Декарт философия кратко. Декарт: философские идеи философа Декарта

Рене Декарт (1596 - 1650) родился в семье, принадлежавшей к знатному роду Турени, что предопределяло его будущее на стезе воинской службы. В школе иезуитов, которую закончил Декарт, у него обнаружилась сильная склонность к занятиям математикой и безусловное неприятие схоластической традиции. Ратная жизнь (а Декарту пришлось участвовать в Тридцатилетней войне) не привлекала мыслителя и в 1629 г. он оставляет службу, удаляется от света, избирает местом своего пребывания самую свободную тогда страну Европы - Голландию - и в течении 20 лет занят исключительно научными трудами. В 1649 г. он принимает приглашение шведской королевы Христины помочь ей основать Академию Наук. Непривычный для философа режим дня (встречи с "царственной ученицей" в 5 часов утра), суровый климат Швеции и напряженная работа стали причиной его преждевременной кончины.

Декарт по праву считается одним из основателей философии нового времени. Ему принадлежит заслуга ясной и глубокой формулировки основных интуиций и допущений рассматриваемого нами классического периода новоевропейской философии.

Отправной точкой философствования Декарта становится общая им с Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона, который ставил на первый план практическую основательность знания и акцентировал значение предметной истинности знания, Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Отклоняя, подобно Бэкону, авторитет как свидетельство истины, Декарт стремился к разгадке тайны высочайшей надежности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Их ясность и отчетливость он справедливо связывает с радикально глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удается разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом. Располагая такими очевидными истинами, можно уверенно проводить доказательства, относящиеся к сложным и заведомо неясным случаям.

Декарт развивает специальное учение о методе, которое он сам резюмирует в следующих четырех правилах:

1) Не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению;

2) разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения;

3) располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу;

4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Эти правила можно обозначить соответственно как правила очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза). Продуманный так метод следовало применить теперь к собственно философскому познанию.

Первая проблема состояла в том, чтобы обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего нашего знания.

Декарт предлагает с этой целью прибегнуть к методическому сомнению. Только с его помощью можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно. Следует заметить, что испытанию на несомненность предъявляются исключительно высокие требования, заведомо превосходящие те, что вполне удовлетворяют нас, скажем, даже при рассмотрении математических аксиом. Ведь и в справедливости последних можно усомниться. Нам же необходимо найти такие истины, в которых усомниться невозможно.

Можно ли сомневаться в своем собственном существовании, в существовании мира, Бога? В том, что у человека две руки и два глаза? Подобные сомнения могут быть нелепы и странны, но они возможны. В чем же нельзя усомниться? Заключение Декарта лишь на первый взгляд может представиться наивным, когда он такую безусловную и неоспоримую очевидность обнаруживает в следующем: я мыслю, следовательно, существую (лат., cogito, ergo sum). Справедливость несомненности мышления подтверждается здесь самим актом сомнения как актом мысли. Мышлению отвечает (для самого мыслящего "Я") особая, неустранимая достоверность, заключающаяся в непосредственной данности и открытости мысли самой себе.

Декарт получил лишь одно несомненное утверждение - о самом существовании познающего мышления. Но в последнем заключено много идей, некоторые из которых (например, математические) обладают высокой очевидностью как идеи разума. Так, в разуме заложено убеждение, что кроме меня существует мир. Как доказать, что все это не только идеи разума, не самообман, но и существующее на самом деле? Это вопрос об оправдании самого разума, о доверии к нему.

Декарт разрешает эту проблему следующим образом. Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного Существа. А весь опыт самого человека свидетельствует о том, что мы, люди, существа ограниченные и несовершенные. Каким же образом эта идея оказалась присуща нашему уму? Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд мысли, что сама эта идея вложена в нас извне, а ее творец и есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Но из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам и постижимый нашим разумом, созданным им же. Так, Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму.

Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль о существовании врожденных идей в качестве одного из основоположений рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идей объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Углубляясь в него, мы оказываемся способными познавать сотворенные Богом вещи. Ясность и отчетливость представлений являются поэтому и критериями истинности (достоверности) наших знаний.

Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных и независимых друг от друга (но не от создавших их Бога) субстанции - духовную и телесную. Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким атрибутом является протяжение, для душ - мышление. Телесная природа последовательно представлена у Декарта концепцией механицизма. Вечно движущийся мир, подчиненный законам механики, исчислимый математико-геометрическим образом, заготовлен для триумфального шествия математического естествознания. Природа - чисто материальное образование, ее содержание исчерпывается исключительно протяжением и движением. Основными ее законами являются принципы сохранения количества движения, инерции и первоначальности прямолинейного движения. На основе этих принципов и методически контролируемого построения механических моделей, разрешимы все познавательные задачи, обращенные к природе. Так, животные и человеческие тела подчинены действию тех же механических принципов и представляют собой "самодвижущиеся автоматы", никаких "живых начал" в органических телах (как растительных, так и животных) не имеется.

Наиболее трудная проблема философии Декарта отношение души и тела у человека. Если у животных нет души, и они представляют собой бездушные автоматы, то в случае человека это очевидным образом не так. Человек способен управлять своим телом с помощью ума, а ум - испытывать на себе влияние тела. Сложность проблемы заключалась в объяснении воздействия двух совершенно разных по своей природе субстанций. Душа едина, непротяженна и неделима. Тело протяженно, делимо и сложно. Декарт, проявлявший большой интерес к успехам тогдашней медицины, отнесся с особым вниманием к шишковидной железе, расположенной в центральной части головного мозга, и связал с ней место, в котором душевная субстанция взаимодействует с телесной. Хотя душа как начало непротяженное и не занимает места, но она "пребывает" в указанной железе, она - "седалище души". Именно здесь материальные жизненные духи и вступают в контакт с душой. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там душу. Соответственно, самостоятельное возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс завершается мышечным движением. Связь души и тела в целом укладывается в схемы, по существу, механического взаимодействия.

Основные моральные установки картезианства легко извлекаются из общей направленности его философии. Укрепление господства разума над чувствами и страстями тела - исходный принцип для поиска формул нравственного поведения в самых разнообразных жизненных ситуациях. Декарта отличает своего рода растворение феномена воли в чистом интеллектуализме. Свобода воли определяется им посредством указания на следование "логике порядка". Одно из жизненных правил Декарта звучит так: "Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей".

Начиная с Декарта, новые ориентации философской мысли, в которых центральное место занимает мысль и сам человек, обретают классически ясный характер.

Фотограф Andrea Effulge

Философ, математик, логик и выдающийся мыслитель своего времени Рене Декарт явился одним из основателей философии Нового времени, когда от религиозности, искусственно принесённой в науку, последняя старалась избавиться. Так и Декарт, с отличием закончив иезуитский колледж, был неудовлетворён знаниями, там полученными. Мыслитель, как и большинство великих, обратился к самостоятельному поиску знания в окружающем его мире.

Усмотрев, в многом справедливо, в религиозной философии, например, схоластике спорность, Декарт подвергал её критике. Картезианская (по латинскому произношению Cartesius), читай Декартовская философия Нового времени искала знания твёрдого, достоверного, доказанного, то есть, Рене Декарт искал истины. А для достижения истинного знания, знания доказанного, достоверного мыслитель разработал собственные методы, подходы и принципы поиска, в этом заключается рационализм философии Декарта.

В основу философии Декарта легла математика как устойчивая к спекуляциям и своей неподкупной логикой изобличающая спорность из знания. Но, несмотря на рационализм философии Декарта, изображаемая им наука, которая должна была объять все грани мира и человеческого существования, в корне имела метафизику, развиваясь к физике и делясь на частные науки.

Выступая за развитие методологии науки как важнейшего инструмента исследования, Декарт критиковал философию прошлого в связи с тем, что в прошлом методу и его роли не уделялось должного внимания. В методологии прошлого зачастую использовалось лишь сложение подобного, отсутствовали поиск основ, источника, заявление тезисов и постулатов, а так же иерархия взаимосвязей. Последнее не позволяло выделять в научном поиске важное от несущественного, а критерий и признак от случайности, с этим рационалистическая философия Декарта мириться не могла.

В основах философии и методологии Декарта лежало раскрытие и преподнесение основ и следствий в их очевидной взаимосвязи, чья наглядность не позволяла подвергать утверждаемое сомнению, так как была очевидна. В ходе этих научных исследований и поиска Декарт создал свой первый выдающийся труд «Рассуждение о методе», в котором разбирал свой проект, так называемой «универсальной науки» (Mathesis universalis), имеющий свои корни в аристотелевской гипотезе главного органона (инструмента) познания. Несложно догадаться, что мыслитель этим инструментом называл методологию.

Проблема метода философии Декарта заключалась в подведении потенции разума к констатации, а точнее, восприятию основы любого явления или процесса в мире, чтобы воспринять очевидное. Потенцию разума к восприятию основы чего-либо в его очевидной простоте мыслитель называл интеллектуальной интуицией, а одним из принципов философии Декарта было утверждение её всеобъемлющей роли и универсальности. На последнем и базировалась методология так называемой «универсальной науки». Не обошлось и без сомнительных утверждений, которые воспринимаются таковыми только сейчас, например, заявляемый субъективизм окружающей действительности, то есть, согласно философии Декарта под сомнение ставился источник эмпирического (опытного) познания - объективный мир. Последнее зависимо от принципа философии Декарта, где в ходе познания интеллектуальной интуицией, к которой редуцируют все остальные виды познания, необходимо ставить под сомнение любое утверждение, ведя поиск очевидности, тогда исследователь не может говорить о истинности чего бы то ни было кроме самого факта сомнения. И это сомнение само в себе несомненно и очевидно, как форма мышления - это один из методов философии Декарта. В свою очередь несомненность сомнения как факта мышления делает очевидным существования самого мыслителя, следовательно, знаменитое высказывание философа: «Мыслю, значит, существую» (Cogito ergo sum), ничто иное, как финальная формулировка ранее описанного логического построения.

Две других выдающихся работы о философии Рене Декарта - это «Размышления о первой философии» и «Начала философии» (или «Принципы философии»), причём последняя книга явилась итоговой констатацией взглядов и умозаключений мыслителя. В своих началах философии Декарт делает попытку логически вывести начала или основы физического мира из начал метафизики. В-первых, мыслитель сформулировал основные гносеологические и метафизические идеи, то есть общие принципы своей философии кратко. В-вторых, размышления о натурфилософии как философские основы картезианской физики, где отходит от основных категорий физики вроде массы, количества, пространства и свойств к движению, сформулировав закон инерции. В-третьих, мыслитель затрагивает космогонические вопросы, то есть рассуждает о происхождении мира и планеты Земля в частности. Эти рассуждения, равно как и поиск Декарта на поприще методологии приводят к заявлению о доказательстве существования некоего бога или божественного как необходимого условия всякого эмпирического исследования и материального мира в целом.

Три упомянутых в этой статье произведения Декарта - не все его труды, а лишь основные и наиболее значительные. Например, последнее произведение является по самому признанию мыслителя компиляцией философии Декарта кратко. Важно также отметить, что переводя свой номинально финальный труд с оригинального латинского на родной французский, сам мыслитель переписал некоторые части произведения. Последнее не говорит о ошибках, а намекает на вечный поиск и всеобъемлющее проникновение метода Декарта - сомнения.

Рационалистическая философия Декарта оставляла место дуализму, например, телесного и разумного. Дуализм Декарта заявлял о пространственно протяжённой телесной субстанции и внепространственной метафизической мыслящей, если угодно – душе. А так же дуализм божественного и материального, где, сотворив мир и его организовав, божественное более не вмешивается в него, то есть не осуществляет управление миром. Это деистическая позиция философии Декарта, заявляющая полную независимость мира после акта его сотворения божественным, ставит некоторых исследователей в тупик, так как, в общем, мыслитель был сторонником рационализма и критиком религиозности.

Труды французского мыслителя объёмны и затрагивают обширные области знания, вследствие чего в одной статье трудно описать философию Декарта кратко, не говоря уже о детальном рассмотрении. Однако многие произведения этого философа сохранились и с его взглядами можно познакомиться из первоисточника, что я и советую, если тебя, читатель, заинтересовало то, о чём рассказано в этой статье.

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

26. ФИЛОСОФИЯ Р. ДЕКАРТА

Рене Декарт (1596–1650) считается основателем современной философии. Для понимания его философских взглядов наиболее важны два произведения «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения», так как Декарт обосновал в них метод «картезианского сомнения», т.

е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования.

Выражение «мыслю, следовательно, существую» отражает существо теории познания Декарта.

Исходя из него утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении).

Из этого тезиса следовал еще один вывод: все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств.

Достоверное знание может находиться только в самосознании познающего субъекта, в его аналитической деятельности.

Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Она позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта.

Субстанцией является только Бог. При этом Декарт делил мир на два рода субстанций: духовную и материальную. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым он относил прежде всего идею Бога, а также математические и научные идеи.

Философия Рене Декарта

Материальная субстанция отождествляется с природой, главным свойством которой является протяженность.

Врожденные науки – это еще не готовые истины, а предрасположение разума. Вместе с тем разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода (дедукции), который включает в себя:

Ясность и отчетливость познания, не вызывающего никаких сомнений,

Разделение всякого исследуемого вопроса на столько частей, сколько требуется для лучшего его понимания,

Осмысление предмета исследования по порядку, начиная с вещей наиболее простых и постепенно поднимаясь до самых сложных.

Абсолютизировав роль разума в познании, Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно вывести все истинные знания о мире.

Самая знаменитая его работа «Размышления о первой философии» сразу была вызовом всей общепризнанной тогда философии как науки.

Она обошла всю Европу и вызвала ряд возражений, на которые Декарт написал пространные ответы. В этих возражениях и ответах видно, как развертывается целая серия драматических и глубоких дискуссий, в которых такие известные мыслители, как Гоббс, Гассенди и Арно, скрестили шпаги с Декартом.

Хотя Декарт испытал глубокое влияние схоластической философии, которая предшествовала его времени, проблемы, которые он ставил, вопросы, которые он поднимал, и его требования абсолютной субъективной достоверности знания вели к подрыву двухтысячелетних традиций аристотелевского философствования.

В действительности работы почти всех великих философов в течение 150 лет после смерти Декарта можно рассматривать как попытку ответить на вопросы, поднятые блестящим французским иконоборцем.

Философия Декарта

Философская система Р. Декарта.

1. Жизнь и деятельность Р. Декарта

Одним из гениев эпохи Нового времени был Рене Декарт, который произвел в содержании науки, но особенно в западно-европейской философской методологии суперрадикальный переворот.

Р. Декарт, в латинском написании Картезий (1596-1650) — французский философ, математик и физиолог.

Р. Декарт родился в местечке Лаэ (департамент Турень) в дворянской семье. Учился в иезуитской коллегии Ла Флеш (аристократическое среднее учебное заведении), после окончания которой служил вольнонаемным офицером в войсках различных европейских военачальников, принимавших участие в Тридцатилетней войне в Германии. В 1621г., покинув армию, Декарт много путешествовал, завязывал знакомства с известными европейскими учеными.

Вскоре он переселился в Нидерланды — передовую капиталистическую страну того времени, где провел 20 лет в уединенных научных и философских занятиях, лишь ненадолго приезжая во Францию.

Учение Р. Декарта подвергалось постоянным преследованиям со стороны церковников как католических, так и протестанских. При жизни Р. Декарта распространение его учения было запрещено в Нидерландах и во Франции, а в 1663г. сочинения Р. Декарта были внесены Ватиканом в папский «Индекс запрещенных книг».

Преследования нидерландских богословов вынудили его переехать в 1649г.

В Швецию, где он и умер. Основными сочинениями Р. Декарта являются: «Геометрия» (1637г.), «Рассуждение о методе» (1637г.), «Начало философии» (1644г.).

2. Рационализм Р. Декарта

Р. Декарт в познании естественного Мира не отделял философию от науки.

Но, как справедливо отмечал при этом, и философии, и науке нужны новые методы познания, иные принципы и правила мышления. Причем совсем не важно, если затем они будут более структурированы в одном направлении и менее — в другом. Речь идет о методах, принципах и правилах, которые смогли бы обеспечить сооружение нового, современного здания науки и принципиально иной парадигмы философии.

О своем намерении работать над этим новым теоретическим проектом Р. Декарт пишет переводчику своих «Начал философии». « Всю философию можно сравнить с деревом, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветки, растущие из этого ствола, — все остальные науки, которые сводятся к трем основным: медицине, механике и этике…

И как плоды не собирают ни с корней, ни со ствола, а лишь с ветвей, так и главная полезность от философии зависит от тех ее частей, постижение которых возможно лишь в самую последнюю очередь».

Декарта, таким образом, философия как бы сцепляла воедино все теоретические и эмпирические знания. А всех их (философию, научные знания) объединяло стремление к истине, которая легче всего достигалась с помощью строго научного метода.

Ученый хотел свой научный метод облечь в форму абсолютной ясности и научной строгости, присущую только математическим операциям. « Это позволит, — убеждал он, — добраться до корней, чтобы впоследствии можно было собирать зрелые плоды». Математика была для Р. Декарта исходным пунктом размышлений о проблемах, которые были базовыми для его творчества — это проблемы научного метода и достоверности. В математике оценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам.

Таким образом, рационалистический метод Р.

Декарта представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика. Рационализм Декарта сложился, как попытка объяснить свойственную математическому знанию всеобщность и необходимость.

Суть рационалистического метода Р. Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания должна лежать интеллектуальная истина.

Интеллектуальная истина — это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения.

Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия.

Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Р. Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:

1) Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

2) Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3) В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное.

Философия Декарта и его научные идеи оказали значительное влияние на последующее развитие философии.

Современная реакционная буржуазная философия подчеркивает в учении Декарта его идеалистическое учение о боге, о духовной субстанции, а также идеалистические черты его учения о познании.

Передовая общественная мысль, отвергая идеализм и дуализм Декарта, высоко ценит в нем гениального мыслителя, новатора науки — математики, физики, физиологии, одного из творцов материалистического понимания природы.

Учение Р. Декарта о сомнении

Введением в философию служило для Р. Декарта учение о сомнении и его преодолении, направленное своим острием против господствующей схоластической философии. Провозгласив сомнение, в качестве исходного пункта всякого исследования, Р. Декарт поставил цель: «Помочь человечеству избавиться от всех предрассудков, от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и, таким образом, расчистить путь для подлинного научного знания, и, вместе с тем, найти искомый первый, исходный принцип, отчетливое ясное представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению».

Рядом аргументов Р. Декарт доказал, что в составе знания, доставляемого нам ощущениями и мышлением, нет ни одного положения, в истинности которого нельзя было бы усомниться. Можно усомниться даже в существовании внешнего мира и собственного тела.

При этом единственным несомненным фактом, с точки зрения Р. Декарта, остается лишь акт самого сомнения, самого человеческого мышления.

«Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о Мире, мы можем легко допустить, — писал Р. Декарт, — что нет ни Бога, ни неба, ни Земли и что мы не существуем, в то время как сомневаться в истинности всех этих вещей.

Столь же нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время как оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: «Я мыслю, следовательно, я существую, истинно и, что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений».

Это положение представлялось Р.

Декарту тем самоочевидным, неоспоримым принципом, исходя, из которого можно развить всю систему философии и построить достоверное знание.

Таким образом, достоверное познание внешних вещей и явлений природы может и должно осуществляться только разумом, а не чувствами. Однако, анализируя сам умственный процесс познания, мыслитель обнаружил удивительный факт: все, что дано познать мышлению человека, имеет место только в самом его мышлении.

Любые предметы, явления, схватываемые мыслью, всегда есть мыслимый предмет, явление, т.е. единственное, что прямо или непосредственно придано человеческому мышлению, — это и есть само мышление.

Познание простирается лишь настолько, насколько простирается ясное и отчетливое мышление. Поэтому мышление должно быть самостоятельным, уверенным. Всякая зависимость от чужих мнений и особенно позиций есть ложный шаг.

Теоретическое мышление требует системного порядка.

Открытие Р. Декарта означало революционный переворот в философии и стало важным вкладом в новую теорию познания (гносеологию). Оно, правда, противоречило предположению (со времени Платона), превратившемуся в одно из основных допущений философии и науки о том, что предметом познания всегда является объект, т.е. только то, что лежит вне сознания и трансцендентно по отношению к нему, обладает независимым от него существованием.

Расщепление же всей действительности на субъект и объект — это, то принципиально новое, привнесенное Р. Декартом в философию и науку в конечном итоге, как он сам квалифицирует, есть реальность особая, — субъективная, находящаяся внутри познающего субъекта.

Следует отметить, что принцип сомнения применялся в философии и до Р.

Декарта в античном скептицизме, в учении Августина, в учении Ш. Монтеня и др. Уже Августин на основе сомнения утверждал достоверность существования мыслящего существа.

Оригинальность же учения Р. Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный характер самому сознанию, мышлению и бытию субъекта мышления, обратившись к самому себе, и сомнение по Декарту исчезает.

Декартово сомнение, призвано было снести прежней умозрительной философии или отменить прежний способ познавательного мышления, чтобы тем самым расчистить почву для построения нового здания философии, рациональной в самом истоке.

Р. Декарт был убежден, что сознание нового метода мышления потребует прочного и незыблемого основания, которое должно быть найдено не где-нибудь, а в самом человеческом разуме, т.е. в его внутреннем мире — самосознании.

По Декарту самым достоверным может быть только суждение «мыслю, следовательно, существую». Это «новое в понимании Декарта — это методизм, — считает Ю. Солонин, — т.е. организованное, регулируемое правилами движение мысли, в процессе которого приобретаются новые истины либо обосновываются и упорядочиваются уже имеющиеся».

Физиология Р. Декарта

Будучи родоначальником рационального познания, Р. Декарт стал и отцом научной механики, чьи принципы распространял на все, включая живую природу и человека — физиологию. Р. Декарт осознавал недостаточность анатомических и физиологических сведений своих предшественников и проводил самостоятельные эксперименты.

Он подробно исследовал строение различных органов, а также строение зародышей на различных стадиях развития. Р. Декарт подчеркивал необходимость изучения эмбриогенеза животных.

Физиологические работы Р. Декарта основаны на учении У. Гарвея о кровообращении, которое он сразу же оценил. Первым в истории науки Р. Декарт сделал попытку проникнуть в сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений и описал схему рефлекторных реакций. Отвергнув, схоластически-теологические вымыслы о растительной и чувствующей душе, Р.

Декарт выдвинул положение, что различные тела окружающего мира действуют на те или иные участки организма: освобождающиеся при этом «животные духи» передвигаются по нервам к мозгу, а оттуда по другим нервам передаются различным мышцам. Это приводит к раздуванию мышц, изменению их формы, что сопровождается двигательными актами. В этой схеме Р. Декарта представлены как центростремительная, так и центробежная часть рефлекторной дуги.

Р. Декарт объяснял рефлекторным механизмом не только сокращение скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты. В понятии рефлекса у Р. Декарта выступает идея стимула и причиной связи между действием стимула и ответной реакцией.

Животное — простая машина, полагал Р.

Декарт. В этом взгляде, имевшем прогрессивное значение в борьбе со средневековой схоластикой, отобразилась вместе с тем ограниченность науки в эпоху, когда жил Р. Декарт.

Принципы своей физиологии и психофизиологии Р. Декарт распространял и на человека. Значительная доля жизнедеятельности человека объяснялась им, в противоположность господствующим теолого-схоластическим представлениям, механико-материалистическими принципами.

Учение Р.

Декарта о страстях заключается в том, что главное действие аффектов и страстей — располагать душу к желанию тех вещей, к которым подготовлено тело.

16. Философия Рене Декарта

Однако с позиций механизма Р. Декарт не мог объяснить жизнедеятельности человека. Ни механическая физиология, ни идеалистическая метафизика не позволяли Р.

Декарту распространить свою теорию на область «произвольных актов, характерных для человеческого поведения.

Р. Декарт утверждал, что произвольные движения обязаны «высшему разуму», являющемуся проявлением духовной субстанции и независимому о материи.

«Высший разум» по Декарту, якобы упорядочивает направление движения «животных духов» и обеспечивает целесообразный характер поведения человека.

Р. Декарт изъял человека из животного мира, усмотрев принципиальное различие между людьми и животными в наличии у человека «разумной души» как особого, нематериального начала.

Таким образом, человек по Декарту, есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с разумной душой, обладающей волей и мышлением.

Р. Декарт убеждал, что состояние тела и телесных органов обуславливается состоянием души и наоборот.

Заключение

Р. Декарт считается основателем новой философии с точки зрения проблематики и методологии. Для нас сегодня важно, что он не столько открыл некие новые истины, сколько определил сам строй современного мышления, в котором философия и наука стали играть определяющую роль.

Знаменитый ученый — философ и наука стали играть определяющую роль. Знаменитый ученый-философ Б. Рассел (1872-1970) в связи учении апеллируя к разуму, стал основоположником рационализма — философского направления, признающего сугубо умственное познание как единственно верный путь к истине.

«От его работ веет свежестью, — восторгался Б. Рассел, которую после Платона нельзя найти ни у одного знаменитого предшествующего ему философа. Все средневековые философы были учителями, обладавшими профессиональным чувством превосходства, присущим этому роду деятельности. Декарт пишет не как учитель, а как исследователь и ученый, и стремиться передать то, что он открыл».

По мнению Гегеля «только у Картезия мы снова видим перед собой самостоятельное философское учение, знающее, что оно имеет свой самостоятельный источник в разуме и что самосознание есть существенный момент истины».

И далее: «Здесь, можно сказать, мы очутились у себя дома и можем воскликнуть подобно мореходу, долго носившемуся по бурному морю: «Суша! Суша!» В самом деле, с Картезием поистине начинается образованность Нового времени, поистине начинается мышление, современная философская мысль…»

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Оглавление

  1. Введение …………………………………………………………………2

  2. Взгляды Рене Декарта на устройство мира

    1. Краткая биография и основные труды Рене Декарта …3

    2. Философия Рене Декарта ……………………………….….8

    3. Рене Декарт о психологии………………... … … … … … 10

    4. Научные труды Декарта ……………………..………….. ..11

  3. Заключение ………………………………………………………………13

  4. Список литературы ……………………………………………………..14

Введение

Рене Декарт - величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии нового времени, заложил традиции, которые живы и сегодня. Поле деятельности его творческих интересов было широко. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.

Декарт соединил интерес к математике с интересом к физическим и астрономическим исследованиям. Он был одним из главных создателей аналитической геометрии усовершенствованной алгебраической символики.

Декарт отверг схоластическую ученость, которая, по его мнению, делала людей менее способными к восприятию доводов разума и игнорировала данные повседневного опыта и все знания, не освященные церковной или светской властью.

Краткая Биография и основные труды Рене Декарта.
Рене Декарт (латинизированное имя – Renatus Cartesius(отсюда картезианство) - французский философ, математик, физик, физиолог. Родился 31 марта 1596–1650).

Декарт родился в провинции Турень (на границе с Пуату) в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани. О детстве и юности Декарта известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из Рассуждения о методе , переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась, с одной стороны, критике, с другой – защищалась позднейшими историками. Там, пишет Декарт в Рассуждениях , он убедился, сколь мало мы знаем, хотя в математике дела в этом смысле обстоят лучше, чем в любой другой области; он понял также, что для обнаружения истины необходимо отказаться от опоры на авторитет, принадлежащий традиции или сегодняшнему дню, и не принимать ничего на веру, пока оно не будет окончательно доказано. Декарт – продолжатель великого интеллектуального наследия греков, бывшего в забвении в римскую эпоху и средние века.

Прошло немало времени, прежде чем взгляды Декарта окончательно оформились и были опубликованы. В 1616 он получил степень бакалавра права в университете города Пуатье (где занимался изучением права и медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой. В возрасте 20 лет Декарт прибыл в Париж, а оттуда отправился в Голландию, где в 1618 записался добровольцем в протестантскую армию, через год был направлен под командование Морица Оранского (Нассауского), затем вступил в армию герцога Баварии Максимилиана I. Счастливый случай свел его с профессором математики Бекманом . Под руководством Бекмана Д. на протяжении двух лет изучал математику. Оставив военную службу (1621), в качестве вольнонаемного офицера путешествовал по Германии, Австрии, Италии и, по-видимому, также по Дании, Польше и Венгрии. Затем возвратился в Париж и приступил к написанию своих трудов.

Будучи своего рода затворником (следуя девизу «Bene vixit, bene qui latuit», «Тот жил счастливо, кто хорошо укрылся»), Декарт посвящал время узкому кругу друзей и детальной разработке своих научных, философских и математических теорий. Его первая опубликованная работа, Рассуждение о методе , появилась лишь в 1637, однако благодаря ей и последующим трудам он завоевал известность в Европе. В 1649 Декарт переехал в Стокгольм, чтобы наставить в принципах картезианства королеву Швеции Кристину по ее просьбе. Возвращаясь как-то с уроков, назначенных на пять утра, он простудился и умер от пневмонии на девятый день болезни 11 февраля 1650. Спустя шестнадцать лет останки Декарта были перенесены во Францию, и сейчас его прах покоится в церкви Сент-Жермен-де-Пре в Париже.

Философия Рене Декарта

Философия Декарта, называемая обычно картезианством, кратко изложена в Рассуждении , в более полном виде – в Размышлениях о первой философии , 1641). Основная черта философского мировоззрения Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрождённой во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами). Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.

Чувственный опыт, говорил Декарт, не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств , может оказаться сном. Не являются достоверными и наши рассуждения, ибо мы не свободны от ошибок; кроме того, рассуждение есть выведение заключений из посылок, и до тех пор, пока у нас нет достоверных посылок, мы не можем рассчитывать на достоверность заключений.

Скептицизм, конечно, существовал и до Декарта, и эти аргументы были известны еще грекам. Существовали и различные ответы на скептические возражения. Однако Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод. После Декарта среди философов, ученых и историков получило распространение настороженное отношение к недостаточно обоснованным идеям, какой бы источник они ни имели: традицию, авторитет или личные особенности высказывающего их человека.

Методологический скептицизм, таким образом, образует только первую ступень. Декарт полагал, что если бы мы знали абсолютно достоверные первые принципы, то могли бы вывести из них все остальное знание. Поэтому поиск достоверного знания составляет вторую ступень его философии.

Существование материи как автономной, независимой от духа субстанции приводит к предположению, что ее законы могут быть сформулированы исчерпывающим образом в терминах пространства и времени. Это обычное для физической науки допущение полезно для ее развития, но в конечном счете приводит к противоречиям. Если, согласно гипотезе, пространственно-временная-материальная система самодостаточна, а ее собственные законы полностью определяют ее поведение, неизбежно крушение Вселенной, содержащей нечто другое, кроме материи, что существует наряду с материей во взаимозависимом целом. Так, если причиной движения материи является разум, то он производит энергию и тем самым нарушает принцип сохранения энергии. Если мы скажем, ради того чтобы избежать этого заключения, что разум не может быть причиной движения материи, но направляет ее движение по тому или иному конкретному пути, то это будет нарушать принцип действия и противодействия. А если мы зайдем еще дальше и предположим, что дух действует на материю, только освобождая физическую энергию, но не создавая ее и не управляя ею, то приходим к нарушению фундаментального допущения, что причины освобождения физической энергии могут быть лишь физическими.

Картезианство оказало значительное влияние на развитие науки, однако в то же время породило разрыв между физической наукой и психологией, который не преодолен до настоящего времени. Представление о существовании такого разрыва выражено также в материализме Ж.Ламетри (1709–1751), согласно которому человек есть не что иное, как сложно организованная материя, и в концепции эпифеноменализма, по которой сознание есть побочный продукт тела, не влияющий на его поведение. Эти взгляды были в моде у естествоиспытателей. Вместе с тем предполагалось, что вера в способность разума быть причиной материальных явлений есть предрассудок, подобный вере в призраки и домовых. Это представление серьезно задержало исследование ряда важных феноменов в психологической науке, биологии и медицине.

Что касается философских аспектов проблемы, то Декарт избавился от них, заявив, что всемогущий Бог повелел, чтобы дух и материя взаимодействовали. Взаимодействие происходит в шишковидной железе у основания мозга – местопребывания души. Спиноза и Лейбниц (последний с некоторыми оговорками) пытались решить эту проблему, рассматривая дух и материю в качестве двух аспектов единой субстанции. Однако эта попытка, какими бы онтологическими достоинствами она ни обладала, совершенно бесполезна, когда мы переходим к космологии, ибо помыслить, каким образом ментальная «характеристика», или «аспект», воздействует на физическую характеристику, столь же трудно, как помыслить, каким образом духовная субстанция воздействует на телесную субстанцию. Философские взгляды Декарта подвергались преследованиям со стороны церкви. В 1663 сочинения Д. были внесены Ватиканом в "Индекс запрещенных книг".

Рене Декарт о человеке и психологии.

Рене Декарт был основоположником совершенно нового учения о человеке. Он ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Тем самым, живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т. е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства со все большей определенностью утверждались в общественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма. Первым большим достижением в этом плане стало открытие Уильямом Гарвеем (1578-1657) кровообращения: сердце предстало своего рода помпой, перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось. Второе достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Если Гарвей устранил душу из круга регуляторов внутренних органов, то Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы всего организма. Три столетия спустя И. П. Павлов, следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории.


Достоверное знание об устройстве нервной системы и ее функциях было в те времена ничтожно. Декарту эта система виделась в форме “трубок”, по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их “животными духами”). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти “духи” в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть : происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин “рефлекс” и означал отражение. Реакция мышц - неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе, как движущей телом силе.

Декарт надеялся, что со временем не только простые движения (такие, как защитная реакция руки на огонь или зрачка на свет), но и самые сложные удастся объяснить открытой им физиологической механикой. “Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но тем не менее, легавых собак обыкновенно приучают к тому, что вид куропатки заставляет их остановиться, а звук выстрела подбегать к куропатке”. Такую перестройку поведения Декарт предусмотрел в своей схеме устройства телесного механизма, который, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система. Она действует по своим законам и “механическим” причинам; их знание позволяет людям властвовать над собой. “Так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли приобрести исключительно неограниченную власть над своими страстями”,- писал Декарт. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его. механики обеспечит человеку власть над собственной природой, подобно тому как эти законы могут сделать его властелином природы внешней.

Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось “Страсти души”. Этот оборот следует пояснить, так как и слово “страсть”, и слово “душа” наделены у Декарта особым смыслом. Под “страстями” подразумевались не сильные и длительные чувства, а “страдательные состояния души” - все, что она испытывает, когда мозг сотрясают “животные духи” (прообраз нервных импульсов), которые приносятся туда по нервным “трубкам”. Иначе говоря, не только мышечные реакции (рефлексы), но и различные психические состояния производятся телом, а не душой. Декарт набросал проект “машины тела”, к функциям которой относятся “восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления...” “Я желаю,-продолжал он,-чтобы вы рассуждали так, что эти функции происходят в этой машине в силу расположения ее органов: они совершаются не более и не менее как движения часов или другого автомата”.

Веками, до Декарта, вся деятельность по восприятию и обработке психического “материала” считалась производимой душой, особым агентом, черпающим свою энергию за пределами вещного, земного мира. Декарт доказывал, что телесное устройство и. без нее способно успешно справляться с этой задачей. Не становилась ли душа в таком случае “безработной”? Декарт не только не лишает ее прежней царственной роли во вселенной, но возводит в степень субстанции (сущности, которая не зависит ни от чего другого), равноправной великой субстанции природы. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть, знание субъекта о собственных актах и состояниях, .невидимых более никому; она определяется единственным признаком - непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности. Это был существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.

Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке . Следует сомневаться во всем- естественном и сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: “Я мыслю”. А из этого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения - мыслящий субъект. Отсюда знаменитый декартов афоризм “Cogito, ergo sum” (“Мыслю -- следовательно существую”). Поскольку же мышление-единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.

Позже это “внутреннее зрение” стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических. объектов”-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания-интроспективной. Впрочем, как в случае с представлениями о душе, претерпевшими сложнейшую эволюцию, понятие сознания, как мы увидим, также меняло свой облик. Однако сначала оно должно было появиться.

Признав, что машина тела и занятое собственными мыслями (идеями) и “желаниями” сознание-это независимые друг от друга сущности (субстанции), Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном человеке. Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием.. Тело влияет на душу, пробуждая в ней “страдательные состояния” (страсти) в виде чувственных восприятии, эмоций и т. п. Душа, обладая мышлением и волей, "воздействует на тело, понуждая эту “машину” работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции - шишковидную, (эпифиз). Это эмпирическое “открытие” никто всерьез не принял. Однако, теоретический вопрос о взаимодействии “души и тела” в декартовой постановке поглотил энергию множества умов.

Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятии, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться” душа только мыслить. Принцип работы тела -рефлекс. Принцип работы души-рефлексия (от лат. “обращение назад”). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором -сознание отражает собственные мысли, идеи.


Попытки опровергнуть дуализм Декарта предприняла когорта великих мыслителей ХVII века. Их поиски были направлены на то, чтобы утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания.

Научные труды Декарта

Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Основные идеи философа намечены в первой опубликованной работе – Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках В ней Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет решить любую проблему, поддающуюся решению с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов. К сожалению, приведенная им формулировка метода весьма лаконична. В Рассуждении содержится совсем немного информации о методе, если не считать советов не принимать ничего за истину, пока это не доказано, разделять всякую проблему на столько частей, на сколько возможно, располагать мысли в определенном порядке, начиная с простого и переходя к сложному, и делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Гораздо более подробное описание метода Декарт собирался дать в трактате Правила для руководства ума (Regulae ad directionem ingenii ), который остался наполовину незаконченным (Декарт работал над ним в 1628–1629) и был опубликован только после смерти философа.

Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предполагающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания. Рационализм (от лат. – разум) – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием истинности. Метод Декарта (дедуктивный ) называется аналитическим или рационалистическим. Метод в четырех правилах .

Первое, нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным.

Второе требует делить исследуемую проблему на множество частей.

Третье, от простого к сложному.

Четвертое требует постоянно составлять детальные перечни и обзоры исследуемого явления.

В Рассуждении также рассмотрен вопрос о кровообращении; Декарт принимает теорию Уильяма Гарвея, но ошибочно заключает, что причиной сокращения сердца является теплота, которая концентрируется в сердце и по кровеносным сосудам сообщается всем частям тела, а также само движение крови.

В диоптрике он формулирует закон преломления света, объясняет, как функционируют нормальный глаз и глаз, имеющий дефекты, как действуют линзы, зрительные трубы (телескопы и микроскопы), и развивает теорию оптических поверхностей. Декарт формулирует идеи «волновой» теории света и делает попытку «векторного» анализа движения (свет, по Декарту, есть «стремление к движению»). Он развивает теорию сферической аберрации – искажения изображения, вызванного сферической формой линзы, – и указывает, каким образом ее можно исправить; объясняет, как установить световую силу телескопа, открывает принципы работы того, что в будущем назовут ирисовой диафрагмой, а также искателя для телескопа, гиперболической поверхности с определенным параметром для повышения яркости изображения (впоследствии названной «зеркалом Либеркюна»), конденсора (плоско-выпуклой линзы) и конструкций, позволявших осуществлять тонкие движения микроскопа.

В следующем приложении, Метеорах , Декарт отвергает понятие теплоты как жидкости (т. н. «калорической» жидкости) и формулирует по сути кинетическую теорию теплоты; он также выдвигает идею специфической теплоты, согласно которой у каждого вещества своя мера получения и сохранения тепла, и предлагает формулировку закона соотношения объема и температуры газа (впоследствии названного законом Шарля). Декарт излагает первую современную теорию ветров, облаков и осадков; дает верное и детальное описание и объяснение явления радуги.

В г еометрии он разрабатывает новую область математики – аналитическую геометрию , соединяя ранее существовавшие раздельно дисциплины алгебры и геометрии и решая за счет этого проблемы той и другой области. Из его идей впоследствии возникает главное достижение математики Нового времени – дифференциальное и интегральное исчисления, которые были изобретены Готфридом Лейбницем и Исааком Ньютоном и стали математической основой классической физики. И если все эти достижения действительно были продуктом нового метода, то Декарту удалось самым убедительным образом доказать его эффективность.

Математические исследования Д. тесно связаны с его философскими и физическими работами. В "Геометрии" (1637) Д. впервые ввел понятие переменной величины и функции. Алгебра Декарта имеет всегда один основной элемент - линейный отрезок, операции над которым приводят опять - таки к некоторому отрезку. Эти отрезки по свойствам равносильны действительным числам. Таким образом, у Декарта действительное число выступало как отношение длины отрезка к единичному, хотя сформулировал такое определение числа лишь И. Ньютон. Отрицательные числа получили у Декарта. реальное истолкование в виде направления ординат. Декарт ввел общепринятые теперь знаки для переменных и искомых величин (х, у,z,) и для буквенных коэффициентов (a, b, c,), а также степеней. Записи формул алгебры у Рене. почти не отличаются от современных. Большое значение для формулировок общих теорем алгебры имела запись уравнений, при которой в одной из частей стоит нуль. Декарт положил начало исследованиям свойств уравнений; сформулировал положение о том, что число действительных и комплексных корней уравнения равно его степени (это основная теорема алгебры, которою строго доказал К. Гаусс в конце 18 в.); привел правила знаков для определения числа положительных и отрицательных корней уравнения; поставил вопрос о границах действительных корней и выдвинул проблему приводимости многочлена. Он указал, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратах радикалах и решается с помощью циркуля и линейки, когда левая часть его приводима. В аналитической геометрии, которою одновременно с Декартом разрабатывал П. Ферма, основным достижением Рене явился созданный им метод прямолинейных координат. В область изучения геометрии Декарт включил "геометрические" линии, которые можно описать одним или несколькими непрерывными движениями шарнирных механизмов, причем последующие движения вполне определяются предшествующими. Трансцендентные "механические" кривые Декарт исключил из своей геометрии, т. к. для их изучения его алгебраический метод был недостаточен. Рене дал кинематическую характеристику этих двух основных классов плоских линий, указав, что "геометрические" кривые выражаются в прямоугольной системе координат алгебраическими уравнениями Декарт отметил тот факт, что степень уравнения кривой не зависит от выбора прямоугольной системы координат.

В "Геометрии" Декарт изложил алгебраический способ построения нормалей и касательных к плоским (алгебраически) кривым и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка (овалам Декарта). Заложил основы аналитической геометрии. "Геометрия" Д. оказала огромное влияние на развитие математики, и в течение около 150 лет алгебра и аналитическая геометрия развивались преимущественно в направлениях, указанных Д.

Из переписки Декарта видно, что он сделал и другие открытия. Среди них заслуживают внимания ценные результаты в области исчисления бесконечно малых: вычисление площади циклоиды по методу неделимых; проведение касательной к циклоиде и ее разновидностям, основанное на идее о мгновенном центре вращения ; определение свойств логарифмической спирали; приближенное решение задачи об определении кривой по данному свойству касательной.

Заключение
Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистического, материалистического, философского и естественнонаучного мышления.

Список литературы


1. Исаков А.Я. Концепция современного естествознания. Ч 2: Классический период естествознания: Учебно-методические пособие.- Петропавловск-Камчатский, КамчатГТУ, 2004.

  1. История философии в кратком изложении/ Пер. с чешского И.И. Богута – М.: Мысль, 1991.

  2. Лосев А.Ф. История философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989.


Декарт Ренэ

(1596-1650)- знаменитый французский философ и учёный. На мировоззрение Декарта оказала влияние половинчатость буржуазной идеологии XVII в., отражавшей наряду с передовыми стремлениями французской буржуазии той эпохи её страх перед народными массами, её приспособленческую политику в отношении феодальной монархии.

В решении основного вопроса философии - вопроса об отношении мышления к бытию - Декарт был дуалистом. Он утверждал, что существуют две субстанции: субстанция тела, обладающая атрибутом протяжённости, и субстанция души, обладающая атрибутом мышления. Тем самым он признавал два независимых друг от друга начала-материальное и духовное. Существование тела и души, по Декарту, определяется третьей субстанцией - богом. В своей физике Декарт развивал материалистические идеи. Природа, утверждал он, представляет собой непрерывную совокупность материальных частиц; отличительным свойством материи является её протяжённость. Движение материального мира вечно и протекает согласно законам механики, т. е. сводится к простому перемещению частичек, атомов.

Маркс отмечал, что «в своей физике Декарт приписывает материи самостоятельную творческую силу и механическое движение рассматривает как проявление жизни материи... В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания». Декарт выступал против средневековой философии и отвергал церковный авторитет. Глубоко веря в силу человеческого разума, он считал необходимым создать новый, научный метод познания мира, поставить на место слепой веры знание, разум.

Декарт прибегает к «сомнению», как к приёму, методу рассуждения, посредством которого можно избежать всяких предвзятых и привычных понятий и придти к установлению достоверных истин. Он заявляет, что сомневается как в правильности наших представлений о мире, так и в существовании самого мира. Но, сомневаясь во всём, он тем самым должен признать одно,- что он сомневается, т. е. мыслит. И Декарт делает свой известный идеалистический вывод: «Я мыслю, следовательно я существую». Отправляясь, таким образом, от факта существования собственного «я», Декарт приходит к заключению и о существовании всего остального мира. Это декартовское положение в дальнейшем было использовано субъективным идеализмом.

В теории познания Декарт является родоначальником (см.). Он считал, что чувства дают нам лишь смутное представление о вещах и тем самым вводят в заблуждение. Истина постигается непосредственно разумом, присущей ему интуицией, правильность же истины подтверждается не практикой и опытом, а ясностью я отчётливостью наших понятий. Поэтому критерий истины, с точки зрения Декарта, находится не вне разума, а в нём самом. Декарт создал идеалистическое учение о «врождённых», идеях. Так, например, он считал, что идеи бога, духовной и телесной субстанции - врождённые идеи. В своей философии Декарт стремился примирить науку и религию. Вместе с тем Декарт был выдающимся учёным своего времени - физиком и математиком. Энгельс указывал, что «поворотным пунктом в математике была декартова переменная величина.

Благодаря этому в математику вошли движение и диалектика» . Декарт - основатель аналитической геометрии. Своими материалистическими взглядами на природу Декарт содействовал развитию науки и философии, тогда как другая, идеалистическая, струя в его мировоззрении была направлена на защиту религии. Важнейшие произведения Декарта: «Рассуждение о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644), «Трактат о свете» (1664), «Правила для руководства ума» (1701)-см.

Рене Декарт (1596 - 1650) считается одним из творцов зарождения философии Нового времени . Именно начиная с Декарта, в философии классический характер приобрела новая установка, отводящая человеку и мысли в целом центральное место. Наиболее известные труды Рене Декарта: "Первоначала философии", "Размышления о первой философии", "Рассуждение о методе".

Философ считал, что нет ничего, чтобы зависело от нас в полной мере, за исключением наших мыслей. Р. Декарт считал, что мы скорее можем менять себя, нежели мировой порядок в целом. Он определял свободу воли через отнесение к «логике порядка». Исходный принцип в поиске формул нравственного поведения Р. Декарт видел в укреплении господства разума над чувствами.

Р. Декарт развивает собственное учение о методе. Это учение философ оформляет в четырёх основных правилах:

  1. Правило очевидности. Ничего не принимать на веру. По мнению автора, необходимо избегать предубеждённости и включать в свои суждения лишь то, что ясно уму настолько, что нельзя даже сомнения помыслить.
  2. Правило контроля. По каждому вопросу составлять полные всеобъемлющие обзоры, чтобы достигать понимания того, что ничего не упущено.
  3. Правило анализа. Разделять каждую изучаемую проблему на такое большое количество частей, сколько необходимо для нахождения наилучшего решения.
  4. Правило синтеза. Все свои мысли располагать в некотором порядке, согласно их степени сложности.

После разработки метода Рене Декарт предпринял попытку применить его к философскому анализу. Для обнаружения простых истин, находящихся в основании нашего знания, философу пришлось прибегнуть к методическому сомнению. Этот приём позволял Декарту отыскать такие истины, в которых нельзя будет усомниться.

Подвергая сомнению всё вокруг, Декарт приходит к выводу, что усомниться он не может лишь в том, что он мыслит. Безусловную очевидность Декарт находит в следующем умозаключении: я мыслю, следовательно, существую (лат., cogito, ergo sum). Конечно, сомнению, мыслитель подвергает и сам мыслительный акт. Однако несомненность мышления в этом случае подтверждается таким актом мысли, как сам акт сомнения.

Так же, как и Ф.Бэкона, Декарта интересует вопрос достоверности человеческого знания. Но если англичанин обращал особое внимание на предметную истинность знания и его практическую основательность, то француз показатели достоверности знания стремился определить по его же внутренним характеристикам. Отрицая авторитет в качестве свидетельства истины, Рене Декарт пытался раскрыть тайну надёжности и последовательности математических доказательств. Их стройность обеспечивается, согласно Декарту, глубокой аналитической работой. За счёт неё сложные проблемы раскладываются на множество предельно простых проблем. Так исследователь опускается до того уровня, где ложность или истинность того или иного предположения можно определить наверняка. Таким образом выводятся доказательства в сложных и запутанных случаях.