Достоевский белые ночи 1 глава краткое содержание. Белые ночи

«Белые ночи». Краткое содержание произведения

Первая ночь

Героя повести называют Мечтателем, а вот настоящего имени мы так и не узнаем. Он живет в городе на Неве уже около 8 лет, но все еще одинок. Мечтатель - это молодой образованный человек с очень романтическим состоянием души. Бродя по городу в одну из весенних ночей, он случайно встречает девушку, которая склонилась над водой и плачет. Замечая его, она быстро покидает свое место, а Мечтатель продолжает идти за ней. Краткое содержание «Белые ночи» позволит окунуться в загадочную атмосферу произведения.

Следуя за девушкой, Мечтатель начинается радоваться приближающемуся знакомству. Он спасает ее от пьяного мужика и назначает встречу. Она почему-то предупреждает, чтобы он не влюблялся в нее.

Вторая ночь

Наступает следующий день. Молодой человек ждет приближающегося свидания, и вот они уже гуляют по переулкам, а Мечтатель рассказывает ей о себе. Настенька, так зовут девушку, поражена его историей. Она считает, что жить в одиночестве нельзя и обещает, что не бросит его.

Позднее, уже из ее рассказа, он узнает, что вместе с ней живет слепая бабушка. Однажды в доме Настеньки и ее бабушки поселился молодой жилец. Он доставал им интересные романы Вольтера, Пушкина, приглашал девушку в театр. И она понимала, что влюблена, однако жилец начал избегать ее и уехал в Москву на год.

Оказывается, что прошел ровно год, и возлюбленный уже несколько дней в городе. Мечтатель предлагает отнести письмо по указанному адресу.

Третья ночь

Письмо передано адресату. Настенька пришла намного раньше назначенного срока на встречу, она ждала до последнего момента, но молодой человек так и не пришел. Девушка в растерянности. Она говорит Мечтателю: «Почему он не такой, как вы?» Он успокаивает молодую влюбленную девушку и обещает сходить к этому человеку повторно. Белые ночи (краткое содержание одноименной повести изложено выше) продолжают дарить счастье нашему герою.

Четвертая ночь

Настенька вновь ждет своего жильца, но его все нет. Потеряв всякую надежду, девушка начинает плакать. Тут Мечтатель признается ей в любви, а она дает согласие на замужество. Приходит время расставания и неожиданно появляется молодой человек. Наш герой наблюдает, как они оба, счастливые, уходят прочь…

Утром он получает письмо, в котором видит знакомый подчерк. Девушка просит у него прощения, но он не держит на нее зла и желает ей большого счастья.

Повесть «Белые ночи», краткое содержание которой помогает узнать особенности сюжета, была написана в романтическом стиле. Загадочный образ Санкт-Петербурга не мог не свести двух разочаровавшихся в жизни людей, но белые ночи заканчиваются, и люди разбегаются.

Молодой человек двадцати шести лет - мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие - прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решётки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюблённостях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие - «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» - «мечтатели», - чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», - угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живёт со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошёл. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придёт, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достаёт самоотверженности утешать и обнадёживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он - не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле...» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите...» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвёртая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздаётся: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно...» Если Мечтатель подождёт, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюблённым.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом...». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»

Романтика и нежность, вложенные Достоевским в свое произведение, просачиваются и через краткое содержание повести «Белые ночи» для читательского дневника.

Сюжет

Мечтатель часто гуляет в одиночестве, зная всех прохожих и дома. Он живет в Петербурге много лет, но не имеет друзей и никогда не знакомился с женщинами. Одной из белых ночей он увидел на набережной плачущую девушку, но не решился подойти. Когда к девушке стал приставать пьяница, мечтатель прогнал его и познакомился с ней. Настя соглашается на дружеские встречи и беседы. Второй ночью Настя рассказывает о своей жизни с бабушкой - она влюбилась в их жильца и призналась ему в этом, но он был слишком беден, чтобы жениться, и уехал, обещая вернуться за ней через год. Вот год прошел, он вернулся, но не пришел. Мечтатель вызывается доставить письмо. Проходит 2 дня, Настя рыдает и говорит, что больше не любит того человека. Мечтатель признается ей в любви. Настя уверена, что полюбит его, и они планирует переезд мечтателя сдаваемую ее бабушкой комнату. Приходит возлюбленный Насти, и она бросается к нему.

Вывод (моё мнение)

Любящий человек понимает, что любовь - это акт дарения, а не акт получения. Для любящего счастье возлюбленного важнее, чем собственное благосостояние. Так и мечтатель обладал высоким благородством и сделал все, что мог, для счастья Насти, хотя эти поступки и были против его собственного успеха.

«Белые ночи» Ф.М. Достоевского  — произведение, которое часто рассматривается в школе на уроках литературы, поэтому краткое содержание будет для вас как нельзя кстати 🙂

Ночь первая

Главному герою Достоевский не дает имени. Это одинокий молодой человек 26-и лет, уже восемь лет живущий в Петербурге, но так и не нашедший друзей. В свободные минуты он бесцельно бродит по улицам города и мечтает, воображая себя героем романтических произведений.

Повесть начинается с описания беспричинной тоски Мечтателя, чувствующего себя покинутым всеми. Комната его пуста и заброшена, повсюду паутины и пыль. Герою в ней холодно и грустно.

Когда странный молодой человек гулял по узким улочкам, он сталкивался с многочисленными людьми. Он давал им имена, разговаривал с ними в своих фантазиях. Кто-то стал казаться ему совсем родным. Но вдруг улицы опустели – все разъехались по дачам. Он остался один.

Выйдя за город, Мечтатель любуется красотами природы, радуется весне, кланяется незнакомцам. Настроение его улучшается, хотя и ненадолго – вернувшись в опустевший город, он ощущает все то же уныние.

Однажды бредя поздней ночью домой, на берегу канала он видит плачущую юную деву. Ему хочется унять ее слезы, но он боится приблизиться к ней. Заподозрив в мужчине недоброжелателя, девушка поспешно удаляется. Мечтатель следует за ней, перебирая в голове возможные поводы для знакомства. Неожиданно девушку пугает идущий мимо пьяница. Герой кидается на помощь и прогоняет того прочь.

Девушка с радостью соглашается на просьбу Мечтателя сопроводить ее до дома. Счастливец любуется ее красивым молодым лицом, длинными черными волосами и рассказывает, что впервые в жизни так знакомится с девушкой. Незнакомка изумлена, сомневается в словах своего защитника.

Молодой человек просит девушку встретиться еще раз. Она соглашается, назначив свидание на завтра на том же месте.  Единственной ее просьбой становится мольба не влюбляться в нее, так как на романтические отношения она не готова. Они договариваются разузнать завтра тайны жизни друг друга.

Ночь вторая

Юноша с трепетом ожидает второй встречи. На свидании выясняется, что незнакомку зовут Настенька. Она ухаживает за ослепшей бабушкой, а та ни на миг не отпускает девушку от себя, пристегивая булавкой ее юбку к своей. Герой признается Настеньке, что вся его жизнь проходит в мечтах. Он осознает, что фантазии не имеют смысла, тогда как рядом протекает реальная жизнь. Мечтатель жаждет найти человека, который понимал бы его абсолютно и разделял его мечты. Но никого нет рядом, жизнь пуста и одинока. Девушка сочувствует новому знакомому и, утешая его, говорит, что они теперь друзья. После чего рассказывает о своей жизни.

История Настеньки

Настеньке недавно исполнилось 17 лет. Однажды девушка обманула бабушку, когда та спала – прикрепила к ее одежде платье глухонемой поварихи Феклы. Проснувшись, старуха начала разговаривать с внучкой. А Фекла не смогла ответить, испугалась и убежала. Так открылся обман девушки, и бабушка стала еще строже следить за ней.

Настенька живет в маленьком двухэтажном домике на первом этаже, на втором живут постояльцы. Один из жильцов, заезжий молодой человек, как-то обратился к старухе насчет ремонта комнаты. Бабушка попросила внучку принести счеты, та вспорхнула, позабыв, что пристегнута шпилькой. Она покраснела от стыда, мужчина тоже стушевался и тут же вышел.

Через несколько дней постоялец предложил Насте брать у него книги, чтобы читать для бабушки. Старушка одобрила это, предупредив, чтобы книги были нравственного содержания. Благодаря этому она прочитала несколько произведений Пушкина и В. Скотта.

Однажды Настя столкнулась с жильцом на лестничной площадке, они разговорились. Он интересовался ее мнением о книгах. Спустя пару дней он спросил, не тоскливо ли Настеньке все время проводить с бабушкой и почему она не общается с подругами. Девушка призналась, что приятельниц у нее нет.

Квартирант позвал героиню в театр, но она побоялась реакции бабушки и отказала. Тогда молодой человек пригласил обеих на «Севильского цирюльника»; позднее они сходили еще на несколько спектаклей. Так девушка не заметила, как полюбила постояльца. Ее страшило, что ее чувства безответны. Вскоре она поняла, что опасения ее не напрасны.

Жилец вдруг уведомил, что по делам едет в Москву. Настя мучалась от предстоящего расставания и в ночь перед отъездом молодого человека решилась на побег с возлюбленным. Она собрала вещи и поднялась к нему.

Герой не ожидал такого поворота событий. Настенька, вся в слезах, признавалась ему в любви, в готовности оставить бабушку и ехать с ним в Москву. Постоялец же, утешая ее, сообщил, что у него сейчас нет денег, чтобы жениться. Он обещал вернуться через год и сделать ей предложение. Они договорились о встрече ровно через год на набережной в 10 часов вечера – там, где они повстречались с Мечтателем. Ее любимый уже несколько дней был в городе, но на свидании так и не появился.

Мечтатель предложил Насте отнести письмо от имени девушки. Она с восторгом одобрила эту идею. Более того – письмо уже было готово, и Настя сама думала попросить об этом нового знакомого. Записку следовало доставить общим знакомым Насти и ее жениха, так как последний обещал туда зайти перед отъездом.

Ночь третья

Письмо было доставлено. Настя ждала возлюбленного в указанное время вместе с Мечтателем. Она задумала познакомить их. Пребывая в приподнятом настроении, Настя загадывала о своем будущем. Глядя на нее, главный герой повести понял, что полюбил ее. Ему больно, что для нее он всего лишь хороший друг.

Сердце девушки разбито – жених не явился. Мечтатель утешает ее, что тот обязательно придет завтра. Настя просит друга сходить за ответом и договориться о новом свидании, но на послезавтра – из-за дождя.

Ночь четвертая

Весь день шел дождь. Мечтатель все же приходит в назначенное место, но Настя так и не появляется. Он с трудом дожидается следующей ночи.

Нет ни ответа на письмо, ни любимого Настеньки. Подумав, что жених не придет уже никогда, она плачет. Утешения Мечтателя тщетны. Девушка заявляет, что все кончено, что любви к обманщику больше нет.

Тут Мечтатель решается признаться ей в любви. Он думает, что теперь она его прогонит, так как он нарушил договор их дружбы. Но девушка прощает его, говорит, что знала о его чувствах. Вместе они мечтают о свадьбе, о совместной жизни.

Тут к паре подходит молодой человек, в котором Настя узнает своего любимого. Она забывает обо всем, кидается к нему в объятья. Мечтателю же остается с грустью наблюдать за этой нежной встречей.

Утро

Наступившее утро выдалось дождливым. Герой болен, раздавлен. Он получает письмо от возлюбленной, где она просит прощения, благодарит Мечтателя за помощь, за его искренние чувства. Через несколько дней у нее свадьба, на которую Настенька приглашает друга. Она хочет познакомить его с будущим мужем и уверена, что они будут друзьями.

Мир потемнел вокруг. Квартира казалась мрачной, хотя в ней уже не было паутины. Дальнейшая жизнь не представляла уже для Мечтателя смысла. Но мысленно он благодарил Настеньку за минутное счастье, которым она одарила его.

Молодой человек двадцати шести лет - мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие - прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решетки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюбленностях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие - «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» - «мечтатели», - чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грезах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», - угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живет со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошел. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет… Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придет, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достает самоотверженности утешать и обнадеживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он - не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле…» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите…» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвертая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздается: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно…» Если Мечтатель подождет, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюбленным.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом…». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»