Для чего нужно дополнительное профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование

Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, любой специалист должен активно совершенствовать накопленные профессиональные знания. Кроме того, постоянно изменяющиеся экономические и социальные условия могут потребовать смены профессии.

Экономический кризис поставил в трудное положение значительное количество работников: сокращения персонала, закрытия неконкурентоспособных фирм и предприятий сделали для многих приобретение дополнительного профессионального образования единственным выходом из сложившейся ситуации.

Какие бывают виды

Система дополнительного профессионального обучения предлагает желающим следующие виды подготовки:

  • традиционное длительное или краткосрочное повышение квалификации по уже приобретенной специальности;
  • переподготовка для получения новой профессии как на базе уже имеющейся, так и без ее учета;
  • стажировка для углубления практических знаний и навыков.

Процесс дополнительного обучения может проходить непрерывно или поэтапно с определенными интервалами. Учебный курс формируется из отдельных дисциплин или комплексных программ.

Суть дополнительного профессионального обучения

Программы ДО подразумевают наличие у студентов дипломов о начальном, среднем специальном или высшем профессиональном образовании. Цель обучения заключается в совершенствовании приобретенных знаний и навыков, повышении деловых качеств либо в переквалификации для трудовой деятельности в новой сфере.

Как правило, дополнительное образование платно, исключение составляют случаи, когда работодатель заинтересован в повышении квалификационного уровня сотрудника и оплачивает его обучение.

Современная учитывает новые социальные тенденции, когда студенты предпочитают не те высшие учебные заведения, которые предлагают желаемую специальность, а те, куда есть шанс поступить. В результате многие выпускники вузов уходят из профессии и обращаются к системе дополнительного образования для взрослых с целью переквалификации.

Дополнительное профессиональное образование онлайн

Сегодняшнее развитие технологий предоставляет широкие возможности для дистанционного образования, в том числе и дополнительного. Преимущества такого способа трудно переоценить: соискателю не нужно выезжать к месту учебы - достаточно иметь компьютер, подключенный к интернету. Каждый учащийся может выбрать наиболее удобный для себя график занятий. Во многих случаях обучение предлагается полностью или частично бесплатно.

Однако существует ряд специальностей, по которым дистанционное образование невозможно в принципе - например, медицина. А вот изучить (усовершенствовать) иностранный язык или освоить проведение успешных операций на финансовых биржах вроде «Форекса» вполне реально.

Преимущества и важные аспекты

Преимущества системы дополнительного профессионального образования очевидны:

  • обилие разнообразных видов и форм обучения, среди которых всегда можно найти приемлемый вариант;
  • учебу можно начать в любое удобное время и заниматься по индивидуальному графику;
  • бесплатность или доступная стоимость курсов.

Если на приобретение традиционного основного диплома обычно нужно потратить от 4 до 6 лет, то на дополнительное образование уйдет не больше одного года.

Где получить

Топ-5 мест Москвы, где можно пройти дополнительное профессиональное обучение:

  • МГИМО - программа ДПО включает Школу бизнеса и международных компетенций, курсы иностранных языков, МВА и второе высшее образование (магистратуру);
  • Высшая школа психологии - вуз, в котором возможно повысить квалификацию практикующему специалисту и получить профессию на базе другого образования;
  • Городской центр дополнительного профессионального образования - здесь можно обучиться фотоискусству, дизайну, бухгалтерии;
  • МГГУ им. М. А. Шолохова - в вузе работают курсы повышения компетенций и полной переквалификации студентов и профессионалов;
  • Институт развития дополнительного образования - здесь есть возможность получить дистанционно специальность менеджера, бухгалтера или юриста.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

  • программы повышения квалификации, которые направлены на повышение уровня имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки, которые направлены на получение новых и повышение уровня имеющихся компетенций с целью приобретения новых квалификаций или получения нового квалификационного уровня, необходимых для выполнения нового направления профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

9.1. Программы повышения квалификации включают в себя:

  • программы профессионального развития, направлены на качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.
  • квалификационные программы, которые направлены на получение знаний и умений для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках того же вида профессиональной деятельности.

9.2. Программы профессиональной переподготовки включают в себя:

  • программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность (профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых повышается уровень имеющейся квалификации;
  • программы профессиональной переподготовки, учитывающих уровень, направленность(профиль) имеющегося у слушателя профессионального образования и по результатам освоения которых присваивается квалификация.

Требования к структуре

10. Структура дополнительной профессиональной программы должна содержать следующие обязательные разделы:

  • общее описание программы – актуальность, цель, задачи реализации программы; направленность программы; требования к поступающему для обучения на программу слушателю; виды и формы обучения; трудоемкость обучения.
  • основные и дополнительные результаты обучения;
  • учебный и(или) учебно-тематический план;
  • условия реализации программы (характеристика педагогических кадров, участвующих в реализации программы; учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса программы);
  • формализованные процедуры и документированное описание системы оценки качества освоения слушателями программы.

11. В структуру программы профессионального развития дополнительно должны быть включен раздел, в котором представлены перечень профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате образования.

12. В структуру квалификационной программы дополнительно должен быть включен раздел, в котором представлена характеристика нового вида профессиональной деятельности (профессионального уровня) и(или) комплексно обновляемых компетенций, имеющихся у слушателя, с указанием профессиональных стандартов или отраслевых квалификационных требований, или стандартов организаций, или других нормативных документов.

13. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть включены разделы, в которых представлены:

  • характеристика новой квалификации или связанных с ней видов профессиональной деятельности (профессиональных уровней) и трудовых функций;
  • характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и/или перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы;
  • перечень российских или международных стандартов, определяющих требования к выпускнику программы, или ссылки на профессиональные стандарты, включая стандарты организаций, или другие документы, определяющих квалификационные требования к конкретным должностям и профессиям, и используемые при проектировании, реализации программы профессиональной переподготовки.

14. Раздел итоговая аттестация входит в структуру всех дополнительных профессиональных программ, за исключением программ профессионального развития.

15. Структура дополнительной профессиональной программы может включать в себя дополнительные разделы, содержание которых определяется организацией ее реализующей самостоятельно в соответствии с разработанным внутренним актом (положением), если иное не установлено федеральным законодательством.

Требования к условиям реализации дополнительных профессиональных программ

16. Условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможности:

  • достижения планируемых дополнительной профессиональной программой результатов обучения (формирование и совершенствование компетенций; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей слушателей; совершенствования профессиональной квалификации слушателей);
  • участия слушателей в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ;
  • использования сетевого взаимодействия между организациями, реализующими дополнительные профессиональные программы;
  • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, включая электронное обучение;
  • обновления содержания дополнительных профессиональных программ в соответствии с потребностями рынка труда;
  • эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и административных работников организации.

17. Требования к условиям обеспечения дополнительных профессиональных программ преподавательским составом.

Квалификация преподавателей, участвующих в реализации дополнительных профессиональных программ, должна отражать компетентность в соответствующих предметных областях знаний, в методах и технологиях обучения.

18. Материально-технические условия реализации дополнительных профессиональных программ должны обеспечивать:

  • реализацию современных образовательных технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • эффективность управления образовательным процессом, в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных компонентов и(или) этапов, осуществление мониторинга и корректировки;
  • обеспечение для реализации электронного обучения, в случае если его использование предусмотрено образовательной программой;
  • обеспечение доступа слушателей к глобальным сетевым ресурсам (Интернет), к профильным для реализуемой программы информационным системам и/или базам данным;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил пожарной безопасности, охраны здоровья слушателей и педагогических работников при реализации образовательного процесса.

19. Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной программы должно включать печатные и электронные образовательные ресурсы для всех компонентов дополнительной профессиональной программы, в том числе, учебно-методическую и профильную литературу.

20. Информационное обеспечение дополнительной профессиональной программы должно обеспечить:

  • достижение слушателями планируемых результатов обучения;
  • функционирование информационной среды при реализации дополнительных профессиональных программ, поддержку деятельности слушателей, педагогических работников и администрации, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

IV. Требования к результатам обучения

дополнительных профессиональных программ

21. Результаты обучения дополнительных профессиональных программах формулируются в виде измеряемого и дифференцированного уровня освоения компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках профессиональной деятельности.

Дифференцированный характер оценивания компетенций подразумевает выделение уровней освоения компетенций на основе профессиональных стандартов, квалификационных требований, ЕКС, ЕТКС и других документов, признанных в отрасли и (или) организациях, объединениях организаций, и/или установленных организацией, реализующей дополнительные профессиональные программы.

Для определения уровня освоения компетенций должны быть сформулированы количественные или качественные критерии (индикаторы, показатели) и сопоставлены с приобретаемыми слушателями знаниями, умениями, опытом и личностными качествами. Информация о критериях должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса.

Результаты обучения могут быть представлены в виде результатов профессиональной деятельности, осуществленной в ходе учебного процесса, стажировки, самообразования.

22. Для программы профессионального развития основные результаты обучения должны быть сопоставлены с компетенциями, которые необходимы для выполнения трудовых функций и приводящих к качественному изменению имеющейся ранее квалификации.

23. Для квалификационной программы основные результаты обучения должны быть сопоставлены с профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для освоения нового вида профессиональной деятельности, компетенциями, подлежащим обновлению в рамках ранее освоенного вида профессиональной деятельности (профессионального уровня).

24. Для программы профессиональной переподготовки основные результаты обучения должны быть сопоставлены с уровнями развития имеющихся и(или) новых компетенций, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, направлений профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен.

25. Для программы профессиональной переподготовки на базе высшего образования с присвоением квалификации, результаты обучения должны охватывать все компетенции, которые необходимы для приобретения новой квалификации (направления профессиональной деятельности), связанных с ней профессиональных уровней, видов профессиональной деятельности и трудовых функций.

Перечень профессиональных компетенций, для которых определены основные результаты обучения, должен соответствовать требованиям к квалификации, которые определены профессиональным(и) сообществом(ами) и зафиксированы в нормативных документах, в том числе профессиональных стандартах, отраслевых квалификационных требованиях, ЕКС, ЕТКС.

26. Право присвоения дополнительных квалификаций, название и содержание которых определяется законодательно (в том числе на базе профессиональных и образовательных стандартов) профессионально-общественными, международными и другими уполномоченными организациями, должно осуществляться в установленном порядке.

27. Допускается введение организациями (объединениями организаций) собственных квалификаций.

При присвоении собственных квалификаций указание в названии квалификации установившей ее организации (объединениями организаций) является обязательным. Результаты обучения при этом должны соответствовать требованиям стандартам организации (объединений организаций) или корпоративных стандартов.

VI. Требования к оценке качества освоения

дополнительных профессиональных программ

28. Оценка качества дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

  • соответствия результата освоения дополнительной профессиональной программы заявленным к ней требованиям;
  • соответствия дополнительной профессиональной программы заявленным целям и требованиям к структуре и условиям реализации программ;
  • способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг;

29 Организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна гарантировать, что:

  • заинтересованные стороны, для которых эта оценка качества освоения программ имеет значение, определены и вовлечены в оценку;
  • лица, проводящие оценку качества освоения программ, являются компетентными и объективными;
  • отчеты об оценке качества освоения программ являются прозрачными, четко определены структура и цели программы, условия реализации, а также ожидаемые результаты;
  • образовательная среда, в которой предоставляются образовательные услуги, анализируется и подвергается совершенствованию, с целью повышения качества образования.

30. Организация самостоятельно устанавливает виды и формы оценки качества реализуемых дополнительных профессиональных программ и их результатов.

31. При установлении требований к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и квалификационного экзамена по программам профессиональной переподготовки организация, реализующая дополнительные профессиональные программы, должна ориентироваться на национальную квалификационную рамку, действующие профессиональные стандарты и(или) квалификационные требования.

32. Процедура итоговой аттестации слушателей при реализации дополнительных профессиональных программ может быть совмещена с процедурами признания и(или) независимого подтверждения квалификации (сертификации).

33. Цели обучения и требования к содержанию, структуре и условиям реализации дополнительных профессиональных программ организация, реализующая эти программы, устанавливает на основе анализа потребности в обучении с учетом национальной квалификационной рамки, ее отраслевого или регионального развития, действующих профессиональных стандартов и(или) квалификационных требований.

34. Требования к оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

35. Для оценки дополнительных профессиональных программ образовательная организация может применять процедуру профессионально-общественной аккредитации на добровольной основе.

36. Для обеспечения гарантий качества дополнительного профессионального образования организация, реализующая дополнительную профессиональную программу, может применять различные модели управления качеством. Оценка соответствия деятельности организации по управлению качеством дополнительного профессионального образования в этом случае проводится внешними экспертами или уполномоченными органами на добровольной основе.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

Приложение: на 25 л.

Разъяснения
о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования

Используемые сокращения:

Федеральный закон № 273-ФЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Порядок - приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444);

ДПО - дополнительное профессиональное образование;

ДПП - дополнительные профессиональные программы.

Вопрос 1. В определениях основных понятий (статья 2 Федерального закона) подпункт 3 - обучение, подпункт 5 - квалификация, подпункт 12 - профессиональное образование появилось новое понятие «компетенция». Каково его содержание?

Через понятие «компетенция» Федеральный закон № 273-ФЗ определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций.

Система высшего образования уже накопила определенный опыт разработки и реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода, и теперь Федеральный закон № 273-ФЗ распространяет эту практику и на дополнительное профессиональное образование.

Ознакомиться с основными аспектами компетентностного подхода в образовании можно, в том числе в сети Интернет, на сайтах Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и другие.

Вопрос 2. Каким образом реализация дополнительных образовательных программ должна ориентироваться на компетентностный подход, и обязательно ли это для краткосрочных программ?

В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

В структуре программ должен быть указан планируемый результат (пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ), который формулируется в компетентностной форме для всех видов ДПП, включая краткосрочные программы.

Очевидно, что организациям, реализующим дополнительные профессиональные образовательные программы, необходимо будет разработать собственное нормативно-методическое обеспечение, которое будет демонстрировать реализацию компетентностного подхода, включая планирование результатов обучения (формирование компетентностных моделей), оценка уровня формирования компетенций у выпускников и т.д.

Вопрос 3. В основных понятиях (статья 2 Федерального закона № 273-ФЗ) дано определение примерной основной образовательной программы. Будут ли разработаны примерные, типовые дополнительные профессиональные программы для использования в учебном процессе?

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное (часть 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, организовывается разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы (часть 14 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Типовые и примерные программы будут разрабатываться для следующих случаев, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ:

Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 7 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

Примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (часть 3 статьи 81 Федерального закона № 273-ФЗ).

Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ).

Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 3 статьи 85 Федерального закона № 273-ФЗ).

В целях методической поддержки реализации Федерального закона 273-ФЗ и Порядка Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Доступ к этим ресурсам будет свободный.

Вопрос 4. Применимо ли в системе дополнительного профессионального образования понятие «обучающийся», наряду с понятием «слушатель»?

Слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования (пункт 8 части 1. статьи 33 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (часть 2 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, в дополнительном профессиональном образовании могут использоваться оба понятия.

Вопрос 5. Появилось понятие «индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность». Должны ли они получать лицензию на образовательную деятельность? Могут ли они реализовывать дополнительные профессиональные программы?

Индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается.

При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.

Вопрос 6. Применимо ли понятие «педагогический работник» к преподавателям дополнительного профессионального образования?

Понятие «педагогический работник» применимо к преподавателям ДПО. В соответствии с частью 21 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций (часть 1 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ)

На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций (часть 2 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 687 утверждена номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678

Вопрос 7. Федеральный закон № 273-ФЗ не предполагает в сфере ДПО ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни федеральные государственные требования (ФГТ). Пункт 29 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ даёт определение качества образования через соответствие ФГОС и ФГТ. Значит ли это, что в ДПО качество образования не определяется?

В соответствии с пунктами 21-22 Порядка оценка качества дополнительного профессионального образования проводится в отношении:

соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

внутренний мониторинг качества образования;

внешняя независимая оценка качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.

Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.

Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.

Вопрос 8. Является ли дополнительное профессиональное образование составной частью непрерывного образования?

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Часть 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

При этом система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Таким образом, можно однозначно утверждать о принадлежности ДПО к непрерывному образованию (часть 7 статьи 10 Федерального закона № 237-ФЗ).

Вопрос 9. Дополнительное образование включает в себя дополнительное образование взрослых и дополнительное профессиональное образование. Является ли дополнительное профессиональное образование дополнительным образованием взрослых?

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых, а также дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ). Таким образом, дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования.

Вопрос 10. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Устанавливает ли Федеральный закон № 273-ФЗ объём для данных видов программ?

Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Вопрос 11. В Федеральном законе № 273-ФЗ говорится о том, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по подвидам дополнительного образования. Что под этим понимается? Какие подвиды дополнительного образования могут реализовывать профессиональные образовательные организации?

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности - это дополнительные профессиональные программы и дополнительные общеобразовательные программы.

В соответствии с частью 2 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Вопрос 12. Часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ. Применимо ли это для системы дополнительного профессионального образования?

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Данная статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ, в том числе и программ дополнительного профессионального образования.

Вопрос 13. Возможно ли применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования?

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательных организациях ДПО возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ.

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, ДОТ при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Вопрос 14. Может ли библиотечный фонд образовательной организации дополнительного профессионального образования укомплектован только электронными учебными изданиями?

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).

Вопрос 15. Если дополнительное профессиональное образование является составной частью дополнительного образования, то может ли организация дополнительного образования вести образовательную деятельность по ДПП, а организация дополнительного профессионального образования - по дополнительным общеобразовательным программам?

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Образовательные организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является их основной целью: образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения (статья 23, часть 4, пункт 5 Федерального закона № 273-ФЗ).

Образовательные организации дополнительного профессионального образования в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять также программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Вопрос 16. Можно ли привлекать к учебному процессу в организациях дополнительного профессионального образования лиц, не имеющих учёных степеней и званий?

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования.

Для должности «преподаватель» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

Вопрос 17. Нужна ли государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам?

Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признается недействующими для всех образовательных организаций.

Вопрос 18. Каковы особенности лицензирования программ ДПО в связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ?

В связи с введением в действие Федерального закона № 273-ФЗ все образовательные организации будут менять лицензию, при этом должны быть внесены соответствующие изменения и в приложения к лицензии. Содержание Закона (Часть 1 статьи 91; подпункт 5 части 5 статьи 108,. часть 7 статьи 108) говорит, что после его принятия образовательные организации работают на основании лицензий, выданных ранее с учетом норм нового Закона.

Частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам будет указываться только подвид дополнительного образования (в данном случае - дополнительное профессиональное образование) без приведения всего перечня реализуемых дополнительных профессиональных программ. Также для дополнительного профессионального образования исключено требование об указании в приложении к лицензии сведений об адресах мест осуществления образовательной деятельности.

Вопрос 19. Каким образом будет определяться содержание дополнительных профессиональных программ?

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если не установлено иное, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (часть 6 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, должны руководствоваться при их разработке следующим.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Кроме того, частью 10 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривается, что программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Вопрос 20. Какие требования предъявляются к структуре ДПП?

Требования к структуре дополнительных профессиональных образовательных программ определяются Федеральным законом № 273-ФЗ и Порядком. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (часть 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации (п. 9 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка: в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

Вопрос 21. Каков статус стажировки в сфере ДПО?

В Федеральном законе № 273-ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.

Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки.

Пункт 13 Порядка дает описание данной формы реализации ДПП, содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:

самостоятельную работу с учебными изданиями;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работу с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Вопрос 22. Какие требования предъявляются к документам, которые выдаются по итогам освоения дополнительных профессиональных программ?

Общие требования к документам о квалификации установлены пункте 2 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ.

Документы о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Документы о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

По итогам освоения дополнительных профессиональных программ выдается документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Пункт 1 части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке).

В соответствии с пунктом 19 Порядка, документ о квалификации выдается на бланке, являющимся защищенным от подделок полиграфической продукцией, образец которого самостоятельно установлен организацией.

Вопрос 23. Кем устанавливается процедура утверждения форм документов о квалификации?

Образовательное учреждение разрабатывает процедуру утверждения форм документов о квалификации самостоятельно и закрепляет данную процедуру локальным актом организации.

В соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Вопрос 25. Имеет ли право организация зачислить на повышение квалификации и выдать удостоверение о повышении квалификации слушателям со средним общим или начальным профессиональным образованием с 1 сентября 2013 г.?

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, прием слушателей на обучение по ДПП со средним общим образованием не допускается, за исключением лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Вопрос 26. Есть ли программы повышения квалификации, которые с 1 сентября 2013 года будут требовать согласования с Министерствами и ведомствами? Будет ли реестр таких программ?

Согласования с Министерствами и ведомствами будут требовать дополнительные профессиональные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также дополнительные профессиональные программы в области информационной безопасности.

Согласно части 8 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Вопрос 27. Какие документы необходимо требовать для приема на обучение по программам ДПО у лиц из ближнего и дальнего зарубежья?

В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом № 273-ФЗ.

1) Если поступающий имеет документ из учебного учреждения, перечисленного в рамках распоряжения Правительства № 1624-р от 19 сентября 2013 года, то он принимается наравне с гражданами Российской Федерации.

2) Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (часть 4 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ).

3) Могут быть учтены межгосударственные соглашения, подписанные Российской Федерацией и бывшими республиками СССР.

Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (часть 13 статьи 107 Федерального закона № 273-ФЗ).

Вопрос 28. Какой печатью заверяются документы по итогам освоения ДПП?

С 1 сентября 2013 года лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (часть 16 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ).

Документ, который выдается по итогам освоения ДПП, заверяется печатью образовательной организации, которая закреплена в Уставе организации.

Вопрос 29. Предполагается ли различие в документах, которые выдаются по итогам освоения программ профессиональной переподготовки, которые позволяют осуществлять новый вид профессиональной деятельности и подтверждают присвоение новой квалификации?

В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенций, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Учитывая, что форма документа о квалификации (диплома о профессиональной переподготовки) определяется организацией самостоятельно, то могут быть определены и различные варианты образцов документов, в которых используются различные варианты записей:

присвоение новой квалификации (указание наименования квалификации);

присвоение новой квалификации (указание наименования квалификации) и выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности);

выполнение нового вида профессиональной деятельности (указание нового вида профессиональной деятельности) в рамках имеющейся ранее квалификации.

Организация самостоятельно принимает решение о формализации записей в дипломах профессиональной переподготовки.

Вопрос 30. По какому признаку или принципу можно определить, что программа профессиональной переподготовки реализуется или разработана в рамках основной образовательной программы?

Таким признаком являются наличие результатов обучения по программам профессиональной переподготовки, которые соотносятся с результатами обучения (компетенциями), сформулированными в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования и (или) основных образовательных программах профессионального образования и направлены на приобретение новой квалификации.

Вопрос 31. В чем разница между «электронным обучением» и «дистанционными образовательными технологиями»?

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Вопрос 32. Как в рамках Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» могут быть реализованы дополнительные профессиональные программы на основе сетевого взаимодействия по заказу государственных и муниципальных заказчиков?

Заказчик может указать в техническом задании, что программа реализуется в сетевой форме. К заявке исполнитель прилагает договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций. Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 3 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым утрачивает силу Федеральный закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Вопрос 33. Каков механизм создания организаций, осуществляющих профессионально-общественную и общественную аккредитацию?

В постановлении Правительства Российской Федерации № 286 от 30 марта 2013 года «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» создана правовая основа для организации общественно-государственных советов, которые будут иметь полномочия для создания аккредитационных агентств по различным направлениям.

Правила, утвержденные данным постановлением Правительства, определяют порядок формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, осуществляемой с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов в целях повышения качества работы этих организаций.

Вопрос 34. Предполагается ли разработка профессиональных стандартов в сфере образования?

Поручение об утверждении не менее 800 профессиональных стандартов дано в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012 - 2015 годы.

Минобрнауки России утвержден График разработки профессиональных стандартов на 2013 - 2014 годы (от 9 июля 2013 г. № ДЛ-14/06), включающий 7 профессиональных стандартов в сфере образования и науки:

педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);

специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся);

преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании);

специалист в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся);

руководитель образовательной организации (управление в сфере образовании);

руководитель научной организации (управление научными исследованиями);

научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность).

Вопрос 35. Каков механизм возмещения затрат образовательным организациям на обучение увольняемых военнослужащих в рамках эксперимента в 2012 - 2014 годах?

Положение о проведении в 2012 - 2014 годах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 501 (далее - Положение) и введено в действие с 5 июня 2012 года. В соответствии с указанным постановлением необходимо обеспечить в период проведения эксперимента создание условий для обучения не менее 2000 увольняемых военнослужащих.

Частью 9 Положения установлено, что возмещение расходов образовательных учреждений в рамках эксперимента осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации в объеме нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетным и автономным учреждениям на указанные цели в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в установленном порядке.

В случае если стоимость обучения по программе профессиональной переподготовки превышает величину нормативных затрат на оказание предоставляемых образовательными учреждениями в рамках эксперимента образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки на базе среднего профессионального и на базе высшего профессионального образования, стоимость обучения сверх величины нормативных затрат возмещается за счет средств владельца сертификата и (или) иного физического (юридического) лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 12 Положения).

Вопрос 36: Как происходит отбор увольняемых военнослужащих в рамках эксперимента в 2012-2014 годах?

Положение о проведении в 2012 - 2014 годах эксперимента утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 501 (далее - Положение) и введено в действие с 5 июня 2012 года. В соответствии с указанным постановлением необходимо обеспечить в период проведения эксперимента создание условий для обучения не менее 2000 увольняемых военнослужащих.

Отбор увольняемых военнослужащих для участия в эксперименте по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов проводится в порядке и в соответствии с критериями, которые устанавливаются Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФСО России, из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых одновременно выполняются следующие требования:

общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 5 лет и более, не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего профессионального и (или) среднего профессионального образования;

наличие у увольняемого военнослужащего высшего профессионального или среднего профессионального образования;

увольнение с военной службы по основаниям, предусматривающим достижение предельного возраста пребывания на военной службе, истечение срока контракта, а также по состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям.

В соответствии с частью 2 Положения под сертификатом понимается именной документ, подтверждающий право его владельца на дополнительные меры государственной поддержки в части оплаты его обучения по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки (далее - программа профессиональной переподготовки).

Сертификат выдается увольняемому военнослужащему при исключении его из списков личного состава органа управления, воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в порядке, установленном Минобороны России, МВД России, МЧС России и ФСО России соответственно (часть 3 Положения).

Обзор документа

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Закон об образовании. Рассмотрены некоторые вопросы, связанные с его применением в части дополнительного профобразования.

Так, закреплено понятие "компетенция". Через него определяются результаты обучения. Подразумевается описание с помощью квалификаций.

Относительно дополнительных профпрограмм. Они будут разрабатываться уполномоченными органами. Так, примерные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка проектируются и утверждаются федеральным госорганом, в интересах которого проводится обучение или образование. Минобрнауки России представит макеты программ повышения квалификации и профпереподготовки. Доступ ресурсам будет свободный.

Также разъяснено, что в дополнительном профобразовании могут использоваться одновременно два понятия: слушатель и обучающийся.

В силу закона ИП вправе заниматься образовательной деятельностью без лицензии. Организации могут применять электронное обучение, необходимые дистанционные образовательные технологии.

Рассмотрен ряд иных вопросов, в том числе по госаккредитации программ, по их содержанию. Разъяснен статус стажировки в сфере дополнительного профобразования. Перечислены требования к документам, выдаваемым по итогам освоения дополнительных профпрограмм.

Окончив учебное заведение, выпускник рассчитывает больше никогда не садиться за парту. Однако реалии современной экономики таковы, что дополнительное профессиональное образование — это необходимость практически в любой сфере деятельности. Молодой специалист хочет подниматься по карьерной лестнице, для этого надо учиться новому, осваивать смежные специальности и оттачивать имеющиеся навыки.

Суть дополнительного образования

Современные технологии и методы работ постоянно обновляются, разрабатываются новые способы производств, совершенствуются подходы к управлению. Специалисты должны постоянно овладевать новыми знаниями и умениями, чтобы быть востребованными на рынке труда.

Большинство работников, занятых на опасных производствах, отвечающих за жизнь и здоровье других людей, работающих с современными технологиями, регулярно получают дополнительное профессиональное образование. позволяющая идти в ногу со временем. Она может быть как в форме самообразования, так и в виде различных курсов, школ, семинаров и тренингов.

Дополнительное профессиональное образование — это непрерывный процесс, позволяющий получать актуальные сведения, связанные с профессиональной, управленческой и производственной деятельностью.

Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Работники, заинтересованные в дальнейшем регулярно занимаются повышением своей квалификации, стараются узнавать новое и быть в курсе изменений методик и технологий производства. Можно заниматься самообразованием с помощью специальных изданий и электронных ресурсов. Однако официальное повышение квалификации с получением удостоверения можно пройти только в специализированных заведениях.

Среди них выделяют:

  • Институт дополнительного профессионального образования. Учебное заведение целиком направлено на послевузовское обучение. Чаще всего их делят по профилям деятельности — для работников образования, для госслужащих, для медицинских работников и т. д.
  • Факультет при вузе, занимающийся обучением и переподготовкой специалистов. Часто предоставляет услуги своим же выпускникам.
  • Центр дополнительного профессионального образования — государственное или негосударственное учебное заведение, предоставляющее возможность как получить новую профессию, так и повысить квалификацию. Часто располагается при центрах занятости.
  • Производственное подразделение на предприятии, занимающееся обучением и повышением квалификации своих работников.

Институт предоставляет услуги не только выпускникам и специалистам, но и желающим получить вторую либо смежную профессию, не обязательно на базе высшего или среднеспециального диплома.

Программы дополнительного профессионального образования

В зависимости от вида обучения выбираются программы дополнительного профессионального образования. Они отличаются по самым разным параметрам:


Независимо от вида обучения должна соответствовать требованиям конкретной профессии или направления деятельности.

Варианты получения дополнительного образования

Задумываясь о повышении квалификации, надо решить вопрос организации дополнительного профессионального образования. От этого будут зависеть варианты реструктуризации рабочего процесса с учетом выбывших сотрудников.

Выделяют следующие варианты:

  • с отрывом или без отрыва от производства. Обычно такие варианты выбирают сотрудники, для которых профессиональное обучение является обязательным.
  • Получение дополнительного или смежного образования. Подходит для работников небольших производств и вызвано необходимостью совмещения нескольких должностей.
  • Переобучение связано с получением дополнительного образования и необходимостью сменить направление профессиональной деятельности. Может быть как на базе высшего, так и среднеспециального образования.

Любой из выбранных вариантов может быть очным, заочным или дистанционным. Для учащихся предоставляется тот, который наиболее полно отвечает их потребностям и возможностям.

Отличие дополнительного образования от других форм послевузовского обучения

Дополнительное профессиональное образование — это один из вариантов послевузовского обучения. Такой способ повышения квалификации характерен для работников, желающих обучаться новым секретам в выбранной сфере деятельности.

Его основное отличите от других видов послевузовского обучения — добровольность. Повышение квалификации часто бывает обязательным для многих специалистов. Получение же дополнительного образования к уже имеющемуся диплому позволяет успешно конкурировать на рынке труда, предлагая гораздо больше профессиональных услуг.

Гарантии работникам, проходящим дополнительное обучение

Законами и другими нормативными документами работникам, получающим дополнительное профессиональное образование, предоставляются определенные гарантии. Прежде всего, это сохранение рабочего места на время учебы с отрывом от производства. Кроме этого, сохраняется не только должность, но и средняя заработная плата. Конечно, никто не может обязать работодателя выплачивать бонусы и премии, но основной оклад за все время обучения к выплате обязателен.

Если сотрудник для дополнительного обучения направляется в другую местность, то работодатель обязан оплатить Сюда включается проезд на место учебы и обратно в том случае, если оно расположено за пределами населенного пункта основной работы. Кроме того, компенсируются расходы на проживание в гостинице, а в некоторых случаях и на питание.

по дополнительному обучению сотрудников

Для определенной категории специалистов регулярное повышение квалификации является обязательным. Дополнительное профессиональное образование работников этих категорий — обязанность работодателя. Именно он должен обеспечить все необходимые условия.

  • Медицинские работники — старший и средний медперсонал.
  • Педагогические работники — учителя, преподаватели вузов и педагоги дошкольных образовательных учреждений.
  • Госслужащие.
  • Работники, связанные с опасными и особыми условиями труда.

По окончании обучения им вручается удостоверяющий документ, который служит обоснованием предоставления компенсаций.

В случаях, когда законом не предусмотрено обязательное дополнительное обучение, работодатель сам решает вопрос о необходимости и периодичности курсов для своих сотрудников. Обычно этот вопрос закрепляется в локальных нормативных документах, например, уставе или коллективном трудовом договоре.

Повышение квалификации проводится для специалистов не реже чем раз в пять лет. Чаще всего работодатель организует массовое обучение своих сотрудников. Важно помнить, что время учебы оплачивается, даже если она выпадает на выходные или праздничные дни. Специалисты могут проходить дополнительное профессионально обучение по своей инициативе и в свободное от работы время. В этом случае работодатель не обязан оплачивать рабочее время, потраченное на учебу.

Варианты дальнейшей карьеры работников, получивших дополнительное образование

Существует важный вопрос, который волнует специалистов, направленных или решивших самостоятельно получать дополнительное образование. А что дальше? Каковы варианты продвижения по карьерной лестнице и как увеличится стоимость такого работника?

Само по себе дополнительное образование не является гарантией стремительного карьерного взлета. Однако это дает площадку для более быстрого старта, расширение возможностей и новые знания. Это все положительно повлияет на дальнейшую трудовую деятельность.