И а бунин последний шмель анализ. «Последний шмель», анализ стихотворения Бунина

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,

Золотого сухого шмеля!

Цели:

  • развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов;
  • стимулировать самостоятельное мышление учащихся.

Ход урока

I. Чтение стихотворения учителем.

II. Беседа.

1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.

Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.

2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой .

Каким мы видим шмеля?

Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.

? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черный бархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.

? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой ). Получился следующий ряд слов:

черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.

? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.

? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.

? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?

? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.

? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.

? Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий; полетай, погуди, усни. Какие наблюдения мы можем сделать? (1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение). Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова “полетай, погуди”? В 1-ой строфе - реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).

Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?

Заунывно, тоскуешь (со мной);

Последние дни, засохшая татарка, усни;

Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.

? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.

? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:

Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

? Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: “Не дано тебе знать человеческой думы…”. Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” - дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.

Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”. Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер - “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу - “черный” - символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.

3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Анапест четырехстопный.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе. Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?

4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?

1-я – одно простое, осложненное;

2-я – сложное предложение;

3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.

Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.

Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. “Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни”.

Дети сами заметили, что каждая строфа имеет “свой” знак препинания: 1-ая - ?, 2-ая – точка, 3-я - !.

Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?

В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?

Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.

Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?

5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?

III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.

Последний шмель
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
26 июля 1916

Анализ

Тема быстротечность жизни и всевластие смерти. Идея: философское понимание бытия. Стихотворение начинается с описания шмеля и заканчивается его описанием. Первая строфа написана дактилем - передаёт грусть, тоску. Вторая и третья строфы написаны анапестом. Этот размер обратный дактилю. Такой размер стиха настраивает на философские размышления. Рифма чёткая, рифмовка перекрёстная. Эпитеты: «чёрный бархатный шмель», «певучей струной», «в засохшей татарке», «человеческой думы», «золотого сухого шмеля».

Цвет чёрный и золотой создают ощущение трагизма, потому что чёрный бархат ассоциируется с траурной драпировкой. Название - метафора- последний шмель символ уходящей жизни, «угрюмый ветер» - факт неизбежных событий. Первая строфа - струна, готовая оборваться, это тоска, которая жалит душу, как шмель. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое.

Повторяющиеся глухие согласные звуки (аллитерация ) настораживают, а звонкие звуки во втором стихе (З, Г, Д, Р) в сочетании с гласным «У» вызывают тревогу, которая, как змея (повторное употребление шипящих звуков в третьем и четвёртом стихах), проникает в душу.

Можно заметить, характерное повторение гласной «У» (ассонанс) закрепляет рисунок стиха, усиливает смысловое значение. В третьем и четвёртом стихе автор употребляет глаголы в повелительном наклонении :

Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

На подушечке красной усни - призыв к смирению. Управлять жизнью и смертью нельзя.

Принадлежит к числу таких мастеров пера, творчество которых сложно ограничить какими-либо рамками. Еще в начале ХХ века он прославился своими лирическими произведениями, выпустив за 20 лет семь сборников стихотворений о родине, жизни, любви. Многие критики отдельно отмечают его любовную поэзию, проникнутую эротическими мотивами. В 1903 году Академия наук даже наградила молодого поэта Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.

Еще более широкую известность принесла Бунину проза. Рассказ «Антоновские яблоки», повести «Деревня» и «Суходол» выражали по-настоящему поэтическое отношение автора к миру. В этих произведениях автор выразил свою грусть по поводу исчезновения прежнего дворянского уклада жизни. В итоге, так и не приняв изменения в русском обществе, особенно после Октябрьской революции 1917 года, Иван Алексеевич Бунин навсегда покинул Россию, закончив свой жизненный путь на кладбище Сен-Женевьев-де Буа в Париже.

Возможно, именно состояние «великой грусти», ощущение чего-то уходящего, последнего в жизни, передает поэт в своем стихотворении «Последний шмель» , написанном в 1916 году. Этому стихотворению и будет посвящен анализ. Небольшое по объему, оно вызывает у читателя целую гамму чувств. По тематике его, скорее, можно отнести к философской лирике, потому что это стихотворение содержит серьезные размышления о жизни и смерти, о предназначении на этом свете, о бренности земного существования - словом, обо всем, что характерно для лирики подобного рода.

Лирический сюжет довольно прост: герой видит случайно залетевшего в комнату шмеля, но он, «заунывно гудящий» , вызывает у героя ощущение тоски и грусти. Конечно, подобные мысли не приносят радости, поэтому герой с некоторой долей упрека вопрошает:

Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Если полет шмеля вдохновил в свое время великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта на создание бессмертного шедевра с одноименным названием, полного радости, бодрости и движения, то стихотворение Бунина звучит очень размеренно, неспешно, во многом благодаря четырехстопному анапесту, которым написано это произведение. Само название - «Последний шмель» - вызывает ассоциацию с уходящим летом, с наступлением осени, а потом и зимы, что в лирике традиционно связано с умиранием в природе. Тема смерти у Бунина часто связана с темой памяти . Именно поэтому героиня рассказа «Темные аллеи» говорит: «Все проходит, да не все забывается».

Мудрая природа так устроила, что ее дети - птицы, животные, насекомые - не обладают разумом, а значит, не могут знать, что их жизнь подчас слишком коротка. Наверное, именно это и делает их счастливее человека, который знает, что рано или поздно его ожидает смерть, а раздумья о ней ввергают в пессимистическое состояние. Для шмеля из стихотворения Бунина смерть всего лишь сон: не ожидая мучительно смерти, он просто уснет «в засохшей татарке, на подушечке красной» , поэтому и его последние дни можно считать безмятежными, т. е. лишенными раздумий о том, что же будет после смерти.

Наверное, лирический герой с некоторой завистью утверждает:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля...

Ведь человек как раз думает, причем часто думает и о смерти. Его всегда волновал вопрос: сколько мне отмеряно судьбой? Кто-то в шуточной форме пытается выяснить это у кукушки, кто-то идет к гадалкам или ясновидящим. Лирический герой этого стихотворения скрывает свои эмоции: о его внутреннем состоянии можно узнать лишь по эпитетам - «заунывно гудящий» да «ветер угрюмый» .

В целом стихотворение не производит мрачного впечатления, которое может возникнуть из-за рассуждений о смерти. Да, герой наделен знанием о конце своего земного существования, но это, скорей, должно помочь ему выбрать достойный жизненный путь, чтобы оставить о себе память в веках. Именно такой путь выбрал для себя Иван Алексеевич Бунин - писатель, поэт и философ, за свою долгую жизнь, наверняка, хорошо узнавший истинную ей цену.

В произведениях Ивана Алексеевича Бунина весьма часто затрагивается тема жизни и смерти. В творчестве поэта и прозаика такие сцены занимают немалое место. Ярким примером такого сюжета является стихотворение «Последний шмель». Автор желает поделиться своими мыслями с читателем о том, что человек, который способен по-иному воспринимать мир, в определенный жизненный момент осознает в чем на самом деле смысл его жизненного пути. Поэт думает о собственной значимости своего существования и привлекает читателя разделить с ним философские раздумья.

Тематика соединения натуральной природы и человеческой личности использовалась многими писателями. Человечество, имеющее дар, данный ему свыше, постоянно стремится гармонировать с природой. Именно поэтому каждый автор пытается максимально раскрыть возможные причины, из-за которых та или иная личность постепенно отдаляется от созданной гармонии.

Последний шмель. Стихотворение. Бунин.


Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля

Анализ стихотворения «Последний шмель»

Тематика гармонии, сопровождающаяся жизнью и смертью, весьма точно описана в произведении Бунина «Последний шмель». Уже из самого названия многое становится понятно, и читатель догадывается, о чем будет идти речь в произведении. Возникает ощущение, что сейчас будет затронута тема чего-то печального и трагического.

В своём стихотворении, поэт, при помощи шмеля, представляет всю натуральную природу, во всей ее красе. Эта природа постоянно движется и живет своей отдельной жизнью.

Несмотря на то что в строфах произведения прослеживается одна определенная идея, при проведении анализа, стихотворение можно смело разделить на три отдельные части. Каждая из них скрывает определенный смысл и повествует нам о тех или иных особенностях.

Мир человека


В первой части произведения Бунина «Последний шмель» рассказывается именно о жизненном пути человечества, представленного различными представителями. Стихотворение повествуется от имени определённого лирического героя, и рассказывает об особенностях единения мира человека и мира натуральной природы, которая здесь представлена в виде шмеля.

Многим может показаться, что данные миры совершенно различны, и разделены на два отдельных слоя. Использование в тексте инверсий обращает внимание читателя на то, что у человека имеется отдельное жилье, а шмель является лишь гостем в этом доме. В произведении автор использует несовершенные глаголы, указывая на то, что описываемы действия имеют своеобразную цикличность. Это позволяет отметить, что человеческий мир все-таки не особенно отделен от натуральной природы, ведь такие встречи случаются весьма часто.

Между человеком и насекомым имеется своеобразное взаимопонимание. Автор старается показать, что общение шмеля и лирического героя происходит на равном уровне. Шмель прекрасно понимает и ощущает тоску лирического героя.

Человек описывает насекомое с уважением, особое внимание акцентируя на внешности шмеля. Автором использованы возвышенные эпитеты, которые звучат благородно. Такие строки позволяют приподнять образ насекомого до уровня полноценного собеседника, являющегося единомышленником лирического героя.

При появлении шмеля в сюжете, ощущается и появление фонетического звукового строения. Своеобразной аллитерации с использованием шипящих звуков. Имеется здесь и ассонанс, сочетающий в себе глубокие и гудящие гласные. Все эти средства позволяют вызывать у читателя печаль и грусть.

В строках присутствует и сравнение. Автор отмечает, что шмель гудящий, и в то же время указывает на его певучесть. В строках стихотворения Иван Алексеевич старается рассказать, что мысли, представленные под видом шмеля, появляются в мире сам по себе и способны передать определенную боль в душе. Автор отмечает, что даже певучесть насекомого не убирает грусть и печаль.

Смерть в произведении «Последний шмель»

Вторая часть стихотворения постоянно указывает на тематику смерти. Автор прямым текстом говори читателю, что остались последние дни, уходят последние мгновения. Становится понятно, что здесь имеется скрытый подтекст. Последние дни насекомого сравнимы с последними днями уходящего лета. Указание на смерть служит в качестве особенного напоминания для человека, что жизнь скоротечна и рано или поздно все заканчивается.

Автор особое внимание уделяет натуральной природе. Он показывает, что она по-прежнему прекрасна и всеми силами старается сохранить свою постепенно увядающую красоту. Поэт указывает – только человеку дано понять, что данное затишье в скором времени сменится бурей, и избежать этого не удастся. В скором времени наступит смерть для многих живых существ, а сама природа уснет на определенный временной промежуток.

Бунин указывает, что человек оградился от окружающего мира и смотрит на все происходящее через окно. В данной ситуации именно шмель является центральным звеном, связующим два отдельных мира – мира человека и мира природы.

Первые строки второй части максимально красочно и насыщенно описывают мир, в котором находится природа, ожидая своей смерти – она еще прекрасна, но уже начинает осознавать неизбежность. Автор завершает строку раковым выражением – последние дни.

И вот исход последующих событий становится совершенно ясным. Природу ожидает неизбежная смерть. Именно поэтому лирический герой во время общения со шмелем просит его отправиться обратно на волю. Фразы звучат не в приказном тоне, а скорее в рекомендательном, наставительном. Лирический герой сочувствует насекомому и жалеет, что шмель так и не сможет осознать, что в скором времени в любом случае придет его кончина. Именно поэтому автор просит насекомое уснуть.

Герой предлагает шмелю отдохнуть, размещая его на красной татарке. Таким образом, Бунин указывает на то, что шмелю уготована поистине царская кончина.

Человек и природа

Третья часть стихотворения Ивана Алексеевича «Последний шмель» рассказывает о превосходстве человека над насекомым, который не способен осознать настоящую сущность происходящего в его жизни. Насекомое не может рассуждать о скоротечности жизненного пути, о смерти и возрождении.

Здесь происходит окончательное разделение мира природы и мира человека. Постепенно лирический герой ощущает свою значимость и возвышает себя над насекомым, предсказывая ему неминуемую гибель.

Автор отмечает, что смерть является неизбежным явлением. Судьба шмеля - это судьба всего живого на земле, в том числе и человеческой сущности. Именно данная особенность заложена в основу всего произведения, ведь даже в самом начале стихотворения указывалось, что гудение шмеля для человека кажется заунывным.

Небольшое произведение написано с использованием перекрёстных рифм в виде четырехстопного анапеста. Следует отметить, что первая и третья строфы имеют на пару слогов больше, а в четвертой и второй имеется ударный слог. Данная особенность придает рифмам своеобразную законченность.

Использование при написании анапеста, если посмотреть на ритмичность организации, представлено читателю достаточно размеренно. Это сделано изысканно и не позволяет отнести произведение к ямбу, напоминая о марше или какой-либо считалке для детей.

Применяемый ритм создает характер беседы, которая позволяет по максимуму ощутить внутренний мир, постепенно раскрываемый автором. Все переживания героя обращены в саму суть. И суть эта заключена в финале жизненного пути.