
  • людочка астафьев краткое содержание
  • астафьев людочка краткое содержание

Героиню звали Людочка, родители были обычные люди, но вот отец спился от ужасной работы, а мама все переживала за будущее. Девочка росла, в негативной атмосфере, так как отец постоянно пил. Она редко улыбалась, радовалась жизни, училась она удовлетворительно, ничего ее не радовало. Как то раз, отец совсем исчез из жизни семьи, но им жилось так лучше. Не было никаких неурядиц, пьяных выступлений.

Когда Людочка будучи закончив школу, захотела уехать в город. Вот только денекг не было, но она решилась, первую ночь она провела на вокзале. Все свои сбережения она решила все таки потратить на себя, она зашла в солидную парикмахерскую, сев в кресло сказала что бы ей сделали причёску, и покрасили, но старая парикмахерша сказала, что не следует, так как волосы очень тонкие и ещё хуже будут выглядеть.потом она потребовала сделать ей маникюр. Сказав спасибо она вышла из парикмахерской. Она решила подкараулить эту старую парикмахершу, и попросилась к ней в ученицы. Парикмахерша осмотрела ее, попросила документы, и пошла устроила на работу. Она позвала Людочку жить к себе, го поставила некоторые условия, не пить, не курить, не водить парней, приходить домой в 11 и слушать во всем хозяйку.

Людочка во всем слушалась свою хозяйку, ну а работа ей давалась уж очень туго, она стригла мужчин под машинку, это удавалась ей отлично.

Как то все заходил к ней паренёк Артемка, как толко она не пыталась уложить кудри Артёмки, все бесполезно, ну а он не ради кудрей ходил к ней.

Тут как то приехал всем известный Стрекач, увидел Людочку и давай к ней приставать, а она испугалась и давай бежать сломя голову, прибежала к дому, упала и потеряла сознание. Людочка пришла в себя и решила ехать домой, к маме. Помогла там маме и отчиму и обратно в город. Девушка вспомнила одну историю, что она не помогла одному человеку и теперь винит во всем себя.

Людочка боялась ходить через парк, ведь тот случай, когда стрекач с пацанами подкараулили ее не даёт ей покоя, у неё с собой есть бритва на всякий случай.

Что то произошло и пошла она к тополю, навязала верёвку, попрощалась с родными. Пацаны уже как бы ругали ее, один пошёл на разведку и увидел дрожащее тело Людочка. Побежал все рассказывать друзьям, они скрылись.

Картинка или рисунок Людочка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Щелкунчик и мышиный король Гофман

    Накануне рождества Фриц и Мари целый день сидят в спальне. Им запретили входить в гостиную, так как там наряжали ёлку и укладывали подарки. Мальчик говорит сестре, что заходил крестный с большой коробкой.

  • Краткое содержание Дневник Коли Синицына Носов

    В этом произведении говорится о мальчишке по имени Коля, который был старательным и любопытным ребенком. Летом, когда занятия в школе уже закончились, мальчик завел дневник.

  • Краткое содержание Бианки Приспособился

    Готовясь к зимней спячке, медведь устраивал себе берлогу. Располагалась она на холме, на одном из склонов. Вокруг рос частый ельник. Яму мишка устлал еловой корой, узкие полосы которой он надрал тут же. Кору накрыл мягким мхом

  • Краткое содержание Беляев Вечный хлеб

    Рассказ Александра Беляева повествует о, как назвал автор, «вечном хлебе». Действие произведение происходит в маленькой рыбацкой деревушке на острове Фэр.

  • Краткое содержание Чехов На мельнице

    Герой рассказа Алексей Бирюков, мельник средних лет. Коренастый, здоровый, словно моряк, с красным угрюмым лицом. К нему на мельницу приехали пара монахов, смуглый чернобородый Диодор и старик Клиопа.