Герои повести после бала. Проблематика, герои, сюжет рассказа Л

Иван Васильевич - главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». В образе главного героя автор изобразил портрет человека, который являлся типичным для той эпохи. Иван Васильевич был человеком, который жил очень скромно, ему были безразличны большие дела. Такой человек был похож на всех остальных, ничем не выделяясь из общей массы. Но, кажущаяся внешне «обыкновенность» этого человека, не является его полной характеристикой. Характером главного героя автор показал то, как должен относиться честный и порядочный человек к происходящему в обществе. Толстому очень доступно и понятно удалось изобразить недостатки, которые были присущи времени, описанному в рассказе. Иван Васильевич опытный человек, знающий жизнь. Он учит молодых людей и уважаем ими. Рассказывает Иван Васильевич молодому поколению о «делах давно минувших дней». Наверное, для того, чтобы показать насколько похоже прошедшее время и настоящее. Но, началось все с того, что в сороковых годах девятнадцатого столетия Иван Васильевич был «веселым и бойким малым, да еще и богатым».

В это время он был студентом, учился в университете. Кроме учебы, которой отводилось определенное время, главный герой развлекался, посещал балы, на которых поражал присутствующих своим умение танцевать. Он имел успех среди женщин. Иван Васильевич жил жизнью, которой жили многие другие молодые люди той эпохи. Он не задумывался о каких-либо нравственных категориях, важных делах. Как и свойственно всем молодым людям - Иван Васильевич влюбился. Он полюбил девушку по имени Варенька, которая была дочерью полковника Б. Девушка была красива и не лишена внимания многих молодых людей. Однажды, Иван Васильевич очутился на балу у одного богатого камергера, который являлся губернским предводителем дворянства. На этом шикарном балу была и возлюбленная Ивана Васильевича.С которой он танцевал почти весь вечер. В этот момент Тван Васильевич чувствовал себя счастливым человеком. Он не знал? отвечает ли ему девушка взаимностью, но ее улыбка, взгляд делали его счастливым. Иван Васильевич был опьянен своим чувством, все вокруг ему казалось прекрасным. На Ивана Васильевича произвел огромное впечатление и отец Вареньки: «статный, высокий и свежий старик». «Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Отец, танцуя со своей дочерью, выглядел достойно, грациозно, изящно. Весь его облик, наличие множества орденов, вызывали у Ивана Васильевича уважение. Иван Васильевич обратил внимание на сапоги старого полковника: они были старомодны. Но, отсутствие новых сапог у полковника, как говорили люди, было вызвано желанием лучше одевать свою дочь. Такая забота о дочери вызывала у Ивана Васильевича восхищение и уважение.

После бала, находясь под впечатлением от этого шикарного действа, Иван Васильевич не может заснуть. И молодой человек принимает решение отправиться в дом к полковнику Б., чтобы еще раз увидеть свою любимую Вареньку. На пустыре, перед домом полковника, Иван Васильевич увидел, как солдаты вели другого солдата-татарина, который был привязан к прикладам. Этот солдат был наказан за побег и проходя сквозь строй, он подвергался жестоким ударам со стороны других солдат. Рядом с этим строем Иван Васильевич увидел отца своей любимой, который бил по лицу солдата, который, по мнению полковника, недостаточно сильно бил наказанного. Эта сцена заставила Ивана Васильевича задуматься: как может так жестоко поступать человек, который на балу был таким веселым, заботливым по отношению к дочери? Увиденное перед домом полковника повлияло на Ивана Васильевича. Он передумал быть военным. Эта картина даже охладила чувства Ивана Васильевича к Вареньке. Иван Васильевич понимал, что, наверное. полковник поступил так, как было нужно, как было принято. Но, должна быть и моральная сторона поступков. Бить беззащитного человека - это безнравственно. Таким образом, Лев Николаевич Толстой показал, что человек (в данном случае Иван Васильевич), не решается открыто высказать свой протест против происходящего, а то, что произошло, было порождением существующих в государстве порядков, беззакония. Но, внутри Ивана Васильевича бурлит протест против существующего строя, против законов и устоев, по которым живет современное ему общество.

    В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после...

    1. Контрастность цветовой палитры. 2. Контрастные чувства и вещи. 3. Связующее звено контрастных отрывков. В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся...

    В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит...

    Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий свежий старик, сложен он был прекрасно. Полковник сначала отказывался танцевать с дочерью, но потом всё же согласился… Грандиозная фигурка Вареньки плыла около него, видно было, что её отец когда-то...

Характеристика героя

Иван Васильевич – главный герой рассказа. От его лица ведется повествование.
Действие рассказа происходит в провинциальном городе в 1840-х гг. В то время И.В. был студентом и жил, наслаждаясь своей молодостью. На масленицу герой был приглашен на бал к губернскому предводителю. Там же присутствовала и «дама его сердца» - Варенька Б.
От любви к ней И.В. «был счастлив, блажен, …был…какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Герой чувствует, что он любит всех людей. Все они такие замечательные: и хлебосольный предводитель с супругой, и дама с пухлыми плечами, и отец Вареньки, который так трогательно и заботливо танцевал со своей дочерью. Весь вечер молодые провели вместе.
После этого, под влиянием впечатлений, И.В. идет бродить по городу. Под утро, в первый день Великого поста, И.В. наталкивается на страшную картину. Он видит наказание беглого татарина. Его пропускают через строй солдат, каждый из которых сечет голую спину татарина шпицрутенами. Спина татарина превратилось в месиво: «пестрое, мокрое, красное». Несчастный татарин умоляет солдат о пощаде: «Братцы, помилосердуйте». Но за тем, чтобы «братцы не помилосердовали», строго следил полковник Б., отец Вареньки. Он шел «твердой, подрагивающей походкой» в паре с татарином. Один из солдат «мажет», ослабляет удар, за что полковник Б. бьет его по лицу. И.В. пришел в ужас от увиденного. Он подумал, что, вероятно, полковник знает что-то, что позволяет ему так вести себя и на балу, и на плацу. Но сам герой не способен на такое лицемерие. Он отказывается от военной службы и от женитьбы на Вареньке.

Когда люди говорят о Л. Н. Толстом, то сразу вспоминаются замечательные эпические произведения русского классика, такие как «Война и мир» или «Анна Каренина». Но Лев Николаевич хорош и в малых формах. Когда он берется за рассказ или повесть, ему ничуть не изменяет его талант. В фокусе внимания - «После бала». В настоящей статье будет рассмотрена характеристика героев «После бала».

Сюжет

Поводом для рассказа выступает старая история, извечный вопрос: среда делает человека или человек создает среду своего обитания. Идет разговор между знакомыми людьми, и касается он личного совершенствования.

Главный герой Иван Васильевич, человек, всеми уважаемый в том кругу, где ведется беседа, рассказывает одну историю из своей жизни, которая опровергает тот факт, что человека формирует среда.

Было это давным-давно, один из главных провинциальных чиновников устраивал бал в честь последнего дня Масленицы. Приехал на бал весь провинциальный бомонд.

Иван Васильевич был тогда студентом университета из того же города. Делать было нечего, и основное развлечение - посещение подобных мероприятий. На этом балу он увидел девушку - Вареньку Б. и без памяти в нее влюбился. Танцевал только с ней. Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, который вместе с супругой почтил всех собравшихся своим присутствием на празднике.

Отцу надо было уезжать домой. И на прощание он станцевал с дочерью, да так лихо, что все были в совершеннейшем восторге. Видя это, молодой Иван Васильевич проникся к старику теплыми чувствами. Полковник уехал, а молодые люди (Варенька и Ваня) все еще плясали. Под утро все разъехались. Здесь затихают события произведения «После бала». Герои рассказа не могут пока подозреваться в чем-то скверном.

Герою не спалось, и он пошел шататься по городу. Нечаянно, бессознательно пришел к дому своей зазнобы. На поле, прилегающем к дому, стоял строй солдат. Под барабанный бой и звуки флейты пускали сквозь строй беглого татарина. Его били со всего маху палками по спине. Спина уже превратилась в кровавое месиво, а сам он только повторял: «Господи, братцы, пощадите». Говорил он это тихо, потому что на крик у него уже не хватало сил.

Руководил пыткой «милый полковник», недавно отплясывающий с дочкой на балу. После этого события любовь Ивана Васильевича к Варе прошла. Каждый раз, когда он смотрел на ее лицо, он видел татарина и его спину.

Может быть, читателя утомила излишняя детализация сюжета, но его рассмотрение совершенно необходимо, дабы понять, какая характеристика героев «После бала» им более всего соответствует.

Иван Васильевич - человек, у которого проснулась совесть

Что тогда произошло с Иваном Васильевичем? Тогда, после бала, у него проснулась совесть, и он сам пробудился ото сна. Да так, что кажется его, будто кнутом стеганули, настолько внезапным было осознание низости генерала, «света», который ничем не отличается от тьмы в нравственном, моральном смысле. Итак, уже можно сказать, что первая характеристика героев «После бала» готова: главного героя можно определить как человека, у которого есть совесть.

Полковник

Здесь все уже немного сложнее. Нельзя сказать, что полковник и его дочка - люди бессовестные. Для них просто иерархия, существовавшая в России в 19-м веке, - это нормально. Нормально и то, что они после праздника могут размяться или успокоить возбужденные нервы пыткой человека. В этом нет ничего из ряда вон выходящего.

Читатель справедливо может сказать, что если уж и задумываться над тем, какая характеристика героев «После бала» (подразумевая при этом конкретно полковника), то нужно винить во всем только старого солдата. О нет, так не пойдет. Женщины полковника виноваты в его изуверствах ничуть не меньше, чем он сам. Ведь они ему не мешали их совершать.

Варенька

О дочке изувера нельзя сказать ничего плохого, но нельзя о ней сказать и хорошего. Она безликий персонаж повествования. От нее останется только одно воспоминание: была потрясающе красива, но содержательно ее трудно определить, если речь идет о раскрытии темы «Характеристика героев “После бала”».

Моральные вопросы, поднимаемые в произведении

Итак, здесь в центре проивзедения вечный спор о противоборстве личности и общества. Также автор заостряет свое внимание (и внимание читателя) на мерзости человеческого двуличия и двоедушия.

Л. Н. Толстой в этом рассказе даже косвенно дает ответ на вопрос, почему, собственно, случилась русская революция: потому что «верхи» позволяли себе такое обращение с «низами», и «низы» отомстили. Таково краткое нравственное содержание «После бала». На самом деле этот рассказ может раскрыться веером и других моральных проблем, но это уже совсем другая история.


В основе сюжетной линии рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит история из жизни, случившаяся с очевидцем событий. Образ и характеристика Полковника на балу и после бала раскроет двуличность главного персонажа, обнажив его истинную сущность. Характеристика полковника Б происходит через призму восприятия его Иваном Васильевичем. Он акцентирует внимание на том, как разительно отличается внешний вид и поступки полковника на балу и после него.

Полковник Б – Петр Владиславович Б. Центральный персонаж рассказа. Отец Вареньки.

Семья

Его семья жена и дочь Варенька. Проживали они в провинциальном городе, в добротном доме. В дочери полковник души не чаял. Все деньги уходили на нее. Балы, дорогая одежда требовали немалых денежных вложений. Отказывая себе во всем, он старался, чтобы дочь ни в чем не нуждалась. Примерный отец и семьянин. Он казался образцом для подражания, вызывая невольную зависть.

Внешность

Высокий, статный мужчина в возрасте. Румяное лицо с подвитыми усами. Аккуратные бакенбарды. На лице всегда блуждала ласковая улыбка. Взгляд блестящих глаз открыт. Походка твердая, уверенная. Он располагал к себе, вызывая невольное уважение и почитание.

Одежда

Петр Владиславович всегда носил форму. Увидеть его в штатском большая редкость. Мундир полковника безупречен. Сапоги хороши, но давно вышли из моды. Сбитые, без каблуков. С острыми, четвероугольными носками. На руках черные замшевые перчатки.

На балу

На очередном балу, куда полковник привез дочь, он, как всегда, был галантен и учтив. Было видно, какие у них с дочерью доверительные отношения. Он казался искренним, всем поведением и видом показывая любовь к Вареньке. Когда они кружили по залу, с них не сводили глаз. За этой парой приятно было наблюдать.

Полковник любил танцевать. Несмотря на преклонный возраст, старался не пропускать подобных мероприятий. Иван Васильевич, рассказчик, при первой встрече с бравым военным, был очарован им, как и другие. Все изменилось, когда ему пришлось увидеть полковника во время службы. Произошла эта встреча уже после бала.

После бала

Праздник закончился. Гости разошлись. После бала сон не шел. Эмоции переполняли Ивана Васильевича. Он направился к дому Вареньки и невольно стал свидетелем неприглядного зрелища, где главная роль была отведена полковнику. На этот раз, уже без парадного мундира, он выполнял свои непосредственные обязанности.

Перемены были разительны. Он изменился не только внешне, но и внутренне. В нем не осталось ничего человеческого. Наказанию подвергся солдат, пытавшийся совершить побег. Полковник оставался глух и нем к его мольбам о пощаде. Ему казалось, что он недостаточно наказан. Его гнев обратился на подчиненных. Он орал на них, унижал, заставляя причинить еще большую боль провинившемуся солдату.

Увидев Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что не узнал его. Отвернулся и продолжил свое грязное дело. Трудно представить, что еще недавно он нежно щебетал с дочерью, был галантен с дамами, шутил и смеялся, радуясь жизни. Сняв маску с лица, он принял истинный облик, который тщательно скрывал.

Кто виноват в случившемся

Что за человек на самом деле полковник? Садист или жертва сложившихся обстоятельств? Петр Владиславович не считал себя виноватым. Он выполнял свою работу. В то время палочная дисциплина для армии была нормой. Так было принято. Характер этого человека формировало общество, окружавшее его. Жестокий век с его нравами калечил души людей, превращая их в моральных инвалидов.

Один из коротких рассказов Льва Николаевича Толстого «После бала» наводит на грустные размышления. Немного коснемся истории создания. Произведение было написано в 1903 году, однако, увидело свет только в 1911 году. Основанный на реальных событиях (из исторических архивов известно, что история произошла с родным братом автора – Сергеем Николаевичем), этот рассказ не оставит равнодушными читателей, ведь описанное здесь потрясло самого Льва Толстого.


Главные герои рассказа:

Иван Васильевич – рассказчик, поделившийся историей о своей самой сильной любви и тем, что явилось причиной её внезапного угасания. Человек, который не равнодушен к прекрасному, желающий видеть в ближнем хорошие черты, но кто не может терпеть насилие над личностью. Ему претит угнетение бедных, несчастных людей. Жалость к изувеченному солдату, пусть и провинившемуся, над которым продолжают бесчеловечно издеваться, несмотря на мольбы, не проявляя никакой милости, вводит героя в состояние отчаяния, даже до того, что он решается напиться с другом до беспамятства. Особенно юношу поражает тот факт, что руководит процессом экзекуции полковник, отец возлюбленной Вареньки. После этого он принимает решение никогда не быть военным, хотя вначале и желал этого.

Варенька – дочь полковника Петра Владиславовича, невеста Ивана Васильевича, объект его большой любви. Очень красивая, грациозная девушка с ласковым взглядом.

Отец Вареньки, полковник Петр Владиславович – поначалу произвел хорошее впечатление на Ивана Васильевича, такое, что тот испытал даже «восторженно-нежное» чувство по отношению к нему. Однако, очарование развеялось, когда рассказчик увидел полковника руководящим процессом избиения провинившегося беглеца-татарина, которого по приказу Петра Владиславовича каждый находившийся в строю солдат бил палками. Ни жалости, ни сострадания, одна жестокость и злоба – таким оказался на самом деле отец Вареньки.

Начало рассказа: Иван Васильевич выражает свое мнение

В одном доме шла неторопливая беседа, суть которой заключалась в том, что на поведение человека в большинстве случаев влияет внешняя среда. С этим был категорически не согласен Иван Васильевич, и, решив доказать свою правоту, начал рассказывать историю, произошедшую с ним однажды.

Любовь к Вареньке

«Был я сильно влюблен» – так начинает Иван Васильевич грустный рассказ об эпизоде своей жизни. Объектом его воздыхания оказалась Варенька, дочь полковника, Петра Владиславовича, очень красивая девушка – в свои восемнадцать лет грациозная и даже величественная. С её лица не сходила ласковая улыбка, и это еще больше пленило Ивана Васильевича. Сам он характеризует себя как богатого молодого человека, увлекающегося балами и радующегося жизни. И вот однажды, в последний день масленицы, довелось ему попасть на бал к губернаторскому предводителю.

На балу…

В этот день все было замечательно: рассказчик танцевал только с Варенькой. «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро…» – так описывает свое состояние Иван Васильевич. Любовь к дочери полковника все более и более росла в его душе. После обеда хозяйка уговорила Петра Владиславовича пройтись один тур мазурки вместе со своей дочкой, и все были в восторге от этой пары.
Герой был счастлив, и боялся только одного: чтобы что-нибудь не омрачило светлой радости, царившей в душе. К сожалению, очень скоро его опасения оправдались.


«Вся жизнь переменилась от одной ночи…»

Придя домой после бала, Иван Васильевич был настолько возбужден, что никак не мог заснуть. Тогда он еще не знал, что через несколько минут примет решение, которое окажется судьбоносным. И вроде бы ничего особенного – гонимый бессонницей, решил влюбленный юноша пройтись по городу ранним утром. Если бы он знал, во что выльется эта невинная прогулка. Душа юноши была наполнена красивой музыкой, под которую он танцевал на балу, но вдруг послышались совсем другие звуки: жесткие, нехорошие.

Приблизившись, он увидел страшную картину: навстречу шел «оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его».

Это был пойманный дезертир, которого проводили сквозь строй, и каждый солдат был обязан ударить беглеца. Порой человеческая жестокость не знает границ, и это в ярких красках постарался передать автор.



Разочарование в отце Вареньки

Страшное зрелище навсегда запечатлелось в сознании Ивана Васильевича, еще несколько часов назад считавшего полковника довольно-таки милым человеком. Сейчас он был жестоким, немилосердным, страшным. «Будешь мазать, будешь?!» – кричал Петр Владиславович на солдата, который недостаточно сильно ударил дезертира… Никто не прислушался к тихой просьбе бедного страдальца, который еле слышно шептал: «Братцы, помилосердствуйте». И приятные чувства Ивана по отношению к отцу Вареньки вмиг улетучились, оставив место горькому удивлению, разочарованию, даже потрясению. Немудрено, что молодой человек в то утро напился вместе с приятелем.

«Любовь сошла на нет…»

С той поры Иван Васильевич уже не мог относиться к Варе, как прежде. Встречая её, каждый раз он вспоминал полковника на площади. И любовь постепенно растаяла.
«Так вот отчего может измениться судьба человека» – заключил рассказчик. Увы, к величайшему сожалению, бывает и так.

Замысел автора при создании рассказа «После бала»

Бесчеловечное отношение к людям, к сожалению, было нормой в те дни. И это отчетливо понимал Лев Николаевич Толстой, который, хотя и был графом, всей душой сочувствовал страдающему народу.

На протяжении всей повести автор дает читателю повод поразмышлять над вопросом: так что же делает человека жестоким или, наоборот, добрым? Среда, где он обитает? Или все-таки что-то другое? Но может ли быть однозначным ответ на столь сложный вопрос? И каково мнение самого автора?

Позиция Льва Николаевича Толстого: на стороне моральных принципов

На протяжении всей жизни Лев Толстой испытывал мучения от того, что человек живет как безбожник, и это не может не сказываться на поведении, взглядах. Угнетение бедных богатыми, явные пороки знати и тех, кто сумел занять какое-то положение в обществе – все приводило писателя в смятение чувств. Имея потрясающий дар облекать мысли в слова, Лев Николаевич стал автором романов, повестей, рассказов, отражающих суть его переживаний. Он был убежден в том, что в человеке, несмотря на все зло, хранится некоторая «высшая разумность», заложенная Творцом. Но так ли это? Стараясь исполнять христианские заповеди, Лев Толстой не осознавал главного: весь мир лежит во зле, и собственными усилиями порок не победить. Для этого просто необходима сила Божья.