Где живет микки маус. Интересные факты о микки-маусе

Нет такого человека на свете, который не знает, кто такой Микки Маус, ведь этот причудливый мышонок не только появляется в мультипликационных фильмах компании «Дисней», но и является символом американской культуры вообще – наравне с , «кока-колой» и клоуном .

Этот вымышленный персонаж, дебютировавший в 1928 году, успел перекочевать в видеоигры и кино, а также стал крупным маркетинговым ходом: даже на детской одежде встречаются принты с подмигивающим Микки Маусом и его девушкой Минни.

История создания

История создания этого персонажа многогранна, ибо появление антропоморфного мышонка совпало с рядом технологических новшеств в плане кинематографа. Первоначально на экранах блистал и приносил радость маленьким зрителям кролик Освальд, который внешне отличается от Микки Мауса лишь наличием длинных ушей. Этот персонаж был создан в 1927 году иллюстратором Абом Айверксом и в мгновение ока стал известным мультипликационным героем.


Ленты о длинноухом любителе приключений создавались компанией «Дисней», а вот в качестве официального распространителя выступала киностудия «Universal Pictures», которой удалось переманить к себе часть аниматоров. Кроме того, из-за контракта, подписанного в спешке, права на Освальда принадлежали не «Диснею», а «Universal Pictures». Поэтому , понимающий, что киностудия может отказаться от его услуг, решил создать нового персонажа с нуля.

Уолт Дисней вместе с немногочисленными преданными сотрудниками втайне начал придумывать причудливого мышонка, пока другая команда художников, уже работающая на нового начальника, занималась рисовкой кролика Освальда. Данная ситуация сыграла расстроенному Уолту на руку, потому что он стал более тщательно относиться к соблюдению авторских прав и подписанию контрактов.


Не сказать, что главного диснеевского героя иллюстраторы придумали сразу же. Художник Айверкс признавался, что выбор стоял между лягушкой, котенком и щенком, однако все эти задумки были уничтожены Уолтом на корню. Но однажды владелец мультипликационной студии счел привлекательным персонажем мышонка, хотя с этими грызунами у него были связаны не самые приятные воспоминания: в начала двадцатых Уолт работал в студии «Laugh-O-Gram», которая была буквально населена мышами.

Новый персонаж появился на экранах 18 ноября 1928 года в мультипликационном фильме «Пароходик Вилли», который транслировался в нью-йоркском кинотеатре. Примечательно, что первоначально героя детских мультиков назвали Мортимером, но супруга Диснея забраковала это имя, предложив назвать персонажа более благозвучным прозвищем – Микки Маус.


Первоначально Микки Маус, засветившийся в мультфильме «Plane Crazy» 15 мая 1928 года, не получил успеха у зрителей, потому что напоминал других диснеевских персонажей, которые изрядно поднадоели зрителям. Тогда Уолт задумался над тем, чтобы найти дистрибьютора, и, вопреки всему, взялся за производство третьего мультфильма. Уолт понял, что новому герою нужна отличительная черта, выделяющая его на фоне других персонажей. Добившись этого, Дисней стал свидетелем, как Микки Маус завоевал лавры почета и любовь аудитории.

Биография

Когда Микки Маус был придуман Уолтом Диснеем, доподлинно неизвестно, но его официальным днем рождения принято считать 18 ноября 1928 года, день его дебюта на киноэкранах. Любимец маленьких детей начал появляться в белых перчатках только в 1929 году, в картине «The Opry House»: делалось это для того, чтобы руки мышонка контрастировали с его телом, ведь первые мультфильмы о Микки Маусе были черно-белыми. Этот аксессуар с тремя черными линиями на тыльной стороне (такие складки были на детских перчатках) стал индивидуальной чертой персонажа.


За время своего существования хвостатый герой в красных штанишках умудрился перевоплотиться в различные образы, а также обзавестись преданными друзьями: Гуффи, и Плуто. Несмотря на то, что в некоторых сериях мышонок ухаживает за своей подругой , Уолт Дисней говаривал, что эти персонажи были женаты еще до появления мультфильма. Хотя иногда они ведут себя так, как будто впервые познакомились.

«В зависимости от сюжета, Минни играет роль беззаботной девчушки или жены. Для себя мы давно решили, что они уже официально женаты», – говорил создатель мультфильмов.

Но иллюстратор противоречил сам себе, потому что в ленте «The Barn Dance», которая вышла 14 марта 1929 года, Маус страдает от неразделенной любви, так как Минни предпочитает ему Черного Пита. Зрители увидели в этой картине попытку Уолта разжалобить поклонников мультяшного героя.


Помимо прочего персонаж примерил солдатское обмундирование в картине «The Barnyard Battle», где он сражался против котов, а также побывал в Африке в роли туриста.

Первый цветной мультфильм о Микки Маусе под названием «Концерт» вышел в 1935 году и занял место в списке пятидесяти величайших мультфильмов. Картина, выполненная в технике «техниколор», рассказывает о мышонке, который дирижирует оркестром. Но Дональд Дак, продавец мороженого, громко агитирует прохожих купить лакомство, тем самым мешая Микки Маусу сосредоточиться.


Всего насчитывается 21 короткометражный фильм с участием Микки Мауса. Сам мышонок менялся со временем. Также этот герой «снимался» в сериалах, например, в «Клубе Микки Мауса», «Мышином доме» и других многосерийных мультфильмах.

Уолт Дисней даже перенес миловидного любителя путешествий в полный метр. В 1940 году вышел фильм «Фантазия», который стал самой смелой задумкой Диснея: в ленте был использован новый стереозвук «фантасаунд», а сюжет, где главный герой выступал в образе ученика волшебника, напоминал абстракцию и авангард.


В 1988 году компании «Touchstone Pictures» и «Amblin Entertainment» выпустили фильм «Кто подставил кролика Роджера» – коллаборацию мультипликационных персонажей и реальных актеров. В этом кинематографическом произведении, которое получило премию «Оскар», впервые встретились на «одной съемочной площадке» Микки Маус и другой культовый персонаж – , звезда студии «Warner Brothers».

Популярность Микки Мауса вызвана интересными сюжетами: поклонники наблюдают, как главный герой едет на рыбалку, едет на поезде или отправляется в неизведанную страну. Но его известность также обусловлена коммерческим ходом компании «Дисней».


Дело в том, что боссы мультипликации решили задействовать маркетинговый ход: компания выпускала и раскручивала товары с изображением мышонка. Рой Дисней стал создателем серии наручных часов, где на циферблате красуется Микки Маус. Сегодня такой аксессуар стоит на аукционах немалых денег.

Также «Дисней» пользуются методом «скрытого Микки», представляющего собой искусно спрятанный символ Мауса – три круга, напоминающие голову мышонка. Персонаж косвенно встречается в культовых лентах компании: « », « », «Короле Льве», детских парках, Диснейленде и так далее. Причем символ заметит только самый внимательный любитель мультфильмов: в « » его образуют мыльные пузыри, а в «Спасателях» на стене висят часы с изображением героя.

  • До 1947 года Уолт Дисней сам озвучивал мышонка. Но так как мультипликатор не думал отказываться от сигарет, его мучал хронический кашель. Поэтому эту должность переняли другие актеры дубляжа. В русском переводе персонажа озвучивали Вадим Курков, Олег Безинских и Максим Сергеев.
  • Родителей Мауса зовут Макс и Мэри. Также у него есть сестры и братья.
  • При повороте головы уши Микки Мауса остаются в одном и том же положении. Такова особенность бренда.

  • $2500 – цена первых двух фильмов о Микки Маусе.
  • По сценарию Микки Маусу 32 года.
  • Самое первое слово мышонка – «хот-дог».
  • По слухам, в Италии не показывали ленты с приключением главного диснеевского героя, так как дети, выросшие в стране пиццы и пасты, боялись этого миловидного персонажа.

  • В 1988 году Маус приехал погостить в СССР и даже станцевал с Олимпийским мишкой на Красной площади.
  • «Who is Mickey Mouse?» – такой вопрос помогал американским солдатам выявить немецких шпионов.
  • Актеры дубляжа Русси Тейлор и Уэйн Оллвайн, которые ранее озвучивали Минни и Микки, состояли в отношениях, однако не афишировали сей факт, чтобы их не ассоциировали с диснеевскими персонажами.

Цитаты

«Если вы будете смеяться над своими слабостями вместо того, чтобы обвинять себя в них, вы будете намного счастливее. В конце концов, никто не идеален».

19 сентября 1928 года состоялась премьера мультфильма Уолта Диснея, в котором главным персонажем являлся Микки Маус. В честь этого события мы углубились в историю и вспомнили несколько интересных фактов о звездном мышонке.

1. Микки Маус был не внезапным озарением Уолта Диснея. Мышонок появился на свет в тяжелое для мультипликатора время и был призван стать заменой другого персонажа.

В 1927 году компаньон Диснея Аб Айверкс нарисовал кролика Освальда, который вскоре стал пользоваться популярностью. Однако из-за неосмотрительности Уолта права на кролика у них отобрали. Случилось это следующим образом: мультфильмы о кролике производила компания Уолта Диснея, а компания Universal Pictures занималась их распространением. Эти мультфильмы стали приносить хорошие деньги, поэтому Дисней со спокойной душой пришел к руководству Universal Pictures просить увеличить финансирование. Но компания поступила весьма некрасиво - мало того, что руководство приказало сократить расходы, оно ещё и забрало многих работников из команды Диснея. Но самая важная деталь - права на кролика Освальда принадлежали Universal, так как Дисней подписал контракт, толком не ознакомившись с условиями. Поэтому компания в любое время могла перестать сотрудничать с мультипликатором, чем не преминула воспользоваться. Уолт Дисней принял решение создать нового персонажа, который станет таким же знаменитым, как кролик. Работать было сложно, потому что многие художники и аниматоры ушли работать на Universal Pictures. С ним осталось всего несколько сотрудников, включая Аба Айверкса. Эта команда стала тайно разрабатывать нового героя. Аб рассказывал о том, что им были придумать персонажи лягушонка, котенка и щенка, но Уолт отверг их кандидатуры. Согласно воспоминаниям жены мультипликатора Лилиан, он долго раздумывал, перед тем как выбрать мышонка. Дисней аргументировал этот выбор тем, что в помещении в Канзас-сити, где ему некоторое время приходилось работать, было много мышей, и он захотел кого-нибудь из них приручить.

2. Первыми мультфильмами, в которых рассказывалось о приключениях мышонка, были «Сумасшедший аэроплан» и «Галопирующий Гаучо». К сожалению, они не стали успешными.

Но, Уолт Дисней не сдавался, и третья попытка выпустить в прокат мультфильм о Микки Маусе увенчалась огромным успехом. Это было 18 ноября 1928 года. Мультфильм настолько понравился зрителям, что они приходили на него снова и снова. Так Микки стал звездой.

3. Контур головы мышонка используется в качестве логотипа Диснеевского телеканала.

4. В 1935 году в Италии запретили показывать мультфильмы с Микки Маусом, так как итальянские дети его почему-то боялись.

5. Мышонок Микки имеет собственную звезду на Голливудской Аллее славы. Он - первый мультипликационный персонаж, её получивший.

6. Забавно, но большие уши Микки всегда находятся в одном и том же положении, независимо от того, в какую сторону поворачивается мышонок. Это - часть бренда.

7. Некоторые мультфильмы Диснея, в которых Микки не участвует, всё же иногда показывают его тень или какой-нибудь другой предмет, указывающий на мышонка.

Микки Маус появился благодаря ошибке Уолта Диснея, который передал все права на популярного тогда Кролика Освальда компании Universal Pictures, не посмотрев толком в контракт.

Кролик Освальд (не знаю, почему, я, зная эту историю, всю жизнь представляла кролика Освальда как Багз Банни).
Ну вообще не сильно от тогдашнего Микки отличается, согласитесь.

Диснею и его аниматору Айверксу пришлось придумывать новый персонаж и после долгих раздумий и выбора между котенком, лягушонком и щенком, они остановили свой выбор на мышонке, прозванном сначала Мортимером(что не прижилось), а потом и Микки Маусом. Айверкс шутил, что они выбрали мышонка только потому, что местная киностудия была наводнена этими грызунами и он просто хотел приручить одного. Выдвигаются различные даты создания с января по май 1928 года, когда же все-таки Уолт Дисней подал заявку на регистрацию соответствующего товарного знака.

В процессе работы над образом:

Одна из первых афиш Микки Мауса была продана за $100тыс

А первым звуковым мультфильмом с этим героем был "Пароходик Вилли", представленный не намного позже, - 18 ноября того же года:

В этих мультиках Микки еще не носил белые перчатки: они появились после выхода мультфильма "Деревенская опера" в 1929 году. Три черные складки на тыльной стороне перчатки были характерны для детских перчаток того времени:

В том же году выше мультик "Битва на Скотном дворе", где фигурировала Минни и выбирала между Микки Маусом и Черным Питом(в то время он, кстати, был большим черным котом). К слову, выбрала она Черного Пита - уж слишком незадачливым оказался Микки в этом мультфильме.

А это первый цветной мультик с Микки Маусом "The band concert":

Не во всех мультиках Микки оставаля антропоморфным персонажем. В мультике "Alice rattled by rats" ("Алиса испугалась крыс") (1929) Микки и Минни были в роли обычных мышей, которые убегали от зловредного кота, похожего на Тома, придуманного в 40-ом Уильямом Ханной для "Тома и Джерри". Вот этот мультик:

В 1939 Микки Маус опять изменился: аниматор Фред Мур вместо двух огромных черных глаз начал рисовать глаза с черным зрачком посередине.
Сначала Уолт Дисней сам озвучивал Микки Мауса, но в 1947 году в его голосе все чаще начали появляться кашель и хрипы от курения, тогда компания пригласила на это место Джимми Макдональда. С 1997 по 2009 Микки Мауса озвучивал Уэйн Олливан.

После 1940 года вплоть до 50х популярность Микки Мауса падает, а возвращается он уже в качестве персонажа для детских передач и телевизионных телешоу.


Мышонок Микки и по сей день радует деток своими появлениями в "Клубе Микки Мауса".

Первые комиксы с Микки Маусом появились в 1930(рисунки Флоя Готтфрендсона):


Уолт Дисней со своим детищем:

Как менялась внешность Микки Мауса:

1928:

1933:

1935, "Концерт".

В 1940 году Микки Маус появляется в своем первом полнометражном мультфильме "Фантазия".

В 1983 году Микки снова появился в "Рождественской истории", адаптации "Рождественской песни" Чарльза Диккенса.

А в 1988 году он, в свою очередь, появился в знаменитом фильме Земекиса "Кто подставил Кролика Роджера".

2001:

2014:

У Микки Мауса даже есть своя собственная звезда на Аллее славы в Голливуде.

Пока делала подборку, начала смотреть мультики со старым Микки, это лучший из всех:)

Это самый знаменитый герой мультфильмов в мире. На данный момент ему уже 84 года. За все время он снялся в более чем 120 мультфильмах.

Рождение Микки

История неунывающего и озорного мышонка Микки Мауса (Mickey Mouse) началась в 1927 году.

Два молодых мультипликатора Уолт Дисней (Walt Disney) и его друг Аб Айверс (Ub Iwerks) создавали свои первые мультипликационные ролики в гараже с помощью поддержанной видеокамеры. Первоначально они придумали героя веселого кролика Освальда, который за короткое время обрел популярность и стал приносить доход. Но ушлый нью-йоркский делец украл у них права на этого персонажа:

Друзья были разорены, и тогда они решили начать все с нуля, и переехали в Голливуд. Рассказывают, что идея о мышонке пришла в голову Диснею в 1927 году, когда он увидел мышь в своей студии. А первый свой рисунок мышонка Дисней нарисовал, когда ехал в поезде. Сначала он назвал его Мортимер, но жене Диснея, Лилиан, не понравилось это имя, и она предложила назвать мышонка Микки.

(обратите внимание, как похожи Освальд и Микки)

Начало карьеры Микки

Первым мультфильмом с Микки Маусом считается Plane Crazy (Безумный самолет), который был показан зрителям 15 мая 1928 года. Но публика встретила мультик прохладно.

Дебют Микки в кино состоялся в Нью-Йорке 18 ноября 1928 года в черно-белом мультфильме Streamboat Willie (Пароходик Уилли). Это был один из первых в истории мультфильмов с синхронным звуком. Озвучивал Микки сам Уолт Дисней, вплоть до 1947 года – потом Джимми Макдональд сменил Уолта из-за его осипшего от курения голоса. Картина прошла в кинотеатрах с грандиозным успехом! И Микки Маус мгновенно обрел потрясающую популярность у детей и взрослых!

Друзья Микки

Уолт Дисней сразу придумал мышонку друзей, чтобы он не скучал:

- Минни – мышка, возлюбленная Микки Мауса (Minnie Mouse)

По словам одного из специалистов по защите авторских прав, Микки Маус «чертовски влиятельный парень». В свои 87 лет этот обаятельный грызун в красных штанах и гигантских желтых ботинках добился того, чего не удавалось еще ни одному анимационному персонажу: он был удостоен премии «Оскар». Многочисленные клубы и тематические парки Микки Мауса существуют во многих уголках мира, а бесчисленные сувениры и атрибутику с изображением этого персонажа можно встретить повсеместно. Узнаваемость такого бренда, как «Микки Маус» составляет 97% — в этом он опередил самого Санта Клауса. За эти заслуги журнал Forbes удостоил его звания «самый богатый вымышленный герой». Данный мультперсонаж ежегодно приносит компании Disney доход в размере 5,8 миллиардов долларов.

Для компании Disney Микки Маус является не только отличным источником дохода, но также ценной интеллектуальной собственностью, которую постоянно необходимо защищать от посягательств. Для Disney нет ничего важнее, чем «благополучие» своего ценнейшего мультяшного героя. Каждый раз, когда авторские права Микки истекают, Disney тратит миллионы долларов на их продление.

В эпоху интернета, когда огромные объемы материалов находятся в свободном доступе, вопрос авторских прав, которые так рьяно защищает руководство Disney, становится как нельзя более актуальным. Что важнее: сохранить статус всеобщего достояния или отстаивать свои частные интересы?

Дебютом Микки Мауса принято считать его появление в мультфильме «Пароходик Вилли» в 1928 году. Три с половиной года спустя основателю известной мультипликационной студии в Лос-Анджелесе Уолту Диснею поступило предложение от продюссера Чарльза Минца: Universal Studio требовался мультипликационный персонаж.

Дисней, чье имя в мире анимации было в то время неизвестно, с радостью принялся за эту работу. В начале 1927 года 26-летний Уолт совместно со своим главным аниматором Абом Айверксом создал кролика Освальда. Персонаж получился очень забавным и Минц подписал контракт с Universal. Кролик Освальд завоевал большой успех, а у студии Уолта Диснея появилось 20 новых сотрудников.

В 1928 году на пике популярности кролика Освадьда, Минц начал вести дела за спиной у Диснея. Продюссер переманил к себе почти всю команду аниматоров и перезаключил контракт с Universal. Как только контракт Диснея с Минцем истек, он обнаружил, что не имеет никаких авторских прав на созданного им персонажа и, к тому же, лишился команды.

«После этих событий, Дисней все время твердил, что никогда в жизни больше не будет работать на кого-либо», — вспоминает его жена Лиллиан. — «Он хотел быть сам себе начальником».

Несколько месяцев спустя Дисней и Аб Айверкс, единственный оставшийся из предыдущей команды мультипликаторов, объединились для совместной работы. По словам самого создателя, Микки Маус стал настоящим «плодом отчаяния»:

«Чтобы удержаться на плаву, нам нужно было срочно придумать нового персонажа. Мы перебирали в уме всех животных, которые могли бы стать героями мультфильмов нашего времени. Все хорошие варианты — привлекательные «мультяшки», которых легко нарисовать — казалось, были заняты другими анимационными компаниями. Наконец, мы решили нарисовать мышь. Это и был Микки».

18 нояря 1928 года состоялся официальный дебют Микки Мауса в мультфильме «Паровозик Вилли». Через 5 лет он стал настоящей «мультяшной» эмблемой Голливуда. Микки приносил доход около 1 миллиона долларов в год, был номинирован на премию «Оскар», а также вдохновлял детей по всему миру.

Наученный горьким опытом, Дисней «вцепился» в Микки Мауса мертвой хваткой. Однако Микки суждено было побороться с желанием публики сделать его всеобщим достоянием.

Закон о защите авторских прав был принят в США задолго до появления Микки Мауса. Первый из таких законодательных актов был принят в 1790 году и предусматривал сохранение авторских прав на срок до 28 лет (14 лет плюс дополнительные 14 в случае, если автор творения не умер). В 1831 году этот срок был продлен до 42 лет, а в 1909 — до 56 лет. Как поясняет издание Art Law Journal: «Лишь немногим работам нужен был такой продолжительный срок защиты авторских прав».

Как уже было сказано выше, Микки Маус появился на экранах в 1928 году, и на тот момент в стране действовал закон от 1909 года, предусматривающий сохранение авторских прав на срок до 56 лет. Согласно этому закону, авторские права Уолта Диснея прекращались в 1984 году.

С приближением этой даты сотрудники компании Disney начали заметно нервничать. На тот момент Микки Маус приносил руководству миллиарды долларов дохода в год. Потеря авторских прав на персонажа стала бы серьезным финансовым крахом. Уолт Дисней в тайне ото всех начал писать обращения в Конгресс с просьбой о пересмотре действующего законодательства.

Таблица, представленная ниже, наглядно демонстрирует изменения в законе об авторских правах, которых умудрились добиться сотрудники компании Disney:

Попытки Диснея, а также старания других международных корпораций с истекающими сроками защиты авторских прав, казались безнадежными. В 1976 году (за 8 лет до истечения срока защиты авторских прав Микки Мауса) Конгресс решил привести закон о защите авторских прав в США к европейскому образцу. Согласно новым правилам срок защиты авторских прав продлевался до 75 лет. Все работы, созданные до 1922 года в один миг стали достоянием общественности, а творения, созданные после 1922 года (включая Микки Мауса) могли не беспокоиться об авторских правах. Таким образом, срок действия защиты об авторских правах на Микки Мауса действовал до 2003 года.

В середине 1990-х годов Уолт Дисней опять почувствовал нависшую над ним угрозу. В 2003 году истекал срок защиты авторских прав Микки Мауса, в 2005 — Плуто, в 2007 — Гуфи, а в 2009 — Дональда Дака. Вся эта «банда» знаменитых персонажей стоила миллиарды долларов, поэтому Дисней опять начал писать обращения в Конгресс.

В 1997 году был издан «Закон о продлении срока охраны авторских прав». Теперь авторские права сохранялись вплоть до 95 лет.

По некоторым данным, Комитет политических действий в компании Disney потратил $149 612 на многочисленные кампании по продвижению вышеуказанного закона.

Ниже представлена диаграмма, отображающая расход средств компании Disney на обращения в Конгресс с целью изменения законодательства о защите авторских прав:

«Обращения в Конгресс — это наше личное дело», заявил пресс-секретарь компании Disney в своем интервью с CNN. — «Мы не хотим это обсуждать».

Невозможно с уверенностью говорить о том, повлияли ли обращения Уолта Диснея на действующее законодательство, однако уж слишком подозрительным кажется тот факт, что все результаты получились в их пользу. Законопроекты о защите авторских прав без проблем были одобрены Сенатом и Палатой Представителей без единого публичного слушания, без согласования и общественной огласки.

27 октября 1998 года срок защиты авторских прав на Микки Мауса был продлен еще на 20 лет (до 2023 года). Сенатор Хэнк Браун был единственным конгрессменом, кто высказался против вышеупомянутых законов: «Компания Disney обращалась в Конгресс в течение 20 лет с единственной целью — уберечь свои доходы», — позднее заявлял сенатор. — «Я считаю все эти действия грубым нарушением закона, ведь не было не единого человека, который защищал бы интересы общественности в этой ситуации».

Очевидное влияние компании Disney на законодательные органы подвергли жестокой критике. В это время сам Уолт Дисней подавлял любые поводы, которые могли привести публику в ярость.

В начале 1970-х годов аниматор Дэн О’Нил опубликовал серию пошлых комиксов, в которых насмехался над Микки Маусом. Затем он собрал команду под названием «Воздушные пираты» (Air Pirates), чтобы переделать известного персонажа на свой лад.

«Когда я был маленьким, Микки Мауса использовали, чтобы внушить детям, что все будет хорошо», — рассказывал позднее один из сообщников О’Нила. — «Однако весь этот псевдо-счастливый мир — всего лишь подделка. «Воздушные пираты» созданы для того, чтобы продемонстрировать зрителям, что Микки не всегда побеждает».

Однако Микки все же выиграл. Дисней подал в суд на О’Нила и получил от него компенсацию в размере $200 000 за нарушение закона об авторских правах.

Ниже представлена страница из вышеупомянутого комикса:

«Весь мир считает меня очаровательным. Тогда почему Минни отказывается спать со мной? И Дейзи тоже? Почему меня никто не хочет?»

В 1979 году, спустя всего несколько лет после продления срока защиты авторских прав Микки Мауса, О’Нил сформировал «Освободительное движение мышки Микки» (Mouse Liberation Front). Он нанял несколько художников-мультипликаторов, которые были огорчены законом о продлении защиты авторских прав, и стал рассылать в издательства комиксов пошлые изображения Микки Мауса. Дисней пригрозил «освободителям» очередным судебным разбирательством, и О’Нил отказался от своей затеи.

Спустя несколько лет, во времена принятия очередного закона об авторских правах от 1998 года, интернет-издатель Эрик Элдред решил изменить ситуацию с продлением авторства. Элдред обратился в Конгресс с заявлением о том, что новые законы противоречат Конституции (там сказано, что авторское право должно иметь ограниченный срок)

В 2003 году его обращение дошло до Верховного суда. Но несмотря на широкую общественную поддержку, суд отклонил эту жалобу. Судья заявил, что в Конституции четко прописано, что авторские права созданы для того, чтобы способствовать развитию науки и искусства. Эти строки не являются препятствием для изменения закона и увеличения сроков защиты авторских прав.

Следует ли «освободить» Микки Мауса?

Сегодня, Конгресс с легкостью снова может изменить закон об авторских правах (ведь срок защиты прав Диснея истекает в 2023 году). Но стоит ли делать это? Пойдет ли это на благо обществу или станет служить лишь защите частных интересов?

1. Авторские работы являются важным источником дохода не только для владельцев авторских прав, но и для США в целом.
2. Длительный срок защиты авторских прав способствует появлению новых произведений искусства.
3. Продолжительность жизни увеличилась, с тех пор как был принят первый закон о защите авторских прав, соответственно в настоящее время срок охраны авторства должен быть увеличен.

«Все эти аргументы являются в корне неверными до тех пор, пока не подкреплены статистическими данными», — сообщил по телефону специалист по авторским правам Деннис Каржала. — «Продление срока защиты авторских прав служит лишь личным интересам компаний. И кроме того, это наносит ущерб интересам общественности».

Но что специалисты подразумевают под ущербом? Почему людям стоит беспокоиться из-за продления срока сохранения авторских прав?

Исследования, проведенные профессором юридического факультета Иллинойсского Университета Полом Хердом, показали, что защита авторских прав сдерживает доступ общественности к творческим работам. Хелд просмотрел более 2000 книг на Amazon.com и выяснил, что работ, датируемых концом 1800-х, в свободном доступе больше, чем 1990-х. Он пришел к выводу: «Закон о защите авторских прав «сдавливает» книжный рынок с середины 20 века. Книги пылятся на полках, а не находятся в руках читающей публики».

«Копирайт коррелирует скорее с исчезновением авторских работ, нежели с их доступностью», — пишет Хелд. По сути, его исследование говорит о том, что из-за закона о защите авторских прав «книги пропадают из поля зрения». А как только срок охраны авторства истекает, они «возвращаются к жизни».

На диаграмме ниже отображено количество книг на сайте по десятилетиям:

Создается ощущение, что все эти аргументы не распространяются на Микки Мауса. Закон о защите авторских прав не отрезал его от общества: Микки постоянно находится во внимании общественности, и множество людей наслаждаются им ежедневно.

Однако специалисты по-прежнему утверждают, что продление срока защиты авторских прав ограничивает свободу тем, кто создает произведения по мотивам других произведений. Более того, по заявлениям экспертов, это приводит лишь к обогащению некоторых компаний, а также снижает развитие конкуренции.

Компания Disney продолжает усердно бороться за изменение закона об авторских правах. Но в то же время множество их собственных фильмов — «Алиса в Стране Чудес», «Король Лев», «Алладин», «Красавица и Чудовище» — созданы по мотивам других произведений, опубликованных ранее (таблица ниже наглядно демонстрирует это):

Disney сумел извлечь выгоду из произведений, авторские права которых истекли за сроком давности. При этом, руководство не заплатило ни копейки.

В конечном счете, все это не имеет значения. Даже если срок действия защиты авторских прав Микки Мауса закончится в 2023 году, у компании Disney есть 19 торговых марок, связанных с именем этого известного персонажа (от телевизионных шоу до тематических парков и видеоигр). Данный факт поможет защитить его от использования широкой публикой.

Согласно прецеденту 1979 года, торговая марка защищает персонажа до тех пор, пока он имеет так называемое «вторичное значение». Это означает, что персонаж неразрывно связан с создавшей его компанией: каждый раз когда человек видит его, он идентифицирует его с брендом. Адвокат по делам, связанным с авторскими правами Стефан Карлайл заявляет:

«Disney сделал Микки Мауса невероятно знаменитым, поэтому он стал исключительным символом всей компании. Нет никаких сомнений в том, что любой, кто увидит Микки Мауса (или даже просто его силуэт), сразу подумает о компании Disney».

К огорчению борцов за общественные права, можно смело заявить, что чем более влиятельным и узнаваемым становится интеллектуальная собственность компании, тем менее вероятно, что компания откажется от прав на обладание им.