Дракула (Влад Цепеш) - биография, информация, личная жизнь. Волшебная планета

Не каждый житель знает, что граф Дракула - один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир - это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы — Влад III Цепеш. Жил он в 15 в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют Валахии. Цепеш - национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестный воин, и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но тогда встаёт вопрос, почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей?

Так же, не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей, или фантазёров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированны , которые случаются и в наше время., который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним - Божественным и духовным.

Между прочим, оккультное влечение к вампиризму («духовному» и ритуальному) является искажением изначального, древнеарийского вампиризма.

В 6 в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории , отметил, что перед тем как славяне начала поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время вампирами (пришло это слово от славян, которое распространилось в средние века по всей Европе) называли выдающихся воинов — героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. , существовали определённые ритуалы поклонения Крови - омовения, жертвоприношения и тому подобное.

Оккультистские организации полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Оккультисты же (в том числе и Брэм Стокер), в свою очерель исказили образ Влада Цепеша - доблестного воина, наследовавшего древние традиции франко-славян.

Появившееся в 14 веке, княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии.

Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад IIIЦепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии, мы можем определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале 15 в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. Как нетрудно догадаться, «дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Название этого ордена тесно связано с древними верованиями балканских народов, в балканском фольклоре змей, дракон - зачастую положительный персонаж, защитник рода, герой, побеждающий демона.

Было у князя три сына, но прославился лишь один из них - Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране - и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.

Как государственный деятель Влад придерживался принципов настоящего патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем оседлого населения - горожан и земледельцев! Как произошло такое невероятное преображение? Очень просто - в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам, или заведомым конокрадам, и вообще людям праздным и ненадежным.

Теперь следует сделать небольшое отступление. Для дальнейшего повествования важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Надо отдать должное Цепешу: он не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.

Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям 14 в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми - тогдашними хозяевами придунайских земель, - закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами - боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

А теперь покинем Валахию и бросим взгляд на другую, пограничную с ней страну, которая сыграла решающую роль в судьбе нашего героя. К северу от Бухареста сегодня тянутся на десятки километров бесконечные кукурузные поля. Но во времена Влада III здесь шумел лес - от Дуная до предгорий Карпат расстилались зеленым морем вековые дубравы. За ними начиналось плоскогорье, пригодное для земледелия. Саксонцы и венгры издавна стремились в этот благодатный вольный край, к плодородной земле, защищенной от вражеских набегов дремучими лесами и отрогами горных цепей. Венгры называли эти места Трансильванией - «страной по ту сторону лесов», а саксонские купцы, построившие здесь хорошо укрепленные города, - Зибенбюргеном, то есть Семиградьем. Все больше людей стекалось в эту область. За какие-нибудь полстотни лет Трансильвания расцвела.

Ее города-республики - Шесбург, Кронштадт, Германштадт - росли и богатели. Более 250 сел и деревень, не знавшие турецких набегов, с избытком обеспечивали все население пшеницей, бараниной, вином и маслом. Географическое положение Трансильвании было очень выгодным: как только край стал обитаемым, по нему пошла одна из основных ветвей Великого шелкового пути. Возникли новые ремесла, новые цехи, ориентированные, в основном, на экспорт. Кроме того, трансильванцы занимались тем, что впоследствии назовут экономическим пиратством. Так, хитрые ткачи Семиградья делали ковры, почти неотличимые от турецких, и сбывали за соответствующую цену.

Богатство Трансильвании делало ее в высшей степени лакомой добычей для могущественной османской империи. Семиградье, не будучи централизованным государством, не имело собственной постоянной армии. И лишь при помощи тонких и сложных политических игр трансильванским городам удавалось обеспечить стабильность своего конгломерата. Но империя Мухаммеда I была слишком крупным противником. Никакие хитроумные доводы семиградских политиков не могли убедить турок добровольно отказаться от экспансии на север. Поэтому независимость Трансильвании оказалась тесно связанной с замыслами и действиями валашских государей: маленькое православное княжество Валахия лежало между Семиградьем и мусульманским колоссом, играя роль своеобразного буфера. Прежде чем напасть на Трансильванию, туркам требовалось покорить Валахию, и в интересах семиградцев было создать такое положение дел, чтобы султан дважды подумал, прежде чем начинать новую войну с Валахией.

Эпитет «новая» не случаен. Хотя в середине 14 в. значительная часть Балканского полуострова уже входила в состав Османской империи, турки не чувствовали себя здесь хозяевами. Восстания против турецкого ига вспыхивали то тут, то там. Они всегда жестоко подавлялись, но все же иной раз вынуждали турок идти на некоторое компромиссы. Одним из таких компромиссов было сохранение государственного статуса отдельных княжеств, при условии вассальной зависимости от султана. Была оговорена ежегодная дань - например, Валахия выплачивала ее серебром и лесом. А для того, чтобы тот или иной князь ни на минуту не забывал о своих обязанностях по отношению к повелителю магометан в Стамбуле, он должен был отправить заложником ко двору султана своего старшего сына. И если князь начинал проявлять строптивость, юношу ждала - в лучшем случае - смерть.

Такая судьба была уготована и молодому Владу. Вместе с несколькими другими высокородными отроками - боснийцами, сербами, венграми - он провел несколько лет в Адрианополе в качестве «гостя».
Об изощренных казнях мусульманского средневековья написано много книг, читать их страшно. Ограничимся описанием двух небольших и, по понятиям того времени, незначительных эпизодов, свидетелем которых был молодой Влад.

Первый эпизод - повесть о султанском милосердии. Дело было так: один из вассальных князей поднял восстание и этим обрек на смерть двух своих сыновей - заложников. Мальчиков со связанными руками привели к подножию трона, и султан Мурад милостиво объявил, что по своей бесконечной милости он решил смягчить заслуженную ими кару. Затем, по знаку властелина, один из янычар-телохранителей выступил вперед и ослепил обеих братьев. Слово «милость» применительно к данному случаю употреблялось вполне серьезно, без всякой издевки.

Вторая история связана с огурцами. Гостеприимные турки выращивали для стола пленных принцев привычные им овощи, и вот однажды обнаружилось, что с грядки похищено несколько огурцов. Дознание, срочно проведенное одним из визирей, не дало результатов. Поскольку подозрение в краже редкого лакомства падало в первую очередь на садовников, было принято простое и мудрое решение: немедленно выяснить, что находится в их желудках. «Специалистов» по вспарыванию чужих животов при дворе хватало, и волю визиря тут же исполнили. К радости верного слуги повелителя, его прозорливость получила блестящее подтверждение: в пятом по счету разрезанном животе обнаружились кусочки огурца. Виновному отрубили голову, остальным же было дозволено попытаться выжить.
Что же касается казни на колу, изобретенной турками, то редкий день обходился без этого зрелища. Гибель одного или нескольких несчастных являла собой как бы обязательный традиционный пролог к еще более обширной кровавой драме.

Трудно представить, что происходило в душе двенадцатилетнего мальчика, видевшего все это изо дня в день. Впечатления, приобретенные Владом в отроческие годы, омытые реками христианской крови, оказались решающими при формировании характера будущего господаря Валахии. Какие чувства переполняли его сердце, когда он смотрел на предсмертные муки людей, прежде всего, плененных турками христиан - жалость, ужас, гнев? Или, может быть, желание покарать турок, применив к ним их же оружие? Во всяком случае, Влад должен был скрывать свои чувства, и он в совершенстве овладел этим искусством, ведь точно так же его отец в далекой Валахии, стиснув зубы, он слушал надменные речи турецких послов, сдерживая руку, рвущуюся к рукояти меча.
Оба Влада, старый и молодой, верили, что это до поры до времени.

В 1452 г. Влад вернулся на родину, и вскоре занял опустевший валашский трон. Очень скоро ему пришлось столкнуться с противодействием бояр, мешавших проведению единой политической линии, и он повел безжалостную борьбу с ними. К тому же, бояре были явно расположены в пользу турок. Это легко понять: наместники султана не покушались на привиллегии древних родов, а лишь требовали своевременной выплаты дани. Воевать с султаном никто из бояр не собирался, а что касается дани, то вся ее тяжесть ложилась бременем на всю нацию. Олигархи, встревоженные замыслами молодого князя, стали плести интриги. Но Влад был готов к этому. Как только оппозиция сформировалась, он начал действовать, причем с энергией и размахом, совершенно неожиданными для его противников.

По случаю какого-то праздника князь пригласил к себе в столицу, в Тирговиште, чуть ли не всю валашскую знать. Никто из бояр не отклонил приглашения, не желая демонстрировать отказом недоверие или враждебность. Да и само количество приглашенных, казалось бы, демонстрировало их общую безопасность. Судя по дошедшим до наших дней отрывочным описаниям, был тот пир роскошен и прошел очень весело. Вот только закончился праздник необычно: по приказу хозяина пять сотен гостей были посажены на кол не успев протрезветь. Проблема «внутреннего врага» была решена навсегда.

На очереди была борьба с турками. Заряд ненависти к ним, накопившийся в душе молодого князя, был огромен. Влад III горел желанием показать своим учителям, что хорошо усвоил все преподанные ему уроки. Теперь наконец можно было сбросить оковы ложной покорности.

На четвертом году княжения Влад разом прекратил выплату всех форм дани. Это был открытый вызов. Поскольку детей у него не было, то не было и заложников, и султан Мурад, проявив явное легкомыслие, ограничился отправкой в Валахию карательного отряда в тысячу всадников - преподать урок непокорному вассалу и привести его голову в Стамбул, в назидание прочим.

Но все вышло иначе. Турки попытались заманить Влада в ловушку, но сами попали в окружение и сдались. Пленных отвели в Тирговиште, где состоялась казнь захваченных турок. Их посадили на колья - всех до единого, в течении одного дня. Пунктуальный во всем, Цепеш и в казни соблюдал принцип иерархии: для турецкого аги, командовавшего отрядом, был заготовлен кол с золотым наконечником.

Разъяренный султан двинул на Валахию огромное войско. Решающее сражение произошло в 1461 году, когда народное ополчение Влада III встретилось с турецкой армией, превосходившей валахов по численности в несколько раз. Турки снова потерпели сокрушительное поражение.

Но теперь Владу стал угрожать новый противник, упорный и осторожный, - богатые города Трансильвании. Дальновидные саксонские купцы, встревоженные отвагой Влада III, предпочитали видеть на валашском троне более сдержанного государя. Да и крупномасштабная война Валахии с Османской империей совсем не соответствовала их интересам. Было очевидно, что султан ни за что не смирится с поражением - ресурсы турок огромны, предстояли новые битвы, новые войны. А если все балканские страны охватит пожар, Трансильвании уже не спастись. И причина всему - князь Влад - его отчаянная борьба сделала Валахию не щитом против турок, а костью в глотке султана, подвергая этим смертельной опасности богатое Семиградье.

Так рассуждали семиградцы, начиная дипломатическую кампанию с целью устранить Влада с политической сцены. В качестве кандидата на престол в Тирговиште называли одного из фаворитов могущественного венгерского короля Дана III. Естественно, что королю такая идея пришлась по душе, и в результате отношения между Венгрией и Валахией заметно осложнились.

Кроме того, трансильванцы, действуя по мнению Тепеша, по непосредственному наущению самого дьявола, продолжали вести оживленную торговлю с турками. Стерпеть подобную дерзость было невозможно, и Влад III начал третью войну - его армия двинулась на север.

Трансильванцы жестоко поплатились за свои попытки устранить соседа. Цепеш с огнем и мечом прошел по их цветущим равнинам: города были взяты приступом. А побежденный Шесбург увидел пятьсот своих именитейших граждан на кольях посреди площади.

Но уже поверженный противник нанес Цепешу неожиданный удар.

То, что оказалось не по силам турецкой армии, сумела совершить немногочисленная., но влиятельнейшая прослойка - торговая элита Семиградья. Был применен и оказался действенным метод, хорошо известный и людям нашего времени: воззвание к «общественному мнению» с помощью печатного слова. и вот на средства нескольких торговых домов был напечатан памфлет, где анонимными авторами подробно описывалась - в искаженном виде - вся деятельность Влада. В памфлете содержались некоторые подробности, касающиеся «коварных планов» валашского государя в отношении Венгерского королевства.

Клевета принесла ожидаемый результат. Образ действий Влада III вызвал возмущение при европейских дворах, а король Дан III пришел в ярость и начал действовать.

На помощь королю пришел случай. В 1462 г. турки вновь вторглись в Валахию и после осады взяли княжескую цитадель - замок Поэнари, «орлиное гнездо» Влада III, а затем разрушили его. Погибла жена князя. Теперь об этих событиях напоминают лишь белеющие на скале руины да прозвание «река принцессы», сохранившееся за бурным потоком Аргесса.

Не ожидавший нападения Влад не успел собрать войска и бежал на север. Король Дан, очень обрадованный тем, что обстоятельства сложились так удачно, немедленно пленил Влада и заключил в темницу.

Спустя двенадцать лет Дан, уверившись в «покорности» Влада, освободил его, распустив при этом слух, что Цепеш смирил гордыню и даже якобы перешел в католичество. Осенью 1476 г. Влад вернулся на родину. Но окрепшим за время его отсутствия боярам удалось разгромить княжескую дружину. Цепеш вновь оказался во власти Дана. Бояре потребовали выдачи ненавистного им господаря и участь князя была решена. Однако Влад III бежал и принял смерть в бою.

Найдя тело Цепеша, бояре изрубили его на куски и разбросали вокруг. Позднее монахи из Снаговского монастыря собрали останки покойного и предали их земле.

Лишившись своего государя, Валахия в 16 в. окончательно попала под турецкое владычество и лишь в первой трети 19 в. в результате подъема национального движения и при поддержке России добилась, наряду с Молдавией, автономии.

До сих пор жива легенда о "короле вампиров", князе Дракуле . В Румынии недалеко от Тихутского перевала существуют и поныне полуразрушенные стены крепости Поэнари. Местные жители утверждают, что и в наши дни дух Влада III все еще бродит по земле. Его не приняли ни рай, ни ад. И потому он вынужден скитаться по всему свету, томимый жаждой человеческой крови.

Днем Дракула прячется в руинах крепости. Ночью же он выходит и при свете луны ищет свои жертвы. Легенда гласит, что укушенный князем в ту же минуту превращается в вампира, с торчащими клыками и маленькими ранками на шее. Но кем же на самом деле был этот грозный князь?..

Тихими райскими уголками кажутся сейчас окрестности бывшего замка знаменитого князя Влада III , больше известного под именем Дракула. А тогда, в XV столетии, местные жители обходили это место стороной, чтобы только не попасть в руки жестокого властелина.

Стоило только человеку посмотреть на князя Влада, как страх постепенно овладевал всеми его мыслями. Действительно, по свидетельствам историков, он имел ужасающую внешность: узкое лицо, длинный нос, выдававшуюся вперед нижнюю губу, большие стеклянные глаза, скрывавшие чувства князя.

Именно с глазами навыкате люди и связывали способность Дракулы с помощью гипнотического воздействия наводить страх и ужас на пленника. Казалось, взгляд Дракулы проникает в самую душу, и его обладатель может без труда узнать все то, о чем думает человек. Однако многие современные ученые считают, что подобная форма глаз может быть не чем иным, как последствием и одним из признаков базедовой болезни, часто встречающейся у жителей горных селений.

В народе говорят: «Лицо — зеркало души». Действительно, будучи самым некрасивым из трех братьев, Влад к тому же отличался жестоким и независимым нравом. Пристальный, почти немигающий взгляд холодных рыбьих глаз, презрительно сжатый рот, узкий, выступающий вперед подбородок — все говорит о том, что князь Дракула был тщеславным гордецом, ненавидящим и презирающим людей.

Ростом не выше среднего, Влад III обладал огромной физической силой. Так, он без особого труда мог переплыть речку. В Средневековье было много больших рек и маленьких речушек, но вот мостов явно недоставало. Воин, не умевший хорошо плавать, был обречен на гибель.

Дракула был известен в XV столетии и как превосходный артиллерист. Этот талант князя тем более заслуживает особенного внимания, если вспомнить то обстоятельство, что в те времена — когда маленькие и большие войны велись почти в каждой стране — мальчиков с детства обучали верховой езде и стрельбе из разных видов оружия. Каждый юноша мастерски владел оружием. А потому заслужить славу великолепного воина и наездника было тогда вовсе не простым делом.

Жизнь и смерть Влада Тепеша (Цепеша), Дракулы, окутаны плотной пеленой тайны. Местные жители утверждают, что могила кровавого князя находится в Снаговском монастыре. Но совсем недавно историки заявили о том, что та могила представляет собой кенотафию, то есть могилу без погребения.

Покрыто тайной время и место рождения Влада III. По некоторым источникам, он родился между 1428 и 1431 годами. Более точных сведений найти не удалось. Это связано с тем, что в то время монастырские стены не могли сберечь от огня рукописи. А так как пожаров в то время было неисчислимое множество, то от них часто гибли люди, памятники письменности, в том числе и документы.

Местом рождения Дракулы определяют сравнительно небольшой дом, находящийся на расположенной в одном из районов Сигишоара Кузнечной улице. Он до сих пор привлекает к себе множество туристов, путешествующих по Румынии.

Историки не вполне уверены в том, что Влад III родился именно в том месте. Однако сохранившиеся документы свидетельствуют: в XV веке дом принадлежал отцу Влада Тепеша, Владу II Дракулу. Дракул в переводе на русский язык обозначает «дракон» . Это означает, что старый князь входил в состав румынского ордена Дракона. Члены этой организации когда-то занимались насильственным обращением «неверных» в христианство. К концу первой четверти XV столетия у князя Влада II было уже три сына. Но только один из них, Влад, смог прославиться в веках.

Крепость Поэнари


Необходимо сказать, что в молодости князь Влад III сумел расположить к себе простой народ и заслужить его любовь и уважение. Действительно, по свидетельствам рукописных источников, в то время он был настоящим рыцарем Средневековья, человеком чести и долга. Особенно его отличало умение руководить ходом сражения. Воины, сражавшиеся под командованием талантливого полководца Влада Тепеша, всегда одерживали победу в битвах.

Историки тех лет вспоминают о Дракуле как о достаточно демократичном государственном деятеле. Он всегда выступал против захвата Румынии иноземцами, а также против разделения родных земель. Кроме того, деятельность княжества он направлял прежде всего на развитие национальных ремесел и торговли. Особенное внимание Влад III уделял борьбе с преступниками: ворами, убийцами и мошенниками. При этом способы наказания виновных выбирались самые изощренные и жестокие.

Народная любовь к князю Дракуле и его необычайная популярность среди жителей средневековой Валахии вполне оправданы. Современники вспоминают о нем как о народном заступнике, вечно враждующем с боярами, всегда притеснявшими простой люд. Кроме того, одержанные Владом III военные победы с лихвой искупляли его жесткость. Патриотичные румыны испытывали гордость за своего полководца, умевшего одерживать победы даже в той битве, которая явно была обречена на проигрыш.

Однако самым важным качеством характера Тепеша, определявшим благорасположение народа, стала почти фанатичная религиозность. В то время церковь оказывала сильное влияние на жизнь общества. Государь, заручившийся поддержкой святых отцов, мог уверенно рассчитывать на покорность подвластного ему народа. «А как же невероятная жестокость, присущая Дракуле?» — спросите вы.

Ответ прост: тогда это считалось обыкновенным делом — сурово наказать, а затем направиться в церковь, чтобы замолить грехи и возблагодарить Бога за блага жизни. А народ тем временем оплакивал казненных, не смея роптать и сопротивляться своему господину — ведь его власть была «священной». C’est la vie, — говорят в подобных случаях французы.

Со своей стороны церковь также была заинтересована в дружбе с князьями. В этом случае благодушный господарь мог наделить монастыри землей и деревнями. А взамен он получал от священнослужителя благословение на различные дела и поступки (в том числе жестокие и кровавые). Влад III обычно раздавал священнослужителям подобные подарки после очередной военной победы или в порыве религиозного чувства (чтобы Бог отпустил грехи).

Хроники свидетельствуют; желая снизить уровень преступности в своем маленьком государстве, князь Влад Те-пеш не жалел провинившихся и использовал самые суровые способы наказания. Его расправа не заставляла себя долго ждать. Преступника, что называется, без суда и следствия сжигали на костре или казнили на плахе. Не щадил господарь Валахии и цыган. Их также ждал костер или меч: по мнению Тепеша, все они были потенциальными ворами, конокрадами и к тому же бродягами.

До сих пор содержание множества цыганских рассказов сводится к освещению тех страшных событий, когда князь Дракула проводил массовые казни цыган. В какой-то степени великий правитель Валахии добился желаемого результата. Летописцы говорили о том, что с тех пор преступность во владениях князя сошла на нет. В качестве подтверждения слов средневекового историка можно привести такой пример. Если кто-либо находил на улице золотую монету, то ни в коем случае не поднимал ее. Это означало бы воровство чужого добра, за что можно было бы поплатиться жизнью.

А сколько разноречивых толков ходит вокруг строительства крепости Поэнари. Оказывается, замыслив постройку, Влад Тепеш приказал силой привести к нему всех странников, пришедших в Тирговисту, чтобы отпраздновать Пасху. После этого он заявил, что вернуться в свои дома богомольцы смогут только после того, как закончат возведение крепости. Люди, знавшие суровый нрав румынского князя, не стали спорить и с воодушевлением взялись за работу, ведь всем хотелось поскорее вернуться в родные места.

Вскоре новый замок был построен. Однако крепость, возведенная с помощью лжи и принуждения, не принесла своему хозяину удачи и не смогла защитить его во время осады турок. Когда в 1462 году турки захватили Поэнари, князь Дракула вынужден был спасаться от иноземцев бегством. Оставшаяся в крепости княгиня не пожелала стать пленницей победителей, равно как и ее муж прославившийся своей невероятной жестокостью. Она бросилась вниз с высокой крепостной стены и разбилась. В память о ней остались лишь белые камни разрушенной крепости да второе название Аргеса — «река принцессы».

Румынский князь Влад III заслужил свое прозвище Тепеш (Цепеш) из-за собственной жестокости. В переводе на русский язык «тепеш» означает «сажать на кол». Подобный способ казни, заимствованный европейцами у турок, средневековые государи использовали довольно часто. При этом кол либо загоняли в тело провинившегося сильными ударами молота, либо приговоренного в буквальном смысле слова сажали на кол, укрепленный в земле. Палачи настолько освоили этот вид казни, что им ничего не стоило загнать кол в тело жертвы так, чтобы та корчилась в предсмертных судорогах не меньше недели.

Именно описанный выше способ наказания преступников стал самым любимым у Дракулы. С его помощью он благополучно разрешал вопросы не только внутренней, но и внешней политики. Количество людей, ставших жертвами одной только такой расправы князя, измеряется несколькими десятками тысяч.

Казалось, жестокости Дракулы не было предела. Казненными могли стать не только цыгане и плененные турки, но и любой грахданин Валахии, совершивший преступление. Именно в страхе и нежелании оказаться на плахе или костре и кроется тайна загадочной для современного европейца честности средневекового румына. После того как все дальше и дальше разносилась по княжеству весть о новой изощренной казни, желающих испытать судьбу не находилось. Все граждане предпочитали вести жизнь безгрешных праведников.

Необходимо признать, что, несмотря на жестокость, Дракула был справедливым судьей. За малейшую провинность наказывались не только простые граждане, но и достаточно состоятельные. Те же исторические хроники свидетельствуют о том, что семеро купцов оказались посаженными на кол по обвинению в заключении торговых договоров с турками. Так трагически оборвалось в Шесбурге знакомство валашских купцов с врагами христианской веры, «грязными турками».

Хроника или летопись, к которым восходят немецкие источники о Дракуле, были написаны явно недоброжелателями Тепеша и изображают господаря и его жизнь в самых негативных тонах. С русскими источниками сложнее. Они не отказываются от изображения жестокости Влада, но они пытаются дать ей более благородные объяснения, чем немецкие, и акцентируют внимание так, чтобы те же самые действия выглядели в данных обстоятельствах и более логичными, и не такими мрачными.

Вот несколько баек из разных источников. Проверить их подлинность не представляется возможным:

Иностранного купца, который приехал в Валахию, обокрали. Купец подает жалобу господарю. Пока ловят и садят на кол вора, с судьбой, в общем, «по справедливости» все понятно, купцу подбросили по приказу Дракулы кошель, в котором было больше на одну монету, чем украли. Купец, обнаружив лишнее, сразу же сообщает об этом Цепешу. Тот на это всего лишь смеется: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

Еще пример. Влад Дракула весело пирует, как написал древнерусский автор, среди «трупия». Слуга, который подносит блюда, морщится. На вопрос господаря «Почему?» выясняется, что слуга не может выносить смрад. «Резолюция» Цепеша: «Так посадите же слугу повыше, дабы и смрад до него не доходил». И корчится бедняга на колу небывалой высоты.

Замечательна и «дипломатия» Дракулы. Предлагаю прочитать перевод с древнерусского языка: «Была такая традиция у Дракулы: когда прибывал к нему неопытный посланец от короля или от царя и не мог дать ответ на коварные вопросы Дракулы, то сажал он посланца на кол, при этом говоря: "Не я повинен в твоей смерти, а или государь твой, или ты сам. На меня же ты не возлагай вины. Если же государь твой, зная, что неопытен ты и неумен, и послал тебя послом ко мне, многомудрому правителю, то твой государь же и убил тебя; но если же ты лично решился идти, невежественный, то ты сам себя и убил"».

Прекрасный пример - расправа над турецкими посланцами, которые, по традиции своей страны, поклонились Дракуле, не снимая шапок. Дракула похвалил этот обычай, а чтобы еще сильнее укрепить их в этом обычае, приказал прибить шапки к головам посланцев гвоздями.

Летописцы утверждают, что столь жестокий нрав Дракулы был воспитан во дворце турецкого султана. Каждый год князь Валахии должен был переправлять в Турцию определенное количество серебра и древесины. Для того чтобы князь не забыл о своей обязанности, султан приказал препроводить в свой дворец сына Влада II. Итак, двенадцатилетний Влад III оказался в Турции. Именно там он и познакомился с различными способами наказания провинившихся и непокорных граждан государства.

Редкий день в Турции проходил без казни. Две истории помогут читателям представить себе всю картину невеселой жизни в средневековом Стамбуле.

Однажды проходил суд над двумя сыновьями одного из румынских князей, вовремя не заплатившего дань. По какой-то причине в последний момент перед казнью султан «смилостивился» и приказал не сажать мальчиков на кол, а ослепить их. При этом ослепление воспринималось тогда как величайшая милость.

Вторая история повествует о краже огурцов — овощей, считавшихся в Турции экзотичным лакомством. Как-то раз визирь султана не досчитался на огородной грядке двух огурцов. Тогда решено было вспороть всем работавшим при дворце садовникам животы. В пятом из них и оказались огурец. Султан приказал казнить виновного на плахе. Остальные же «могли восвояси отправляться по своим жилищам».

Узнав о пребывании Влада III в плену турецкого султана, где изо дня в день он становился очевидцем издевательств над людьми, нетрудно догадаться о причинах его жестокого нрава из ненависти к туркам. Какой человек мог вырасти из двенадцатилетнего мальчика, жившего в том аду, когда каждый день он видел только одно: человеческие страдания, предсмертные агонии тысяч казненных и мученическую смерть людей.

Зависимость от турецкого султана была, естественно, не по нраву вольнолюбивым славянам. Отец и сын — повелители Валахии — твердо верили в то, что когда-нибудь их княжество освободится из-под ига Турции.

По возвращении из плена Влад III задумал во что бы то ни стало навсегда освободить валахов от власти турок. И вот, спустя четыре года после наследования княжеского трона, Тепеш объявил туркам, что не намерен впредь выплачивать дань. Таким образом, был сделан вызов Османской империи. Тогда султан Мурад послал в Валахию небольшой отряд, состоявший из тысячи всадников.

Однако удача отвернулась от турецких воинов. Они были взяты в плен и в течение одного дня посажены на кол. А для турецкого аги, который командовал карательным отрядом, Дракула велел приготовить даже специальный кол — с золотым наконечником.

После того как Мурад узнал о том, что его посланники потерпели позорное поражение, он решил отправить в Валахию целую армию. Это было уже начало открытой войны между Османской империей и Валахией. Финальное сражение турок и валашцев состоялось в 1461 году. Благодаря самоотверженности славян турки были побеждены. После этого князь Влад 111 пошел войной на Трансиль-ванию, находящуюся по соседству с Валахией. Трансильванская знать (по большей части самые состоятельные купцы) давно уже были обеспокоены неистовым нравом владельца расположенного неподалеку княжества.

Они решили было избавиться от непредсказуемого, жестокого и своенравного соседа. Однако князь Дракула опередил их. Словно страшный ураган пронесся он со своим войском, сметая все на пути. Румыны до сих пор вспоминают о пятистах соотечественниках казненных на площади Шесбурга в то страшное время.

Затем князь-победитель возвратился домой. Однако именно тогда и подстерегла его опасность. Возмущенные бесчинствами валашцев, торговая элита Трансильвании от имени автора, пожелавшего остаться неизвестным, издала памфлет. Его содержание сводилось к пересказу недавних событий, захвату Владом III Трансильвании, о его зверствах и жестокости. Анонимный поэт добавил также, что валашский князь якобы собирается в ближайшее время напасть и покорить Венгерское княжество. Король Венгрии Дан III пришел в ярость, узнав о злобе и наглости князя Валахии, а также о его намерении захватить государство.

После того как крепость Дракулы была взята турками, ее хозяин решил бежать в Венгрию. Прибыв туда, он оказался пленником короля Дана III. В течение 12 долгих лет великий князь Валахии томился в темнице. Именно тогда он смог покорить Дана своей покорностью и смирением. Тепеш даже принял католичество, чтобы расположить к себе монарха славянского государства.

Наконец сердце доброго короля Венгрии смягчилось, и он освободил узника. Уже будучи на свободе, князь женился на племяннице монарха, а позднее даже собрал из венгерских наемников большую армию, чтобы пойти войной на Валахию и отвоевать трон.

Осенью 1476 года войско Влада Тепеша подошло к Валахии. Но, как впоследствии оказалось, удача навсегда покинула знаменитого своими военными победами полководца. В первом же бою армия венгров была разбита, а сам Влад III оказался взятым в плен валашскими боярами.

Посчитав позорной смерть от рук бывших поданных, Тепеш бежал из плена и был убит боярскими воинами. Однако другие источники утверждают, что смерть внезапно настигла Влада III, когда тот уже сидел на коне и намеревался сбежать из Валахии.

Как бы то ни было, тело князя Влада III Тепеша, Дракулы, впоследствии было разрезано боярами на множество кусочков, которые разбросали по полю. Однако монахи Снаговского монастыря, не раз получавшие щедрые подарки из рук государя, искренне любили и жалели князя, принявшего мученическую смерть. Они собрали останки Дракулы и захоронили их недалеко от монастыря.

После смерти жестокого, но справедливого князя современники не раз спорили о том, куда же попала его душа: на небеса или в преисподнюю. Именно из этих не-прекращавшихся споров и родилась ныне всем известная легенда, гласящая о том, что дух румына не принимает ни ад, ни рай. Говорят, до сих пор мятежная душа князя Дракулы ищет покоя и, нигде не находя его, скитается по земле в поисках все новых и новых жертв.

Предшественник: Владислав II Преемник: Раду III Фрумос ноябрь - декабрь Предшественник: Басараб III Старый Преемник: Басараб III Старый Вероисповедание: православие , румынская церковь Рождение: 1431 год (1431 )
Шассбург , Трансильвания , Королевство Венгрия Смерть: 1476 год (1476 )
Бухарест , Княжество Валахия Похоронен: Снаговский монастырь Род: Басарабы (Дракулешти) Отец: Влад II Дракул Мать: Снежна (?) Супруга: 1) Елизавета
2) Илона Жилегай Дети: сыновья: Михня, Влад

Влад III Басараб , также известный как Влад Це́пеш (рум. Vlad Țepeș - Влад Коло́вник, Влад Колосажа́тель, Влад Пронзи́тель ) и Влад Дра́кула (рум. Vlad Drăculea (ноябрь или декабрь - декабрь ) - господарь Валахии в , - и . Прозвище «Це́пеш» («Колосажа́тель», от рум. ţeapă [ця́пэ] - «кол») получил за жестокость в расправе с врагами и подданными, которых сажал на кол . Ветеран войн против Турции . Резиденция Влада III располагалась в Тырговиште . Прозвище Дракула (Сын дракона или Дракон младший) Влад получил в честь отца, состоявшего (с 1431 года) в элитном рыцарском ордене Дракона , созданном императором Сигизмундом в 1408 году . Члены ордена имели право носить на шее медальон с изображением дракона. Отец Влада III не только носил знак ордена, но и чеканил его на своих монетах, изображал на стенах сооружаемых церквей, за что и получил прозвище Дракул - Дракон (или Дьявол).

Биография

В результате «Ночной атаки» 17 июня 1462 года заставил отступить вторгнувшуюся в княжество 100-120-тысячную османскую армию во главе с султаном Мехмедом II .

В том же году вследствие предательства венгерского монарха Матьяша Корвина был вынужден бежать в Венгрию , где был заключён под стражу по ложному обвинению в сотрудничестве с турками и просидел в тюрьме 12 лет.

Анонимный немецкий документ 1463 года

Основой всех будущих легенд о небывалой кровожадности правителя стал документ, составленный неизвестным автором (предположительно, по приказу короля Венгрии Матьяша Корвина) и опубликованный в 1463 году в Германии . Именно там впервые встречаются описания казней и пыток Дракулы, а также все истории его злодеяний.

С исторической точки зрения, повод сомневаться в верности информации, представленой в указанном документе, крайне велик . Помимо явной заинтересованности венгерского престола в тиражировании данного документа (стремление скрыть факт кражи королём Венгрии Матьяшем Корвином большой суммы, выделенной папским престолом на крестовый поход), не найдено ни одного более раннего упоминания об этих «псевдофольклорных» историях.

Приидоша к нему некогда от турьскаго поклисарие <послы>, и егда внидоша к нему и поклонишася по своему обычаю, а кап <шапок, фесок> своих з глав не сняша. Он же вопроси их: «что ради тако учинисте ко государю велику приидосте и такову срамоту ми учинисте?» Они же отвещаша: «таков обычай наш, государь, и земля наша имеет». Он же глагола им: «и аз хощу вашего закона потвердити, да крепко стоите», и повеле им гвоздем малым железным ко главам прибити капы и отпусти их, рек им: «шедше скажите государю вашему, он навык от вас ту срамоту терпети, мы же не навыкохом, да не посылает своего обычая ко иным государем, кои не хотят его имети, но у себе его да держит».

Этот текст был написан русским послом в Венгрии Фёдором Курицыным в 1484 году . Известно, что в своём «Сказании о Дракуле Воеводе» Курицын использует информацию именно из того анонимного источника, написанного 21 годом ранее.

Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором:

  • Известен случай, когда Цепеш созвал к себе около 500 бояр и спросил их, сколько правителей помнит каждый из них. Оказалось, что даже самый младший из них помнит не менее 7 царствований. Ответом Цепеша была попытка положить конец такому порядку - все бояре были посажены на кол и вкопаны вокруг покоев Цепеша в его столице Тырговиште.
  • Также приведена такая история: иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы - сидеть бы тебе на колу рядом с вором».
  • Цепеш обнаруживает, что в стране много нищих. Он созывает их, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?». На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.
  • Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает, что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».
  • Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы. А легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.
  • Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в этом документе гласит, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и ел среди мёртвых и умиравших на колах людей. Существует также дополнение этого рассказа, в котором говорится, что слуга, подававший Владу пищу, не выдержал запаха тлена и, схватившись руками за горло, выронил поднос прямо перед ним. Влад спросил, почему он это сделал. "Нет сил терпеть, ужасное зловоние", ответил несчастный. И Влад немедленно приказал посадить его на кол, который был на несколько метров длиннее остальных, после чего крикнул ещё живому слуге: "Вот видишь! Теперь ты выше всех, и смрад до тебя не долетает".
  • Прибывшим к нему с требованием признания вассальности послам Османской империи Дракула задал вопрос: "Почему они не сняли шапки перед ним, правителем". Услышав ответ, что они обнажат головы только перед султаном, Влад приказал прибить шапки к их головам гвоздями.

Литературный и экранный образ Дракулы

Правление Дракулы оказало большое влияние на его современников, которые сформировали его образ в фольклорной традиции румын и соседних с ними народов. Важным источником в этом случае является поэма М.Бехайма, который в 1460-х годах жил при дворе венгерского короля Матвея Корвина, известны немецкие памфлеты, распространявшиеся под названием «Об одном великом изверге». Повествуют о Цепеше различные румынские предания, как непосредственно записанные в народе, так и обработанные известным сказочником П. Испиреску.

Литературным героем Влад III стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке (который в то время использовался в Румынии как литературный) , после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III, очень популярная на Руси .

Возникновение связи между образом Влада Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле...

По его указанию жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился во влагалище (жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильной кровопотери) или анус (смерть наступала от разрыва прямой кишки и развившегося перитонита, человек умирал в течение нескольких дней в страшных муках) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.

Цепеш стремился соизмерять высоту колов с социальным рангом казнённых - бояре оказывались выше посажены на колах, чем простолюдины, таким образом по лесам посаженных на кол можно было судить о социальном положении казнённых.

Подражатели

Сомнительность масштабов злодеяний Дракулы не помешала более поздним правителям «перенимать» подобные методы ведения внутренней и внешней политики. Например, когда Джон Типтофт, граф Уорчестер, вероятно, наслушавшись об эффективных «дракулических» методах во время дипломатической службы при папском дворе, стал сажать на кол линкольнширских мятежников в 1470 году , его самого казнили за поступки - как гласил приговор - «противные законам данной страны».

См. также

Для Брема Стокера он послужил прототипом главного персонажа в романе «Дракула».

Его звали Влад III Басараб. Князем Валахии он был трижды: с октября 1448 по декабрь 1448, с 22 августа 1456 по 1462, с ноября 1476 по декабрь 1476. За это время он заработал себе репутацию садиста. Прозвище Дракула (рум. Dracul), что означает дракон, он унаследовал от своего отца, носившего на шее медальон рыцарского общества с изображением свернувшегося дракона. При правлении Влада дракон появился уже на монетах, которые вошли во всеобщее употребление. Цепеш же означало колосажатель от румынского țeapă, что переводится как кол.

Портрет Влада III

Биография

Точную дату рождения Влада установить не удалось: приблизительно он появился на свет в период с 1430 - 1436 года. Вместе с родителями и старшим братом Мирчи (рум. Mircea) проживал в Сигишоаре. В настоящее время адрес этого дома: г. Сигишоара, ул. Жестянщиков, 5.

После того, как отец Влада взошел на валашский престол, он перевез свою семью из Сигиашоры в Валахию. Там, после рождения третьего сына Раду (рум. Radu), умерла мать Дракулы.

Портрет Влада II, отца Цепеша

Из - за политических интриг в 1444 году Влад вынужден был уехать в Турцию на два года. По возвращению в Валахию многие замечали изменения в характере Дракулы. Он стал более пессимистичным. По мнению историков, причиной изменений послужило убийство в 1446 году отца и старшего брата Влада венграми, а так же психологическое насилие со стороны турок.

Осенью 1448 года при поддержке турецкого войска он взошел на трон Валахии, где, не теряя времени, принялся за расследование смерти брата и отца. Он узнал, что семеро бояр предали его семью.

10 ноября 1448 года Янош Хуньяди (лат. Ioannes Corvinus) объявил войну Владу и направил свои войска в Тырговишту, где по его данным должен был находиться Дракула со своим войском. Влад предпочел скрыться в Молдавии, где в марте 1449 года на престол взошел его троюродный брат Богдан II. В 1449 году Дракула покинул Молдавию и направился в Трансильванию, где набрал армию из добровольцев для возвращение своего трона.

Замок Дракулы в Трансильвании

Только 20 августа 1456 года Влад смог снова занять Валашский трон. Правление продлилось шесть лет, в ходе которого Дракула стал широко известен за пределами Валахии.

Начало его казней началось с «Пасхальной казни». Бояр, причастных к гибели его отца и брата, казнили на праздничном застолье. Было убито десять бояр.

Теодор Аман, «Бояре, застигнутые на пиру посланцами Влада Цепеша»

В 1461 году правитель Турции, недовольный отказом Дракулы платить дань, объявил ему войну. В ходе военных действий Влад проявляет себя грамотным полководцем, но чувствуя численное превосходство турецкой армии, он оставляет свою проигравшую армии на милость победителя и скрывается во владениях венгерского короля Матьяша. В Венгрии Влада заподозрили в заговоре с турками и посадили в тюрьму на 12 лет.

В 1475 году Влада III освободили из заточения, а уже в ноябре 1476 года он сверг с валашского трона Лайоту Басараба. 26 ноября знатные люди Валахии в третий раз избрали своим правителем Дракулу. Правил он всего месяц. В декабре 1476 года по приказу Лайота Басараба Влад Дракула был убит.

Отдельно стоит рассказать о его жестокости. Существует легенда, что своей любовнице, сообщившей о своей мнимой беременности, он вспорол живот со словами «Я же предупреждал, что не люблю лжи».

Влад Цепеш и трупы его врагов

Со своими врагами он расправлялся со всей оригинальностью: рубил головы, варила заживо, сдирал кожу и вспарывал животы. А сажание на кол было его излюбленной пыткой. Всем его подданным было известно, насколько Влад не любил предателей и воров.

Перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера "Дракула", и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем.

У знаменитого вампира есть прототип — князь Валахии, Влад Дракула Вайда (Цепеш),

Прозвище Цепеш (Tepes — от румынского tepea — кол, буквально — Протыкатель, Сажатель на кол) Дракула получил от своих врагов. Так при жизни князя называли боявшиеся и ненавидевшие его турки. Однако в самой Валахии и в других христианских странах он был известен как Дракула, то есть "Сын Дракона" (прозвище, унаследованное Владом от отца). Так его называли во всех официальных документах, так он подписывал некоторые свои письма. Румынское прозвище Цепеш впервые было упомянуто только в 1508 году, спустя тридцать два года после гибели Влада. Однако, несмотря на эти факты, большинство современных историков называют Влада III Цепешем, а не Дракулой.
______________________________________________________________________
правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют "великим извергом", затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.

Оставим на совести Стокера то, что он "превратил" реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой.

Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее… В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана,

однако гравюры появились уже после гибели Влада.

Каким же предстает Влад Дракула в свете объективного исторического анализа?

Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами. Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода — освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы, а импульсивные итальянцы даже стали называть жителей Валахии "Draguli", в честь их бесстрашного князя. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя. На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин,

называвший Влада "любимым и верным другом", и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.
Положение было отчаянным, и Влад сделал все возможное, чтобы выстоять в этой неравной схватке. Он призвал в армию все мужское население княжества начиная с двенадцатилетнего возраста, применял тактику выжженной земли, оставляя врагу сожженные деревни, где невозможно было пополнить запасы продовольствия, вел партизанскую войну. Еще одним оружием князя стал панический ужас, который он внушал захватчикам. Защищая свою землю, Дракула безжалостно истреблял врагов, в частности, сажал пленных на кол, используя против турок очень "популярную" в самой Османской империи казнь.

Турецко-валашская война лета 1462 года вошла в историю знаменитой ночной атакой, во время которой удалось уничтожить до пятнадцати тысяч османов. Говорят, что после этих событий Влад и получил свое прозвище "цепеш", так как насадил на остие своего копья сразу трех янычар. Султан уже стоял у столицы княжества Тырговиште, когда Дракула вместе с семью тысячами своих воинов проник во вражеский лагерь, намереваясь убить турецкого вождя и тем самым остановить агрессию. Владу не удалось до конца осуществить свой дерзкий план, но неожиданная ночная атака вызвала панику во вражеском лагере и как следствие — очень большие потери. После кровавой ночи Мехмед II покинул Валахию, оставив часть войск Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук старшего брата.
Блестящая победа Дракулы над войсками султана оказалась бесполезной: Влад победил врага, но не смог противостоять "друзьям". Предательство молдавского князя Штефана, двоюродного брата и друга Дракулы, неожиданно перешедшего на сторону Раду, оказалось переломным моментом в войне. Дракула не мог сражаться на два фронта и отступил в Трансильванию, где его ждали пришедшие на помощь войска еще одного "друга" — венгерского короля Матьяша Корвина.
А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего "верного и любимого друга", обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное — подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были "утеряны", и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в "Записках" Пия II.
Печати или

подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.

Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора "Венгерской хроники" Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II

сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками. Однако обвинения в государственной измене человека, известного в Европе непримиримой борьбой с Османской империей, того, кто едва не убил и фактически обратил в бегство покорителя Константинополя Мехмеда II, звучали достаточно абсурдно. Желая понять, что же случилось на самом деле, Пий II поручил своему посланнику в Буде Николасу Модруссе на месте разобраться в происходящем. Вот как Модрусса описывал внешность находившегося в венгерских застенках узника:

"Он был не очень высоким, но очень коренастым и сильным, с холодным и ужасным видом, сильным орлиным носом, вздутыми ноздрями и тонким красноватым лицом, на котором очень длинные ресницы обрамляли большие, широко открытые зеленые глаза; густые черные брови делали его вид угрожающим. Его лицо и подбородок были выбриты, но имелись усы, вздутые виски увеличивали объем его головы, бычья шея связывала его голову с туловищем, волнистые черные локоны свисали на его широкие плечи".

Модрусса не оставил свидетельств того, что говорил в свою защиту пленник короля Матьяша, но описание его внешности оказалось красноречивее любых слов. Вид Дракулы на самом деле был ужасен: распухшая, заметно увеличившаяся в объеме голова и налитое кровью лицо указывали на то, что князя пытали, принуждая признать ложные обвинения, например подписать сфабрикованные письма и тем самым узаконить действия Корвина. Но Влад, переживший в юности, еще до прихода к власти, турецкого плена, мужественно встретил новые испытания. Он не оговорил себя, не поставил свою подпись на фальсифицированных документах, и королю пришлось придумывать другие обвинения, не требовавшие письменного признания пленника.

Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. По свидетельству Модруссы, Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях "великого изверга". В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала "лес из посаженных на кол", обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.

Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века.

Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет. Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях "великого изверга", не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за "письмом к султану" для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы.

Для папы Пия II — а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании — таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам "средств массовой информации". Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, "разосланные по всему миру для всеобщего обозрения", и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием "Об одном великом изверге" — все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея.

Портрет Влада, о котором уже говорилось, также был написан во время его тюремного заключения. Возможно, Матьяш хотел заполучить изображение "чудовища", но просчитался — кисть художника запечатлела на холсте благородный, полный достоинства облик валашского князя. А богатая одежда только подчеркивала желтый, болезненный цвет лица и крайнюю степень истощения узника, указывавшую на то, в каких ужасных условиях он содержался на самом деле.

Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет. Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но "великий изверг" мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром…

Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение "великого изверга", который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния.

Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким — князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна. Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.

Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя "подставили" и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, "оправдывающему" арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.
Сказание о Дракуле Воеводе

Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях "великого изверга" трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригиналь ные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов "Казыклы" (что означает — Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений. Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию "великого изверга", оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, — где уж в такой ситуации говорить об объективности?!

Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, "со смертью которого умерла и справедливость", или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым…

В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм…

Есть два образа Дракулы. Мы знаем Дракулу — национального героя Румынии, мудрого и храброго правителя, мученика, преданного друзьями и около трети жизни проведшего в тюрьмах, оболганного, оклеветанного, но не сломленного. Однако нам известен и другой Дракула — герой анекдотических повестей XV века, маньяк, "великий изверг", а позже и вовсе проклятый Богом вампир. Кстати, о вампиризме: в каких бы зверствах ни обвиняли князя его современники, нет ни одного письменного источника, в котором бы говорилось, что он пил кровь своих жертв. Идея "превратить" Дракулу в вампира возникла только в XIX веке. Состоявший в оккультном ордене "Золотая Заря" (он практиковал черную магию), Брэм Стокер заинтересовался этой исторической личностью с подачи профессора Арминиуса Вамбери, который был известен не только как ученый, но и как венгерский националист. Так и появился — литературный персонаж, постепенно превратившийся в массовом сознании в главного вампира всех времен и народов.

Статьи на тему:


  • Писать историю - всё равно, что подыскивать подходящую фразу для первого знакомства. Чем ярче и остроумнее она выйдет, тем больше у неё шансов привлечь внимание и остаться в памяти. Хотите &nd...

  • Соединенный Шататы Америки вероломно нарушают права военнопленных в «Бастилии 21 века», тюрьме Гуантанамо. На Lenta.ru имеем возможность читать эту скандальную новость. &nb...