Энтомология и еще десяток самых разных кружков. Рабочая программа кружка по биологии « Мир вокруг нас Кружки по биологии

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Синельниковская средняя общеобразовательная школа

Октябрьского района»

Рабочая программа кружка по биологии

«Юный биолог»

Учитель биологии: В.В. Кисурина

с.Синельниково-2

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.9 ст.2, п.1 ст.48), соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, приказ Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897 с учётом внесённых изменений методических рекомендаций), основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Синельниковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района» от 2015 г. , в соответствии с федеральным базисным учебным планом, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся основной школы.

Цель : повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий, углубление и расширение знаний и умений по биологии, сущности биологических процессов, явлений и их закономерностях, развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой; выявление наиболее способных учеников.

Задачи :

Образовательные задачи: формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;

Развивающие задачи: приобретать опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;

развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ

Формировать приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к миру живых существ.

Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формировать основы экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;

Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Программа позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, развивать познавательную деятельность, творческие способности, логическое мышление, воображение, наблюдательность, исследовательский подход к делу, расширить общий кругозор, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала, даёт возможность заинтересовать учащихся и популяризовать биологические знания. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.

На биологию в 5 - 6 классах выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла необходимость создания курса кружковой работы «Юный биолог». Кроме этого В кружковой курс включены различные материалы: олимпиадные задания, тренировочные варианты контрольно- измерительных материалов, позволяющие подготовиться не только к олимпиаде, но и к ГИА, и ЕГЭ, так как у учащихся, как правило, затруднения вызывают вопросы по анатомии, физиологии, морфологии и систематике растений. Задания разного уровня учат детей сравнивать, применять знания в различных ситуациях, обосновывать процессы и явления, сопоставлять и определять их последовательность, самостоятельно формулировать ответ. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 7–9 классах. В рамках кружка запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа кружка способствует формированию базовых знаний и умений, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, помогает в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, закладывает основы жизненно важных компетенций.

Ученики 5 - 6 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью.

Программа кружка построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Кружковая работа».

Формы работы : лабораторные и практические работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; просмотр видеофильмов, мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалог)

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

Познавательные универсальные учебные действия

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);критически оценивать содержание и форму текста.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Предметными результатами освоения курса являются следующие умения:

пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

приобретать навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты.процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

1.Введение (1 час)

Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

2. Природа под микроскопом (5 ч)

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Деление клетки. Митоз и мейоз.Неклеточные формы.

Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Исследования природы с помощью микроскопа.

Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника. Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей. Работа с готовыми препаратами тканей.

3. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)

Экскурсия на школьный участок, знакомство с растения разных жизненных форм, осенние явления в жизни растений Заготовка растений для определения и гербария. Оформление отчёта экскурсии.

Эволюция растительного мира.

Понятие «орган». Органы цветкового растения.

Тайна семени (особенности строения семян). Химический состав семени. Прорастание семян.

Вегетативные органы цветкового растения. Развитие корня из зародышевого корешка. Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные.

Вегетативные органы цветковых растений: побег. Рост и развитие побега. Строение видоизменённых подземных побегов. Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение кожицы и основной ткани листа герани.

Сравнительный анализ строения жилки листа и стебля.

Генеративные органы растения: цветок. Разнообразие плодов и семян.

4.Тайны жизни растений.(6 часов)

Процессы дыхания и транспирации. Движение растений.

Способы размножения растений. Размножение споровых растений.

5.Систематика. (3 часа)

Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.

6. Организм и среда обитания. Экосистема. (4 часа)

Среда обитания и экологические факторы, их влияние на растения.

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы.

Взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.

Экскурсия №3 «Растительное сообщество».

Творческий проект: «Природные сообщества родного края»

7. Области использования растений.Влияние хозяйственной деятельности растения (5 часов)

Роль растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения и биологически активные вещества. Охрана, рациональное использование и восстановле­ние растительных ресурсов и животных в планетарном масштабе как важнейшая международная задача. Растения Красной книги Приморского края и меры по их охране.

Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…»

Демонстрации: живых объектов, гербариев, муляжей, кол­лекций плодов и семян, представителей разных таксонов и экоси­стем региона.

Экскурсии:

«Сезонные изменения в жизни растений (весна, осень, зима)»;

«Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».

«Растительное сообщество».

Календарно-тематическое планирование

Форма проведения

Введение- 1 час.

Цели задачи кружка. План работы кружка. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

Вводная лекция с элементами беседы.

Природа под микроскопом (5 ч)

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.

практикум

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Неклеточные формы.

Семинарское занятие

Деление клетки. Митоз и мейоз. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

П/р «Определение органоидов растительной клетки на таблице»

Л/р «Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника». Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей. Работа с готовыми препаратами тканей.

Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина».

практикум

Практическое занятие: «Клеточный и тканевой уровни организации растительного организма». Вопросы из ЕГЭ и олимпиадных заданий.

Практикум

Тренировочные

Упражнения

Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)

Сезонность в природе. Фенологические наблюдения.

Экскурсия №1 «Сезонные изменения в жизни растений»

Растения - синоптики, растения - индикаторы загрязнения.

Экскурсия

Исследовательская работа с ресурсами Интернет и справочниками

Сравнение в строении и жизнедеятельности бактерий с другими организмами. Симбиоз высших растений и бактерий.

Эволюция растительного мира.

Уровень организации растительных организмов: орган. Понятие «орган». Органы цветкового растения.

Семинарское занятие

Тайна семени (особенности строения семян).

П/Р «Химический состав семени. Прорастание семян»

Семинарское занятие.

практикум

Вегетативные органы цветкового растения. Развитие корня из зародышевого корешка.

Л/р «Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные. Типы корневых систем»

Тренировочные упражнения.

Вегетативные органы цветковых растений: побег.

П/р « Строение видоизменённых подземных побегов»

Семинарское занятие

практикум

Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

П/р « Строение кожицы и основной ткани листа герани»

Семинарское занятие

практикум

Л/ р « Сравнительный анализ строения жилки листа и стебля»

Тестирование по теме: «Вегетативные органы цветковых растений»

Тренировочные упражнения, практикум

Генеративные органы растения: цветок. П/ р « Определение частей цветка. Формула цветка. Разнообразие соцветий по гербарному материалу»

Практикум

Семинарское занятие практикум

Плод -зрелый цветок. П/р «Разнообразие плодов и семян».

Тренировочные упражнения

Тестирование по теме: «Вегетативные и генеративные органы цветковых растений». Олимпиадные вопросы анатомо-морфологической направленности по теме: «Высшие растения»

Тренировочные олимпиадные задания

Задания с ОГЭ

Тайны жизни растений.(6 часов)

Жизнедеятельность организмов: минеральное и воздушное питание растений. Сравнительная характеристика питания растений и животных.

Семинарское занятие

Процессы дыхания и транспирации.

Л/р «Транспорт веществ в организме» . Движение растений.

Семинарское занятие, практикум

Растение- живой организм. Взаимосвязь между органами растения. Обмен веществ и энергии- основное свойство живых организмов.

Задания по практическому применению знаний о процессах жизнедеятельности растений.

Исследовательская работа с учебником и справочниками

Тренировочные упражнения

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. П/р с таблицами и схемами: « Особенности размножения споровых растений. Вегетативное размножение»

практикум

Сравнительная характеристика полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений.

Семинарское занятие

Тренировочные упражнения

Исследовательский проект: «Вегетативное размножение. Черенкование комнатных растений. Использование вегетативного размножения человеком»

Исследовательская работа

Систематика (3 часа)

Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Семинарское занятие

П/работа с гербарным материалом:

« Признаки растений, относящихся к различным семействам. Формулы цветка».

Тренировочные задания

практикум

Экскурсия №2 «Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».

Тематический контроль знаний

просп. Мира, 119, ВДНХ, павильон 26

«Лаборатория Дуремара» и другие интригующие кружки

Научной лабораторией биологии Политехнического музея, которая располагается в Культурном центре ЗИЛ, руководит звезда научпопа, «карманный ученый» издательства «Розовый жираф», лектор «Прямой речи» Илья Колмановский. Открыты кружки для школьников любого возраста: первоклассники в «Лаборатории Дуремара» выращивают дрозофил, наблюдают за улитками и тараканами, учатся работать с микроскопом, дети постарше занимаются ботаникой и изучают поведение крыс, старшеклассники постигают азы медицины. Занятия продают блоками по 10 уроков за 8000 рублей. Озаботиться покупкой нужно сильно заранее - желающих, как правило, гораздо больше, чем мест в группе.

добавить в избранное

Вавилова, 57

Работа над научными проектами и экспедиции

Историческое название биологического кружка Дарвиновского музея - ВООП. В первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. Это один из старейших кружков Москвы и России - организован натуралистом-биологом Петром Смолиным в 1950 году. Кружок представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста - от учеников 5-го класса до студентов-третьекурсников. Занятия включают в себя и лекционную часть, и работу над собственными научными проектами, и экскурсии, и экспедиции на каникулах. У кружка есть своя база в Костромской области. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Б.Никитская, 2

Занятия в Москве и выезды в тайгу и субтропики

Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ работает по авторской программе его руководителя, научного сотрудника музея Евгения Дунаева. Программа рассчитана на учеников 7–11 классов и студентов младших курсов. Каждый год кружок проводит практики: в Подмосковье, в тайге, на севере Карелии, в субтропиках горного Крыма или в астраханских пустынях. Кружковцы ведут учебно-исследовательские полевые работы и участвуют в биологических олимпиадах. Занятия бесплатные, но для поступления нужно пройти собеседование и продемонстрировать заинтересованность в предмете.

добавить в избранное

Б.Грузинская, 1

Два кружка - для старших и младших

КЮБЗ, кружок юного биолога зоопарка, - самое известное юннатское объединение России и, вероятно, самый старый биологический кружок в Москве (скоро ему исполнится 100 лет). Принимают школьников начиная с 7-го класса. Занятия идут в форме лекций и семинаров, дети занимаются самостоятельной научной деятельностью, помогают в зоопарке и принимают участие в обширной полевой работе: это и короткие подмосковные выезды, и настоящие экспедиции. Занятия бесплатные.
Те, кто еще не дорос до КЮБЗ, могут заниматься в кружке «Манулята», названного в честь талисмана Московского зоопарка - кота манула. Сюда принимают детей с 7 лет. Занятия проходят раз в неделю. Сначала преподаватель читает лекцию, после все отправляются на тематическую экскурсию по зоопарку (совершенно пустому в это время суток), потом идут в лабораторию или в живой уголок: трогать куриц, полоза, черепах, крыс и морских свинок. В теплое время года выезжают на натуру: учатся различать голоса птиц, собирают насекомых. Стоимость полугодия - 4500 рублей.

добавить в избранное

Ленинские Горы, 1, стр. 12

Энтомология и еще десяток самых разных кружков

От энтомологии до эмбриологии, от микологии до ботаники. В основном в кружки принимают учеников начиная с 8-го класса, но в некоторые берут и пятиклассников. Попасть в самые популярные из них непросто. Например, в кружок «Юные исследователи природы» («ЮИП») запись на этот учебный год даже не открывалась - мест нет. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Кременчугская, 13

Биологические кружки и семейный клуб натуралистов

В школе «Интеллектуал» работает несколько кружков биологической направленности. В один - «Мир вокруг нас» - приглашают детей c 5 лет. Здесь они учатся наблюдать за природой, ставят опыты, ухаживают за обитателями живого уголка, рисуют и общаются. 4 занятия в нем стоят 2500 рублей. В другом - «Вершки и корешки» - младшим школьникам рассказывают историю взаимоотношений человека и прирученных им растений. Кто первым стал выращивать апельсины, горох, капусту? Из чего и как делают манку, курагу и веники? Как варили какао индейцы? Примерно так выглядят темы занятий. Также при школе открыты кружки «Физиология человека и животных», «Нейробиология», «Актуальные вопросы биологии» для старшеклассников и «Юный натуралист». Хотя последний скорее семейный клуб, где учат пользоваться определителями грибов, растений и животных и несколько раз в месяц совершают семейные выезды на природу.

добавить в избранное

26 Бакинских Комиссаров, 3, корп. 5

Вечерняя биологическая школа

Биологическое отделение школы №1543 - одно из лучших профильных в Москве, и поступить туда непросто. Но для учеников 7-х классов здесь работает Вечерняя биологическая школа, обучение в которой можно рассматривать и как подготовку к поступлению в гимназию, и как отличный биологический кружок. В учебном плане на текущий год 22 занятия, каждое из которых посвящено определенной теме: «Приматы», «Клетки и генетический код», «Законы Менделя», «Наследственность и пол», «Строение и работа головного мозга человека», «Биосфера» и др. Начать обучение можно в любой момент без предварительной записи.
Занятия проводятся параллельно в МГУ и в гимназии №1543, посещать можно любое из этих мест. Все занятия бесплатные.

просп. Мира, 119, ВДНХ, павильон 26

«Лаборатория Дуремара» и другие интригующие кружки

Научной лабораторией биологии Политехнического музея, которая располагается в Культурном центре ЗИЛ, руководит звезда научпопа, «карманный ученый» издательства «Розовый жираф», лектор «Прямой речи» Илья Колмановский. Открыты кружки для школьников любого возраста: первоклассники в «Лаборатории Дуремара» выращивают дрозофил, наблюдают за улитками и тараканами, учатся работать с микроскопом, дети постарше занимаются ботаникой и изучают поведение крыс, старшеклассники постигают азы медицины. Занятия продают блоками по 10 уроков за 8000 рублей. Озаботиться покупкой нужно сильно заранее - желающих, как правило, гораздо больше, чем мест в группе.

добавить в избранное

Вавилова, 57

Работа над научными проектами и экспедиции

Историческое название биологического кружка Дарвиновского музея - ВООП. В первые годы работы он входил в юношескую секцию Всероссийского общества охраны природы. Это один из старейших кружков Москвы и России - организован натуралистом-биологом Петром Смолиным в 1950 году. Кружок представляет собой неформальное объединение экологов и биологов разного возраста - от учеников 5-го класса до студентов-третьекурсников. Занятия включают в себя и лекционную часть, и работу над собственными научными проектами, и экскурсии, и экспедиции на каникулах. У кружка есть своя база в Костромской области. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Б.Никитская, 2

Занятия в Москве и выезды в тайгу и субтропики

Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ работает по авторской программе его руководителя, научного сотрудника музея Евгения Дунаева. Программа рассчитана на учеников 7–11 классов и студентов младших курсов. Каждый год кружок проводит практики: в Подмосковье, в тайге, на севере Карелии, в субтропиках горного Крыма или в астраханских пустынях. Кружковцы ведут учебно-исследовательские полевые работы и участвуют в биологических олимпиадах. Занятия бесплатные, но для поступления нужно пройти собеседование и продемонстрировать заинтересованность в предмете.

добавить в избранное

Б.Грузинская, 1

Два кружка - для старших и младших

КЮБЗ, кружок юного биолога зоопарка, - самое известное юннатское объединение России и, вероятно, самый старый биологический кружок в Москве (скоро ему исполнится 100 лет). Принимают школьников начиная с 7-го класса. Занятия идут в форме лекций и семинаров, дети занимаются самостоятельной научной деятельностью, помогают в зоопарке и принимают участие в обширной полевой работе: это и короткие подмосковные выезды, и настоящие экспедиции. Занятия бесплатные.
Те, кто еще не дорос до КЮБЗ, могут заниматься в кружке «Манулята», названного в честь талисмана Московского зоопарка - кота манула. Сюда принимают детей с 7 лет. Занятия проходят раз в неделю. Сначала преподаватель читает лекцию, после все отправляются на тематическую экскурсию по зоопарку (совершенно пустому в это время суток), потом идут в лабораторию или в живой уголок: трогать куриц, полоза, черепах, крыс и морских свинок. В теплое время года выезжают на натуру: учатся различать голоса птиц, собирают насекомых. Стоимость полугодия - 4500 рублей.

добавить в избранное

Ленинские Горы, 1, стр. 12

Энтомология и еще десяток самых разных кружков

От энтомологии до эмбриологии, от микологии до ботаники. В основном в кружки принимают учеников начиная с 8-го класса, но в некоторые берут и пятиклассников. Попасть в самые популярные из них непросто. Например, в кружок «Юные исследователи природы» («ЮИП») запись на этот учебный год даже не открывалась - мест нет. Занятия бесплатные.

добавить в избранное

Кременчугская, 13

Биологические кружки и семейный клуб натуралистов

В школе «Интеллектуал» работает несколько кружков биологической направленности. В один - «Мир вокруг нас» - приглашают детей c 5 лет. Здесь они учатся наблюдать за природой, ставят опыты, ухаживают за обитателями живого уголка, рисуют и общаются. 4 занятия в нем стоят 2500 рублей. В другом - «Вершки и корешки» - младшим школьникам рассказывают историю взаимоотношений человека и прирученных им растений. Кто первым стал выращивать апельсины, горох, капусту? Из чего и как делают манку, курагу и веники? Как варили какао индейцы? Примерно так выглядят темы занятий. Также при школе открыты кружки «Физиология человека и животных», «Нейробиология», «Актуальные вопросы биологии» для старшеклассников и «Юный натуралист». Хотя последний скорее семейный клуб, где учат пользоваться определителями грибов, растений и животных и несколько раз в месяц совершают семейные выезды на природу.

добавить в избранное

26 Бакинских Комиссаров, 3, корп. 5

Вечерняя биологическая школа

Биологическое отделение школы №1543 - одно из лучших профильных в Москве, и поступить туда непросто. Но для учеников 7-х классов здесь работает Вечерняя биологическая школа, обучение в которой можно рассматривать и как подготовку к поступлению в гимназию, и как отличный биологический кружок. В учебном плане на текущий год 22 занятия, каждое из которых посвящено определенной теме: «Приматы», «Клетки и генетический код», «Законы Менделя», «Наследственность и пол», «Строение и работа головного мозга человека», «Биосфера» и др. Начать обучение можно в любой момент без предварительной записи.
Занятия проводятся параллельно в МГУ и в гимназии №1543, посещать можно любое из этих мест. Все занятия бесплатные.

Каждый человек задаётся вопросом, как быстро он набирает текст на клавиатуре.

Воспользуйтесь нашим онлайн тестом, чтобы бесплатно проверить скорость печати на клавиатуре компьютера.

Для измерения скорости набора необходимо напечатать в специальной программе небольшой текст объёмом в 1/3 страницы формата А4. Продолжительность теста зависит от скорости печати и займет от 2 до 7 минут .

У вас неограниченное число попыток прохождения онлайн теста. В бесплатном режиме текст для набора будет всегда один.

Выберите язык, на котором вы хотите проверить скорость печати и нажмите кнопку " Пройти тест скорости ".

Показатели теста скорости

Во время прохождения онлайн теста программа измерит следующие показатели:

  • Скорость печати - средняя скорость набора

  • Время набора - время, непосредственно затраченное на набор текста

  • Ошибки - количество опечаток, допущенных в процессе набора текста

  • Задержка – длительность удержания клавиши нажатой

  • Пауза – пауза между нажатиями на клавиши

  • Макс. без ошибок – максимальная длина текста, набранная без ошибок

  • Ритмичность печати - показатель, определяющий, насколько равномерно происходит нажатие на клавиши: чем выше, тем лучше

В чём измеряется скорость печати?

В русскоязычном сегменте клавиатурных тренажёров и программ, измеряющих показатели набора текста, скорость печати принято измерять в "знаках в минуту" , т.е. в количестве символов, набранных за 1 минуту времени.

Скорость набора, измеряемая в знаках в минуту, на английском языке обозначается как CPM (characters per minute) .

В англоязычном сегменте единицей измерения скорости печати выступают слова, а не символы. Соответственно, такая скорость печати измеряется в "словах в минуту" и обозначается на английском языке как WPM (words per minute) .

Как правило, измеряют не фактическое количество слов, а делят скорость печати в знаках в минуту на среднюю длину слова.

Иногда скорость печати измеряют в "ударах в минуту" . В этом случае единицей измерения является не только количество набранных знаков, но и количество нажатий на вспомогательных клавиши, вроде Shift и Alt.

На английском языке такая скорость набора обозначается как SPM (strokes per minute) .

Средним показателем одного англоязычного слова принято считать 5 знаков, в то время, как для русского языка средняя длина слова – 7,2 знака.

Не путайте скорость печати, измеряемую в знаках в минуту, и скорость печати, измеряемую в ударах в минуту – это разные величины!

Какая скорость печати считается хорошей?

Оптимальная скорость набора текста для поддержания производительности при работе на клавиатуре составляет 250 зн/мин. Именно с такой скоростью думает среднестатистический человек, когда формулирует у себя в голове мысль, которую ему необходимо напечатать на клавиатуре.

Воспользуйтесь градацией скорости набора, чтобы оценить результат, полученный при прохождении теста скорости:

Скорость набора Характер набора
< 120 зн/мин < 24 wpm медленная скорость печати, характерная для человека, имеющего небольшой опыт набора текста на клавиатуре
120-160 зн/мин 24-32 wpm скорость печати среднестатистического человека, набирающего текст 2-4 пальцами, подглядывая на клавиатуру
160-260 зн/мин 32-52 wpm средняя скорость печати человека, который владеет навыком слепого десятипальцевого метода набора.
260-350 зн/мин 52-70 wpm хорошая скорость печати человека, который прошел обучение по курсу слепой печати более одного раза или развивает скорость набора с помощью клавиатурного тренажёра
350-400 зн/мин 70-80 wpm скорость набора текста на профессиональном уровне владения клавиатурой
> 400 зн/мин > 80 wpm очень высокая скорость печати, близкая к скорости речи

Время и скорость печати страницы А4

Скорость набора Кол-во страниц А4
1 3 5 10
120 зн/мин 24 wpm 15м 45м 1ч 15м 2ч 30м
180 зн/мин 36 wpm 10м 30м 50м 1ч 40м
240 зн/мин 48 wpm 22м 37м 1ч 15м
320 зн/мин 64 wpm 16м 28м 56м
400 зн/мин 80 wpm 13м 22м 45м

Порядка 1800 знаков вмещается на странице формата А4, напечатанной 14-ым шрифтом «Times New Roman» с полуторным интервалом между строк.

В сравнительной таблице отображена зависимость времени от скорости печати, которое необходимо потратить человеку на набор определенного количества страниц формата А4.

Как видно, результат владения быстрой печатью налицо!

Пройдите обучение по курсу слепого десятипальцевого метода набора на клавиатуре , чтобы экономить свое время.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 5- 11-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Ростовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 168 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.

Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
  • Условия реализации программы
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов - 4,5 учебных часа в неделю (2 занятия по 1,5 ч)
  • За год (37 недель) - 75 занятий.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).

Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:

Диагностические карты;

Табель развития;

Папка достижений ("Портфолио").

Учебно-тематический план

№/ месяц Темы Количество занятий
Общее В том числе теоретических В том числе практических
1/IX Природа под микроскопом. 9 4 5
2/X Осенние явления в природе. 8 3 5
3/XI Зеленый мир. 8 3 5
4/XII Мир животных. 9 4 5
5/I Организм человека 7 3 4
6/II Эволюция природы. 8 4 4
7/III Весна в природе 9 4 5
8/IV Природа под охраной. 8 3 5
9/V-VI Здоровье человека и окружающая среда. 9 4 5
Всего 75 32 43

В соответствии с данной программой разработан тематический план (Приложение 1) . В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. Планирование составлено таким образом, что его можно вывешивать на стенд для обозрения школьникам. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации (Приложение 2). Развивают свои творческие способности при оформлении выставок и выступлениях на праздниках и в агитбригадах.

Список необходимой литературы.

1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.

2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989.

4. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995.

5. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах. - Ростов н/Д: Кн. Изд-во,1988.

6. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 1991.

7. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003.

8. Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

9. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.