«Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях. Перспективы интеграции общего и дополнительного образования Методика диагностики интеграции общего и дополнительного образования

Руководитель проекта: Белова Е.В.

1. Актуальность проекта

Идея интеграции основного и дополнительного образования детей прозвучала в Концепции модернизации Российского образования, в которой перед школой стоит задача: направить образование «не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования».

Качество образования должно быть

    адекватно потребностям развивающейся личности;

    направлено на формирование человека, способного позитивно изменить положение дел в обществе.

В то же время модернизация образования требует от школы существенных изменений на основе инновационных преобразований всех компонентов образовательного процесса (мотивы, цели, задачи, содержание, методы, формы, технологии, результаты). Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счет дополнительного образования, характер которого предполагает высокую мотивацию обучающихся, свободу выбора видов деятельности, реальную индивидуализацию образовательных маршрутов, обучение в творческой деятельности.

В стратегии развития школ Санкт-Петербурга в рамках президентской инициативы «Наша новая школа» выделены основные векторы развития петербургской школы, одним из которых является создание «умной школы с человеческим лицом». Данный проект позволяет решать ключевые проблемы сегодняшнего дня:

    обеспечить равные возможности всех детей;

    сформировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, помогает формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам.

Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений, участвующих в образовании, воспитании, развитии ребенка, как систему общего образования, в рамках которой ребенок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способного реализовать его ожидаемые результаты, то есть быть готовым к самостоятельному решению проблемы, значимой для него. Поэтому актуальность приобретают вопросы интеграции (взаимосвязи, взаимодействия) разных типов образовательных учреждений, оптимизация обновления качества образования, с учетом внедрения новых образовательных стандартов, оптимального использования кадрового, научно – методического, материально – технического потенциала в интересах развития личности ребенка.

Интеграция – восстановление, восполнение в переводе с латинского языка.

Советский энциклопедический словарь предлагает два значения этого слова, обратимся к интересующему нас:

«Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию».

Единой целью всего образовательно-воспитательного процесса можно считать формирование ключевых компетенций в различных сферах деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно - досуговой.

Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования и участие родительской общественности в учебно-воспитательном процессе – реальный путь утверждения вариативности в системе образования и воспитания детей.

Цель всей этой совместной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Интеграция учебно-воспитательного процесса основного и дополнительного образования – одно из важнейших условий формирования образовательного пространства, которое выполняет функцию целостного образования ребенка.

2. Цель проекта

Формирование расширенного общеобразовательного универсального пространства, не только обучающего, но и развивающего, способствующего развитию интеллектуального потенциала ребенка, становлению и развитию его духовных потребностей, стремлению к самовыражению и успеху.

3. Задачи проекта

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовательские

Исследование социальных связей в микросоциуме;

Проведение мониторинга запросов учащихся и их родителей;

Создание в школе банка данных на основе информации, предоставленной классными руководителями по организации свободного времени учащихся;

2. Проектировочные

Расширение круга социальных партнеров по разным направлениям учебной и внеурочной деятельности;

Разработка программ образования, направленных на достижение поставленных целей с использованием современных технологий

3. Педагогические

Развить способность учащихся пользоваться эффективными приемами познавательной, исследовательской деятельности, повысить учебную мотивацию, использовать различные источники информации;

Научить учащихся решать стандартные жизненные ситуации, понимать сущность и значимость проблем;

Сформировать умение ориентироваться в мире ценностей, развить способности к определению критериев оценки явлений действительности;

Подготовить учащихся к профессиональному выбору;

Научить решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие задачи, т.е. подготовить к жизни в быстро меняющемся обществе.

4. Методические

Организация совместной методической работы учителей и педагогов дополнительного образования по направлениям: туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, техническое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое;

Повышение квалификации педагогических кадров по различным направлениям работы.

4. Условия реализации проекта

Для реализации проекта в образовательном учреждении необходимы следующие условия:

1) В школе должна осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам -

    начального,

    основного общего образования,

    среднего (полного) общего образования,

    дополнительного образования.

2) Наличие на базе школы отделения структурного подразделения дополнительного образования.

3 ) Сплочённые заинтересованные профессиональные коллективы.

4) Материально-техническая база: спортивные залы, кабинеты, компьютерный класс, библиотека, медиатека, учебное и спортивное оборудование.

5. Модель проекта – элементы интеграции основного и дополнительного образования в уроках

    по технологиям:

Личностно-ориентированного обучения и воспитания

Дифференцированного обучения и воспитания

Проблемного обучения и воспитания

Исследовательская деятельность

Эффективной речевой деятельности

Диалогового обучения и воспитания

Рефлексивного обучения и воспитания

    по формам:

Лекции

Дискуссии

Работа в компьютерном классе

Индивидуальные занятия

Практические работы

Ученические конференции

Тематические вечера

Семинары, педсоветы

Мастер – классы

6. Кадровое обеспечение проекта

1. Осуществление общего руководства и контроля

2. Анализ реализации проекта, внесение корректив

Директор ОУ, заместители директора, председатели методических объединений

Научно – методическая

1. Координация реализации проекта

2. Проведение семинаров, конференций

3. Подготовка и издание методических рекомендаций, аналитическая деятельность

Заместители директора, председатели методических объединений

Учителя, педагоги дополнительного образования

1. Практическое осуществление проекта

2. Внедрение новых педагогических технологий

3. Организация исследовательской работы учащихся

Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагоги-организаторы

Специалисты, сотрудничающие с ОУ

1. Организация профессиональной помощи участникам проекта

2. Проведение тренингов, круглых столов, консультаций

3. Диагностика

4. Участие в мероприятиях ОУ

Специалисты районных и городских ИМЦ,

ППМСЦ, ДТЮ

7. Методическое обеспечение проекта

1. Информационное обеспечение: положения о предметных неделях, дискуссиях, индивидуальных занятиях, ученических конференциях, тематических вечерах, конкурсах, соревнованиях.

2. Организационно - методическое обеспечение: создание целевого блока в методических объединениях по реализации проекта; повышение квалификации педагогов; разработка программ, курсов, занятий по интеграции основного и дополнительного образования; обобщение и изучение опыта работы.

8. Этапы реализации проекта

Организация взаимодействия «школа ↔ структурное подразделение дополнительного образования ↔ учреждения дополнительного образования района, города».

Обеспечение готовности педагогов и учащихся к реализации проекта

Приоритетные направления

1. Изучение нормативной базы.

2. Разработка структуры управления проектом

3. Анализ материально-технических условий реализации проекта

4. Диагностика интересов и потребностей педагогов, учащихся и родителей.

5. Расширение круга социальных партнеров по разным направлениям образовательной деятельности

6. Теоретическая и практическая проработка вопросов единства целевого, результативного, и диагностика – аналитического компонентов образовательного процесса в дополнительном образовании

7. Формирование диалогических отношений между учителями, учащимися и родителями

8. Социальная реабилитация учащихся, развивающихся в условиях социального риска

9. Внесение в содержание программ дополнительного образования изменений, повышающих возможность их интегрирования в основное образование.

10. Разработка методического обеспечения для реализации проекта:

Сформировать творческие группы педагогов по подготовке предметно-тематических проектов, с учетом интеграции основного и дополнительного образования (филологического, иностранных языков, историко-гражданского, математического, естественнонаучного, информационного, художественно-эстетического, технологического);

Проанализировать существующие учебные программы, учебно-методические комплексы основного и дополнительного образования;

Составить и утвердить предметно - тематические проекты по интеграции основного и дополнительного образования на методических объединениях школы по направлениям:

Туристско-краеведческое,

Физкультурно-спортивное,

Техническое,

Социально-педагогическое,

Художественно-эстетическое.

Ведущие методы

Прогнозирование, моделирование, проектирование

Основной результат

Наличие у педагогов, учащихся и родителей готовности к взаимодействию с целью реализации проекта

2 этап - практический

Главная цель

Организация образовательного на основе интеграции основного и дополнительного образования

Приоритетные направления

2. Апробация и отработка отобранного содержания образования

3. Расширение познавательных возможностей учащихся

4. Привлечение учащихся к исследовательской, творческой деятельности

5. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, мастер - классов, открытых уроков. Разработка и оформление банка данных методических материалов (форм проведения занятий, методов отслеживания результативности и т.д.)

6. Разработка информационно-методических материалов

7. Профилактика негативных социальных явлений в детской и молодежной среде.

8. Анализ состояния здоровья учащихся.

9. Организация интегрированных предметных недель, олимпиад, научных конференций.

10. Создание условий для массового участия детей в школьных, районных, городских, всероссийских и международных проектах,

Ведущие методы

1. Диагностика интересов и потребностей педагогов, учащихся и родителей.

2. Использование здоровьесберегающих технологий

Основной результат

1. Создание комфортной образовательной среды.

2. Положительная динамика состояния здоровья детей.

3. Сформированность положительной мотивации на здоровый образ жизни.

4. Выведение учащихся из «группы риска».

5. Рост статуса школы в микрорайоне, районе, городе.

6. Повышение квалификации педагогов

7. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта

3 этап –

аналитический

Главная цель

Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии системы работы по реализации проекта.

Совершенствование модели интеграции основного и дополнительного образования.

Анализ деятельности за прошедший период.

Приоритетные направления

1. Обработка всех полученных данных.

2. Анализ полученных результатов:

Состояние здоровья обучающихся;

Уровень обученности и развития обучающихся;

Уровень воспитанности обучающихся.

3. Соотнесение полученных результатов с поставленными целями.

4. Коррекция затруднений педагогов в реализации проекта

5. Оформление и описание хода и результатов реализации программы.

6. Разработка программы научно-методических семинаров в рамках концепции школы на уровнях: школьном, районном, городском.

Ведущие методы

Экспертная оценка, индивидуальная и групповая самооценка, анализ и обобщение опыта

Основной результат

Удовлетворенность педагогов, учащихся и родителей результатами реализации проекта

4 этап –

заключительный

Главная цель

Основной результат

Издание материалов, оформление сайта

9. Ожидаемый результат

Формирование целостного образовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования в условиях новой школы

    Творческая самореализация школьников

    Формирование системы работы с талантливыми детьми

    Обеспечение преемственности на всех ступенях образования

    Создание здоровьесберегающей среды

    Формирование ключевых компетенций учащихся

    Рост качества образования

    Повышение квалификации педагогов

10.Тиражируемость проекта

Проект « Интеграция основного и дополнительного образования» может быть востребован в любом образовательном учреждении, имеющем структурное подразделение дополнительного образования.

11. Эффективность реализации проекта

Интеграция основного и дополнительного образования позволит:

Сочетать разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения, расширить и обогатить содержание учебника;

Способствовать более глубокому и осознанному освоению изучаемого материала учащимися;

Сформировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, помогает формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам.

Ирина Кузнецова
Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования

Сегодня новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят не только в школу, но и в учреждения дополнительного образования . По словам Д. А. Медведева, именно система дополнительного образования детей , в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

Тем самым перед школой и дополнительным образованием возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. И одним из путей реализации нового государственного стандарта является разработка интегрированных программ , ориентированных на получение предметных, метапредметных и личност-ных результатов.

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Коменского, утверждавшего : что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком.

«Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

Хочу подробно остановиться на дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бумажная фантазия» , которая носит интегрированный характер и отличается комплексностью. По данной программе я работаю второй год, преимущественно с учащимися 1 классов.

Комплексность проявляется в том, что программа предполагает изучение нескольких разделов и знакомство с новыми технологиями в бумагопластике «Оригами» , «Аппликация» , «Объемное конструирование» , «Торцевание» , «Айрис-фолдинг» , «Квиллинг» и другие. Интегрированность же проявляется во взаимосвязи школьных предметов «Окружающий мир» , «Художественный труд» , «Математика» .

Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, приклеивание – не только увлекательна, но и познавательна. Но занятия становятся интереснее и насыщеннее , если в них присутствует интеграция . Например, при прохождении раздела по конструированию ребята на занятии учатся складывать гармошку и на ее основе делают бабочку. Перед тем как приступить к практической части, ребятам предлагается мультимедийная презентация на тему «Порхающие цветы» » из области «Окружающего мира» . Данная презентация знакомит их с видами бабочек, процессом превращения гусениц в куколку, а дальше в прекрасных бабочек, и их строением. Также ребята на данном занятии узнают , сколько у них ног, для чего им усики, как они пьют нектар из цветов, почему трудно их выловить, а потому что они могут смотреть в разные стороны, какая в мире самая крупная и мелкая бабочка. Также рассматриваются узоры на их крыльях, чтобы нанести рисунок на крылышках наших бумажных бабочек.

Программа «Бумажная фантазия» разработана, в основном, на интеграции бумагопластики и «Окружающего мира» . Для подтверждения, перечислю некоторые из тем, это : «Перелетные птицы» , «Черепахи» , «Аисты» , «Цветы» , «Транспорт» , «Паучок» , «Аквариум с рыбками» и т. д.

Есть такие темы, которые разработаны на интеграции бумагопластики и математики. Например, темы «Ежик» или «Аквариум с рыбками» посвящены аппликации из геометрических фигур. То есть, ребята на занятии учатся не только обводить, вырезать по шаблону и клеить, но и изучают геометрические фигуры. Также некоторые из тем посвящены изготовлению поделок из бумаги и картона на основе цилиндра и конуса.

Таким образом , сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга . При этом на занятии педагог имеет возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных областей параллельно.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. На занятиях по программе «Бумажная фантазия» предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой , например, ребятам очень нравится драматизировать сказки со своими поделками, а еще нравится сочинять их. Педагог или один из учащихся предлагает начало сказки, затем каждый дополняет одно предложение по смыслу текста и в конце получается интересная сказка . Также на занятии использую просмотр развивающих и поучительных детских фильмов. Например, при прохождении темы «Транспорт» , которая посвящена овладению техникой «Оригами» и формированию навыков безопасного поведения на дороге, ребятам предлагается мультимедийная презентация на тему «Виды транспорта» и развивающий фильм «Азбука безопасности со смешариками» , где герои мультфильма рассказывают, как правильно переходить дорогу, почему у светофора три глаза, какая машина самая опасная, почему нужны метро и т. д. После просмотра вместе с детьми обсуждаем, дети делятся своим личным опытом. Так как обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций, является обязательным элементом на занятии по ФГОС . Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

В практической части данного занятия изготавливаем транспорт в технике «оригами» и оформляем картину. На картине, выделяем проезжую часть, перекресток, белыми полосками бумаги изображаем пешеходный переход (зебру, разделительную полосу, на перекрестке располагаем светофор и на какой-то выбранной полосе клеим готовую поделку – машину, автобус и т. д. Тем самым одна из задач данного занятия - формирование навыков безопасного поведения на дороге, решается в интересной и творческой форме . Также на занятиях решают головоломки , ребусы, электронные дидактические игры.

Таким образом , занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей , способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности .

Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве .

Форма проведения занятий нестандартна , интересна . Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий . Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес , служит развитию воображения , внимания, мышления, речи и памяти.

Также хочется отметить, что интегративная форма дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

Интегрированный подход требует от педагога повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования , дополнительной подготовки , высокого профессионализма и эрудиции. Но вместе с тем, он дает качественные показатели в реализации образовательных программ и положительную динамику в сохранности контингента.

Литература

2. Дреер С. С., Потыкан А. Н. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1 , 5-7 лет. Волгоград : Учитель, 2012.

Публикации по теме:

Итак продолжаю рассказывать,как ломая стереотипы и шаблонные установки проведения педагогических конференций группа энтузиастов,и не побоюсь.

Итак,напоминаю,что 15 июля в городе-герое Туле встретились педагоги из разных уголков России. Пообщаться,поближе познакомиться,обменяться.

Перспективное планирование по экологии в средней группе в системе дополнительного образования Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе на второе полугодие в системе дополнительного образования ЯНВАРЬ.

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального.

Интеграция является важнейшим фактором развития современного общества. Интеграционные процессы идут сегодня в экономике, политике, культуре, науке, отражая глобальную тенденцию движения к единому миру.

В последние годы все большую актуальность приобретает тема интеграции школы и учреждений дополнительного образования. Она родилась в педагогической практике в 80-е годы ХХ века и осуществлялась по инициативе отдельных руководителей-новаторов в русле поиска новых путей развития школы. Следует заметить, что сотрудничество школы с внешкольными учреждениями имело место всегда, но интеграция – это не просто сотрудничество, это слияние в единую социально-педагогическую систему. Это процесс сложный, связанный с преодолением ведомственных барьеров, поисками дополнительного финансирования и предполагающий работу двух коллективов в напряженном инновационном режиме.

В 90-е годы практика создания интегративных образовательных комплексов “школа – УДО” была продолжена, но не стала массовой ввиду организационных и финансовых сложностей. Однако, она получила официальное признание как действенная и прогрессивная. В Концепции модернизации Российского образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. Кроме того, предстоящий переход на профильное обучение также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием. Дополнительное образование многогранно. В данной статье мы сконцентрируем внимание на учреждениях начального художественного образования, т.е. на школах искусств, и покажем возможности построения образовательных комплексов “средняя школа – школа искусств”.

Каждая интегративная модель уникальна. Школа искусств может развернуть свою деятельность

в одном классе (гимназия № 2 г. Арзамаса, московские школы № 744, 739 – музыкальные классы);
в одной параллели (театральные классы в московской школе № 624);
в одной вертикали (филиал детской хоровой школы Костромы работает с 1“Б” по 11“Б” средней школы № 4);
в целом звене : филиал Детской художественной школы Сарова работает с детьми среднего звена школы № 7 (5-8 классы); филиал Детской школы искусств №1 – в начальных классах (с 1 по 4 кл.) школы № 5 этого же города.

Итак, вариантов слияния множество. Это касается как формы, так и содержания. Однако, зададимся вопросом: зачем учреждения, принадлежащие к разным ведомствам и работающие в стабильном режиме, встают на путь интеграции?

На решение юридических лиц объединить работу педагогических коллективов влияет целый ряд факторов, главный из которых – демографический. И средние школы, и учреждения дополнительного образования переживают сегодня непростую ситуацию с набором учащихся. На практике идет борьба за каждого ребенка, которая по сути есть борьба за выживание самого учебного заведения. Интеграция с учреждением культуры делает общеобразовательную школу привлекательной для родителей будущих первоклассников, наделенных правом выбора учебного заведения. Для школы искусств – это прекрасная возможность стабилизировать контингент учащихся и обеспечить нагрузку педагогам.

Инициатива, как правило, исходит от основной школы – именно она пускает под свою крышу дополнительное образование. Параллельно с принятием принципиального решения идет выбор содержания дополнительного образования, которое должно влиться в основное и обогатить его. Этот выбор обусловлен профилем школы, ее концептуальными и методологическими установками. Так, саровский лицей № 3 счел для себя приемлемым архитектурно-строительное направление. Педагоги Детской школы искусств № 1 занимаются с юными лицеистами конструированием из бумаги и других материалов сложных композиций, что вполне соответствует математическому складу ума учащихся. Средние школы гуманитарного профиля № 5 и 7 избрали в качестве направлений дополнительного образования соответственно музыку и ИЗО, пригласив к сотрудничеству музыкальное отделение школы искусств №1 и художественную школу.

В 1997 году средняя школа № 20 г.Саров, испытывавшая в то время проблемы с набором учащихся, выступила инициатором объединения деятельности со школой искусств № 2, предложив открыть филиал на базе начального звена. ДШИ № 2 ведет работу с детьми по 8 специальностям. Для филиала в общеобразовательной школе была выбрана специальность “фольклор”.

Идея занятий фольклором была принята всеми: работниками двух школ, которым предстояло отныне сотрудничать, Администрацией города (Учредитель), выделившей финансирование под данный проект, а также родителями будущих первоклассников. Если в 1997 году школе № 20 удалось набрать только один первый класс, то в 1998 г. (а это год открытия филиала) первых классов было два. Добавим, что по сей день проблем с набором нет, и это говорит о популярности школы среди горожан.

Подготовительный этап проектирования комплекса был посвящен составлению нормативных актов, регулирующих взаимоотношения сторон и определяющих пути совместной работы. Приведем выдержки из "Положения о филиале фольклорного отделения ДШИ № 2 на базе муниципальной средней общеобразовательной школы № 20". В этом документе определена цель работы: "систематическое нравственно-эстетическое воспитание и развитие каждого учащегося начальных классов". Здесь же сформулированы задачи, стоящие перед филиалом:

  • 100% охват учащихся 1-4 классов школы художественной деятельностью;
  • развитие творческого потенциала учащихся через занятия искусством;
  • выявление одаренных детей для дальнейшего обучения фольклору в подростковом возрасте;
  • предоставление малообеспеченным семьям возможности дать своим детям полноценное дополнительное образование.

В главе "Положения", касающейся организации работы, закрепляются следующие ключевые моменты: "Режим работы филиала соответствует режиму школы. Групповые занятия фольклорного отделения включаются в школьное расписание; индивидуальные – проводятся после школьных уроков и во время динамических пауз. Управление работой филиала осуществляют администрация школы 20 и администрация ДШИ. Общий контроль, создание нормативных документов, развитие материальной базы осуществляют директора обоих учреждений. Составление расписания, проверка занятий, замещения уроков, решение организационных вопросов – функции курирующих завучей двух школ." Итак, нет главной школы и нет второстепенной – обе они находятся на равных позициях. Это партнеры, делающие одно дело.

Принципиально важным здесь является вопрос о расписании. Практика показывает, что в большинстве общеобразовательных школ уроки подобных филиалов выносятся за пределы основного расписания, на послеобеденное время. Но в этом случае теряется смысл сотрудничества: школа искусств автоматически уходит на 2-й план, на положение кружка, ее уроки представляются необязательными, их значение в детском сознании падает, далее – пропуски занятий, отставание от программы и заявления на отчисление. По сути, средняя школа в такой ситуации выглядит просто арендодателем, безвозмездно предоставляющим свои площади для занятий искусством – нет слияния, нет общей работы.

В нашем случае обеими сторонами осознается недопустимость подобного подхода к учебному процессу. В качестве примера приведем расписание некоторых классов на 2004-2005 учебный год (Приложение 1 ). Мы видим, что групповые уроки школы искусств (выделены курсивом) органично включаются в основное расписание. Индивидуальные же дисциплины продолжительностью 0,5 часа вынесены за его пределы: преподаватели русских народных инструментов и общего фортепиано работают по особому расписанию. Дети приходят на индивидуальные занятия из группы продленного дня. Здесь нельзя не отметить роль учителя начальных классов: это помощник педагогов филиала. Младшие школьники живут по звонку, а индивидуальные занятия у каждого в свое время – риск пропустить или опоздать велик. Школьный учитель имеет расписание всех уроков школы искусств и контролирует их посещение детьми своего класса. Это еще один момент заинтересованного сотрудничества – здесь уже на уровне учителей.

Итак, все специальные уроки проводятся во время пребывания ребенка в общеобразовательной школе. С 15.00 ч. дети свободны, впереди полдня для приготовления уроков, прогулки, спорта, занятий по интересам, отдыха. На протяжении шести лет такая практика работы полностью себя оправдала: довольны и ученики, и родители.

К занятиям школы искусств дети относятся с искренним интересом. Они разучивают массу песен, танцев, игр, знакомятся с народными обрядами. Ежегодно во всех классах готовятся мероприятия, связанные с традиционными праздниками народного календаря, в которых участвуют и педагоги, и ученики. Эти мероприятия перерастают рамки обычных концертов: иногда они идут несколько дней и необязательно в помещениях школы – некоторые из них проводятся на улице, а особо значимые – в залах ДШИ № 2, которые оборудованы световой и звуковой аппаратурой высокого класса. К народным праздникам часто бывают приурочены детские музыкальные конкурсы, а также занятия прикладным искусством (в этом случае к детям приходят преподаватели ремесленно-художественных отделений ДШИ № 2). Замечу, что для проведения таких занятий школа отдает уроки труда – в этом также видна тенденция к слиянию и взаимопроникновению двух учебных заведений.

План масленичной недели 2004 г. (Приложение 2 ) иллюстрирует данную область работы и показывает разнообразные формы совместной деятельности обеих школ по нравственно-эстетическому воспитанию детей средствами народного искусства. Говоря же о методах работы, выделим метод "погружения" в традицию или включенного действия, который в современной фольклористике характеризуется следующими элементами:

  • активное включение всех участников в действие;
  • знание самой традиции;
  • переключение деятельности (с познавательной – на игровую, с художественной – на коммуникативную и др.);
  • сочетание традиционного и современного материала.

Работая вместе, школы стремятся создавать детям "социальную ситуацию развития" (Выготский Л.С.), поле деятельности, позволяющее реализовать себя, самоутвердиться через творчество. Школьники включены в интенсивную концертную работу. Они выступают перед людьми, принадлежащими к разным возрастным и социальным группам. Их зрители – воспитанники детских садов и сверстники, воины застав и обитатели Дома престарелых. Ребята доставляют людям радость соприкосновения с родной культурой, и это позволяет им понять значимость своего дела. Самоутверждению помогают смотры и конкурсы, на которых наши дети, как правило, занимают призовые места. Ежегодно приходится выезжать на фестивали в другие города. В каждом из этих случаев детей сопровождают учителя, а иногда и завучи обеих школ, а их успех воспринимается как общая победа. Таким образом, сотрудничество образовательных учреждений выходит за пределы не только школьных стен, но и за пределы города.

Накануне третьего выпуска учащихся, весной 2004 года, была проведена диагностика результативности экспериментальной работы, которая выявила, что выпускники интегративного комплекса обладают развитыми эстетическими, нравственными, гражданскими и социальными качествами, которые в дальнейшем позволят им успешно самореализоваться, занять достойное место в обществе, достичь вершин в профессиональной деятельности.

Шестилетний опыт совместной работы двух учебных заведений разной ведомственной принадлежности позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса, школам, городу, обществу в целом.

Дети:

1. Приобретают возможность получить дополнительное образование, не выходя из школьных стен.

2. Интегрированное расписание позволяет проводить уроки школы искусств в первую смену. У детей есть время на занятия по интересам (спорт, техническое творчество, компьютерный клуб и др.).

3. Гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда комплекса, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого.

Родители:

Получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным в 1 смену (отпадает необходимость провожать ребенка в школу искусств и обратно, затрачивая на это рабочее или личное время).

Общеобразовательная школа:

1. Практика “2-х школ под одной крышей” привлекла внимание горожан. С начала работы в ней Филиала ДШИ набор учащихся в первые классы осуществляется без проблем.

2. Школа приобрела специалистов высокого уровня (музыкантов, вокалистов, хореографа), которые активно участвуют в организации культурной жизни всей школы (не только младшего звена).

3. Школа заняла лидирующее место среди 18 школ города по эстетическому воспитанию (результаты смотров, фестивалей, объем и качество концертной работы), что способствует укреплению ее авторитета и популярности в городе.

4. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями культуры, что открыло новые возможности для воспитательной работы.

Школа искусств:

1. Стабилизировался контингент учащихся.

3. Расширились и укрепились контакты школы с учреждениями системы образования, что открыло новые возможности для воспитательной работы и методического совершенствования.

Общество:

1. В городе появился очаг национальной культуры, создающий условия для нравственно-эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

2. Возникновение нового образовательного пространства объединило в себе учреждения образования и культуры. Общая работа сгладила границы между ведомствами.

3. Работа УВК “общеобразовательная школа – школа искусств” дает другим школам пример решения застарелой проблемы, связанной с крайне малым количеством часов, отводимых учебными планами на предметы эстетического цикла. Интеграция со школой искусств предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности, противодействуя тем самым падению культуры общества. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.

4. Динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, существующее вокруг комплекса, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме через национальное искусство, для их идентификации как носителей культуры своего народа и, в конечном итоге, для становления гражданской позиции и патриотического сознания школьников.

Таким образом, интеграция школы и учреждения культуры активно способствует решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, которые поставлены перед образовательными учреждениями Правительством России.

Опыт двух саровских школ, описанный нами в данной статье, может иметь не только познавательное значение: в ближайшее время он может стать “пособием по выживанию”. В связи с готовящимися изменениями законодательной базы, бесплатные кружки в школах уходят в прошлое. Будущее учреждений дополнительного образования также не вызывает оптимизма. Реально оценивая перспективы, на путь интеграции со школами искусств вступило уже 7 из 18 средних школ г.Саров (№№ 3, 5, 7, 12, 13, 14, 20).

Для руководителей, заинтересованных в сохранении дополнительного школьного образования, считаю целесообразным дать отработанный нами на практике алгоритм действий по созданию филиалов школ искусств:

  1. Два юридических лица приходят к соглашению о сотрудничестве.
  2. Учредитель дает принципиальное согласие на открытие в конкретной школе филиала школы искусств.
  3. Школа искусств получает лицензию на право ведения образовательной деятельности в новом структурном подразделении.
  4. Выделяется необходимое для данного проекта финансирование.
  5. Вносятся изменения в Уставы обеих школ.
  6. Создаются локальные акты, регулирующие отношения сторон:
  7. Договор о совместной работе;
  8. Положение о филиале учреждения культуры на базе средней школы.
  9. Разрабатываются учебные планы филиала с учетом специфики избранного вида искусства (театр, ИЗО, музыка…), существующих нормативов и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к учебному процессу.
  10. Создается материально-техническая база филиала.
  11. Комплектуются педагогические кадры для работы в филиале.
  12. Комплектуются кадры учащихся филиала.
  13. Составляется учебное расписание, учитывающее интересы двух сторон.
  14. Начинается учебный процесс.

Практика показала, что интеграция с общеобразовательной школой дает школе искусств возможность жить и осуществлять свою высокую культурную миссию, а стране – возможность сохранить очаги подлинной культуры, где воспитываются духовно богатые люди, гуманисты и патриоты.

Приложение 1

РАСПИСАНИЕ НА 2003-2004 УЧЕБНЫЙ ГОД

понедельник

1. Чтение
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия *
3. Русский язык
4. ИЗО
Инд. занятия

понедельник

1. Чтение
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия *
3. Русский язык
4. ИЗО
Инд. занятия

понедельник

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Математика
4. Литература
5. Фольклорный ансамбль
6. Сольфеджио
Инд. занятия*

понедельник

1. Русский язык
2. Математика
3. ИЗО
4. Литература
5. Сольфеджио
6.Фольклорный ансамбль
Инд. занятия*

вторник

1.Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Труд
Инд. занятия

вторник

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Труд
Инд. занятия

вторник

1. Вок.ансамбль/ танец ***
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Инструм. ансамбль
Инд. занятия

вторник

1. Математика
2. Вок.ансамбль/ танец ***
3. Русский язык
4. Литература
5. Народное творчество
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Танец
4. Нар. творчество
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Математика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Нар. творчество
4. Танец
Инд. занятия

среда

1. Русский язык
2. Физкультура
3. Математика
4. Природоведение
5. Народное творчество
6. Танец

среда

1. Физкультура
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Танец
Инд.занятия

четверг

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Математика
4. Вок. ансамбль
Инд. занятия

четверг

1. Чтение
2. Русский язык
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Вок. ансамбль
4. Математика
Инд. занятия

четверг

1. Танец /вок. ансамбль
2. Математика
3. Русский язык
4. Литература
5. Инструм.ансам./Танец
Инд.занятия

четверг

1. Математика
2. Танец /вок ансамбль
3. Русский язык
4. Литература
Инд.занятия

пятница

1. Русский язык
2. Риторика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Физкультура

пятница

1. Русский язык
2. Риторика
Динамическая пауза:
Инд.занятия
3. Физкультура
4. Математика и конструирование

пятница

1. Природоведение
2. Математика
3. Физкультура
4. Литература
Инд.занятия

пятница

1. Физкультура
2. Природоведение
3. Математика
4. Литература
5. Инструм.ансам./танец

суббота

1. Окружающий мир
2. Труд
3. Фольклорный анс.
(четные недели)**

суббота

1. Окружающий мир
2. Труд
3.Фольклорный ансам.
(нечетные недели)
**

суббота

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Литература
4. Труд
5. Инстр.ансамбль

суббота

1. Русский язык
2. ИЗО
3. Литература
4. Труд
5. Инстр.ансамбль

Примечания:

* в 1 классе индивидуальные занятия по русским народным инструментам проводятся по 0,5 часа во время динамических пауз и после 4 урока. Со 2 класса к ним добавляются индивидуальные занятия по общему фортепиано.

** предмет "Фольклорный ансамбль проводится в первых классах 1 раз в две недели.

*** начиная со 2 класса, учебный план предусматривает по ряду специальных дисциплин деление учеников на подгруппы.

Приложение 2

"ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА"

План мероприятий

День недели

По народному календарю

Мероприятие

Место и время проведения

Ответственные

Примечания

Понедельник "Встреча масленицы" "А мы масленицу встречали" – театрализованное представление. Зал филиала ДШИ № 2, 14.00. Андреев Н.И – за мероприятие,
учителя шк.20 – за доставку детей.
Костюмы, реквизит, свет, звук – сотрудники ДШИ.
Вторник "Заигрыши" Конкурс исполнителей на народных инструментах Малый зал шк.20, 12.30. Логинов С.П.,
Грачикова Л.А.
Жюри – преподаватели ДШИ, учителя нач. кл.
Среда "Лакомка" Чаепитие с блинами.
Классные часы "Традиции нашего народа"
12.00 – школьная столовая
Классы.
Администрация школы 20;
учителя нач. классов.
Библиотекарь ДШИ – помощь литературой по фольклору.
Четверг "Разгуляй-четверток" Конкурс сольного и хорового пения "Юный вокалист". Малый зал шк.20, 12.30. Бельдюгин С.Н.,
Китина И.Е.
Жюри – преподаватели ДШИ, учителя нач. кл
Пятница "Тещины вечерки" Уроки керамики:"Дымковская игрушка".
Концерт для родителей.
Награждение лауреатов муз. конкурсов.
Классные комнаты: 2, 3, 4 уроки.
Зал школы 20, 16.00.
Преподаватели керамики ДШИ.
Андреев Н.И.
Доставить в школу глину.
Дети приносят фартуки, клеенки.
Подготовить грамоты, дипломы.
Суббота "Проводы масленицы" Катание на лошади, игры на воздухе, сжигание чучела. 1)12.00 – территория вокруг школы Администрация школы 20,
учителя начальных классов
Лошадь – из городского парка,
чучело изготовить на уроках труда.

Примечания . На Руси в масленичную неделю царила атмосфера всеобщего веселья и предельной раскрепощенности. Разумеется, условия школьного обучения не позволяют ее воплотить в полной мере. И все же мы стараемся наполнить эти 6 дней мероприятиями, которые доставляют детям массу положительных эмоций (лепка народной игрушки, выступления на сцене, катание на лошади),погружают их в традицию. Кстати говоря, для этой недели исторически характерно сочетание как обрядовых, так и необрядовых действий, что мы и имеем в данном случае.

Приведенный план наглядно иллюстрирует совместную воспитательную работу сотрудников 2-х школ, цель которой - приобщение детей к культуре своего народа.

Интеграция дополнительного и общего образования.

Вывод по результатам своей работы.



Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Анализируя задачи модернизации образования в России, можно сказать, что его качество будет зависеть от возможностей общества представить ребенку спектр образовательных услуг. При этом качество этих услуг будет определяться вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования муниципального округа. В решении проблемы расширения образовательных услуг особое место может занять дополнительное образование детей, которое в последний период реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей, но и в образовательных учреждениях.

– неотъемлемый компонент любого образовательного учреждения. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Взаимодополняя друг друга они должны создать целостное образовательное пространство: интегрированное, комплексное, создающее возможность для полноценного развития ребенка во всем богатстве его запросов и интересов.

Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии детской одаренности. Об уровне одаренности можно судить уже в детстве по интересам и склонностям. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов. Им многое удается, многое по душе и поэтому хочется попробовать себя в разных сферах. Но природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей обучающихся, требующей как самостоятельной работы, так и работы в коллективе.

Проблема интеграции дополнительного и общего образования решается при проведении занятий дополнительного образования в школе № 5 Комсомольска-на-Амуре «Мастер-класс по изготовлению корпусной мебели» (занятия посещают учащиеся 8 – 10-х классов).

Одним из важнейших факторов позволяющих интегрировать является то, что учащиеся самостоятельно мотивированны на посещение и обучение на занятиях дополнительного образования. При личной мотивации к обучению у учащихся могут проявляться те качества, которые не раскрыты или не полностью раскрыты в ходе получения знаний в общеобразовательной школе. Те, кто в рамках обучения в рамках общеобразовательной школы был стереотипно отнесен в разряд неуспевающих, могут, и действительно это делают, проявить себя как одаренные учащиеся. Тот же кто, и в процессе изучения предметов общеобразовательного цикла проявил себя, как одаренный, талантливый и интересующийся ребенок имеет возможность получить развитие своих талантов и стремлений в получении знаний опыта и удовлетворении своих познавательных потребностей.

На примере некоторых учеников можно проследить логическую взаимосвязь между результатами получения знаний и навыков на занятиях в «Мастер-классе» и обучении в общеобразовательной школе.

Занятия «Мастер-класс по изготовлению корпусной мебели» являются по своей сути дополнением и более углубленным не только практическим, но и теоретическим к предмету общеобразовательной школы «Технология».

По программе «Технология» в учебное время отводятся часы на проектную деятельность. Однако, при работе в рамках учебного процесса имеются трудности при работе с учащимися, относящимися к категории неуспевающих. Работа носит назидательный характер. Но так как учитель технологии он, же педагог дополнительного образования, то и элементы проектной деятельности имеет смысл вносить в процесс дополнительного образования «Мастер-класс».

При занятиях на «Мастер-классе» был применен (и применяется до сих пор) такой педагогический инструмент, как мини-проект. Отличительной чертой мини-проекта от проекта является его объем, а именно более «сжатая» форма. На второй год после начала работы с мини-проектами учащиеся, относящиеся к категории «слабоуспевающие» достигли уровня позволяющего принять участие в научно-практической конференции школьного научного общества. Явилось это следствием личной мотивации при занятиях на «Мастер-классе» и переходе мотивации и на отношение к учебе в рамках общеобразовательной школы.

Так же одной из причин успехов в учебе учащихся явилось наличие и неоспоримое проявление межпредметных связей между различными предметами общеобразовательной школы.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод. Если, имеются плюсы от интеграции дополнительного и общего образования, а одним из важнейших плюсов это развитие личной мотивации и удовлетворение интересов учащихся, то празвитие интегрированного дополнительного образования позволит самореализоваться в полной мере не только учащимся, но и непосредственно педагогам.

Особенности разработки интегрированной программы учреждения дополнительного образования детей

Основные термины

Теоретический материал

Вопросы для самопроверки

Задания для творческой работы

Литература

Основные термины: интегрированная программа, сквозная программа, интегрированный курс.

Интегрированная программа это продукт совместной деятельности педагогов объединяющий отдельные образовательные области в единое целое. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта. Интегрированные программы основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учеб­ными дисциплинами. Интегрированные программы объединяют, восстанавливают целостность на основе того или иного единства. Например, в программе «Земля и небо» (автор), стержневым основанием является палеонтологический компонент, на который нанизываются знания из предметных областей геология, палеонтология, география, астрономия и осуществляет комплексный подход к изучению проблемы «Природа, человек, космическая среда», необходимые для формирования целостного видения изучаемой проблемы

Сквозные программы – тематические или целевые, с ограниченным числом часов, обязательно входящие в программы каждого объединения структурного подразделения, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния, морально-психологического комфорта. Примерами могут служить программа «Здоровье» (назначение которой в создании условий для оздоровительной деятельности детей), «Одаренные дети» (назначение поддержка общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы воспитанников).

Интегрированный курс объединяет несколько предметных областей вокруг определенной стержневой темы. Например, интегрированный курс «Слагаемые профессионального успеха» (назначение профессиональное самоопределение воспитанника).

Теоретический материал

План

1. Классификация интегрированных программ.

2. Этапы проектирования интегрированной программы.

3. Интегрированный курс.

4. Педагогический потенциал интегрированных программ в разработке индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

В системе дополнительного образования детей педаго­гическим работникам предоставляется возможность твор­ческого подхода к проектированию образовательного про­цесса, к созданию различных видов образовательных про­грамм.

Согласно закону РФ «Об образовании» содержание деятельности ОУДОД определяется целостной Образова­тельной программой, которая разрабатывается и реализу­ется учреждением самостоятельно. Разрабатывая образо­вательную программу, разработчик должен ориентироваться на государственные требования и методические рекомендации , предъявляемые МО РФ к составлению об­разовательных программ в системе ДОД, Законом РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, утвер­жденными Законом РФ от 13.01.96г.), Типовым положением об образовательном учреждении дополни­тельного образования детей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 000) с изменениями и дополнениями (утверждены по­становлением Правительства Российской Федерации от22 февраля 1997 г. № 000).

Образовательная программа выступает фактором ини­циативы и творчества педагогов дополнительного образо­вания и результатом осмысления его деятельности, назначения, целесообразности, результативности и полез­ности. Специфика образовательной программы определяет­ся главными концептуальными идеями, заложенными в Концепции и Программе развития ОУДОД.

Изменения запроса детей и родителей на образовательные услуги во многом связаны с переходом системы дополнительного образования от информационного типа к креативному, предназначенному развивать мотивацию детей к познанию и творчеству. Востребованными становятся программы интегрированного характера, направленные на приобретение навыков, способствующих успешной социализации детей. Для реализации интегрированных образовательных программ могут быть привлечены два и более педагогов, распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в образовательной программе.

1. Классификация интегрированных программ

Для системы дополнительного образования интерес представляет классификация разработанная, . Ученые предлагают классификацию:

1. По субъектам деятельности выделяют 3 вида программ совместной деятельности: педагогов (взрослых); детей; детей и педагогов разных объединений.

2. По сущностным признакам выделяют 4 группы программ. По масштабу деятельности (внешнего сотрудничества; внутреннего сотрудничества). По целям и задачам (одноцелевая, многоцелевая). По содержанию (однонаправленная, комплексная). По системообразующему фактору (учебно-предметной ориентации, сквозные).

2. Этапы проектирования интегрированной дополнительной образовательной программы для детей.

Основываясь на теоретических изысканиях раскроем алгоритм проектирования интегрированных программ. Автор выделил следующие этапы проектирования данного вида программы: подготовительный, аналитический, концептуальный, разработческий, внедренческий, контрольно-коррекционный, аналитико-рефлексивный. Дадим краткую характеристику поэтапных действий разработчиков интег­рированной программы.

Подготовительный этап:

Совещание заинтересованных сторон по обсуждению поля проблем, требующих решения: обозначение приоритет­ной проблемы (проблем), выявление интересов сторон; определение субъектов проектирования и реализации интегрированной программы; степени участия в про­грамме ее потенциальных субъектов; определение объекта и предмета проектирования; определение периода реализации программы; создание инициативной группы по разработке интегри­рованной программы; концептуальное целеполагание (первоначальный замы­сел о путях решения проблемы);

8. определение ответственных за разработку и обеспечение реализации программы (научное, методическое, психо­логическое, досуговое и др.); подбор информационных и методических материалов; формирование материаль­ной базы для реализации программы.

Аналитический этап:

1. диагностика условий совместной деятельности, возмож­ностей и рисков реализации программы (затруднениясубъектов программы, особенности образовательногопроцесса, выявление противоречий, нуждающихся вскорейшей ликвидации, и др.);

2. изучение социального запроса различных социальных групп и субъектов, заинтересованных в разработке дан­ной программы;

3. анализ проблемы, ее структурирование и обоснование актуальности.

Концептуальный этап (этап стратегического проектирования):

1. сбор, анализ и синтез идей по решению проблемы (про­блем);

2. определение основных идей программы;

Изучение теории проблемы и накопление теоретическо­го материала; формулирование целей и стратегических задач интегри­рованной программы; выделение приоритетных направлений деятельности.

Разработческий этап:

Моделирование: определение основных компонентов и ведущих связей программы; выделение этапов (уровней) реализации программы; определение средств, форм и методов для осуществления программы; корректировка целей: согласование, с ориентированность целей, формулирование тактических задач; перспективное планирование.

Внедренческий этап:

Совместное обсуждение, согласование, принятие и утвер­ждение интегрированной программы; создание координационного совета по реализации про­граммы (оргкомитета, штаба, временного творческого коллектива); разработка этапного (оперативного) плана; старт интегрированной программы; разработка методического обеспечения деятельности по программе; развитие материальной базы программы.

Контрольно-коррекционный этап:

Определение параметров, критериев и показателей результативности работы по программе; разработка и внедрение системы мониторинга результа­тов реализации интегрированной программы; контроль над ходом реализации программы; коррекция целей, содержания, организационных действий и форм.

Аналитико-рефлексивный этап:

Регулярное использование программы; коллективный анализ и оценка результатов внедрения программы; обобщение результатов анализа; рефлексивная деятельность субъектов программирова­ния и реализации программы; определение перспектив дальнейшего совершенствования программы.

Интегри­рованная программа дает возможность управлять процесса­ми решения конкретных задач. В процессе разработки интегрированной про­граммы развивается педагогическое самоуправление, когда педагоги совместно обозначают проблему, ищут способы ее решения, разрабатывают способы действий по решению про­блемы, рационально распределяя функциональные роли и нагрузку.

Эффективности реализации интегрированных программ спо­собствует создание координационного совета. Это представительский орган, в который входят руководители всех программ, представители администрации и обеспечивающих служб. Основная задача координационного совета - поиск оптимальных путей взаимодействия участни­ков программ, в том числе реализация идеи экономии их сил; решение проблем, связанных с обеспечением процесса. Интег­рированные программы позволяют сделать образовательный процесс дифференцированным , соответствующим возрасту, потребностям, желаниям, силам учащегося. Она дает возможность разработать индивидуальный образовательный маршрут и реализовать на практике личностно ориенти­рованный подход к образованию для детей с разными возможностями, потребностями, способностями. Данный вид программ позволяет дифференцировать образовательный процесс для различных категорий детей (одаренных, детей с ограничен­ными возможностями, нуждающимся в социальной защите и др.).

Интегрированные программы имеют и развивающий потенциал как для педагога (например, обеспечивая научную деятельность учащихся в рамках соответствующей програм­мы, педагог совершенствует и свою исследовательскую рабо­ту), так и для учреждения (развиваются направления работы с родителями, со старшеклассниками).

3. Интегрированный учебный курс.

Интегрированный учебный курс является организационной единицей учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей. Усиление взаимосвязи между однотипными частями и элементами содержания дополнительных образовательных программ в большей мере способствует формированию межпредметных связей по всем предметным областям. Подобная интеграция предполагает повышение уровня целостности и организованности образовательной процесса за счет взаимодействия знаний из разных областей, общих задач и целей, а также единой системы познавательных средств для практической реализации поставленных целей и задач.

В интегрированных курсах выстраиваются задачи, принципы и методы, реализуемые смысловые ориентиры, связи, задаваемые технологические условия, определяющие переход познавательного анализа в стадию творческого созидательного процесса, реализуемого в различных направлениях деятельности. Обозначим основные задачи курса:

Обеспечить интеграцию содержания из разных предметных областей;

Сформировать умения практической реализации основных теоретических положений в аспекте практического применения основ теории;

Облегчить необходимую преемственность в плане взаимодействия в процессе обучения, проходящего по следующей схеме: преподаватель - воспитанник - преподаватель ;

Показать основное содержание и методику курсов посредством организации взаимодействия предметных областей;

Построение интегрированных курсов происходит с опорой на следующие принципы:

Дидактический (направлен на изменение особенностей учебно-воспитательного процесса);

Управленческий (отражает особенности руководства учебно-воспитательным процессом при изучении межпредметных дисциплин всех циклов);

Методический (уточняет методику проведения занятий);

Технологический (рассматривает деятельность как средство развития способностей и потребностей).

При внедрении интегрированных курсов используется система методов (монологические, показательные, диалогические, эвристические, исследовательские, алгоритмические, программированные, ситуативные).

Программы интегрированных курсов реализуются в форме упражнений, тренингов, лабораторных, практических, творческих занятий, игр, проблемных ситуаций а также в виде разработки обучающих, контролирующих программ и тестовых заданий по различным темам предметных областей. Это способствует активизации мыслительной, познавательной деятельности обучающихся, расширению их знаний.

Интегрированный курс характеризуется блочной подачей учебного материала и представляет собой систематически изложенный материал, охватывающий содержание ряда контекстно зависимых учебных дисциплин .

Специфические признаки и отличия интегрированных учебных курсов следующие:

Специфика предмета анализа, в качестве которого выступают многоплановые объекты, информация об их сущности содержится в разных предметных областях и направлениях деятельности;

Расширение и углубление круга знаний, связанных с исходной проблемой, которая не теряется из поля зре­ния обучающихся. Происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания.

В изучаемой теме могут действовать внутрипредметные и межпредметные связи одновременно. Для этого не­обходимо пересмотреть учебный материал и спланиро­вать его таким образом, чтобы новое понятие или яв­ление воспринималось воспитанниками полностью, комплексно;

В интегрируемом занятии объединяются знания из раз­ных предметных областей, поэтому важно правильно опреде­лить главную цель интегрированного блока;

При планировании требуется тщательный выбор струк­туры блока, методов и средств обучения и воспитания, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности обучающихся на занятии;

Обязательное наличие учебно-методического сопровождения воспитанника в образовательной деятельности.

Сегодня в практику работы учреждений дополнительного образования детей входит следующая схема учебно-методического сопровождения воспитанников:

Руководство по изучению интегрированного курса;

Глоссарий;

Список основной и дополнительной литературы, включая Интернет - ссылки;

Кейс-задания;

Дифференцированные по уровням задания для лабораторных и практических работ .

Алгоритм создания интегрированного курса ():

Диагностика уровня подготовленности воспитанников, их психологических особенностей и познавательных ин­тересов;

Выявление полей взаимодействия в предметных облас­тях, которые сближают перспективные цели обучения, воспитания и самовоспитания;

Устранение хронологических и смысловых расхождений в программах;

Объединение понятийно-информационной сферы облас­тей знания;

Составление плана курса;

Написание интегрированной программы курса.

При проектировании интегрированного учебного курса совокупность учебных дисциплин, включаемых в курс, рассматривается как пообъектная база интегрирования. Например, многие интегрированные учебные курсы, предметом изучения в которых являются экономические процессы, содержат наряду с собственно «экономикой» также элементы математического и информационного блоков учебных дисциплин.

В интегрированных курсах обеспечивается реальная возможность системного представления одновременно и знаний в предметной области (например, биология, экология, география), и математических измерителей процессов, происходящих в данной предметной области, и описания социоприродной среды, в которой протекает круговорот веществ и энергии.

4. Педагогический потенциал интегрированных программ в разработке индивидуального образовательного маршрута воспитанника в учреждении дополнительного образования детей.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей развития личности ребенка. В связи с тем что уровень знаний по каждому предмету у всех воспитанников разный, дополнительная образовательная програм­ма предусматривает помощь в составлении плана индивиду­альной работы с обязательной последующей самооценкой его выполнения и предоставление каждому обучающемуся воз­можности:

Определить смысл изучения данного материала;

Выбрать оптимальные формы, темы и темп обучения;

Применять те способы обучения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;

Рефлексивно осознавать полученные знания;

Осуществить оценку и корректировку своей деятельности.

Индивидуальный подход к разработке образовательных маршрутов был разработан, и включает следующие принципы:

Отказ от ориентировки на среднего ученика;

Поиск лучших качеств личности;

Применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мысли­тельных процессов);

Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

Прогнозирование развития личности;

Конструирование индивидуальных программ развития .

При прохождении индивидуаль­ного образовательного маршрута ребенок может выйти на тот или иной уровень образованности в соответствии со способностями, возможностями, запросами.

Индивидуальный образовательный маршрут выстраивает­ся на основе как внешнего, так и внутреннего сотрудничества, может быть как одноцелевым, так и многоцелевым. По содержанию индивидуальный образовательный маршрут бывает однонаправленным или комплексным.

Структурирование индивидуального образовательного маршрута предполагает идти не от содержания образования к ребенку, а от обучающегося к содержанию образования; от тех возмож­ностей, которыми располагает воспитанник; учить его в соответ­ствии с теми потенциальными возможностями, которые необ­ходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Дидактический активизирующий и развивающий комп­лекс содержания образования рассматривается в индивидуаль­ном образовательном маршруте как средство развития личности; предполагаются вариативность и дифференциация обучения, идут процессы интеграции знаний из разных пред­метных областей, используется положительная стимуляция образования.

Пример разработки индивидуального образовательного марш­рута - опыт школы педагогической ориентации (ШПО) Ярославского городского Центра внешкольной работы (педагог -).

Многолетний опыт работы ШПО показал, что занятия в школе не только дают возможность удовлетворить познавательные по­требности обучающихся, но и помогают многим старшеклассни­кам в самопознании, в самосовершенствовании, самоопределе­нии и самоактуализации. Позитивный результат, как правило, достигался там, где наряду с общими (учебными) занятиями по желанию детей проводились дополнительные консультации, тре­нинги, занятия, выполнялись индивидуальные на выбор, исходя из интересов обучающихся.

Новым этапом совершенствования программы ШПО стало до­полнение ее вариативной частью - «Индивидуальные образователь­ные траектории личностно-допрофессионального совершенствования». Цель - предоставить любому обучающемуся свободу выбора своей образовательной траектории для более целенаправленного развития личностного потенциала, помочь в достижении успеха.

Старшеклассникам предлагаются четыре индивидуальные об­разовательные траектории личностно-допрофессионального совершенствования: «Олимп познания», «Организатор», «Творец», «Самопознание». Обучающиеся вправе выбрать одну из вариативных траекторий и совершенствоваться в этом направлении включаясь в предложенные пошаговые задания, или на основе траекторий выстроить свой индивидуальный образовательный маршрут лич­ностного роста (самосовершенствования).

Предложенные инварианты программы позволят обучающимся не только углубленно работать в выбранном направлении, но и соизмерять такие понятия, как цель и предполагаемые шаги ее достижения. Данный вид работы особенно важен для старшеклассников, так как обеспечивает свободу выбора, определяет сильные стороны личности, учит целенаправленным действиям по дости­жению результата.

Обеспечение учащихся свободой выбора с целью развития личностного потенциала и помощи в достижении успеха возможно в результате построения системы психолого-педагогической работы, включающей в себя организацию, сбор, обработку, хранение и распространение информации об их готовности к продолжению обучения на этапе выбора пути дальнейшего образования и профессии; предоставление учащимся способов изучения себя, своих особенностей, качеств характера. Материалы для организации психолого-педагогической работы можно найти в учебно-методическом пособии «Методическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке» (, ; Оренбург, 2008).

Образовательная траектория «Олимп познания» рекомендуется старшеклассникам, которые, по их собственному мнению, утвер­дились в выборе педагогической профессии.

Дополнительные задания в рамках учебных занятий (сообще­ния, сбор материалов и прочее);

Специальные групповые занятия по истории педагогики, педа­гогического университета, истории образования в Ярославской области ;

Знакомство с ЯГПУ им. (экскурсии, деловые игры);

Участие в городских и областных конференциях (рефераты, до­ клады) ;

Конкурсы сочинений на педагогическую тематику: «Если б я был учителем», «Школа моей мечты», «Школа, о которой мечтают дети» и др.; участие в городских и областных педагогических олимпиадах; участие в городских конкурсах педагогического мастерства, педа­гогических классов системы межшкольных учебных комбинатов; защита творческих проектов на экзаменах;

Индивидуальные консультации по данной проблематике;

Углубленная работа с педагогической литературой;

Написание представлений на педагогические темы.

Образовательная траектория « Творец» рассчитана на тех обу­чающихся, которые хотят развить свои творческие способности, поработать в творческих группах и самореализоваться в индиви­дуальной или коллективной творческой деятельности.

Успешному продвижению по данной траектории способствуют:

Дополнительные творческие домашние задания, например «За­щити любимый цвет», «Сочини поэму по данной рифме», «За щити идею» и др.;

Вариативные упражнения на развитие актерских способностей в рамках учебных занятий, например «Зеркало», «Сообщение через стекло», «Придумай и покажи героя, памятник, картину или ситуацию» и др.;

Тренинги развития творческих способностей (на базе различных образовательных учреждений);

Индивидуальные консультации психолога по вопросам развития творческих способностей;

Защита творческих сценариев;

Конкурс проектов игровых программ;

Создание праздничных газет;

Сотрудничество с досуговым объединением «Зигзаг» по развитию актерских и вокальных способностей старшеклассников;

Защита творческих проектов на итоговых выпускных экзаменах.

Образовательная траектория «Организатор» рекомендуется обу­чающимся, которые стремятся развить свои организаторские спо­собности и лидерские качества, проявить себя в организаторской, общественно-полезной деятельности.

Успешному продвижению воспитанника по данной траектории способствуют:

Вариативные упражнения по развитию организаторских способ­ностей, например игра «Создание новогоднего поздравитель­ного конверта», КТД «Придумываем игровую программу», зада­ние «Проведи интересную разминку» и др.;

Тренинг навыков организаторской деятельности (на базе различных учреждений образования);

Работа со специальной литературой;

Участие в городских акциях, форумах по вопросам активизации и реализации молодежных социальных программ;

Индивидуальные консультации по организации игровых про­грамм, КТД, мероприятий по школам.

Образовательная траектория «Самопознание» выбирается старшеклассниками, которые стремятся к познанию самих себя, к освоению способов самовоспитания, к самосовершенствова­нию.

Успешному продвижению по данной траектории способствуют: дополнительные задания в процессе работы по разделам инвариантной части программы «Основы психологических знаний» в 1-2-й годы обучения и «Самопознание» - 2-й год обучения;

выполнение рефератов по проблеме самопознания личности;

Освоение старшеклассниками технологии самовоспитания;

Участие в тренинге «Я и мой мир» (сквозная программа для воспитанников Центра внешкольной работы) в каникулярное время;

Диагностика уровня самовоспитания детей;

Определение качеств личности, которые дети сознательно и целенаправленно должны формировать у себя (проектирова­ние личностного развития);

Определение целей самовоспитания, связанных с формирова­нием этих качеств;

Построение совместной деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование этих качеств;

Отбор, модификация и применение средств достижения постав­ленных целей;

Психолого-педагогическая подготовка учащихся к работе над собой;

Выявление эффективности конечного результата (повторная диагностика самовоспитания учащихся);

Участие в работе детской общественной организации «Моло­дой Ярославль».

Из вышесказанного следует, что для разработки индивидуального образовательного маршрута необходимо делать воспитанников активными участниками учебного процесса, применять развивающие задания, активные методы обучения, метод конкретных ситуаций, мозговой штурм, ролевые игры и т. д. При этом важно помнить, что обязательным признаком занятий по индивидуальному маршруту является, как уже отмечалось, высокая степень интеграции, слияние содержания, методов, средств и способов деятельности.

Немаловажно и то, что индивидуальные образовательные маршруты в большой степени направлены на развитие технологического учебного мышления; приобретение умений организовывать, планировать, стандартизировать и алгоритмизировать учебную и самостоятельную деятельность; овладение технологией обучения и преподавания.

Подводя итог, необходимо отметить следующее: интегрированное построение учебного процесса по сравнению с предметным содержит в себе значительно больше технологических возможностей в условиях сближения и слияния разнокачественных знаний, способов деятельности и приемов мышления.

Вопросы для самопроверки

1. Рассмотрите возможности использования вашей образовательной программы в качестве самостоятельного блока в интегрированном курсе, реализуемом в вашем учреждении дополнительного образования.

2. Раскройте, как вы используйте результаты психолого-педагогической диагностики личности воспитанника (интересы, способности, направленность личности, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов) для выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

Задания для творческой работы

3. Спланируйте интегрированное занятие, отберите содержание материала, отражающего одновременно внутрипредметные и межпредметные связи.

4. На примере конкретного интегрированного занятия определите цель, которая направлена на выделение тех сведений из содержания предметных областей, которые необходимы для её реализации.

Литература

1. Евладова, общего и дополнительного образования: Практическое пособие /Под ред. , . – М., 2006. – 296 с.

2. Лебедев, образование детей: Учеб. пособие /Под ред. . - М., 2000. – 256 с.

3. Тавстуха, сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке: учеб.-методическ. пособие /, . – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2008. – 212с.

4. Тавстуха, экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования детей: Монография /. – Оренбург, 2001. – 260 с.

5. Щетинская, и практика современного дополнительного образования детей: Учеб. пособие /, . – Оренбург, 2001. – 404 с.