Как научить ребенка выговаривать звук "л" в домашних условиях. Причины отсутствия правильного звука у ребенка

Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?

Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.

Выполняем логопедические упражнения

В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Задания на развитие речевого дыхания;
  • Упражнения по автоматизации произношения звуков.

Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.

Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.

Упражнения по установке правильного произношения «Л»

Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.

«Пароходик»

Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».

Выполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.

Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.

«Индюшонок»

Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка, используя следующее упражнение:

Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.

Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.

Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».

Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.

«Как едет лошадка?»

Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».

Шаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).

Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.

Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.

Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.

«Ветерок»

Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

Возможные искажения в произношении звука «Л» у детей

Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.

В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».

В случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».

Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и .

Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.

Отрабатываем произношение «Л» в слогах:

Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;

Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.

Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:

Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:

ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.

Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:

Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.

Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.

Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.

Две буквы «Л» в одном слове:

лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.

Стечение «Л» и другого согласного звука:

Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.

Учим стихи и скороговорки:

Ой, на речке, на Волжанке

Соловей плывёт на палке

Сел на доску тонкую,

Завёл он песню звонкую.

Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».

Петя мал, взял мяту смял

Увидела мать, не велела мяту мять.

Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей

  1. Комплект для игровых самостоятельных занятий дома «Чемодан логопеда» Постановка звука «Л», «Р». Для детей от 4-7 лет.
    В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки [Р], [Р’]»; развивающее лото «Учим звуки [Л], [Л’]». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов. Можно отдельно приобрети только развивающее лото «Учим звуки Л».
  2. Набор из 500 карточек + методические рекомендации, - предназначен для закрепления и автоматизации навыков «чистого» звукопроизношения, и для развития фонематического слуха. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
  3. Очередной замечательный набор от «Умница» - «Говорим с пеленок». Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки \ говорилки \ повторялки; карточки-бормоталки \ подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.

Произношение «Л» и возраст ребёнка

Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Урок по дифференциации звука «Л», упражнения логопеда:

Грамотная, красивая речь без дефектов это залог социализации и успешного развития. При общении все обращают внимание на то, как говорит человек. Если речь красивая и «льется как ручей», такого человека слушать приятно. В детском возрасте необходимо правильно постановить речь ребенка. Основные проблемы и трудности — это согласные «л» и «р».

Произношение «л» кажется взрослому простым, однако поставить его получается в некоторых случаях только к годам 6. Данная статья поможет вам следовать правилам, когда требуется постановка твердого и мягкого звука «л» у ребенка.

Дошкольный возраст — это важный период для каждого. До этого момента малыши учатся ходить, говорить, понимать окружающий мир и самого себя. Некоторые согласные сложны для произношения, они формируются со временем. Хуже, когда родители не обращают внимание на дефекты речи у ребенка. В зрелом возрасте их уже очень сложно устранить, поэтому во всех детских садах с малышами в группе и индивидуально работают логопеды.

Самыми распространенными сложно произносимыми согласными являются «л» и «р». Конечно, с моментом взросления проблемы могут пройти без посторонней помощи, а иногда и нет. Работа логопедов и заключается в том, чтобы помочь поставить правильное произношение у дошкольника. Звук «л» бывает как мягким, так и твердым. Иногда малыш не может произнести какой-либо один вид, но чаще проблемы произношения «л» у детей возникает в обоих случаях.

Неправильное произношение звуков

Каждый период характеризуется появлением новых звуков. К трем годам малыши должны произносить уже все буквы кроме трудных шипящих и «р», производного от него «рь». В этом возрасте у детей появляется повышенная речевая активность.

К пяти-шести годам малыш должен произносить все звуки и выражать свои мысли не простыми предложениями, а использовать сложные обороты. Этот возраст относится к периоду взросления и перехода к школьному возрасту. Если ребенок испытывает трудности с произношением, то следует обратиться за помощью к врачу либо усиленно заниматься дома.

Самые распространенные звуковые ошибки:

  • шипящие заменяются звуком «сь», «зь», (сорох –шорох, сенок-щенок, ез-еж);
  • р заменяются на «л», «ль» (работа-лабота, руль-луль, рабость-ладость).

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

  • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
  • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
  • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
  • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

  • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
  • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
  • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
  • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
  • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

Причины неправильного произношения «л»

Неправильное произношение Л происходит по определенным причинам. К категории таких причин относят:

  • дошкольник, в силу своего маленького возраста, еще не может произносить этот звук. Этот дефект естествен до 4 лет. В возрасте 4-5 лет, малыш уже должен знать, как научиться выговаривать букву «л», а к 6 годам должен различать в словах твердый и мягкий «л»;
  • слабые мышцы языка и нижней губы. Язык выполняет основную функцию в произведении речи. Если у ребенка есть проблемы со слабыми мышцами языка, тогда вместо «л» будет слышаться «в»;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи. Такой эффект характерен, когда малыш произносит «л», и в этот момент ставит язык между зубами. К такому варианту относится и двугубное произношение, когда язык прилегает к нижней челюсти и мешает правильному произношению звуков.

Такие причины чаще связаны не с какими-либо дефектами в развитии. Проблема происходит из-за неправильного положения языка, либо неправильного распределения выпускаемого воздуха.
Если у дошкольника существуют трудности с произношением звука «л», это легко исправить. Потребуется время для его постановки. Обычно 15-20 минут в день в домашних условиях, и через некоторое время ребенок добьется успеха. Если спустя длительный промежуток времени усилия прошли даром, надо обратиться к логопеду. .

Формирование правильного произношения звуков

Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.

  1. Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
  2. Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
  3. Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
  4. Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
  5. Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.

Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.

Как постановить звук «л»

Самое первое, с чего следует начинать работу это рассказать и показать ученику правильность произношения звука, и как при этом ведут себя язык и губы. Для этого существует много бесплатных фото и видеоматериалов в открытом доступе онлайн. Разработано множество методических работ о том, как научить ребенка говорить букву «л». Чтобы поставить «л», необходимо работать над дыханием и артикуляцией.

Дома вы сами сможете объяснить, как правильно произносить тот или иной звук. Просто подумайте, каким образом это делаете вы, а потом покажите. Дети всегда лучше усваивают материал на примере других. Просто покажите принцип, пусть малыш повторяет за вами.

Проблема постановки речи у детей это обычное дело. Уроки помогут ребенку развить слуховое восприятие звука «л».

Важно правильно дышать и располагать язык, губы. Упражнения на дыхание разработаны в виде игры.

Самые простые упражнения будут интересны малышу. Забавное веселье на улице может носить поучительный характер. Гуляя, можно играть с одуванчиками, предлагая сдуть все его «перышки», пускать мыльные пузыри.

Дома можно играть с зажженной свечей, задувая ее, или спичкой, но только под строгим контролем взрослых, и различные подобные игры на выдувание воздуха. Такие игры заинтересуют вашего малыша и будут одновременно носить развивающий характер.

Необходимо развивать у ребенка и мелкую моторику рук. Она необходима для коррекции речи, интеллектуального и физического развития.

Артикуляция «л»

Для начала необходимо поработать над артикуляцией языка. Кончик языка должен быть прижат к верхним зубам и по форме напоминать гамак. Воздух просачивается вдоль языка. Такое положение следует показать ребенку на своем примере, так малыши лучше усваивают. Это первое, что требуется в начальной работе.

Ошибки при попытке произнести «л»

В работе над постановкой звука «л» у ребенка могут быть выявлены некоторые ошибки. В этом случае попытки обучения могут провалиться.

Причины, при которых не удается произнести «л»:

  • неправильное расположение губ;
  • язык располагается не около верхних зубов, а уходит во внутреннюю часть рта;
  • неправильный выдох воздуха — с помощью щек или через нос.

Чтобы получить правильное произношение «л», следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это основной метод при постановке «л». Средняя продолжительность занятий должна составлять 15-25 минут, все зависит от возраста малыша. В ее основу должны поэтапно входить различные элементы, для того чтобы ребенку было интересно. Она состоит из нескольких этапов.

  1. Задания на развитие речевого дыхания.
  2. Упражнения по автоматизации произношения.

Тренировка артикуляционной гимнастики

Самые эффективные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароходик», «Индюшонок», «Лошадка», «Ветерок». Рассмотрим подробнее, как устроено механически каждое упражнение.

«Пароходик». Направлено на то, чтобы ученик научился управлять мышцами языка. Малышу следует немного улыбнуться и приоткрыть рот, высунуть язык примерно на половину, прикусить его и пропеть многократное «Ы-ы-ы-ы». В итоге происходит имитация пароходного гудка. Если вам слышится другое звучание, проверьте расположение язычка у ребенка.

«Индюшонок». Рот приоткрыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, производится движение вверх и вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получается звук, напоминающий «разговор» индюшки.

«Лошадка». Первое — обучить дошкольника цокать, как лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Язык упирается в небо, легкая улыбка, слегка приоткрытый рот. Следующий этап это произнести цоканье, но уже без голоса и громкости, беззвучно. Так разрабатываются мышцы челюсти.

«Ветерок». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по центральной части, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик язычка, и выпустить воздух. Проверить правильность выполнения можно с помощью ватки. Поднесите ее ко рту, и увидите направление струи.

Твердый «л»

Если мягкий «л» ребенок может произнести, то твердый дается ему немного сложнее из-за того, что положение языка требует занимать верхнюю позицию. Обычно в таких случаях звук вообще отсутствует либо заменяется другими.

Для поднятия языка вверх существуют несколько упражнений, которые укрепляют еще и мышцы языка.

  1. «Язычок спит». Язык неподвижен между зубами. Ребенку дается задание протяжно и непрерывно повторять «а», спустя немного времени малышу дается задание периодически прикусывать кончик язычка, получается «ал».
  2. Другое упражнение на твердый «л», это пропеть «ы», но уже покусывая широкий язык.
    После этого просим произнести слова с разной расстановкой «л» в словах. Звук «л» в начале слова: лужа, лыжи, лететь, летучий, лопаться, лазер, лай, лампочка, лев, лис, литься, лопнуть. В середине слова: класс, глаза, анализ. В конце слова: стол, бокал.

Следующий этап — это произнесение стишков, скороговорок, где часто встречается твердый «л».

Автоматизация

Ряд проведенных артикуляционных упражнений требуют закрепления и постоянного его произношения. Если ребенок еще не умеет читать, родителям следует произносить слова самостоятельно, а потом просить повторить их детей. Так дошкольник лучше усваивает произносимые звуки.

Сначала произносятся слоги «л» с гласными: л-а, л-о, л-и; потом наоборот: о-л, а-л, и-л, е-л.
После произносятся полные слова. «Л» находится в начале, середине, конце слова, смягчаются или делаются твердыми, рядом с другими согласными и так далее.

Повторяем и учим стихи и скороговорки. При работе все фразы и предложения необходимо произносить медленно и четко, чтобы не происходило искажение. Если малыш ошибается, возвращайтесь в начало предложения и повторяйте все снова. Хвалите его, это поможет ему чувствовать уверенность. Повторяйте все несколько раз.

Таких простых правил следует придерживаться, чтобы научить ребенка выговаривать букву «л» на автомате.

Помощь логопеда

Не стоит переживать, если ребенок до 5 лет плохо произносит один или несколько звуков. Однако, если в позднем возрасте ему сложно удаются буквы, для начала прибегните к самостоятельному исправлению. Если ваши попытки не увенчались успехом, тогда следует обратиться к специалисту. Распространенная ошибка родителей — неправильное произношение ими самими, нечеткая речь, дефекты речи и так далее.

Есть и другие случаи, когда нужна помощь логопеда:

  • если у малыша проблемы с речевым аппаратом (ОНР, дизартрия);
  • при неврологических заболеваниях;
  • при психических заболеваниях.

В этих случаях самостоятельная помощь может только навредить, а не принести пользу.

Заключение

Речь — это важный атрибут каждого делового человека. Ее необходимо корректировать с детского возраста, когда только эти проблемы появляются, чаще после 5 лет. Можно прибегнуть к самостоятельному домашнему исправлению. Открытый доступ в интернете предоставит вам различные графические картинки, рисунки и видеоуроки, методические пособия.

В случае, если ваши усилия окажутся напрасными, и малыш не знает, как выговаривать букву «л» к 6-7 годам, требуется помощь логопедов, которые смогут быстро поставить вашему ребенку красивую, правильную речь и дадут общие советы.

Многие родители замечают, что крохе не удается произнести звук «Л», он его «проглатывает» или произносит вместо него иные звуки («У», «Й»). Как научить ребенка выговаривать букву «Л» правильно? Для исправления речи, прежде всего, надо определить причину и источник ошибок.

Основные ошибки в выговаривании буквы «Л» и их причины

  • Вместо «Л» ребенок произносит «Й». Причина данной ошибки заключается в том, что ребенок неверно располагает язык. При правильном выговаривании буквы «Л» язык должен подняться вверх и коснуться неба. Чтобы скорректировать речь, нужно научить малыша прижимать конец языка к небу и верхним резцам, при этом задняя часть языка должна подниматься, а передняя − опускаться.
  • Вместо «Л» ребенок говорит «У». В этом случае проблема заключается в ошибочном положении губ. Предложите ребенку широко улыбнуться, показав зубки, и произнести «ЛА» так, чтобы губы остались неподвижными.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Ы». Это происходит потому, что при выговаривании буквы «Л» конец языка опускается, а задняя часть, наоборот, поднимается. Коррекция проводится так же, как и в случае со звуком «Й».
  • Вместо «Л» ребенок говорит «В». Язык при этом остается совершенно неподвижным, а основную роль в звукообразовании играет нижняя губа. Исправить эту ошибку можно, научив малыша опускать нижнюю губу, касаясь языком верхних резцов, а затем приводить губу в исходное положение.
  • Вместо «Л» малыш произносит «Г». Причиной этой ошибки является то, что в звукообразовании не участвует кончик языка. Малыша нужно научить касаться языком верхней части резцов.

Логопедические развивающие игры на тренировку звука «Л»

Такие игры способствуют не только формированию правильной артикуляции, но и развитию артистических способностей ребенка, расширяют его кругозор, тренируют память.

«Вкусный мед»

Пусть ребенок представит, что он мишка, который очень любит мед. Когда мишка видит мед, он облизывается от предвкушения полакомиться вкуснятиной. Изображая мишку, ребенок должен не спеша облизать верхнюю и нижнюю губы.

Покажите малышу на картинке, как надувается парус под дуновением ветра. Предложите ему «показать» парус языком. Для этого кончиком языка нужно упереться в верхние резцы и медленно выдохнуть.

«Лошадка»

Ребенок должен широко улыбнуться, открыв зубы, и поцокать языком, имитируя бег лошадки. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Лошадка может бегать быстро или медленно, громко цокая или почти бесшумно.

«Пароход»

Ребенок должен приоткрыть рот, кончик языка опустить, а спинку приподнять. Затем произносим протяжное «ЫЫЫЫЫЫ», имитируя гудок парохода.

Как научить ребенка выговаривать букву «Л» в старшем возрасте?

Неправильное произношение звука «Л» в возрасте старше 6 лет может быть следствием неврологических заболеваний, стрессов, неправильного прикуса или короткой уздечки, поэтому ребенка должен осмотреть педиатр, детский психолог и логопед.

Если специалисты не выявили физиологических нарушений речевого аппарата, то причиной неправильной артикуляции является педагогическая запущенность ребенка. Чем старше ребенок, тем труднее его научить правильному произношению звуков. В этом случае родители и воспитатели должны постоянно контролировать произношение. Особое внимание необходимо уделять тренировке моторики рук, от которой напрямую зависит развитие речи.

Многим деткам трудно научиться произносить отдельные буквы. Наиболее сложным в произношении является звук «Р», поэтому часто дети проглатывают его или пытаются заменить другими, более простыми звуками «Л» и «Г». Пока ребенок только учится разговаривать, родителям не стоит волноваться, если у него не получается правильно выговорить эту букву. Тренировать ребенка в произношении буквы «Р» следует начинать в 4-5 лет. Если ребенок посещает детский сад, то родители могут обратиться за помощью к логопеду, который будет регулярно проводить индивидуальные занятия с малышом. Если ребенок воспитывается дома и у родителей нет возможности получить помощь специалиста, то развивающие упражнения необходимо проводить самостоятельно.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»?

Начинать следует с постановки артикуляции: зубы размыкают, язык складывают в виде лодочки, его бока должны прикасаться к зубам, а кончик подниматься и прикасаться к резцам.

  • Язык устанавливается, как для выговаривания буквы «Р», но многократно произносится звук «ЗЗЗЖЖЖ», а затем «Д».
  • Малыш высовывает язык и прижимает его губами, после этого он должен быстро выдохнуть через рот, заставив конец языка слегка вибрировать.
  • Ребенок открывает рот, распластывает язык так, чтобы его кончик коснулся передних резцов, а бока – коренных зубок. В таком положении нужно удержать язык на несколько секунд, а потом полностью расслабить его. Повторить 3-4 раза.
  • Ребенок должен открыть рот, слегка разомкнув губы, и 10 раз легонько прикусить кончик языка.
  • Пусть малыш попробует пощелкать языком, присасывая его к небу. Повторить упражнение нужно минимум 10 раз, меняя темп.
  • Предложите ребенку попробовать имитировать языком цокот копыт лошади.
  • Малыш резко и быстро бьет по верхним зубам кончиком языка и одновременно с этим выговаривает звук «Д».

Игровые методики

Родители, задающиеся вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «Р», зачастую сталкиваются с тем, что малыш не хочет выполнять задания и артикуляционные упражнения, поскольку ему скучно и неинтересно. Как быть в этом случае? Существуют специальные развивающие игры, которые тренируют произношение буквы «Р».

Взрослый предлагает ребенку имитировать языком колебания маятника часов. Для этого малыш широко открывает рот, высовывает язык и тянется им к правому и левому углу рта.

«Прятки»

Взрослый рассказывает малышу, что язычок любит гулять, но при этом очень пугливый. Поэтому надо научиться высовывать его тогда, когда этого никто не видит. После этих разъяснений взрослый закрывает глаза и язычок выходит на прогулку – высовывается изо рта, а когда взрослый открывает глаза, язычок прячется.

«Комарик»

Спросите у ребенка, какие звуки издает комарик, если кроха не знает, как ответить, подскажите: «ззззззззз». Пусть малыш повторит звук с закрытым и открытым ртом.

Главное правило таких игр – доброжелательная обстановка. Если сами родители воспринимают их как докучливую обязанность и постоянно одергивают ребенка и ворчат на него, то ничего хорошего из них не выйдет. В таком случае лучше все же обратиться за помощью к профессиональному логопеду.

Картавость и шепелявость у детей часто становятся причинами бессонных ночей их родителей. Как научить ребенка говорить букву р и л? Нормально ли, что он их не выговаривает? А если это что-то серьезное?

Во-первых, сразу проясните для себя: до шести лет дефекты речи - нормальное явление. Ребенок может не выговаривать определенные буквы алфавита (как правило, это пресловутые р и л), коверкать слова, неправильно их применять. Это нормально, малыш учится.


А вот после шести это уже определенно проблема. Если у вашего чада уже школа на носу, а звуки речи все еще не поддаются, пора отвести его к врачу. Без консультаций медиков не обойтись, даже если вы считаете, что способны решить детские проблемы самостоятельно. Врач в первую очередь определит, с чем связаны речевые дефекты и назначит лечение.


Проблемы с правильным произношением звуков у детей бывают психологического и биологического характера.

Первые - это когда малыш не может произнести тот или иной звук из-за собственной психики. Например (и это самый распространенный случай), родители все детство сюсюкали и агукали с ребенком, проглатывая и коверкая слова. В итоге, малыш считает, что такое произношение правильное, что в результате отражается на речи. Проблема может быть также связана с тем, что ребенок либо не знает механизм, в результате которого образуется звук, либо просто не хочет его произносить.


Вторые - это биологические особенности ротовой полости малыша. Иногда для того, чтобы ребенок смог произнести буквы, достаточно «подрезать» уздечку языка.


Если проблема психологическая, лучше обратиться за лечением к логопеду. Он не только будет проводить тренировки с малышом, но и подскажет родителям, как научить ребенка говорить букву р и л в домашних условиях.


Чаще всего логопеды, отвечая на вопрос, как научить ребенка говорить букву р и л, рекомендуют: «Произносите скороговорки, стишки и делайте гимнастику для рта».


Скороговорки

Набор небольших речевок, стишков и скороговорок - это один из основных элементов методики.
В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы». Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»:

«Рыба, рыжик, рысь, рыбак,

Радуга, ракета, рак.
Нет, не рак.
Тогда ромашка,
Рыболов, ружье, рубашка,
Может рама или ручка?
Нет. Сдаетесь? Это Жучка!
Под столом она сидит и рычит»

или «л»:

«Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!»

или

«Посадил дед лук, отрастил лук чуб,

Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука:
Слезы капают у внука!»

Забавные упражнения

Одним из элементов обучения является выполнение детьми простых упражнений на тренировку звуков р и л.
«Львенок». Попросите ребенка озвучить, как рычит лев. Пусть это будет громко и продолжительно.
«Распевка». Пусть малыш представит, что он распевается перед выступлением, и пропоет громко «Ла-ле-ло-ли-ле-ла-лу». Повторите примерно 5-7 раз.

Гимнастика

Иногда дети просто не знают, каким должно быть положение губ и языка, чтобы звуки р и л получились. Гимнастика помогает разобраться в этом, а также тренирует мышцы языка.

Вот несколько упражнений:


«Змея». Расположите язык между зубами, рот приоткройте и выдыхайте через него воздух.


«Зубастик». Приоткройте рот и проводите языком по задней стенке верхнего ряда зубов влево-вправо.


«Дразнилка». Приоткройте рот, высуньте язык и двигайте им вверх-вниз и из стороны в сторону.


Нижняя челюсть и голова при выполнении упражнений не должны двигаться.


И самое главное: в любой методике, связанной с тем, как научить ребенка говорить букву р и л, важны систематические занятия. Только постоянные усилия способны увенчаться успехом.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].


к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие - 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая - ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» - «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам - Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па - Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. - Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. - Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.