Храм христа спасителя краткая информация.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) в Москве - кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15-17). Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года.

5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994-1997 годах.

Архитектура и убранство храма

Современное здание

Храм - крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м?, из которых около 9000 м? позолочены.
Купола Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя. Ночной вид с Патриаршего моста
Вид с Москвы-реки через несколько лет после воссоздания. 29 июля 1998 года.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:

  • т. н. «верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.
  • т. н. «нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Снесённое здание

По замыслу К. А. Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, а также и черты Владимиро-Суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады были подчинены точным законам симметрии, а входы изначально должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи, позже в проектах "заложенные" массивными дверьми и остеклением, что пропорционально исказило изначальный замысел автора, соединившего в архитектуре русские и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Плоскости стен были оштукатурены а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого мрамора из карьера близ села Протопопова Коломенского уезда. Высота здания составляла 48,5 сажень (около 103,5 м), пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами составляло 1500 квадратных сажень. Вместимость храма составляла до 7200 человек.

Внешние стены храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом.

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя
(собор Рождества Христова)

Страна Россия
Город Москва, ул. Волхонка, 15
Конфессия Христианство (Православие)
Епархия Московская
Архитектурный стиль Русско-византийский
Автор проекта Константин Тон
Строительство 1994 год-1997 год
Основные даты:
1860 - Строительство по проекту К. А. Тона
1931 - Разрушение
2000 - Воссоздание по проекту А. М. Денисова, З. К. Церетели, М.М. Посохина
Статус Патриаршее подворье
Состояние Действующий
Сайт http://xxc.ru/

Исторический очерк

Идея построения храмов-памятников восходит к древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.



Купола Храма Христа Спасителя



Храм Христа Спасителя. Ночной вид с Патриаршего моста



Вид с Москвы-реки через несколько лет после воссоздания.
29 июля 1998 года.

Первый проект: Карл Витберг

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время.
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

- Александр I

В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.



Проект А. Витберга

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).



Закладка храма на Воробьевых горах, 1817

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.

Второй проект: Константин Тон

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.



Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса, 1838

Художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра».

Сооружение храма

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения - в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович. В камень для закладки, который был перевезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах, была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя и членов строительной комиссии и архитектора. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Строительством Храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский. Значительный вклад в оформление интерьеров Храма внёс архитектор В. А. Коссов. В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма - Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, составлен штат духовенства и причта, утверждена смета на содержание собора в сумме 66850 рублей в год. К 1881 году были окончены работы по устройству набережной, площади вокруг Храма, и установлены наружные фонари.


Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того, а также императрицы, наследника, великой княжны Ксении Александровны. Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из Храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом. Вслед за освящением в храме была проведена первая литургия.

Жизнь храма до 1931 года

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижёр И. К. Альтани) В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.


Интерьер храма, 1902 г.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма - Рождество Христово - до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

Ключарём храма с августа 1917 до ареста в 1922 году был священномученик Александр Хотовицкий. 5 (18) ноября 1917 в соборе, после литургии и молебна, было определено имя Патриарха Московского и всея России - старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв) вынул жребий митрополита Тихона (Беллавина).

С января 1918 года специальным декретом государство прекратило финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма, было организовано Братство Храма Христа Спасителя, которое за короткий срок на средства частных жертвователей провело временное электрическое освещение, организовало церковный хор, читальню, отремонтировало ризницу. Одним из членов Братства был издатель И. Д. Сытин, который на собственные средства выпустил небольшую книгу об истории и архитектуре Храма Христа Спасителя.

С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода - вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

Разрушение

13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 2 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы.



Перед разрушением (1931)

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.



Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.



Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре

Воссоздание

В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М. Посохиным, А.М. Денисовым и другими.

Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест с автомойкой. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.



Интерьер храма, 2009 г.

6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.

31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.



Скульптуры восстановленного храма Христа Спасителя

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин напомнил, что находившиеся на храме медальоны были пластиковые и были подняты временно для великого освящения в 2000 году. Решение поднять на воссозданный храм бронзовые медальоны было принято ещё в 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. «Было принято решение в существующей экологии поставить бронзовые медальоны, так как белокаменные не смогут устоять. Только в этом будет заключаться отличие нынешнего храма от разрушенного», - сообщил протодиакон. Деньги на этот этап реставрации нашлись только сейчас, благодаря инвестициям фонда храма и правительства Москвы. Однако, бронзовые медальоны вместо белокаменных резных в сочетании с бронзовыми горельефами вместо мраморных совершенно противоречит историческому проекту К. А. Тона.

Современная жизнь храма

В 2004 году в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор РПЦ, принявший решение о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей.

24-25 апреля 2007 года в храме Христа Спасителя прошло прощание с Б. Н. Ельциным. Первым человеком, отпетым в новом храме Христа Спасителя (ещё до освящения), стал умерший в 1997 году писатель Владимир Солоухин.

29 апреля 2007 года здесь состоялось отпевание народного артиста СССР, виолончелиста и дирижёра Мстислава Ростроповича. Литургию возглавил викарий (помощник) патриарха Московского и всея Руси архиепископ Орехово-Зуевский Алексий.

7 ноября 2007 года в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя состоялось отпевание известного хореографа и балетмейстера Игоря Моисеева.

9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

27 января 2009 года на Поместном соборе был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

19-28 ноября 2011 года - принесение Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря и массовое паломничество к нему.



Вид со смотровой площадки храма на улицу Волхонка и на Московский Кремль



Вид со смотровой площадки храма на Хамовники

Современный статус

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет фонд Храма Христа Спасителя, который сдаёт часть помещений в аренду сторонним организациям, а также проводит мероприятия, не связанные с деятельностью Русской Православной Церкви. В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы.

14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя.

В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.

Образ храма в культуре

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» его герой Иван Бездомный погружается в воду около того места, где раньше находился храм. Вообще храм неоднократно упоминается в рассказах и повестях писателя.

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Народный художник России Валерий Балабанов на картине «Пловец» (1976-1986) изобразил несуществующий в то время Храм Христа Спасителя в качестве отражения в бассейне «Москва». Позднее Русской православной церковью и искусствоведами эта работа стала восприниматься как пророчество о воскрешении Храма. 4 ноября 1997 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II картина была подарена художником музею воссозданного храма и включена в его экспозицию.

В современной литературе: Борис Акунин «Алтын-Толобас»

Напротив заново отстроенного храма Христа Спасителя (сэр Александер всегда говорил, что эта великанья голова уродовала лик Москвы своей несоразмерностью и что единственное благое дело новых русских - взрыв чудовищного творения) магистр приостановился и нашёл, что собор ему, пожалуй, нравится - за двадцатый век дома в городе подросли, и теперь массивный золотой шлем уже не смотрелся инородным телом.

В 2008 году Сергей Куракин написал икону «Новорусская Богоматерь», посвящённую истории храма Спасителя. В иконе отражается судьба храма в трёх исторических вехах: «Строительство» - XIX век, «Разрушение» - XX век, «Воссоздание» - вступление в XXI столетие.

8 июня 1883 года, 130 лет назад, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя. Вспоминаем главные факты о главном кафедральном соборе Русской православной церкви.

Идея создания Храма Христа Спасителя

Илл. План местности у Храма Христа Спасителя, 1870-е годы

Храм Христа спасителя – это мемориал воинам, павшим в Отечественной войне 1812 года. Идея построения храма-памятника участникам войны, которую впервые назвали «Отечественной», и исход которой решало общенародное движение, воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.

Первый Храм Христа Спасителя

Проект Храма Христа Спасителя предложенный архитектором А.Л. Витбергом

Между разгромом наполеоновской армии и началом строительства Храма в центре Москвы прошло довольно долгое время: почти 27 лет. Не так широко известно, что в эти годы был проведен международный конкурс на постройку Храма, был выбран проект, и даже приступили к самому строительству. Однако это должен был быть другой храм - не тот, копию которого мы видим сейчас на Волхонке. Конкурс, который в 1814-м году провел Александр I, выиграл 28-летний Карл Магнус Витберг. Витберг был готов архитектурно выразить всемирную миссию России, призванной нести истинный свет мира, разума и христианской любви для борьбы против революционной заразы, охватившей цивилизованный мир в обличье Бонапарта. Задумка была грандиозной – создать на Воробьевых горах, в месте, от которого открывается вид на всю Москву, большой храмовый комплекс в стиле ампир, с колоннадами, спусками к Москва-реке и широкой каменной набережной. В 1817 году, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка именно такого Храм. Однако вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а сразу после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

Первый миф о Храме Христа Спасителя

Фото А.А.Тон. Храм Христа Спасителя

Хотя работы на Воробьевых горах были свернуты, от самой идеи возведения Храма Николай I не отказался, но лично выбрал для него и место - Алексеевский холм на Волхонке, близ Кремля; и архитектора - автора помпезной «русско-византийской» стилистики Константина Тона. Но было всё-таки одно обстоятельство, которое могло бы смутить любого православного человека: для сооружения нового храма требовалось снести постройки находившегося на этом месте женского Алексеевского монастыря. В связи с этим обстоятельством появилось старомосковское поверье, будто настоятельница Клавдия выразилась следующим образом: «Окромя большой лужи здесь ничего не будет». Так, считали москвичи, игуменья «предрекла» сооружение здесь в будущем открытого бассейна «Москва» с подогревом воды, работавшего круглый год. Вряд ли эта легенда правдоподобна. Ведь митрополит Московский Филарет (Дроздов), совершавший 17 октября 1837 г. службу по случаю переноса Алексеевского монастыря в Красное Село, встречался в этот день с игуменьей Клавдией. Вряд ли Клавдия могла разразиться в такой момент проклятиями. Другое событие, связанное с закрытием Алексеевского монастыря, кажется более достоверным. В первый же день сноса рабочий, снимавший крест с монастырской церкви, сорвался с купола и разбился насмерть в присутствии огромного числа зрителей. Понятно, что народ воспринял это как дурное предзнаменование.

Второй Храм Христа Спасителя

Ф.А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя в Москве. 1883 год

Строительство Храма продолжалось почти 44 года: он был заложен в 1839 году, а освящён - в1883-го. Он был уникален: высотой 103,5 м., он мог вместить до 10 тысяч человек. Стены его были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, роспись внутри была выполнена Верещагиным, Суриковым, Крамским, Васнецовым. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. Такого грандиоза в московском церковном зодчестве до тех пор не было. Храм был виден из любой точки города, звон его разносился далеко за пределы Москвы. При храме была собрана большая библиотека. Храм просуществовал в своем первоначальном виде 48 лет. В 1931 года он был взорван.

Второй Миф о Храме Христа Спасителя

Илл. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола

Перед тем как взорвать Храм у научной общественности взяли показания о том, что он не имеет художественной ценности. Академики-архитектуры публично клялись, что он не является произведением искусства. В числе немногих защитников Храма остался знаток и ценитель московской старины, художник Аполлинарий Васнецов. Росписи, барельефы, колонны разошлись по московским учреждениям и новым музеям. Миф или правда, но говорят, что «часовню-алтарь у большевиков выкупила жена американского президента Элеонора Рузвельт и подарила Ватикану», соборным мрамором отделали станции метро «Площадь Свердлова» и «Охотный ряд», а скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Разрушение Храма

Илл. Проект Дворца Советов

В атмосфере антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина. Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - он должен был стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире. Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100-летие самого Храма – большевикам эти памятные даты не давали покоя. Храм вероломно разрушили. Но строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить: после начала войны каркас его фундамента из сверхпрочной стали пошел на изготовление брони танков «Т-34». Затем, на месте храма, с 1960 года функционировал открытый плавательный бассейн «Москва». Нынешний Храм Христа Спасителя не дал пропасть этому пространству: в нем расположен нижний храм, музей Храма, стоянка, зал церковных соборов и другие помещения.

Третий Храм Христа Спасителя

Илл. Гвоздь Креста Господня

С 1994 по 1997 год Храм Христа Спасителя в Москве был отстроен заново на том же месте и освящён 19 августа 2000 года. В Храме постоянно находятся такие святыни как Риза Господня и Гвоздь Креста Господня.

До XVII века Риза Христова хранилась в Патриаршем храме города Мцхета - древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля.

Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в Храме Христа Спасителя, был передан Русской Православной Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.

Храм Христа Спасителя - когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве - по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя - спроектировали в 1817 году . Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем - устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй - был воздвигнут в 1883 году , выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя - размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте - и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя - 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади - 60 на 60 метров - этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси - 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде - 91 на 81 метр).

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас - 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше - 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг - колоннады, пантеоны (в том числе - монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти - из-за ненадежности почвы, а отчасти - из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов - включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, - один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался - на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте - уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но - абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение - Дворец советов - поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров - в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они - исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) - дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн - кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне - почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя - за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя - расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя - «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Духовным символом России, воплощающим память о героизме и мужестве русского народа, стал Храм Христа Спасителя в Москве. Его создали, чтобы поблагодарить Всевышнего за поддержку в грозные часы лихолетья.

Храм Христа Спасителя был построен Москве в память о самоотверженности, которую жители России продемонстрировали в ходе Отечественной войны 1812-13 гг. Первым высказал идею армейский генерал Михаил Кикин. Императору Александру I пришлась по душе мысль о создании необычного мемориала. План строительства храма был также поддержан широкими массами общественности из разных сословий.

В декабре 1812 г вышел императорский манифест. В нем был представлен проект возведения собора, который должен был напоминать россиянам об одержанной победе, увековечить память погибших героев, служить изъявлением благодарности Спасителю за его покровительство. Первоначально разработкой плана строительства занимался известный архитектор Александр Витберг. В октябре 1817 г. в торжественной обстановке на Воробьевых горах было заложено основание церкви. Предполагалось условно разделить внутреннее пространство храма на 3 части:

  • Воплощение
  • Преображение
  • Воскресение

Подземная крипта должна была превратиться в некрополь для останков павших героев. Однако расчеты оказались неверными и под заложенным фундаментом почва начала оседать. Николай I, сменивший на престоле своего венценосного брата, отстранил Витберга от руководства строительством. В должность главного архитектора был произведен Константин Тон.

Он занялся разработкой нового проекта для осуществления, которого выбрал участок в непосредственной близости от Кремля. Ранее эта территория принадлежала Алексеевскому женскому монастырю. Обитель было решено снести. Монахинь возмутило подобное действие властей. Одна из насельниц изрекла пророчество о том, что храм просуществует не более полувека.

Закладка церкви на новом месте состоялась в сентябре 1839 г. Сооружение и отделка здания заняли больше 20 лет. Сам храм был завершен в 1860 г., но роспись потолка и стен, а также обустройство прилегающей территории и набережной продолжались в последующие годы.

В 1880 г в собор перенесли архиепископскую кафедру, и он получил право именоваться Кафедральным. В праздник Вознесения Господня. 26 мая 1883 г храм торжественно освятили. Это событие совпало с коронацией нового российского самодержца Александра III. Несколько позже в июне и июле освятили приделы, посвященные св. Николаю Чудотворцу и св.Александру Невскому.

Храм Христа Спасителя начал полноценную работу. В нем регулярно совершались богослужения и праздничные литургии. В церковном хоре пели прославленные басы архидиякон Константин Розов и певец Федор Шаляпин. Священнослужители храма проводили широкую благотворительную деятельность. Собранные прихожанами средства направлялись в помощь нуждающимся. В честь 100-летнего юбилея победы над армией Наполеона рядом с храмом был воздвигнут монумент, изображающий императора Александра III.

Архитектура и убранство

Внутреннее пространство собора представляет по форме крест с равными сторонами. Храм поражает своей грандиозностью и величием:

  • Высота (общая)- 103 м
  • Высота купола с крестом -35 м
  • Ширина — 85 м
  • Толщина стен-до 3,2 м

Он способен одновременно вместить 10 тыс.чел и является крупнейшим православным собором, относящимся к Русской Церкви. Внутрь храма ведут 12 дверей, сделанных из бронзы. Для их декора были специально отлиты изображения святых. В качестве моделей использовались эскизы Ф.П.Толстого.

Внешняя сторона стен была украшена горельефами из мрамора, расположенными в два ряда. Над их созданием трудились признанные мастера-скульпторы:

  • Клодт
  • Логиновский
  • Рамазанов

Роспись покрывает площадь стен в 22 тыс.кв. м, в т.ч. 9 тыс.кв. м с золочением сусальным золотом.

Современное здание

Современное сооружение выполнено согласно традициям византийско-русского стиля. Состоит из 2 частей:

  1. Верхняя — храм Христа Спасителя с тремя престолами (Рождества Христова, Александра Невского, Николая Чудотворца).
  2. Нижняя — Преображенская церковь с тремя алтарями (Преображение Господне, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия).

Освещение состоялось в 2000 и 1996 годах, соответственно.

Соборная конструкция воссоздавалась по старинным чертежам, рисункам, фотографиям. Она максимально приближена к оригиналу. Нововведением стала т.называемая стилобатная часть, заменившая холм в основании. Она вмещает Преображенскую церковь, залы Церковных соборов и Высшего церковного совета, музей, трапезную, различные служебные помещения. Для сообщения с верхней надземной частью оборудованы лифты. Подъезд транспорта осуществляется через пандус. Для размещения транспортных средств обустроена подземная парковка (305 мест).

Трапезные собора включают 5 больших залов (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный, аванзал), рассчитанных на прием 1,5 тыс. чел одновременно. Помимо прямого назначения, в них организуют бесплатные обеды для паломников, проводят выставки и другие общественные мероприятия. Оформление залов выполнено в старославянском стиле с использованием резьбы и лепки.

Музейная экспозиция, рассказывающая о прошлом и настоящем Кафедрального собора, содержит св.500 экспонатов, в их числе уникальные реликвии и артефакты. Помимо прочего, вниманию публики представлены документы, описывающие уничтожение аутентичного храма, фотографии, демонстрирующие его поэтапное воссоздание.

В храме главный иконостас представляет собой 8-угольную часовню, сложенную из белоснежного мрамора. Для инкрустации и декора использовались цветные разновидности камня. Верхнюю часть венчает шатрообразный позолоченный купол. Он состоит из 4 ярусов, в которых размещаются иконы.

В качестве отделочного материала были задействованы финский гранит красного цвета и челябинский мрамор. По периметру галереи закреплены доски с именами военнослужащих, отличившихся в боях за отчизну и полным перечнем воинских сражений, в которых принимала участие российская армия. Для внутреннего декора использовался итальянский мрамор, шокшкинский кварцит розового цвета (порфир), лабрадор.

Росписи на стенах изображают образы почитаемых в православии русских святых, а также божественные благодеяния, ниспосланные на землю российскую по молитвам верующих. В первозданном виде рисунки создавались известными художниками – В. Суриковым, И.Крамским, В.Верещагиным, А. Корзухиным, Ф. Бруни, Т.Неффом. В наше время над восстановлением фресок работал коллектив, возглавляемый З. Церетели.

Уничтоженное здание

Изначально собор строился по центрическому типу с главным куполом и 4 угловыми колокольнями. Архитектурной «изюминкой» строения было обустройство внешнего и внутреннего пространства в форме равноконечных крестов. Это давало возможность оставлять центр собора незанятым.

Параметры оригинального здания составляли:

  • Площадь – 1,5 тыс. кв. саженей;
  • Высота — 48,5 саженей.

Общая вместимость -7,2 тыс. прихожан.

Согласно разработкам К.Тона, вход в здание проходил через галереи. Однако впоследствии от этой идеи отказались и заменили открытые лоджии застекленными массивными дверями. Поверхность стен покрывалась штукатуркой, поверх которой выполнялась роспись и размещались различные элементы убранства. Мрамор для отделки привозился из Коломенского уезда. Горельефы изображали сюжеты на исторически и библейские темы.

В 1931 г. в рамках борьбы с религией, осуществляемой в советском государстве, храм Христа Спасителя был взорван. По плану на его территории намечали построить Дворец съездов. Однако начало войны в 1941 г. помешало осуществлению задуманного. В 50-х гг. котлован переоборудовали под плавательный бассейн.

Воссоздание

После того, как в Советском Союзе с большим размахом отметили 1000-летие Крещения Руси, общественность выступает с призывом возродить уничтоженные святыни, в первую очередь Храм Христа Спасителя. В программе фонда по возрождению столицы указывается требование построить собор заново на старом месте.

Проектированием здания занимается группа архитекторов под руководством М. Посохина и А.Денисова. Позже их сменяет З.Церетели, который вносит некоторые изменения в уже утвержденный план. Со стороны РПЦ наблюдение за строительством осуществлял протоиерей Л.Калинин.

По своей концепции, храм является обетным, т.е. созданным в память о знаменательном событии, как мемориал погибшим во время Отечественной войны 1812 года, воинам. Данью памяти героическому прошлому служат мраморные доски, на которых содержится подробная информация о сражениях на российской территории:

  • Название
  • Воинские соединения
  • Имена погибших и раненых
  • Численность пострадавших

Мемориальные таблички развешаны вдоль Нижнего коридора. Помимо этого, отдельно представлены тексты главных императорских манифестов. Впервые торжественное богослужение, посвященное Рождеству Христову, было отслужено в новом здании собора в 2000 г. Его совершил патриарх Алексий II. В августе того же года собор архиереев освятил храм. Здесь же была осуществлена канонизация расстрелянной царской семьи и названы имена новомученикови исповедников России.

Храм в наши дни

Величественный собор с момента своего возрождения стал одной из главных достопримечательностей российской столицы. Его посещение входит во многие экскурсионные программы для туристов.

Храм стал местом проведения важных мероприятий в истории Русской Православной Церкви:

  • Архиерейского Собора (2004 г.)
  • Подписания акта о взаимодействии РПЦ Московского Патриархата и РПЦ зарубежом (2007 г.)
  • Отпевания Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси (2009 г.)
  • Интронизации Патриарха Кирилла

2012 год был отмечен торжествами по поводу 200-летия победы в Отечественной войне. В Соборном Зале проходят не только религиозные, но и культурные мероприятия – концерты симфонической и духовной музыки, фестивали, конференции. Плановый расчет помещения -1 250 мест. Узнать новости из жизни собора, ознакомиться с графиком служб и временем для посещений можно на официальном сайте.

Святыни

Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:

  • частицы риз Спасителя; и Богоматери
  • глава Иоанна Златоуста

Для доступа верующих представлены частицы мощей:

  • Андрея Первозванного
  • Марии Египетской
  • князей Александра Невского и Михаила Тверского
  • святителей Петра и Ионы

Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:

  • Владимирской Божией Матери
  • Смоленской-Устюженской Божией Матери
  • список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г.Болонья)

Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:

  • икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
  • икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
  • 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа

В главном алтаре размещен трон Патриарха Московского, святителя Тихона. Одной из главных святынь храма являются мощи митрополита Московского, святителя Филарета. Периодически в Собор привозят известные в православном мире реликвии, которые становятся доступными для поклонения в течение нескольких дней.

Духовенство

За всю историю существования первозданного московского храма Христа Спасителя в нем сменилось 5 настоятелей: А.Соколов, П.Казанский, М.Соболев, В.Марков, И.Арсеньев. В данный момент его руководителем является Патриарх Кирилл.

В церковный клир входят:

  • 3 проиерея, в т.ч. ключарь
  • 2 иерея
  • 3 протодиакона
  • 1 диакон

Где находится и как добраться

Собор Христа Спасителя расположен недалеко от центра столицы на берегу Москвы реки, рядом с пешеходным Патриаршим мостом. Официальный адрес на улице Волхонка, 15.
Доехать к нему можно несколькими способами:

  • на метро по линии Сокольническая (ст. Кропоткинская)
  • пешком от Кремля через Старый Арбат

Храм Христа Спасителя в Москве на карте

Восстановление Храма Христа Спасителя

19 августа 2000 года в Москве произошло событие исторического масштаба. В этот день в восстановленном Храме Христа Спасителя патриарх Алексий II совершил Великое освящение собора.
История самого большого собора современной России началась в далеком XIX веке. В конце 1812 года император Александр I издал указ о создании храма-памятника, посвященного победе в Отечественной войне. Но от указа до закладки прошло целых 25 лет, а строился храм почти 44 года и был освящен только в 1883 году. Архитектором собора стал К.Тон, над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Г. Семирадский, В. Суриков, К. Маковский и др. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор - первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов А. Логановского, Н. Рамазанова, П. Клодта.
По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм взорвали, на его месте решили построить самое высокое здание на планете – Дворец Советов. Но вместо Дворца на месте Храма сумели соорудить лишь открытый плавательный бассейн «Москва», который функционировал с 1960 по 1994 года.
В сентябре 1994 года правительство Москвы приняло решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах. В рекордно короткие сроки, всего за 5,5 лет, Храм полностью восстановили. Он стал самым большим собором Русской православной церкви и вмещает до 10 тысяч человек.
Главным архитектором и руководителем проекта восстановления стал академик М. Посохин. Над воссозданием художественного убранства работали 23 артели художников под руководством президента Российской Академии Художеств З. Церетели. Скульптурное убранство фасадов воссоздано под руководством академика Ю. Орехова при содействии фонда "Скульптор".
А теперь посмотрим насколько точно к оригиналу был восстановлен Храм Христа Спасителя:
1.Высота здания XIX века составляла 48,5 саженей (около 103,5 м), а высота восстановленного храма с куполом и крестом составляет 103 м.
2.Плоскости стен первого храма были оштукатурены, а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого камня карьера в Коломенском уезде. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля крыш (кроме куполов) заменена на покрытие на основе нитрида титана. Эти изменения привели к смене цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную.
3.Декоративные элементы первого храма делались из мрамора и мраморной крошки, что привело к нескольким случаям обрушения деталей в начале XX века. Для декора нового храма выбрали искусственный камень.
4.В первом храме пол был выложен из мрамора, яшмы и камней, привезенных из стран, проигравших войну 1812 года - Франции, Италии. Для современного храма мрамор привезли из тех же каменоломен.
5.Из росписей XIX века сохранилась лишь небольшая часть росписей Семирадского, остался образ Спасителя работы Сорокина. И сохранилась картина Клагеса «Внутренний вид храма Христа Спасителя», где можно увидеть некоторые росписи. Все фото, сделанные в конце XIX - начале XX века, черно-белые. По этим открыткам и воссоздавался храм.
6.К. Тон осуществил желание императора Александра I - убранство Храма Христа Спасителя стало летописью Отечественной войны, Храм читали, как книгу. В современном храме также прослеживается история Отечественной Войны 1812г.: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты военного времени, в хронологическом порядке описаны все 71 сражения, напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812г. По южной и западной стороне расположены описания 87 сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира в Европе.
7.На стенах восстановленного храма появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые горельефы.
8.Современный Храм Христа Спасителя - это комплекс из «верхнего храма» - Храма Христа Спасителя, «нижнего храма» - Преображенской церкви и Стилобатной части, в которой размещаются музей храма, зал Церковных соборов, зал Высшего церковного совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Возрождение Храма Христа Спасителя – это не только восстановление разрушенного церковного объекта, прежде всего - это восстановление величайшего памятника отечественной истории и культуры, восстановление благодарности и памяти мужеству русских воинов, защитивших Отчизну.