Характеристика короля из сказки принцесса на горошине. Сказка принцесса на горошине

ГОУ Бирская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида

Урок литературного чтения

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Учитель: Юрьева Н.Л.

2010

Цели: 1.Познакомить учащихся с биографическими фактами датского писателя Г.Х.Андерсена и с его сказкой «Принцесса на горошине».

2.Формировать умение давать характеристики героям сказки.

3.Развивать интерес к сказкам зарубежных писателей

Оборудование: учебник «Литературное чтение» О.В.Кубасовой - 1 класс, компьютер, мелодия «В гостях у сказки», выставка книг, карточки для составления плана.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Говорю всегда красиво

Чётко и неторопливо

Громко, ясно говорим,

Потому что не спешим.

2.Дыхательная гимнастика

1.нос-нос 4. «Задуем свечу»

2.нос-рот 5. «Задуем три свечу»

3.рот-нос 6. «Задуем много свечей»

3.Работа над ритмом.

На доске:

Солдатик, сказочный герой

Знаком с игрушечной войной.

Прочитайте и поставьте ударение над каждым словом.

Отстучите ритм предложения.

4.Актуализация знаний.

Звучит мелодия «В гостях у сказки»

Ребята, а как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке литературного чтения.

Да сегодня мы совершим путешествие в сказку. Побываем в гостях в одной королевской семье, познакомимся с королём и их единственным сыном.

Интересно узнать, что это за сказка

д е р н а е с н

3 4 5 2 1 7 6 8

5.Работа над новым материалом

- а) вступительное слово об авторе.

Ганс Христиан Андерсен родился в маленьком датском городе Оденсе в стране Дания. Отец его был сапожником, а мать –прачка. День и ночь она стирала бельё городской знати, стоя по колено в холодной речной воде. Семья жила бедно, единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько ящичков с тюльпанами. Мать мечтала, чтобы её сын был портным, но Андерсен выбрал себе другой жизненный путь. Он мечтал стать актёром.

Для своего домашнего театра он сам из бумаги мастерил героев. А свои произведения он читал одному только слушателю, коту по кличке Карл. Но Карл страдал крупным недостатком –он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота и всё ему прощал.

Первые сказки Андерсен услышал от отца и соседских старушек. Весь день эти старушки пряли шерсть и рассказывали нехитрые сказки. Мальчик слушал их и передавал по – своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и снова их рассказывал, но уже от себя, старушкам.

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер отец. Вскоре умерла мать. Ардерсен на жалкие сбережения уехал в столицу Дании Копенгаген. В 17 лет Андерсен первый раз сел за парту во втором классе. Единственной отрадой были стихи-которые он не переставал писать. В 20 лет он решил, что главное в его жизни-поэзия. Написал он 176 сказок. Прошло уже более 130 лет, а мы с вами до сих пор обращаемся к произведениям этого замечательного сказочника.

Ребята, а какие сказки Андерсена вам знакомы?

В сказках Андерсена живёт уважение к мужеству, доброта и сочувствие, любовь к людям.

б) Работа над словарными словами (слова на столах учеников)

Сколько угодно-много

Отворил-открывал

Уверяла-доказывала

Гагачий пух-гусиный пух

Почивала-отдыхала, спала

Кунсткамера-музей редких, диковинных предметов

в) Знакомство со сказкой(чтение учителем)

О чём эта сказка?

А как она оказалась около ворот замка?

г) Повторное чтение учащимися

6.Анализ сказки

Назовите героев сказки (принц, принцесса, король и королева)

Как выглядела принцесса, которая постучала в ворота?

Как спалось принцессе в замке?

Восстановите ход событий при помощи карточек, расположите их в определённой последовательности в соответствии с содержанием сказки

(Поиски принцессы, нежданный гость, задумка старой королевы, настоящая принцесса, счастливый принц)

Перескажите, вкратце используя карточки

А сейчас дадим характеристику каждому герою, характеристику на принцессу составим вместе:

Какая была принцесса, скажите, используя прилагательные (нежная, чувствительная, маленькая, добрая)

Подберите слова-действия (глаголы) (бродила, страдала, промокла, замёрзла)

Была настоящая принцесса

Составление характеристики для принца в парах.

7.Выполнение теста.

8. Подведение итогов

Как называлась сказка?

Что вы запомнили из биографии Андерсена?

В каких ситуациях в жизни употребляют выражение «принцесса на горошине» (капризный, изнеженный человек)

    принцесса

    нежная, чувствительная

бродила, страдала

    девушка не обманывала

    настоящая принцесса

1. принц

2. настойчивый, ищущий

3. искал, огорчался, нашёл

4. он добился своей цели

5. молодой человек

«Ну, это мы проверим», - подумала старая ____________, но ничего не сказала и пошла в ___________. Там она сбросила с кровати ________________и______________ и на голые доски положила________________, потом прикрыла эту___________ ________________ тюфяками, а поверх тюфяков набросала ещё ___________ перинок из гагачьего пуха. На эту кровать уложили_________________, и там она пролежала всю

«Ну, это мы проверим», - подумала старая ____________, но ничего не сказала и пошла в ___________. Там она сбросила с кровати ________________и______________ и на голые доски положила________________, потом прикрыла эту___________ ________________ тюфяками, а поверх тюфяков набросала ещё ___________ перинок из гагачьего пуха. На эту кровать уложили_________________, и там она пролежала всю

«Ну, это мы проверим», - подумала старая ____________, но ничего не сказала и пошла в ___________. Там она сбросила с кровати ________________и______________ и на голые доски положила________________, потом прикрыла эту___________ ________________ тюфяками, а поверх тюфяков набросала ещё ___________ перинок из гагачьего пуха. На эту кровать уложили_________________, и там она пролежала всю

Назови родину Андерсена.

Кем был отец Андерсена?

Кем была мать Андерсена?

Кем мечтал стать Андерсен?

Исполнилась ли его мечта?

Выберите сказку Андерсена.

Когда раздался стук в дверь в королевские ворота?

Сколько положила королева на кровать тюфяков и перин?

Тюфяк это мешок, набитый пухом или перьями.

Принцесса-дочь короля и королевы

Сколько угодно-много

Отворил-открывал

Уверяла-доказывала

Тюфяки-мешки, набитые сеном и служащие матрасом

Перины-мешки набитые пухом или перьями

Гагачий пух-гусиный пух

Почивала-отдыхала, спала

Принцесса-дочь короля и королевы

Сколько угодно-много

Отворил-открывал

Уверяла-доказывала

Тюфяки-мешки, набитые сеном и служащие матрасом

Перины-мешки набитые пухом или перьями

Гагачий пух-гусиный пух

Почивала-отдыхала, спала

Принцесса-дочь короля и королевы

Сколько угодно-много

Отворил-открывал

Уверяла-доказывала

Тюфяки-мешки, набитые сеном и служащие матрасом

Перины-мешки набитые пухом или перьями

Гагачий пух-гусиный пух

Почивала-отдыхала, спала


Наверное, в мире не существует сказки с более кратким содержанием. «Принцесса на горошине», история которой не уступит детективам Агаты Кристи, написана в далеком 1835 году датским писателем Гансом Христианом Андерсеном, но так и не была принята критиками, а ведь в ней был заложен глубокий философский смысл о тонкости души и мнимых ценностях.

Сюжетная линия

Краткое содержание «Принцессы на горошине»: состоятельный принц искал себе жену, причем главным условием было то, что будущая жена должна быть потомственной принцессой без пятна на родословной, с королевской внешностью и идеальным характером. Естественно, поиски прошли даром, ведь, как известно, идеальных людей нет в природе. Принц в печали засел в родовом замке, вгоняя себя в депрессию.

И как-то вечером, в сильную грозу, на ночлег попросилась девушка модельной внешности, выдававшая себя за принцессу, хотя выглядела она примитивно и убого за счет одежды низкого качества и последствий стихии. Королева-мать сразу смекнула, что девушка - охотница за богатым женихом, но виду не подала, а тихонько подложила «свинью» принцессе в виде горошины, которую спрятала под 20 матрасов.

Но девушка тоже была не лыком шита. Хотя кто знает, может, на самом деле настолько тонка душой? Она проследила за старушкой-королевой. В итоге поутру, в процессе опроса о самочувствии, королева признала аристократическое происхождение девушки, принц незамедлительно женился, а злополучную горошину поместили в Кунсткамеру.

Характеристика героев сказки

Принцесса на горошине - это главная героиня истории. А вот кем была девушка в действительности: капризной принцессой, неженкой и охотницей за приданым, недовольной гостеприимством и оказанными почестями (отчего же еще было жаловаться на недостаточно мягкие перины и твердую кровать), или разорившейся сиротой голубых кровей, случайно попавшей в грозу и оказавшейся у дверей богача-принца?

Из краткого содержания «Принцессы на горошине» становится ясно, что дверь принцессе открывает старый король. Как же так? Богатое королевство все же было, если принц мог позволить себе поиски жены по всему свету, а вот отец исполняет роль дворецкого. От скуки или безысходности (хлеб отрабатывать, например)? Ведь ясно, что всем в дворце заправляла королева-мать. Если нет - то зачем ей было лезть в отношения молодых с проверками?

Что хотел донести Андерсен?

Бывает, что увлекшись сюжетом или главными героями, зрители (или читатели) забывают о деталях, которые играют самую важную роль в истории. Горошина: что имел в виду Ганс Христиан, говоря о том, что принцесса прочувствовала давление горошины через двадцать (!) перин?

Не надо быть чтобы понять, что это не было растение из семейства бобовых. Никакая, даже самая нежная и потомственная принцесса с идеальной родословной просто физически не могла почувствовать семечко гороха сквозь кровать. Значит, горошина - это метафора? Что же хотел ею донести великий сказочник?

Не зря у "Принцессы на горошине" краткое содержание - автор не счел нужным распространяться о подробностях истории, а выделил суть: характер никуда не спрячешь!

Добрый сказочник Андерсен подарил миллионам детей волшебное детство, краткое содержание сказки «Принцесса на горошине» для читательского дневника поможет вспомнить одно из его самых прекрасных произведений.

Сюжет

У принца была мечта - взять в супруги настоящую принцессу. Он объездил весь свет, но подходящей кандидатуры так и не встретил.
В дождливый вечер на пороге замка оказалась промокшая насквозь девушка. Она заявила, что является самой подлинной принцессой. Однако её внешность совсем с этим утверждением не совпадала.

Девушку впустили и обогрели. А, когда укладывали спать, настелили 20 перин, причём под последнюю положили крохотную горошинку.

Утром все жители дворца поверили в слова незнакомки. Маленькая горошинка под толстым слоем перин не дала бедняжке нормально выспаться. Такой неженкой может быть только особа чистых королевских кровей. Так принц нашёл свою суженую.

Вывод (моё мнение)

Оценка человека по внешнему виду часто бывает ошибочной.

2002 года), я внезапно — и в этом давно нет ничего удивительного, — начал размышлять. Так бывает, когда в детстве смотришь, и даже мысли не возникает о подтексте и вменяемости сюжета. А тут видишь ли, задумался, в чём же смысл столь странной истории о принцессе, которая под перинами почувствовала сухую горошинку? Как оказалось, не я один задавался этим вопросом. Ниже представлены (от обстоятельных до кратких) мнения из комментариев, не все — но этих достаточно.

(1) Не всё золото, что блестит.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Никогда не верь первому впечатлению, оно всегда обманчиво.

Только немного больше узнав о человеке, можно делать какие-либо выводы.
Так и в этой сказке: просто одетую девушку нельзя было сразу назвать принцессой, однако жизненные привычки в любой ситуации расскажут сами все о человеке, ведь то, к чему человек привык, как он сформировался умственно, трудно скрывать.

(2) Смысл сказки в том, что люди, оказывается, не все одинаковы, а отличаются друг от друга своим уровнем интеллигентности, развития нравственности, природной мудрости. Всего на одной странице, Андерсен определил всю философию нового времени. Принцесса пришла в рубищах, босая и замерзшая. За ней стелется шлейф необыкновенной истории, которую мы не знаем. Но она принцесса, и в этом ее суть. И достаточно всего одной горошины, чтобы понять это.

(3) Способ проверки подлинности принцессы всего лишь образ. Очарование принцессой происходит ещё до проверки горошиной. Если бы она не понравилась королевскому семейству, королева не пошла бы на такой риск — вручить судьбу сына и свою воле случая. То есть, мнение о незнакомке сперва таково: девушка хороша, но не обманулись ли мы? Чтобы удостовериться в том, что избранница действительно достойная, в жизни понадобились бы годы жизни с ней. В сказке же всё можно проверить горошиной. Сказочное свойство горошины — дать подтверждение — да, это именно та. А коль подтверждение получено, вот вам и доказательство, что и в лохмотьях может быть золотая, благородная, чистая душа.

(4) Принцесса не замуж шла, просто попросилась на ночлег, голодная и холодная, а коварная королева подсунула ей горошину в виде испытания. Принцесса утром разохалась от синяков, оставленных градинами (накануне она забегалась, промокла, разволновалась + твёрдые осадки побили), а потенциальная свекруха решила, что заполучила невестку голубых кровей. Сказка на внимательность.

(5) Способность почувствовать горошину дает право предполагать в человеке возможность почувствовать и состояние находящегося рядом человека, его боль, радость, сомнения. А там рядом и сочувствие, и соучастие. А еще и то, что принцесса сказала о том, что ей плохо спалось — это же ведь открытость!

(6) Главный смысл сказки состоит в том, что, если человек хочет что-то узнать, он обязательно придумает, как это сделать. Сказка учит быть сообразительным и находчивым, придумывать оригинальные решения для достижения цели.

(7) Смысл в том, что люди высшего общества привыкли к самому лучшему. Это стиль жизни принцессы не спят на тюфяках они не служанки. Поэтому и подвох чувствуют сразу. Без таких принцесс в реальной жизни не было бы класса люкс.

(8) Сказка учит нас не подразделять людей на нищих и богатых, то есть учит тому, что все люди равны. А встречать всегда людей лишь по одёжке — неправильно, нужно учиться доверять людям. Ведь суть человека в его внутреннем мире.

(9) Данная сказка — насмешка над королевскими кровями. Автор высмеивает знать, ржет над родителями принца и их критериями поиска жены своему сыну.

(10) Смысл в том, что сейчас принцесс настоящих не осталось. Спим на своих жестких кроватях с ортопедическим матрацем и ни одного синяка с утра.

(11 ) Горошина символизирует нечистую совесть.
Как ее не прикрывай, настоящая принцесса не сможет спать спокойно.

(12 ) Конечно же, всё может быть, но вот для меня мораль сказки такая: если чувствуешь себя принцессой, даже драные лохмотья тебе не будут помехой.

(13 ) Мне кажется... просто им нужна была "породистая" жена, а не какая-нить самозванка деревенская с улицы, вот в этом смысл, наверное.

(14 ) Мораль — оказаться в нужное время в нужном месте, подслушать и подсмотреть, как тебя будут испытывать. PS: Добавил не знаю зачем... а вдруг?

(15 ) У сказки нет морали. Мораль бывает у БАСНИ! Для этого данный жанр и создавался. А сказка — это отражение действительности, созданное творчеством. И Андерсен не морализирует, он показывает мир во всем его многообразии.

Такие дела, некоторые мнения в чём-то похожи, многие чисто домыслы — воображение рисует детали. Вы как думаете, какой номер близок к истине? Возможно, у кого-то включился СПГС. Что касается меня, то я склоняюсь к варианту 15 и 9.