История святых вера надежда любовь. Вера, надежда, любовь и мать их софья

День Веры, Надежды и Любови отмечается 30 сентября 2020 года (дата по старому стилю - 17 сентября). В этот день православная церковь почитает святую Софию и ее трех дочерей. В народе праздник прозвали «бабьими именинами».

День Веры, Надежды и Любови посвящен укреплению силы духа и мужества, которые не сможет сломить даже недостаток телесных сил.

На Руси в этот день женщины громко плакали, избавляя себя и семью от горестей, печали и бед. По окончании плача молодые юноши и девушки устраивали «деревенские святцы», где высматривали себе милых сердцу вторых половинок.

Замужние женщины покупали три свечи. Две из них ставили в храме перед иконой Христа. Последнюю с наступлением полуночи вставляли в каравай и читали 40 раз без остановки слова о спокойствии и благополучии в семье. Утром этим караваем женщины кормили свою семью.

История праздника

В годы правления императора Адриана (II век, 137-й год) в Риме проживала вдова София с тремя дочерями: Верой (12 лет), Надеждой (10 лет) и Любовью (9 лет). Это было время христианских гонений, и слухи о верующей семье дошли до правителя. По повелению Адриана София с детьми предстала перед ним и вместе с дочерями рассказала ему о своей вере в Бога.

Императора удивила смелость маленьких христианок. Он повелел одной из язычниц переубедить их, чтобы они отреклись от своей веры. Но все было напрасно. Тогда Адриан приказал им принести жертву его Богам, но его воля была отвергнута.

Разгневанный император повелел разлучить мать с дочерями и подвергнуть сестер пыткам, а София должна была смотреть на это своими глазами. Веру и дух маленьких христианок не смогли сломить даже пытки. Мать похоронила истерзанные тела дочерей и два дня оставалась у их могилы, где и скончалась на третий день. За душевные муки за Христа церковь причислила их к лику святых.

Проведи этот день интересно

Задание на сегодня: Отпустите все горести и печали, поплачьте если нужно. А потом идите искать свою половинку.
История праздника рассказывает об истории Софии и ее трех дочерей:Веры, Надежды и Любви. Семья была верующая и императору Рима Адриану это не понравилось. Он истязал дочерей на глазах матери в жертву богам.

Эта грустная история послужила дню укрепления силы духа и мужества, который не сможет сломить даже недостаток телесных сил. Раньше в этот день женщины громко плакали, избавляя себя и семью от печали, горести и бед. А после устраивали “ деревенские святцы”, где искали себе половинку.

Приметы

Если журавли отправились в полет, то покров будет морозным.

Зяблик летит - стужу несет.

Если гнездо (логово) ежа построено в середине леса, то зима будет лютой.

Если ранняя белка имеет голубую шубку, то весна будет ранней.

Память свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии совершается 30 сентября (17 сентября ст. ст.). Это один из самых примечательных дней в христианском церковном календаре, когда воспоминается одно из самых трогательных житийных повествований, говорящее о непреклонном мужестве трех совсем еще юных христианских дев и святой их матери.

Тропарь, глас 1.

Агницы словесныя Агнцу и Пастырю приведостеся мучением, ко Христу течение скончавше и веру соблюдше. Тем же днесь радостною душею совершаем досточюднии святую вашу память, Христа величающе.

Кондак, глас 1.

Агницы словеснии, Агницу и Пастырю беседовати сподобистеся. Огневи лютому и мукам предани бысте, и явистеся ангелом равночестнии. Тем вси священную вашу память празднуем в веселии сердца девы богомудрыя.

Седален.

София, честныя священныя леторасли, Вера, и Надежда, и Любы явльшеся, мудрость объюродиша еллинскую, благодатию. Страдавше, и победоносны явившеся, венцы нетленными от всех Владыки увязошася.

Библиотека Русской веры

Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Иконы

Поскольку святые мученицы жили во II в., почитание их образа имеет давнюю историю. Изображаются они фронтально, за спинами невысоких дочерей стоит св. София. Как правило, все держат в руках кресты - это символ великой жертвы Спасителя. Также он означает мученические испытания.

Часто икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» выглядит очень красочно - на девочках ризы разных цветов (используются красный, белый, лазоревый, иногда зеленый и желтый). Чаще всего юные отроковицы не имеют на себе головного покрова, что весьма редко встречается в иконописной традиции женского образа в христианстве. Стиль изображения ликов зависит от времени выполнения иконы и школы, к которой принадлежал иконописец. Но всегда семейство находится вместе, как достойный образец для подражания.

На традиционных образах византийской школы святые отроковицы держат в руках православные восьмиконечные кресты, их мать стоит, молитвенно воздев руки к небу - она испрашивает Божьей помощи. Лики святых спокойны, головы наклонены, словно в знак согласия с волей Бога, который приготовил Своим детям испытания.

Существует также икона с клеймами, на которых изображены сцены из жития: на одном из них св. София с чадами изучают Священное Писание, на другом - предстают перед правителем, затем ведут беседу с языческой жрицей. Далее идут сцены мучений каждой из сестер, затем - погребение. В центре - классическое фронтальное изображение всей семьи. Икона эта также считается «семейной», как образец крепкой, дружной и благочестивой христианской семьи. Перед ней чаще всего молятся о семейном благополучии и здоровье своих домочадцев.

Народные традиции в день свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Праздник этот называют «Вселенскими бабьими именинами», ведь День Ангела выпадает здесь сразу четырем различным именинницам: Вере, Надежде, Любови и Софии. «Бабьи именины» в старину праздновали три дня. В эти дни прославляли материнскую мудрость (Софию) и женские добродетели - веру, надежду и любовь. В этот день женщине дозволялось поплакать о своей нелегкой доле, а также помянуть в слезной молитве родственниц и подруг. Однако плачь - не плачь, а за плиту становиться все равно придется. Поплакав, женщины принимались за стряпню, чтобы в свой именинный день ублажить домочадцев-мужчин именинными пирогами и кренделями.

Храмы в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

В честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии освящен придел собора Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве. Смоленский собор был возведен в 1524-1525 гг. По другим данным, собор был отстроен в камне между 1533 и 1551 гг. В соборе пребывает чтимая Смоленская икона Пресвятой Богородицы (список середины XV века). Новодевичий монастырь находится в совместном ведении РПЦ и ГИМ.


Собор Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве

Русская Древлеправославная Церковь в 2015 году начала строительство в селе Моты Шелеховского района Иркутской области. Пока здесь огорожен участок, установлен деревянный крест и размещена небольшая сторожка. Храм предполагается изготовить из дерева.


Место будущего храма РДЦ во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любви в с. Моты Иркутской области

Душеполезное поучение

Вера, Надежда и Любовь - три тезоименитые начальные добродетели, на которых созидается духовное стремление к совершенству и спасению души.

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; вся покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1-е Коринфянам, 13, 1-13).

30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.

В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.

Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.

Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.

Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!

Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.

Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:

Дни Ангела для Веры:

Дни Ангела для Надежды:

День Ангела для Любови:

Дни Ангела для Софии:

28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.

Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.

С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.

В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.

Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.

В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.

После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.

С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.

К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.

Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии

Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Кондак мучениц

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София пострадали в Риме при императоре Адриане († ок. 120 или ок. 137). Знатная вдова София воспитала в благочестии, вере и любви к Богу трех дочерей, которым дала имена, соответствующие трем христианским добродетелям. Отроковицы отличались необычайной красотой и благоразумием. Узнав, что они христианки, правитель италийской области Антиох доложил о них императору. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.

Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, который, обещая различные почести, склонял их принести жертву Артемиде. Но девочки отвергли предложения императора и повторно твердо исповедали веру во Христа.

Вере на тот момент было 12 лет, Надежде – 10, Любови – 9 лет. На глазах матери их по очереди подвергали пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом София призывала их быть стойкими и не бояться мук.

София погребла тела дочерей недалеко от города и пребывала на их могиле в непрестанной молитве, а на третий день скончалась. Она также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем. По одной из версий жития, принадлежащей медиоланскому пресвитерау Иоанну (VIII в.), эти святые происходили из Медиолана (современный Милан) и София приняла мученическую кончину вскоре после казни дочерей в 18 милях от Рима.

Почитание мучениц широко распространилось как на Западе, так и на Востоке. Их житие, возникшее в VII–VIII вв., известно в латинской, греческой, сирийской, армянской и грузинской версиях. На Руси получил распространение греческий вариант жития.

Любовь верующих к святым мученицам неудивительна. Три девочки-отроковицы и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Тропарь мцц. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Тоpжествует Цеpковь пеpвоpодных, и свеселится пpиемля матеpь о чадех веселящуюся, яже яко

мудpости тезоименитая тpойственным богословским добpодетелем pавночисленныя поpоди. Тыя с

мудpыми девами зpит уневестившияся Жениху Богу Слову, с нею и мы духовне в памяти их

свеселимся, глаголюще: Тpоицы побоpницы, Веpо, Любве и Надеждо, в веpе, любви и надежде

утвеpждайте нас.

Кондак мцц. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Софии честныя священнейшия ветви, Вера и Надежда и Любовь, показавшеся, мудрость обуиша

еллинскую благодатию, и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех

Владыки Христа увязошася.

Кто не знает этого сочетания имен: Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья? Перед глазами рисуется образ матери, которая проводила своих дочерей на смерть, а после скончалась на их могиле. Эта история внешне поражает своим трагизмом. Но с точки зрения внутренних переживаний - это пример христианского жизненного подвига.

День памяти четырех христианских святых – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается 17 сентября по старому стилю, 30 сентября по-новому.

Жили они во втором веке нашей эры, в столице Римской империи. В те времена, когда церковь Христова только робко поднималась над языческим миром и часто терпела притеснения, поругания, ненависть правящих и черни.
Жила София в честном супружестве, и родилось у неё три дочери. Назвала женщина их согласно христианским добродетелям. Старшую – Пистис, что в переводе с греческого на русский значит – Вера. Среднюю дочь назвала Элпис – Надежда. Младшая была самой долгожданной и поэтому получила имя Агапе – Любовь. При этом надо отметить, что имя София – тоже говорящее. Оно переводится как премудрость.

Вскоре после рождения последнего ребенка София овдовела. Оставшись одна, благочестивая мать все свои силы направила на воспитание детей. Они все жили благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею. Дочерей же своих София старалась приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.
В то время правил император Цезарь Траян Адриан Август, который был поклонником языческих Богов. И для христиан это были страшные времена. Каждый, кто уверовал в Спасителя, понимал, что в любой момент он мог быть схвачен и лишиться не только имущества, но и жизни за свою веру.

В православии император Адриан известен как палач, приказавший публично пытать и казнить трёх маленьких сестёр – Веру, Надежду и Любовь. Что привело к этой трагедии?
Ранние христиане заботились, чтобы их дети были достойны Царства Божия. И как только обнаруживалось в младенцах сознание, они внушали им веру в Бога. Старались запечатлеть в детских умах живое познание Христа, чтобы укоренить в них христианское благочестие. Имя Спасителя, принявшего мученическую смерть на кресте ради искупления грехов людских, дети впитывали с молоком матери.

По мере того как дочери Софии росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, дочери преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.
Однажды некий правитель области Антиох узнал, что вдова София и её дочери – христианки. Что они открыто пред всеми прославляли Христа Господа, при этом гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

Антиох известил об этом римского императора Адриана, и тот приказал привести мать и её детей к нему на суд. Он предвкушал легкую победу – ведь перед ним должны были предстать беззащитная мать и три маленькие девочки. Старшей сестре, Вере, было двенадцать лет, Надежде всего десять, а Любови только исполнилось девять лет.
Их ввели во дворец, и они предстали пред императором. Увидев Адриана, София и её дочери воздали ему подобающие почести, но стояли пред ним без всякой боязни. Они смотрели на всех веселым взором, как будто бы были призваны на пир, но не на суд.

Видя их бесстрашие, император стал спрашивать, какого они рода, как их зовут и какова их вера. Будучи премудрою, мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы, дивились такому разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София начала говорить о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может, но Имени Коего должен поклоняться всякий род. Она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, не убоявшись, прославляла Его Имя.
- Я христианка, - говорила София, - вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.

При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха - Сына Божия.
Услышав это, император пообещал щедрые дары и почести, если они отрекутся от веры своей. Но София отвечала твёрдо, что она – раба Христова.
Тогда мать стали убеждать пойти на хитрость. Её просили бросить щепотку ладана к ногам статуи Артемиды. Её лукаво уговаривали, что стоит принести языческой богине всего лишь маленькое жертвоприношение, и она с девочками окажется на свободе!

Но вот так и проверяется истинная вера.
И София решается на смерть – а не на предательство. Мать и её дочери открыто признали, что исповедуют веру во Христа, и не могут уступить даже в малом.

Тогда Адриан, увидав пред собой столь бесстрашную семью, использовал ещё одну попытку сломать у них веру в Бога, приказав вдову с детьми отвести к язычнице по имени ПаллАдия. Этой женщине было поручено убедить мать не жертвовать своими девочками, их будущим, их счастьем. Но, как ни увещевала язычница Софию, вдова и в этот раз не отреклась от веры своей.
Отведенное время она провела в молитве и укреплении детей быть готовыми к мученическому подвигу. В этом обращении к детям соединились материнская любовь, сильный дух и глубокая вера.

“Дети мои дорогие! – говорила она своим дочерям, – вот, настало теперь время подвига нашего ради Иисуса Христа. Не устрашитесь пострадать за Него и лишиться временной жизни ради вечной жизни в Царстве Его! Не бойтесь, если будут истязать ваши тела: Бог исцелит ваши раны и даст вам нетленную красоту… Не прельститесь также, если вам будут обещать богатые дары и всякие почести земные. Все это исчезает, как дым, как пыль разметается ветром и увядает, как трава. Вечны одни только Божии дары. Не бойтесь никакого зла: Бог не отступит от вас, Он Сам обещал верующим в Него, что скорее мать забудет дитя, чем Он забудет Своих людей.
О, дети, вспомните, что я в страданиях родила вас, в трудах воспитала вас, вспомните, как я учила вас любви и страху Божию, и утешьте старость мою твердым исповеданием Христа. Дайте мне радость назваться матерью мучениц Христовых! Тогда возвеличится душа моя, когда увижу детей моих умирающими ради Господа нашего!”

На третий день их снова привели на суд. Там дочери повторно не отреклись от веры Христовой ради обещанных им всевозможных радостей земных. Не убоялись мук.
Император сначала был ласков. Он сказал, что готов стать маленьким девочкам отцом. И сестры будут пользоваться похвалою и почетом в Риме. Но если они откажутся, то причинят себе великое зло: погибнут в то время, когда бы могли жить беспечно и весело.

Но сёстры святые отвечали ему:
- Отец наш - Бог, живущий на небесах. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы желаем называться Его истинными детьми.
Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте девочки обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему.
Он начал принуждать каждую из них к отречению и обратился к старшей сестре Вере:
- Принести жертву великой богине Артемиде.
Но Вера отказалась.
Император разгневался. Ведь он на тот момент был самым могущественным человеком в мире. Размеры его империи простирались до границ известных в те времена земель. Никто не мог ему перечить, идти против воли его. Слово Адриана было законом. Но нашлись те, кто позволил себе надсмехаться над волей императора. Какие-то маленькие девочки.

И Адриан осудил сестёр на смерть. Также он потребовал, чтоб мать своими глазами увидела, как будут мучить и убивать её детей.
Первой погибла Вера. Палачи раздели ее до нага и жестоко били. Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, палачи решили отсечь ей голову.

Услыхав сей приговор, святая Вера исполнилась радости и сказала матери своей:
- Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.

А сестрам сказала:
- Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились. Вы знаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и вечно должны служить Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять одинаковую кончину. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли обе за мною к Господу.

Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. Она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отступила от своей веры.
И сказала она Вере:
- Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе.

Святой Вере отсекли голову, и отошла её душа к Богу. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.
И тут настала очередь средней сестры..

Император сказал Надежде:
- Любезное дитя! Поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжкую смерть, неужели и ты захочешь так же страдать?

Святая Надежда отвечала:
- Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Я не только не боюсь муки, но желаю ее как сладости райской. Так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов.

Услыхав такой дерзкий ответ, Адриан предал девочку на мучение.
Он приказал наполнить котел смолою и маслом, - поджечь его и бросить в него святую. Но когда хотели бросить святую в кипящий котел, он немедленно как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили всех окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставляла святую Надежду.

Осмеянный малою отроковицею, Адриан испытал великий стыд . Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом.
Когда настал черед Любови, император и здесь старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Христа и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви?

В Писании сказано: «крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее»
Палачи думали устрашить девочку видом казни, ведь для неё они приготовили раскаленную печь.

Адриан говорил святой:
- Девица! скажи хоть только, что велика богиня Артемида, и я отпущу тебя,
Но младшая самая маленькая сестра не показала страха и отвечала:
- Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!
Она сама вошла в пылающее горнило. Вот только огонь не опалил ее тела, и тогда Адриан приказал умертвить Любовь мечами.
Мать ее святая София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и говорила ей:
- Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. Ты идешь добрым путем и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог. Помяните с сёстрами и меня, мать вашу, чтобы Господь оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.
И тотчас святая Любовь была усечена мечом.

Увидев, как три маленькие девочки приняли мученическую смерть, но не отреклись от веры Христовой, император Адриан помиловал Софию. Он посчитал, что скорая смерть для неё будет облегчением. Он думал, что утрата самого дорогого, что есть у матери, сведет её с ума, и дальнейшая жизнь её станет бесконечной пыткой.
София вывезла тела дочерей на колеснице за город и там похоронила. Три дня она провела у их могилы в непрестанной молитве, а потом уснула сном смерти. Найдя тело матери возле могил, люди похоронили её рядом с возлюбленными её дочерьми.

Таким образом и она не лишилась с ними участия в Царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.
Премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих. Ничто не смогло заставить отступиться от веры юных мучениц. Несомненно, в этом им помогала и укрепляла благодать Божия. Но следует сказать, что верность юных мучениц Христу во многом была предопределена тем христианским воспитанием, которое дала им мать. Её наставления помогли соединить бессмертные души в Царстве Небесном.
Шли века, и слава подвига святых мучениц, ширилась по всему миру.

Интересна история мощей святых мучениц. В восьмом веке по распоряжению папы Римского Павла Первого они из крипты кладбища святого Панкратия в Риме были перенесены в построенную новую церковь святого Сильвестра на Марсовом поле. Часть из них была преподнесена в дар монастырю святой Иулии в итальянском городе Брешия.
В 777 году мощи были перенесены в женский монастырь в эшо под Страсбургом во Франции, где они привлекали к себе множество паломников. Для приезжающих там была построена большая гостиница, а вокруг аббатства со временем разрослась деревня. Но во время Великой французской революции в конце восемнадцатого века монастырь был разорен. Правда, есть сведения, что, желая укрыть мощи мучениц от поругания, монахини спрятали их на монастырском кладбище, где они до сих пор пребывают сокрытыми в неизвестном месте.

В настоящее время в храме святого Трофима находится историческая рака с частицей мощей святой мученицы Софии.

В византийском искусстве Вера, Надежда и Любовь изображались молодыми, их мать София – немного старше. Возраст дочерей Софии не подчеркивался, а на момент казни девочкам, как мы знаем, было 12, 10 и 9 лет. Этот принцип нарушался лишь иногда в сценах мученичества.
На иконах святые облачены в хитоны, головы их покрыты мафориями, одеяния могли быть также богато украшены, а на головы святых мучениц накинуты белые узорчатые платы.
Именины четырех христианских святых – Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечаются 17 сентября по старому стилю, 30 сентября по-новому. Издревле этот день считается главным женским праздником на Руси.

В этот праздник принято поздравлять не только женщин, девушек и девочек с именами Вера, Надя, Люба и Соня. Но и вообще всех православных женщин, прославляя главные женские добродетели - мудрость, веру, надежду и христианскую любовь. А также сострадание, доброту и милосердие.
В этот день посещали церковь, молились у иконы трех великомучениц, прося о здоровье и любви. Праздновали в кругу самых близких людей. Играли с детьми, баловАли их сладостями. А также рассказывали им о подвиге святых мучениц.
Молитвы перед Верой, Надеждой, Любовью и матерью их Софиею помогают в строительстве семьи, в семейном счастье. Святой семье часто молятся о рождении ребенка, а также о здоровье детей. Молитвы святым мученицам избавляют от женских болезней и болей суставов. Икона поможет оградить ваших родных от искушений, направит на правильный путь, в ваш дом она поможет вернуть спокойствие и радость.

Житие святых великомучениц приучает нас к мысли о самопожертвовании в критические минуты жизни, а символизм святых имен прямо указывает, что если в нашем сердце умрет вера, то следом за ней погибнут надежда, любовь и мудрость.
Подвиг святой Софии велик. Как можно измерить всю боль сердечную матери, естественно преисполненной жалости к своим детям, при видении страданий и смерти всех ее детей… Она неизмерима.

Между тем, и она уступает беспредельной глубине чувства любви ко Христу, когда сердце познало Его, и предалось Ему. И наполнилось Его присутствием, управляющим с тех пор всеми его движениями, внушающим ему всякое благое разумение и укрепляющим сердце непреодолимою твердостью.
В этой-то истинной любви к Богу-Христу-Духу Святому и объяснение святого подвига, чудной красоты, и высоты, и силы душевной. Подвига совершенного немощными существами, в немощи которых и могла совершиться сила Божия, потому что они возлюбили Его.

Православные христиане возносят молитвы о трех добродетелях, выбранных для наречения дочерей Софии. Это просьбы об укреплении веры, даровании надежды и любви.

«О святыя и достохвальнии мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте, нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его ради. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

К этим святым обращаются с просьбами о прощении грехов, помощи в сложных жизненных ситуациях.

«Вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и, купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Господа Бога, да сохранит под покровом Своим Церковь Свою Святую. Такожде и о всех нас вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа Бога, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья считаются покровителями семьи и брака. Икону с их изображением особенно чтут замужние женщины, которые хотят сохранить мир и спокойствие в семье. Считается, что святые девы избавляют от ссор и скандалов, приносят в семьи мир и согласие.

К ним обращаются с просьбами о благополучии родственников, счастливом замужестве, рождении детей и их здоровье. Также этих святых просят о легких родах, избавлении от женских заболеваний, болезней рук и суставов.

«О святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и мудрая мати Софие! К вам ныне со усердною молитвою притекаем. Умолите убо Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, раб Своих (имена), и сохранит, и Того славу, яко солнце незаходимое, зрети да сподобит. Споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных, и щедрот Своих да сподобит нас Христос Бог, Ему же славу возсылаем, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков».