Бунташный век. История России XVII век

2 е тысячелетие до н. э. XIX век до н. э. XVIII век до н. э. XVII век до н. э. XVI век до н. э. XV век до н. э. 1709 1708 1707 1706 … Википедия

1603. Восстание крестьян и холопов в России под предводительством Хлопка. Основание первой голландской колонии на острове Ява. 1603 1867. Правление в Японии сёгунов из династии Токугава. 1603 1649, 1660 1714. Правление династии Стюартов в Англии … Энциклопедический словарь

Онуфрий, святой (XVII век) см. в статье Онуфрий (имя святых православной церкви) … Биографический словарь

- … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

- «Век женщин» (XVIII век) Маркиза де Помпадур. Часто в исторической литературе используется этот термин для характеристики XVIII столетия. Несмотря на то, что миром по прежнему правили мужчины, женщины начали играть заметную роль в жизни общества … Википедия

Книги

  • Книжные центры Древней Руси. XVII век , . Сборник материалов по книжным центрам Древней Руси XVII века, века постепенного перехода от древнерусской литературы к литературе нового времени, когда возник новыйтип ее…
  • Исторический лексикон. XVII век. Энциклопедический справочник , . Английская революция, Тридцатилетняя война в Европе, Смутное время в России, кровавая смена династий в Китае, колонизация Америки - все это XVII век. Но это и век гениальных ученых,…

Конец XVII – начало XVIII веков – переломный период в истории российского государства. Восстановление страны после Смутного времени протекало медленно и не всегда успешно, но к концу царствования Алексея Михайловича Россия стала государством совершенно нового типа. Изменения экономики, политики, положения крестьян подготовили общество к резким и неоднозначным реформам Петра I. Выход Российской Империи на мировую внешнеполитическую арену был обусловлен успешными войнами и улучшением производственной сферы. В то же время наблюдались масштабные изменения в культуре, духовной и религиозной сферах.

  • - Расслоение российского общества XVII в. было типичным для феодального государства: тяжесть уплаты податей лежала на крестьянском сословии и частично – на посадском, а вся полнота власти сосредотачивалась у феодалов.
  • - Достижения внешней политики периода с 1762 по 1796 годы позволили Российской империи занять ведущие позиции на мировой арене. Значительно расширился ареал внешнеполитического влияния России, как новой мировой державы.
  • - Сибирский рейд Ермака и последующие события, стали началом важнейшего этапа становления огромной мировой империи. Блестящие победы дружины Ермака и ее трагическая судьба открыли новую страницу истории Отечества.
  • - Перемирия конца XVII-XVIII веков, заключенные Россией со странами, участницами конфликтов: Турцией, Швецией, Персией и Пруссией. Названия и даты подписания официальных документов о мире, условия договоров, территориальные изменения Российской империи.
  • - Смутное время сильно сказалось на развитии экономики государства. Примитивная техника не давала разработать много земли. Взаимоотношения с внешним миром оставались неразвитыми. Шел процесс накопления ресурсов, как денежных, так и природных.
  • - Отображается общественное деление общества на сословия в 17 веке. Это время, когда к русской жизни пытались привить основы западноевропейского сословного строя. Основной задачей деления русского общества на сословия, безусловно было укрепление феодально - крепостнических отношений.
  • - Россия на мировой арене в период 1630-1690-е годов. Военные конфликты, их причины и итоги, подписанные документы о перемирии. Схематическое изображение Петровских реформ, их характеристика, цели и следствия. Учрежденные Петром государственные коллегии и их компетенции.
  • - Крепостничество и огромные налоги повлияли на движение крестьян. Замена прямых налогов косвенными в 1648, обязательства перед Швецией в 1650, чеканка медных монет взамен серебряных, рост налогов в 1670 и стали причинами стольких восстаний.
  • - Пока в Европе идет расширение рынка за счет мануфактур, на Руси оформляется крепостное право. Но активные действия Европы привели к Кризису, в результате которого произошел откат. Русь же в развитии продвигалась медленно, но без особых потрясений.
  • - Царская Россия XVI века очень ярко показывает, что значит обратный прогресс. Развитию государства мешала установившаяся система преемственности. Образ "нищего духом" считался наиболее приближенным к Богу. Но со всем этим нужно разбираться подробнее.
  • - В середине XVII века произошел раскол в церкви. Причиной послужило противостояние разных точек зрения на старые вещи. Никон и Аввакум действовали по-разному, но это одинаково вредило государству. Что стало краеугольным камнем и как это повлияло на Русь?
  • - Существовавшие на Руси патриархальные семьи уступили место современным. Удивительно, ведь в России жесткий патриархат понемногу начал уступать всего 4 поколения назад. Теперь, сравнив эти типы семьи, можно понять, насколько разительны изменения.
  • - Основу хозяйства монастырей составляла земельная собственность. Православие же в 17 веке оставалось основной религиозной и духовной основой жизни общества, а церковь являлась важнейшим институтом феодального общества. Она определяла разные стороны бытия, начиная от государственной идеологии и заканчивая семейным бытом.
  • - Сторонники патриарха Никона считали, что церковные службы следует проводить по греческим оригиналам, а другая сторона во главе с протопопом Аввакумом поддерживали древнерусские церковные книги. Реформы патриарха Никона и привели к расколу церкви. Борьба со старообрядцами всё же не привела к крупномасштабным религиозным войнам.
  • - В середине 17 века Россия вступила в затяжную войну с Речью Посполитой за присоединение Украины. В это время на украинских землях стали обосновываться польские магнаты и шляхта. Росли налоги и повинности, притеснялось мирное население и казачество. В результате этого казаки подали письмо русскому государю о прошении перейти в российское подданство.
  • - Основной задачей соборного уложения 1649 года было структурирование и поправка, а иногда и замена ранее существовавших законодательных актов. Речь о статусе крестьян, которые занимали самую низкую ступень правовой лестницы, и посадских людей - можно сказать нового сословия, которое укреплялось на феодальной основе.
  • - Периоду абсолютизма свойственна неограниченная власть монарха. Наблюдалась ли подобная картина в России? Если сравнивать её с Европой, то – нет, или наблюдалась в значительно меньшей степени. О том, что в России XVII века складывалась система отличная от абсолютной монархии на Западе.
  • - В конце 16, начале 17 веков территориальное развитие России было связано с присоединением Сибири. Перечисляются имена первопроходцев, участвующих в этом процессе. Упомянуты известные, Ермак, С. И. Дежнев, и малоизвестные, В. Бугор, П. Ушатый, личности героев и исследователей.
  • - Перечисляются основные приказы эпохи царя Алексея Михайловича и даётся краткая справка об их назначении. Указываются некоторые события и особенности развития России в 17 веке. В частности, связанные с отношениями к иностранным купцам и земельным реформам того времени.
  • - Одним из самых важных событий 17-го века стала война, которую вёл царь Алексей Михайлович с Речью Посполитой. Её итогом стал мирный договор, согласно которому к России отошли исконные русские земли, включая всё Левобережье. Это произошло на основании Андрусовского перемирия. Какие другие соглашения ознаменовали ту эпоху?
  • - Эпоха правления царя Михаила Федоровича Романова связана с усилением власти Земских соборов и введением воеводского способа правления. Начала своё зарождение российская армия. Наметился и внешний противник, которым стала Речь Посполитая. Информация о личности и роли в истории царя Филарета.

Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.

Создание на Руси частных школ

На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. К тому же учителями работали духовные люди со своими правилами. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.

Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении.

Помимо непосредственно текстов для чтения, в азбуковниках были даны рекомендации для учителя - как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и даже дома.

Образование в 17 веке на Руси не предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики, как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без исключения, и богатым, и бедным, и убогим.

Печатные пособия - хорошее подспорье для обучения

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Старосты в школе на каждом уроке раздавали ученикам книги для обучения.

В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью.

Примечательно, что азбука, написанная дьяконом В. Бурцевым, была распродана в течение одного дня в количестве 2400 штук.

Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу. Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на данный звук.

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов-ученых. Они должны были открыть учебное заведение при Андреевском монастыре г. Москвы. В школе стали преподавать для молодых дворян философию, риторику, греческий и латинский язык.

Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык.

В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Основная их обязанность заключалась в раздаче книг, назначении дежурных и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получал образование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения. Особенно ценилось и требовалось бережное отношение к книге и вообще ко всему имуществу, находящемуся в школе.

Помимо обязательного соблюдения порядка и идеальной чистоты, запрещалось наговаривать на товарища и обзывать их обидными словами. Так зарождалось некое подобие корпоративной солидарности.

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование в 17 веке, единая методика его полностью совпадает с нормами, действующими в школах и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение.

Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика.

Азбуковники содержали различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с уверенностью можно утверждать, что образование в 17 веке - единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу всего обучения.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, занятия в школе начинались и заканчивались словом Божьим. Да это и понятно, ведь учителями были духовные лица.

Но именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности. Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить и понять весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Интересны для изучения работы древних мыслителей. Многие работы переводились на русский язык, и о них составлялось собственное мнение. Так, в школах изучались идеи Аристотеля, «Диалектика» Дамаскина. На полях часто ставили различные пометки, что доказывает внимательное изучение книг философов.

Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

С повсеместным обучением грамоте стали появляться все новые жанры в литературе. Особенно большое развитие получила поэзия и стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре.

Живопись тоже претерпела изменения. Появился такой жанр, как светский портрет, полностью схожий с оригиналом. Наиболее известным в то время художником был Ушаков, написавший многих известных людей того времени.

С развитием математики, физики и химии появились новые технологии в оружейном ремесле, и полученные знания способствовали распространению экспедиций. В результате осваивались все новые и новые территории необъятной России.

В целом образование в 17 веке в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до середины 18 века ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.

Новые явления в экономическом развитии России XVII в. :

    появились первые мануфактуры – крупное производство, основанное на ручном труде, но с использованием разделения труда;

    специализация районов на производстве определенных товаров (центральные области и Среднее Поволжье – хлеб, Поморье – лен, конопля, Сибирь – меха, Калуга – деревянная посуда и проч.);

    складывание единого всероссийского рынка – формирование тесных хозяйственных связей и товарообмена между отдельными частями страны;

    правительство начало проводить политику протекционизма . В 1653 г. принят Торговый устав , который уставил единую рублевую пошлину с ввозимого товара. В 1667 г. принят Новоторговый устав , который увеличил пошлину на иностранные товары.

Алексей Михайлович (1645–1676) – прозван Тишайшим за тихий нрав и благочестие. Со временем правления Алексея Михайловича связаны: церковный раскол , Соборное Уложение , окончательное закрепощение крестьян , восстание под предводительством Степана Разина .

Центральное и местное управление в XVII в. претерпело изменения, которые свидетельствовали о постепенном переходе к абсолютистской форме правления:

    царь по-прежнему правил вместе с Боярской Думой, значение которой постепенно падало. В Боярскую Думу входили представители 4-х думных чинов: бояре, окольничии, думные дворяне и думные дьяки ;

    почти перестали собираться Земские соборы, последний из них был созван в 1653 г. по вопросу о принятии Малороссии в российское подданство. В январе 1654 г. состоялась Переяславская Рада , она постановила принять подданство украинцев русскому царю (присоединение Левобережной Украины к России );

    получили дальнейшее развитие приказы , выросло их число;

    главной опорой власти были бюрократия и армия ;

    укрепились позиции центральной власти на местах: особую роль в местном управлении играли воеводы , назначенные из центра;

    основной административно-территориальной единицей России в XVII в. был уезд ;

    в 1649 г. Земским Собором принят новый свод законов государства – Соборное Уложение. Оно юридически оформило крепостное право, введя бессрочный срок сыска беглых крестьян, штраф за укрывательство беглых, потомственное закрепление крестьян к земле;

    началась реорганизация русского войска: с 1630 г . появилисьполки нового строя – солдатские, рейтарские, драгунские из русских наемных солдат под командованием офицеров – иностранных наемников; но дворянское ополчение продолжало оставаться главной военной силой;

    усилилось подчинение церкви государству: был создан Монастырский приказ для суда над духовенством и зависимыми от него людьми.

В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу , цель которой – укрепление церкви. Нововведения Никона – троеперстное (а не двуперстное) сложение руки для крестного знамения, тройная (а не сугубая) аллилуйя, хождение при освящении церкви и при крещении против солнца (а не полосонь), исключение из Символа веры и некоторых молитв слов, которых не было в греческих подлинниках, слишком «плотский» стиль иконописания. Реформа привела к церковному расколу , появилась церковная оппозиция (старообрядчество ) во главе с Аввакумом , которое в XVII в. приняло социальную окраску.

Бунташный век название XVII в., в котором произошли крупные народные выступления: 1648 г. – соляной бунт, 1662 г. – медный бунт, 1667–1671 гг. – восстание казаков и крестьян (крестьянская война ) под предводительством Степана Разина .

1654 г. при Аптекарском приказе в Москве было открыто первое светское специальное учебное заведение – «Школа русских лекарей ».

Трое его сыновей Алексея Михайловича (Федор, Иван, Петр ) стали царями, а дочь Софья – регентшей при малолетних братьях.

Федор Алексеевич (1676–1682)провел следующие социально-экономические и политические мероприятия:

    реформа податной системы: с 1679 г. начался переход к подворному обложению;

    отмена местничества (1682 г. ) – системы распределения служебных мест среди феодалов с учетом происхождения и служебного положения предков.

После смерти Алексея Михайловича развернулась борьба аристократии (Милославские) и незнатного дворянства (Нарышкины) за претендента на престол. Милославские выступали за Ивана , Нарышкины – Петра .

Май 1682 г. – стрелецкое восстание в Москве, в результате которого провозглашено совместное царствование Ивана V и Петра I при регентстве царевны Софьи . Софья оставалась фактической правительницей до августа 1689 г. , когда она потерпела поражение в борьбе с Петром и была заключена в Новодевичий монастырь.

Таким образом, последствиями перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную Россию в конце XVII в. стали массовые репрессии по отношению к боярству.

Россия в 17 веке находилась в условиях усиления значения труда крепостного населения, завершения формирования общенационального единого рынка, географической специализации территорий. Земским соборам придавалось уже не такое большое значение, как раньше. Формировались предпосылки для развития абсолютной монархии.

Однако Россия в 17 веке все еще остается "бунташной". Часто случаются масштабные народные выступления.

Внешнее политическое развитие России в 17 веке началось с вмешательства государства в Тридцатилетнюю войну.

Это столетие историки условно разделяют на два этапа. На первом этапе Россия в 17 веке, в первую очередь, преодолевала Смутное время. На втором же этапе начали складываться предпосылки для проведения петровских преобразований.

Новоизбранный царь Михаил Романов устраивал все социальные слои. Но следует отметить, что реальная власть была в руках его отца - митрополита Филарета - достаточно долго. Россия в 17 веке должна была преодолеть последствия Смуты. Именно эта задача возлагалась на царя.

Для осуществления центрального управления применялась система приказов, на местах же выборные старосты были заменены воеводами из центра. В основе армии состояли дворяне. За свою службу они получали земельные наделы вместе с крестьянами. Но, в связи с бегством последних во время Смуты, поместья не особенно были в цене. Правительство, увеличив срок розыска беглецов, передает дела по сыску в Разбойничий приказ. С того момента бегство крестьянина из поместья равнялось уголовному преступлению.

В середине столетия возникла необходимость в систематизации существовавших законов. Для этого была созвана специальная комиссия. В результате в 1649 году было принято завершившее устройство крепостничества. Таким образом, розыск беглых стал бессрочным, состояние крепостного - наследственным. Кроме того, некоторые статьи укрепляли царскую власть. Таким образом, сословно-представительная монархия становилась абсолютной. Опирался абсолютизм на крестьянскую общину и дворянство.

Во время правления Алексея Михайловича прекращает собираться Земский Собор, теряет свое значение. Царь выделяет особо доверенных лиц (ближнюю Думу), но принимает решения самостоятельно.

Промышленное развитие характеризуется появлением мануфактур, разделением труда. В производстве применяются машины. Используется и наемный труд (работники в основном были выходцами из черносошных и крепостных крестьян).

Попытки произвести модернизацию страны правительство предприняло к середине столетия. Под модернизацией понимались перемены в различных сферах жизни, направленные на укрепление абсолютизма и крепостничества. Преобразования должны были усилить налоговое и военно-техническое развитие государства. Такими были изменения в социальной, экономической, духовной и внутриполитической сфере, которыми характеризуется 17 век.

Россия на протяжении этого столетия смогла расширить свои территории. Так, царь Алексей Михайлович присоединил к государству Украину (Малороссию). В то время на Украине восстали во главе с Хмельницким запорожские казаки. Восстание превратилось в народную войну. Опасаясь последующих военных битв с турками и поляками, восставшие попросили помощи у России. В 1653 году была присоединена Это спровоцировало войну с Боевые действия завершились признанием присоединения Малороссии. Кроме того, Россия получила назад Смоленск, а в 1686 - Киев.

Неудача постигла Российское государство в русско-шведской войне, а также в Но, вместе с этим, были присоединены восточносибирские территории, совершен выход к Тихому Океану, а также установлена граница с Китаем.