Гумилев сказочное анализ. Анализ стихотворения гумилева жираф

Стихотворение "Жираф" было написано поэтом и путешественником Николаем Гумилевым в 1907 году. Оно не осталось незамеченным. Многие критики обвинили автора, что в переломные для страны времена он пишет про экзотику и "изысканных жирафов". Читатели же были очарованы мелодией произведения, его изяществом и светлой грустью. Развернутый анализ стихотворения "Жираф" Гумилева поможет нам лучше понять авторский замысел.

История создания

Николай Гумилев обожал "дальние странствия". В 1907 году он предпринял путешествие в Африку. Поводом для него послужила личная драма: Анна Ахматова, будущая жена поэта, дважды отвергла его предложение руки и сердца. Многое на экзотическом континенте поразило молодого человека. Под конец он успел пресытиться туземцами, жарким солнцем, "декоративными жирафами" и "злыми обезьянами".

Тем не менее, африканские образы часто встречаются в творчестве поэта. Не стал исключением и знаменитый "Жираф" Гумилева. Анализ позволяет выявить в стихотворении две части: "африканскую", навеянную впечатлениями от путешествия, и "реальную". В последней главенствует образ таинственной, грустной женщины, до которой поэт не может достучаться. Возможно, здесь слышны отголоски трудных взаимоотношений Гумилева с Анной Ахматовой.

Образ лирического героя

Анализ стихотворения "Жираф" Николая Гумилева мы начнем с описания субъекта высказывания. Кто тот таинственный "Я", который рассказывает сказки про далекое озеро Чад печальной спутнице? С одной стороны, это путешественник, который побывал в экзотических местах, своими глазами видел таинственного жирафа, черную деву и тропические сады. Он же - романтик, рисующий перед слушательницей волшебные картины, приглашающий пойти за ним в тот чудесный мир.

С другой стороны, это влюбленный юноша, который не может найти контакта со своей избранницей. Она грустна, она сидит, обняв колени и отгородившись от него. В стихотворении чувствуется его беспомощность. Лирический герой пытается отвлечь женщину прекрасными сказками, но натыкается на стену непонимания и слезы: "Ты плачешь?" В произведении показаны его растерянные, но настойчивые попытки найти выход из этого замкнутого круга.

Два мира

Противопоставление беспросветного "сегодня" и райского "далеко" видим мы в "Жирафе" Гумилева. Анализ двух миров поможет лучше понять основную идею стихотворения. Начинается оно с образа грустной женщины с тонкими руками. Подчеркивается ее изящество и беспомощность перед окружающим миром. В нем присутствуют только дождь и "тяжелый туман", словно придавливающий к земле. Существование в таком мире убивает веру в лучшее, вызывает слезы безысходности. Возможно, это ощущение породили страшные перемены, происходившие в России того времени.

Совсем другим показан африканский мир, где бродит "изысканный жираф". Этот образ своей утонченностью перекликается с обликом печальной женщины. Но в отличии от нее, жираф окружен чудесами, он способен оторваться от земли - его бег сравнивается с радостным полетом птицы. Эта часть стихотворения наполнена яркими образами, "запахами немыслимых трав", веселыми сказками и страстью. Лирический герой предпочел этот мир. Райскую страну он хочет подарить своей возлюбленной, чтобы вырвать ее из печального "сегодня". Но она отказывается верить ему, она закрывается, отгораживается слезами.

Композиция

Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф" позволяет выявить его родство с народными сказками. Подобно многим из них, здесь присутствует кольцевая композиция. Начинается повествование с минорных нот. Перед нами предстает грустная, одинокая героиня. Лирический герой пытается утешить ее рассказами об изысканном жирафе.

Эта часть наполнена светом и радостью. Рисуется идиллическая картина. Ее олицетворяет таинственный жираф, прячущийся на закате в мраморном гроте. Чувствуется, что рассказчик увлечен и очарован его описанием. Он хотел бы рассказать своей возлюбленной и другие сказки, полные веселья, страсти. Но натыкается на стену непонимания.

Женщина далека от него. Она погружена в свой тяжелый, ненастный мир. Лирический герой не может увести любимою за собой в "прекрасное далеко", защитить от тусклой действительности. Но упрямо продолжает попытки: "далеко, на острове Чад, изысканный бродит жираф". Кольцевая композиция указывает на замкнутость этого круга и на то, что лирический герой не оставит своих попыток, даже зная заранее об их тщетности.

Художественные средства

Несмотря на грустные ноты, стихотворение наполнено светом и волшебством. Чтобы понять, как поэт добился этого, прибегнем к анализу. "Жираф" Гумилева написан пятистопным амфибрахием. Используется мужская рифма, когда ударение падает на последний слог. Звонкие согласные, тягучие "а, о, е" делают строки мелодичными, плавными, как бег изысканного жирафа.

Описать яркий мир Африки помогают запоминающиеся эпитеты: "грациозная стройность", "таинственные страны", "волшебный узор", "немыслимые травы". Пятна жирафа сравниваются с бликами луны на воде, его бег - с радостным полетом птицы, а облик - с цветным парусом. Эти образы обычно ассоциируются с романтикой, красотой, свободой и надеждой. Показать, что волшебный мир живой, помогают олицетворения: "луна осмелится", "земля видит".

Мир героини, напротив, описан без использования выразительных средств. Можно отметить только эпитет "тяжелый туман", словно противопоставление летящему бегу жирафа.

Основная идея

Какая главная мысль произведения "Жираф" Гумилева? Анализ показывает, что в стихотворении описываются извечные проблемы коммуникации. Кто-то говорит о противостоянии романтика и его приземленной возлюбленной, кто-то - о несовместимости реальности и мечты. Кто-то видит за строками трагическое предвидение, попытку спасти себя и любимую от надвигающегося краха страны.

Бесспорно одно: в стихотворении показаны попытки лирического героя защитить возлюбленную от суровой действительности, а также их разобщенность. Все произведение наполнено ощущением одиночества. Одинок герой, одинока героиня у окна. Безнадежна попытка соединить два противоположных мира. Невозможно осчастливить другого, если он не делает шагов навстречу. Но лирический герой продолжает свои упорные попытки, отказываясь мириться с этим.

Анализ стихотворения Гумилева "Жираф" позволяет читателю понять, что хотел сказать поэт. Осознать его призыв верить в лучшее и бороться за любимых до конца, даже если исход заранее предрешен. Именно этот посыл заставляет нас вновь и вновь возвращаться к полюбившимся строкам.

«Жираф» Николай Гумилев

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф»

Поэт Николай Гумилев был личностью достаточно одиозной и непредсказуемой. Он сам часто признавался в том, что главной его страстью является отнюдь не литература, а путешествия. Поэтому в Россию поэт наведывался нечасто, предпочитая проводить 8-10 месяцев в году далеко на чужбине и выбирая для своих скитаний самые экзотические и малоизученные страны.

Казалось бы, в тяге к путешествиям нет ничего странного и удивительного, особенно для человека, который обладает романтической натурой. Однако в каждую свою поездку Николай Гумилев вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле. В стихотворении «Жираф», которое было написано после очередного путешествия в 1907 году, поэт с затаенным волнением делится со своей незримой собеседницей неизгладимыми впечатлениями, которые произвела на него Африка . Идеалистическая картина, которую он мастерски воспроизводит, окунувшись в воспоминания, действительно завораживает – зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом. У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Однако в своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Он продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием , расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет». В простых и обыденных вещах автор пытается уловить что-то мистическое и необычное, умышленно приукрашивая пустынный пейзаж и наделяя обитателей Африки некой таинственностью. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей. Будучи человеком темпераментным и непосредственным, Николай Гумилев на мгновение пытается представить, что испытывает человек, который лишен возможности наслаждаться экзотикой удивительных южных стран, и понимает, что его удивительный рассказ о жирафе на берегу далекого озера Чад, тропических пальмах и запахе невиданных трав способен вызвать у слушателей слезы разочарования. Не потому, что нарисованный поэтом мир так плох, а из-за невозможности найти свой райский уголок, надежно укрытый от посторонних глаз.

При этом в процессе повествования автор и сам понимает, что созданный им мир иллюзорен, так как от мрачной действительности можно убежать даже на край света . Однако избавиться от мыслей, чувств, сомнений и личных переживаний невозможно даже на берегу волшебного озера Чад, в компании гордого и свободолюбивого жирафа. Однако открытый поэтом мир настолько притягателен и необычен, что Николай Гумилев готов убедить и себя, и свою собеседницу в том, что это и есть настоящий рай. Главное, здесь и сейчас заглушить ту душевную боль, которая заставляет его вновь и вновь отправляться в странствия. Красивая мечта, дающая надежду на счастье, настолько хороша, что автор попросту не готов с ней расстаться, и, занимаясь самообманом, пытается вовлечь в него близкого человека, чтобы хоть немного скрасить унылое и безрадостное существование той, которую он любит, но не может сделать по-настоящему счастливой потому, что рая на земле не существует. А значит, мифический жираф так и останется символом другого мира, полного загадок и неизъяснимого очарования, в котором для поэта, к сожалению, места так и не нашлось.

Николай Гумилёв — поэт серебряного века . Он создатель и представитель поэтического направления акмеизм. Гумилёв сформулировал основные концепции акмеизма, учил молодых поэтов филигранной работе над словом и образом и сам писал гениальные стихи. В них органично сочетались прозаические будни и экзотика приключений.

Вконтакте

Гумилёв много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Яркие сказочные впечатления от этих странствий он передавал в своих стихах. Особенно полюбилось читателям стихотворение » Жираф». Прозаическую встречу с красивым африканским животным силой своего таланта поэт переплавил в философское произведение.

План анализа

По этому плану сделаем краткий анализ произведения. Гумилёв путешествовал не только, как поэт. Он преследовал и научные цели. После возвращения Николай Гумилёв писал научные отчёты и статьи, привозил ценные коллекции артефактов из африканских земель.

В 1907 году он написал своего » Жирафа», самое популярное и известное стихотворение. В 1908 году оно было включено в сборник «Романтические цветы». Уже по названию сборника становится ясным характер его лирического героя. О чём бы ни писал автор, в центре изображения — человек с героическим прошлым, жизнь которого состоит из приключений и таинственных событий .

В тексте стиха » Жираф» нет непосредственного описания экзотических событий, есть только намёк на то, что такие события пережил лирический герой.

В произведении использован приём противопоставления. Хмурому серому дождливому дню, навевающему тоску и безысходность, противопоставляется величественная волшебная картина Африки с озером Чад, с невозмутимым жирафом, с таинственными легендами о страстной любви.

Поэзия, как и музыка, воспринимается разными людьми по-своему. Жанр стихотворения Гумилёва — философская лирика. В нём противопоставлена обыденная серость и яркая жизнь в путешествиях по экзотическим странам.

Стихотворение начинается обращением к девушке , которая особенно грустна, выглядит очень хрупкой и уязвимой на фоне серого дождливого дня. Лирический герой с ласковой настойчивостью обращается к ней, Его слова похожи на сказочный зачин: «Далёко, далёко на озере Чад изысканный бродит жираф…»

Цель поэта — не увести читателя от будней в сказку, а дать понять, что каждый видит жизнь по-своему. Один за тяжёлым туманом не видит, что есть и другая жизнь. Только ты можешь заставить себя забыть тоску и туман и отправиться за интересными приключениями.

Поэт рисует картину, полную разнообразных красот природы на далёком острове Чад. Это не сказка, озеро Чад существует в жизни. «Изысканный жираф» проходит по его берегу, сияя узорами своей шкуры, и скрывается в мраморном гроте. И только от человека зависит, сможет ли он уйти от серости жизни и насладиться африканскими красотами.

Завораживающе звучит рассказ поэта о чёрной деве, о страсти молодого царя. Но девушка не хочет верить рассказам о жизни в далёких странах, о «тропических садах» и «стройных пальмах». Она ничего не хочет видеть, кроме серости, тоски, «тяжёлого тумана» и дождя.

Но лирический герой не сдаётся и под плач девушки снова повторяет свои слова.

Концовка стиха внушает читателю, что жизнь не состоит только из серости и дождя, пока на далёком «озере Чад бродит изысканный жираф» , цветут «тропические сады» и растут «стройные пальмы».

Литературные и поэтические приёмы в стихотворении

В стихотворении «Жираф» изумительные эпитеты и сравнения. С первой строчки удивляет эпитет » изысканный». Не одежда, не поведение, не вещь, а жираф, животное, изысканное. Но ведь жираф действительно изысканный. Им можно постоянно любоваться и восхищаться. Грациозная шея, неторопливая походка, миролюбивый характер.

Поэт находит точные слова, описывая «волшебный узор» шкуры, сравнимый с осколками луны в отражении воды озера Чад, а издали похож на паруса корабля. Плавный бег жирафа Гумилёв сравнивает с «радостным птичьим полётом».

Эпитетов в данном стихе много: «грациозная стройность»,»цветные паруса», » весёлые сказки», » таинственных стран» , «немыслимых трав».

Образ жирафа автор создаёт неторопливым спокойным звучанием. Обычно повтор далёко-далёко пишется через чёрточку, но поэт написал его через запятую, чтобы читатель сделал остановку после первого далёко и сразу смог почувствовать плавную походку неторопливого животного.

Осмелится луна, видит земля — зто олицетворения.

Для создания образа печальной слушательницы лирического героя автор применяет аллитерацию, ассонанс: «взгляд — Чад»; анафору: «особенно грустен», «особенно тонки».

Поэтическое наследие Гумилёва и его ценность для современного читателя

Поэтические приемы, которыми пользовался автор при создании стихотворения, такие точные и образные, что читатель представляет воочию озеро Чад, восхитительного волшебного жирафа, тропики, пальмы, «запах немыслимых трав». Эта картина уводит от грусти и тоски. Для этого поэт использует приём кольцевой композиции. Заканчивая стихотворение, автор оставляет в нашем сознании эту волшебную картину, а не туман и дождь.

Заканчивая анализ известного стихотворения, вспомним о том, что поэзию и музыку не хочется разбирать и анализировать, чтобы не испортить целостного впечатления от прекрасной музыки или от прекрасных стихов. Читайте и другие произведения Николая Гумилёва. Когда станет грустно от окружающей действительности, когда покажется, что, кроме тоски и серости, в жизни нет ничего, откройте томик или найдите в интернете стихи Гумилёва о дальних странах, о капитанах, о необычных событиях и людях. Прочтите: » И, кажется — в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога.» И захочется поехать в эти страны.

Трагически закончилась короткая жизнь поэта, но с нами его стихи.

Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н. С. Гумилева отводится три часа учебного времени.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы.

Задачи:

  • обучать приемам анализа стихотворения;
  • развивать творческое мышление и навыки письменной речи;
  • формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.

Оборудование: портреты Н. Гумилева и А. Ахматовой, рисунки А. Модильяни, музыкальный альбом группы “Машина времени” “Место где свет”.

Структура урока.

  1. Запись в тетрадях темы, эпиграфа,ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Чтение стихотворения Н. Гумилева “Жираф”, беседа по тексту.
  5. Запись наблюдений в таблицу.
  6. Прослушивание песни А. Макаревича “Место где свет” с одноименного диска
  7. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Эпиграф урока:

Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.

А. Кушнер.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Рассказ о приезде семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, о встрече семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней “приплывала зеленая рыба”, “прилетала белая чайка” , а она “была дерзкой, злой и веселой/ И вовсе не знала, что это-счастье. /В песок зарывала желтое платье,/ Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…

Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Проверяем домашнее задание: учащиеся выразительно читают подготовленные дома стихотворения (“Гиена”, “Носорог” и другие), отмечают четкие и яркие описания животных, их повадок, даже внутреннего мира.

Стихотворение “Жираф” читает учитель.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Беседа по вопросам.

Чем стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке?

Оно не является рассказом о животных, оно о любви.

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.

Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

Можно ли пересказать его сюжет?

(да, легко. Слушаем рассказ ученика.

Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша.)

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

(Лиричекий герой.)

Каким вы представляете его себе?

Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!

Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.

Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

Следующие вопросы запишем в тетрадь, оставляя место для ответов и оформив работу в виде таблицы, которая поможет при выполнении письменного домашнего задания.

Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе ?

Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.

Приведите примеры звукописи.

Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.

Как выражается художественное пространство?

(Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.)

Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте ?

(…и руки особенно тонки, колени обняв…)

Итоги урока.

Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”?

Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?

А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место где свет”.

Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение “Жираф” наизусть.

Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или

“Жираф” Н. Гумилева и “Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика.

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф»

Цели: формирование интереса к личности и творчеству Николая Гумилева; постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Гумилева и внутреннего мира самого поэта

Развивать навыки интерпретации поэтического произведения в контексте художественной культуры и традиций (анализ стихотворения «Жираф») с использованием видеоряда и информационно-визуального материала

Стихотворение «Жираф» (1907) вошло в сборник «Романтические цветы» и, надолго стало «визитной карточкой » Гумилёва в русской литературе . Это стихотворение Гумилев считал своим самым любимым в сборнике. Он писал И. Анненскому: «... я хочу особенно поблагодарить Вас за лестный отзыв о моем любимом стихотворении. Из всех людей, которых я знаю, только Вы увидели в нем самую суть...» Попробуем и мы увидеть в этом прекрасном стихотворении его суть….

Прочитаем стихотворение.

Беседа по вопросам

Понравилось ли оно вам?

Каково настроение стихотворения?

Какие ассоциации вызвало оно у вас?

Как-то С. Есенин, поэт иных устремлений, восхищался первыми строками этого стихотворения. Чем, по-вашему, они необычны?

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Каково значение лексического повтора? (особенно тонки, особенно грустен)

В первом случае оно относится к краткому прилагательному «грустен» (твой взгляд) и усиливает семантику психологического состояния героини.

Во втором - к другому краткому прилагательному «тонки» (руки).


Каково лексическое значение слова «тонкий»?

О чем говорит поза героини?

- Видите ли вы в этом предложении синтаксическую ошибку?

(А. Блок считал, что «... душевный строй поэта выражается во всем, вплоть до знаков препинания». Вероятно, эта «оплошная» конструкция передает спонтанную, эмоциональную речь лирического героя). Герой крайне взволнован: ОНА ему слишком небезразлична, и, начиная «сказку», он переживает...

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Какую функцию выполняет эпитет «изысканный»?

Что означает это слово?
- С каким словом ассоциативно перекликается этот эпитет?

Это уникальная художественная находка поэта! Лирический герой рассказывает о жирафе, чтобы развеять ЕЕ печаль. Но жираф соотносим не только с героиней.

Интересно, что фигура животного ассоциативно напоминала внешность самого поэта. Современники Гумилева отмечали, что он был необычен по телосложению - долговязый и некрасивый. Поражал в нем контраст между непривлекательной внешностью и загадочным внутренним миром.

Какие средства выразительности использует поэт во 2-м четверостишии?

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Как описан жираф?

В чем смысл сравнения жирафа с луной?

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Какие ассоциации вызывают сравнения: «подобен цветным парусам корабля», его бег «как радостный птичий полет»?

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

В чем смысл противопоставления: Там - страсть, любовь «черной девы» и «молодого вождя», а здесь - ХОЛОДНОСТЬ, непонимание грустной героини и сильного, уверенного (или лишь желающего таковым казаться?) поэта?

– Что выражает риторический вопрос:

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав?..

Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Что значат слезы героини?

Так о чем же стихотворение Гумилева?

Стихотворение не только о красотах земли, об отношениях юноши и девушки, но и о том, как не похожи люди. Насколько одни романтичны и мечтательны, настолько другие приземлены и конкретны. Одни довольствуются лишь черно-белой картинкой за окном, другим мало целого мира. Кому-то дождик кажется трагедией, поводом для слез, а кто-то каждый раз раскрывает над своим сердцем яркий зонтик мечтаний и фантазий. Стихотворение «Жираф» - вызов существующим устоям, упоминание о другой жизни. Жираф способен спасти от безысходности, согреть озябшую душу, но для этого в него надо верить!

Гумилев верил и всем своим творчеством убеждал в этом читателя.

- Посмотрите, пожалуйста, видеоролик по стихотворению Гумилева. В нем использована песня в исполнении Елены Ваенга.

Согласны ли вы с интерпретацией стихотворения Гумилева в данном ролике?

1. Выучить наизусть стихотворение «Жираф»

2. Сравнение палитры стихотворений Н. Гумилева и полотен французского художника П. Гогена

3. Подготовить выразительное чтение стихотворений И. Анненского «Смычок и струны», А. Блока «Скрипка стонет под горою»,

В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (индивидуальные задания).