Детеныши животных. Из опыта работы

Малыш хамелеона спит на солнце. Все мы прекрасно знаем, что хамелеоны способны менять цвет своей кожи, и большинство из нас, ошибочно думают, что это происходит из-за стремления слиться с задним фоном. Ученые выяснили, что хамелеоны меняют свой окрас в зависимости от настроения, температуры и света. Фото: Мирон Карлински

Новорожденная горилла держится за свою маму. Беременность у гориллы длиться 8,5 месяцев, а после родов, мать гориллы неразлучна с малышом около трех лет. Фотография: Ариель Шалита

2-недельный младенец носорога. Сложно поверить, но мама этого малыша ждал его появления целых 16 месяцев.

Бельчонок в ладошке. Известно, что грызуны способны давать приплод несколько раз в год. Не смотря на то, что белка так же относится к отряду грызунов, эти животные приносят по три-четыре малыша только два раза в год, при этом в неволе белки не размножаются. Фото: Ким Баркер

Маленькая обезьянка дразнит сородичей. Игривость и беззаботность одна из отличительных черт приматов, которая делает их еще более похожими на людей:). Фото: Эндр Viseckaite

Маленький кролик в реабилитационном центре дикой природы. Фотограф Ermagawd

Детеныша хомяка спит в руках. Этому малышу чуть больше недели отроду, а в мерках хомяка это уже целых полгода, довольно внушительный возраст, разве не так? Фото: Marjolein

Теленок овцебыка. На сегодняшний день эти животные, обитающие на планеты уже около миллиона лет, оказались под угрозой полного исчезновения. Люди, беспощадно истребляли овцебыков ради мяса и шерсти, и только чуть больше тридцати лет назад, овцебыки были занесены в красную книгу. Фото: Рэнди Kokesch

Маленький олененок на руках. Фото: Джефф Мур

Слоны являются прекрасными пловцами. Этот слоненок вытащил свой хобот наружу и прекрасно ориентируется, плывя под водой. Фото: Джоди Макдональд

Детеныш тигра и маленькая обезьянка играют вместе. Фото: Reuters | Stringer

Мать и детеныш рыси. Этот малыш пробудет с матерью еще около года, когда рысенок научится охотиться, он начнет жить самостоятельно.

Малыш полярного волка воет, пытаясь призвать свою маму. Фото: Animal Press

Лисята играют вместе. Глядя на этих милых малышей сложно представить, почему лисы получили такую дурную славу. Во многих культурах мира лисы символизируют не самые лучшие качества. Фотограф: Иван Кислов.

Сурикаты, как известно, живут группами и тут мы видим отличный пример Группового семейного фото, автор Fajar Andriyanto.

Маленький совенок учится летать. Фотография: Питер Бренноном

Несколько взрослых львиц со своими детенышами. Скорее всего, эти львицы сестры, и они могут запросто кормить детенышей друг друга.

Молодой попугайчик с радостью принимает ванну. Фото: Сезар Бадилла

Мама гиппопотам пытается общаться со своим малышом под водой:), фото Филла Коусинса

Детеныш панды передает вам всем привет. Фотография: Кэтрин Фэн

Взрослый лангур вычесывает своего детеныша. Бытует ошибочное мнение, что обезьянки, чистя друг друга, съедают насекомых, но на самом деле они ищут в шерсти кристаллы соли. Фото: Джед Вайнгартена

Очень милая японская карликовая летяга

Даже маленький аллигатор хочет любви и ласки. На самом же деле, этому малышу меньше недели, и он не представляет никакой опасности.

Черные медвежата пытаются вскарабкаться на дерево. Фото: Дон Джонстон

Похоже на кадр из фильма «101 далматинец». Фотография: Тим Флак

Детеныши белой медведицы играют вместе, пока их мама легла вздремнуть на солнышке. Фото: Nik Зиновьев

Детеныш тюленя мило позирует перед камерой. Фото: Vill Miettinen

Очень скромный маленький малайский тапир. Такая раскраска шерсти позволяет тапирам отлично маскироваться в зарослях леса.

Полярная медведица со своими детенышами. Фото: Nik Зиновьев

Десятидневный дельфин. Этот малыш потерял своих родителей, и теперь его жизнь полностью зависит от человека. Фотография: Мигель Поксо.

Маленький носорог целует свою маму. Фото: Фил Благородный

Семья африканского гепарда. Фотография: Стивен Оачс | National Geographic

Симпатичный маленький львенок затеял что-то очень коварное. Автор фотографии: Нур Хамис

Молодой слон играет на пляже. Фото: Джон Линди

Маленькая полярная лисичка зовет свою маму. Фотография: Джек Стивенс

Пяти недельные котята каракала на своей первой фотосессии. Фото: Майкл Дарем

Солдат Пэт и кенгуренок Джоуи, 1942. Фото: Джон Граф

Мама слониха и её малыш.

Две симпатичные лисички играют вместе. Фото: Флориан Жирардена

Мокрый львенок, скорее всего только что принимал грязевую ванну. Фотография: Николай Зиновьев

Шимпанзе свойственны такие же способы проявления любви, как и людям. На фотографии мы видим малыша с его мамой, которые просто отдыхают вместе. Фото: Грэм Мак-Джордж

Орангутанг с детенышем. Фото: Джами Tarris

Маленький лисенок. Фото: Роберт Adamec

Гордый маленький лев гуляет со старшими родственницами. Автор: Дэвид Лазар

Маленькая макака еще не обросла достаточным покровом шерсти. Фотография: Тони Кэмпбелл | National Geographic

Маленькие белочки спят в корзине. Фото: Оуэн Хамфрис

Мать горилла бережно держит своего малыша. Фото: Фредрик фон Эриксена

Щенки аляскинского маламута. Фотограф: Ханна Мария

Слоненок. Пройдет еще пару лет, и что бы прокормиться этому малышу нужно будет съедать в день около 230 кг сена, и выпивать до 270 литров воды. Фото: Уильям Альберт Аллард

Львица с детенышем любуются закатом. Фото: Mitsuaki Iwago

Невозмутимый лев со своим детенышем. Фотография: Эммануэль Келлер

Медвежата решили одолжить лодку. Фото: Сергей Иванов

Щенок в овечьей шкуре. Фото: Po Syki

Олененок в зеленом поле. Фотограф: Энди Кобел

Маленький жираф сладко спит на полянке. Мицуеси Tatematsu

Цветные цыплята от фотографа Али Jarekji | Reuters

Медвежьи шалости. В своих играх маленькие медведи всегда копируют поведение взрослых, играя друг с другом, они учатся охотиться и нападать. Фото: Николай Зиновьев

Медведь Гризли решил вздремнуть. Фотография: Suzi Eszterhas

Крошечный детеныш хамелеона. Фотография: Сэм Дрисколл

Решительный утенок пытается вскарабкаться на бордюр. Фото: Дэвид Битон

Самая маленькая собачка в мире, которую зовут Beyonce. Фотография: Лиза Ван Дайк

Симпатичная маленькая обезьянка.

Детеныш антилопы играет с палкой. Фото: Оливер Берг

Одна из самых увлекательных тем.

Волки и волчьи детёныши

Беременность длится у волчицы 65 дней. Обычно в дикой природе в семье волков появляются 5-6 щенков. Но бывает, что их и 10, и 15.
Глазки у волчат открываются на 10-13-й день. В конце второй недели жизни малыши начинают реагировать на посторонние звуки, а через 3 недели впервые начинают вылезать из норки, тогда же понемногу начинают есть мясо. Выкармливает малышей вся семья.

Пингвины


Сразу после того, как яйцо снесено, а сама уходит с подругами в море на 3 – 4 месяца.

Все это время заботливый папа–пингвин держит яйцо на своих лапах, прикрывая сверху своими перьями. На лед яйцо положить нельзя – сразу замёрзнет, вот и ходит папа-пингвин, походкой японских гейш, аккуратно передвигая одну лапу за другой, вместе с лежащим на них яйцом.

Китёнок - детёныш кита


Кормить китенка не слишком простое занятие: у малыша вовсе нет губ. Он под водой охватывает один из двух сосков матери свернутым в трубку языком. Сосать ему не приходится: мать впрыскивает молоко ему прямо в глотку.

За одну кормежку китенок получает 15-20 ведер молока, жирного, как сметана: у кашалота до 53% жирности, у усатых китов около 37% (хорошее коровье молоко имеет жирность 4%). На таком корме китенок прибавляет в массе до 100 кг в сутки и вырастает за тот же срок на 2-3 м.

Когда надо быстро убежать, она подхватывает его хоботом и несет. Растут слонята долго: первые три года пять-восемь сантиметров в год, а затем по 20-25. Только в 8-12 лет они смогут стать родителями (самки – в 10-11 лет, самцы – 11-20). А полный рост и возмужание – к 25 годам.

А теперь - ещё несколько фотографий


Малыши животных умиляют, независимо от того, котёнок это, щенок или крокодильчик. Даже мальки, детёныши рыб... уж на что, кажется, неказистые существа, их в аквариуме и не видно почти... а нет, всё равно каждый раз мимо проходя - остановишься, поулыбаешься им, а то и разговаривать начнёшь:)

На этих фотографиях можно увидеть самых разнообразных забавных зверинных малышей. Фото сделаны как в дикой природе, так и в условиях зоопарка.


Маленькие муравьеды очень любят ползать по собственной маме. Впрочем, маме и самой спокойнее, когда её детки находятся в такой близости.
Вам понравились эти малыши? - смешных и милых животных.

И последние фото с детёнышами животных, которые мы сегодня представим вашему вниманию


Тепло и уютно под маминым животиком))


Мы рады, что смогли доставить вам несколько приятных минут при помощи фото детёнышей животных.
Приходите к нам снова, мы обещаем непрерывно пополнять коллекцию фотографий и информации!

P.S.
Обещаем в ближайшее время разместить ещё одну статью-альбом с фотографиями смешных маленьких животных.

Работа с дошкольниками по формированию словообразования существительных названий детёнышей животных с помощью суффиксов –онок-, -енок-.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Вашему вниманию представлена многократно апробированная система игровых упражнений как авторских, так и адаптированных или заимствованных у других авторов для дошкольников на словообразование существительных названий детенышей животных и птиц:

а) Образование детенышей на речевом материале без чередования звуков в корне слова.

Игра «Собери семью» (домашних и диких животных, птицы) (авт.)

Материал: картинки (игрушки) домашних животных: кот – котенок;

диких животных: лось – лосёнок, лис – лисёнок, олень – оленёнок;

животных жарких стран: слон – слонёнок, тигр – тигрёнок;

птиц: ворон – воронёнок, гусь – гусёнок.

Ход игры: Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки) и расставить домашних животных и их детенышей к домику, а диких – к дереву.

Взрослый называет: «Кот – котёнок, гусь – гусёнок («нажимает» голосом на часть «онок»). Логопед: «Послушайте и скажите: похоже или по-разному звучат название взрослой птицы и ее птенца: гусь-гусенок». (Одинаково звучат в начале слова; в названии гусенок есть часть «онок»). Аналогично разбирается пример образования детеныша оленя: олень-олененок. Можно использовать схему-модель образования названия детеныша животного. Логопед выставляет на панно картинку с изображением оленя, называет слово олень, кладёт под картинку короткую полоску. Далее выставляет картинку с изображением олененка, произносит название детеныша и одновременно под картинкой ставит схему-полоску. Логопед говорит: «Назвать детеныша животного нам помог мастер слова «ОНОК». Накладывает человечка с прямоугольником другого цвета, отличающегося от общей схемы слова. Уточняет: «Короткое слово – название взрослого животного обозначили короткой полоской. Длинное слово – «олененок» мы обозначили длинной полоской, потому что в этом слове появилась часть слова «онок». Часть «онок» звучит в конце слова.

Далее логопед раздает картинки и предлагает соединить их парами, назвать взрослое животное, его детёныша и обозначить соответствующей полоской слово (короткой или длинной). Объяснить свой выбор. Логопед делает вывод: «Назвать детеныша животного или птицы нам помогает мастер слова «ОНОК». Он появляется в названии детеныша животного, слово становится длиннее».

Слон – слонёнок, тигр – тигренок, лось – лосёнок, ворон – воронёнок,

гусь – гусёнок, олень – оленёнок.

Игра «Помоги Незнайке» (авт.)

Дидактический материал: картинки взрослых животных, птиц и их детёнышей:

Кот – котёнок, лис – лисёнок, олень – оленёнок, тигр – тигрёнок, слон – слонёнок,

гусь – гусёнок.

Логопед заранее путает детёнышей в парах с взрослыми животным или птиц.

Ход игры: «Невнимательный Незнайка перепутал кто с кем живет, и неправильно соединил животных и их детёнышей». Далее логопед показывает картинки, которые соединил Незнайка: Лис – лосёнок,

тигр – лисёнок, слон – оленёнок, ворон – гусёнок, гусь – воронёнок.

Логопед просит исправить ошибки, которые допустил Незнайка и назвать, кто у кого детёныш.

Игра « Наоборот» с мячом» (авт.)

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, называет последнюю часть «ОНОК». Ребенок возвращая мяч, придумывает название детёныша животного с заданной частью слова:

гусёнок, слонёнок, лосёнок, оленёнок, тигрёнок, воронёнок.

Игра «Найди свою пару и назови, кто ты» (авт.)

Оборудование: парные картинки: взрослое животное – детёныш; символы питания - аудиозапись музыки.

Ход игры. Взрослый предлагает под тихую музыку ходить по комнате, искать картинки. Как только заиграет громкая музыка, дети должны объединиться парами – взрослое животное и его детёныш. По окончании музыки каждая пара называет животное и детёныша.

Ёж – ежонок, лось – лосёнок, лиса – лисёнок, олень – оленёнок,

ворон – воронёнок, гусь – гусёнок, кот – котёнок.

б) Образование детенышей животных и птенцов на речевом материале с чередованием звуков в корне слова;

Материал: предметные картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей.

1. Домашние животные: кошка – котёнок, кролик – крольчонок.

2. Дикие животные: белка – бельчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок.

3. Домашние птицы: индюк – индюшонок, утка – утёнок.

4.Дикие птицы: галка – галчонок, орёл – орлёнок.

5. Животные жарких стран: лев – львёнок (материал может выбираться в зависимости от лексической темы).

Ход игры. Логопед выставляет на панно картинки взрослых животных и их детёнышей. Предлагает найти пары к каждому животному.

Далее говорит: «Послушайте, как я назову: волк – волч онок, медведь – медвеж онок (голосом выделяет суффикс –онок-). Какая часть слова в названии взрослого животного и его детеныша повторяется? Какое слово короткое? (волк, медведь). Какое слово длинное? (волчонок, медвежонок). Дети повторяют названия. Сейчас мы разделимся парами – один из пары возьмёт картинку взрослого животного, другой – детёныша. Каждый назовёт себя. Затем объединяются (в обручи) домашние животные и домашние птицы, дикие животные и дикие птицы».

Домашние животные: кошка – котёнок, кролик – крольчонок.

Домашние птицы: утка – утёнок, индюк – индюшонок,

Дикие животные: заяц – зайчонок, белка – бельчонок,

медведь – медвежонок, волк – волчонок,

Дикие птицы: орел – орлёнок, галка – галчонок,

Животные жарких стран: лев – львёнок.

Затем дети меняются картинками: каждый называет себя.

Игра «Кого мы увидели в зоопарке» (Н.С. Жукова)

Материал: картина с изображением маленьких диких животных (детёнышей) в клетке. Маски взрослых птиц и их детёнышей.

Ход игры. Логопед: «Посмотрите на картинку «Детки в клетке». Сейчас каждый из вас назовет, кого вы видите в клетке: (дикие животные)».

Образец: Это лисёнок – Я вижу в клетке лисёнка.

Это зайчонок – Я вижу в клетке зайчонка.

Это бельчонок – Я вижу в клетке бельчонка.

Это волк – Я вижу в клетке волчонка.

Это медвежонок – Я вижу в клетке медвежонка.

Это лосёнок – Я вижу в клетке лосёнка.

2) Животные жарких стран. Другая клетка.

Это тигрёнок – Я вижу в клетке тигрёнка.

Это слонёнок – Я вижу в клетке слонёнка.

Это львёнок – Я вижу в клетке львёнка.

Логопед: «В зоопарке живут птицы и их птенцы». Посмотрите, кто живет в зоопарке? Назовите (картинки предметные).

Орёл – орлёнок, ворона – воронёнок, гусь – гусёнок, утка – утёнок, галка – галчонок.

Логопед: «Наденьте маски. Под музыку птицы летают в зоопарке. Когда музыка заканчивается, птицы ищут своих детёнышей. Называют себя».

Игра «Накорми детёныша» (авт.)

Педагог выставляет картинки – символы питания животных к животным.

Котёнок – молоко, ежонок – муха, лосёнок – кора, оленёнок – мох,

гусёнок – крупа, воронёнок – почки, лисёнок – птичка.

Задание: «Назови, что ест детёныш».

Образец: «Тигрёнок ест мясо». Далее отвечают дети. Каждый выбирает себе парную картинку.

Котёнок лакает молоко, ежонок ест муху, лосёнок жует кору, лисёнок ест птичку, оленёнок жует мох, гусёнок клюет зерно, воронёнок клюет почки.

Игра «Что у кого?» (авт. Л. Смирнова)

Материал: картинки с изображением взрослого животного и детёныша.

Ход игры: Взрослый предлагает по картинкам назвать, что есть у детёныша. Логопед называет, что есть у взрослого животного, ребенок называет, что есть у детёныша.

Лапы у медведя, лапки у медвежонка.

Иглы у ежа, иголки у ежонка.

Хвост у белки, хвостик у бельчонка.

Зубы у волка, зубки у волчонка.

Голова у лося, головка у лосёнка.

в) Образование названий детёнышей животных, имеющих в названии замену корня производного слова (явление супплетивизма);

Игра «Назови детёныша» (авт.)

Дидактический материал: предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детёнышей.

Речевой материал: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, овца – ягнёнок,

свинья – поросёнок, курица – цыплёнок, слон – слонёнок, ёж – ежонок.

Ход игры. Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки). Слон – слонёнок, ёж – ежонок. Проговаривает вместе с детьми. Задает вопрос: « Похожи в звучании названия мамы и детёныша? (голосом выделяет корневую часть) Дети: « Похожи». Далее логопед говорит: «Сегодня у нас собрались в загоне взрослые домашние животные и их детёныши, которые не похожи в названиях. Демонстрирует: «Корова – телёнок, овца – ягнёнок, лошадь – жеребёнок, курица – цыплёнок, свинья – поросёнок». Логопед интонационно выделяет корневую часть названия взрослого животного и детёныша. Вопросы детям: « Похожи их названия? Какая часть слова в названии детёнышей звучит одинаково? Где звучит эта часть слова одинаково: в начале слова или в конце слова? (В конце слова). Проговаривают названия детёнышей.

Игра «Кто я?»

Игра «Собери семью» (по индивидуальным парам-картинкам)

Логопед предлагает ситуацию: «Детёныши животных маленькие. Гуляли в загоне и перепутали своих мам. Помогите им. Подскажите, кто с кем живет».

Лошадь – ягнёнок, курица – телёнок, корова – жеребёнок, свинья – ежонок,

овца – цыплёнок, ёж – поросёнок.

Игра «Угадай, кто детёныш?» (с мячом)

Речевой материал: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, свинья – поросёнок, овца – ягнёнок, курица – цыплёнок.

Ход игры. Логопед объясняет: «Я буду бросать мяч, и называть взрослое животное – маму. Вы поймаете мяч, назовете детёныша этого животного и бросаете мяч обратно. Постарайтесь не ошибиться.

Игра «Гости»

Материал: шапочки с изображением животных и их детёнышей.

Ход игры: Логопед: «Сегодня у индюшонка день рождения». Индюк пригласил гостей. Наденьте, шапочки животных. В гости пришли …

Вы должны назвать себя: «Я – корова, а я телёнок, и т.д. Далее животные резвятся под музыку. Затем расходятся и снимают шапочки. Логопед говорит: «Сейчас я буду бросать мяч и называть взрослое животное – маму. Тот, кто поймает мяч, назовет с кем ушла с дня рождения эта мама. Например: «Ушла корова». Вы отвечаете: « Ушел телёнок» и т.д.

* Закрепление материала.

1.Нарисовать или вырезать картинки взрослых животных и их детёнышей и наклеить на лист бумаги: корова – телёнок, свинья – поросёнок, лошадь – жеребёнок, овца – ягнёнок, крица – цыплёнок. Назвать взрослых животных и их детенышей.

2 . Игра «Как тебя зовут, малыш?»

Методические указания. Играя с ребенком первый раз, взрослый сам произносит названия детёнышей: котёнок, зайчонок, лисёнок, волчонок, медвежонок. Играя в следующий раз, взрослый даёт ребенку возможность самому назвать всех детёнышей.

Волк и … (волчонок), медведь и …(медвежонок), лиса и … (лисёнок), заяц и …(зайчонок), гусь и … (гусёнок), ворона и … (воронёнок).

3. Помоги животным позвать своих малышей. Как мама зовет своего малыша?

«Зайчонок, иди обедать».

Кошка зовет: … (котёнок!)

Лиса зовет: … (лисёнок!)

Слон зовет: …(слонёнок!)

Утка зовет: … (утёнок!)

Белка зовет: …. (бельчонок!)

Заяц зовет: …. (зайчонок!)

Волк зовет: … (волчонок!)

Медведь зовет: … (медвежонок!)

Гусь зовет: …(гусёнок!)

Ворон зовет: … (воронёнок!).

Образовательная цель: учить образовывать новые слова с помощью суффиксов
- ОНОК - , - ЕНОК- .

Развивающая цель: обогащение словаря словами, называющими детенышей животных, а также обобщающими словами, развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления.

Воспитательная цель: воспитание коммуникативных умений.

Оборудование: картинки с изображением животных, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А). - Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Об уменьшительно-ласкательных суффиксах) .
- Для чего нужен суффикс? (Для образования новых слов).
- Какие суффиксы знаете? (оньк, еньк, ушк, юшк, ышк, к, очк, ечк) .
- Найдите лишнее слово.
Яблоко, абрикосик, апельсинчик. (Яблоко т.к. в слове нет суффикса, в остальных словах есть уменьшительно-ласкательные суффиксы).
- Назови одним словом. (Фрукты) .
- Морковка, помидор, огурчик. (Помидор) .
- Назови одним словом. (Овощи) .
- Маша, Ларисонька, Оленька. (Маша) .
-Назови одним словом. (Имена) .
- Как называем предметы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов?
(Ласково) .

Б). Развитие мелкой моторики пальцев.

Чтобы работать хорошо и быстро, выполним зарядку для пальчиков.
Мы лепили колобка
Из муки его бока.
Мяли, мяли, обжимали
Мячик круглый создавали.
По ладони покатали,
На другую мы убрали.
Вверх подбросили слегка
И поймали за бока.
Если нравится он вам,
Угощайтесь, я отдам.

3. Формирование новых понятий.

Работа на доске и на карточке.

Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить?
Бегают в лесу и в поле.
Плавают в реке и в море.
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Но а в городе большом,
Зоопарк их главный дом. (Это животные). Слайд № 2 .

Каких животных знаете? (Тигры, рыси, медведи).
- Послушайте слово ЖИВОТНЫЕ .
- Сколько в слове ЖИВОТНЫЕ гласных звуков? (4).
- Сколько в этом слове слогов? (4).
- Почему? (Так как здесь 4 гласных звука).
- Сколько в этом слове согласных? (5).
- Сколько здесь всего звуков? (9).
- Выложите схему слова.
- Теперь запишите это слово в тетради.
- Сколько в слове букв? (8).
- Почему в слове звуков больше, чем букв? (Буква Е после гласных - это 2 звука). -Какое слово спряталось в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ, ВОТ) .

Ребята! Слово ЖИВОТНЫЕ старославянское. Оно образовалось от слова ЖИВОТ-
ЖИЗНЬ (не щадя живота своего- значит, не щадя своей жизни).
- Какой корень в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ) .
- Значит, какие однокоренные слова можно подобрать к слову? (ЖИВОТ,
ЖИВОТИК)
.

Запишите эти слова, выделите корень. (ЖИВОТ) .
- Какое правило вспомнили? (ЖИ-ШИ) .
- Молодцы, ребята, с заданием справились.
- Сегодня мы с вами отправимся в гости в зоопарк. Но у наших животных - беда.
- Они потеряли своих детенышей. Давайте вернем детенышей мамам.
- Отгадайте, какие звери их потеряли.

Острые зубы, ему не до игр.
Полосатый и грозный …… (Тигр). Слайд № 3 .
- Как назовем детеныша тигра? (Тигренок). Слайд №4 .
- Вот тигренок и вернулся к маме.
- Назовите корень в словах ТИГР, ТИГРЕНОК. (Тигр) .
- Какая часть слова помогла нам назвать детеныша тигра? (Волшебник ЕНОК ).
- Сегодня у нас тема урока… (Суффиксы, называющие детенышей животных ). Запишите суффикс в слово на карточке, выделите его.



Молодцы, ребята.
Царь зверей - большая кошка.
Порычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный …….. (Лев). Слайд №5 .
-Назовите детеныша льва. (Львенок). Слайд №6 .
-Вот и львенок вместе со своей мамой.
- Добавьте суффикс в слово, выделите корень.

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ……. (Белка). Слайд № 7 .
- Назовите детеныша белки. (Бельчонок). Слайд № 8 .
- Спасибо, ребята, белка рада, что теперь она и бельчонок вместе.
-Добавьте суффикс в слово, выделите корень.

Он в лесу глухом живет,
Он большой и косолапый.
Любит ягоды и мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь). Слайд № 9 .
- Назовите детеныша медведя. (Медвежонок). Слайд № 10 .
- Вот и медведица-мама обнимает своего детеныша.
- Допишите и в это слово суффикс, выделите корень.
- Задание вы, ребята, выполнили правильно, и теперь все звери со своими
детьми очень рады тому, что находятся вместе.
- Какая часть слова помогла нам назвать детенышей животных? (Волшебник- суффикс ОНОК, ЕНОК ).
- Когда в слове пишется суффикс ОНОК ? (После твердого согласного).
- Когда в слове пишется ЕНОК ? (После мягкого согласного.)

4. А сейчас мы с вами будем поэтами. Наша задача, вернуть слова на место.

Слайды № 11-12.
(Работа по карточкам и картинкам).
Вставь подходящие по смыслу слова, называя детенышей животных.

У ______________________высокий рост.

У ______________________ пушистый хвост.

У ______________________ крепкие рожки.

У ______________________ тонкие ножки.

У _______________________ толстые губы,

А у ______________________ крепкие зубы.

Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа. (Устно).
(У ежонка - иголки колкие). (У ужонка - тело проворное.) (У чижонка - крылья быстрые.).
Слова для справок: (Курица, слон, волк, мартышка, козел, лиса).
-С помощью каких суффиксов мы образовали названия животных?
(ОНОК, ЕНОК) .
- Какое слово не образует названия детеныша? (Мартышка).

5. А теперь мы с вами - писатели, будем изменять рассказ.

Слайды №13-14 .
(Работа по карточкам).
- Измени слово ЗАЯЦ по смыслу так, чтобы получился связный рассказ.

Жил в лесу (заяц). Вместе с ним жила (заяц).
У них был маленький (заяц). Рядом с ними жила еще одна (заяц) семья.
- Назови одинаковую часть- корень в словах.
-Почему они родственные? (Одинаковый смысл).
- Назови слово, называющее детеныша зайца. (Зайчонок).
- Какой Волшебник помог вам образовать слово- название детеныша зайца?
(Суффикс ОНОК ).

6. Игра для самых внимательных ребят.

(Устная работа с картинками животных).
-Слушайте начало предложения и добавляйте конец по смыслу, называя взрослое
животное или его детеныша. Будьте внимательны. Не попадитесь в ловушку.
Жил-был маленький щенок, он подрос, однако.
И теперь он не щенок, а …… (взрослая собака).
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…. (конем).
Бык, могучий великан в детстве был … (теленком).
Толстый увалень - баран тоненьким …(ягненком).
Этот важный кот Пушок - маленьким …. (котенком).
А отважный петушок - крохотным … (цыпленком).
А из маленьких гусят вырастают утки …..
Специально для ребят, тех, кто любит шутки.

Какую ошибку заметили в стихотворении? (Вместо УТКИ надо добавить слово ГУСИ ).
- Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные).
-На какие 2 группы можно разделить этих животных? (Звери и птицы).
- Чем звери отличаются от птиц? (У птиц есть перья).

7. Рефлексия.

Какая часть слова была сегодня в гостях? (Волшебник-суффикс ОНОК , ЕНОК ).
- Что мы образовывали с помощью суффикса? (Новые слова-названия
детенышей животных).

Список использованной литературы.

1. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1998.
2. Занимательная грамматика. Москва. Знание.1995.
3. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва.