Церковный Православный праздник сентября. Митрополит Антоний Сурожский

5 сентября 2017 года в день отдания праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии епископ Феодорит совершил Божественную литургию в Покровском храме с. Путятино. Также этот день ознаменовался 40-летием благочинного Путятинского округа и настоятеля храма – игумена Феодорита (Долгова).

У порога храма владыку встретили игумен Феодорит (Долгов) и настоятель Введенского храма с. Летники Путятинского района – игумен Петр (Мухин).

Также его преосвященству сослужило духовенство Путятинского округа и гости, прибывшие поздравить именинника с юбилеем.

По окончании Литургии было совершено славление празднику.

После чего правящего архиерея от лица всего благочиния поприветствовал игумен Феодорит (Долгов).

Затем епископ Феодорит обратился ко всем с Архипастрыским словом, в котором особое внимание уделил Евангельскому чтению: «В Евангельском чтении Господь вновь говорит нам притчами, центром которых является «зерно». И сегодня мы слышали две притчи о зерне или семени. Царствие Божие подобно тому, как некий человек посеял семя и не знает, как оно растет. Встает и днем, и ночью, и семя набирает силы и становится колосом. И когда приходит время жатвы, человек посылает серп и собирает плод. Во второй притче Господь говорит о горчичном семени – самом малом семени, но когда оно вырастает, под ветвями горчичного дерева укрываются птицы небесные».

Остановившись на значении евангельских притч из дневного зачала, владыка также пояснил и то, почему Господь обращается к людям в притчах: «Он призывает всякого, кто Его слушает к интеллектуальному труду» и, поэтому, призвал читать и слушать слова Священного Писания не механически, но вдумчиво и с молитвой, чтобы Господь открыл смысл написанного. И чем больше в нас ростки веры, тем больше Бог откроет нам в чтении: «Ведь чем ближе мы к свету, тем больше мы видим свою черноту, свои недостатки». И возрастая в вере и доверии к Богу, рано или поздно мы все принесем плоды своей жизни, по которым нас будит судить Господь.

В конце архипастырского слова епископ Феодорит отметил игумена Феодорита (Долгова), уже 15 лет несущего свои неустанные труды в Путятинском благочинии, поздравил его с 40-летием, отметив символизм цифры, преподнес в дар образ святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющего образец для подражания всякому пастырю, и, во внимание к трудам на благо Святой Матери Церкви, наградил медалью святителя Феофана Затворника III степени.

пресс-служба Скопинской епархии

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 5 сентября, Православная Церковь совершает отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Отдание праздника Успения Божией Матери, как и сам праздник, особенно почитаемо в Троице-Сергиевой лавре. Центральный собор монастыря посвящен Успению Божией Матери. В лавре с большим благоговением относятся к святыням Богородицы, доступным для всеобщего поклонения. Это - часть ризы Богородицы, хранящаяся в Серапионовой палатке, и часть камня от Гроба Богородицы, переданная недавно из лавры в Черниговско-Гефсиманский скит.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух - Богу, не коснулась Благодатной. Событие Успения Матери Божией не является поводом для скорби и слез.

«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследиеТвое».

Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Успение Божией Матери утверждает нас в блаженном уповании жизни вечной. Не только душой, но и Своей плотью Богоматерь вознесена на Небо, к Сыну Своему и Богу нашему. И с тех пор мы обрели вечную Ходатаицу перед Сыном Ее, Который благодатью Божией через Таинства Святой Церкви возрождает нас для жизни вечной, где не будет ни печали, ни воздыхания, но вечная радость в Нем и с Ним.

Наша вера учит нас, что будет Второе Пришествие Христа Спасителя и последняя встреча каждого человека с Богом, встреча, при которой каждый получит уже окончательное определение. Тот, кто хотя бы в момент смерти обратился к Богу, будет принят Господом.

Многим помогут молитвы Святой Церкви, которые она совершает за усопших. А усопшие, как вечно живущие у Бога, получают от Него благодать молиться за живых. Такова радость нашей веры и нашего молитвенного общения. Такова радость, укрепляющая нашу веру в бессмертие и заставляющая нас заботиться на земле о своем спасении.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

свт. Каллиника , патриарха Константинопольского;

новомучеников и исповедников Российских: сщмчч. Ефрема, еп. Селенгинского, Иоанна Восторгова пресвитера и мч. Николая Варжанского, сщмчч. Павла Гайдая и Иоанна Карабанова пресвитеров.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Дева Пречистая - Матерь Спасения,

Днесь совершаем святое Успение.

Дево в Успении и в Рождестве,

Нас утешаешь в любом естестве.

Мати всепетая, славим Тебя.

Молимся истово, верно любя.

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Служба дня

Молитвы дня

Евангелие дня

В честь отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы в храмах совершаются вечерня, утреня, часы и Божественная Литургия. На всех этих богослужениях в последний раз исполняются молитвы праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Вечерня служится накануне дня отдания праздника, утреня - сразу после нее или утром в день отдания праздника, перед Литургией. На утрене читаются два совмещенных канона Успения, в честь отдания праздника хор поет великое славословие.

В день отдания праздника совершаются часы и Божественная Литургия. На часах читаются тропарь и кондак Успения. На литургии поются блаженны праздника Успения, по входе - тропарь и кондак праздн в последний раз поется задостойник Успения Пресвятой Богородицы «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Девая восходит от земли на Небо. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения Ее , глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее , глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Послание к Галатам святого апостола Павла, глава 3, стихи 15-22

15 Братия! говорю по [рассуждению] человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [к нему]. 16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. 17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. 18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал [оное] по обетованию. 19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. 20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один. 21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Евангелие от Марка, глава 6, стихи 7-13

7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. 8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. 10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. 11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. 12 Они пошли и проповедывали покаяние; 13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

В честь Пресвятой Богородицы читаются:

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла, глава 2, стихи 5-11

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38-42, глава 11, стихи 27-28

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

5 сентября отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. И сегодня хотелось бы вспомнить воскресную проповедь митрополита Сурожского Антония, произнесённого им в 1990 году.

“Во имя Отца и Сына и Святого Духа” – как страшно бывает священнику, когда к Божиему народу, к людям, которых так возлюбил Господь, что Свою жизнь отдал для них, он обращается с этими словами; как ему страшно, что он, священник, такой же, как и все, хрупкий, говорит во имя Отца, и Его Сына, и Святого Его Духа ! И с таким трепетом собираешь свои мысли, чтобы ни одна из этих мыслей не была такой, какой не мог бы выразить или принять Сам Господь.

И вот с этим трепетом я снова обращаюсь с проповедью к вам; мы находимся сейчас все еще несколько дней во свете Успения Божией Матери; и сегодня день Воскресения Господня. Эти два события связаны между собою неразлучно, неразрушимой связью; но они относятся и к нам.

Воскресение Христово – это победа Бога над смертью, но одержанная не Богом одним, но Богочеловеком, Господом Иисусом Христом. В этой победе участвует не только Божество, но и человечество, потому что Человек Иисус Христос, как Его называет Апостол Павел, взял на себя всё, что возложил на Него Отец, и потому только мог Он совершить дело нашего спасения; наше спасение зависело от Его «человеческого» согласия на волю Божию, и это согласие «Человек» Иисус Христос дал.

И поэтому то, что случилось с Ним – крестная смерть, сошествие во ад, Воскресение, Вознесение – относится непосредственно и к роду человеческому: это не только Божественное событие – это событие и человеческое. И вот мы видим, как это событие приносит первые свои плоды в успении и воскресении Божией Матери.

В одной из молитв вечерни праздника Успения Божией Матери говорится о нем как о «бессмертном» успении. В древности, в Ветхом Завете смерть не переживалась только как лишение временной жизни, как разлука души с телом: она переживалась как нечто очень страшное. Человечество, потерявшее свое единство с Богом, еще в какой-то степени с Ним общалось, пока человек был жив на земле: молитвой, верой, надеждой, сохранением заповедей. Но после смерти никто, «никто» не мог стать перед Богом и войти в вечность ликованием, в «Божию» вечность.

И только со смертью, сошествием во ад Христа «эта» страшная смерть, эта окончательная разлука с Богом была побеждена раз и навсегда для всех. И поэтому Успение Божией Матери, как церковные молитвы говорят о нем, это временный сон тела, тогда как душа оживает полнотой жизни в Боге. Но тут еще нечто большее: мы знаем из церковного Предания, мы верим опытом Церкви и опытом нашей собственной внутренней жизни, что как Христос воскрес, так и Божия Матерь не могла быть, даже телесно, удержана тлением во гробе. Божия Матерь телесно воскресла силой и действием Христа Бога, Которого Своей верой, чистотой, святостью Она ввела в мир. И это уже начало общего воскресения, это уже воочию виденное нами наше будущее.

И через пару дней мы будем вспоминать, в день Отдания этого праздника, самый праздник, но как бы уходящий от земли: мы его «отдаем» Богу. Что же это значит? Это значит, что то событие, которое среди нас жило, действовало, вдохновляло нас в течение всех этих дней, теперь переходит в вечность как обещание, и остается нам в этом празднике Отдания – ожидание; ожидание веры, ожидание надежды, ожидание любви, ожидание радости о том, что победа не только одержана Христом, но что она уже явлена нам на земле в лице Божией Матери.

Отдадим же этот праздник, дадим его в вечность; но будем помнить, что мы его обретем в свое время, когда сами, пройдя узкими вратами смерти, войдем в вечность Божию. Но не в ту страшную смерть, какой была смерть Ветхого Завета, но в смерть, которая для христианина является временным сном в ожидании всеобщего воскресения. И мы знаем, что это воскресение будет, потому что в лице Божией Матери оно уже «совершилось».

Однако оно не совершится просто потому, что воскрес Христос, что воскресил и спас Он нас «страшной» Своей смертью и сошествием во ад, и тридневным лежанием во гробе, не «только» потому, что Божия Матерь Своей чистотой, святостью так соединилась, сроднилась с Богом, что гроб и умерщвление не могли Ее удержать. Мы войдем в воскресение, только если сами вырастем в меру истинного, подлинного человечества, если мы станем достойными звания человека, потому что только человек может стать причастником Божественной природы. Пока мы не выросли в эту меру, пока мы только зачаточно, в надежде, в мечте Божией являемся людьми и так низко пали, так далеки от Него – нам путь еще заказан.

Как же мы предстанем перед Ним? Неужели просто потому, что воскрес Христос, просто потому, что воскресла Матерь Божия – для нас смерть будет тихим, безмятежным сном плоти, в то время как «ликованием» оживает в вечную жизнь наша душа? Подумаем об этом; и всей жизнью, чистотой, правдой, святостью нашей жизни – станем «достойны» того, чтобы и для нас смерть была бы не совлечением временной жизни, по слову Апостола Павла, но облечением в вечность. Аминь!

Материал сайта http://kapellan.biz/content/view/1779

В Новодворском храме монастыря будет совершено богослужение: Вечерня, Утреня и Божественная Литургия.

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника .

«Кто умирал так из земнородных, как умерла Пресвятая Богородица? Чье смертное ложе окружали лики апостолов? В возглавии чьего смертного одра сияла небесным светом райская ветвь, принесенная архангелом Гавриилом за три дня до смерти Пресвятой Богородицы? Чью душу пришел принять Сам Господь и Бог наш Иисус Христос? О никто, никто, конечно, никто! Не смертью, а блаженным успением называем мы кончину Пресвятой Богородицы. Она уснула блаженным вечным сном.

На ней исполнились слова Спасителя: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин. 5, 24). Неужели можно представить себе, чтобы на суд предстали Пресвятая Богородица, Иоанн Креститель, святые апостолы, святые пророки, весь бесчисленный сонм мучеников?! О нет, о нет! Этого представить себе нельзя. Над ними исполнятся слова Иоанна Богослова из Откровения его (глава 20) о смерти первой и смерти второй.

Смерть первая это то, что испытает всякий земнородный – смерть тела. А смерть вторая – это ужасная вечная смерть тех, кто погряз во грехах, кто услышит страшные слова Христовы: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его". Смерти второй, конечно, не вкусят все праведники, все те, кончина которых была подобна кончине Пресвятой Богородицы, чья кончина была тоже не мучительной, обычной для людей смертью, а блаженным успением. Ибо знаем мы, что блаженным успением кончили жизнь свою весьма многие великие праведники. На коленях пред образом Пречистой Богородицы скончался блаженным успением, уснул преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский. И так же, как он, на коленях пред образом скончался великий святитель земли русской, блаженной памяти Филарет, митрополит Московский. Блаженна была смерть многих и многих праведников.

А слышим мы на каждой Литургии... страшные слова: "Смерть грешников люта". О как люта бывает смерть грешников! О если бы вы знали то, что видел я, чего никогда не забуду: я видел, как умирал несчастный окаянный протоиерей, бывший миссионером, а потом отрекшийся от Бога и ставший во главе антирелигиозной пропаганды. О как страшна была его смерть! Она была подобна смерти окаянного Ирода, убившего Иоанна Крестителя, который был заживо изъеден червями: у него был рак в зловонном месте, и в громадной ране кишмя кишели черви, и исходило от него такое нестерпимое зловоние, что все отказывались ухаживать за ним.

Тяжелой смертью, в мучительных, невыносимых предсмертных страданиях умирают многие, многие люди. Позорной смертью умирают на виселице и на плахе предатели родины, умирают злодеи, убившие множество людей. Под забором, в грязи умирают несчастные пьяницы. О как это страшно! О, да сохранит всех нас, грешных, Господь Иисус Христос от такой страшной, такой позорной участи. Да будет кончина наша хоть в малой мере подобна блаженному успению.

Что же надо для того, чтобы стяжали мы блаженное успение, чтобы смерть наша не была лютой смертью грешников? Что мешает тому, чтобы стяжали мы блаженную кончину? На каждой утрени при чтении шестопсалмия слышите вы слова пророка и псалмопевца Давида: "Несть мира в костех моих от лица грех моих". Грехи, грехи, наши окаянные неисчислимые грехи лишают нас мира. А блаженной кончины удостаиваются только те, кто стяжал мир, блаженный Божий мир.

Господь и Бог наш Иисус Христос незадолго до Вознесения Своего сказал ученикам Своим: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин. 14-27). Он оставил всем праведным, всем тем, кто пошел вслед за святыми апостолами, свой, Божественный мир. Христов мир есть мир Духа, вечный, ничем ненарушимый мир. Он неразрывно связан с радостью о Святом Духе, с высшей мудростью: он не нарушается никакими оскорблениями, лишениями имущества, страданиями. Мир, который дает мир, есть мир внешний, покой от внешних нападений. Он очень шаток: сегодня мир, завтра война. Но не только войны между народами отнимают мир: все мы постоянно воюем друг с другом, и мир, который дает мир, – это кратковременный покой от нападения на нас людей и наших нападений на них. Не только такой мир нужен нам, нам нужен тот мир, о котором сказал пророк Давид в псалме 36-м: "...кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира".

Чтобы наследовать множество мира, мало стяжать кротость и смирение. Этот мир дается тем, очи которых постоянно источают слезы, – не слезы от скорбей, которых у вас так много, а другие слезы, слезы святые, слезы горького покаяния о грехах ваших, слезы о зле, неправде и страданиях, которых так много в мире; слезы о тех, кто погибает в неведении Господа Иисуса Христа, кто никогда не взирает на крест Христов, кто равнодушен к нему.

Те, кто умеет плакать такими слезами, – только те получат мир Христов, мир вечный и ненарушимый. Каким же путем достигается такой мир? Тем путем, который указывает апостол Павел, говоря: "Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5, 16-17). Надо жить жизнью духа, а не жизнью плоти. Надо стяжать в этой жизни постоянными подвигами борьбы духа с плотью великие плоды духа, которые так определяет святой Павел: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23).

Вот те, только те, кто живет жизнью духа, а не жизнью плоти, получат мир. Мир они собирают в сердца свои в течение всей своей жизни изо дня в день, подобно тому, как пчела собирает мед с цветов. Она трудится весь день. Надо и нам работать Господу все дни жизни нашей, надо и нам собирать крупицы мира душевного постоянным деланием не плоти, а духу. Подумайте, может ли Дух Святой, дух мира, обитать в сердце, в котором бушуют страсти? Может ли Он обитать, как в Своем храме, в сердце, которое наполнено плотской похотью, страстью сребролюбия, в сердце, которое кишит завистью, тщеславием, которое полно гордости бесовской?!

О нет! О нет! Дух Святой не войдет в такое полное страстей сердце – там нет Ему места. Так вот, если хотите, чтобы кончина ваша была блаженным успением, конечно, не столь блаженным, как успение Пресвятой Девы, работайте не плоти, а духу. Собирайте мир в сердца ваши изо дня в день. Это трудно, это очень трудно, это должно быть делом всей жизни, это великий подвиг. Речь свою вам закончу я словами святого апостола Павла: "Сам же Господь мира да даст вам мир, всегда во всем. Господь со всеми вами! Аминь" (2 Фес. 3, 16)».