Характерные особенности войн XXI века. Характер современных войн и вооруженных конфликтов кратко

#война #ария #будущее

Доминантной тенденцией военной мысли начала XXI в. становится понимание изменяющихся характера, содержания и самой сущности . Эта теоретическая ориентация присуща не только академическим дискуссиям, она находит своё отражение в практике подготовки и применения ведущих армий мира. Традиционные представления о войне как вооружённом конфликте, в котором используются организованные военные силы и который от начала до окончания вражды подчинён определённым правилам , утрачивают свою актуальность в силу трансформации форм использования военной силы, роста многообразия вооружённых столкновений. Кардинальные изменения парадигмы ведения военных действий объективно вынуждают искать новые способы обеспечения интегрированной живучести солдата XXI в.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОВРЕМЕННОМУ ПОНИМАНИЮ ХАРАКТЕРА И СУЩНОСТИ ВОЙНЫ

Изменения в сфере обеспечения военной безопасности актуализировали в 1990-е гг. внимание к проблеме современной войны как продолжению политики насильственными средствами. Подчеркнём здесь чрезвычайно важную мысль: война определяет нашу жизнь не только тогда, когда «разгорается», но и тогда, когда «спит»: в ходе подготовки к её ведению или в деятельности по её предотвращению. Исследованию войны сегодня уделяется большое внимание как зарубежных (Р. Смит, Ф.Г. Хоффман, Д. Килкаллен, Дж. Дер-Дериан, Э. Симпсон, М. Калдор), так и отечественных (А.И. Подберёзкин, А.А. Бартош), учёных. Однако единого понимания сущности и содержания современной войны в мировом сообществе не выработалось, нет его и в России. Практически во всех российских исследованиях война рассматривается как средство политики, процесс, состояние общества. Для сторонников классического подхода определяющим признаком войны остаётся военное насилие, основанное на применении оружия с целью подавления противника, подчинения его своей воле. Оппоненты этому подходу настаивают, что применение вооружённого насилия не всегда является определяющим признаком военного столкновения между государствами. В начале XXI в. обнаруживается ряд принципиально новых подходов к современному характеру и сущности войны.

Об этих новациях свидетельствуют следующие характеристики: - война сегодня не выражается в явном противостоянии, а противники напрямую не сражаются друг с другом и не взаимодействуют (концепция бесконтактной войны ], утрачены чёткие пространственные параметры вооружённой борьбы; - достижение политических и других целей государства на международной арене может быть достигнуто только при комплексном, синергетическом применении всех составляющих национальной мощи. Вооруженные силы - лишь один из элементов системы обеспечения военной безопасности; - основные участники войны (правительство - армия - народ) в современных условиях, как правило, отделены друг от друга и имеют разные права и обязанности ; - государство утрачивает своё монопольное право на насилие. Это право на применение насилия явочным порядком взяли на себя некоторые негосударственные организации и группировки. На многих театрах боевых действий воюющими сторонами являются гражданские лица, взявшиеся за оружие, всё шире используются частные армии. Следствием этого является снижение порога политической значимости конфликтов с уровня государства до уровня организаций, групп и даже частных лиц. Это нелегитимное расширение субъектов военного насилия ведёт к новому типу войн; - характер конфликта не определяется природой его участников: государство сегодня может использовать тактику иррегулярной вооружённой борьбы, а террористические группы часто применяют передовые военные технологии и даже ОМУ; - конфликты, считающиеся локальными, в сегодняшних условиях поглощают не меньше ресурсов, а, следовательно, являются не менее определяющими при военном планировании, чем краткосрочные войны; - происходит стирание границ между классическими категориями войны.

Этот процесс достигает своей кульминации в размывании самих понятий войны и мира. Исчезают границы между исключением (каковым является война) и нормой (которой в нормальном случае является мир): можно быть в войне, не воюя явно . Изменяющиеся характеристики форм и способов ведения войны часто выдаются за фундаментальное изменение природы войны. Сегодня нередко отклоняются идеи Клаузевица о природе войны как устаревшие, иррелевантные . Так, Ален де Бенуа делает вывод, что формула Клаузевица о войне как продолжении политики другими средствами ставится с ног на голову. Он считает, что война становится «разрушением политики другими средствами» .

Такая радикальная оценка изменившейся природы войны не кажется убедительной. Действительно, природа современной войны часто концептуализируется в контексте подхода К. Клаузевица, характеризовавшего войну как «подлинного хамелеона». Поясняя эту метафору, он выделял три элемента войны («война суть странная троица»): насилие - как первоначальный её элемент, творчество стратегов и рациональность политиков, принимающих решения. Формы каждого из этих элементов под воздействием социальных изменений, трансформации политических отношений, технологического прогресса меняются. По утверждению Клаузевица, взаимозависимость первоначального насилия, стратегической изобретательности и политической рациональности является фактором, вызывающим наиболее глубокие и значительные изменения в формах, которые принимает война . Добавим здесь к «троице» Клаузевица, что самым очевидным всё же является технологический аспект эволюции форм и способов ведения войны. Только в XX в. средства и способы ведения войны переходили в новый формат, как минимум, пять раз, видоизменяя характер вооружённой борьбы и предъявляя всё более сложные требования к качеству человеческого материала.

При этом война сама по себе оказывалась связанной не с частными социально-историческими характеристиками обществ, она имела субстанциональный характер. Война и сегодня не изменила ядра своего внутреннего содержания: она была, есть и будет борьбой за смену и перераспределение социальных ролей в ходе развития общества. Признаём, однако, что К. Клаузевиц сузил сущность войны тем, что не включил в неё используемые в ней невоенные формы борьбы. Итак, характер современных войн определяется военно-политическими целями, средствами достижения этих целей, масштабами военных действий.

Существенное влияние на него оказывают военные, военно-экономические и морально-психологические потенциалы государства, а также социальные, экологические и физико-географические условия. Сущность и содержание войны сегодня изменяется за счёт, во-первых, более полного использования глобальных политических, социальных, экономических, культурологических, этнических и религиозных факторов; во-вторых, использования принципиально новых и более разнообразных видов оружия; в-третьих, в связи с более полным включением в неё окружающей и природной среды.

Современная война претерпевает качественные трансформации в формах и методах её ведения, изменяются и её цели. Если прежде войны велись для захвата территориальных, людских, энергетических, сырьевых и иных ресурсов других стран и народов, то сегодня целью войны становится полная аннигиляция политической власти, национальной идеи, государственности противника. Поскольку реальной задачей войны (как «расширенной» дуэли), по-прежнему является подчинение противника вражеской воле, то сделать это возможно и «путём уничтожения достаточного количество мозгов, или правильных мозгов, в этом случае «воля» обязательно умрёт вместе с организмом» .

НОВЫЙ ТИП ВОЙН

Современная война характеризуется качественным расширением возможного пространства конфликта. Сегодня война ведётся на гораздо более качественном уровне, затрагивающем, помимо вооружённых сил и дипломатических каналов, информационную, социально-культурную, мировоззренческую, технологическую сферы, а также науку, психологию и внутренний мир человека - область духа и души. Роль непосредственного использования военной силы постепенно вырождается в служебную, ориентированную в первую очередь на поддержку масштабных «несиловых» операций. Сложность, динамичность, аритмичность, запутанность и многоакторность современной войны позволяют заявить о появлении нового типа войн. В концепции «новых войн», выдвинутой британской исследовательницей М. Калдор, фиксируется, что глобализация становится основой противоречивого характера возникающих конфликтов. Ядром этих конфликтов оказываются цели, связанные не столько с территориальными спорами или идеологическими разногласиями, сколько с политическими и символическими притязаниями, проблемами идентичности.

Отсюда главным становится не овладение территорией, а политический контроль над ней и её населением. В этих конфликтах расширяется круг участвующих лиц - это и военизированные группы, и бандформирования, и полицейские силы, и наёмники . Наиболее распространёнными понятиями, характеризующими современные войны, являются понятия асимметричности и иррегулярности. Асимметричность действий означает, что одна из сторон конфликта «обходит или подрывает преимущества другой, используя институциональные слабости при помощи методов, которые значительно отличаются от ожидаемых.

Главной целью становится нанесение решающего психологического удара, подавляющего волю, способность к инициативе или свободу действий противника. . Для асимметричной войны характерны нетрадиционные тактики военных действий, включая информационную войну, прокси-войны, использование неофициальных участников, провокаторов, «пятой колонны» и т.п. Если стратегия сильного направлена на то, чтобы уничтожить или ограничить в действиях слабого, то слабый стремится затянуть противостояние, нанести противнику урон в сфере морали или общественного мнения, деморализовать его, сделать продолжение конфликта невыносимым . Термином «иррегулярная война» обозначают «вооружённую борьбу между государственными и негосударственными акторами за легитимизацию и влияние на соответствующее население» .

Спецификой такой войны является использование как непрямых и асимметричных подходов, так и применение полного диапазона военных и других ресурсов с целью подорвать мощь, влияние и возможности противника. С 2010 г. в публичном дискурсе часто используется термин «гибридная война». Из множества подходов к описанию её сущности: М. ван Кревельда, рассуждающего об участниках этой войны, «сплочённых фанатизмом и идеологией» , Ф. Хоффмана, анализирующего различные режимы ведения войны, включая стандартное вооружение, нерегулярные тактики и формирования, террористические акты и криминальный беспорядок, применяемые средства, не ограниченные этическими, моральными, правовыми или религиозными нормами , конструктивистского теоретического анализа , можно заключить, что «гибридная война» есть конфликт между политическими объединениями по поводу символов (гипотез, языка, идентичности, интересов и т.п.), по своему внутреннему существу «она состоит из социальных конструктов, верований, убеждений, - т.е. из того, что сложнее всего поддается примирению» .

Такая война втягивает в свою орбиту всё население, заполняет собой всё информационное пространство, пренебрегая всеми нормами морали и нравственности. Появление новых типов войн не исключает сохранения вероятности возникновения контактных войн с применением обычного оружия и бесконтактных с применением высокоточных средств поражения. Виды возможных симметричных контактных войн с участием различных стран, по оценке В. Слипченко, будут разнообразными, от мелкомасштабных вооружённых конфликтов до войн регионального масштаба . Сохранятся и внутригосударственные войны, и вооружённые конфликты, на базе обострения социальных противоречий в обществе возможны и гражданские войны. Все они будут вестись как контактным, так и бесконтактным способом и независимо от их масштаба неизбежно будут связаны с большими потерями войск (сил) и населения воюющих сторон.

СЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ХАРАКТЕРА ВОЙН

Во-первых, если в войнах первого поколения (первые три с половиной тысячи лет существования цивилизации) противоборство осуществлялось исключительно контактным способом, а исход его определялся количеством живой силы и физическими возможностями воинов вести борьбу врукопашную и холодным оружием, то во всех последующих поколениях войн способы контактного противоборства обусловливались, прежде всего, количеством и качеством вооружения и военной техники, их техническими характеристиками: дальностью, скорострельностью и точностью и профессиональным уровнем военного мастерства военнослужащих.

В войнах шестого поколения - так называемых «бесконтактных войнах», массированные удары могут наноситься высокоточным оружием без боевых контактов, ведения боевых действий на суше. Во-вторых, с изменением средств вооружённой борьбы и способов ведения боевых действий, усложнением боевой техники, увеличением веса боевого снаряжения, существенным ростом объёма информации и ограниченности времени для её осмысления значительно возросли требования к военнослужащему - его уровню военно-профессиональной компетентности, физическим и интеллектуальным возможностям. Приведём только два примера, подтверждающих этот вывод. Если до XVIII в. солдаты носили на теле около 15 кг снаряжения, а большую его часть везли в обозах, то после XVIII в. в силу резкого ворастания требований к мобильности, вес боевого снаряжения воина стал стремительно возрастать .

Тяжесть всего носимого пехотным солдатом русских солдат уже в период Крымской (Восточной) войны доходила до 77 фунтов, а с учетом веса тесака и шанцевого инструмента до 87 фунтов . Проведённые в середине XIX в., после Крымской войны, англичанами, а вслед за ними и немцами, первые исследования физической нагрузки на военнослужащих выработали рекомендацию, что нагрузка на солдат не должна превышать 21-22 кг. С такой нагрузкой солдат был способен в холодное время пройти 24 км за сутки . Для сравнения скажем, что носимое советскими военнослужащими в Афганистане снаряжение достигало веса 40-60 килограммов, что существенно сковывало их действия . Боевая практика показывает, что современный солдат не может действовать эффективно, если вес его боевого снаряжения будет более 12 кг, а в особых условиях (горы, джунгли, зима, дождь) - не более 8-9 кг . Превышение этой нагрузки неминуемо ведёт к резкому снижению потенциальной скорости темпов наступления, передвижения военнослужащего, притуплению его внимания и быстрой утомляемости.

Новые требования к физическим возможностям человека сегодня предъявляет военная техника. Особенно возросли уровни пилотажных нагрузок на лётчика, от его организма сегодня требуются адаптационные возможности, выходящие далеко за пределы физиологических параметров. Боевые самолеты 4-го поколения (1975-2010 гг.) предполагают динамические перегрузки до 9 единиц с длительностью воздействия 20-30 секунд. Такие перегрузки летчик может переносить, но не более 1-5 секунд . Технические характеристики летательных аппаратов 5 поколения ещё более существенно выросли, в то время как психофизиологические характеристики человека остались практически на том же уровне. Для понимания запредельности нагрузок приведём некоторые показатели. При взлете обычного авиалайнера пассажиры в салоне испытывают перегрузку в 1,5 G. По международным нормам предельно допустимое значение перегрузок для гражданских самолетов составляет 2,5 G. Если она достигает 5 G, то неподготовленный человек может потерять сознание .

В-третьих, изменяющийся характер современных войн требует запредельного психического напряжения и выдвигает особые требования к морально-психологической подготовке военнослужащего. В-четвёртых, усложнившийся характер современной войны, многократно возросшие опасности, угрозы и риски для субъектов военных действий, пределы их физических и интеллектуальных возможностей, применение в вооруженной борьбе принципиально новых информационных технологий, расширение возможностей воздействия современных средств поражения не только на вооружённые силы, другие войска и военные объекты, но и на мирное население, свидетельствуют о кардинальных изменениях самой парадигмы ведения военных действий и объективно вынуждают искать новые способы обеспечения интегрированной живучести солдата XXI в. Основной тенденцией первой четверти XXI столетия, направленной на минимизацию потерь в живой силе, становится переход от прежнего принципа «солдат стреляющий» к принципу «солдат управляющий».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЛДАТА XXI в.

Во многих странах, обладающих крупными армиями, уже достаточно длительное время ведутся теоретические разработки, имеющие целью превратить военнослужащего из обычного бойца в многофункционального суперсолдата, способного переносить запредельные физические нагрузки, оперативно понимать обстановку, принимать адекватные ей, упреждающие противника, решения и, не колеблясь, действовать в целях их незамедлительного исполнения. Основными направлениями исследований являются дистанционное компьютерное обнаружение и опознавание целей, обеспечение оперативного управления и связи, целеуказания, оценки местоположения солдата и привязки к местности, а также медицинский контроль функционального состояния военнослужащих.

По некоторым данным, более 60 % всех военных закупок в армиях стран НАТО направляется в последние годы на индивидуальную защиту тех, кто непосредственно принимает участие в боевых действиях . Наиболее известным проектом создания новых перспективных образцов вооружения и военной техники, способных удовлетворить требованиям, выдвинутым концепцией сетецентрической войны, стала американская государственная целевая программа Future Combat System, реализуемая с середины 90-х гг. ХХ в. В её рамках важнейшее место занимает программа Future Force Warrior, включающая серию НИОКР по проектированию и разработке боевых комплектов «солдат будущего» как составной части автоматизированной боевой системы подразделения, части, соединения. Предполагается обеспечение солдата всеми необходимыми для эффективного ведения боя средствами разведки, управления, поражения, защиты и жизнеобеспечения, интегрированных в единый боевой информационно-технический комплекс. Это делает его практически автономной боевой единицей, включённой в единую командную сеть .

В этой связи известны разработки экипировки и вооружения Института солдатских нанотехнологий на базе Массачусетского технологического института. Созданный боевой жилет, названный исследователями «динамическая броня» толщиной всего несколько миллиметров облегает солдата, словно водолазный костюм. Внедрённые в его тонкий слой сложные молекулярные компоненты делают его одновременно и бронежилетом, и универсальным медицинским диагностическим инструментом, и экзоскелетом. Встроенные в костюм датчики постоянно измеряют все жизненно важные параметры солдата (пульс, кровяное давление, активность головного мозга, температуру и т.п.) и выводят данные на проектор в шлеме и на медицинский компьютер, который, независимо от солдата, мгновенно принимает решения о трансформировании костюма в экзоскелет либо броню. По сигналу компьютера, полимерные актюаторы (исполнительные устройства), из которых состоит костюм, делают его определённые участки жёстче или мягче. Например, при переломе ноги, экзоскелет позволит захватить её в искусственные шины, сформированные тканью костюма .

В российской армии прошлого века такой боевой экипировки фактически не было и лишь в последнее десятилетия предприняты решительные меры по оснащению военнослужащих широкой номенклатурой экипировки и снаряжения. Министерство Обороны РФ в рамках Федеральной целевой программы «Боец-XXI», с учётом имеющегося опыта по разработке боевых комплектов индивидуальной экипировки «Бармица» и «Пермячка», начало поставлять в войска принципиально новый её вид - «Ратник».

В состав комплекта входит навигатор системы «ГЛОНАСС», усовершенствованная электронная аппаратура, обеспечивающая передачу информации как голосом, так и в цифровом формате, и отображение тактической обстановки на нарукавном или нашлемном дисплее. На вооружение в Российскую армию также поступил носимый комплекс разведки, управления и связи, являющийся элементом автоматизированных средств управления командиров тактического звена и включающий в себя многофункциональный информационный комплекс, персональный компьютер командира, ротный радиомодем, универсальный транспортный жилет. Унифицированная носимая аппаратура позволяет передавать сообщения о ранении военнослужащего, обеспечивает информационный обмен с вышестоящими звеньями управления и подчинёнными подразделениями . В целях снижения избыточной нагрузки на солдата в последние годы стал использоваться антропоморфный гидравлический экзоскелет. Это устройство дублирует опорно-двигательный аппарат человека и существенно расширяет его физические возможности. Его разработчик - компания Lockheed Martin, называет эту модель «универсальным солдатом» - HULC

(Human Universal Load Carrier). Одна из таких моделей оснащена механической «рукой», способной поворачиваться и использоваться для подвески оружия. С её помощью даже один боец легко управляет, например, 12,7-мм пулеметом, вес которого не менее 25 кг. Устройство позволяет поднимать грузы, вес которых достигает 70 километров, в течение 8 часов переносить по пересечённой местности до 90 килограмм. В час такой «универсальный солдат» способен проходить в среднем до 4,8 км и даже совершать маршбросок, разгоняясь до 18 км/час. Заметим, что адаптация солдата в экзоскелете идёт около 90 минут . Первый в России подобный проект получил название ExoAtlet. Основой его являются инновационные разработки российских учёных в области расширения физических возможностей человека. Действующий образец экзоскелета Exoatlet P-1 пассивной модификации, адаптированный для переноски штурмового щита спецназа, был продемонстрирован на 6-м Международном салоне комплексной безопасности в 2013 г. . Для минимизации потерь в живой силе во многих странах разрабатываются сегодня боевые машины-роботы. Эти роботы способны вести контактный бой с противником, они управляются дистанционно, что гарантирует минимальные потери. Так, например, по некоторым сообщениям, ещё в 2006 г. в Южной Корее был создан «робот-часовой», предназначенный для охраны границ с Северной Кореей .

Мобильный робототехнический комплекс для охраны мест базирования стратегических баллистических ядерных ракет, способный самостоятельно открывать огонь по целям, создан и в России. Эта управляемая по радиоканалу на расстоянии до 5 км безэкипажная боевая единица повышенной проходимости может выполнять задачи по обнаружению и уничтожению стационарных и подвижных целей, огневой поддержки и войсковой разведки . Заметим здесь, что аналогичная система, созданная в США, и известная как SWORDS, в ходе испытаний в Ираке, не могла идентифицировать цели и неоднократно обстреливала своих. В настоящее время большинство электромеханических, пневматических, гидравлических или комбинированных боевых роботов управляются операторами, и лишь некоторые из них могут выполнять некоторые задачи автономно. Один из применяемых сегодня способов превращения обычного бойца в суперсолдата, способного переносить запредельные физические нагрузки, подавлять в себе естественное чувство страха - применение стимулирующих препаратов. От умения управлять закономерно возникающей реакцией на воображаемую или реальную опасность, порождающей чувство страха, зависит боевая эффективность солдата, прежде всего точность огневого поражения. Исследователи указывают, что из-за страха эффективность огня в бою просто ничтожна.

Если в Первую мировую войну на поражение одного солдата противника расходовалось 2,5-5 тыс. патронов, то во Вторую мировую войну-уже 10 тыс., а в локальных военных конфликтах XX столетия - 50 тыс. . Во время Второй мировой войны американские войска потеряли 504 тыс. человек в результате психических расстройств на поле боя. Этого количества военнослужащих вполне достаточно для формирования 50 дивизий. В арабоизраильской войне 1973 г. почти одна треть потерь израильтян была вызвана психологическими причинами. Во время войны во Вьетнаме психогенные потери составили уже 30 % от числа участников боевых действий . В ряду средств подавления этого страха - специально разработанные психостимуляторы. Уже во время Второй мировой войны для улучшения работоспособности и выносливости солдат в действующих армиях использовались амфетамин и метамфетамин. В настоящее время для снятия усталости и стресса взамен этих наркотических средств применяются и иные средства, например, технология стимулирования мозговых полушарий посредством электромагнитных импульсов. Однако фармакологические стимуляторы по-прежнему находятся в арсенале современного военнослужащего.

Страх преодолевается при помощи анксиолитиков, которые способствуют повышению активность мозга, и актопротекторов, увеличивающих силы солдата. Заметим здесь, что применение этих средств из-за индивидуальной восприимчивости может повлечь за собой и иные последствия: вызвать заторможенность, галлюцинации и психозы, неадекватность поведения военнослужащего, повысить его агрессивность и жестокость. Опыт армии США показывает, что применение психотропных препаратов способствует росту самоубийств. Даже по официальным данным, каждый шестой военнослужащий США принимает хотя бы один психотропный препарат. С 2005 по 2011 гг. в Министерстве обороны США количество рецептов на психиатрические препараты выросло почти в 7 раз. Увеличение их числа шло в 30 раз быстрее, чем в гражданском секторе . В настоящее время разрабатываются психостимуляторы неамфетаминового ряда. Известна, например, инициатива министерства обороны Великобритании по созданию консорциума Haldane Spearman для создания средств повышения выносливости. Разработанный здесь препарат провигил (модафинил) позволяет обходиться бойцу - «зомби» без сна в течение нескольких дней без снижения умственных и физических способностей.

1. Невзирая на то, что современные, «новые» войны в пропагандистских целях пытаются представить как «войну без потерь», как «безопасную» войну, бесконтактную вооружённую борьбу новейшими военными технологиями и высокоточным оружием шестого поколения, исключающим поражение мирного населения, война остаётся одной из основных глобальных проблем современности.

2. Два последних десятилетия подтвердили основной тренд в использовании военной силы для достижения политических результатов: нанесение ударов по противнику, его военным объектам без боевых контактов, без ведения военных действий на суше, что выражено в термине «бесконтактная война».

3. Идея полного вытеснения солдата с поля боя и замены его роботами-автоматами в настоящее время представляется фантастичной и мало достижимой. Исход войны, эффективность применяемых средств попрежнему зависит от человека.

4. Изменения в экипировке и вооружении за прошедшие два-три десятилетия привели к тому, что солдат XXI в. превращается в боевую систему - «солдата управляющего». Стремительное развитие робототехники и нейропротезирования позволило современным государствам уже сегодня перейти к практике соединения человека и различных механических приспособлений, благодаря чему у современных воинов появляются сверхспособности.

5. Дальнейшее внедрение искусственных элементов с заданными параметрами в человеческий организм создаёт условия для постепенного превращения человека в киборга или аватара. Такой постчеловек может оказаться созданием, полностью основанном на искусственном интеллекте или результатом множественных изменений и улучшений его биотехнологии.

Виолетта Ходакова

В системе общей безопасности России военные угрозы занимают важное место. Б езопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее свои функции через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Презентацию выполнила: Ученица 10 «А» класса МБОУ СОШ №1 г.Михайловска Ходакова Виолетта

Что понимается под национальной безопасностью? Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В современной международной обстановке существуют три типа, угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых является в определенной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние; внутренние; трансграничные.

Основные внешние угрозы - развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников; - территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; - вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со сто­роны иностранных государств; - наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложив­шегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; - вооруженные провокации, включая нападения на военные объек­ты Российской Федерации, расположенные на территориях зарубеж­ных государств, а также на объекты и сооружения на государствен­ной границе Российской Федерации или на границах ее союзников; - действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; - дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

Оценка возможных военных угроз РФ

Основные внутренние угрозы попытки насильственного изменения конституционного строя и на­рушение территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по наруше­нию и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информа­ционной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконное распространение на территории Российской Федера­ции оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, уг­рожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации; деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.

Основные трансграничные угрозы создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России; деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда­ние угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан; трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих националь­ной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий; деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны; угроза деятельности международных террористических организаций; в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.

Рогозин: До 2015 года на гособоронзаказ будет выделено около 7 трлн рублей МОСКВА, 27 декабря. Объем гособоронзаказа планируется увеличивать с каждым годом. Об этом вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил в интервью телеканалу "Россия 24". Он отметил, что в уходящем году объем гособоронзаказа составил 908 млрд рублей. "На следующий год гособоронзаказ составит сумму до 1,9 триллиона рублей, в 2014 году - 2,2 триллиона рублей, в 2015 году - 2,8 триллиона рублей", - сообщил Рогозин.

Выводы 2 3 4 1 В настоящее время обеспечение военной безопасности Российской Федерации стало важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возмож­ности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., с учетом рациональных затрат на национальную оборону. Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учетом ро­ли и места нашей страны в современном мире. Вооруженные Силы Российской Федерации в настоящее время играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства.

ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Характер современных войн 1 По военно-политическим целям 3 По масштабам военных действий 2 По средствам достижения этих целей

справедливой, не противоречащей Уставу ООН, основопо­лагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии По военно-политическим целям несправедливой, противоречащей Уставу ООН, основопо­лагающим нормам и принципам международного права, подпадаю­щей под определение агрессии и ведущейся стороной, предприняв­шей вооруженное нападение

с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения с применением только обычных средств поражения По средствам достижения военно-политических целей

война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой будут военные действия вестись, как правило, в границах противоборствующих госу­дарств и затрагиваться интересы только этих государств. По масштабам война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации (расширения) вооруженного конф­ликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительных количеств государств различных регионов мира. В круп­номасштабной войне стороны будут преследовать радикальные (ре­шительные) военно-политические цели. война с участием двух и более государств региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и кос­мическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Локальная Региональная Крупномасштабная

Спасибо за внимание!

В настоящее время характер современных войн определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.

Анализ вооружённых конфликтов, имевших место в 90-х гг. прошлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооружённые конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин.

Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации 1 наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а также её союзников в соответствии с международными договорами.

В связи с этим современная война может быть локальной, региональной, крупномасштабной.

Локальная война - война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Региональная война - война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные во-енно-политические цели;

Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации 2 вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участииков.

Военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооружённого противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооружённые конфликты).

Вооружённый конфликт - вооружённое столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооружённый конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооружённый конфликт).

Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт .

Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, - важнейшая задача Российской Федерации.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) её союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооружённых Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

2 Эскалация - постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны).

Выводы

  1. Вооружённые Силы Российской Федерации должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооружённых конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового поражения всех разновидностей.
  2. Современная война может локальной, региональной, крупномасштабной.

Вопросы

  1. Какие известные войны XX в. можно отнести к несправедливым (для стороны, совершившей нападение), а какие - к справедливым (для обороняющейся стороны)?
  2. Какое оружие является важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения?
  3. Как подразделяются современные войны по масштабам их проведения?
  4. Какие основные цели определяют готовность Российской Федерации к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах?

Задания

  1. Обоснуйте необходимость в современных условиях укрепления воинской дисциплины и повышения эффективности моральнопсихологической подготовки личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации.
  2. Подберите материалы из специальных изданий и подготовьте сообщение на тему «Ведение информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника (на примере одной из войн или одного из военных конфликтов)».

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывают существенное влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире, на создание очагов напряженности и зон конфликтов, па характер воин и вооруженных конфликтов. Следует отметить, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо даже очень весомым фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин, которые следует учитывать при раскрытии стратегического содержания вооруженной борьбы будущего.

Рассматривая специфику вооруженных конфликтов 1990-х гг.- начала XXI века необходимо остановиться на следующих принципиальных моментах:

Не выявилось обобщенного типа вооруженного конфликта. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными;

Значительная часть конфликтов имела ассиметричный характер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях в техническом отношении, а также качественного состояния вооруженных сил;

Все конфликты развивались на относительно ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, однако с использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Однако, локальные по сути, конфликты сопровождались большой ожесточенностью и имели своим результатом в ряде случаев полное уничтожение государственной системы (если таковая была) одного из участников конфликта;

Существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфликта или войны. Как показывает анализ исхода вооруженных конфликтов, именно захват инициативы на начальном этапе боевых действий предопределял исход;

Основная роль в начальный период войны, безусловно, отводилась дальнобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода оказалось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооруженной борьбе. Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.

Говоря о факторе ядерного сдерживания, особенно применительно к сдерживанию угроз связанных с применением противником обычных вооружений, нужно учитывать и то, что оно в современных условиях может быть осуществлено эффективно только при наличии высокооснащенных и боеготовых сил общего назначения. Только в этом случае угроза применения ядерного оружия в ответ на нападение с использованием обычных вооружений будет выглядеть убедительно.

На основании анализа наиболее общих черт конфликтов конца XX - начала XXI веков, можно сделать следующие принципиальные выводы относительно военно-политических особенностей вооруженной борьбы на современном этапе и в обозримой перспективе.

Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль в осуществлении силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизированных формирований, ополчений, подразделений сил внутренней безопасности оказывается существенно меньше, чем предполагалось до начала вооруженных конфликтов.

Решающим моментом для достижения военно-политического успеха является захват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта. Пассивное ведение боевых действий в расчете на «выдыхание» наступательного порыва противника приведет к утрате управляемости собственной группировки и впоследствии - к проигрышу конфликта.

Особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория. Несмотря на развитие точности средств поражения все исследованные вооруженные конфликты последнего времени были в той или иной степени гуманитарно «грязными» и повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения. В связи с этим возникает необходимость в высокоорганизованной и эффективной системе гражданской обороне страны.

Критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различными, однако, в целом, очевидно, что главное значение имеет решение политических задач в вооруженном конфликте, тогда как военно-политические и оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер. Ни в одном из рассмотренных конфликтов победившая сторона не смогла нанести противнику запланированный ущерб. Но, тем не менее, смогла достичь политических целей конфликта.

Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие боеготового резерва и системы его отмобилизования и развертывания. Это даст возможность сохранять стратегический ресурс силового реагирования при любом развитии ситуации в ходе вооруженного конфликта.

Боевые действия будут характеризоваться сочетанием маневренных операций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны. Это подтверждает необходимость сбалансированного состава сил и средств вооруженных сил, а также комплексной боевой подготовки.

Ключевым условием победы практически во всех конфликтах стал подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных конфликтах конца XX-начала XXI века будет играть соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, - высшего командного состава. Это означает необходимость укрепления воинской дисциплины, законности, создания подлинно эффективной системы морально-психологической подготовки вооруженных сил от солдата до генерала, а также повышения эффективности деятельности органов военной контрразведки. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

Еще по теме Характер современных войн и вооруженных конфликтов:

  1. Типологизация характера и акцентуаций в современной психологии. Застревающий тип акцентуации характера и особенности его проявления у военнослужащих
  2. Принципы организации анестезиологической и реаниматологической помощи в локальных вооруженных конфликтах и войнах
  3. Психологические операции в вооруженных конфликтах на Американском континенте

Война - сложное социально-политическое явление, представляющее собой крайнюю форму разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами . Война может осуществляться в виде военных конфликтов разного уровня.

Военный конфликт представляет собой форму разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы. Данное понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты. При этом вооруженный конфликт рассматривается как вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или силами противостоящими в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт). По существующим положениям руководящих документов МО РФ, а также ряда федеральных законов, вооруженные конфликты могут быть внутренними (ВВК), а также международными, как правило, приграничными (то есть военные действия ведутся в приграничных районах для разрешения раз- личных противоречий между государствами).

Приграничные международные вооруженные конфликты могут возникать, как правило, в результате вооружённого нападения на РФ с целью удовлетворения территориальных претензий агрессора. Для локализации такого конфликта и разгрома вторгшихся на территорию РФ группировок противника могут быть привлечены войска приграничных военных округов и флотов во взаимодействии с воинскими формированиями Внутренних войск МВД и формирований пограничной службы ФСБ России. В ходе таких конфликтов могут быть подготовлены и проведены операции по принуждению противника к миру на выгодных для России условиях.

В настоящее время, в современной военно-политической обстановке, все большее распространение получают вооруженные конфликты, которые могут быть внутренними - вследствие обострения внутренних противоречий (они могут при определенных условиях перерастать в гражданские войны) или, что может быть гораздо вероятнее, - трансграничными, где формирование и обеспечение незаконных вооружённых формирований будет осуществляться из-за рубежа за счёт сил и средств геополитических соперников России. При разрешении противоречий во внутреннем вооруженном конфликте ВС РФ, другие войска и органы могут, в зависимости от масштаба конфликта и состава противостоящей стороны (иррегулярных и террористических формирований, сепаратистских группировок) проводить специальную или контртеррористическую операцию объединенной группировкой войск (сил). Группировка войск (сил) для разрешения таких конфликтов создается за счет располагаемых на данных стратегических (операционных) направлениях соединений (частей) и объединений видов ВС РФ, формирований органов пограничной службы ФСБ, а также внутренних войск МВД РФ.

Характерными чертами вооруженных конфликтов являются: применение регулярных войск (сил) и иррегулярных вооруженных формирований; активизация диверсионных и террористических действий; опасность трансформации в локальную войну; вовлечение в вооруженный конфликт большей части местного населения и его уязвимость; ведение очаговых боевых действий; ограничения в масштабах и способах применения средств вооруженной борьбы; привлечение значительных сил и средств для защиты важных объектов жизнеобеспечения, объектов инфраструктуры и государственного управления, транспорта и районов расположения войск (сил); сложность морально-психологической обстановки, в которой действуют войска (силы).

На масштабы и характер вооруженных конфликтов значительное влияние будут оказывать военно-политические цели непосредственно участвующих в конфликте государств (сторон), количественный и качественный состав вооруженных сил, других воинских и иррегулярных вооруженных формирований, принимающих участие в военных действиях, а также степень вовлечения в него государств, оказывающих противоборствующим сторонам политическую, экономическую и военную помощь в различных формах.

Локальная война - война, в которой преследуются ограниченные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и, которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные; экономические; политические и другие).

Локальная война, как правило, потребует ведения военных действий в форме операций группировки войск (сил) на стратегическом направлении, с привлечением в её состав всех войск и сил, развёрнутых на территории военного округа, а также соединений и частей Центра. Для этой цели потребуется оперативная переброска войск (сил) из состава других военных округов, флотов, Воздушно-десантных войск, Дальней авиации и Военно-транспортной авиации от ВВС, Командования Специальных операций. Группировка войск (сил) по своему составу будет межвидовой, межведомственной, а на ряде стратегических направлений и коалиционной (где имеются союзные государства) и должна быть способной в короткие сроки локализовать военный конфликт и не допустить его эскалации, обеспечить разгром вторгшихся группировок войск (сил) противника и принудить его к прекращению военных действий и заключению мира на выгодных для России условиях.

Региональная война - война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами в ходе, которой стороны преследуют важные военно-политические цели. Для отражения агрессии регионального масштаба потребуется привлечения всех сил и средств ОСК на вышеназванных стратегических направлениях, Центрального подчинения и привлечения войск (сил) с других направлений (ОСК, военных округов и флотов) за счет перегруппировок различными способами. Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.

Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны преследуют радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с привлечением значительного количества государств разных регионов мира. Эта война потребует мобилизации всех имеющихся материальных и духовных сил государств-участников.

Однако в отличие от войны против обычного противника, военные действия против высокотехнологичного противника будут характеризоваться следующим:

а) комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники;

в) воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;

г) избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил);

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий;

з) участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний;

и) применение непрямых и асимметричных способов действий;

к) использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений.

В отдаленной перспективе можно предполагать возможность появления у вероятных противников, прежде всего у ВС США, оружия, основанного на прорывных технологиях, способных нивелировать фактор стратегического ядерного сдерживания. Война против такого противника будет носить жестокий истребительный характер и ее основным содержанием неминуемо станут стратегические воздушно-космические операции с применением ракетно-ядерного оружия. Такая война чревата гибелью человеческой цивилизации или прекращением её развития на продолжительный, в историческом измерении срок.

Подобная перспектива исторической судьбы человечества не является секретом ни для кого. Поэтому появляются, так называемые «нетрадиционные войны (вооруженные конфликты)», ставящие в качестве приоритетных задач духовное, идеологическое, национальное, религиозное, экономическое, политическое и другие виды подавления противостоящей стороны. В этом контексте, собственно вооруженная борьба отходит на второй план, так как другие виды противоборства приобретают самостоятельный и все более значимый характер для достижения военно-политических целей войны (вооруженного конфликта).

Война, как это было уже отмечено в трудах Сунь-Цзы (IV век до н. э.), довольно дорогое удовольствие, если она не позволяет получить реальные дивиденды от ее результатов. Так, десятилетнее присутствие 40-й армии ВС СССР в Афганистане и средства на поддержку режима потребовали от Советского Союза около 100 млрд долларов (не в нынешних ценах). А реальный экономически-финансовый эффект от этого, да и политический, довольно туманный.

Военные кампании США в Афганистане и Ираке обошлись значительно дороже. На Ирак государство затратило 1,7 трлн долларов и 490 млрд ушли на выплату льгот ветеранам. В целом же на военные действия США в Афганистане и Ираке затрачено в пределах от 3-х до 4-х трлн долларов, а в ближайшей перспективе (в течение 40 лет) эта сумма может возрасти до 6 трлн долларов. В связи с этим администрация США пришла к выводу, что необходимо изменить отношение к способам достижения военно-политических целей. Следует, учитывая уже имеющийся опыт, а также с учетом новых средств вооруженной борьбы, несколько по иному подойти к содержанию военных действий в войнах и вооруженных конфликтах. В большей степени следует базироваться на таких способах как информационная война, идеологические и ин- формационно-психологические операции, внедрение агентов влияния в высшее военно-политическое руководство, использование «пятой колонны», деструктивной оппозиции, исламского фактора, экономических и финансовых рычагов, а также угрозы применения военной силы.

Соответствующие приемы и методики были выработаны еще в годы «холодной войны». Это, прежде всего, активная идеологическая борьба, ведение информационных войн и проведение активных психологических операций, создание управляемой оп- позиции («пятой колонны»), активное использование скрытых предателей среди политического истеблишмента стран, то есть внедрения так называемых «агентов влияния» (в СССР приме- ром могут служить Горбачев, Шеварднадзе и ряд других бывших высших руководителей страны). Помимо этого, широко стала использоваться идея национальных революций, вносимых извне, организация внутри стран управляемого хаоса, то есть применение «мягкой силы», способной решать очень серьезные задачи в интересах достижения США и их ближайшими союзниками мирового доминирования.

США за последние два-три десятилетия без каких-либо санкций СБ ООН провели несколько вооруженных агрессий по отношению к ряду стран (дважды против Ирака - государство практически исчезло с геополитического пространства; Югославии - государство распалось на отдельные образования; Афганистана - перспектива для государства печальна). Издержки этих военных действий огромны, однако результаты не удовлетворяют администрацию США. Поэтому вполне закономерным является инициирование формирования в исламском мире, целом ряде других государств, организаций, чьи действия направлены против их независимости, территориальной целостности и экономической самостоятельности.

Таким образом, спланирован и организован так называемый управляемый хаос в этих странах за счет применения «мягкой» силы». Это позволяет США и их союзникам гораздо дешевле до- биваться своих целей по установлению нового мирового порядка, реализации идеи однополярного мира во главе с США. В рамках этих же планов под эгидой США и ряда государств Европейского союза, с одобрения ОБСЕ, с широким привлечением террористических организаций исламистского толка, были организованы две попытки нарушить территориальную целостность РФ на Северном Кавказе. А в августе 2008 года Грузия, переоценив решимость США в её силовой поддержке, предприняла акцию по захвату Южной Осетии. Под эту же «мягкую силу» попали и государства Средней Азии.

Очередной жертвой в этих устремлениях Запада стала Украина. Её территория стала ареной межцивилизационного столкновения западной локальной цивилизации и российской локальной цивилизации, приведшего к многомерному кризису украинской государственности. В ходе его развития вспыхнула гражданская война, и в результате всенародного волеизъявления Крым и Севастополь перешли в состав РФ. Ключевое для РФ геостратегическое пространство в непосредственной близости от её западных и юго-западных границ стало средоточием серьезных внешнеполитических, экономических и социальных проблем для нашей страны.

При ясном понимании участников мирового сообщества, что все последовательно возникавшие на Украине проблемы могли быть разрешены политическими способами, США и их союзники в ЕС закрывали глаза на незаконный захват власти «майданными» революционерами, террор по отношению к населению собственной страны в Одессе, на Юго-Востоке Украины националистическими вооружёнными формированиями, применение регулярных вооружённых сил против населения Луганской и Донецкой областей. И при этом они же всеми средствами пытаются убедить мировое сообщество и, прежде всего, украинцев, в участии России во всех перечисленных проблемах.

Все это вполне объективно требует несколько по иному подойти к оценке сущности и содержания современных войн и вооруженных конфликтов, и к их квалификации. Следует исходить из того, что помимо вооруженной борьбы в войне осуществляются и другие виды борьбы в различных сферах: идеологической, дипломатической, политической, экономической, а также информационной (на информационно-техническом и информационно-психологическом уровнях). При этом в современной военно-политической обстановке можно наблюдать все более существенную тенденцию в содержании военных конфликтов - достижение военно-политических целей посредством применения невоенных средств и способов действий.

В связи с этим в существующую классификацию военных конфликтов - войн и вооруженных конфликтов, необходимо вносить изменения. В частности, что в современных условиях, в ходе информационной революции, на политической арене появляются новые средства, инструментарии для достижения военно-политических целей, с применением которых существен- но сокращается роль применения средств вооруженной борьбы и военного насилия в достижении военно-политических целей военных конфликтов.

Важнейшим актуальным выводом из анализа современных тенденций в развитии военно-политического и стратегического характера военных конфликтов является положение о том, что для достижения цели военных действий необходимо завоевание господства не только в воздушно-космическом пространстве и на море, но и в радиоэлектронном, киберпространстве, а также до- биться преимущества в информационно-психологической борьбе. Разумеется, при этом опасно увлекаться новыми сферами противоборства, позабыв о традиционных задачах огневого превосходства, различных формах и способах маневра, как в стратегическом, так и в оперативном и тактическом масштабах. Искусство опережающего создания и действия ударных группировок на главных направлениях в решающий момент операции в современных условиях и в перспективе будет играть столь же важную роль, как и прежде. В настоящее время в рамках информационных войн (информационного противоборства по терминологии нашей военной теории) важнейшим средством достижения военно-политических средств по взглядам целого ряда потенциальных противников РФ и ее союзников является кибервойна. То есть информационно-техническое воздействие, в том числе и программное, направленное на информационно-техническую сферу противника для использования его информационного пространства и ресурса, срыва или значительного затруднения функционирования различных систем управления противостоящей стороны и достижения превосходства в управлении.

Современные средства РЭБ, уже имеющиеся на вооружении передовых армий мира, позволяют не только подавлять электро- магнитное излучение (ЭМИ) радиоэлектронных средств (РЭС), но и осуществлять радиоэлектронное поражение, то есть выводить эти средства из строя на физическом уровне, осуществлять внедрение в сети управления войсками (силами) и оружием и нарушать программные продукты. Для достижения данных целей потенциальный агрессор уже и в мирное время может выполнять следующие задачи:

Информационно-разведывательные, в том числе в системе государственного и военного управления, контролировать информационный ресурс государства и его союзников;

Нарушать системы управления критически опасными объектами промышленности (энергетическим комплексом, транс- портной системой государства, объектами оборонно-промышленного комплекса (ОПК), ядерными и химическими объектами и т. д.);

Нарушать систему государственного и военного управления;

Нарушать системы управления стратегическими ядерными и военно-космическими силами.

Также, в рамках информационных войн, в настоящее время все большую значимость приобретают психологические операции, которые могут вестись и в формально мирное время. В ходе таких войн на население и вооруженные силы противостоящей стороны, а в военное время на население и войска (силы), оказывается информационно-психологическое воздействие для достижения, прежде всего, информационно-психологического превосходства, превосходства в управлении, за счет подрыва морального духа населения и личного состава вооруженных сил.

Разновидностью психологических операций в настоящее время становятся интеллектуальные (когнитивные), то есть целенаправленное внедрение в общественное сознание, в сознание индивидуума (социума) ложных представлений об окружающем мире, общественных отношениях и ценностях. Примером может служить обучение в США ряда руководителей государств - Грузии, Украины и ряда других. Или кампании «разоблачений» якобы имеющихся в руководстве той или иной страны коррупционных проявлений. Неслучайно, поэтому, в новой ВД РФ отмечается, что одной из важнейших военных опасностей является «деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества».

Сейчас против РФ ведется активная информационная война на всех уровнях, с использованием всех возможностей СМИ, дискредитируются все попытки РФ и ее союзников и партнеров миролюбиво решать возникающие проблемы во всех сферах международных отношений. Опасно, что в этих условиях в результате проведения необдуманных реформ в системе государственного образования, ослаблено морально-психологическое состояние населения страны, особенно молодого поколения. В связи с этим возникают сомнения в отношении целесообразности наличия в основном законе страны, Конституции РФ, запрета на государственную идеологию.

Одним из важных элементов современной сетецентричной войны являются экономические войны. Экономические санкции и ограничения в использовании современных технологий - представляют собой реальный инструмент влияния на другие страны. Особенно возрастает их эффективность при согласованном применении санкций со стороны коалиции государств, военно-политических союзов (блоков). Примеров тому можно привести много. В современной военно-политической обстановке по отношению к РФ применено множество средств и способов экономического, технологического и финансового давления со стороны США и их союзников. При этом мировым сообществом остаются незамеченными нарушения международного законодательства, заключенных прежде договоров и соглашений, принятых тем же мировым сообществом требований положений ООН, а также ряда других международных организаций.

Политические войны представляют собою форму разрешения противоречий между политическим руководством стран (коалиций стран) при борьбе за политическое господство в международных отношениях, установления зависимости, подчиненности стран. Политические войны на определенных стадиях могут перерастать в вооруженное противостояние, так как война (в классическом понимании) - это продолжение политики насильственными средствами, как писал Клаузевиц.

К сожалению, в современной военно-политической обстановке в США и ряде стран Европы, в том числе в бывших республиках Советского Союза, реально возрождаются и проявляются элементы фашизма: русофобия, проблемы использования языков национальных меньшинств, шовинизм, нарушение прав русскоязычного населения, тенденциозный пересмотр истории и итогов Второй мировой войны, оказание содействия всем деструктивным внутренним и внешним силам, способствующим ослаблению России и устранению её с арены геополитического взаимодействия.

В настоящее время трудно не заметить, что развитие военно-политической обстановки практически адекватно этому процессу накануне Первой и Второй мировых войн. В этой ситуации необходимо осознавать, что политические угрозы в мгновение ока могут перерасти в военные угрозы, что уже подтверждается, как заявлениями политиков, так и военной активизацией НАТО. Есть все признаки возникновения военной угрозы для РФ и ее союзников: переброска войск (сил) в приграничные с Россией районы, происходят реальные поставки вооружения, военной и специальной техники Украине. Демонстрируется явная готовность военно-политического руководства Украины предоставить «коридор» и плацдарм для развертывания передовых мобильных группировок НАТО.

Ведутся активные работы по развертыванию позиционных районов противоракетных комплексов в Польше, Румынии и Южной Корее. Проводятся многочисленные учения и маневры вблизи границ РФ и ее союзников. Усиливается активность НАТО вблизи морских акваторий страны, продолжается барражирование стратегических бомбардировщиков ВВС США вдоль наших арктических воздушных границ.

Весьма существенным фактором является и то, что в настоящее время боеготовность ВС НАТО не позволяет им начать полномасштабные военные действия. Реально же полнокровные группировки войск (сил) первоочередного задействования могут быть развернуты только через три месяца, а в целом ВС НАТО - через год. Сам процесс отмобилизования, оперативного развертывания группировок войск (сил) (в том числе перегруппировка ВС США с американского континента на Европейский ТВД) и подготовки к ведению военных действий, является довольно дорогостоящим. В период экономического кризиса в мире, это никому не надо. По- этому в этих условиях более целесообразно для них является, ограниченными силами оказывать содействие ВС Украины.

Разновидностью политических войн могут быть и дипломатические, ведущиеся между дипломатическими представительствами и дипломатами разных уровней, для разрешения противоречий в дипломатических отношениях, которые могут оказывать самое существенное влияние на идеологические, политические, экономические и военные отношениями между странами, на их внутриполитическую обстановку. По своей направленности политические войны могут быть внешнеполитическими и внутриполитическими.

Внутриполитические войны - это когда противостояние ведется между политическими силами внутри государства, то есть между политическими течениями, партиями, общественными организациями, религиозными конфессиями, этническими образованиями, за захват власти в стране. Применяемые средства весьма разнообразны, вплоть до вооруженного насилия, насильственного свержения власти, доведения конфликта до гражданской войны. Большую роль в этом играют внешнеполитические силы, которые за счет угрозы применения военной силы, политического давления, организации так называемого управляемого хаоса внутри страны могут устанавливать марионеточные правительства, необходимый им режим, политическую и экономическую зависимость, добиваясь своих военно-политических целей и, прежде всего, получая новое геополитическое пространство, рынки сбыта, дешевую рабочую силу и источники сырья.

Одним из важнейших средств достижения военно-политических целей и форм разрешения противоречий является идеологическая война. В ходе таких войн стороны стремятся добиться, достижения превосходства в информационной сфере, оказания существенного информационно-психологического влияния, как на элиту государства, так и на его население. Идеология, как известно, - это система идей и взглядов, политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, выражающих коренные интересы классов, социальных групп .

Таким образом, война в идеологической сфере является од- ной из основных форм разрешения противоречий между страна- ми, этническими образованиями, различными конфессиями, если при этом преследуется цель достижения победы на мировоззренческом (идеологическом) уровнях для создания благоприятных условий, в последующем, для достижения своих военно-политических целей. Это давно уже было понято руководством США, которое широко использовало методы идеологической войны при ведении «холодной войны» против СССР и всей мировой системы социализма.

Анализ событий Второй мировой войны, показал, что противоречия двух идеологий, мировоззрений, двух противоположных систем привело к возникновению мировой войны, когда разрешение противоречий перешло в свою крайнюю форму. В послевоенный период, «холодная война», как специфическая форма разрешения противоречий между странами (коалициями стран), мировыми системами, велась как в идеологической сфере, так и в технологической, финансово-экономической (достижение технологического превосходства за счет создания ядерного оружия, ракетных и космических технологий, финансово-экономического превосходства). В конечном итоге, это позволило США добиться мирового доминирования почти во всех областях и попытаться создать однополярный мир, устранив своего главного идеологического, экономического и военного соперника.

В рамках идеологических войн ведутся другие виды противоборства: информационно-психологическое и интеллектуальное (как разновидности информационных войн), а также религиозные войны (противоборство, борьба). В частности, религиозные войны имеют глубокие исторические корни и даже на современном этапе эволюции человечества играют важную роль. Так, в нынешней военно-политической обстановке можно реально наблюдать проявления исламского фактора как во внутриполитических, так и внешнеполитических процессах. Крайние проявления его (ваххабизм), а также других конфессий (сектантство, мормонство, а также другие крайне агрессивные течения) приводят как к внутренним противостояниям, в том числе и вооруженным, так и внешним.

В связи с этим следует признать, что религиозный фактор является в современной военно-политической обстановке причиной внутренних и внешнеполитических конфликтов, в том числе вооруженных противостояний. США и их союзники в полной мере используют данное обстоятельство в качестве важнейшего средства в своих информационных войнах и психологических операциях, для достижения своих военно-политических целей. Придавая ему крайние формы, они переводят религиозные противоречия в вооруженную сферу. Примерами могут служить такие события, как внутри РФ (две чеченские кампании, продолжающиеся попытки расшатать внутриполитическую обстановку на Северном Кавказе, в Крыму), так и в Афганистане, Ираке и других арабских странах.

События в современной Европе, «исламизация» общественной жизни в ряде европейских стран (Франции, Великобритании, ФРГ и др.), так называемая европейская «толерантность» реально приводит к дестабилизации внутриполитической обстановки. К сожалению, этот процесс подпитывается со стороны международного исламизма, а также их главного апологета США, если возникающие проблемы соответствуют национальным интересам этой страны (многие террористические исламистские организации, в том числе и международные, созданы и финансируются США, а также крупнейшими исламскими государствами).

Масштабность религиозных противоречий, возрастание возможностей исламских движений в финансово-экономическом и военном отношении, в любой момент позволяет США и их союзникам превратить религиозный фактор в причину возникновения внутренних, а также международных вооруженных конфликтов. США за последнее время организовали и провели ряд «революций» в арабских странах, создав своеобразный «пояс управляемого хаоса», тем самым обезопасив себя и своих союзников от возрастания влияния исламской цивилизации. В результате этого: Афганистан продолжает раздираться внутриполитическими конфликтами. Ливия превратилась в территорию перманентной войны всех против всех. Йемен оказался втянут не только во внутригосударственный военный конфликт, но и стал объектом внешней военной интервенции со стороны Саудовской Аравии и ее союзников. Ирак, как государство, фактически исчез из геополитического пространства. Идет гражданская и религиозная война в Сирии (опять же подпитываемая США и их ближайшими союзниками).

Этнические (межнациональные) войны - это довольно распространенный вид противоборства, имеющий свою продолжительную историю. Причиной их являются противоречия между нациями, народами и народностями (этносами). В современной военно-политической обстановке такие противоречия, а в последующем вооруженные конфликты и войны вполне реальны. Это может быть подтверждено на примерах ряда стран мирового сообщества (Канады, Великобритании, Испании). Субъекты этих государств, на вполне объективной основе, в соответствии с международным правом, делают вполне законные попытки выйти из под их юрисдикции и существовать самостоятельно.

Национальные противоречия в настоящее время в целом ряде государств, в том числе и в странах бывшего СССР, реально существуют. Они представляют реальные угрозы для внутриполитических и внешнеполитических отношений. Эти противоречия можно наглядно наблюдать в Средне-Азиатских республиках бывшего Советского Союза, в Грузии, Прибалтике, а также на примере Украины. Поэтому США и их ближайшие союзники, данные противоречия активно используют, чтобы создавать внутриполитические проблемы, стравливают народы различных национальностей на международном уровне и это, к сожалению, приносит им ожидаемые плоды в достижении своих военно-политических целей.