К кардинальный ч столюбивый загран ждать симпатичный. Зачетная работа по русскому языку

Упражнение 1 .

Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы - скр...петь перьями; раск...лить железо - раск...лоть полено; не об...жать слабых - об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

Упражнение 2 .

Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом

Упражнение 3 .

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о - а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

Упражнение 5.

Вставьте непроверяемые безударные гласные.

В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.

Упражнение 6.

Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Образец: Альманах - сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Упражнение 7.

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 9.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

2. В каком ряду во всех словах пропущено И?

1) проб..раться, соед..нение, от..гощать

2) забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

3) прив..легированный, пост..лать,изв..нился

4) прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

3. В каком ряду во всех словах пишется буква О?

1) обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

2) з..ря, г..лантерея, пок..яние

3) выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп

4) укр..щать, предл..жение, зап..нки

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) б..режливый, выб..рем, выб..раем

2) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять

4) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

5.

1) несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

2) к..сающийся, изл..жение, п..стух

3) выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

4) медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

6.

1) благосл..вить, сокр..щать, р..скошный

2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3) безотл..гательный, отр..сль, ди..гональ

4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама

7. В каком ряду во всех словах пропущенабезударная проверяемая гласная корня?

1) прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение

2) ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

3) ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4) обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание

8.

1) ст..рательно, прик..снуться, кв..танция

2) эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать

3) пре..бладать, п..чать, тор..пясь

4) осл..жненный, м..лькают, м..тодика

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) выцв..сти, л..тучий, обж..гание

2) в..ршина, подд..ржать, сож..лея

3) нар..стание, загр..мождать, обн..женный

4) дел..гат, перег..реть, об..зательныйй

10. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1) пригл..шать, уг..сать, выр..сти

2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3) д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4) препод..вать, пол..гается, упр..щать

11. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

1) с..мейный, ч..ловечество, оз..рять

2) м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться

3) возвр..щение, согр..вать, л..рический

4) гл..внейший, преод..ление, д..намичный

12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) умн..жать, напр..вление, фин..нсист

2) р..альный, ск..зание, м..тинговать

3) м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться

4) мин..ральный, зап..саться, повт..рение

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) нагр..вать, стр..мление, подж..гатель

2) под..рить, хв..стун, просл..вляя

3) переб..решь, к..варный, ст..рона

4) об..яние, прик..снуться, л..скающий

14. В каком ряду во всех словахпропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) в..зти, к..пучий, взр..стить

2) выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3) ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

4) пр..зидиум, пож..мать, см..гченный

1. Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь (ССП; и - соединительный союз). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (простое предложение; и - соединительный союз, связывает однородные сказуемые и дополнения). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое , но пришлось выпить (ССП; но - противительный союз). 4. Барсук пытался уплыть , но был водворен на пятачок земли возле пня (простое предложение; но - противительный союз; связывает однородные сказуемые). 5. Умер от болезни отец , а мать после него от горя умерла (ССП; а - противительный союз). 6. Я тогда не здесь , а у бабушки жил (простое предложение; а - противительный союз; связывает однородные обстоятельства места). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (простое предложение; и - соединительный союз, связывает однородные сказуемые). 8. Прошло несколько лет , и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места (ССП; и - соединительный союз). 9. Парнишка упал , однако не был убит (простое предложение; однако - противительный союз; связывает однородные сказуемые). 10. Канонада стала слабее , однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (ССП; однако - противительный союз). 11. Пусть он перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь отсюда (ССП; или - разделительный союз). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (простое предложение; иль - разделительный союз; связывает однородные именные части сказуемого).

Упражнение 47

1. Страшно выли провода на столбах, да громыхали от ветра вывески (ССП; да - соединительный союз). 2. Прошло полгода , и книга «Трагедия Согдианы» вышла в свет (ССП; и - соединительный союз). 3. Я напишу Ивану Ивановичу - и завтра же всё отменится (ССП; и - соединительный союз; тире подчеркивает неожиданный и резкий результат). 4. Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам, и от этого у него прошла хандра , зато она слишком резко уступила место нетерпению, составлявшему самую сильную черту характера герцога (ССП; и - соединительный союз; зато - противительный союз). 5. Словом, картина была самая мирная , а между тем в двух шагах отсюда был базар , и притом базар очень завозной и дешёвый (ССП; а - противительный союз; и - соединительный союз; словом - вводное слово). 6. В начале тридцатых годов Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра, и молодые переехали в Москву (ССП; и - соединительный союз). 7. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом и не ставится, так как части имеют общий член предложения - у Ивана Ивановича ). 8. Это все ожидали , однако настроение было испорчено (ССП; однако - противительный союз). 9. Мы с сестрой плакали , мать также плакала (ССП; также - соединительный союз). 10. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общие члены - у всех , по направлению к письму ). 11. Не только не видно нигде следов роскоши, но и самые комнаты были пусты (ССП; не только... но и - соединительный союз). 12. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (ССП; и - соединительный союз; запятая не ставится, так как части имеют общий член - у Евсеича ). 13. Иль чума меня подцепит , иль мороз окостенит , иль шлагбаум в лоб мне влепит непроворный инвалид (ССП; иль... иль... иль - повторяющийся разделительный союз). 14. Степан Степанович не то не доволен чем-то, не то он чем-то обижен (ССП; не то... не то - повторяющийся разделительный союз). 15. Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (ССП; и Кати ). 16. Она обещала зайти ещё раз и стала приходить всё чаще, но адреса она им не дала , да у неё и не было настоящего адреса (ССП; но - противительный союз; да и - соединительный союз). 17. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - в сенях ). 18. Это была слава , но всё это было опасно , утомительно , а для него самого, по его мнению, это было не нужно и вредно (ССП; но - противительный союз; а - противительный союз; по его мнению - вводное слово). 19. Тут так же, как и в зале , окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - тут ). 20. Отец не хотел его брать с собой, да Надежда Осиповна навязывала (ССП; да - противительный союз). 21. Доктор Браун явно не в духе и даже не слишком любезен , однако он замечательный человек (ССП; однако - противительный союз). 22. Он бы , конечно, возмутился , однако на его возмущение никто бы не откликнулся (ССП; однако - противительный союз). 23. Крылья у гуся была растопырены и клюв раскрыт (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - у гуся ). 24. У Гаврилы смешно надулись щёки ... и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - у Гаврилы ). 25. Река давно замёрзла , а снега всё не было , и люди замучились без дороги (ССП; а - противительный союз; и - соединительный союз). 26. У него осунулось лицо и отяжелели веки , опустившись на выпуклые глаза , полузакрывая их (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - у него ). 27. Сын «бывшего» Пушкина рассказывал басню для смеха, Сергей же Львович , более хладный и жестокий , негодовал (ССП; же - частица в значении противительного союза). 28. Ни она никого не тронет , ни её никто не тронет (ССП; ни... ни - повторяющийся соединительный союз). 29. Небо ли такое белое или солью выцвела вода ? (ССП; или - разделительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как он связывает вопросительные предложения). 30. Ни минуты времени не терялось даром, ни малейшей неисправности не случалось у поселянина (ССП; ни... ни - повторяющийся соединительный союз). 31. На воде, гладкой , как зеркало, изредка ходили круги , да вздрагивали речные лилии , потревоженные весёлой рыбой (ССП; да - соединительный союз). 32. И перья страуса склонённые в моём качаются мозгу, и очи синие , бездонные цветут на дальнем берегу (ССП; и... и - повторяющийся соединительный союз). 33. То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок ; то выронит она платок... (ССП; то... то - повторяющийся разделительный союз; точка с запятой ставится для того, чтобы противопоставить простые предложения с союзом то... то однородным сказуемым впервой части, связанным таким же союзом и разделённым запятой). 34. Искусство - ноша на плечах, зато как мы , поэты , ценим жизнь в мимолётных мелочах! (ССП; зато - противительный союз). 35. Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже , по-видимому, был симпатичен ей (ССП; тоже - соединительный союз; по-видимому - вводное слово). 36. Скоро весь сад , согретый солнцем , обласканный , ожил , и капли росы, как алмазы , засверкали на листьях; и старый , давно запущенный сад в это утро казался таким молодым , нарядным (ССП; и - соединительный союз; между вторым простым и третьим простым предложениями ставится точка с запятой, так как всё сложносочинённое предложение по смыслу разбивается на два блока. Межу ними можно поставить точку). 37. Я спешу туда ж - а там уже весь город (ССП; а - противительный союз; тире ставится потому, что вторая часть (неполное предложение - с опущенным сказуемым собрался содержит неожиданный результат). 38. Аккорд - и песня бросается вниз головой , в тишину (ССП; и - соединительный союз; тире ставится потому, что первая часть - назывное предложение, а вторая часть содержит неожиданный результат). 39. Вздох всего - и в грудь вольется столько сил ! (ССП; и - соединительный союз; тире ставится потому, что первая часть - назывное предложение, а вторая часть содержит неожиданный результат). 40. Уйдёшь ты - и станет темно (ССП; и - соединительный союз; тире ставится потому, что вторая часть содержит неожиданный результат).

Упражнение 48

А) 1. Мороз пробежал по всему телу при мысли , в чьих руках я находился (прид. определительное; чьих - союз. сл.) * . 2. Я ведь прекрасно знаю , чьи это шутки (прид. дополнительное; чьи - союз. сл.). 3. Я тот , чей взор надежду губит (прид. сказуемное; чей - союз. сл.). 4. Чей бы ты ни был - заходи (прид. подлежащное; чей - союз. сл.; постановка тире вместо запятой факультативна).

Б) 1. Разве не понимаешь ты , кто я такая ? (прид. дополнительное; кто - союз. сл.). 2. Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек (прид. определительное; для кого - союз. сл.; та - указ. сл.). 3. Мы , кто случился дома, выскочили из своих комнат (прид. подлежащное; кто - союз. сл.). 4. Это не обещало благополучия ни пешему, ни конному, кто бы ни подвернулся (прид. уступительное; кто ни ).

В) 1. Он не дозволит себе того , что могло бы бросить тень на его поведение (прид. дополнительное; что - союз. сл.; того - указ. сл.). 2. Что бы вы ни говорили , я не поверю в его виновность (прид. уступительное; что - союз. сл., в сочетании с частицей ни ). 3. Возбуждение Фермора достигло такой степени , что судорога перехватила ему горло (прид. образ действия и степени; что - союз; такой - указ. сл.). 4. В котлетах , что подавали за завтраком , было очень много луку (прид. определительное; что которые ). 5. Главным в их встрече было то , что оба не смогли сказать друг другу (прид. подлежащное; что - союз. сл.). 6. Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчание и почувствовал , что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (прид. дополнительное; что - союз). 7. Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист, вероятно, оттого , что я свистел недостаточно естественно (прид. причины; что - союз; оттого - указ. сл.). 8. Борис ещё поморщился немного, что пьяница пред чаркою вина (прид. сравнительное; придаточное неполное - опущено сказуемое; что - союз, его можно заменить другим сравнительным союзом - словно, будто, как ).

Г) 1. И он не знает , чем излить свою досаду (прид. дополнительное; чем - союз. сл.). 2.Я тот , чем был , чем есть , чем буду (прид. сказуемные; чем - союз. сл.). 3. Аврора приехала несколько раньше , чем обещала (прид. сравнительное; чем - союз). 4. Чем ночь темней , тем ярче звёзды (прид. сравнительное; чем... тем - двойной союз). 5. Чем ушибся , тем и лечись (прид. дополнительное; чем - союз. сл.; тем - указ. сл.).

Д) 1. За разговором мы не расслышали , как снова ударил колокол (прид. дополнительное; как что ). 2. В эти минуты бойцы уже знали , как можно пробраться к берегу (прид. дополнительное; как - союз. сл.). 3. Часто, как усядемся у лампы , разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (прид. времени; как - союз, его можно заменить союзом когда ). 4. Но всё было не совсем так , как я думал (прид. образа действия и степени; как - союз. сл.; не так - указ. сл.). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости, как чувствует усталость тело после трудового дня (прид. сравн.; как - союз). 6. Найдёшь дело, как захочешь (прид. условия; как - союз, его можно заменить союзом если ). 7. Как я ни упирался , я должен был с ним рядом сидеть (прид. уступки; как - союз. сл., в сочетании с частицей ни ).

Е) 1. Брянчиков поехал в Петербург , где пребывание его казалось очень опасным (прид. определительное; где - союз. сл.). 2. Теперь не могу разобрать , где именно стоял этот деревянный дом (прид. дополнительное; где - союз. сл.). 3. Где больная хочет , пусть там и будет (прид. места; где - союз. сл.; там - указ. сл.). 4. Где бы лосось ни жил , нереститься он обязательно придёт в свою реку (прид. уступки; где - союз. сл., в сочетании с частицей ни ).

Ж) 1. Теперь же, когда он прервал своё молчание фразой из Гамлета , Пик обиделся ещё более (прид. времени; когда - союз; теперь - указ. сл.). 2. Вот и подошёл тот момент , когда надо прощаться (прид. определительное; когда - союз. сл., его можно заменить союзным словом в который; тот - указ. сл.). 3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру , заглохла б нива жизни (прид. условия; когда - союз, его можно заменить союзом если ). 4. И когда б я ни открыл глаза , ты [мать] была всегда возле меня (прид. уступки; когда - союз. сл., в сочетании с частицей ни ). 5. Ожидая в приёмной , когда пригласят , он снял свою соломенную, в прошлом шоколадную, а теперь сиреневую шляпу и дал её держать Вите (прид. дополнительное; когда - союз. сл.).

Упражнение 49

1. Меня тянуло поискать , нет ли пропавших денег здесь (прид. дополнительное). 2. Лишь только я удалился от берега , в моей душе зародилось какое-то беспокойство (прид. времени). 3. Они не желают знать о наших проделках, ибо не желают быть о них спрошенными (прид. причины). 4. Он уехал начисто, так что после его отъезда в губернаторском доме не нашли даже некоторых паркетов (прид. следствия). 5. Не увлекайся до безрассудства, дабы не ощущать в себе измены русским обычаям (прид. цели). 6. Люди придумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (прид. цели). 7. Она была до того избалована , что не знала меры своим прихотям (прид. образа действия и степени). 8. По мере того как он приходил в волнение , он начинал пыхтеть , свистать , кричать (прид. времени). 9. У дяди всегда всё выходило так хорошо и выспренно, как будто он Аксакову в газету передовицу писал (прид. сравнительное). 10. Он пошёл легко, словно только из милости касался земли (прид. сравнительное). 11. Перед вечером она оправилась настолько , / 1 что позвала Надю / 2 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное образа действия и степени; придаточное относится к сказуемому оправилась , выраженному глаголом; средства связи: союз что и указательное слово настолько гл. + ук. сл. ], (что - с.)). 12. Это обещание удержало Настёну от поездки в Новосибирск, хоть поначалу она и собралась к мужу (прид. уступки). 13. Но в то время , / 1 к которому относятся мои воспоминания , / 2 в числе современников Трубецкого было несколько таких губернаторов / 1 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное определительное; придаточное относится к обстоятельству времени в то время , выраженному сочетанием существительного с местоимением; средства связи: союзное слово к которому и указательное слово то сущ. + ук. сл. , (к которому - с. сл.), ]). 14. Всё , что можно было сделать , уже сделано (прид. подлежащное). 15. Разумихин был ещё тем замечателен , что никакие неудачи его никогда не смущали (прид. дополнительное). 16. Произошло то , что обычно бывает с ребенком (прид. подлежащное). 17. В общей суматохе все мечутся и принимают за важнейшее то , что вовсе и не важно (прид. дополнительное). 18. Из всех моих сверстников ни один не переживал таких страшных ощущений , какими я мог похвастаться (прид. определительное). 19. Неужели он опять будет таким , каким был когда-то? (прид. сказуемное). 20. Не до такой степени я глуп , чтобы не разобраться в этом (прид. образа действия и степени). 21. Из конца коридора, с той стороны , где был просторный ротмистрский номер , послышалось несколько голосов (прид. определительное). 22. Бедняжке всё мерещился Август Матвеич и как раз такой , какой он был на самом деле (прид. сказуемное). 23. Каждый , / 1 кто называл Селивана «пугалом», / 2 сам был для него «пугалом » / 1 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное подлежащное; придаточное относится к подлежащему каждый , выраженному местоимением; средства связи: союзное слово кто ; придаточное стоит в середине главного предложения; схема: [мест , (кто - с. сл.), ]). 24. До сих пор меня нельзя было считать бездарностью по той причине , что я совсем не умел работать (прид. причины). 25. В её чёрных глазах было такое стремительное выражение , будто она летела (прид. сравнительное). 26. Что есть тайна , то и должно остаться тайною (прид. подлежащное). 27. Как начнёт рассказывать , так животики надорвешь от смеха (прид. времени). 28. Бабушка мне чрезвычайно обрадовалась , оттого что она меня никак не ожидала (прид. причины). 29. Благодаря тому , что лето было жаркое и сухое , понадобилось поливать каждое дерево (прид. причины). 30. Кадеты решили бросить военную карьеру, несмотря на то , что она могла им очень «улыбнуться » (прид. уступки). 31. И, царевна! Девица плачет , что роса падёт (прид. сравнительное). 32. А у тебя, сосед, знать, черствая природа , что на тебе слезинки не видать ? (прид. условия). 33. Я подглядел , как Лёшка тайком от мамы сушил на печи хлеб (прид. дополнительное). 34. Бабушка охватила внучков руками, как наседка покрывает цыплят крыльями (прид. сравнительное). 35. По мере того как танцевальный вечер подходил к концу , в столовой становилось шумнее (прид. времени). 36. Всякий раз , как мне приходилось нанимать извозчика , я вступал с ним в беседу (прид. времени). 37. Как бы нас с бабкой в покое вовсе оставили , так лучше бы было (прид. условия). 38. Я говорила хозяйке, чтобы она послала за полицией (прид. дополнительное). 39. Этой пенсии было довольно для того , чтобы жить с дочерью в своём городке безбедно (прид. цели). 40. Я отнюдь не говорил того , будто вы не подходите для этой службы (прид. дополнительное). 41. Ему сделали замечание , / 1 что так служить нельзя / 2 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное дополнительное; придаточное относится к части сказуемого замечание , выраженной именем существительным; средства связи: союз что ; придаточное стоит после главного предложения; схема: [сущ. ], (что - с.).). 42. Сколько я ни прислушивался , я не мог различить ни одного звука (прид. уступки). 43. Она так и не узнала , почему её так и не отдали в гимназию тогда (прид. дополнительное). 44. Но, вероятно, потому , / 1 что мягкий характер Марьи Ивановны был противоположен её характеру, / 2 она очень привязалась к Марье Ивановне / 1 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное причины; придаточное относится ко всему главному предложению; средства связи: союз что и указательное слово потому ; придаточное стоит в середине главного предложения; схема: [ук. сл. , (что - с.), ].). 45. Один из них ждал , когда же начнётся этот откровенный разговор (прид. дополнительное). 46. На другой день мать сказала ей, что нужно делать в таких случаях (прид. дополнительное).

Вариант 8. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Наша планета Земля уникальна, и прежде всего потому, что на ней есть жизнь, следы которой были обнаружены в горных породах возрастом свыше миллиарда лет. (2) более миллиарда лет назад на планете уже существовала жизнь, имелись атмосфера и гидросфера. (3)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс, - хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней, в отличие от других планет земной группы, есть жизнь, которая возникла свыше миллиарда лет назад.

2) Следы первых живых организмов, обнаруженные в горных породах, свидетельствуют о том, что жизнь на планетах земной группы зародилась более миллиарда лет назад.

3) Наряду с Землёй к планетам земной группы относят ещё три планеты Солнечной системы: Меркурий, Венеру и Марс, - так как они наиболее благоприятны для возникновения жизни, чем похожи на Землю.

4) Несмотря на общее сходство с Меркурием, Венерой и Марсом, Земля отличается от них наличием гидросферы, которая возникла более миллиарда лет назад.

5) Планета Земля уникальна в первую очередь потому, что на ней уже более миллиарда лет существует жизнь, которой нет на других планетах земной группы.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Неслучайно

Иными словами,

Во-первых,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОРОДА, -ы; ж.

1) Разновидность хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-н. признаками от животных того же вида. Скот молочной, мясной породы. П. собак. Породы рыб. Новые породы цветных норок.

2) Род или вид деревьев, древесных растений. Древесные породы. Хвойные, лиственные породы.

3) перен. Разряд, тип людей, отличающихся от других своим внутренним складом, характером, обликом. Человек особой породы. Из породы оптимистов.

4) перен. Принадлежность к какому-н. роду, сословию (устар.). Из купеческой породы.

5) Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре. Вулканическая п.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

новостЕй

опОшлить

пОртфель

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному

слову пароним. Запишите подобранное слово.

Дедушка никогда не искал для себя материальной ВЫГОДЫ.

ДЕЛЬНОЕ предложение, которое внёс один из участников дискуссии, было всеми поддержано.

Став кинологом, я быстро научился РАЗЛИЧАТЬ одну породу собак от другой.

Начальник отдела лёгкой промышленности в своём докладе перечислил условия, которые могли бы обеспечить НАРАЩИВАНИЕ темпов производства.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ВОСЬМИСОТОМУ году

возьми доску ПОДЛИНЬШЕ

ЛАЗИТ по деревьям

карманы ДЖИНСОВ

нет белоснежных ПРОСТЫНЕЙ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Патриции жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика: за непослушание отец мог наказывать даже взрослых детей вплоть до продажи их в рабство.

2) Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения.

3) Дом, в котором первые годы по приезде в Петербург проживал драматург, находился на набережной Красного канала.

4) Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха.

5) Царь Южного Египта носил белую корону, напоминавшую высокий шлем, тогда как корона царя Северного Египта была красного цвета и имела на задней части возвышение.

6) Одним из художников, применивший пленэрную живопись, был В. Д. Поленов.

7) Согласно Красной книги языков народов России на водском языке в начале 1990-х годов говорили всего несколько человек.

8) Транслятор Лаврова, благодаря простоте входного языка и высокой эффективности компиляции, приобрёл большую популярность.

9) Те, кто оставался у подножия башни, уступы которой поднимались к небу, верил, что жрецы с вершины храма беседуют с богами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..рдинальный загром..ждать обр..мление ч..столюбивый симп..тичный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..подтишка, ра..брос из..явить, зав..южило пр..емлемо, пр..милый

нед..солил, р..ссыпал без..дейный, с..знова

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

ноч..вка развед..вательный испыт..вать изредк… завид..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

самокле..щиеся (этикетки) (люди) мол..т (о помощи) (пчёлы больно) жал..т

дорогосто..щие (препараты) (зёрна) перемел..тся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В лицо дул (НЕ)СТИХАЮЩИЙ ни на минуту ледяной ветер.

Бросив друга в беде, он явно поступил (НЕ)ПО-ТОВАРИЩЕСКИ.

Но горевать (НЕ)ЗАЧЕМ: у вас всё получится. Воды прилива шумели (НЕ)УМОЛКАЯ.

Шутка оказалась ничуть (НЕ)СМЕШНОЙ.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ВСЁ(ТАКИ) любовь, если она настоящая, остаётся в человеке (НА)ВСЕГДА.

(В)НАЧАЛЕ заседания судья объявил, что заявление о пересмотре дела отклонено (В)ВИДУ отсутствия оснований.

Глеб (НА)СТОЛЬКО был ошеломлён услышанным, что ничего не мог сказать и (ОТ)ТОГО молчал.

(ЗА)НЕИМЕНИЕМ времени на посещение Италии Григорий неоднократно прогуливался по ней с помощью произведений классической литературы, а ТАК(ЖЕ) посредством телевизионного «Клуба путешественников».

(ПО)ТОМУ, как отец встретил меня и как посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) переживает.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Входим в стари(1)ый дом: тёмная кухонька, заставле(2)ый склянками подоко(3)ик, краше(4)ый тёмной краской пол, на стенах образа в серебря(5)ом окладе.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега.

2) В окно видно голое дерево да угол дома да лохматую серую собачонку.

3) Луна светила из круглой пушистой дыры в облаке и из-за этого казалась своим собственным отражением в несуществующей проруби.

4) Попробовал подняться самостоятельно да не смог.

5) В Ницце температура зимой и летом не поднималась выше 25 градусов и не опускалась ниже 15 градусов.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Несмотря на слепящую вьюгу и холод (1) девушка шла смело и твёрдо и (2) только подойдя к подъезду княжеского дома (3) как будто несколько смутилась (4) услышав голос (5) отворявшего ей дверь (6) швейцара.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К сожалению (1) эффективных практических мер по уничтожению космического мусора на орбитах на настоящем уровне технического развития человечества не существует, между тем (2) в ряду других рассматривается (3) например (4) проект спутника, который будет искать обломки и испарять их мощным лазерным лучом.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Осенью 1921 года в мастерской художника Г. Б. Якулова (1) Сергей Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан (2) известность (3) которой (4) принесла техника свободного танца.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда в пять утра в ваш единственный выходной вас будит будильник (1) вы хватаете телефон и звоните другу (2) чтобы сказать (3) что у вас дома все заболели (4) и (5) что ни на какую рыбалку вы идти не можете.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым. (2)К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро.

- (3)Видишь ли, в чём дело, Гриша, - сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. - (4)Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5)Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6)Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7)А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8)И к тому же у него две дочери... (9)Настя, знаешь, и Зина... (10)Говорю, как другу... (11)Дай, сделай милость!

(12)Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь. (13)Поручик выругался, но согласился.

(14)В два часа пополудни Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (15)На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

(16) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! - думал учитель, покрякивая. - (17)Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

(18)Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

(19)Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (20)Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (21)Слышался говор и звяканье посуды.

(27)Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (28)Но тут он увидел нечто ужасное. (29)3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (30)Показать ему орден - значило бы вызвать массу самых неприятных вопросов, значило бы осрамиться навеки, обесславиться... (31)Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (32)Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца француза.

(33)Перед Пустяковым поставили тарелку супу. (34)Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

(35)Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (36)Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

(37)Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (38)Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

(39)«Заметил, подлец! - подумал Пустяков. - (40)По роже вижу, что заметил! (41)А он, мерзавец, кляузник. (42)3автра же донесёт директору!»

(43)Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

- (44)Э-з-э... эп... эп... эпредлагаю эвыпить за процветание сидящих здесь дам!

(45)Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы.

- (46)Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! - обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. - (47)3аставьте её выпить!

(48)На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49)Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50)Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51)Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52)Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

- (53)Юлий Августович! - обратился к французу хозяин. - (54)Передайте бутылочку по принадлежности!

(55)Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье! (56)Пустяков увидал на его груди орден. (57)И то был не Станислав, а целая Анна! (58)3начит, и француз сжульничал! (59)Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60)Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61)Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить...

- (62)А-а-а... гм!.. - промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

- (63)Да-с! - сказал Пустяков. - (64)Удивительное дело, Юлий Августович! (65)Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66)Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67)Уди-ви-тель-ное дело!

(68)Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

(69)После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден. (70)На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

(71)«3най я такую штуку, - думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, - я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

(73)Только эта одна мысль и помучивала его. (74)В остальном же он был совершенно счастлив.

(По А. П. Чехову)

21. Какие из перечисленных высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пустяков попросил у друга орден, потому что хотел угодить вкусам купца, в дом которого был приглашён, и покрасоваться перед дочерями Спичкина.

2) Понимая, что поступает дурно, и испытывая угрызения совести, Пустяков долго не решался войти в дом Спичкина и поэтому медленно расплачивался с извозчиком.

3) В гостях Пустяков отказался от еды, так как уже отобедал и был сыт.

4) Когда обман Трамбляна и Пустякова раскрылся, им стало стыдно друг перед другом.

5) Учитель военной прогимназии жалел лишь о том, что не надел ордена более высокого ранга

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 18-19 представлено повествование.

2) В предложениях 31-32 представлено описание.

3) Предложение 36 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 35.

4) В предложениях 51-52 содержится описание.

5) В предложениях 64-67 представлено повествование.

23. Из предложений 1-2 выпишите один фразеологизм.

24. Среди предложений 33-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Язык А. П. Чехова ясный, доступный, понятный любому читателю. Кажущаяся простота, разговорность достигается в рассказе "Орден" за счёт использования таких средств выразительности, как троп - (А)___ ("съели... четвёртое блюдо" в предложении 43, "Станислав" и "Анна" в предложении 57), лексическое средство - (Б)___ ("штучка" в предложении 17, "роже" в предложении 40, "сжульничал" в предложении 58). Остроту чувств героя помогает передать троп - (В)___ ("щемящей тоской и злобствующей досадой" в предложении 35), а эмоциональность речи Пустякова передана благодаря использованию такого синтаксического средства, как (Г)___(предложения 64-67)».

Список терминов:

1) антитеза

2) метонимия

3) эпитеты

4) ряды однородных членов предложения

5) восклицательные предложения

6) парцелляция

7) гипербола

8) разговорная и просторечная лексика

9) книжная лексика

26. Напишите сочинение.

Вариант 8

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

настолькооттого

инымисловами

1234 или любая комбинация
этих цифр

портфель

1234 или любая комбинация
этих цифр

отличать

134 или любая комбинация
этих цифр

подлиннее

123 или любая комбинация
этих цифр

кардинальный

безыдейныйсызнова

завидовать

235 или любая комбинация
этих цифр

перемелются

направилстопы

3437 или 3734

Проблема

Проблема пошлости. (Как может проявляться пошлость в нашей жизни?)

В произведениях Чехова пошлость «многолика». Порой она может проявляться в честолюбии героев, в их желании покрасоваться не своими заслугами.


Итоговый тест 9 класс

1 вариант

Общие сведения о языке


  1. Отметьте правильные утверждения.

    1. В современном языке 33 буквы.

    2. Деепричастия не имеют окончаний.

    3. В каждом слове может быть только один корень.

    4. По цели высказывания предложения бывают восклицательные и вопросительные.

Фонетика



    1. солнце

    2. бульон

  1. В каких словах только звонкие согласные?

    1. берег

    2. здание

    3. лунный

    4. разговор

  1. Какие слова состоят из одной приставки, одного корня, одного суффикса и одного окончания?
1)мировоззрение

2)примечает

3)невинный

4)расчетливый

1) бельчонок

2) березовый

3) набело

4) барабанщик

Лексика


    1. глазное яблоко

    2. время бежит

    3. свежие новости

    4. плодовые деревья

1) гипотенуза

2) ошеломить

3) лингвистика

4) перечень

Морфология

4) тихоня

2) стелить

3) погнаться

4) клеить

1) Вы говорите по-английски?

2) Около дома был сад.

3) Никогда не разговаривайте с неизвестными.

4) Мой друг жил в доме напротив.

Орфография

1) колыш_щийся туман

2) выкач_нный из мяча воздух

3) ск_акать на лошади

4) уборочная к_мпания

1) он уже бре_тся

2) зам_рать

3) панц_рь черепахи

4) ответить в течении_ недели

1) ож_г левой руки

2) ловкий ж_нглер

3) тр_диция

4) сильно огорч_н

14. В каких словах пишется буква Е (Ё)?

1) трущ_бы

3) крыж_вник

4) туш_нка

1) человек бе_ совести

2) и_поведь

3) бе_вкусный

2) упасть навзнич_

3) острич_ся наголо

4) десять задач_

1) гости_ая

2) коло_альный

3) труже_ик

4) а_омпанемент

1) (из) за угла

2) (северо) западный

3) (пол) литра

4) (как) будто

1) буду_щее

2) гигин_ский

3) маринован_ые грибы

4) гране_й стакан

Синтаксис

1) Я покинул город забыть, который никогда не смогу.

2) Ты, кажется меня не слушаешь?

3) Сделал дело – гуляй смело.

4) Луна как бледное пятно.

5) На столе все было в беспорядке – тетради, книги, кассеты с записями.

6) Царь зверей или лев недаром носит свое величественное прозвище.

7) У реки течение было быстрым и вода прозрачной.

8) Волков бояться: в лес не ходить.

9) «Ну, а что ты любишь? – спросил Борис Сергеевич. – Любишь больше всего на свете?»

10) Медленно, спокойно, как бы спрашивая, кто мы и что нам надо, птица наклонила голову и сложила крылья.

Речевые нормы

1) свекла

2) принял

3) каталог

4) щавель

1) На празднование юбилея композитора собралась вся музыкальная аэлита.

2) Глядя в небо, меня всегда удивляют звезды.

3) Вторая серия оказалась более интереснее первой.

4) Космонавты пробыли на орбите около двухсот суток.

5) На уроке химии рассказывали об одном из выдающихся деятелях этой науки.

6) Летом надо пить только пастеризованное молоко.

7) Осторожно! Идет ремонт малярных работ.

8) Образ Пугачева в романе противоречив.

9) Объект будет сдан в две тысячи пятом году.

10) Он негодовал от возмущения.

11) В повести «Метель» повествуется о том, как природа сыграла решающую роль в судьбе героев.

2 вариант

Общие сведения о языке

1. Отметьте правильные утверждения.


  1. В русском языке 10 гласных букв.

  2. Суффикс всегда стоит после корня.

  3. Наречия имеют окончания.

  4. Главная функция языка - быть средством общения.

Фонетика


      1. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

  1. акация

  2. гигантский

  3. майор

  4. мебель

      1. В каких словах только глухие согласные?

  1. вскачь

  2. покой

  3. исчез

  4. стружка
Словообразование и состав слова

      1. В каких словах содержится одна приставка, один корень, один суффикс и одно окончание?
1)проблемный

2)фотосъемка

3)международный

4)издавна

5. Какие слова образованы суффиксальным способом?

1) подоконник

2) учебник

3) возвращаясь

4) докрасна

Лексика

6. Какие из подчеркнутых слов употреблены в переносном значении?


  1. белый голубь

  2. мелкая тема

  3. нудный дождь

  4. город спит
7.Какие слова не имеют синонимов?

1) языкознание

3) список

4) обескуражить

Морфология

8. Какие существительные относятся к женскому роду?

3) шампунь

4) задира

9. Какие глаголы относятся к I спряжению?

1) прийти

3) удержаться

10. В каких предложениях есть наречия?

1) Никто не знал ответа

2) Приготовьте мне кофе по-турецки.

3) Впоследствии он стал хорошим музыкантом.

4) Сегодня мне некогда.

Орфография

11. В каких словах пишется буква А?

1) тяжело дыш_щий

2) дружеская к_мпания

3) ч_столюбивый человек

4) прир_внять величины

12. В каких словах пишется буква И?

1) электроф_кация

2) песс_мист

3) впоследств_е засухи

4) ун_кальный случай

13. В каких словах пишется буква О?

1) п_лисадник

2) мясной буль_н

3) ноч_вка

4) возмущ_нный

14. В каких словах пишется буква Е?

2) ид_ология

3) просв_щение

4) изв_нение

15. В каких словах пишется буква З?

1) и_чезнуть

2) бе_застенчивый

3) _борник

4) огорчаться бе_причины

16. В каких словах пишется мягкий знак?

1) уйти проч_

2) суб_ективный

3) намаж_ хлеб маслом

4) стая туч_

17. В каких словах пишется двойная согласная?

1) и_юминация

2) тетради провере_ы

3) прогре_

4) мирово_рение

18. Каких словах пишутся через дефис?

1) (то) же самое

2) (древне) русский

3) (пол) августа

4) (по) немецки

19. В каких словах пропущена буква?

1) эф_ективный

2) пирож_ное с кремом

3) медная провол_ка

4) квашен_ая капуста

Синтаксис

20. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?

1) Люблю я бешеную младость и тесноту, и блеск, и радость.

2) Лес рубят: щепки летят.

3) Гостю кажется надоело ждать.

4) Ласковое слово что солнышко в ненастье.

5) Если человек попадет в Литву, дорога его обязательно приведет сюда в Тракай.

6) «Мы слыхали, - осторожно начали мы, - у вас тут русалки и ведьмы водятся?»

7) По добычи нефти или черного золота наша страна стоит на одном из первых мест в мире.

8) К вечеру ветер разогнал тучи и дождь стих.

9) Инверсия – одна из самых распространенных стилистических фигур, суть которой в особом расположении слов нарушающем обычный порядок.

10) Мы поднялись на бугор: внизу мелькали белые головы ребятишек и слышались их голоса.

Речевые нормы

21. В каких словах ударение падает на первый слог?

1) звонит

22. В каких предложениях есть речевые ошибки?

1) Проходя под железнодорожным мостом, над моей головой промчался поезд.

2) Особое значение мы уделяем работе над подготовкой к экзаменам.

3) Легкоатлетам оставалось пробежать до финиша еще более триста метров.

4) Поезд прибыл на станцию согласно расписанию.

5) Несколько студентов кафедр факультетов вузов страны стали победителями всероссийского конкурса.

6) Ученик подготовил доклад об одном из ученых-лингвистах.

7) Борьба с ликвидацией преступности идет успешно.

8) В романе «Герой нашего времени» сопоставляют двое героинь: Бэла и княжна Мэри.

9) Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

10) Спускаться с обрыва еще труднее, нежели чем взбираться наверх.

11) Взвесьте, пожалуйста, пять килограммов картошки.

Ключ к тексту

1 вариант

1) 1,2; 2) 4; 3) 2,3,4; 4) 2,3,4; 5) 1,2,4; 6) 1,2,3; 7) 1; 8) 3; 9) 1,2; 10) 1,3,4; 11) 2,3,4; 12) 2,3; 13) 1,2; 14) 2,4; 15) 3,4; 16) 2,3; 17) 2,4; 18) 1,2,3; 19) 2,3; 20) 1,2,5,6,8; 21) 1,2; 22) 1,2,3,5,6,7,8,10,11.

2 вариант

1) 1,4; 2) 3; 3) 1,3; 4) 3; 5) 2,3; 6) 2,3,4; 7) 2; 8) 1; 9) 1,2,4; 10) 2,3,4; 11) 1,4; 12) 1,2,4; 13) 2; 14) 2,3; 15) 2,4; 16) 1,3; 17) 1,3,4; 18) 3,4; 19) 1,3; 20) 1,2,3,5,7,9; 21) 2,3,4; 22) 1,2,3,5,6,7,8,9,10.