Городские и сельские поселения. Теоретические основы развития малых городов и сельских поселений

Населенные места подразделяются следующим образом:

Городские, к которым относятся города и поселки городско­го типа, города-спутники (сателлиты), которые возникают вбли­зи крупных промышленных городов;

Сельские;

Основным признаком типа населенных мест служат числен­ность населения и связь его преобладающей части с определен­ными видами деятельности.

Города – это крупные населенные пункты, основная часть жи­телей которых занята в промышленности, науке, культуре, обслу­живании здравниц, управлении. Минимальная численность насе­ления городов составляет 12 тыс. чел. При этом лимитирова­на также доля населения несельскохозяйственного труда – от 85%.

Города-спутники располагаются вокруг больших и крупных го­родов на расстоянии 30-60 км от них. С их помощью разуплотня­ют густонаселенные города. Города-спутники рассчитаны на 60-80 тыс. чел. В них размещаются жилые районы и отдельные промышленные предприятия на 15-20 тыс. работающих. В горо­дах-спутниках могут также располагаться научные центры, выс­шие учебные заведения. Основным условием для их размещения должна быть хорошая транспортная связь с городом. Города-спут­ники созданы в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга, Кие­ва, Харькова, Куйбышева и других городов. В качестве научных центров построены Дубна, Обнинск. Отдельные отрасли промыш­ленности, связанные с научно-исследовательскими и учебными институтами, развиваются в Зеленограде, Жуковском под Моск­вой, в Академгородке под Новосибирском.

В других странах приняты иные классификации городов. Мини­мальное число жителей города там составляет лишь несколько со­тен человек.

Города имеют ведущее значение среди всех мест расселения, так как они – центры развития культуры, промышленности, транс­порта. Города – наиболее экономичный вид расселения в отноше­нии капитальных затрат, эксплуатационных расходов по водопро­воду, канализации, энергоснабжению, дорогам и другим видам благоустройства.

Большинство современных городов – промышленные . Они яв­ляются административными и культурными центрами районов, областей, краев, республик.

На территории страны открываются все новые естественные богатства, что ведет к возникновению в необжитых районах нового промышленного и транспортного строительства. Возникают новые населенные места и развиваются существующие города и поселки.

Поселки городского типа – населенные места от 0,5 тыс. до 12 тыс. жителей, преобладающая часть населения которых связана с промышлен­ным производством, транспортом или обслуживанием.

Сельские населенные места имеют малую численность населе­ния, преобладающая часть которого занята в сфере сельского хозяйства. Их подразделяют на деревни и села. Деревня – это малое поселение, село - более крупное, которое является ад­министративным, производственным, сельскохозяйственным центром.

В ходе градостроительной деятельности должны учитываться особенности поселений, в том числе численность их населения, научно-произ­водственная специализация указанных поселений, а также их зна­чение в системе расселения населения и административно-терри­ториального устройства Российской Федерации.

Поселения Российской Федерации делятся на городские (го­рода и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки).

В зависимости от численности населения различают следую­щие городские поселения:

Крупнейшие города (свыше 1 млн);

Крупные города (от 250 тыс. до 1 млн чел.);

Большие города (от 100 тыс. до 250 тыс. чел.);

Средние города (от 50 тыс. до 100 тыс. чел.);

Малые города и поселки (до 50 тыс. чел.).

(СНиП 2.07.01-89)

Сельские пункты в зависимости от численности населения подразделяют:

На крупные поселения (свыше 5 тыс. чел.);

Большие поселения (от 1 тыс. до 5 тыс. чел.);

Средние поселения (от 200 до 1 тыс. чел.);

Малые поселения (менее 200 чел.).

(СНиП 2.07.01-89)

Города классифицируют по следующим признакам:

Численность населения;

Административное значение (федеральный, республиканский, областной, районный центры);

Народнохозяйственное значение (промышленный центр, транспортный узел, курорт и др.);

Местные естественно-исторические особенности;

Характер застройки.

Для решения градостроительных задач важно знать все призна­ки в этой классификации. По численности населения классифи­кация городов приведена в градостроительном кодексе РФ. По­селки городского типа делят на следующие категории: большие – более 10 тыс. чел.; средние – от 5 тыс. до 10 тыс. чел.; малые – от 3 тыс. до 5 тыс. чел.

В мире насчитывается более 220 сверхкрупнейших и около 2000 больших городов. В России 12 крупнейших и сверхкрупнейших го­родов, а крупных – 59. В наше время особенно интенсивно растут именно такие города. Их развитие тесно связано с научно-техни­ческим и социальным прогрессом. Значительная роль в экономи­ческой, политической и культурной жизни принадлежит горо­дам-миллионерам.

За последние 20 лет в мире определилась тенденция увеличе­ния численности больших городов до невиданных размеров. За это время возникло 3/4 всех городов-миллионеров. Особенно быстро они появляются в странах с низким уровнем жизни сель­ского населения. За счет сельских жителей, стремящихся улуч­шить условия проживания, увеличились следующие города: Сан-Паулу в Бразилии – в три раза; Сантьяго в Чили – на 800 тыс. чел., Каракас в Венесуэле – в пять раз. Некоторые города, хаотически, стихийно увеличиваясь, срастаются в целые агломера­ции – супергорода. Примером может служить гигантская агломе­рация, протянувшаяся на 250 км от Бостона до Филадельфии. Ее центр – Нью-Йорк, население которого вместе с пригородами составляет более 16 млн чел.

Первые города-миллионеры в нашей стране определились еще в конце XIX в. Это были Санкт-Петербург (по данным 1890 г. – 1 млн 38,6 тыс. жителей) и Москва (по данным 1897 г. – 1 млн 38,6 тыс. жителей). В середине XX в. третьим городом-милли­онером стал Киев.

Остальные признаки классификации характеризуют города по соотношению объемов разной этажности, степени озеленения, характеру благоустройства и т.д.

Различие городских и сельских поселений

Исторически создание предпосылок для разделения поселений на городские и сельские связано с общественно-территориальным разделением труда, которое приводит, прежде всего, к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и, тем самым, к отделению города от деревни. Это обусловливает развитие двух основных типов поселений - городских (города) и сельских (села, деревни, хутора и др.).

Городские поселения - населенные пункты, выполняющие следующие народнохозяйственные функции (одну или несколько в различных сочетаниях): 1) промышленную; 2) транспортную; 3) организационно-хозяйственную, культурно-политическую и административную; 4) функции организации отдыха и лечения (курорты). Для определения городских поселений необходимо исходить из совокупности признаков: численности населения, его занятости, экономического и культурного значения населенного пункта - с учетом местных особенностей различных стран и районов.

К сельским поселениям можно отнести в основном небольшие населенные пункты, жители которых занимаются территориально рассредоточенными видами деятельности. Для сельских поселений существует великое множество названий. Если взять только Россию, то здесь - это села, деревни, выселки, хутора, станицы и т.д. В других странах применяются свои специфические названия (аулы, кишлаки и др.). И хотя названия отражают в некоторой степени функциональную специфику сельского поселения, говорить о научной типологии сельских поселений на этой основе вряд ли возможно. По преобладающим функциям в общественном разделении труда можно выделить два крупных типа сельских поселении: сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Выделяется также тип - агроиндустриальные поселки.

«Сельскохозяйственный» и «сельский несельскохозяйственный» населенные пункты - понятия, конкретизирующие производственную направленность поселений сельского типа. В первом случае это поселения, жители которых преимущественно заняты сельскохозяйственным трудом, во втором - населенные пункты, жители которых заняты вне сферы сельского хозяйства и участвуют в осуществлении иных территориально рассредоточенных функций (лесное хозяйство, обслуживание транспорта, эксплуатация рекреационных ресурсов и т.п.). Понятие «агроиндустриальный поселок» сочетает в себе черты двух предыдущих типов. Сам поселок формируется на основе развития в сельской местности промышленности, в первую очередь перерабатывающей сельскохозяйственное сырье.

Системное изучение города и деревни не может основываться лишь на одном критерии, так как каждый из них отражает только одну сторону понятий. Для всестороннего изучения городских и сельских поселений нужно привлекать систему критериев.

Приведем приблизительную схему критериев «города»» и «деревни»:

    численность населения и степень его стабильности; характер естественного и механического движения населения;

    характер и сложность отраслевой и профессиональной структуры общественного производства, степень развития промышленности, строительства, транспорта;

    уровень организации материально-пространственной среды, степень благоустройства поселения;

    уровень развития обслуживания (сферы услуг), т.е. организация всех форм социального потребления;

    социальные функции поселения (его роль в управлении обществом и народным хозяйством, функции по отношению к окружающим населенным пунктам);

    образ жизни населения;

    состояние сознания (специфические для данного населения нормы и ценности); характеризующая его дифференциация потребностей;

    отношение к населенному пункту как к городу или как к деревне.

В целях доведения классификации поселений на «города» и «деревни» до операционального уровня, помимо формулирования теоретических критериев, необходимы:

    система конкретных показателей, соответствующих каждому критерию;

    система «пороговых» значений показателей, характеризующих переход от «деревни» к «городу»;

    информация о количественных значениях этих показателей для совокупности изучаемых поселений.

Различия между городскими и сельскими поселениями в перспективе будут сокращаться, но пока они не исчезли, было бы целесообразно изменить основную типологию поселений (по критерию отношения их жителей к главным сферам общественного производства), приспособив ее к новым условиям - все большей урбанизации села и распространению несельскохозяйственных занятий в сельской местности. Все поселения можно разделить на городские (городского типа) и негородские; в составе первых выделить два класса: города и городские поселки, в составе вторых - также два класса: поселки (поселения несельскохозяйственного профиля) и села.

У жителей сельской местности по большей части показателей качества жизни отмечается сниженный уровень удовлетворенности жизнью. У жителей города по показателям удовлетворенности жизнью преобладает нормальный уровень качества жизни. При этом представители города и села неудовлетворенны уровнем дохода своей семьи и своего в частности. Особенно недовольны своим финансовым положением жители села, и это понятно, т.к. заработная плата в сельской местности ниже, чем в городе, а жители сел сравнивают свои доходы именно с городскими, а не со средними заработками по месту жительства. Размеры жилой площади и благоустройство жилья также не устраивают опрошенных из города и из села. И если размеры жилой площади, по мнению отвечавших, приближаются к удовлетворительным, то благоустройство квартиры или дома оставляет повод для недовольства. И жители города, и жители села, без сомнений, хотели бы жить в комфортных условиях, но в городе существует проблема цен на желаемое жилье, а в сельской местности – проблема обеспечения коммунальных услуг (многие из опрашиваемых живут в неблагоустроенных домах). По-видимому, именно эти две проблемы препятствуют установлению нормального уровня удовлетворенности жильем. Климатические и экологические условия вполне устраивают жителей села. В отличие от них, жители города не могут отметить высокую степень удовлетворенности по этим аспектам. При этом, горожане в достаточной степени удовлетворены бытовыми условиями в месте проживания, в которые включены магазины, услуги и т.п., чего нельзя сказать о жителях села, которые испытывают на себе некоторые ограничения в бытовом плане в связи с отсутствием желаемого ассортимента в магазинах, возможности выбирать услуги и др. Такие различия в оценке удовлетворенности условиями в месте проживания адекватны и даже предсказуемы в связи физическими и экономическими особенностями жизни в данных двух типах поселений. Достаточно четкие различия наблюдаются между сельскими жителями и городскими в семейной сфере. Удовлетворенность семейной жизнью у жителей города значительно выше, чем у жителей села. Можно предположить, что доход семьи, помимо всех прочих факторов, влияет на степень удовлетворенности семейными отношениями. Следовательно, у жителей города удовлетворенность семейной сферой выше из-за более высокого дохода. Удовлетворенность питанием также напрямую связана с доходами населения. Разнообразием продуктов одинаково довольны представители обоих населенных пунктов, а вот количеством пищи - жители города довольны больше. Этот факт можно объяснить финансовой возможностью групп населения: в городе благодаря более высоким заработкам выше и возможность купить нравящиеся вещи, продукты, услуги в необходимом количестве.

Удовлетворенность работой – многомерное образование, но в любом случае, все аспекты тесно связаны с фактором оплаты работы. Отношения с начальством и коллегами по работе отмечены опрашиваемыми людьми обеих групп как вполне удовлетворительные. Отношения с коллегами несколько лучше, чем отношения с начальством. Жители села ограничены в возможностях профессионального и карьерного роста в связи с особенностями места жительства, поэтому данная составляющая удовлетворенностью работой в целом вызывает чувство неудовлетворенности. Этот факт фрустрации потребности в росте, а также неудовлетворительная заработная плата, находит отражение в оценке степени удовлетворенности работой в целом: жители села указали на сниженное состояние в этой сфере жизни.

Удовлетворенность социальной поддержкой со стороны друзей, родственников, семьи и т.д. одинаково высокая у представителей обоих видов населенных пунктов. Состояние здоровья, своего, а также детей и жены или мужа сельские и городские жители оценивают как хорошее в приблизительно равной степени. Зато в плане душевного состояния городские жители отличаются более высокий уровень, чем жители села. Этот факт объясняется тем, что жители села, как уже отмечалось ранее, испытывают чувство неудовлетворенности в большем количестве аспектов жизни, поэтому больше переживают, разочаровываются, грустят и т.п., а все эти состояния понижают общую душевную стабильность и спокойствие.

В целом качество своей жизни сельские и городские жители оценили как нормальное, но в связи с вышеперечисленными различиями и особенностями жизни в селе и в городе, жители города считают, что их жизнь складывается хорошо, а жители села дали среднюю оценку.

Если обобщить результаты по двум группам, то можно сделать вывод о том, что больше половины представителей обоих населенных пунктов чувствуют в себе силы и способность заниматься предпринимательской деятельностью. Данное стремление и готовность объясняется в первую очередь желанием улучшить свою экономическую ситуацию, а частные предприятия, свое дело, работа без начальства на себя, напрямую ассоциируются у людей с возможностью повысить свою материальную обеспеченность. Жители села, работая в организациях, на предприятиях, в фирмах и т.п. получают определенную заработную плату, которая одних работников устраивает, а других – нет. И как можно пронаблюдать по ответам, те, кого заработная плата не устраивает, составляют 100%. Это видно по тому, что все жители села указали в своих ответах готовность сменить работу с целью увеличения дохода, причем большая часть опрошенных (52.2%) готова сменить рабочее место на более оплачиваемое без каких-либо условий. А остальную часть опрошенных более всего заботят их знания, умения, компетенция, которые необходимы для новой работы. Наличие знакомых, работающих в новой для опрашиваемых людей сфере не имеет большого значения. Жители города сильно отличаются в плане смены рода деятельности от жителей села. Так, можно отметить, что жители города не готовы рисковать, боятся потерять их рабочее место. Хотя в целом горожане согласны поменять область работы с целью увеличения заработка, но они хотят быть уверены, что это действительно лучший вариант работы, и они смогут там работать. Таким образом, из городских жителей примерно пятая часть готовы сменить место работы на более доходное на любых условиях. Многие жители города не готовы уйти на другую работу. Это может объясняться, например, тем, что их устраивает доход, также возможно, дает знать о себе высокая конкуренция по месту работы в городе, т.к. найти замену работнику проще, чем в селах, поэтому горожане боятся потерять уже имеющееся рабочее место. Основными условиями при переходе на другую работу для городских жителей выступают знания, умения, способности к ней, а наличие знакомых на новом рабочем месте является незначимым моментом. Здесь наблюдается сходство городских жителей и сельских: и те и другие, прежде всего, сопоставляют свои способности и возможность работать на новой работе.

Все полученные данные позволяют говорить о том, что образ жизни богатых людей более позитивный и более привлекательный, т.к. отмечаются в основном наличие некоторой беспечности, отсутствие проблем, жизнь ассоциируется со сплошным отдыхом и праздником, а ее смысл заключается в трате денег. В отличие от богатой жизни, жизнь бедных воспринимается негативно и ассоциируется с целым «букетом» проблем. Образ жизни бедных не содержит привлекательных моментов. Если сопоставить мнения об образе жизни бедных и богатых, то можно отметить некоторую незрелость и искаженность восприятия богатства. Отмечены были практически одни положительные моменты богатства и способы траты денег. Среди ответов мы не видим тех, что указывали бы на процесс зарабатывания денег, проблем, сопутствующих большим деньгам и т.п. Возможно, такое искажение происходит за счет влияния средств массовой информации, пропагандирующих красивую жизнь, влияния личных и общественных стереотипов восприятия жизни богатых, а также не исключено в какой-то степени и влияние зависти к такой жизни и желания жить таким способом, в результате чего происходит сглаживание существующих негативных моментов. В то же время более реалистичная картина богатых людей и их образа жизни, отмечаемая в ответах городских жителей может объясняться более широким кругом источников информации, которые повышают вероятность получения истинных сведений, реальных фактов о жизни богатых и бедных.

Я родился в деревне и жил там до самого окончания школы. Потом я поступил в университет в большем городе. На своем опыте я ощутил, как отличается жизнь в сельской местности и в городе, и могу ответить, где лучше жить.

Чем поселки и села отличаются от городов

Я заметил, что с каждым годом мое село все больше начинает обрастать благами, присущими городу. Но в нашей стране еще много деревень в глуши, которые радикально отличаются от городов.

Главным отличием села и города является количество жителей и размер населенного пункта. Деревню чаще всего можно пройти за минут тридцать, а то и быстрее. Жители друг друга знают очень хорошо, и секрет утаить практически невозможно. В городе же соседи по этажам могут быть не знакомы годами.

Если в деревне есть хоть один магазин, где можно купить буханку хлеба, это уже хорошо. Погуляв лишь по одной городской улице, можно сбиться со счету от бесчисленных магазинов.

Жители города обитают в квартирах и лишь редко в частных домах. А в селе найти хоть один многоквартирный дом может составить трудности. Население здесь живет в собственных домах с приусадебными участками.


Жизнь в большом городе и районном центре

Мне приходилось бывать не в одном районном центре и, хочу сказать, что эти городки больше похожи на деревню, чем на город. Таким небольшим городам характерны признаки:

  • небольшая заработная плата;
  • жилой фонд состоит как из многоэтажных зданий, так и множества частных домов;
  • дороги в плачевном состоянии;
  • магазинов, ресторанов и отелей может быть всего пару на весь город.

Столица Российской Федерации

Настоящим городом я могу назвать столицу. В странах постсоветского пространства именно в столицах находится цивилизация. Деньги со всей страны сосредоточены здесь.

Для человека с деревни порой бывает сложно адаптироваться к такому скоплению людей. Инфраструктура в столицах обычно самая развитая в стране. Можно найти все, что нужно для счастливой жизнедеятельности, кроме тишины. В таких городах очень много развлекательных торговых центров, ресторанов, фитнес клубов и других продуктов цивилизации.

Рассматривая город, как обособленную структуру, нужно исходить из того, что он имеет свойственный ему тип интересов и выступает в качестве самостоятельной социально-экономической системы. Речь идет о понимании города как самостоятельного организма, где концентрируются и взаимодействуют предприятия разного профиля и уровня, где сложилась специфическая инфраструктурная среда, сформированы структура производства, социальные слои и группы населения. Следовательно, город выступает одновременно и как самостоятельный объект собственности.

Малый город - это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения; в подавляющем большинстве случаев это город или поселок городского типа. В большинстве случаев это город имеет численность населения до 50 тысяч человек.

В отношении определения того, какие населенные пункты следует относить к малым городам, не существует стандартных требований, так же как практически нет общепринятых критериев того, какие города следует относить к средним, крупным или мега-полисам. Поэтому понятие «малый город» может в значительной степени варьироваться, исходя из особенностей конкретной страны и даже региона в отдельности.

В то же время можно выделить следующие основные критерии, характеризующие категорию «малый город»:

Население;

Территория;

Экономический потенциал;

Инфраструктурный облик (коммунальное хозяйство, транспорт и дороги, сфера торговых услуг, информационные коммуникации, банковская сфера и др.);

Отдаленность от политического, экономического и культурного центра конкретного региона.

К ним можно причислить и ряд других составляющих. Однако, несмотря на наличие значительного количества индикаторов, наиболее простым и логичным способом определения понятия «малый город» является разделение этих городов на основе показателей численности жителей и относительного соотношения по данному признаку этой категории поселенческих образований с общим количеством населенных пунктов, имеющих ярко выявленные или же формирующиеся урбанистические черты.

В процессе познания и сознательного использования основного экономического закона определяется и реализуется высший критерий типологии городов. Довольно распространенной является типология городов по признаку их экономического предназначения: промышленные, транспортно-промышленные, индустриально-аграрные, курортно-санаторные. Очевидно, что материальную основу формирования и развития города составляет его народнохозяйственная специализация. Также классифицируют города по ряду показателей социального развития. Таким образом, в обоих случаях выделяются лишь отдельные сферы единой территориальной целостности.

Современные малые города можно разделить на три основные группы:

а) Города - местные центры. Это своего рода мини-столицы. Они возглавляют административный район или его часть, а иногда группу административных районов. Города - местные центры составляют наиболее многочисленную группу малых городов. Среди них и бывшие уездные центры, и недавние сёла, получившие статус города. Город живёт за счёт использования ресурсов окружающей территории и обслуживания её потребностей. С окрестными поселениями город связан регулярными автобусными маршрутами. Характерная черта планировки таких городов состоит в том, что главные улицы служат продолжением сходящихся к городу дорог и ведут прямо к центру, наиболее представительной части города. Центр отмечен зданиями разных эпох - от городского собора до здания бывшего райкома партии. У одних городов функции административного центра являются основными. Другие выполняют их «по совместительству», в дополнение к основной деятельности.

б) Города-спутники. Они относятся к числу самых молодых городов, стремительно выросших особенно в послевоенное время. Города-спутники очень разнообразны. В ряде случаев они возникают на базе филиала завода или института, находящихся в городе-центре. Среди городов-спутников часто встречаются города науки, которые располагаются, как правило, в окружении крупных городов.

в) Города - специализированные центры. Они также весьма многочисленны и разнообразны, как правило, ориентированы на какую-либо одну отрасль экономики. Таковы города - центры добычи полезных ископаемых на Севере. В других случаях на монофункциональность малый город обречён секретностью производства; его закрытый характер заставляет город быть обособленным. Среди специализированных городов преобладают промышленные центры разных отраслей индустрии. Очень распространены ресурсные города, занятые добычей полезных ископаемых, города-энергетики с расположенными там электростанциями и другие. В числе одноотраслевых центров обрабатывающей промышленности много текстильных городков, сложившихся возле крупного предприятия.

По характеру экономической базы малые города можно разделить на три основные группы:

а) В первую входят города с относительно развитой экономической базой

б) Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой. Среди них - города:

С относительно развитыми промышленными, промышленно-транспортными функциями;

С преобладанием функций по социально-культурному обслуживанию прилегающих территорий;

С выраженными сельскохозяйственными функциями;

С выраженными рекреационными функциями;

в) В третью группу объединены города всех других функциональных типов, это города-новостройки, центры науки.

По характеру динамики социально-экономического развития малые города подразделяются на быстро развивающиеся, умеренно развивающиеся, слабо развивающиеся, стагнирующие и умирающие. [ 6; с.96-97]

Процесс формирования производства и условий жизнедеятельности населения в малых городах обусловливается выполняемыми ими функциями в системе общественного разделения труда как на уровне определенного региона (сельский район, область, республика), так и народнохозяйственного комплекса в целом. Эти функции выступают в форме экономической специализации, создающей градообразующие отрасли производства или градообразующую базу. Градообразующая база, как правило, состоит из нескольких (иногда и одного) укрупненных предприятий, которые концентрируют решающие средства производства подведомственной им территории и тем самым притягивают основной контингент её трудоспособного населения. По содержанию специализации во многом определяется фондообеспеченнооть градообразующей базы, имеющая значение для реализации интересов комплексного развития самого города как относительно самостоятельной системы.

Таким образом, рассматриваемая категория городов является выразителем особого пласта (формы) производственных отношений, проявляющегося в функциональной специализации этих городов в системе общественного разделения труда. Немногочисленные предприятия специализации в рамках малого города владеют своеобразной монополией на основные виды трудовой деятельности населения, предопределяя тем самым его социальную структуру как зауженную и "лимитированную". Главным образом за счет фондов социального развития этих предприятий представляется возможным формирование социально-инфраструктурной подсистемы. Следовательно, жизнедеятельность в малом городе, в отличие от таковой в крупном, более зависима от функционирования градообразующей базы .

Но, с другой стороны, малый город имеет потенциальные преимущества над крупным. К ним относятся: меньшая вероятность загрязнения окружающей среды, не столь высокий ритм жизни, снижающий возможность возникновения стрессовых ситуаций; объекты общего пользования находятся в пределах пешеходной доступности; более благоприятные условия для активной рекреационной деятельности . Содержание образа жизни горожан может органически дополняться и внутренне обогащаться элементами сельского уклада жизни и, наоборот, непосредственная ориентированность малого города на производственное и социальное обслуживание села приобщает сельских тружеников к преимуществам городского образа жизни, делает более разнообразным и содержательным поле их деятельности.

В цивилизованных странах тенденция идет к практическому воплощению лучших качеств данной общей характеристики. В условиях административно-командной системы, когда по отношению к небольшим городам действовал так называемый остаточный принцип, выявились негативные процессы, обостряющиеся порой до крайних пределов.

Действительно для малого города первостепенное значение приобретает проблема размещения производства, мера его комплексности и сбалансированности. Экономическая специализация, выступающая в качестве ведущего фактора, должна быть органически увязана с заинтересованностью самих горожан в непосредственном присвоении и использовании результатов своего основного труда - труда в градообразующей сфере. Недостаточный учет на практике в первую очередь именно этой взаимосвязи часто приводит к выводу, что население там предстает как население с нереализованными возможностями.

Становление и развитие малого города происходит под решающим воздействием базовых отраслей региона, куда он входит составной частью. Региональные социально-экономические условия и факторы определяют его функциональную направленность, существенно влияют на формирование социально-профессионального состава населения, распределение последнего по сферам трудовой деятельности.

Каждый регион отличается своей природно-географической средой, сложившимися национальными традициями и нравами местного населения, характером взаимосвязей между поселениями различного типа и т.д., что также детерминирует специфику содержания и степень урбанизированности жизнедеятельности в малых городах. Можно сказать, что подавляющее количество небольших городов выполняет функции центров административных районов.

Так же в структуру муниципального образования входит такая административная единица как сельское поселение. Сельское поселение -- один из типов муниципальных образований в России, представляет собой, как правило, несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населённый пункт или посёлок с численностью населения более 1000 человек или объединённые общей территорией несколько сельских населённых пунктов с численностью населения менее 1000 человек.

Можно сделать вывод, что малые города занимают важное место в концентрации функций в системе территориального разделения труда, являются опорными центрами территориальных систем расселения. Следует отметить, что около 70% малых городов являются центрами районов, что означает сосредоточение в них базовой жизненной инфраструктуры для окружающих поселений и сел.

Города и сельские поселения.

Технологическая карта урока по географии в 7 классе с учетом требований ФГОС.

    Цель урока: сформировать представление об особенностях и различиях городских и сельских поселений. Сформировать знания о крупнейших городах и агломерациях мира.

    Планируемые результаты:

Личностные : формирование познавательной и информационной культуры, в том числе и навыков самостоятельной работы с учебником и атласом. Развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе интереса к изучаемой теме.

Метапредметные : планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования. Формирование умений: сравнивать город и село и устанавливать их отличительные признаки, находить информацию о типах и функциях городских и сельских поселений в учебнике.

Предметные : формировать представление о городских и сельских поселений, их типах и функциях, о крупнейших городах и агломерациях мира. Формировать умения называть, находить и показывать на карте крупнейшие города и городские агломерации мира.

8. Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

9. Тип урока: открытие новых знаний.

Структура и ход урока.

Приветствие обучающихся.

Приветствие учителя. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке

Формирование норм и правил поведения в социуме

Актуализация знаний.

(задает вопросы)

1.Чем город отличается от сельского поселения?

2.Какие города самые крупные?

3.Какие бывают города и сельские поселения?

4.Что мы будем изучать?

5.Какие цели мы поставим?

Учащиеся отвечают

Записывают тему урока.

Умение осознанно использовать знания, полученные в начальной школе

Формирование географических знаний о населении, численности населения.

Развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности.

Новая тема.

1Населенный пункт, расположенный вне городской черты. Может быть рабочим, курортным, дачным (поселок).

1Отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина (хутор).

2.Крупное казачье поселение (станица).

3.Крупное поместье в Бразилии (Так же называется программа на 1 канале) (фазенда).

4.Населенный пункт в горах. С тюркского языка – “селение” (аул).

5.Небольшое крестьянское поселение, в котором нет церкви (деревня).

6.Усадьба, скотоводческое хозяйство в США (ранчо).

7.Поселок в Средней Азии. С тюркского – “зимовье” (кишлак).

8.Один из древнейших типов поселений у славян (поселение с церковью) (село).

Предлагает ребятам привести примеры городов.

Чем больше развита страна, тем выше в ней доля городского населения. Высока доля горожан и в тех странах. Где значительная часть территории занята пустынями, горами или ледниками.

Ребятам предлагается рассмотреть карту на доске и выявить районы с максимальной и минимальной долей городского населения.

Часто близко расположенные города разрастаются и фактически сливаются в единое целое. Такие образования получили название “агломерации”.

Сейчас в мире насчитывается более 400 агломераций. Крупнейшая из них – Токио в Японии.

Агломерации формируются вокруг одного крупного центра (Москва). Иногда они протягиваются на сотни километров вдоль морских берегов.

Входит ли наш город в состав агломерации?

Как она называется?

Ученики отвечают.

Ребята записывают с доски определение «агломерация» в тетрадь.

Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать

Формулируют определение народ

Умение определять понятия, находить необходимую информацию

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

физкультминутка

Выполняют упражнения

Практическая деятельность: Работа с атласом.

    Анализ карты «Крупнейшие городские агломерации мира». Стр. 17.

Самостоятельно анализируют карту.

Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения.

Умение классифицировать материал, самостоятельно решать поставленную задачу

Закрепление:

Работа по карте. Географическая номенклатура.

Формирование умений и навыков использования географических знаний

Умения самостоятельно делать выводы, применять полученные знания

Домашнее задание

    Изучить §5

    Вопросы 1-6.

Записывают домашнее задание в дневниках.

Выбрать из предложенных

Формирование ответственного отношения к учению

Рефлексия. Подведение итогов.

Выставление оценок за урок с комментариями.

дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения

Обмениваются мнениями

понимание значимости знаний о географических картах для практической жизни людей;

Осознание необходимости

Стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий

Умение выполнять учебные действия в соответствие с заданием;

самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой

Умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности