Древние славяне. Презентация на тему "культура древних славян" Скачать презентацию на тему культура славянских народов

Данная презентация посвящена очень интересной теме - славянским и, в частности, восточнославянским богам. Настоящую работу можно применять как на уроках истории, так и на уроках МХК или Истории религий. Соответственно, спектр применения данной презентации достаточно широк.

Несомненно, очень важно передавать будущим поколениям знания о нашей истории, культуре, традициях и обычаях. И истоки нашей идентичности лежат именно в языческой культуре Руси, которая неразрывно связана с поклонением различным силам природы, почитанием предков и воинской доблести, труда и любви. Это позволяет нам интегрировать древнерусскую религию в пласт общемировых ценностей, что необходимо довести до понимания учениками.

Работа содержит богатый иллюстративный ряд и небольшое количество текста, что позволяет воспринимать урок как некий рассказ, где учитель выступает в качестве закадрового голоса, рассказчика. Поможет разнообразить и украсить ваш урок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проверка домашнего задания Что такое язычество? Почему так называется? В чем заключены трудности изучения этой религии? Как природа повлияла на формирование язычества и культуры славян? Назовите и охарактеризуйте основные праздники и обряды. С чем они связаны? В чем специфика язычества древних русичей?

Боги древних славян Романычев А.А. Учитель истории МБОУ СОШ №4 города Лыскова

Род и Рожаницы – дочери его. Великий прародитель.

Сварог – бог Неба, родоначальник богов, владыка Вселенной. Восточные славяне называли Сварогом, а западные славяне – Световидом.

Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил первые законы, велел мужчине иметь одну жену, а женщине одного мужа.

Стрибог – повелитель ветров

Солярные боги.

Даждьбог Сварожич - бог солнца (не от слова «дождь», это значит - «дающий Бог»).

Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряжённой четвёркой белых, золотогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.

(Огонь) Сварожич - один из сыновей Сварога, олицетворяет земной огонь

Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь - самое первое пламя любви…

Ярило (Ярила, Яр-Хмель) – бог весны, любви, обновления и рождения новой жизни, весёлый, разгульный бог страсти и удали у древних славян.

Боги земли и плодородия Макошь (Мокошь) – богиня Земли, покровительница женских рукоделий.

Что означает имя Макошь? Имя ее состояло из двух частей: «ма» - и «кошь». « Ма » - мать, мама. « кошь » - КОШелёк (где хранится богатство - деньги), КОШара (куда загоняют живое богатство – овец), КОШевым называли предводителя казаков, КОШем называли судьбу, жребий, счастье, а также и короб, большую корзину, куда складывали урожай (земные плоды), а ведь именно он составлял судьбу, счастье, жребий древнего человека. Вот и получается: Макошь – Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Богиня Судьбы, Дарительница Урожая. Одним словом – Земля.

Лада - богиня любви и очарования Лада в древнерусской языческой мифологии – богиня любви, брака, благополучия, веселья, красоты и гармонии, покровительница свадеб и замужних женщин.

Велес (Волос, Волох – волохатый: имя означает «волосатый, поросший шерстью»)

Чернобог – бог подземного мира и смерти. Враг Белобога

Мара – богиня подземного мира и плодородия. Забирает души. Облегчает страдания раненых воинов.

Перун Сварожич - бог грозы, грома и молнии.

Перун - славянский Бог грозы, Бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и черно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

Перун - «тот, кто сильно бьет» Также его имя означает «первый» и «правый».

Громовый знак

Священное дерево Перуна – Перунов дуб

Купало (Купала) – бог лета, должен был сохранять полевые плоды и летние цветы от непогод, сильных ветров в дневное время суток. Он покровительствовал земледельцам, собирающим урожай.

Домашнее задание. Параграф 7 Вопросы после параграфа 6 вопрос письменно! 5 вопрос (§6) письменно!


Начало становления русского этноса восходит к первому веку нашей эры, когда славяне были втянуты в так называемое Великое переселение нарВосточная славяне (русские, украинцы, белорусы)
расселились на территории от Карпатских гор на западе до
Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и
Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на
юге по берегам крупных рек и озер. Славянские племена
занимали преимущественно лесную и лесостепную зону со
сложной системой рек, множеством озер и болот. Природные
условия обусловили основные занятия восточных славян.
Развивалось земледелие и скотоводство. Названия племен
происходили либо от названий местности
(поляне, бужане), либо от легендарных прародителей
(радимичи, вятичи).

Важное место в верованиях славян
На значимость
хозяйства
для раннего
племенного
занималсельского
культ предков,
которые
охраняли
общества
славян
указывает преобладание
род.
Обоготворенный
предок – чурсоответствующих
или щур
культов оберегал
и природных
богов восточнославянского
языческого
от нечистой
силы или неожиданной
пантеона.
опасности. В различных сложных ситуациях
сейчас
мы восклицаем:
меня!»,
т.е. частей
иМир
тогдашних
язычников«Чур
состоял
из трёх
храни меня, дед.
Земли
Неба
Подземного мира

Для язычников был очень важен аграрный
аспект земли: земля - почва, рождающая
урожай, «Мать - сыра - земля», почва,
насыщенная влагой, питающей корни
растений, «матушка-земля», с которой
связан целый ряд обрядов и заклинаний.
Богиней плодоносящей земли-почвы,
«матерью урожай» была Макошь.
Дополнением к ней служат "вилы" русалки, обеспечивающие орошение
росою. Макошь, может быть приравнена к
греческой Деметре («Земле-матери») и
христианской матери божьей. Часто
изображалась с турьим «рогом изобилия».

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог («Небесный»). Древнее
Небо, в прямой зависимости от системы
первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен
хозяйства, по-разному воспринималось
христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему
первобытными людьми. Представления
приблизительно соответствует Уран.
земледельцев о небе и его роли в природе
и в человеческой жизни существенно
отличались от воззрений охотников. Если
охотникам нужно было знать звезды и
ветры, то земледельцев интересовали
тучи («тучные», содействующие
плодородию дождевые облака) и солнце.
Непознанность процесса испарения
земной воды, образования облаков и
тумана («росы») привела к
своеобразному представлению о
постоянных запасах воды где-то высоко
над землей, на небе. Отсюда один шаг до
представлений о хозяине небесной воды

ДАЖЬБОГ
Солнце тоже
- Солнце
было ценимо
- сын Сварогов.
земледельцами,
Древнеекак
божество
источник
Природы,
света и
солнечности,
тепла и условие
«белого
произрастания
света», податель
всего вблаг.
природе,
Полностью
но здесь был
соответствует
исключен элемент
античному
случайности,
Аполлону
элемент
и противопоставлялся
капризов божественной
христианскому
воли - солнце было
богу-сыну.
воплощением
Дажьбогзакономерности.
и Стрибог оба были
Весь
небесными
годичный цикл
богами.
языческих обрядов был построен на четырех
солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в
изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев
символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние
славяне, как и многие другие народы, принимали
геоцентрическую модель мира.

Важной частью представлений о подземном мире является
общечеловеческая концепция подземного океана, в который
опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на
другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца
осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями),
а иногда действующей фигурой был подземный ящер,
заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его
утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони
или мощные птицы вроде лебедей.

Деревья, камни, озера были наводнены добрыми и злыми
духами. Первых можно было призвать на помощь, вторых
задобрить и обезвредить. Для защиты от злых духов из толстых
бревен строили жилища, окружали их прочным плетнем или
частоколом. При постройке дома соблюдали множество правил.
Запрещалось применять бревна «буйных» деревьев – к ним
относились, например, те, что росли у перекрестков дорог. Начало
строительства обычно предварялось принесением в жертву домашнего животного (коня, петуха, курицы), возможно были и
человеческие жертвоприношения. Часто под угол дома закладывали
конскую голову, а между бревен клочки шерсти – это должно было
даровать жильцам благоденствие.

Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего
славянина. Внутри дома находились священные предметы –
печь, стол, «красный угол» с расшитыми магическими узорами
полотенцами. С участием этих особо почитаемых предметов
отправлялись домашние священнодействия – родильные и
погребальные обряды, свадебные ритуалы. Печь была
местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне
испытывали глубокое уважение – оскорблением считалось
плюнуть в этот огонь, браниться при огне.

Проемы в стенах, двери, окна окружали деревянной резьбой с
изображениями, которые отпугивали темные силы. Так
сложилась традиция украшения мастерами своих
творений. Самым распространенным изображением был символ
солнца – круг с прямыми или изогнутыми радиальными
линиями внутри. Кровля венчалась коньком – резной головой
коня или птицы. По представлениям славян, конь был связан со
светлыми, огненными силами. Чтобы сделать дом еще более
защищенным от темных чар, часто на шестах изгороди
укрепляли конские черепа.

Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных
сил природы наиболее зримо запечатлены в представлениях
славян о круговороте времен года. Его исходной точкой было
наступление Нового года - рождение нового солнца в конце
декабря. В это время славяне встречали сурового бога зимы
Коляду, празднование получило греко-римское название(от лат.
Calendae - первый день нового месяца).

Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На
масленицу пекли блины – символ солнца, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а
иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте – еще один символ солнца. Огненное колесо на
повозке, запряженной двумя конями – спутниками солнца, прочно вошло и в изобразительное искусство... На масленицу,
помимо обрядовых плясок, проводились военные игры
молодежи – кулачные бои. Прилет птиц ознаменовывался
обрядовым печением – хозяйки пекли из теста изображения
жаворонков... Встреча лета происходила в русальную неделю. В
эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и
Леля – покровителей любви».

Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий,
разгульной масленицы сопровождались заклинательными
магическими обрядами и были своего рода молениями богам об
общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Так
существовал обычай в Ильин день закладывать выкормленного
всем селом быка в честь могучего Перуна. Для новогоднего
гадания об урожае использовались особые сосуды - чары. На
них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших
замкнутый круг, - символ 12 месяцев.

Обряд погребения всегда занимал особое место среди обрядов
Культ
предков
раздвоился:
с одной стороны,
незримая
славян.
На протяжении
длительного
периоданевесомая,
сильно колебалось
душа
приобщалась
к небесным
силам,
столь важным
для тех
соотношение
двух основных
видов
погребального
обряда
земледельцев,
у которых
не было
искусственного
орошения, а
трупоположения
и сожжения.
Первобытное
погребение
все
зависело трупов,
от небесной
воды.
С другой стороны,
скорченных
которым
искусственно
придавалось
благожелательных
предков,
«дедов»,
необходимо
было
связать с
положение эмбриона
в чреве,
было связано
с верой
во второе
землей,
рождающей
урожай.
Это достигалось
рождение
после смерти.
Поэтому
умершего и посредством
хоронили
закапывания
сожженного
праха в землю
и постройки
над еще в
подготовленным
к этому второму
рождению.
Праславяне
погребением
модели
дома, «домовины».
бронзовом веке
поднялись
на новую ступень и отказались от
скорченности. Вскоре появился совершенно новый обряд
погребения, порожденный новыми воззрениями о душе
человека, которая не воплощается вновь в каком-либо другом
существе (звере, человеке, птице), а перемещается в воздушное
пространство неба.

Таким образом, языческая Русь к моменту создания единого
централизованного государства имела достаточно высокий
уровень материальной и духовной культуры. Общественное
сознание строилось на традициях относительной свободы,
коллективном труде в рамках общины. Однако в процессе
формирования феодальных отношений появляется зависимость
бедных от богатых и власть имущих. В славянских
представлениях о мире соединились реальные и ирреальные
начала. Человек чувствовал свою зависимость от природных и
потусторонних сил.

Cлайд 1

Cлайд 2

Этногенез славян Этногене з славя н - процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён.В настоящее время не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Славяне как сформировавшийся народ впервые были зафиксированы в византийских письменных источниках середины VI века. Ретроспективно эти источники упоминают о славянских племенах в IV веке. Более ранние сведения относятся к народам, которые могли принимать участие в этногенезе славян, однако степень этого участия варьируется в различных исторических реконструкциях. Самые ранние письменные свидетельства византийских авторов VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Упоминания о венедах как предках славян (или отдельном славянском племени) имеют ретроспективный характер. Свидетельства авторов римской эпохи (I-II вв.) о венедах не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой.

Cлайд 3

Cлайд 4

Древнеславянские народы Восточные славяне Поляне; северяне; дреговичи; полочане; радимичи; вятичи ильменские словене; бужане,или дулебы (с Х в. - волыняне); белые хорваты; уличи и тиверцы Западные славяне кашубы лужичане (сорбы) поляки словаки чехи вятичи радимичи кривичи древане лютичи (военно-племенной союз) ратари словинцы смолинцы, лужичане лужицкие сербы (военно-племенной союз) Южные славяне болгары македонцы сербычерногорцы горанцы хорваты боснийцы (бошняки) словенцы

Cлайд 5

Древнеславянские боги Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец, соотносимый с Гефестом орфической традиции и с ригведовским Тваштаром.

Cлайд 6

Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные иноевропейцы (арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. - времени военных роходов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.

Cлайд 7

Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть","великий". Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").

Cлайд 8

Чернобог Повелитель Нави, Пекельного царства, Тьмы - есть могучий властитель Чернобог. Велика власть Черного бога, стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти, сковать вечным холодом. Вечным оппонентом Чернобога является Белобог, воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с Богом Тьмы (с самим собой). Так в мифе проиллюстрирована взаимосвязь и цикличность света и тьмы.

Cлайд 9

Быт древних славян Потрясения, связанные с Великим переселением народов, начавшимся с гуннского вторжения во времена Германариха и Божа, отрицательно сказались на развитии материальной культуры славян, даже больше чем на германской или римской провинциальной. Так, в приписываемой славянам пражско-корчакской культуре практически полностью исчезает и уступает место лепной изготовленная на гончарном круге посуда (составляет от 1 до 15 % находок), бывшая характерной для предшествующих ей пшеворской и черняховской культур, предположительно также отчасти славянских. Однако если родиной праславян считать не явно германскую пшеворскую и смешанную германско-сарматско-провинциально-римскую черняховскую культуру (готское государство Ойюм), а киевскую культуру (к северу от черняховской), а до неё, в 1-м тысячелетии до н. э. - вероятно, милоградскую, юхновскую и другие культуры (по видимому, с влиянием зарубинецкой), то никакого упадка и резкого изменения образа жизни, уровня технического развития и т. д. в пражско-корчаскской и пеньковской культурах не наблюдается. Основой экономики было земледелие, среди возделываемых культур в разных регионах преобладала пшеница либо просо, выращивались также ячмень, рожь, овёс. Вторым главным занятием славян было разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, кур и уток. Населённые пункты были преимущественно не укреплённые, состоящие из 8-20 домов (до 92), в ряде регионов они располагались гнёздами на расстоянии 300−400 м. Гнёзда находились на удалении в несколько км. друг от друга. Жилища - полуземлянки, площадью 8-20 м², углублёные в землю на 0,5−1 м, с досчатым или обмазанным глиной полом. Стены - либо срубы, либо столбовые конструкции. Крыши двускатные с деревянным каркасом, крытым соломой. Неотъемлимой частью дома был очаг на западе славянских земель и печь на востоке. На севере, в области распространения славянской суковско-дзедзинской культуры, преобладали срубные полностью надземные постройки.

Cлайд 10

Социальный строй древних славян Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи «род». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Упоминаемые византийцами семейные порядки, похожи на обычаи полян, описанные «Повестью временных лет». Это были патриархальные нравы, с «утренними дарами» за невесту и ритуальными убийствами жен на могиле мужа. Другие племена практиковали полигамный брак с пережитками матриархата. Основным занятием общинников было земледелие. Ремесло носило домашний характер.

Cлайд 11

Ранние направления экспансии В V веке на юге своего ареала пшеворская культура сменяется пражско-корчакской, которая вначале ограничивалась верховьями Одера, Вислы и Днестра. Другая славянская археологическая культура - суковско-дзедзинская - занимала среднее течение Одера. С VI века появляется и третья - пеньковская культура - от среднего течения Днестра до среднего течения Днепра и даже Северского Донца. В. В. Седов приписывает её антам, но надо заметить, что многие исследователи не считают её славянской. В VI веке пражско-корчакская культура продвигается на правобережье среднего Днепра. С этого времени можно уверенно считать эти земли населёнными славянами. В 530-х годах славяне начинают вытеснять с территории современной Чехии и верховий Эльбы остатки германского населения, окончательно заселяя эти места после ухода в 568 лангобардов из Моравии в Италию. Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения - носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской (антской) культур - проникают в VI веке в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.

Cлайд 12


Понятие мифологии Мифология это одна первых форм сознания, которое выражало отношение народов к миру. Миф (от древнегреческого mythos) в переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология это собрание преданий. Мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.


Понятие язычества Со временем на основе мифологии формировались и религиозные представления народов. Чаще всего первые религии были политеистическими, т.е. народы поклонялись не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические религии принято называть языческими (или язычеством).


Главная тема славянских мифов Мифология отражала отношения людей с природой, поскольку для древнего человека именно проблема взаимоотношений с природой была главной. Поэтому основным свойством язычества можно считать обожествление природы, когда божествами признавались различные природные объекты солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения, камни и т. д.










Макошь Русские люди звали её нежно Мать –сыра -земля, потому что земля и есть мать всему живому. Волосы её шёлковая трава. Груди – горы высокие. Руки – деревья ветвистые. А тело – сама тёплая земля, пронизанная жилами ручьёв и речек с живой водой. Мать – сыра земля дарит людям богатый урожай, она богиня всех благ жизненных и изобилия. Недаром в руке своей держит она турий рог изобилия, из которого рассыпает цветы и плоды.




Лада При вступлении в брак славяне делали жертвоприношение этой богине. Ладу поминают ещё и в неделю Троицына дня, когда завивали венки и по ним девушки гадали о суженом. А сильна-дробна пчела На полёт вылетела, Ай, дидо, ой, ладо! На полёт вылетела, На лугах садилася, Разные цветы-травы рвала, Она себе венок вила На свою головушку, На свою весёлую, Ай, дидо, ой, ладо!








Перун Июнь. Самая макушка лета. Завязались клубни в земле, пошли в колос рожь и пшеница. Теперь поля жаждут воды. Тем временем разгорается в небе грозовое пламя. Вскипела под палицей Перуна дождевая вода. Купает её в ливнях бог – громовик небо и землю, даруя полям животворную влагу.




Купало Появление Купалы – настоящий праздник. Юноши берутся за руки, скачут через огонь, а девицы с венками на головах водят хороводы, купаются в утренней росе и поют- славят бога Купало: Купало, Купало! Где ты зимовало? «Летовало во лесе, Зимовало в велесе!»




Выводы: 1. В славянских мифах отразился весь жизненный цикл крестьянина – общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьба, похороны и т.д. 2. Объектом поклонения становились силы природы дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая. 3. Важнейшим смыслом существования древних славян являлся поиск гармоничного существования в природе и с природой. 4. Список изученной литературы прилагается (см. следующий слайд).


Литература 1. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Эксмо, Перевезенцев С.В.Славянская мифология. – slovo.ru/history/35236.php?ELEMENT_ID= Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. – М.: Стрекоза,



Презентация «Русь языческая» познакомит с основными верованиями, обрядами, божествами древних славян. Она содержит большое количество иллюстраций, будет интересна всем, кто интересуется древнерусской историей. Может использоваться на уроке мировой художественной культуры или истории при изучении темы «Художественная культура Древней Руси»

Русь языческая

Язычество – от «языки» (то-есть народы, племена) объединяет в себе принцип веры разных народов. В основе языческих верований древних славян лежит культ природы, рождённый непосредственной близостью человека к природе, к земле. Каждый ручей, колодец, лес представлялись нашим далёким предкам одушевлёнными. Особенно привлекали их своей мощью старые, большие деревья, раскидистые дубы. Они чтили глубокие и быстрые реки, поклонялись огромным камням и высоким горам, ощущая таинственную связь с этими объектами природы.

Боги славянского пантеона олицетворяли злые и добрые силы природы, её тайны и богатство.

Быт и искусство наших далёких предков отражают любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли заговоры, заклинания, магическую обрядность. Ритуал магически связывал людей с живыми силами природы, с персонифицированными мифическими существами, с богами, чтобы обеспечить благополучие общины, семьи, отдельного человека, предотвратить действие вредоносных сил или наслать их на врагов.

Крещение Руси в 988 году и последовавшие за ним реформы князя Владимира привели к формированию новой русской средневековой культуры – христианской архитектуры и книжности, но с принятием христианства древняя религия наших предков продолжает жить в наших повседневных обычаях, праздниках, традициях и искусстве.

1 слайд Титульный

2 слайд Содержание

3 слайд «Русь языческая»

Иллюстрация на нём является триггером, открывающим текст. Щелчок по тексту возвращает иллюстрацию.

4 – 12 слайды «Древнейшие боги славян»

Переходы между слайдами с помощью управляющих кнопок. С 4 слайда переход по гиперссылкам со слов «упырям», «берегиням», «Роду», «рожаницам», «Перуну». На каждом слайде иллюстрация является триггером, который «включает» текст, а текст, в свою очередь, триггер, возвращающий иллюстрацию.

13 слайд «Боги солнечные и небесные»

Схема на слайде интерактивна. Текст можно прочитать, нажав на иллюстрацию. Текст – гиперссылка на слайд со схемой.

14 – 20 слайды «Божества плодородия»

Интерактивная лента, каждая иллюстрация которой является гиперссылкой на слайд с описанием и увеличенным изображением. Чтобы прочитать текст, нужно воспользоваться кнопкой с книгой и вопросом, которая является триггером.

21 слайд «Мир человека: между своим и чужим»

Этот слайд посвящается некоторым низшим богам славян. Страницы «Энциклопедии» перелистываются щелчком. При желании можно посмотреть фрагменты мультфильмов (на страницах есть соответствующие кнопки).

22 – 30 слайды «Капище»

22 слайд

Иллюстрация – триггер, дающий возможность прочитать текст.

23 – 30 слайды «Экран»

Щелчок по маленькой иллюстрации «включает» экран с большой иллюстрацией.

Возможно, кому-то будет интересно проверить свои знания или знания своих учеников о древнерусском язчестве язычестве. Предлагаю сделать это с помощью презентации:

Ответить на вопросы будет несложно, если предварительно посмотреть презентацию «Русь языческая». Напоминаю, что гиперссылки и триггеры сработают корректно, если презентацию будете смотреть в своём браузере.