Бахаи религия. Бахаи религия Бахаи исламско синкретического учения

(М, 2000)

К новым религиозным культам, правда с некоторой оговоркой, можно отнести и веру Бахаи (Бахаизм) , история которой начинается со средины XIX в. в Ираке. Молодой иракский торговец по имени Сейд Али Мухаммад, известный под именем «Баб» (по арабски «Врата») 23 мая 1844 г. объявил о своей миссии Посланника Бога; его учение привлекло значительный общественный интерес. Исламские деятели, обеспокоенные распространением идей Баба, использовали свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. Баб был сослан в Иранский Азербайджан и заточен в бастион Мах-Ку и Чихрик. 9 июля 1850 г. в Табризе он был расстрелян. Однако смерть лишь придала уверенность его последователям в справедливости пророчества Учителя о том, что человечество неизбежно обретет «единство», что со временем появится «Обещанный», который объединит всех последователей и сам будет проявлением единственно истинного и живого Бога.

Современный бахаизм считает, что пророчество Баба исполнилось в Мирзе Хусейн Али (1817-1892), которого «посвященные» чаще зовут Баха-Аллахом (Баха-Улла). Он признается пророком, продолжающим ряд посланников Бога, в числе которых Будда, Христос и Мухаммед, и вместе с тем - «Обещанный у всех пророков». Своего старшего сына Аббаса Эффенди (1844-1921), впоследствии известного как Абдул-Баха («Слуга Баха»), Баха-Улла объявил своим преемником и толкователем учения. В 1910-1913 гг. Абдул-Баха совершил поездки в Египет, Европу, Северную Америку, где разъяснял учение веры Бахаи. Ко времени кончины Абдул-Баха вера Бахаи имела последователей в 35 странах.

Среди основных положений бахаизма: существование непознаваемого Бога-творца, равенство всех религий, единство человечества и равенство всех людей перед Богом, самостоятельный поиск истины каждым, гармония науки и религии, равенство прав мужчин и женщин, духовное разрешение экономических проблем, всеобщий мир, международный вспомогательный язык, отказ от расовых, национальных и политических предрассудков, нравственный образ жизни. Бахаи избегают употребления алкоголя и наркотиков, важное значение придают институту семьи, особо подчеркивают святость брака.

В бахаизме культовая практика сведена к минимуму. Предписано чтение 3 обязательных молитв. Общие богослужения, проводимые в каждый 19-й день, состоят из молитв, чтения текстов Священных Писаний бахаи и других мировых религий. Всякая работа, выполняемая в духе служения, также рассматривается как богослужение.

Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от пищи и питья от восхода солнца до заката. От поста освобождаются дети до 15 лет и пожилые люди после 70, больные, беременные и кормящие матери, путешественники и лица, выполняющие тяжелый физический труд. По достижении 15-летнего возраста человек может заявить о своей вере в ближайшем Местном Духовном Собрании, которое принимает его в качестве члена общины бахаи. Выйти из общины можно также, уведомив об этом Местное Духовное Собрание.

Храмы бахаистов именуются Домами Поклонения. Они имеют центральный купол и 9 арочных входов, символизирующих единство и разнообразие человеческого рода, Дома Поклонения создаются как духовные центры, включающие в себя различные вспомогательные учреждения научного, воспитательного и административного характера. Бахаи совершают паломничества на святую Землю, в Хайфу и Акку, где покоятся останки Баха-Уллы и Абдул-Бахи.

У бахаи нет духовенства. Координация деятельности каждой из местных общин обеспечивается советом из девяти членов, избираемых раз в год (21 апреля) тайным голосованием всех взрослых членов общины. Эти советы, предусмотренные в Писаниях Баха-Уллы, называются Домами Справедливости, или Местными Духовными Собраниями. Они избираются раз в год, несут ответственность за организацию всей деятельности общины и заботятся о благосостоянии ее членов. По последним данным, в мире имеется около 30 тысяч Местных Духовных Собраний. Общины финансируют свою работу из добровольных пожертвований своих членов.

Раз в девятнадцать дней вся община собирается для богослужения, совещаний по делам общины и углубления дружеских взаимоотношений. Благодаря учреждению этих Встреч Девятнадцатого Дня мнения и рекомендации каждого последователя веры Бахаи могут передаваться не только местному, но и Национальному Духовному Собранию - вплоть до Всемирного Центра веры Бахаи. Другие собрания местной общины бахаи проводятся во время десяти праздников года бахаи и двух годовщин, связанных с жизнью Абдул-Баха.

Национальные Духовные Собрания имеются в каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи. Они также избираются раз в год тайным голосованием по системе двухстепенных выборов. Национальное Духовное Собрание несет ответственность за управление делами общин бахаи и за организацию всей их деятельности в национальном масштабе. В настоящее время их число достигло 166.

Верховным органом Международной организации бахаи является Всемирный Дом Справедливости (находится в Хайфе, Израиль). Его состав избирается тайным голосованием действительных членов Национальных Духовных Собраний на 5 лет.

Всемирный Дом Справедливости каждый 5 лет назначает советников из числа выдающихся и преданных бахаи. В настоящее время их 81, 2 из них русские. Существуют пять Континентальных Коллегий Советников, которые подчиняются Всемирному Дому Справедливости. Каждая Континентальная Коллегия Советников назначает на пятилетний срок членов Вспомогательных Коллегий, они непосредственно контактируют с Местными Духовными Собраниями и отдельными бахаи. Число членов Вспомогательных Коллегий достигает 702.

Мировое сообщество бахаи сотрудничает с ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНЕП и ВОЗ, отстаивая идеи создания всемирной федерации, введения общего вспомогательного языка, координации мировой экономики, всеобщей системы образования, единого кодекса прав человека, согласованного механизма коммуникаций в масштабах планеты, унифицированной системы денежных единиц, мер и весов. Бахаитская литература публикуется во всем мире на 700 языках.

В России вера Бахаи была известна еще в дореволюционный период. О ней знал И.С.Тургенев. Лев Толстой относился к ней благожелательно. В Ашхабаде в 1905 г. был построен первый в мире Дом Поклонения бахаи. Сейчас на территории СНГ действуют Российское и Грузинское национальное духовные собрания. В 1992 г. в Нью-Йорке состоялся Всемирный конгресс бахаи, одновременно с которым проводились спутниковые конференции в десяти крупнейших городах мира, в том числе и в Москве.

В настоящее время в России имеется более 350 общин бахаи, большинство из которых не зарегистрировано.

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

ВЕРА БАХАИ – религия, возникшая в 1844 году в Иране. Основная цель веры бахаи – объединение человечества через его духовное возрождение и установление Величайшего мира.

Общая история. Вера бахаи интересна тем, что имеет не одного, а двух независимых основателей религии, называемых в традиции бахаи – Двойное Богоявление. В мае 1844 года купец из Шираза сиййид ‘Алδ-Муψаммад (1819 – 1950), известный как Баб (с араб. — «Врата»), провозгласил начало новой страницы в истории человечества – окончание эпохи пророчеств и начало новой эпохи свершений. Свою роль он обозначил как Исходную Точку этой эпохи и как Предтечи более великого, чем он сам, Посланника Бога. Чрезвычайно скромная, но в тоже время смелая и яркая личность Баба привлекала множество сторонников. Его учение, существенно отличавшееся от законов ислама, было воспринято как угроза для шиитского духовенства и власти шаха. Последователи Баба как вероотступники ислама подверглись жестоким гонениям. Сам Баб запретил насилие как инструмент борьбы. В 1850 году он был расстрелян в Тебризе после более 3-х лет заключения.

После смерти Баба фактическим лидером движения стал мирза Хусайн ‘Алδ Нζрδ (1817 – 1892), известный как Бахаулла (араб. «слава / великолепие Бога»). Бахаулла родился в Тегеране в семье визиря и происходил из знатного рода. В 1844 году он стал активным последователем Баба. Лично они никогда не встречались. Через два года после казни Баба Бахаулла был арестован и заключен в тегеранской тюрьме Сδйβх-Чβл. По словам самого Бахауллы, здесь в 1852 году им было получено Откровение о том, что он и есть «Тот, Кого Явит Бог», Обетованный всех религий, о пришествии которого говорил Баб. После изгнания из родной страны последующие 40 лет Бахаулла провел в ссылке или заключении на территории Османской империи. И хотя, он получил лишь базовое образование, написал более 100 томов Писаний: от небольших писем до фундаментальных трудов по духовным и социальным вопросам.

После кончины Бахауллы в 1892 году в Бахджи (г. Акко) согласно его завещанию общину возглавил его старший сын Аббас Эффенди (1844 – 1921), известный как Абдул-Баха («Слуга Баха[уллы]»). В отличие от Баба и Бахауллы Абдул-Баха не имеет в вере бахаи статуса Богоявления, но является совершенным примером для верующих и полномочным толкователем Писаний. При нём религия начинает становиться известной в странах Запада. С 1921 по 1957 год мировая община бахаи управлялась правнуком Бахауллы Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957). Сейчас мировой общиной бахаи руководит избираемый на 5 лет коллегиальный орган из девяти человек – Всемирный Дом Справедливости.

История в России. Россия была одной из первых стран, где появилась вера бахаи. Её первые последователи появились в России в 1860-ые годы. Царское правительство благоволило новой религии за её доброжелательный и миролюбивый характер, поэтому тысячи бахаи, спасаясь от преследований в Иране, бежали в Россию. Община Ашхабада составляла около 5000 человек, имела собственный храм – Дом Поклонения, школу, издавала журнал «Солнце Востока». Из Российской империи ехали учителя для распространения веры в США и другие страны.

В Москве община была официально зарегистрирована в 1925 году. В 1930-ые годы общины бахаи на территории СССР подверглись гонениям: часть последователей была депортирована в Иран, часть арестована и сослана в Сибирь и Северный Казахстан. Возрождение веры бахаи в России произошло в конце 1980-ых годов. В 1990-ые годы вера бахаи сумела занять скромную, но достаточно устойчивую нишу в конфессиональной структуре российского общества.

Лев Толстой состоял в переписке с Абдул-Баха

В 1925 году была зарегистрирована первая московская община бахаи, состоящая в основном из персов. Однако уже в 1926 году начинаются аресты и высылки всех проживающих в Советском союзе последователей. Распространение традиции прервалось. В 1980-1990хгг. Веру Бахаи в Москве сохраняли распространяли в основном иностранные граждане, но и небольшое количество русских. Численность ядра общины не превышала нескольких десятков человек.С распадом СССР в Россию возвращаются проповедники веры бахаи, в том числе и те, кто был выслан в начале 20 века, например, Али Акбар Фурутан. В 1990-е на волне религиозного подъема Бахаи оказываются представлены на телевидении. Община стала постепенно расти и распространяться по городам России. В 1990 году впервые с 1920-х годов состоялись выборы местного духовного собрания Москвы.

Бахаи активно издают литературу, проводят образовательные и просветительские проекты в выставочных залах и и библиотеках. Издательскую деятельность организует издательство «Единение».

Национальный комитет по связям с общественностью работает над участием представителей бахаи в различных мероприятиях, знакомстве общества с учением, включением в межрелигиозный диалог.

В 1995 году началась публикация серии книг по духовно-нравственному воспитанию А. Лопатиной и М. Скребцовой, на данный момент издано около 35 книг, посвященных таким темам как природа, питание, образование, искусство, игры, мораль. Основной способ изложения — сказка. Книги издаются под эгидой «Фонда духовной культуры мира» и предлагаются вместе с комплексами методических разработок для использования в детских садах и школах. В книгах используется материал семи крупнейших религий.

С 2003 по 2010 год Москва была разделена по округам, в каждом из которых велась общинная жизнь, и были избранные Местные Собрания. В 2010 году Москва снова стала единой – под эгидой одного Духовного Собрания Москвы. Сейчас численность бахаи Москвы составляет около 200 человек, проводятся Праздники и Святые дни, многие верующие открывают свои дома для проведения детских классов и подростковых групп. Взрослые имеют возможность пройти всю последовательность духовного образования бахаи – Института Рухи, состоящую из 9 книг.

Основы вероучения. Бахаи верят в то, что Бог – единственный Творец всего сущего, постичь Которого рационально невозможно. Сущность Его превыше любых человеческих представлений. Из любви к человеку Бог время от времени посылает в наш мир особые Личности – Явителей Бога, или Богоявления. Они дают людям непогрешимое божественное руководство. Уверовав в Явителя и живя в соответствии с его заповедями, человек исполняет свою часть Завета – незримого договора между Богом и человечеством. В качестве Богоявлений, в вере бахаи признаются, например, Моисей, Кришна, Будда, Иисус, Мухаммад, Баб и Бахаулла. Бахаулла считается Явителем Бога для нынешней эпохи, а его учение – наиболее актуальным для текущего развития человечества. Вера бахаи рассматривает себя как органическую часть эволюционного процесса ниспослания Божественного Откровения. Бахаулла пишет, что есть только одна религия - «неизменная вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем». В его учении осуждаются любые попытки умалить роль пророков предыдущих по времени возникновения религий, оспорить какие-либо постулаты их учений или преуменьшить значение их писаний.

В качестве основ вероучения бахаи можно рассматривать следующие концепции: Бог – един и единственен, ниспосланные Им религии едины. Все люди на Земле — «плоды одного дерева и листья одной ветви». Человек является особым творением Бога, на котором Бог запечатлел свой образ и которое сделал средоточием всех своих имен и качеств. Таким образом, человек обладает благородной сущностью; при этом природа его двойственна: материальная и духовная. Без развития духовных качеств человек утрачивает свою благородную сущность. Из этого следует необходимость в Воспитателях человечества, которыми выступают Явители Бога. Целью жизни человека в учении бахаи выступает развитие качеств души через познание Бога и поклонение Ему.

Согласно писаниям этой религии, природа человека – отдавать, отдавая, душа человека развивается. Поэтому бахаи заботит скорее не личное спасение, а спасение всего человечества, основная проблема которого в том, что оно утратило связь с Богом и поглощено материальными заботами. В данном контексте целью веры бахаи является построение новой цивилизации на принципах и законах Бахауллы, для чего важно политическое объединение человечества, совместное решение глобальных проблем, единые права и свободы, установление всеобщего мира, принятие единого языка, объединение людей всех рас и народов в одной всеобщей вере.

Основные принципы веры бахаи были сформулированы Абдул-Баха следующим образом:

  1. Самостоятельный поиск истины
    2. Единство человечества
    3. Религия – источник Любви и Привязанности
    4. Единство религии и науки
    5. Отказ от предрассудков
    6. Равные возможности в отношении средств к существованию
    7. Равенство людей перед законом
    8. Всеобщий мир
    9. Невмешательство религии и политики в дела друг друга
    10. Равноправие женщин и мужчин
    11. Сила Святого Духа

Среди основных законов и увещеваний в вере бахаи можно выделить законы молитвы, поста, целомудрие, лояльность властям, образование детей, занятие профессиональной деятельностью, освящается создание семьи как союза мужчины и женщины. Среди законов бахаи в Китβб-и Аπдас содержится более 30 запретов, в том числе возбраняются злословие, исповедание грехов человеку, употребление алкоголя и наркотиков, азартные игры, участие в политических партиях и вмешательство в политику, работорговля, аскетизм, монашество и кремация. В вере бахаи нет института священнослужителей.

Социальная деятельность и личная практика бахаи. Одна из ключевых концепций веры бахаи заключается в том, что совершенствование характера и служение на благо общества, - неразделимые грани жизни каждого человека. Объясняя эту концепцию, Шоги Эффенди пишет: «Человек органично связан с миром, его внутренняя жизнь формирует окружающую среду и также сама глубоко подвержена ее влиянию».

Одной из своих задач последователи веры бахаи видят в позитивном преобразовании общества, через создание таких сообществ в их окружении, где каждый заботится о благополучии и безопасности другого. Основой таких сообществ бахаи видят процесс совещания жителей по насущным вопросам и их ответственность за своё развитие в духовном и материальном плане. Частью этого процесса является поддержка различных видов образования, а именно: духовного (социально-нравственного), интеллектуального, физического и творческого.

Основу личной духовной практики верующих, предназначенной для трансформации, упомянутой в Писаниях составляют:

  1. Чтение одной из обязательных молитв каждый день с чистым сердцем и полным посвящением;
  2. Регулярное чтение Священных Писаний утром и вечером с благоговением, вниманием и обдумыванием;
  3. Молитвенное размышление над Учением, чтобы глубже его понять, преданно исполнить и точно донести до других;
  4. Стремление каждый день приблизить свое поведение к тем высоким стандартам, что установлены Учением;
  5. Обучение Делу Бога;
  6. Бескорыстное служение Делу и работа по своей профессии, также выполняемая в духе служения.

Согласно формулировке Всемирного Дома Справедливости – это основные предпосылки духовного роста и развития верующего. Обрядность в религии бахаи сведена к минимуму. Существующие обряды заключения брака и погребения очень просты.

Священные и авторитетные тексты. Корпус авторитетных текстов веры бахаи включает Святые Писания Бахауллы и Баба, авторитетные толкования Абдул-Баха и Шоги Эффенди. Тексты Всемирного Дома Справедливости являются для бахаи авторитетным руководством.

Писания Баба, значительная часть которых утеряна, составляют преимущественно мистические тексты, комментарии к Корану, проповеди, письма и молитвы. Центральными священными текстами последователей Баба стали Каййум аль-Асма — пространный комментарий к суре «Иосиф» Корана. С её декламации первому ученику Баб начал свою миссию. Позже, место основополагающей книги последователей занял «Персидский Байан» («Изложение/Изъяснение [истины]»).

Наиболее важными писаниями Бахауллы являются: Китβб-и Аπдас («Наисвятая Книга» — главный священный и законодательный текст веры бахаи), Китβб-и γπβн («Книга Несомненности» — утверждение доказательств и положения Явителей Бога), Семь Долин (мистическая поэма о пути души человека к Богу), Сокровенные Слова (сборник моральных предписаний) и Китβб-и ‘Ахд («Книга Завета» — Завет Бахауллы со своими верующими). В этих книгах собраны основные духовные законы, концепции и принципы веры бахаи, а также установлена преемственность в руководстве общиной.

Многочисленные писания Бахауллы категории лау ψ представляют собой послания отдельным людям или группам (верующим, правителям, религиозным лидерам и т.д.) и обычно переводятся на русский язык как «Скрижали».

Символы и календарь. Официальным символом веры бахаи является пятиконечная звезда, однако наиболее известным – девятиконечная звезда. Также распространенными символами бахаи являются числа 9, 19 95 и каллиграфическое изображение Наисвятого Имени («Бог Преславен»). В вере бахаи используется солнечный календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней и нескольких дополнительных дней.

В начале каждого месяца отмечается Праздник 19-го Дня, состоящий из духовной (чтение молитв и цитат из священных текстов), административной (рассмотрение верующими вопросов жизни общины) и социальной (чаепитие, общение, творчество) частей. Помимо этого, в течение года бахаи отмечают 11 святых дней, главными из которых являются: Ризван (Провозглашение Бахауллой своей миссии), Возвещение Баба (Провозглашение Бабом своей миссии), Двойное Святое Рождество (Дни рождения Баба и Бахауллы по календарю бади) и Нау-Руз (Новый год).

Современное состояние. Количество последователей, распространенность, этнический и социальный состав. На современном этапе вера бахаи распространена в более чем 120 000 местностях практически во всех государствах и территориях мира, ее исповедают представители более чем 2100 этносов, а общее число последователей составляет от 6 до 12 миллионов человек. Священные тексты в том или ином объеме переведены на более чем 800 языков, а самые большие по численности общины – в Индии и США. В России на 2017 год количество последователей веры бахаи составляет около 2000 человек, проживающих преимущественно в крупных городах. Численность московской общины примерно 150-200 человек.

Социальный состав общин бахаи также крайне разнообразен. В России в социальной структуре общин бахаи преобладают верующие в первом или втором поколении, женщины, представители гуманитарных профессий.

В качестве неправительственной организации Международное Сообщество Бахаи (МСБ) активно сотрудничает с Организацией Объединенных Наций. Представители веры бахаи участвовали в конференции по созданию ООН в 1945 году, с 1946 года Международное Сообщество Бахаи аккредитовано при ООН в качестве неправительственной организации. Международное Сообщество Бахаи реализовывает более 900 социальных проектов, большинство из которых (не менее 600) в области образования.

Основные темы, находящиеся в фокусе внимания МСБ: реализация равенства мужчин и женщин; права человека и благосостояние человечества; развитие общества на трех уровнях: индивид, община и институты; роль религии в жизни общества; ситуация с бахаи в Иране.

Святые места и храмы. Связанные с ранней историей веры бахаи святыни, особенно в Иране и Ираке, по большей части уничтожены (немногие сохранились в Турции). Поэтому наиболее популярные на сегодня святые места бахаи располагаются в Израиле. Здесь в Бахджи находится усыпальница Бахауллы (место паломничества и поклонения для бахаи); в Акке – тюремная камера, в которой Бахаулла находился в заключении; в Хайфе – Всемирный Центр бахаи, на территории которого располагаются усыпальница Баба и обрамляющие ее Сады Бахаи (внесены в мировое наследие ЮНЕСКО в 2011 году). Ежегодно около миллиона паломников посещает Всемирный Центр Бахаи в Хайфе (Израиль). Сады Бахаи являются одним из наиболее популярных туристических мест Хайфы и всего Израиля.

Храмы . Первый Дом Поклонения бахаи (араб. Машриπ ал-Аθкβр, то есть «место восхода славословий/хвалы [Богу]») был построен в начале ХХ века в Ашхабаде (Туркменистан), однако пострадал от землетрясения и снесен при Н. С. Хрущеве. К 2017 году существует восемь действующих континентальных храмов бахаи: в Уилметте (США, 1953), Сиднее (Австралия, 1961), Кампале (Уганда, 1961), Франкфурте (Германия, 1964), Панама-сити (Панама, 1972), Апиа (Самоа, 1984), Нью-Дели (Индия, 1986), Сантьяго (Чили, 2016). В настоящее время ведутся работы по возведению национальных (в Демократической Республике Конго и Папуа — Новой Гвинее) и местных Домов Поклонения (в Камбодже, Индии, Кении и Вануату).

Храмы бахаи имеют ряд общих обязательных черт (девять входов, общий купол, изображение Наисвятого Имени), но отличаются своим дизайном, отражающим региональные культурные особенности. Как правило, храм бахаи представляет собой комплекс сооружений, включающих различные социальные учреждения, например, библиотеку и школу. Храм бахаи в Нью-Дели (известен как «Храм Лотоса») является одной из наиболее популярных туристических достопримечательностей Индии.

Организационная структура. Веру бахаи можно считать значительно институционализированной религией. Организационная структура Международного Сообщества бахаи называется Административным Порядком.

В основе администрации бахаи есть две ветви – избираемая и назначаемая. Избираемая ветвь («правители») обладает законодательными, судебными и исполнительными полномочиями. К этой ветви относятся коллегиальные органы управления – Местные и Национальные Духовные Собрания, Всемирный Дом Справедливости. Назначаемая ветвь («ученые»), к которой относятся Советники, члены Вспомогательных Коллегий и их ассистенты, не наделена властью и имеет лишь право консультативного голоса, однако обладает авторитетом и опытом, который помогает слаженной работе общины.

Название, написание и произношение. Наиболее приемлемыми названиями религии можно считать «вера бахаи», «религия бахаи». Слово «бахаи» используется как для обозначения религии, её последователей, а также как прилагательное для описания относящихся к вере бахаи объектов. В русском языке слово «бахаи» не изменяется по числам и падежам, ударение ставится на последний слог (в английском — на первый).

Место в классификациях религий и типологиях религиозных организаций. В вопросе отнесения веры бахаи к той или иной категории можно обнаружить различные позиции. В большинстве случаев веру бахаи ученые определяют, например, как «мировую религию» или «независимую религию» (Н. Смарт, М.Момен, Д. В. Пивоваров, А. А. Грицанов, А. Тойнби, Ю. А. Иоаннесян, У. Хэтчер, А. В. Мартыненко, и др.). Есть так же с различной степенью обоснованности мнения: «новое религиозное движение» (В. А. Мартинович, Д. А. Таевский, Л. И. Григорьева, В. Б. Яшин), «исламско-синкретическая секта» (Т. К. Ибрагим), «церковь» (П. Бергер).

Вера бахаи может быть охарактеризована как монотеистическая, авраамическая религия Откровения (при этом вера бахаи не ограничивает свою связь только с иудаизмом, христианством и исламом). Сами бахаи подчеркивают самостоятельный по отношению к другим традициям характер своей религии и всегда определяют себя как последователи новой мировой религии.

Библиография :

  1. Иоаннесян Ю. А. Вера бахаи. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2003.
  2. Касаткин Д. Бехаизм. В поисках пути к истине//Азия и Африка, N 11, М., 1995, с. 66-71.
  3. Кузнецова Н. А. «Бехаиты» // Ислам. Краткий справочник. Под ред. Н. А. Иванова и др. М., 1983.
  4. Мартыненко А. В. Бахаи и ахмадийат: новые религиозные сообщества в контексте модернизации ислама (сравнительно-исторический анализ). Ульяновск: Ульяновский Дом печати, 2005.
  5. Перкинс М., Хейнсворт Ф. Вера бахаи. М., 1990.
  6. Пивоваров Д. В. Вера бахаи: история, вероучение, культ: учебное пособие / Д. В. Пивоваров. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014.
  7. Хэтчер У.С., Мартин Дж. Д. Новая мировая религия. Пер. с английского С. Сухарева. СПб., 1995.
  8. Шефер Удо. Вера Бахаи: секта или религия? СПб.: Единение, 2003.
  9. Эсслемонт Дж. Э. Бахаулла и Новая Эра. М.: Единение, 2008.

Религия бахаи - явление новое и молодое по сравнению с самыми крупными и распространенными на Земле, прошедшими длинный путь становления и развития. Бахаизм зародился в 19 веке и не привязан к верованию какого-то народа. Последователи считают свою веру отдельной, самостоятельной религией, а не сектой или ответвлением. Общее число верующих сравнительно небольшое и насчитывает всего несколько миллионов.

Религия бахаи в России тоже есть, более того, она появилась здесь еще до событий революции. Считается, что ее корни уходят в Персию, откуда она распространилась в Индию и Российскую империю. Религия бахаи изначально считалась мусульманами исламской сектой, поскольку на ее возникновение и постулаты серьезно повлияла шиитская ветвь ислама. Сегодня даже в мусульманском мире новое вероучение признали самостоятельной религией.

Религия бахаи: откуда все началось

19 век был временем, когда приверженцы христианства и ислама верили в скорое пришествие нового Пророка, и последние были заняты поиском новоявленного Мессии. Один из ищущих, мулла Хусейн, в 1844 году случайно повстречал в Ширазе необычного юношу, который верил в то, что он - новый Пророк. Его звали Сайид Аль Мухаммед, 25 лет, он был невысоким, красивым и набожным. Все свое время он проводил в размышлениях о Коране и Боге. Он сочинял стихи и утверждал, что они - божественное откровение Аллаха, дарованное ему. Себя же юноша именовал "баби", то есть "указывающий врата к Богу".

В этом же году Пророк пошел еще дальше. Держась за кольцо двери Каабы, он перед толпой провозгласил себя Мессией. Сказать такое в столь священном месте было настоящим святотатством. Несмотря на то что у юноши были последователи, его посчитали возмутителем спокойствия, подрывающим устои ислама, и приговорили к тюремному заключению. Вскоре Сайид был переведен в крепость Маку.

По замыслу властей, курдская община, проживающая здесь, должна была принять в штыки слова юноши. На деле оказалось совсем не так, курды глубоко прониклись его идеями. Перевод в более отдаленный район не помог - проповеди Баба настолько захватили умы людей, что даже комендант-курд не устоял перед ними. Для того чтобы пресечь распространение учения, пророка предали суду. Приговор предусматривал телесное наказание. Реакция на эти события последовала незамедлительно. Бабиды организовали восстание, объявив начало эры заката ислама. Проблему надо было решить, и власти приговорили Баба к казни. Но это было только началом. Религия Бахаи, источник которой - сочинения Баба, развилась в самостоятельное течение благодаря другому человеку.

Бахаулла

Именно он продолжал дело Баба. Он был из обеспеченной, знатной семьи, но после того, как уверовал в новое учение, бросил все свое состояние. Занимаясь распространением идей Сайида, он попал в тюрьму, где получил откровение от Бога. После этого Бахаулла провозгласил себя человеком, о приходе которого говорил Баб. Впоследствии благодаря ему возникла религия бахаи. Но до этих событий было еще далеко. Как и предшественника, его сослали в местность с очень плохим климатом, а затем в тюрьму, куда заточали самых опасных преступников. Но Бахаулла выжил.

Более того, он успел написать "Наисвятейшую книгу", ставшую основой вероучения бахаи. Его проповеди были услышаны и здесь, и под их влияние попал даже глава местного духовенства. К месту ссылки начали стекаться паломники. Позже Бахаулла стал жить в личном особняке, название которого в переводе значило "радость". Умер он тут же, подхватив лихорадку.

Основы бахаизма

Бахаи (религия) кратко может быть представлена несколькими простыми постулатами. составляющими ее суть. Во-первых, за аксиому принимается утверждение, что

существует только один Бог, который создал все вокруг. Во-вторых, считается, что Бог ничем не выделял этносы и народы, создавая их. То есть все люди равны и имеют одинаковые права вне зависимости от расы, народности и цвета кожи. В-третьих, все религии есть одно целое. Последователи бахаи уверены, что источник всех религий один, и это Бог. Отличие обусловлено тем, что религии развивались в разных условиях в различные эпохи. Именно это стало причиной изменения и трансформации изначальной единой идеи.

Бахаи (религия) кратко говорит о том, что люди равны независимо не только от этноса, но и от пола. То есть равенство мужчины и женщины признается как само собой разумеющееся. Коренное отличие бахаизма от других религий - наличие конкретной программы, шагов, которые необходимо сделать для достижения нового мирового порядка. Например, один из таких шагов - уничтожение необразованности как явления. В мировом масштабе это сделать сложно, но в рамках общины предписано отдавать в школы всех детей. Если у семьи недостаточно для этого денег, а община по каким-то причинам не может оказать финансовую поддержку и выделить деньги на образование всех детей, то выбор должен быть сделан в пользу девочек. Такой подход считается самым рациональным, так как девочка в будущем станет матерью, а именно мать - первый наставник для ребенка.

То есть так проявляется забота о последующих поколениях. К тому же за угнетение, которому подвергались женщины в прошлом.

Особенности жизни

Мировая религия бахаи имеет свой календарь. Год в нем разделен на 19 месяцев по 19 дней в каждом из них. - девятиконечная звезда. В месте проживания общины действует орган, называющийся Домом справедливости. Из общины ежегодно избираются три человека для ведения дел и управления жизнью последователей культа. Бахаиты негативно относятся к употреблению алкоголя и пагубным привычкам.

Важное место в их системе ценностей занимает институт семьи, а брак как союз мужчины и женщины свято почитается.

Религия бахаи: вероучение, культ и организация

В отличие от других религий, культовая часть в бахаи минимальная. Любое действие, совершенное с мыслями о служении Богу, может рассматриваться как богослужение. Обязательным считается чтение всего трех молитв. На общих собраниях, которые проводятся в последний день месяца, приверженцы религии читают тексты Священных писаний бахаи, а также тексты других мировых религий. Пост в течение года всего один и соблюдается со 2 по 20 марта включительно. От него освобождаются дети, старики, беременные и кормящие женщины, а также путешественники. Чтобы примкнуть к религии, человек, достигший 15 лет, должен сообщить о своем желании на духовном собрании. Процесс выхода из общины происходит так же.

Дома поклонения

Так называются храмы последователей бахаи. Они имеют один центральный купол как символ Единого Бога и девять арочных входов. Они символ единства и разнообразия людской мысли в мире.

Дома поклонения включают не только место для молитв и собраний, но и различные вспомогательные институты. Они носят просветительский, образовательный и административный характер.

Духовенство

Религия бахаи не признает института духовенства как такового. Все решения принимаются на ежегодных духовных собраниях, а решения выносятся в процессе тайного голосования всех взрослых членов отдельной общины. Духовенство как институт бахаизму не нужен, поскольку для них любое действие, совершенное с и в контексте служения Ему, - уже культовая практика, не требующая посредников.

Лев Толстой о религии бахаи

Во времена писателя уже была известна религия бахаи в России. Толстой и бахаи, если можно так выразиться, прекрасно знали друг о друге. Писатель, захваченный новой идеей, ведет переписку с последователями религии по всему миру. Бахаизм распространялся очень быстро, подхваченный интеллигенцией разных стран. Толстой положительно отзывался о бабизме и считал, что он имеет большое будущее в мусульманском мире как нравственное учение о жизни.

Габриэль Саси написал три письма. Излагал постулаты новой религии, ее значение и тяжелое положение последователей. В ответ Толстой высказался в защиту бахаи в письме, которое должно было быть опубликовано в странах арабского мира.

Бахаи России

Религия бахаи в Москве также имеет последователей, несмотря на то что представители православного духовенства считают религию мусульманской сектой. Их число не так многочисленно, как в арабских странах. Несмотря на это, община ведет просветительскую деятельность и следует постулатам веры. Религия бахаи в Воронеже только начинает развиваться благодаря деятельности последователей религии. Они проводят занятия по духовному воспитанию бахаи не только у себя в городе, но и в Москве. Большинство общин не зарегестрированы. Примерное количество последователей в основных городах России не достигает и 100 человек. Религия бахаи в Воронеже проповедуется Марией Скребцовой и Алесей Лопатиной.

Её основатель Бахаулла (1817-1892) почитается как последний в ряду «явлений Бога», который, помимо Бахауллы, включает Авраама , Моисея , Будду , Заратустру , Кришну , Иисуса Христа , Мухаммеда , Баба . Всемирный центр находится в Хайфе .

Основные положения

Учение бахаи иногда рассматривают в качестве синкретической комбинации предшествующих религиозных верований . Хотя изначально религиозное течение возникло в русле шиитского ислама, сегодня большинство религиоведов считают, что вера бахаи стала самостоятельной религией .

По мнению бахаи, религия всецело основана на учении её основоположника Бахауллы. Существует точка зрения, что бахаи не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя её назвать и просто философской системой .

В 1925 году исламский суд Египта определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама .

Однако в истории и настоящее время известны другие мнения на этот счёт . Так, согласно Оксфордской иллюстрированной энциклопедии всемирной истории, бахаизм - это ветвь бабизма .

В исламе учение расценивается как вероотступничество , в связи с чем в Иране и некоторых других мусульманских странах бахаи подвергались преследованиям .

О человеке

Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека - это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.

История

Вера Бахаи́ зародилась в середине XIX века в Персии и в настоящее время объединяет свыше 5 млн последователей в 188 странах и на 45 зависимых территориях . Это представители многих народов, народностей и племён, выходцы из разных социальных слоёв. Части священных писаний бахаизма переведены более чем на 800 языков мира .

Развитие веры бахаи, согласно классификации Шоги Эффенди , делится на несколько периодов развития. «Героический» (или «Апостольский») век длился с 1844 по 1921 год, до момента смерти Абдул-Баха ; окончательно он завершился в 1932 году со смертью Бахиййе-ханум , старшей из дочерей Бахауллы. Сейчас идёт «Век Становления», или «Переходная эпоха», когда строится и укрепляется основание Администрации бахаи и эта вера выходит из безызвестности. Последней стадией развития веры будет «Золотой Век», когда она станет основанием для всей общественной жизни людей . В дореволюционной России имелось несколько крупных общин бахаи. Первый в мире храм бахаи был построен в начале XX века в Ашхабаде .

Баб

23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сейид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб » (араб. врата ‎), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по его словам, он сам являлся носителем божественного откровения, главной целью была провозглашена подготовка человечества к «новому Богоявлению». Исламские духовные лидеры враждебно встретили проповедь Баба и использовали своё влияние для преследования Баба и его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе .

Статус Баба с точки зрения религии Бахаи

Для последователей религии Бахаи Баб является независимым Богоявлением и одновременно Предшественником Бахауллы. Шоги Эффенди определяет статус Баба следующими положениями:

  • Двойственный характер Откровения Баба. С одной стороны, Баб был независимым Богоявлением, с другой - позиционировал Себя как «Врата» к «Тому, Кого явит Бог» - Богоявлению, которое будет неизмеримо величественнее Него Самого.
  • Главная причина величия Баба, Его первичная роль - в Его ранге самодостаточного Богоявления.
  • В качестве Предтечи, Баб связан с Откровением Бахауллы. Миропорядок бахаи был порождён двойным Откровением Баба и Бахауллы . Сам момент начала Откровения Бахаи - Провозглашение Баба Мулле Хусейну 23 мая 1844 г.
  • Баб дал начало новому пророческому циклу, пришедшему на смену предыдущему, адамическому . Творческая энергия, высвобожденная в час рождения Его Откровения и духовный импульс Его миссии и Его мученичества наделила человечество потенциалом, необходимым для достижения зрелости; в настоящее время эта энергия раскачивает сложившееся равновесие мирового порядка, чтобы, в конечном итоге, привести его к состоянию всемирного единства.
  • Величие Баба не преуменьшается краткостью Его Откровения (Провозглашение Бахауллы состоялось спустя всего 19 лет после Провозглашения Баба) и краткостью того времени, в которое были действительными Его законы.
  • Баб являлся олицетворением исполнения пророчеств всех мировых религий. Он был «Ушидар-Мах» зороастрийских писаний, возвращение Пророка Илии еврейской традиции, второе пришествие Иоанна Крестителя для христиан и «вторым бичом» Книги Откровения; Каим и Махди , ожидаемый мусульманами.
  • Распространённое в своё время на Западе мнение о том, что Баб был всего лишь «вдохновенным предшественником» Бахауллы, побудило Шоги Эффенди приняться за перевод «Вестников рассвета» Набиля Заранди,- монументального исторического отчёта о личности и эпохе Баба, «чтобы дать возможность лучше понять и ближе воспринять огромное значение возвышенного статуса Баба».

Бахаулла

Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Слава Божья»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Бахаулла стал одним из первых и наиболее ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу и подвергнут пыткам. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь , затем в Адрианополь и, наконец, в Акко , куда он был доставлен в 1868 году.

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени , призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен. В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока .

Абдул-Баха

Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 23 мая 1844 года. Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха (то есть «Слуга Баха») с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи Веры Бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.

В 1898 году, когда Абдул-Баха ещё оставался узником Османской империи , в Акко прибыли первые паломники-бахаи с Запада. После освобождения из тюрьмы в 1908 году Абдул-Баха предпринял несколько путешествий в Египет , Европу и Америку . Там он провозглашал весть Бахауллы о единстве и социальной справедливости в религиозных общинах, профсоюзах, на университетских факультетах, перед журналистами и государственными чиновниками, а также во время многочисленных общественных собраний.

Абдул-Баха скончался в 1921 году, за годы своей жизни укрепив основание Веры Бахаи и распространив её по всему миру.

Шоги Эффенди

В своём завещании Абдул-Баха назначил своего внука Шоги Эффенди Раббани (1897-1957) «Хранителем Веры Бахаи» и толкователем учения бахаи. Шоги Эффенди работал на протяжении 36 лет до самой своей смерти в 1957 году. За эти годы он перевёл многие писания Бахауллы и Абдул-Баха на английский язык , разъяснил их смысл, ускорил становление местных и национальных институтов бахаи и осуществил множество планов, целью которых было распространение веры бахаи по всему миру.

Социальная практика

Символы

Общепринятыми символами Веры Бахаи являются девятиконечная звезда, каллиграфическое написание «Величайшего Имени» (араб. «Йа-Баха-уль-Абха» - «О Слава Всеславного!»), а также каллиграфическое написание имени Баха (араб. بهاء ‎ - «слава»).

Символ «Баха» символизирует непрерывную связь между тремя мирами - мира людей, Явителей и Бога, соединенных Святым Духом.

Основные принципы вероучения Бахауллы

  • Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира.
  • Самостоятельный поиск истины каждым верующим.
  • Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических).
  • Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием.
  • Значимость и необходимость всеобщего образования.
  • Осуществление равноправия мужчин и женщин.
  • Устранение крайних форм бедности и богатства.
  • Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости.
  • Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам.
  • Всеобщий вспомогательный язык, например эсперанто , с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга.
  • Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
  • Отказ от фанатизма .
  • Отказ от азартных игр .
  • Отказ от употребления алкоголя или наркотиков . За исключением предписанного врачом.

Календарь

Администрация

В своём завещании Бахаулла назначил своего старшего сына Аббаса Эффенди (Абдул-Баха) толкователем Писаний Бахаи. Абдул-Баха, в свою очередь, назначил своего старшего внука Шоги Эффенди «Хранителем Веры», с тем же самым правом единоличного толкования Писаний. Шоги Эффенди никого не назначил своим преемником, но сделал все возможное для подготовки избрания первого состава Всемирного Дома Справедливости .

К 1963 году община бахаи стала достаточно велика, чтобы, наконец, можно было избрать представительный Всемирный Дом Справедливости. В первых выборах принимали участие 56 Национальных Духовных Собраний (прообразов национальных Домов Справедливости). Всемирный Дом Справедливости переизбирается каждые пять лет, Национальные и Местные Духовные Собрания - каждый год. Таким образом, с 1963 года делами мирового сообщества бахаи руководят только выборные органы.

У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Образ жизни бахаи включает ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака. Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост , воздерживаясь от приёма пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение.

Национальные и местные духовные собрания

Ежегодно в мире бахаи избираются 182 национальных духовных собрания (с 2001 года число неизменно). Духовных собраний (ни местных, ни национального) нет в Иране , где бахаи по-прежнему подвергаются преследованиям . Существует более 13 тыс. местных духовных собраний (органы самоуправления общины уровня отдельного населённого пункта (регионального значения); данные за 2005 год).

Святыни и храмы

Всемирный центр бахаи

Всемирный административный и духовный центр религии бахаи находится на севере Израиля . Он является также местом паломничества бахаи со всего мира . В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив. Другие святыни, связанные с жизнью Бахауллы, расположены в городе Акко и его окрестностях, включая самое святое для бахаи место - Усыпальницу Бахауллы в Бахджи.

8 июля 2008 года на своём заседании в Квебеке , Канада , комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внёс Всемирный центр бахаи в реестр Всемирного Наследия . Таким образом, сады бахаи в Хайфе и Бахджи стали первыми достопримечательностями в реестре ЮНЕСКО, которые связаны с религиозными традициями, возникшими в современный период истории .

Дома поклонения - храмы бахаи

Свои храмы бахаи называют «Дома поклонения», или Машрикуль-Азкар (араб. «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий .

Первый Дом поклонения бахаи был сооружён в 1908 в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова (серьёзно повреждён землетрясением в 1948 и снесён в 1963) . В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими храмами» на каждом континенте или части света: в Индии (Азия), Австралии , США (Северная Америка), Германии (Европа), Панаме (Центральная Америка), Уганде (Африка), Государстве Самоа (Океания) и Чили (Южная Америка) .

Некоторые из храмов бахаи получили широкое публичное признание. Так, «Материнский храм» бахаи в Северной Америке назван одним из семи чудес штата Иллинойс , а Храм Лотоса в Нью-Дели получил целый ряд престижных архитектурных наград .

Бахаи в Иране

Власти Ирана во все периоды относили бахаи к категории «незащищенных неверных», у которых нет никаких прав, несмотря на то, что это самое крупное религиозное меньшинство Ирана, численность которого (350 тыс. человек) существенно превышает численность всех остальных религиозных меньшинств страны, вместе взятых .

В конце сентября 1998 года стало известно об арестах в разных городах страны свыше 36 преподавателей и сотрудников Института Высшего Образования Бахаи (ИВОБ), учрежденного, чтобы дать молодежи бахаи возможность альтернативного образования; имущество и оборудование ИВОБ было конфисковано .

Численность последователей

Ежегодник Британской энциклопедии за 1998 год называет цифру 6,67 млн. , однако бахаи считают, что на тот момент она была значительно завышена, предпочитая говорить, что их было около 5 млн . Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5 % в год по всему миру.

В России общее количество бахаи на конец 2004 года равняется 3676. На Украине с августа 2005 года чуть больше 600 бахаи. В Беларуси на начало 2008 года насчитывается около 350 бахаи.

Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом . Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям .

Бахаи в России, СССР, СНГ

Когда в Туркестане была установлена российская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи - беженцы из Ирана . Через некоторое время Ашхабад стал настоящим прибежищем для бахаи. До революции 1917 года на территории Российской Империи общины бахаи существовали по крайней мере в четырнадцати городах, в том числе в Ашхабаде , Баку , Бухаре , Москве , Ташкенте и Тбилиси , однако все они были уничтожены в советское время . Начиная с 1991 местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ . В настоящее время в Российской Федерации существует 43 местных духовных собрания. Общее количество населённых пунктов, где проживают бахаи, достигло к началу 2004 года 424. Централизованная религиозная организация «Община последователей веры бахаи в России» зарегистрирована в Министерстве юстиции под номером 218.

Упоминания бахаи в русской культуре

  • Чингиз Айтматов , «Встреча с одним бахаи»
  • Александр Городницкий , Песня «Бахайский храм»
  • Пьесы Изабеллы Гриневской

См. также

Примечания

  1. Ибрагим Т. К. Бахаизм // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 . - Архивировано
  2. Encyclopedia of Religion / Lindsay Jones. - USA: Thomson Gale, 2005. - Т. 2.
  3. Китаб-и-Агдас, К182
  4. Иоаннесян Ю. А. Бахаи религия // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2002. - Т. IV. - С. Страницы. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-009-9 . - Архивировано из первоисточника 05-11-2012.
  5. , с. 37.
  6. Stockman, Robert. The Baha"i Faith and Syncretism // . - 1997.
  7. Van der Vyer, J.D. Religious human rights in global perspective: religious perspectives. - Martinus Nijhoff Publishers, 1996. - P. 449. - ISBN 90-411-0176-4 .
  8. Удо Шефер. Вера бахаи - секта или религия?
  9. 1925 г., мусульманский суд в городе Беба рассматривал дело о заключении браков семи мужчин-бахаи с мусульманками. Поскольку вера бахаи была признана отдельной религией, «полностью независимой», со своими собственными «верованиями, принципами и законами», браки были расторгнуты. (недоступная ссылка)

Текст буклета -

Краткое введение

Религия Бахаи

Религия Бахаи - независимая мировая религия, божественная в своем происхождении, всеобъемлющая по масштабу. Это религия с широкими взглядами, научная в методах, с гуманитарными принципами, динамично воздействующая на сердца и умы людей. Она исходит из единства Бога, признает единство его Пророков и придерживается принципа единства человеческой расы.

Краткая История Религии Бахаи

В каждую эпоху живительное слово Бога передается человечеству через его посланников, Пророков. Три главные фигуры религии Бахаи – Баб (1819-1850), Баха"у"лла (1817-1892) Абдул Баха (1844-1921).

Баб

23 мая 1844 года молодой человек, известный в Персии под именем Баб (Врата), объявил о предстоящем появлении нового Духовного Лица, а себя назвал его Предтечей. Его учение широко распространилось, но в ортодоксальных кругах воспринято не было. Баба преследовали, в 1850 году он был казнен. За последующие 20 лет более 20,000 последователей Баба были жестоко убиты.

Баха"у"лла

Баха"у"лла, что значит "Слава Бога", родился в знатной семье. С детства его отличали небывалая мудрость, ум и знания. Присоединившись к движению Баба, он подвергся заключению и пыткам. В 1853 году, находясь в тюрьме, Баха"у"лла получил откровение, что он и есть тот, появление которого предвещал Баб. В 1863 году в ссылке в Багдаде Баха"у"лла публично объявил об этом. Он бесконечно преследовался духовенством. Из Багдада его выслали в Константинополь, затем Андрианополь и, наконец, в Акку, в Палестине (1868). Баха"у"лла скончался в 1892 году. Он похоронен в Бахджи у горы Кармель.

При жизни Баха"у"ллы его религия распространилась за пределами Персии и Оттоманской империи: на Кавказе, в Туркестане, Индии, Бирме, Египте, Судане. За годы ссылки Баха"у"лла открыл тысячи вдохновенных Писаний, которые наряду с трудами Баб а и Абдул-Баха являются Святыми Писаниями религии Бахаи. Эти Писания уникальны. Впервые в истории религии они дошли До нас в виде рукописей, написанных лично Баха"у"ллой или записанные секретарем и скрепленные его подписью.

Абдул-Баха

В завещании Баха"у"лла назначил своего старшего сына Абдул-Баха (Слуга Баха)

лидером общины Бахаи и единственным полномочным толкователем учения. С девяти лет (с 1853 г) Абдул-Баха сопровождал отца в ссылке. За годы служения Абдул-Баха вера распространилась в США, Канаде, Великобритании, Европе. Он скончался 28 ноября 1921 года в Хайфе и был похоронен на горе Кармель в гробнице Баба.

По завещанию Абдул-Баха хранителем веры был назначен его старший внук Шоги Эффенди дабы защитить религию от раскола и обеспечить единство верующих.

Шоги Еффеиди

Под руководством Шоги Еффенди вера распространилась по всему миру, был сформирован административный порядок Бахаи. Его труды значительно расширили горизонты веры. Шоги Еффенди упорно работал в течении 36 лет. Он скончался в ноябре 1957 года. Как никогда ранее в истории мировой религии, на протяжении 113 лет религия Бахаи крепла и развивалась под защитой непрерывного руководства.

Администрация Бахаи

Управление общиной Бахаи осуществляется в соответствии с принципами, заложенными Баха"у"ллой, и через институты, созданные им. Руководят данными институтами выборные органы на местном, национальном и международном уровне. Выборы исключают выдвижение кандидатур, пропаганду и агитацию. На всех уровнях администрации решения принимаются путем консультаций. Все члены выборного органа равны выражать собственное мнение.

На Международном уровне - Всемирный Дом Справедливости

Состоит из 9 членов, которые избираются сроком на 5 лет Национальными Духовными Собраниями всего мира. Всемирный Дом Справедливости находится в Хайфе, мировом центре религии Бахаи. Духовным центром веры является Святая земля. По указанию Баха"у"ллы здесь был основан мировой административный орган, здесь же похоронены три главные фигуры религии. Всемирный Дом Справедливости направляет распространение веры и занимается претворением в жизнь принципов учения.

На Национальном уровне – Национальное Духовное Собрание

Выборный орган из 9 членов, которые управляют делами общины Бахаи на национальном уровне. Каждый год Бахаи избирают делегатов на национальный съезд, где проходят выборы Национального Духовного Собрания. Национальное Духовное Собрание координирует и направляет деятельность Бахаи, а также определяет пути развития веры в своей стране.

На Местном уровне - Местное Духовное Собрание

Управление общиной Бахаи начинается на местном уровне с выборов Местного Духовного Собрания, состоящего из девяти членов, которые руководят делами общины в своей местности.

Религия Бахаи и ООН

Община Бахаи имеет аккредитованное представительство в ООН как неправительственная организация с 1948 года. Она имеет право совещательного голоса при Социально Экономическом Совете ООН и Детском Фонде (ЮНИСЕФ). Многие Национальные Духовные Собрания Бахаи официально значатся в списках информационных центров ООН.

Международный Статус религии Бахаи

За короткий срок 148 лет, Бахаи создали мировую общину, объединившую 1820 различных этнических групп в более, чем 360 странах, территориях и островах, поистине являя собой срез человеческой расы. Литература Бахаи переведена на более, чем 740 языков. Такова животворная сила и эффективность Божественно Вдохновленной Администрации.

Принципы Бахаи

Основные принципы, провозглашенные Баха"у"ллой:

а) Единство человечества - Принцип единства человечества - основа учения Баха"у"ллы.

Единство мира - последний этап в эволюции человека на пути к зрелости. Единство мира станет возможно лишь тогда, когда каждый осознает, что единство человечества есть главный духовный принцип нашей жизни.

б) Самостоятельный поиск истины – Впервые в истории человечества самостоятельный поиск истины становится практической реальностью. Искренний поиск истины требует от человека гораздо большего, нежели слепая вера.

в) Единая основа всех религий – Бахаи считают, что все религии Божественны в своем происхождении. Все они были открыты Богом в разных местах, в разное время в соответствии с нуждами и возможностями людей.

г) Гармония науки и религии - Баха"у"лла учит, что наука и религия существуют в гармонии друг с другом. Истинная религия и истинная наука никогда не противоречили друг другу. Это дополняющие друг друга аспекты истины.

д) Равенство мужчин и женщин - Впервые в истории религии Баха"у"лла провозгласил принцип равенства мужчины и женщины.

Этот принцип прочно вплетен в ткань социального порядка, разработанного им, и закреплен законами, согласно которым мужчинам и женщинам предоставлены равные права в обществе.

е) Устранение всякого рода предрассудков – Лучшее лекарство от предрассудков осознание единства человечества. Как только человек духовно осознает единство человечества, он преодолеет свои собственные предруссудки.

ж) Всеобщее обязательное образование – Знание – один из величайших даров Бога человеку. Те, кто лишает себя возможности получить знания, ограничивает свою жизнь.

з) Всеобщий мир – Основа религиозного учения Бахаи - единство человечества и установление всеобщего мира.

Среди других Принципов Бахаи:

а) Принятие всеобщего языка.

б) Устранение крайностей в проявлении бедности и богатства.

в) Мировой трибунал для разрешения спорных вопросов между нациями.

г) Возвышение справедливости как правящего принципа в обществе.

д) Возведение добросовестного труда в ранг молитвы.

е) Религия как основа защиты всех народов и наций.

ж) Духовное разрешение экономических проблем.

з) Лояльность к правительству своей страны.

"Не гордись тем, что любишь свою страну, но гордись тем, что любишь весь мир. Земля – одна страна и человечество ее граждане".

Баха"у"лла

После краткого знакомств а мы сердечно приглашаем вас самостоятельно углубиться в религию Бахаи – и определить, что наиболее приемлемо вам в нашей программе.

За дальнейшей информацией обращайтесь к Бахаи в вашей местности или пишите по адресу:

Дом Преклонения Бахаи

Бахапур, Калькаджи

Нью Дели -110019

Thе Regional Spiritual AssembIy

of the Baha"is of Russia.

Конец текста буклета -