Балет где блистал нуриев. Рудольф Нуреев: биография, личная жизнь, карьера и интересные факты из жизни, фото


Имя: Рудольф Нуриев (Rudolf Nuriev)

Возраст: 54 года

Место рождения: Иркутск

Место смерти: Леваллуа-Перре, Франция

Деятельность: артист балета, балетмейстер

Семейное положение: не был женат

Рудольф Нуриев - биография

Блистательный артист балета был заочно осужден на 7 лет колонии строгого режима за измену родине. Нуриеву пришлось на это пойти - чтобы жить и творить так, как он хотел.


Рудольф с детства привык достигать желаемого. Но если его желание танцевать и ставить спектакли было, как принято говорить, легитимным и горячо приветствовалось и в СССР, и на Западе, то другие - бесконечная жажда секса, стремление обладать всем приглянувшимся - вызывали иную реакцию. Его друг, хореограф Ролан Пети говорил:

«Я не понимал, как этот "бог", при свете дня гениально танцующий на сцене, с наступлением темноты превращается в демонического персонажа». Но обе эти стороны составляли личность «Чингисхана балета». И чем чернее становилась тьма, тем ярче сиял свет. На Западе, благодаря его свободным нравам, Нуриев смог полностью реализоваться. Но сам он об эмиграции не помышлял. Ведь до поры и в отечестве все складывалось прекрасно.

Он мечтал стать балетным танцовщиком - и стал им. Хотя были против и суровый полуграмотный отец-политрук, и обстоятельства: окружение, происхождение, физическая слабость. В 11-летнем возрасте, еще в Уфе, Рудик, благодаря природной пластичности и невероятной работоспособности, сумел привлечь внимание бывшей балерины из труппы легендарного Дягилева, Анны Удальцовой. Она начала заниматься с ним, а через полгода направила его к другому педагогу - Елене Вайтович.

Рудольф Нуриев - балет

Освоив азы, в 17 лет - на 10 лет позже, чем полагалось, - Нуриев поступил в Вагановское балетное училище в Ленинграде. За 3 года прошел весь курс и, минуя кордебалет, стал партнером звезд Театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинского) Наталии Дудинской (ей было 46, Нуриеву -20!), Аллы Шелест, Нинель Кургапкиной. Перетанцевал весь доступный репертуар, получил квартиру (на двоих с балериной Аллой Сизовой) и звание лучшего танцовщика мира 1961 года.


Оборотной стороной были разбитые в ярости термосы и зеркала гримерок, свирепый мат, которым Рудик встречал критику, неистовый секс перед спектаклями и в антрактах (что строжайше запрещалось). А еще анонимная «мужская любовь» под дамокловым мечом 121-й статьи Уголовного кодекса СССР и, по слухам, «жизнь втроем» со своим бывшим учителем танца Александром Пушкиным и его женой Ксенией Юргенсон.

И вот 1961-й год, июнь, гастроли: сначала - Париж, потом должен быть Лондон. Нуриев занят только в «Лебедином озере» и отрывке из «Баядерки» -и часть публики ходит именно на него. А ночами он отрывается по полной и бродит по «голубым» притонам. Естественно, эти демарши отмечают «пастухи» из КГБ. И наступает развязка: 16 июня Нуриеву приказано возвращаться в Москву, «выступать в Кремле». Его партнерша, балерина Алла Осипенко вспоминает, как, уже сидя в самолете, вылетавшем из Парижа в Англию, не увидела Нуриева в салоне - а потом заметила его у края летного поля.

Оттесненный гэбэшником в сторону, Рудик вскинул руки со скрещенными пальцами, показывая ей «небо в клеточку», рыдая, кинулся к трапу, но не успел... Позже Нуриев писал: «Я знал: навсегда лишусь заграничных поездок и звания солиста. Меня предадут забвению...», а тогда он совершил свой знаменитый «прыжок к свободе» (возможно, приукрашенный биографами) - попросил убежища. Артист остался во Франции с 36 франками в кармане, без вещей и одежды.

Первое время его пытались вернуть на родину: звонили родные, просили одуматься - но беглец не собирался расставаться с обретенной свободой. Даже когда от него отрекся отчаявшийся отец...

Рудольф Нуриев - биография личной жизни

Экстравагантный побег, неординарная внешность, харизматичность, бьющий через край эротизм. Конечно, Нуриев мгновенно нашел работу - неделю спустя танцевал «Спящую красавицу» в труппе маркиза де Куэваса. Теперь, вырвавшись из объятий «совка», он мог удовлетворять все свои желания, а значит, и творить.


Силы Нуриев черпал в сексе - матросы, водители грузовиков, торговцы, проститутки, «балетные» и звезды сменяли друг друга, как в калейдоскопе. Среди них, по слухам, - , Ив Сен-Лоран, Элтон Джон, престарелый Жан Маре... А танцор еще и шокировал публику: то целовался взасос, объясняя, что это старинный русский обычай, то требовал «мальчиков», то жаловался, что «с женщинами надо так тяжко трудиться...».

Но, конечно, только потакая самому низменному в себе, Нуриев не смог бы подарить миру «новый балет» - свободный, раскованный, изысканно и драматично андрогинный, - что признавали все, причастные к этому искусству: и , и Ролан Пети, и Джордж Баланчин, и Морис Бежар. В этом ему помогла любовь. Плотская, страстная - к мужчине. И платоническая, пьянящая - к женщине.

Первая - это Эрик Брун, один из величайших танцовщиков XX века. Холодный настолько, что каждое его движение, каждый взгляд серо-голубых глаз жгли Нуриева огнем. Сначала Рудик влюбился в мастерство Бруна, потом - в него самого. Дикарь-татарин, с горящими глазами, развевающимися волосами и острыми скулами и богоподобный блондин -они не могли жить друг без друга и не могли находиться рядом. Слишком велико было напряжение, слишком требователен, ненасытен был Нуриев. Да, он уважал своего возлюбленного, более того, только его одного в целом мире признавал равным себе.


Но выматывал, ревновал до отвратительных сцен, подавлял так, что Брун спасался бегством и уходил в запой... Роман завершился в 1969-м, когда одна из учениц Эрика родила ему дочь. Но любовь не погибла. Спустя годы, бросив все, Нуриев приехал к Бруну, умирающему от рака легких. Тогда, 30 марта 1986 года, они проговорили всю ночь. 31-го Эрик мог лишь следить за Рудольфом глазами, а 1 апреля его не стало...

Второй, платонической любовью Нуриева была английская балерина Марго Фонтейн. Она вошла в его жизнь в 1961-м. Ей было 42, она была примой Королевского балета и собиралась завершить карьеру. Но Рудик, до краев наполненный жизнью, сумел убедить ее продолжить выступать: «С первой секунды я понял, что встретил друга. Это был самый светлый момент в моей жизни с того дня, как я оказался на Западе». А все светлое Нуриев мог выражать только в танце. В 1962-м - «Жизель». Эротизм Нуриева, элегантность и чистота Фонтейн привели публику в восторг. Их вызывали на поклоны 23 раза.


Марго вынула из букета красную розу и преподнесла ее Рудольфу, тот упал на одно колено, осыпая узкую кисть партнерши поцелуями. Зал охватило безумие... «Между нами возникло странное влечение друг к другу, которое мы так и не сумели объяснить рационально», - говорила Марго. Нет, они не были любовниками, хотя и ходили слухи, - просто «любовь так многообразна в своих проявлениях».

Марго все же покинула сцену и бросила все силы на поддержание жизни подстреленного террористами мужа, а потом сама сражалась со смертельной болезнью, Нуриев регулярно переводил ей деньги инкогнито, хотя и имел славу скупца. А когда 21 февраля 1991 года Марго умерла, с горечью воскликнул: «Я должен был на ней жениться». Но кто знает, что означала эта фраза в устах человека, умирающего от СПИДа?

Нуриев ненамного пережил свою любовь. 6 января 1993 года он умер, сполна расплатившись с тьмой, дарившей ему силы, оставив нам блистательные спектакли, фильмы, роли. Последний свой приют он обрел на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.


Автор биографии: Жанна Вейкина 7055

16 июня 1961 года мир сотрясла сенсация - ведущий танцовщик Кировского театра Рудольф Нуриев не вернулся с гастролей из Парижа в СССР. Иностранные газеты пестрели заголовками: "Звезда балета и драма в аэропорту Ле-Бурже", "Прыжок в свободу", "Девушка видит, как русские преследуют ее друга".

В июне 1961 года Рудольф Нуриев вместе с труппой Кировского театра находился на гастролях в Париже, но его неожиданно вызвали в Москву, якобы для того, чтобы танцевать в Кремле. Его подруга миллионерша Клара Сент пришла провожать Нуриева в аэропорт, подошла попрощаться, обняла и прошептала на ухо: "Ты должен подойти к тем двум полицейским и сказать - я хочу остаться во Франции. Они тебя ждут". Заподозрив неладное, сотрудники госбезопасности начали оттеснять Нуриева, но он вырвался и совершил один из своих знаменитых прыжков, приземлившись прямо в руки полицейских со словами: "Я хочу быть свободным". Репортеры назвали это "прыжком к свободе".

"Я принял решение потому, что у меня не было другого выбора. И какие отрицательные последствия этого шага ни были бы, я не жалею об этом", - писал в своей автобиографии Нуриев. Выбора у него действительно не было: КГБ уже давно подозревал его в гомосексуализме, а в Париже тому представились доказательства. Тогдашний председатель КГБ А. Шелепин, в частности, докладывал в ЦК КПСС: "3 июня сего года из Парижа поступили данные о том, что Нуриев Рудольф Хамитович нарушает правила поведения советских граждан за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомосексуалисты. Несмотря на проведенные с ним беседы профилактического характера, Нуриев не изменил своего поведения..."

По некоторым данным, в Париже КГБ специально поселил знаменитого танцовщика в номере с неким Юрием Соловьевым. Его задача была подтвердить нетрадиционные наклонности Нуриева, что Соловьев и сделал. Великому танцовщику грозили семь лет лагерей строгого режима или работа осведомителем КГБ.

Сразу после его бегства прошло открытое собрание труппы Кировского театра, где артисты вынуждены были единогласно заклеймить его как "невозвращенца". А в январе 1962 года состоялся официальный суд над Рудольфом Нуриевым (естественно, заочный), на котором его приговорили как предателя Родины к семи годам исправительно-трудовых работ с отбыванием срока в колонии строгого режима. На протяжении многих лет его преследовали анонимными звонками с угрозами, причем особенно часто это случалось непосредственно перед выходом на сцену, его мать заставляли звонить сыну и уговаривать вернуться на родину.

Нуриев стал одним из первых советских мужчин, признавших собственную нетрадиционную ориентацию. Более того, историю любви Рудольфа Нуриева и Эрика Бруна называют одной из самых страстных связей. Эрик Брун был выдающимся танцовщиком, покорившим русского зрителя во время гастролей Американского балетного театра в 1960 году. Нуриев был увлечен им, его манерой, элегантностью, классичностью его искусства, человеческими качествами. Многие отмечали, что они были полными противоположностями друг другу. Нуриев - страстный, неистовый татарин, почти дикарь, а Брун - спокойный, рассудительный скандинав.

Тем не менее, главной любовью в жизни Нуриева был все-таки танец. "Я танцую для собственного удовольствия, - говорил он. - Если вы пытаетесь доставить удовольствие каждому, это не оригинально" . "Прыжок в свободу" дал ему уникальную возможность работать в лондонском королевском балете. За свою творческую жизнь Нуриеву удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета.

Благодаря его страсти в балете роль партнера-мужчины стала значимой и сравнялась с ролью балерины. Для большей выразительности Нуриев выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже. Он хотел показать не просто танец, а всю красоту человеческого тела во время движения. Подобную же концепцию в XX веке воплощали, пожалуй, только Вацлав Нижинский и Айседора Дункан.

Его союзницей в любви к танцу стала тогда уже великая Марго Фонтейн. Но даже она не могла предположить, что этот тандем останется в истории балета, как один из самых блистательных. Каждый порознь не мог бы добиться того, чего они добивались вместе. Когда они встретились, Фонтейн было 43 года, а Нуриеву - 24. "С первой секунды я понял, что встретил друга. Это был самый светлый момент в моей жизни с того дня, как я оказался на Западе", - писал он впоследствии.

Совместное творчество Фонтейн и Нуриева началось в 1962 году с балета "Жизель". В 1963 году известный балетмейстер Ф. Аштон специально поставил для них балет "Маргарет и Арман". После "Лебединого озера" в Венской опере в октябре 1964 года их вызывали на сцену восемьдесят девять раз. Рабочим сцены пришлось платить дополнительную зарплату, поскольку они не могли разбирать декорации и задерживались в театре.

Их отношения не были только деловыми. Нуриеву удалось перенести все страсти их танца в жизнь. Годы спустя, когда Фонтейн умирала от рака, Нуриев, сам смертельно больной, ездил к ней в Панаму, поддерживал - морально, но не финансово. Марго умерла в нищете, в то время как Нуриев был самым богатым человеком в мире балета. "Vanity Fair" оценивал его состояние в 80 миллионов долларов.

Деньги и слава пришли к Нуриеву быстро и помогли освободиться его бешеному темпераменту. На западе он мог позволить себе любое поведение: ему многое прощали. Однажды он изловчился дать в один день интервью двум конкурирующим изданиям - Time и Newsweek. Оба хотели поместить о нем большие статьи-интервью. Он же решил, что упускать хотя бы одно интервью нельзя, поэтому в день спектакля посетил сразу два приема, на которых встретился с прессой. На следующий день оба журнала опубликовали статьи о нем тиражом в пять миллионов каждый.

Ни одному танцовщику не простили бы выступление босиком на приеме в присутствии королевской семьи в Лондоне. Он же, когда ему стало жарко, спокойно сбросил туфли. Рудольф мог быть очень груб с дирижерами, партнерами, продюсерами, сам поддерживая и подчеркивая слухи, распространяемые о его ужасном характере.

Нуриев давал не менее 200 спектаклей в год во всех уголках мира и ни разу не уходил со сцены больше, чем на две недели. Говорили, что он не танцевал только в Антарктиде. Путешествуя по свету, Нуриев испытывал влияние самых разных балетных школ - датской, американской, английской, - оставаясь при этом верным русской классической школе. В этом и была суть "стиля Нуриева".

По словам Отиса Стюарта, "мир, несомненно, знал и более сильных в техническом отношении танцовщиков, обладавших совершенными линиям. Но еще не появился ни один, хоть бы отдаленно напоминающий этого тонкого дикого Пана, который сумел развенчать в глазах публики привычного принца, вечно стоящего "на подхвате", и превратить его в звезду столь же яркую и сияющую, каким были до него лишь балерины".

Нуриев много снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный фильм с его участием "Я - танцовщик", а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского актера Валентино в одноименном фильме у режиссера К. Рассела. Многие считали, что в этой картине Нуриев сыграл самого себя. Нуриев также оказался не менее талантливым режиссером, поставив несколько классических балетов. С 1983 по 1989 год он являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера.

Рудольфа Нуриева поразила страшная болезнь - СПИД. По предположениям, он заразился в больнице. Якобы однажды он неосмотрительно перебегал дорогу и был сбит автомобилем. Ему перелили кровь, которая была заражена. Нуриев боролся до последнего, пробовал различные новинки в медицине, постоянно общался с людьми, давал уроки. Он прожил со СПИДом 12 лет.

В 1976 году был создан комитет, состоявший из известных деятелей культуры, который собрал более десяти тысяч подписей под просьбой дать матери Рудольфа Нуриева разрешение на выезд из СССР. Сорок два сенатора США обращались лично к руководителям Союза, за Нуриева ходатайствовала ООН, но все оказалось бесполезным. Лишь после прихода к власти Михаила Горбачева в 1987 году Нуриеву разрешили ненадолго приехать в Уфу для того, чтобы проститься с умирающей матерью, которая к тому времени уже мало кого узнавала.

Зная, что болен, Нуриев захотел вернуться в родную страну. В 1989 году он станцевал несколько спектаклей на сцене Кировского театра. Однако гастроли принесли лишь разочарование и Нуриеву, и тем, кто так хотел его увидеть. Артист был уже серьезно болен, его преследовали травмы. Танцевал он с огромным трудом, преодолевая физическую боль. Он вновь вернулся во Францию, с которой все началось.

Летом 1991 года болезнь начала прогрессировать. Весной следующего года началась ее последняя стадия. В те дни Нуриев был обеспокоен только одним: ему хотелось во что бы то ни стало осуществить постановку "Ромео и Джульетты". И судьба дала ему такой шанс. На какое-то время Нуриеву стало легче, и он поставил спектакль.

В Париже он провел последние сто дней своей жизни. Этот город открыл Нуриеву дорогу в мир славы и богатства, он же закрыл за ним двери. По словам врача, который находился рядом с Нуриевым в последние мгновения его жизни, 54-летний танцор умер тихо, без страданий.

Великий танцовщик похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем, где нашли свой последний приют многие наши знаменитые соотечественники, в разное время покинувшие Россию.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

"Как хорошо быть живым!" - эти слова стали лейтмотивом последних месяцев, да что там - последних лет жизни Рудольфа Нуриева. Их донес до нас личный врач великого танцора Мишель Канези. Долго, очень долго лишь он знал о том, что было неведомо публике до самой смерти артиста: организм Нуриева боролся с вирусом СПИДа целых 14 лет.

ДОКТОР Канези впервые раскрыл рот в прошлом году. От него ждали баек из интимной жизни гения и перемывания грязного белья. Зря. Получилась повесть о неизлечимо больном мужественном человеке, о том, как он жил и творил.

Впервые врач и пациент встретились в 1983 г. Канези, врач-дерматолог, осматривал тогда русского танцора в составе консилиума. Проверить артиста на СПИД никто не догадался - тогда, более 10 лет назад, СПИД был экзотической болезнью откровенных гомосексуалистов и наркоманов. Широкая общественность еще ничего не знала о нем, а "чумой XX века" по старинке именовались сердечно-сосудистые заболевания.

Год спустя Нуриев возглавил парижский балет. В ходе обязательного при приеме на работу медицинского обследования у него взяли анализ крови. В крови был обнаружен вирус иммунодефицита человека. Это был СПИД, и тесты показали, что болезнь развивалась в организме более 4 лет. Кто-то (кто именно - так и осталось неизвестным) инфицировал Нуриева уже на Западе. Иногда за свободу приходится платить и такой ценой...

Нуриев был не слишком обеспокоен новым приобретением. Правда, по настоянию Мишеля Канези, ставшего к тому времени личным врачом Нуриева, он все-таки начал курс экспериментального лечения.

Но не закончил: через 4 месяца, сославшись на напряженную работу, Нуриев отказался от инъекций. Работа и вправду была тяжелой - Нуриев танцевал каждый вечер, упивался работой. Он был счастлив и почти забыл о СПИДе. Но СПИД не забыл про него. В 1988 году Нуриев попросил провести курс лечения еще одним экспериментальным препаратом - азидотимидином (АЗТ). Доктор согласился.

Вскоре Канези встретился с Нуриевым. Танцор принял своего врача в гостиничном номере, где все столы и стулья были буквально завалены упаковками азидотимидина. Ни одна из них не была распечатана... Было это проявлением артистической беспечности, надеждой на "русский авось"? Или Рудольф Нуриев уже тогда твердо знал, что обречен, и хладнокровно решил посвятить отпущенное ему время не скорбной больничной койке, а высокому искусству? Скорее, последнее. "Создавалось впечатление, - вспоминал потом доктор Канези, - что он хочет умереть на сцене".

Первый серьезный удар болезнь нанесла Нуриеву из-за угла - в 1989 г. иммиграционные власти США категорически потребовали от него медицинского освидетельствования, а Нуриеву позарез надо было попасть в Штаты для участия в постановке балета "Король и я". Болезнь начала мешать работе, а этого танцор, видимо, боялся больше всего на свете.

Физическое угасание артиста началось летом 1991 г. Конечная и самая страшная фаза болезни наступила весной следующего года. Совсем плохо стало в России, в Санкт- Петербурге, но он решительно отказался отменить запланированное выступление в Ялте.

По возвращении во Францию Нуриева срочно уложили в госпиталь. Казалось, наступает конец. "Жизни в его теле к тому моменту почти не осталось", - вспоминал Мишель Канези. Единственное, что его поддерживало - страстное желание не умереть, прежде чем будет осуществлена мечта всей его жизни - постановка "Ромео и Джульетты". И чудо свершилось: вскоре он уже руководил репетициями. Увы, ремиссия была кратковременной, и летом пришлось взять тайм-аут и уехать из Франции на отдых.

Подобно Наполеону, Нуриев вернулся в Париж 3 сентября, чтобы провести в этом городе свои последние сто дней. Ему вновь требовалось лечение в стационаре. "На этот раз - конец"? - постоянно спрашивал он своего врача, и... вновь сбегал на репетиции.

20 ноября последовал коллапс. По свидетельству доктора Канези, который неотлучно находился у кровати Нуриева, он умер тихо, без страданий. Его лицо было спокойным и даже прекрасным...

Которого соткана из противоречивых фактов, слухов и невообразимых приключений, и сегодня, после своей смерти, считается самой яркой звездой мирового балета.

Детство

Рудольф был четвертым ребенком в семье военного политрука Хамета Нуриева. Родился он в поезде, 17 марта 1938 года, когда мать, на последнем месяце беременности, собрав детей и скудный багаж, отправилась вслед за своим мужем во Владивосток. Хамет Нуреев был на седьмом небе от счастья, увидев на руках у Фариды мальчика, ведь до этого жена дарила ему только дочерей, и решил назвать его Рудольф.

Семья поселилась во Владивостоке, но уже через полтора года Хамет получил новое назначение - в Москву. В столице им предоставили небольшой деревянный дом. Жили Нуреевы бедно, и все же быт понемногу начал налаживаться. Все планы и задумки испортила война. В 1941 году отец одним из первых был призван на фронт. Семья осталась в Москве, но под натиском Гитлера семьи военных было решено эвакуировать - вначале в Челябинск, затем в пригород Уфы, село Щучье. Холод, голод и постоянная тьма - так запомнились детские годы в Уфе великому танцовщику. Рудольф рос нервным и плаксивым ребенком, всему виной - борьба за кусок хлеба и жуткие условия жизни.

В пять лет, после просмотра балетной постановки "Журавлиная песнь", Рудольф заявил матери, что хочет танцевать. Фарида без колебаний отдала сына в танцевальный кружок в детском саду. Мальчик охотно учился, их кружок выступал перед ранеными. Все, кто видел Рудольфа танцующим, восклицали, что у ребенка огромный талант.

Юность

В 1945 году с фронта вернулся отец, для детей он был чужаком. С его возвращением жизнь семейства начала понемногу налаживаться, им дали теплую комнату в коммуналке. Отец не разделял увлечение сына. О дальнейшем обучении хореографии и слышать не хотел. Хамет мечтал, чтоб его сын стал инженером.

В десятилетнем возрасте Рудольфа пригласили в танцевальный кружок при доме пионеров. Первой учительницей Радика стала Анна Ивановна Удальцова, ранее, танцевавшая в кордебалете у Дягилева. Балерина сразу же отметила недюжинный талант своего ученика и порекомендовала ему ехать в Ленинград для дальнейшего обучения классическому танцу. Рудольф Нуриев, биография которого сегодня стала достоянием общественности, воспринял эти напутствия с волнением.

В 1955 году судьба преподнесла ему огромный подарок. В Москве проходил фестиваль башкирского искусства. Танцевальная труппа его балетного театра собралась покорить столицу с постановкой "Журавлиная песнь", но солист заболел. Нуриев предложил свою кандидатуру. Его утвердили, хотя молодой танцовщик не знал своей партии. За короткий срок он ее выучил и подорвал здоровье. Не полностью восстановившись после травмы, он все же вышел на сцену столичного театра и покорил публику. С этого момента его учителя из Уфы осознали, что русский балет пополнился новым "неистовым татарином".

После удачного выступления Нуриев решил поступить в хореографическую студию столицы, но там не было общежития. Судьба привела его в Ленинград. Здесь он поступил в хореографическое училище в возрасте семнадцати лет.

Окончив образование, Рудик поехал на конкурс в столицу с партнершей Аллой Сизовой. Они блистательно выступили, но на комиссию неизгладимое впечатление произвела сольная партия молодого дарования. Рудольф Нуриев, танец которого был обескураживающим, диким и варварским, покорил критиков. С точки зрения новизны его манера танца была необыкновенной, но технически это был абсурд. За "Лоуренсию" они с партнершей получили золото на конкурсе, Нуриев принимать награду отказался. По приезде в Ленинград он танцевал "Гаянэ" с партнершей Нинель Кургапкиной. Затем последовали такие постановки, как "Спящая красавица" и "Лебединое озеро". Жизнь в Мариинском театре кипела, Рудольф "кипел" вместе с ней.

Характер великого танцовщика

Несмотря на талант и самоотдачу на сцене, за кулисами талантливого юношу не любили, а всему виной был его заносчивый характер. Жизнь Рудольфа Нуриева с детских лет не была сладкой; голод, холод, нищета, отголоски войны - многое пришлось пережить этому ранимому мальчику.

В более зрелом возрасте Рудольф, видя свое превосходство над сверстниками, частенько забывал правила элементарного воспитания. Мог нагрубить партнерше, чурался коллективных правил, игнорировал дисциплину. Многих своих коллег считал бездарностями и говорил им об этом в резкой форме.

В более зрелые годы, когда Рудольф стал звездой первой величины, несмотря на огромные гонорары он отказывался платить в ресторанах, устраивал дикие выходки и истерики в театре. Публика его боготворила, но люди, знавшие его чуть ближе, находили его отталкивающим и грубым.

"Прыжок свободы"

Русский балет в послевоенный период переживал свой расцвет, все благодаря ярким талантливым артистам. Нуриев всегда выделялся из толпы. Поклонники ходили в театр Кирова именно " на Нуриева". Особой популярностью у зрителя пользовались спектакли "Жизель или Вилисы", "Щелкунчик", "Лебединое озеро".

В конце 50-х Рудольф Нуриев, биография которого полна необыкновенных подарков судьбы, танцевал в девяти спектаклях Мариинского театра. Основная труппа уехала на гастроли, и тут во всей своей красе появился он, яркий татарский юноша. В 1958 году ему предложили стать партнером ведущей примы театра Натальи Дудинской. Их первым совместным спектаклем стал "Дон Кихот". Затем последовала незабываемая "Баядерка", которой Нуриев покорил Париж.

В 1961 году Мариинский театр гастролировал по Европе. Первым в списке был Париж. Рудольф Нуриев, творчество которого было весьма колоритным, среди знатоков и любителей балета был той изюминкой, которую хотелось "вкусить". Парижская публика пришла в экстаз от "Баядерки" и танца Нуриева. Молодой балерон сразу же нашел друзей-поклонников в высшем свете Парижа. Он ходил с ними в театр, в кино и рестораны. Такое поведение было категорически неприемлемо для русского человека "хрущевской " эпохи. После Парижа по графику был Лондон, но руководству театра сообщили, что Нуриев летит домой.

Смерть Рудольфа Нуриева

Уход из жизни великого танцора стал для его поклонников настоящей трагедией. Официальной причиной его кончины названы проблемы с средцем, но на самом деле это не так. Как и многие талантливые люди прошлого века, Рудольф Нуриев, биография которого была, как и балет, наполнена взлетами и падениями, умер от СПИДа. Произошло это в одной из клиник Парижа 6 января 1993 года. Долгое время великий танцор не признавал, что болен СПИДом и отказывался проходить обследование. Некоторые винят в этом его безудержные сексуальные связи.

Кто-то говорит о роке талантливых людей 60-х годов. Секс, наркотики, рок-н-ролл и гомосексуализм были под прицелом сильных мира сего. Некоторые исследователи утверждают, что многие известные геи были поражены "намеренно" новым

Мальчик, выросший в нищете, стал обладателем огромного состояния. Танцовщик, заставивший мир восхититься русским балетом, в жилах которого не было ни капли русской крови. В день юбилея «летающего татарина» Нуреева мы собрали несколько фактов из биографии этого парадоксального человека.

Майя Плисецкая так объясняла феномен популярности Рудольфа Нуриева: «Он весь полыхал движением, если можно движение измерить термометром. Пафос танца в нем пламенел, как огонь, сжигающий свои жертвы на эшафотах. Дарование его обладало чудодейственным свойством согревать сердца, а то и сжигать в человеке зло и неразумие».

1. Рудольф Нуреев родился в поезде.

Говорят, настоящая фамилия Рудольфа - Нуреев. Он переделал её уже после того, как стал известным. В его официальной биографии также отмечается, что он родился в городе Иркутске. На самом же деле местом его рождения было купе поезда, следовавшего на пересечении азиатской низины и монгольских гор, мчавшего его семью на Дальний Восток, к месту новой работы отца Рудольфа.

К тому моменту, когда его отец, служивший в Маньчжурии, смог вызвать к себе жену и детей, Фарида Нуреева находилась на последних неделях беременности. Женщина не смогла выдержать 12 долгих дней дороги, поэтому маленький Рудик появился на свет под стук колес 17 марта 1938 года.

2. К концу жизни танцор был очень обеспеченным человеком, он даже владел островом в Средиземном море.

Однако расточительность, свойственная некоторым богатым людям, была ему абсолютно чужда. Рудольф считал каждую копейку, поскольку слишком хорошо знал, что такое голод и нищета.

В семье Нуреевых росло четверо детей. Денег катастрофически не хватало: Рудик постоянно донашивал вещи сестер, а однажды, когда мальчик должен был идти в школу, у него не оказалось ботинок, поэтому матери пришлось нести сына в класс на спине.


3. Желание связать свою жизнь с балетом возникло у Нуреева в 5 лет, когда мама впервые привела его на представление.

Однако отца такая перспектива не обрадовала. Он был категорически против и всякий раз, когда заставал сына за танцами, устраивал ему порку. Но Рудольф сопротивлялся как мог и, несмотря на угрозы родителя, начал ходить в кружок народного танца.



В 11 лет талантливого мальчика заметила бывшая участница труппы Дягилева Анна Удальцова, ставшая его педагогом. А чуть позже он учился у Елены Вайтович. Именно эти две женщины убедили своего ученика поступать в Ленинградское хореографическое училище. Деньги на билет в Северную столицу Рудольф заработал сам уроками танцев.

4. В 1955 году Нуреева приняли в училище, но в силу своего импульсивного и резкого характера он не раз оказывался на грани отчисления.

Впервые это произошло буквально через неделю после начала занятий. Начинающий танцовщик не нашел общий язык с преподавателем и директором учебного заведения Шелковым и попросил заменить педагога! Как ни странно, ему пошли на уступки, и благодаря этому Рудольф оказался в классе Александра Пушкина, с которым у него сложились замечательные отношения.


5. В 1958 году Нуреев окончил обучение и был зачислен в театр имени С.М. Кирова (в настоящее время - Мариинский театр).

Руководство побаивалось брать хоть и талантливого, но слишком своенравного Рудольфа на зарубежные гастроли. Поездка труппы в Париж в 1961 году, как и многие другие, должна была пройти без него. Однако в самый последний момент принимающая сторона настояла на том, чтобы Нуреев приехал во Францию. Тогда еще никто не знал, что звезда советского балета не захочет возвращаться на родину.


6. 17 июня во французском аэропорту Ле Буржэ артисту сообщили, что его срочно вызывают в Москву для выступления в Кремле. После этих слов Рудольф за секунду принял решение, которое потрясло весь мир: он решил не возвращаться в Союз.

Увидев двух полицейских, танцовщик подошел к ним и сказал: «Я хочу остаться в вашей стране». Стражи порядка отвели его в специальную комнату и предупредили, что дадут около 40 минут, чтобы он мог в спокойной обстановке принять окончательное решение и подписать соответствующие документы. Естественно, все бумаги были на французском языке, их Нурееву перевела русская переводчица. Она же попыталась уговорить танцовщика немедленно сесть в самолет и полететь в Москву. На что он резко ответил ей: «Заткнись!» - и поставил подпись.

Рудольф остался в Париже один, с 36 франками в кармане. Однако перспектива столкнуться с нищетой казалась ему более привлекательной, чем возвращение за железный занавес.

Первое время Нуреева пытались вернуть. Родные звонили ему и просили одуматься. Не добившись желаемого, отец отрекся от собственного сына. Спецслужбы угрожали артисту, мешали его карьере, но это было бесполезно, вся Европа была у ног гениального танцовщика.


7. Одной из самых ярких партнерш, танцевавших с Нуреевым, была прима-балерина лондонского Королевского балета Марго Фонтейн.

Их совместная творческая жизнь началась в 1962 году в балете «Жизель» и продолжалась много лет. Есть мнение, что Марго и Рудольфа связывали не только рабочие и дружеские отношения, но и любовные. Хотя достоверных доказательств этому нет, к тому же артист был известен своей нетрадиционной ориентацией, а Фонтейн была замужем.

8. 25 лет Нуреев жил с датским танцовщиком Эриком Бруном до самой его смерти. Эти отношения не являлись тайной ни для кого, однако артиста сильно раздражало, когда журналисты пытались лезть в его личную жизнь, поэтому он старался свести общение с представителями прессы к минимуму.



9. В 1989 году Нуреев впервые вернулся на родину. И, хотя он дважды выступил на сцене Кировского театра, мало кто из тех зрителей понимал, что перед ними - легендарная личность. Дело в том, что после побега танцора за рубеж страна предпочла поскорее забыть о нем и его неподобающем поступке.

10. В 1983 году у Рудольфа обнаружили ВИЧ. Эта болезнь стала главной причиной его довольно ранней смерти. Танцовщик умер в возрасте 55 лет в 1993 году и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Оформлением могилы артиста занимался ведущий художник Парижской оперы Энцо Фриджерио. Зная страсть своего покойного друга к коллекционированию старинных ковров, он создал один из них на его могиле из мозаики.

На превью: Рудольф Нуриев в аэропорту Шереметьево перед вылетом в Париж,