Чем питаются звери. Как питаются животные


Цели: уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных . Логопед выставляет картинки животных.

Как называются эти животные? (Дикие.) Почему? а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса - А зовут ее... (Лиса.)

Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных:

У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

У лисы длинный нос.

У лисы острые уши.

У лисы короткие усы.

У лисы рыжий хвост.

У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный - волк.

б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый...)

Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежо нок, медвежата.)

Как называется жилище медведя? (Берлога.)

У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

Продолжите предложение по смыслу: Волк - это папа в семье волков. Мама - ... (волчица). Дети - ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

У волчицы усы. У волчонка - усики. У волка - усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лох матый...)

Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой - летом.(Заяц.)

- Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный - белый, смелый - трусливый, быстрый - медленный, веселый - грустный, умный - глупый, длинный - короткий.

У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,
ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой - сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

3. Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных. Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)

Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки...)

Большая белка - это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - (Бельчонок.)

Дидактическая игра «Чье это?»

Белка - маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)

Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, ум ный...)

Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) Дидактическая игра «Закончи предложение».

Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ... ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ... ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

Еж - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

Лось - очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове - рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

5. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк - волки - волков и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: белка - белочка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? - Длиннохвостая.

У зайца короткий хвост - ... тонкие лапы - ... , короткие лапы - ... , толстые лапы - ... , длинные уши - ... , острые уши - ... , короткие усы - ... .

4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? - Лисья. Берлога медведя. - ...

Дупло белки. - ... Логово волка. - ... Морда лисы. - ... Хвост зайца. - ...

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос - носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).

Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы... и т.д.

7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.

Животные окружают нас повсюду, где бы мы ни были. Они живут везде: в лесах и пустынях, в горах и океанах, в земле и в воздухе и даже среди вечных снегов.Животные составляют больше чем три четверти всех видов живых существ на земном шаре, и все они такие разные!Животные отличаются друг от друга размерами, формой тела, окраской. Благодаря этому медведь совсем не похож на кузнечика, хотя они являются представителями одного мира животных.Как и все живые организмы (в том числе и растения), животные дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Главной особенностью, отличающей животных от всех остальных живых существ, является способность к передвижению: они бегают, прыгают, ползают, летают, плавают. Так они находят пищу, спасаются от врагов, ищут место и партнеров для размножения.На земном шаре известно около двух миллионов видов животных.Чем же питаются животные? Давайте присмотримся повнимательнее.
Например, для пчелы лучшим угощением будут цветочная пыльца и нектар. Зайцы едят сочные побеги растений, траву, кору деревьев. Кормом для линя служат всевозможные водоросли. Все эти животные называются травоядными, потому что кормом для них являются растения.
А вот волки к растениям равнодушны, ведь их рацион составляют зайцы, косули, дикие свиньи. Сова в огромных количествах истребляет мышей, а божья коровка поедает других насекомых, например тлю. Все эти животные питаются другими животными и называются хищными. Однако в природе существуют и всеядные животные, которые питаются и растениями, и другими животными. К ним относятся муравьи, медведи, воробьи, караси и многие другие.Пища необходима всем живым существам, поэтому животным, чтобы выжить, приходится зависеть друг от друга. Солнце обеспечивает жизненной энергией растения, которые служат кормом для травоядных животных. Травоядные животные, в свою очередь, становятся добычей хищников. Если же травоядные животные погибают от недостатка пищи (или по другой причине), то питающиеся ими хищники гибнут или переселяются туда, где могут найти еду. Такие пищевые связи называются пищевой цепью.Например, поспела в лесу сладкая душистая земляника, и ею решил полакомиться проползавший мимо слизень. Не успел он наесться, как сам стал добычей голодной жабы. Наевшись, жаба решила отдохнуть в тени, но тут же была атакована гадюкой, которую через некоторое время поймал и съел еж. Таким образом, земляника, слизень, жаба, гадюка и еж - это звенья данной пищевой цепи.Подобные пищевые связи можно наблюдать в природе повсюду, и важно то, что первым звеном пищевой цепи всегда является растение, вторым - травоядное животное, а остальные звенья - хищные животные.А вот пример другой пищевой цепи:
Созрело целое поле ржи, мышка-полевка начала делать запасы на зиму, набила щечки зернами, побежала в норку, а по пути ее поймала змея. Не успела змея проглотить мышь, как на нее с воздуха приземлился орел и унес в гнездо. Вот еще одна пищевая цепь.

Животные окружают нас повсюду, где бы мы ни были. Они живут везде: в лесах и пустынях, в горах и океанах, в земле и в воздухе и даже среди вечных снегов.

Животные составляют больше чем три четверти всех видов живых существ на земном шаре, и все они такие разные!

Животные отличаются друг от друга размерами, формой тела, окраской. Благодаря этому медведь совсем не похож на кузнечика, хотя они являются представителями одного мира животных.

Как и все живые организмы (в том числе и растения), животные дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Главной особенностью, отличающей животных от всех остальных живых существ, является способность к передвижению: они бегают, прыгают, ползают, летают, плавают. Так они находят пищу, спасаются от врагов, ищут место и партнеров для размножения.

На земном шаре известно около двух миллионов видов животных.

Чем же питаются животные? Давайте присмотримся повнимательнее.
Например, для пчелы лучшим угощением будут цветочная пыльца и нектар. Зайцы едят сочные побеги растений, траву, кору деревьев. Кормом для линя служат всевозможные водоросли. Все эти животные называются травоядными, потому что кормом для них являются растения.

А вот волки к растениям равнодушны, ведь их рацион составляют зайцы, косули, дикие свиньи. Сова в огромных количествах истребляет мышей, а божья коровка поедает других насекомых, например тлю. Все эти животные питаются другими животными и называются хищными. Однако в природе существуют и всеядные животные, которые питаются и растениями, и другими животными. К ним относятся муравьи, медведи, воробьи, караси и многие другие.

Пища необходима всем живым существам, поэтому животным, чтобы выжить, приходится зависеть друг от друга. Солнце обеспечивает жизненной энергией растения, которые служат кормом для травоядных животных. Травоядные животные, в свою очередь, становятся добычей хищников. Если же травоядные животные погибают от недостатка пищи (или по другой причине), то питающиеся ими хищники гибнут или переселяются туда, где могут найти еду. Такие пищевые связи называются пищевой цепью.

Например, поспела в лесу сладкая душистая земляника, и ею решил полакомиться проползавший мимо слизень. Не успел он наесться, как сам стал добычей голодной жабы. Наевшись, жаба решила отдохнуть в тени, но тут же была атакована гадюкой, которую через некоторое время поймал и съел еж. Таким образом, земляника, слизень, жаба, гадюка и еж - это звенья данной пищевой цепи.

Подобные пищевые связи можно наблюдать в природе повсюду, и важно то, что первым звеном пищевой цепи всегда является растение, вторым - травоядное животное, а остальные звенья - хищные животные.

А вот пример другой :
Созрело целое поле ржи, мышка-полевка начала делать запасы на зиму, набила щечки зернами, побежала в норку, а по пути ее поймала змея. Не успела змея проглотить мышь, как на нее с воздуха приземлился орел и унес в гнездо. Вот еще одна пищевая цепь.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение МКДОУ д/с № 46 «Гнездышко»

Составили воспитатели: Зимова Мария Федоровна Степанова Ирина Анатольевна

Вид проекта познавательно — творческий

Участники: дети старшей-подготовительной группы «Гнездышко»

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 3 недели

Образовательные области: Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

Актуальность: Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Обогащение знаний детей о диких животных в образовательной деятельности.

1) Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

2) Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)

3) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.

4) Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Основные направления реализации проекта:

1) Познание: «Дикие животные наших лесов»;

2) Драматизация сказки «Снежный колобок »;

3) Беседа на тему «Кто как к зиме готовится»;

4) Домашнее задание для детей и родителей - Создание «Книжка -малышка про диких животных»

Предварительная работа:

1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно - печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.

2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.

Участие родителей в проекте:

1) Разучивание диалогов с детьми, участвующими в выступлении на сказочном развлечении.

2) Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (Создание «Книжка - малышка про диких животных»).

Проблема: Кого можно из животных встретить в лесу зимой?

Решение: Путешествие в зимний лес (сказка «Снежный колобок»)

Подготовительный этап.

Предварительная работа:

Подбор иллюстративного материала по теме, настольно - печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, изготовление дидактических игр, подборка иллюстрированного материала из интернет ресурсов для презентации «Животные в зимнем лесу»

Основной этап — деятельный

Беседа на тему: «Кого из животных можно встретить в лесу зимой?», «Кто зимой спит?».

Рассматривание иллюстраций, слайдов по теме.

Просматривание видеороликов

Чтение русских народных сказок, героями которых являются звери и животные

Разгадывание загадок

Развивающие игры: «Чей малыш», «Кто лишний», «Чей хвост», «Чьи детки», «Кто где живет», «Составь животного из частей»,

Игра «У медведя во бору»

Д/Игры со словами: «Кто кем был», «Кто где живет», «Кто чем питается», «Мама, папа, детеныш», «Чьи уши, следы, хвосты».

Театрализация сказки «Снежный колобок»

Продуктивная деятельность:

Лепка «Зайчик»

Аппликация «Животное леса» (по желанию детей)

Рисование по сказке «Три медведя»

Пластилинография «Угощение для белочки»

Взаимодействие с родителями

Помочь в изготовлении и подборе костюмов для театрализации

Завершающий этап.

Инсценировка по сказке «Снежный колобок» с использованием ИКТ.

Предполагаемый результат проекта

Приобретение детьми новых знаний о диких животных.

Узнавать и называть детёнышей

Название жилища

Отгадывать загадки

Составлять описательный рассказ по карточкам

Называть животных, которые зимой спят

Владеть обобщающими понятиями

Презентация проекта: демонстрация слайдов.

Загадки.

Сейчас я Вам загадаю животных, а вы угадайте, кто это:

а) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (медведь).

б) Что за зверь лесной стал, как столбик, под сосной? У этого зверька уши больше головы. (заяц).

в) Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (лиса).

г) Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это — … (волк)

д) Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил?

А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (белка).

е) Словно елка, весь в иголках.

Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь, ну, скажите, это … (ёж)

Большая верхняя губа,

На нём — громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось

Раз он - сохатый, значит - (лось).

«Кто кем раньше был».

А сейчас я с вами поиграю. Взрослые животные раньше были кем? (малышами, детёнышами).

Медведь был кем? — медвежонком

Лиса - лисенком

Заяц - зайчонком

Ёж - ежонком

Волк - волчонком

Белка - бельчонком

Лось - лосенком

«Кто где живет?»

Ребята, у каждого животного есть свой дом и он имеет своё название. Давайте с вами вспомним, кто где живёт. (Отвечать мы будем полным предложением):

У лисы дом называется - нора. Лиса живет в норе. (СЛАЙД №

3). У медведя дом - берлога. Медведь живет в берлоге. (СЛАЙД №

3). У волка дом называется логово. Волк живет в логове. (СЛАЙД №

4). Заяц живет под кустами. (СЛАЙД №

5). У ежа дом называется норка. Еж живет в норке.

(СЛАЙД № 5)

У белки домик - дупло. Белка живет в дупле. (СЛАЙД № 5).

Лось живет вдалеке от людей, в чаще. (СЛАЙД № 6).

«Кто чем питается?»

Ребята, давайте вспомним, чем питаются дикие животные. (Дети отвечают на вопрос). Я вам расскажу, какое это животное.

Лиса питается мясом (куры, заяц) и рыбой. Также может есть плодовые ягоды. Это хищное животное. (СЛАЙД № 7).

Белка питается грибами и орешками. Это животное называют грызуном. (СЛАЙД № 8).

Заяц летом ест траву, а зимой кору деревьев. Это травоядное животное. (СЛАЙД № 9).

Медведь летом питается мясом, рыбой, ягодами. А зимой он сосет лапу. Медведь хищник. (СЛАЙД № 10).

Волк питается зайцами, сусликами, домашними гусями, может съесть кладку яиц. Это хищное животное. (СЛАЙД № 11).

Еж питается грибами, яблоками, ужами, лягушками. (СЛАЙД № 12).

Лось питается мхами, грибами, ягодами, корой ивы, сосны, осины. (СЛАЙД № 13).

«Мама, папа и детеныш».

Ребята, у каждого животного есть семья. Давайте скажем, кто входит в состав семьи каждого животного. Это семья медведей. Мама медведица, папа медведь и их детеныш медвежонок. (СЛАЙД № 14).

Это семья волков. Мама волчица, папа волк и их детеныш волчонок. (СЛАЙД № 15).

Это семья лис. Мама лиса, папа лис, детёныш лисенок. (СЛАЙД № 16).

Это семья зайцев. Мама зайчиха, папа заяц, детеныш зайчонок. (СЛАЙД № 16).

Это семья ежей. Мама ежиха, папа еж и их детеныш ежонок. (СЛАЙД № 16).

Это семья белок. Мама белка, папа белка, детеныш бельчонок. (СЛАЙД № 16).

Это семья лосей. Мама лосиха, папа лось и их детеныш лосенок. (СЛАЙД № 17).

Физкультминутка «Дикие животные».

Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу

Звери шли на водопой. Дети идут по кругу

За мамой - лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая

За мамой - лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках

За мамой - ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку

За мамой - медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку

За мамою - белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку

За мамой - зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат Крадутся

Все мамы и дети напиться хотят. Лицо вкруг, лакательные движения языком

Чьи уши? следы? хвост? (образование притяжательных прилагательных по картинкам).

Ребята, когда животные идут по снегу, они оставляют что? (следы).

Следы медведя, чьи это следы? - медвежьи(СЛАЙД № 18).

Волка - волчьи (СЛАЙД № 18).

Лисы — лисьи (СЛАЙД № 18).

Зайца - заячьи (СЛАЙД № 19).

Ежа - ежиные (СЛАЙД № 19).

Белки - беличьи (СЛАЙД № 20).

Лося - лосиные (СЛАЙД № 20).

Загрузить: Didakticheskie_igry_o_dikih_zhivotnyh.pptx (5,6мб)

Все животные являются гетеротрофами , то есть питаются органическими веществами. Они не могут как растения сами синтезировать органическое вещество из неорганических веществ. Конечно, большинство органических веществ, поступивших в организм животного, изменяется в нем с помощью биохимических реакций, становятся «родными» для данного вида животного. Однако поглотить животное всё-равно должно органическое вещество.

И хотя все животные гетеротрофы, способов их питания огромное множество, так как животные сильно отличаются между собой. Одни устроены просто, другие сложнее. Одни обитают в воде, другие на суше. Каждое животное приспособлено для питания «своей» пищей. Главное, чтобы пища была органической природы.

В каждой группе животных по типу питания можно выделить различные подгруппы. Так растительноядные животные могут питаться листвой, травой, семенами, нектаром цветков и др. Плотоядные животные могут есть одноклеточных, насекомых, лягушек, птиц, млекопитающих, умерших животных. У каждого вида животного в связи с приспособлением к питанию определенными живыми организмами будут наблюдаться свои особенности строения и поведения.

Обычно у растительноядных млекопитающих пищеварительная система более сложная, так как переваривать растительную пищу сложнее. Однако у млекопитающих-хищников более сложное поведение, так как поймать жертву не всегда просто. При этом надо ее выслеживать, затаиваться, неожиданно нападать. При этом жертва имеет приспособления, чтобы убегать от хищника и защищаться от него (например, объединяясь в стада). Различаются и зубы травоядных и хищников. У растительноядных млекопитающих хорошо развиты резцы и коренные зубы.

У хищников есть мощные клыки.

Хотя животные приспосабливаются к конкретному виду пищи, есть среди них и «универсалы» — всеядные животные. Из млекопитающих примерами таких животных являются медведь, человекообразные обезьяны, человек. Всеядность позволяет не зависеть от конкретного вида пищи, и при ее исчезновении переходить на другое питание. Другими словами, всеядность — это полезное приспособление, дающее преимущество в выживании.

Падальщики едят умерших крупных животных. Среди млекопитающих-падальщиков следует отметить гиен и грифов. Они имеют свои приспособления к такому типу питания. Например, у грифов длинная почти голая шея. Это позволяет не пачкаться при разделывании туши.

Разнообразие ротовых аппаратов насекомых также сформировалось в зависимости от их пищи. У одних — это колюще-сосущий ротовой аппарат (комар), у других — режущий, у третьих - грызущий и т. п.

Среди животных встречается и симбиоз (взаимовыгодное сожительство). Например, рак-отшельник и актиния.

Среди животных к сапрофитам относятся насекомые и черви, обычно живущие в почве. Они питаются отмершими частями растений, умершими животными и их экскрементами. Сапрофиты играют важную роль в круговороте веществ в природе, так как разлагая органику, возвращают во внешнюю среду химические элементы в форме минеральных веществ.

Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком «домике» живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ — то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности.

Дикие животные
Заяц

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца — это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса — дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк — животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха.

Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь — дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>

На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.

А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах: доклады детям о животных >> и презентации про окружающий мир >>

Источник