Физиологические основы внимания кратко. Керченский экономико-гуманитарный институт


ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Регистрационный №__________

Дата регистрации_____________

Контрольная работа

На тему: Общее представление о внимании. Физиологическая основа внимания. Виды внимания.

Преподаватель:

Оценка___________________________

Подпись преподавателя______________

Дата проверки: «___» _____________2009 г.

Введение…………………………………………………………3

    Общее представление о внимании………………………5

    Физиологическая особенность внимания………………8

    Виды и свойства внимания……………………………11

Заключение………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………19

Введение

На человека воздействует одновременно огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые являются наиболее значимыми.

Внимание проявляется во внешних признаках, таких, как мимика, разнообразные движения и т.д.

Согласно взглядам И.М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. Развивая это положение, И.П. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов оптимального возбуждения в результате особого ориентировочного рефлекса.

Важный вклад в раскрытие физиологических механизмов внимания внес А.А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Современные нейрофизиологические исследования подтвердили ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности ее деятельности.

Проблемой теоретического исследования внимания занимались: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и др.

Цель - изучить проблему внимания, виды и свойства внимания.

    Проанализировать виды и свойства внимания.

    Охарактеризовать виды и свойства внимания.

    Выделить физиологические особенности внимания.

Методы изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, обобщение педагогического опыта.

    Общее представление о внимании

В характеристиках роли внимания в жизни человека часто ссылаются на образное высказывание К.Д. Ушинского: «…Внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание – это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека, на каких – либо предметах, явлениях, связях действительности.

Направленность понимается как избирательный характер познавательной активности, как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта. Сосредоточенность – это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению.

Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности. Это точка зрения теории установки, разрабатываемой школой Д.И. Узнадзе.

Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологических характеристик трудового процесса. Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

П.Я. Гальперин отмечал, что, во – первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И во – вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием - его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут. Относительная значимость объекта существенно зависит от направленности интересов человека. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно по этому внимание связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом.

Таким образом, внимание – это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека, на каких – либо предметах, явлениях, связях действительности. Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологических характеристик трудового процесса. Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно по этому внимание связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом.

    Физиологическая основа внимания

Говоря о физиологических механизмах активного внимания, нужно отметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Выявление уровней бодрствования возможно как по внешним признакам, так и с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Выделяют 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция только на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствуют. Например, мать просыпается от легкого движения ребенка в кроватке, и может крепко спать при различных шумах. Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию и т. д. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма. Среди “пусковых” механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей Среды у людей и животных. Например, у студенты сосредоточенно решают контрольную по математике. Дверь в аудиторию слегка приоткрылась. Несмотря на поглощенность работой, все студенты и преподаватель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П. Павлов назвал рефлексом “что такое?”

Но для объяснения избирательного характера внимания этого недостаточно. Выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха. По мнению Д.Е. Бродбента, внимание - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т. е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы “предвниманием”, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Выделение внешних раздражений и течение процессов в данном направлении определяется прежде всего силой нервных возбуждений, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения. Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними слабые возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем направлении.

Для понимания физиологической картины динамики внимания важен установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым закон индукции нервных процессов, согласно которому, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (одновременная индукция) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукция). При этом данный участок характеризуется благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи, это в данный момент - “творческий отдел больших полушарий”. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека. Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Большое внимание имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие “доминанта” обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания. Основой возникновения господствующего очага является не только сила данного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными в предшествующем опыте нервными связями. Ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не вскрывают до конца механизмы внимания, особенно его произвольный характер. Человек целенаправленно управляет своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Объяснить механизм возникновения доминирующего очага возбуждения можно через взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем избирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь, первоначальные радражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

В последнее время исследователи физиологических механизмов внимания отмечают большую роль в его динамике нейрофизиологических процессов. В частности, выявлено, то у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга. Данную активность связывают с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных отделах. Первый тип нейронов - “детекторы новизны” - активизируются при действии новых стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие от них нейроны “ожидания” возбуждаются только при встрече организма с предметом, способным удовлетворить актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов и, в зависимости от возникающих потребностей, организм сосредотачивается на той или иной их стороне. Так, сытая кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней. ... ощущений 3.3 Классификация ощущений 4. Виды ощущений 4.1 Зрение 4.2 Слух... процессов. Ощущения, восприятия, представления , память относятся к... большее сосредоточение внимания на текущей... У них общая природа отражаемых физических...

  • Внимание виды и свойства

    Реферат >> Психология

    ... представлений ... внимания . Физиологически ... вида внимания : непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание ... Общая психология / Р.С. Немов Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков Столяренко, Л.Д. Основы ...

  • Внимание (9)

    Реферат >> Психология

    Понятия, общего представления , суждения. Внимание своего особого... разных видов внимания Виды внимания Условия... момент психологические и физиологиче­ские процессы, способствует... основе непроизвольно­го внимания . Педагог должен овладевать внима­нием ...

  • Общее представление о восприятии

    Реферат >> Психология

    Опыт человека в виде представлений и знаний. ... восприятия). Физиологические основы восприятия... , привлекающие внимание рассматривающего. Хорошо... Основы общей психологии. – М., 2001 Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. - М.: 2001 Столяренко Л.Д. Основы общей ...

  • Физиологические основы внимания

    Общее представление о внимании. Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятель­ности на определенном объекте или объектах, в том чис­ле на объектах внешнего мира (внешне направленное вни­мание), на психической деятельности, переживаниях, мыс­лях (внутри направленное внимание), которое обеспечива­ет более эффективное восприятие приоритетной информа­ции. Внимание можно рассматривать как наиболее актив­ное состояние бодрствования. Внимание не имеет соб­ственного продукта или своего особого содержания, так как оно отражает процесс познавательной деятельности.

    Различают три вида внимания: 1) непроизвольное внимание (оно тождественно ориентировочному рефлек­су), которое не требует усилий воли; 2) произвольное избирательное, селективное) внимание, представляющее собой условнорефлекторный процесс, требующий усилий золи; 3) вторично непроизвольное внимание, объектом которого являются предметы внешнего мира, имеющие оттношение к профессиональной деятельности. Считается, что все виды внимания имеют разные функции, по-разно­му формируются в онтогенезе, и в их основе лежат раз-личные физиологические механизмы.

    В литературе рядом авторов, полагающих, что вниманиеe является самостоятельным психическим процессом, предлагается выделять такие его виды, или формы, как сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.), мотор­ное, интеллектуальное и эмоциональное. Клиника очаговых поражений показывает, что эти виды внимания могут страдать независимо друг от друга и в их обеспечении, по-видимому, принимают участие разные отделы мозга.

    В психологии внимание характеризуется объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением и распределением. 1). Объем внимания отражает число объектов одновременного наблюдения. Считается, что оптимальным для человека является 5±2 объекта. При меньшем числе объектов наблюдений может развиваться явление моното­нии, скуки, приводящее к снижению устойчивости внимания. а при большем числе объектов быстро снижается способность к психической деятельности, т.е. развивается умственное утомление.

    2). Концентрация внимания (помехоустойчивость) отражает интенсивность психической деятельности, затраты «нервной» энергии, степень возможного распределения внимания на другие его объекты. 3). Устойчивость внимания отражает способность человека к со­хранению высокой концентрации внимания в течение определенного времени; известно, что внимание периодически флюктуирует, т.е. спонтанно снижается, а затем также спонтанно может восстановиться до исходного уровня. Даже у взрослых людей спонтанное снижение концентра­ции внимания наступает каждые 15 минут. 4). Переключе­ние внимания указывает на способность быстрого перехо­да от одного объекта внимания к другому. 5). Распреде­ление внимания отражает способность человека направлять внимание одновременно на несколько объектов.

    Современные представления о физиологических про­цессах, обеспечивающих формирование внимания. В гла­ве 14 «Общая физиология сенсорных систем» частично уже обсуждался вопрос о физиологических механизмах, обеспечивающих формирование внимания при обработке сенсорных сигналов. В данном разделе рассмотрим этот вопрос более подробно.

    В 50-60-ые годы XX века существовали сравнительно простые представления о процессах, обеспечивающих се­лективную, избирательную направленность психических процессов, т.е. внимание. Так, одно из первых представле­ний было сформулировано Д.Е. Бродбентом (1958) в его теории фильтра. Автор полагал, что нервная система рабо­тает как коммуникационный канал, на входе которого осуществляется фильтрация сенсорной информации (селек­ция), т.е. выбирается только необходимая (желаемая) в данный момент времени информация. Характер селекции определяется свойствами самих событий, состоянием орга­низма, а также физическими признаками сенсорного сти­мула. Невостребованная информация, согласно автору, по­ступает в блок кратковременного хранения, находящийся перед фильтром. При изменении ситуации она может быть использована после предварительной фильтрации.

    Другая модель (А. Трейсман, 1964) предполагает, что весь поток информации поступает через множество параллельных каналов на фильтр, который селективно усиливает сигналы одного какого-либо канала и ослабля­ет сигналы всех других каналов. Все сигналы проходят через логический анализатор (словарь), представленный нейронами, активность каждого из которых связана с оп­ределенным словом, составляющим словарь индивида, и приводит к осознанию субъектом слов. Эти нейроны ак­тивируются неослабленными сигналами, а некоторые из них с достаточно низким порогом чувствительности могут быть активированы и ослабленными сигналами.

    По третьей модели (Дж. Дойч и Д. Дойч, 1963), все сенсорные сигналы доходят до логического анализатора, где каждый из них анализируется на предмет специфичности. Чем важнее сигнал для организма, тем выше ак­тивность нейронов логического анализатора, на который он поступил, вне зависимости от его исходной силы. Важность сигнала оценивается на основе прошлого опы­та. Работа логического анализатора не контролируется сознанием. Осознается только информация, выходящая из него.

    Во всех этих моделях предполагалось, что «фильтра­ция» сенсорной информации происходит на этапах пере­ключения путей, т.е. в релейных ядрах. Однако в после­дующем было доказано, что сенсорные сигналы при от­сутствии внимания все же достигают высших корковых центров. Следовательно, выбор наиболее важной инфор­мации, т.е. формирование внимания, происходит именно в коре на основе имеющихся здесь механизмов внимания. Одной из признанных концепций, объясняющих этот процесс «селективной фильтрации», является «нервная модель стимула», предложенная Е.Н. Соколовым еще в 1979 г., которая за последние годы была дополнена ря­дом важных положений, в том числе сформулированных Р. Наатаненом и соавт. (1987).

    Концепция Е.Н. Соколова. Эта концепция базируется на представлении о том, что основу непроизвольного вни­мания составляет безусловный ориентировочный рефлекс (ориентировочная реакция, рефлекс «Что такое?» по И.П. Павлову, рефлекс прицеливания по Ю. Конорскому). Этот рефлекс открыл и подробно изучил И.П. Павлов. Он описал его как комплекс двигательных реакций, ко­торый возникал на неожиданное появление нового стиму­ла с целью его наилучшего восприятия. При этом собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направ­лении нового раздражителя, а ее текущая условнореф-лекторная деятельность тормозилась. В этом отношении следует отметить данные П.К. Анохина, согласно кото­рым ориентировочный рефлекс помимо торможения ус-ловнорефлекторной деятельности в определенных случаях может усиливать текущую деятельность, например, в си­туации оборонительной доминанты, или трансформиро­ваться в поведенческую реакцию, например, ориентиро­вочно-исследовательскую.



    Ориентировочный рефлекс было подробно исследо­ван Е.Н. Соколовым и его коллегами. Было установлено, что у животных и человека при его реализации в услови­ях многократного повторения индифферентных стимулов наблюдается многокомпонентная реакция активации. В частности, на ЭЭГ имеет место блокада альфа-ритма, уси­ление бета- и гамма- колебаний, что коррелирует с увеличением возбудимости, реактивности и лабильности нейронов коры. Вегетативные компоненты рефлекса - это расширение зрачков, увеличение кожной проводимос­ти, снижение ЧСС, изменение дыхания, увеличение дыха­тельной аритмии в частотном спектре ритмограммы серд­ца, расширение сосудов головы и сужение сосудов рук. В моторной сфере ориентировочный рефлекс представлен поворотом головы, движением глаз, настораживанием ушей в направлении нового стимула и увеличением мы­шечного тонуса, обеспечивающего повышенную готовность к моторным реакциям. Под влиянием данного рефлекса сенсорная чувствительность анализаторов увеличивается, что получило название сенсорного компонента ориентиро­вочного рефлекса. В целом, все это указывает на то, что ориентировочный рефлекс обеспечивает лучшее восприя­тие вызвавшего его стимула и готовность быстро реаги­ровать, если того требует ситуация.

    Е.Н. Соколов выявил две формы проявления ориен­тировочного рефлекса - генерализованную и локальную.

    Первоначально новый стимул вызывает генерализованный рефлекс (это обусловлено активацией ретикулярной фор­мации), который характеризуется диффузной ЭЭГ- акти­вацией всей коры. Однако после 10-15 применений сти­мула генерализованный рефлекс угасает и на этом фоне наблюдается локальный ориентировочный рефлекс. Он более устойчив к угашению и требует 30 и более приме­нений стимула. Его наличие связывают с активацией не­специфического таламуса. При локальном рефлексе реак­ция ЭЭГ- активации сохраняется в сенсорной коре, со­ответствующей модальности повторяемого раздражителя. При длительном повторении стимула возникает полное угашение ориентировочного рефлекса (это трактуется как одна из форм обучения - негативного обучения).

    Для объяснения угашения Е.Н. Соколов предполо­жил, что в процессе повторения индифферентного стиму­ла без специального подкрепления в мозге формируется его нейрональная, или нервная, модель, или определенная конфигурация следа. Это многомерная модель, фиксиру­ющая все параметры сенсорного стимула, все его призна­ки - от простого до сложного, в том числе, его интен­сивность, а также биологическую значимость. Мозг заме­чает малейшее отклонение от параметров повторяющегося стимула благодаря сравнению с его моделью, хранящейся в памяти (изменение интенсивности, длительности, цвета, формы, частоты и т. д.). Ориентировочный рефлекс воз­никает в тех случаях, когда обнаруживается рассогласо­вание между действующим стимулом и сформированным следом, т.е. «нервной моделью». Если действующий сти­мул и нервный след, оставленный предшествующим раздражителем, идентичны, то ориентировочный рефлекс не возникает. Если же они не совпадают, то рефлекс воз­никает и оказывается до известной степени тем сильнее, чем больше различаются предшествующий и новый раз­дражители.

    Таким образом, новизна стимула и является инициа­тором ориентировочного рефлекса, в результате которого происходит активация структур, причастных к формирова­нию селективного отбора сенсорной информации.

    Следует, однако, подчеркнуть, что для появления ориентировочного рефлекса важно не только различие ■ физической силе сенсорного сигнала, но и биологическая значимость этого различия - нередко более выраженную реакцию рассогласования могут вызвать ничтожные изме­нения ситуации, если они прямо адресованы к основным потребностям человека. Иначе говоря, высоко значимый стимул может вызвать мощную ориентировочную реак­цию, имея небольшую физическую интенсивность. Таким образом, ориентировочный рефлекс возникает не на любой новый стимул, а только на такой, который прельдельно оценивается как биологически значимый. В противном случае ориентировочные рефлексы возникали бы непрерывно, так как новые раздражители действуют нас постоянно.

    Схема взаимодействия основных функциональных блоков с нервной моделью, по Е.Н. Соколову, объясняющая формирование ориентировочного рефлекса, включает воспринимающее устройство, исполнительное устройство блок с моделью стимула, компаратор, а также блок активирующей системы, определяющий уровень активности исполнительного устройства ориентировочного рефлексов По мере формирования модели она усиливает свое тормозное влияние на неспецифическую систему мозга. Торможение носит избирательный характер, оно ухудшает восприятие только повторяющегося стимула. В случае несовпадения стимула с моделью в компараторе возникает

    сигнал рассогласования, который активирует исполни­тельное устройство ориентировочного рефлекса.

    Главными элементами, осуществляющими сравнение стимула с моделью, согласно Е.Н. Соколову, являются гиппокампальные нейроны новизны (В-нейроны), реаги­рующие на стимул возбуждением, и нейроны тождества (или Т-нейроны), отвечающие на стимул торможением. Именно на этих нейронах происходит формирование не­рвной модели стимула (за счет конвергенции импульса-ции от корковых нейронов-детекторов). Многократное повторение одного и того же сенсорного стимула по­давляет возбудительный ответ нейронов новизны (за счет изменения состояния возбуждающих синапсов, об­ладающих выраженной пластичностью) - их фоновая активность постепенно тормозится. Напротив, фоновая активность нейронов тождества, с которыми нейроны-де­текторы связаны через пластические тормозные синапсы, при многократном повторении стимула постепенно воз­растает (так как при многократном прохождении сигна­ла снижается эффективность работы тормозных синап­сов). В свою очередь сигналы от нейронов новизны и тождества противоположно воздействуют на активирую­щую и синхронизирующую системы мозга. Новый раз­дражитель вызывает реакцию активации (т.е. ориентиро­вочный рефлекс), так как возбуждает активирующую и тормозит синхронизирующую (инактивирующую) систе­мы мозга. Привычный стимул перестает возбуждать ак­тивирующую неспецифическую систему мозга и при этом через нейроны тождества стимулирует неспецифические тормозные влияния.

    Р. Наатанен и соавт. (1987), на основании изучения характера вызванных потенциалов, предложили, что в мозге могут формироваться три варианта нервных моде­лей стимула. Первый вариант - это «пассивная, или не­произвольная» модель стимула. Она формируется после предъявления любого стимула даже при отвлечении вни­мания и сохраняется в течение примерно 5 секунд. Если в пределах этого интервала предъявляется какой-либо другой стимул, то происходит рассогласование афферент­ных влияний от него с нервной моделью от предшеству­ющего стимула, что (неосознанно) формирует внимание к новому стимулу. Второй вариант - это «активная», или произвольная нервная модель часто предъявляемого сти­мула (для сравнения с редко предъявляемым стимулом). Время существования этой модели определяется тем, Ha-сколько долго испытуемый сохраняет внимание к выпол­няемой задаче. Данная модель является своего рода стан­дартом, с которым сравнивается поступающая от сигналов афферентации. Афферентация от редкого сигнала вы­зывает процесс рассогласования, который и обеспечивает узнавание редкого сигнала. Авторы полагают, что пассив­ная и активная модели могут существовать одновременно и обеспечиваться активностью нейронов разных областей мозга. Третий тип нервной модели стимула формируется при условии высокой вероятности появления стимула, который нужно обнаружить (его еще называют целевым стимулом). Авторы называют эту модель «следом внимания», поскольку она формируется и поддерживается стимулом, к которому привлечено внимание.

    Учитывая эти новые экспериментальные данные, Н. Соколов предложил выделять два типа энграмм, с которыми связано возникновение непроизвольного и произвольного ориентировочного рефлекса. Непроизвольный рефлекс возникает в том случае, когда к нейронам новизны и нейронам тождества подключены единицы кратковременной памяти, а произвольный ориентировочный рефлекс (произвольное внимание) - при свя­зи этих нейронов с единицами долгосрочной памяти, ко­торые обеспечивают произвольное удержание шаблона. В том и другом случае рефлекс возникает при наличии рассогласования между «стандартом» (энграммой) и те­кущей характеристикой стимула. Такая новая трактовка концепции увеличивает границы применимости ее основ­ных положений и позволяет рассматривать механизмы формирования произвольного внимания как частный случай теории рассогласования.

    Тем не менее, мы склонны рассматривать произволь­ное внимание как условнорефлекторный процесс, благо­даря которому происходит дополнительная активация нейронов коры больших полушарий в ответ на условный сигнал, а вторично непроизвольное внимание - как ва­риант автоматизации этого условного рефлекса. Таким образом, формирование произвольного внимания проис­ходит в соответствии с формированием любого «интел­лектуального» условного рефлекса: вначале наблюдается генерализованный ответ, т.е. активация коры больших по­лушарий происходит в ответ на серию близких по значе­нию сигналов, затем наступает этап специализации, при котором активация коры происходит лишь на определен­ный сигнал. Для этого вида рефлексов характерны явле­ния внешнего и внутреннего торможения, в том числе дифференцировочного, запаздывающего и угасательного. Особенно наглядно формирование произвольного внима­ния у студентов первого курса - в первые дни занятий для них большой трудностью является концентрация вни­мания при выполнении домашних заданий.

    Методы изучения внимания. Современные взгляды на природу процессов, лежащих в основе непроизвольно­го и произвольного внимания, основаны на результатах электрофизиологических наблюдений, проведенных на животных и человеке. В частности, при использовании классического метода электроэнцефалографии было пока­зано, что при предъявлении испытуемому сенсорного сти­мула наблюдается подавление альфаритма, что расцени­вается как реакция активации. Одновременно при мобилизации интеллектуального внимания имеет место пространственная синхронизация ритмов (наиболее ярко в передних зонах левого полушария), а также рост коге­рентности в полосе альфа-ритма (преимущественно в пе­редних, в том числе премоторных, зонах коры). Все это указывает на важную роль передних отделов левого полушария в обеспечении произвольного внимания.

    Использование метода вызванных, или событийно-связанных потенциалов (ССП), дает чрезвычайно полез­ную информацию, позволяющую оценить процессы, про­исходящие при формировании внимания. Например, в опытах С. Хильярда при предъявлении редко встречаю­щихся звуковых (целевых) стимулов на фоне регулярно подаваемых звуковых стимулов показано, что привлече­ние внимания сопровождается усилением (ростом ампли­туды) негативной волны с латентным периодом около 150 мс, обозначаемой как компонент N, а также появле­нием положительного колебания Р3 с латентным перио­дом около 300 мс, которое отражает «установку на от­вет», связанную с выбором варианта ответа. Доказано, что основная часть (длительностью не менее 500 мс) ком­поненты N, отражает неосознанную «установку» на сти­мул, т.е. формирование ориентировочной реакции (произ­вольного внимания) и начало обработки сенсорного сиг­нала. Поэтому эта часть компоненты N, названа «нега­тивность, связанная с обработкой информации». Она, как правило, регистрируется при несовпадении редко предъявляемого целевого стимула со «следом внимания», обра­зуемым в ассоциативной слуховой зоне и лобной области при частом повторении и воспроизведении стандартного стимула. При этом, чем меньше разница между этими стимулами, тем больше латентный период и тем длитель­нее отрицательное колебание, развивающееся в ответ на целевой, нестандартный стимул. В ряде случаев удается выявить еще одну составную часть компоненты N, назван­ную как «негативность рассогласования». Она возникает в слуховой коре с латентным периодом 70-100 мс и отража­ет автоматический осознанный процесс сравнения физичес­ких признаков звукового стимула со следом стандартного стимула, хранящимся в течение 5-10 секунд в сенсорной памяти. Чем больше рассогласование, тем выраженные эта часть компоненты Nr

    Именно с помощью метода вызванных потенциалов удалось показать, что процесс формирования произволь­ного внимания в слуховой и соматосенсорной системах включается не позже, чем через 20-30 мс после предъяв­ления стимула, а в зрительной сенсорной системе - при­мерно через 60 мс.

    Использование электрофизиологических методов по­зволило Н.П. Бехтеревой установить, что при выполнении психологических проб, требующих мобилизации произ­вольного внимания, у человека изменяется электрическая активность нейронов передних отделов таламуса и ряде других структур ближайшей подкорки - стремительно возникают вспышки импульсной активности, по частоте в 2-3 раза превышающие уровень фона. Характерно, что описанные изменения в импульсной активности нейронов сохранялись на протяжении выполнения всего теста, и только по его завершении уровень активности этих ней­ронов возвращался к исходному. Эти данные доказывают, что различные формы познавательной деятельности чело­века, сопровождающиеся напряжением произвольного внимания, характеризуются повышением роли активирую­щих систем мозга.

    Система внимания. Е.Д. Хомская (1987) и другие ав­торы не исключают, что формирование внимания при каждом виде деятельности (анализ сенсорной информа­ции, выполнение сложных двигательных актов и мысли­тельных процессов) осуществляется с участием дополни­тельных механизмов, реализацию которых обеспечивают дополнительные структуры мозга, в частности зоны коры, непосредственно связанные с обеспечением соот­ветствующих психических функций. В этот отношении следует привести точку зрения М. Познера, согласно ко­торой в мозге человека существует самостоятельная сис­тема внимания, которая анатомически изолирована от си­стем обработки поступающей информации. В этой систе­ме внимания М. Познер предлагает выделять ряд функ­циональных подсистем, которые обеспечивают три глав­ные функции: ориентацию на сенсорные события, обна­ружение сигнала для сознательной обработки и поддер­жание бдительности, или бодрствующего состояния. В обеспечении первой функции существенную роль играют задняя теменная область и некоторые ядра таламуса, вто­рой - латеральные и медиальные отделы фронтальной коры, а поддержание бдительности обеспечивается за счет деятельности правого полушария.

    Расстройство внимания встречается достаточно часто, в том числе рассеянность (т.е. неспособность к длитель­ному сосредоточенному вниманию и частая отвлекаемость), чрезмерная подвижность внимания, инертность внимания, патологическая фиксация внимания на ограни­ченном круге представлений и мыслей. Все эти виды расстройств наблюдаются при повреждении лобных долей и гиппокампа, а также при невротических состояниях. Клиника очаговых поражений показывает, что отдельные виды внимания (сенсорное, двигательное, эмоциональное и интеллектуальное) могут нарушаться независимо друг от друга, что косвенно свидетельствует о наличии специ­альных корковых структур, обеспечивающих формирова­ние соответствующих видов внимания.

    Ориентировочно-исследовательская деятельность. Часто вслед за возникновением ориентировочного реф­лекса, т.е. после настройки анализаторов на лучшее вос­приятие нового стимула возникают исследовательские реакции как компоненты ориентировочно-исследователь­ского поведения, которые направлены на более деталь­ное ознакомление с сенсорным сигналом, вызвавшим ориентировочный рефлекс. Такая деятельность побужда­ется самостоятельной потребностью в получении новой информации, необходимой, согласно П.В. Симонову, для саморазвития индивида. Получение новой информа­ции можно рассматривать как подкрепление условно-рефлекторной деятельности, которое вызывает усиление секреции эндогенных опиатов, в связи с чем возникают положительные эмоции и возбуждаются нейроны цент­ров удовольствия.

    (под редакцией Шмидта и Тевса)

    Существенные основы для раскрытия физиологического механизма внимания заложены в учении Павлова о центрах оптимальной возбудимости, а также в учении А. А. Ухтомского о доминанте. [А. А. Ухтомский, Доминанта как рабочий принцип нервных центров, «Русский физиологический журнал», 1923, № 6.]

    Согласно установленному И. П. Павловым закону индукции нервных процессов, всякий возникающий в коре очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Таким образом, возбуждение неравномерно распространяется по коре. В каждый данный момент в коре имеется участок с «оптимальными» условиями возбуждения. Он на данное время является творческим отделом коры. С ним связана наиболее яркая работа сознания.

    «Если бы можно было, - пишет И. П. Павлов, - видеть сквозь черепную крышку, и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окружённое на всём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».

    Учение И. П. Павлова об иррадиации и концентрации возбуждения особенно чётко вскрыло и установило основные закономерности ведущих процессов, протекающих в коре больших полушарий.

    По А. А. Ухтомскому, принцип доминанты является «общим рабочим принципом нервных центров». «В высших этажах и в коре полушарий принцип доминанты, - пишет А. А. Ухтомский, - является физиологической основой акта внимания и предметного мышления». Термином «доминанта» Ухтомский обозначает «господствующий очаг возбуждения». В нормальной деятельности центральной нервной системы текущие переменные задачи её в непрестанно меняющейся среде вызывают в ней переменные «главенствующие очаги возбуждения». При этом доминанта является не топографически единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе, а определённой констелляцией центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе. При наличии доминантного возбуждения побочные, субдоминантные раздражения могут подкреплять доминанту, потому что влияние доминанты выражается прежде всего в стремлении возникающих возбуждений направляться к господствующему центру возбуждения, усиливать его возбуждённое состояние и переключаться на связанный с ним выносящий путь (правило подкрепления доминанты ). Но это соотношение между доминантой и субдоминантами не является постоянным. Если бы оно было таковым, раз установившаяся доминанта оставалась бы неизменной. Между тем доминанта передвигается с одной констелляции центров на другую. Господствующий в течение некоторого времени очаг возбуждения становится субдоминантным, и в результате борьбы субдоминанты с доминантой господствующее значение приобретает новый очаг. В психологическом плане смена доминанты выявляется в переключении внимания. Психологические исследования показали, что разнообразные слабые раздражения при процессе внимания способствуют его концентрации. А. А. Ухтомский ссылается на эти психологические данные в подтверждение своего принципа доминанты и её отношения к субдоминантам. В частности Э. Мейман экспериментально установил, что процесс интеллектуальной работы протекает более эффективно в обычной обстановке, чем при абсолютной, мертвенной тишине. Некоторые дополнительные раздражения, нарушающие монотонность, повышают общий тонус организма; не слишком сильные дополнительные раздражения усиливают основные, которые переключают их на свои пути. В этом педагогически чрезвычайно важном положении для рациональной организации работы убеждает и повседневный опыт.

    Учение И. П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение А. А. Ухтомского о доминанте дают опорные точки для выяснения физиологического субстрата внимания.

    Вопрос о физиологических механизмах внимания требует, однако, ещё дальнейших исследований, так же как и вопрос о психологической природе внимания. Явление сенсибилизации делает вероятным участие в физиологическом механизме внимания также и вегетативных центров.

    Сущность внимания, как уже говорилось, в направленности и сосредоточенности сознания на одних объектах при отвлечении от других. С физиологической стороны это значит, что в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. Иначе говоря, физио­логическая основа внимания - механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре голов­ного мозга. Это взаимодействие происходит как вам уже извест­но, на основе установленного И. П. Павловым закона индукции нервных процессов, согласно которому процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Если человек сосредоточил внимание на каком-либо предмете, то это и означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки коры оказались заторможенными, вследствие чего человек ничего не замечает, кроме данного предмета. Так как то один, то другой объект действительности вызывает возбуждение в мозгу человека, то возникает впечатление что возбужденный очаг в коре полу­шарий как бы перемещается по ней, чем и обусловливается пере­ключение внимания с одного предмета на другой.

    И. П. Павлов прибегал к образному сравнению для того, чтобы объяснить это явление: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке как по его большим полуша­риям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью» 1 .

    Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу воз­буждения, а «тень» - участкам, находящимся в заторможенном состоянии.

    Заметим, что Павлов часто употреблял выражение «оптималь­ный очаг (участок) возбуждения». Что это значит?

    -------------------

    1 Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нерв­ной деятельности (поведения) животных.- Поли. собр. соч. 2-е изд. доп. М.- Л., Изд-во АН СССР 1951 т. III кн. 1 с. 248.

    Дело в том, что в каждый момент в коре обычно существует несколько очагов возбуждения, причем один из них преобладаю­щий, но не в том смысле, что он самый сильный, а в том смыс­ле, что он наиболее благоприятен (слово «оптимальный» и озна­чает «наилучший», «.наиболее благоприятный») для протекания психических процессов, для познавательной и творческой деятель­ности. В нем создаются наиболее благоприятные условия для образования новых временных связей, с ним связано отчетливое восприятие, ясная работа мысли, продуктивное запоминание. Часто очаг оптимального возбуждения является и самым сильным очагом возбуждения, но так бывает не всегда. Напри­мер, спльнейший очаг возбуждения, возникший в результате нервного потрясения или обилия впечатлений, отнюдь не опти­мальный.

    Итак, физиологическая основа внимания - наличие в коре области оптимального возбуждения и торможения других участ­ков (по закону индукции нервных процессов). Этим создаются такие условия, при которых устраняется или ослабляется влия­ние посторонних раздражителей, так как их сигналы попадают на заторможенные участки коры головного мозга.

    Иногда под влиянием ярко выраженной целеустремленности человека, наличия у него твердых жизненных установок и захватывающих интересов в коре головного мозга возникает сильный оптимальный центр возбуждения, названный доминантой (от латинского слова «доминанс» - господствующий). Этот центр возбуждения доминирует, господствует над всеми другими центра­ми возбуждения не только в том смысле, что он подавляет, тор­мозит их. Доминантный очаг способен усиливаться за счет других, второстепенных центров возбуждения, словно «притягивая» к себе их процесс возбуждения. Доминанта отличается от очага оптимального возбуждения большей силой и, главное, повышен­ной устойчивостью, длительностью, стойкостью. Известно, напри­мер, что композитор Бетховен, изобретатель Эдисон, писатель Бальзак сутками могли обходиться без сна и еды, захваченные процессом творчества. Наличие доминанты можно наблюдать и у некоторых подростков или старших школьников, когда они, безмерно увлеченные каким-нибудь делом (техническим конст­руированием, шахматами и т. д.), длительное время поглощены этим занятием, забывая все остальные и реагируя на различного рода раздражители (например, призывы и требования родителей) еще большим напряжением и активным противодействием (т. е. доминанта усиливается за счет возникающих других очагов воз­буждения).

    38 ПРОБЛЕМА ПОРОГОВ ОЩУЩЕНИЯ. Законы и закономерности ощущений.

    I. Проблема

    П роблема возникновения, т. е. собственно генезиса , психики, и проблема ее развития теснейшим образом связаны между собой. Поэтому то, как теоретически решается вопрос о возникновении психики, непосредственно характеризует общий подход к процессу психического развития.

    Как известно, существует целый ряд попыток принципиального решения проблемы возникновения психики. Прежде всего, это то решение вопроса, которое можно было бы обозначить как решение в духе «антропопсихизма» и которое связано в истории философской мысли с именем Р. Декарта. Сущность этого решения заключается в том, что возникновение психики связывается с появлением человека: психика существует только у человека. Тем самым вся предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой вовсе. Нельзя думать, что эта точка зрения в настоящее время уже не встречается, что она не нашла своего отражения в конкретных науках. Некоторые исследователи до сих пор стоят, как известно, именно на этой точке зрения, т. е. считают, что психика в собственном смысле является свойством, присущим только человеку.

    Другое, противоположное этому решение дается учением о «панпсихизме», т. е. о всеобщей одухотворенности природы. Такие взгляды проповедовались некоторыми французскими материалистами, например Ж. Б. Робине. Из числа известных в психологии имен можно назвать Г. Фехнера, который тоже стоял на этой точке зрения.

    Между обоими этими крайними взглядами, с одной стороны, допускающими существование психики только у человека, с другой - признающими психику свойством всякой вообще материи, существуют и взгляды промежуточные. Они пользуются наибольшим распространением. В первую очередь, это тот взгляд, который можно было бы обозначить термином «биопсихизм». Сущность «биопсихизма» заключается в том, что психика признается свойством не всякой вообще материи, но свойством только живой материи. Таковы взгляды Т. Гоббса и многих естествоиспытателей (К. Бернара, Э. Геккеля и др.). В числе представителей психологии, державшихся этого взгляда, можно назвать В. Вундта.

    Существует и еще один, четвертый, способ решения данной проблемы: психика признается свойственной не всякой вообще материи и не всякой живой материн, но только таким организмам, которые имеют нервную систему. Эту точку зрения можно было бы обозначить как концепцию «нейропсихизма». Она выдвигалась Ч. Дарвином, Г. Спенсером и нашла широкое распространение как в современной физиологии, так и среди психологов, прежде всего психологов-спенсерианцев.

    Можем ли мы остановиться на одной из этих четырех позиций как на точке зрения, в общем правильно ориентирующей нас в проблеме возникновения психики?

    Последовательно материалистической науке чуждо как то утверждение, что психика является привилегией только человека, так и признание всеобщей одушевленности материи. Наш взгляд состоит в том, что психика - это такое свойство материи, которое возникает лишь на высших ступенях ее развития - на ступени органической, живой материи. Значит ли это, однако, что всякая живая материя обладает хотя бы простейшей психикой, что переход от неживой к живой материи является вместе с тем и переходом к материи одушевленной, чувствующей?

    Мы полагаем, что и такое допущение противоречит современным научным знаниям о простейшей живой материи. Психика может быть лишь продуктом дальнейшего развития живой материи, дальнейшего развития самой жизни.

    Таким образом, необходимо отказаться также и от того утверждения, что психика возникает вместе с возникновением живой материи и что она присуща всему органическому миру.

    Остается последний из перечисленных взглядов, согласно которому возникновение психики связано с появлением у животных нервной системы. Однако и этот взгляд не может быть принят, с нашей точки зрения, безоговорочно. Его неудовлетворительность заключается в произвольности допущения прямой связи между появлением психики и появлением нервной системы, в неучете того, что орган и функция хотя и являются неразрывно взаимосвязанными, но вместе с тем связь их не является неподвижной, однозначной, раз и навсегда зафиксированной, так что аналогичные функции могут осуществляться различными органами.

    Например, та функция, которая впоследствии начинает выполняться нервной тканью, первоначально реализуется процессами, протекающими в протоплазме без участия нервов. У губок (stylotella), полностью лишенных собственно нервных элементов, установлено, однако, наличие настоящих сфинктеров, действие которых регулируется, следовательно, не нервными аппаратами (М. Паркер). Мы не можем поэтому принять без дальнейшего конкретного рассмотрения, как это делают многие современные физиологи, также и тот взгляд, согласно которому возникновение психики ставится в прямую и вполне однозначную связь с возникновением нервной системы, хотя на последующих этапах развития эта связь не вызывает, конечно, никакого сомнения.

    Понятие внимания. Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. С другой - некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе.

    Психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием . В свою очередь, под целенаправленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени.

    Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его, следовательно, другой характеристикой внимания является сосредоточенность - большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего.

    Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Когда человек направляет на что-либо свое внимание, то одновременно на этом и сосредотачивается. И наоборот, когда он сосредотачивается на чем-либо, то направляет на это свою психическую деятельность. Однако, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение - с углубленностью в занятие.

    Внимание обеспечивает осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени.

    Физиологическая основа внимания. Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими явлениями. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией . Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.


    В качестве «пускового» механизма внимания выступает ориентировочный рефлекс - врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных (поворот головы на звук и т.п.).

    В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука, и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.

    Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других.

    Согласно закону индукции , возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Возникновение оптимальных условий для возбуждения вызывается не только особенностями предмета, но и отношением к нему человека – его потребностями, интересами, переживаниями.

    Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Большое внимание имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие “доминанта” обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность.. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания. НО Ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не вскрывают до конца механизмы внимания, особенно его произвольный характер. Человек целенаправленно управляет своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Объяснить механизм возникновения доминирующего очага возбуждения можно через взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем избирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь, первоначальные раздражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

    Виды внимания. Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания.