Как проходит собеседование крестных родителей. Есть ли курсы для крестных? Как в церкви проходит собеседование с батюшкой перед Крещением

Крещение есть таинство, подобно новому и сверхъестественному рождению. Рождению через смерть. Погружаясь в крещальные воды, человек символически умирает для прежней, греховной жизни и воскресает к жизни новой, святой. Как Христос три дня пробыл во гробе и вышел из него к новой прославленной жизни, так и крещаемый после троекратного погружения в купель выходит оттуда иным. Все ветхое отвергнуто, начинается новая жизнь.

Таинство Крещения заповедано Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

» Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если ктоне родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. «(Ин.3:5)

Зачем нужна подготовка

Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением Таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще — пришел в храм и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься и зачем препятствовать этому? Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» — это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен гонения подобной практики не существовало.

Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестились во младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же. Только после сорокадневной подготовки, во время которой священник обязан был научить готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещению.

В современном богослужении остался возглас священника или диакона на Литургии: «Оглашеннии, изыдите. Елицы (которые) оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки (вновь) и паки миром Господу помолимся». После этого возгласа оглашенные, присутствовавшие на первой части Литургии, должны были покинуть храм. По уставу Великой Церкви молитвы об оглашенных возносились ежедневно не только на Литургии, но и на вечерне и утрене.

Кроме этих общих для всех служб, оглашенные должны были присутствовать на службе под названием «тритоекти», которая совершалась специально для них. На этой службе после молитв последовательно читалось Священное Писание, поскольку оглашенные должны были знать основные события Ветхого и Нового Заветов. Священники на каждый отрывок произносили проповедь, чтобы лучше разъяснить прочитанное. Кроме проповедей на темы из Священного Писания священники должны были разъяснить оглашенным православное учение о Боге, о Церкви, об обязанностях христианина и многое другое. Некоторые подобные беседы записывались, например, сохранились огласительные беседы святителя Кирилла Иерусалимского, произнесшего их приблизительно в то же время, что описывает Этерия.

Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к Иерусалимскому епископу, и он спрашивал каждого о том, что он знает из христианского учения. Если человек готовился ко Крещению нерадиво, то он не допускался до этого Таинства, и оно откладывалось до следующего раза. Но самое главное, что оглашенный должен был привести с собою поручителя — христианина, который должен был быть всем хорошо известен в Иерусалимской церковной общине. Этот христианин перед епископом должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже живет по-христиански. Именно этот поручитель и становился восприемником (т. е. крестным). Если вдруг выяснялось, что человек, даже если и прекрасно выучил все поучения, рассказанные ему, но при этом является блудником, или пьяницей, или вором, или разбойником и не хочет оставлять свои пороки, то он не допускался до Крещения. Не допускали и тех, кто прибыл издалека и не имел поручителя, который бы ходатайствовал перед епископом о его Крещении.

Из рассказа Этерии нам становится понятным, как относились ко Крещению древние христиане. Оказывается, еще до Крещения человек начинал много молиться, должен был много знать о вере и Боге и уже жить по-христиански. В наше же время многие считают: «Вот крещусь, и тогда куплю молитвослов и буду молиться. Вот крещусь, куплю «Закон Божий» и что-нибудь узнаю. Вот крещусь, и тогда брошу пить, курить, изменять жене и воровать на работе».

Что необходимо знать о Боге перед Крещением

Прежде чем что-нибудь рассказать о Боге, мне необходимо узнать, что Вы сами знаете о Нем. Тогда нам будет легче разговаривать.

Вопрос к пришедшим на беседу: В какого Бога веруют православные христиане?

Обычный ответ: Во Христа.

Вопрос: Ответ почти правильный, но я хотел услышать нечто другое, поэтому задам наводящий вопрос. Что вы слышали о Святой Троице?

Обычные ответы:

— Это такая икона.

— Это такой праздник.

— Это Христос, Богородица и Никола. (К сожалению, довольно частый ответ).

— Это Отец, Сын и Святой Дух. (К сожалению, этот правильный ответ произносит лишь один из

двадцати — тридцати человек)

Возникает странная ситуация. Само Крещение совершается во имя Святой Троицы, а человек не знает, что такое Святая Троица. Священник, погружая человека в воду, произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца (погружает человека в воду). Аминь. И Сына (погружает второй раз). Аминь. И Святаго Духа (погружает третий раз). Аминь». В Таинстве Крещения произнесение имен Лиц Святой Троицы является одним из самых важных моментов. Священник торжественно объявляет для всех, какому Богу человек посвящает свою жизнь. Троекратное погружение в воду символизирует нашу смерть для греха. Троекратный выход из воды символизирует наше рождение в новую жизнь, подобное тридневному Воскресению Христову. И вдруг мы видим, что человек, идя на Крещение, сам-то, оказывается, не знает, какому Богу он хочет посвятить свою жизнь.

Крещение

До этого мы говорили о Боге, а теперь давайте коснемся того Таинства, ради которого вы и пришли в храм.

Вопрос: Как вы думаете, что происходит с человеком в таинстве Крещения? Для чего вы хотите креститься сами или крестить ваших деток? Чего не хватает вам?

Варианты ответа: Чтобы Господь дал веру.

Возражение: Нет, вера требовалась еще задолго до Крещения, и без веры Крещение было невозможно.

Вариант ответа: Чтобы был Ангел-Хранитель.

Возражение: Да, но что пользы в Ангеле-Хранителе, который не может подойти к человеку из-за того, что человек весь окружен бесовским силами?

Вариант ответа: Чтобы можно было молиться.

Возражение: Но молиться можно и некрещеному. До сих пор в службе мы слышим слова: «Оглашении, изыдите». Это значит, что некрещеные ходили в храм на службы и молились. Для того чтобы молиться, вовсе не обязательно быть крещеным. Становись и молись.

Вариант ответа: Господь больше слышит и заботится о крещеных.

Возражение: Тут я категорически не соглашусь. На самом деле, Бог любит и слышит всех, но заботится больше о некрещеных! Господь Сам рассказал такую притчу. У пастуха было сто овец, одна из них заблудилась в горах. Что делает пастух? Он бросает стадо и ищет ту самую сотую. Так же и Господь. Вот Он смотрит: в храме стоит 99 православных христиан. «Пусть стоят, они и так Мои. А вот в канаве пьяный валяется весь в грязи. Как бы его отвратить от пути погибели?» Так что Господь имеет попечение более о неверующих, просто о них заботиться трудно, поскольку они сами отбиваются от этой заботы.

Вариант ответа: Чтобы заново родиться.

Да, действительно, Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Церковь говорит о том, что мы находимся в таком духовном состоянии, что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам необходимо именно заново родиться. Приведу следующий образ. Представим, что мы разбили стеклянную вазу. Как мы можем вернуть ее в прежнее состояние? Может быть, склеить? Но даже если взять самый лучший клей, очень тонкий, очень прозрачный, все равно ваза от этого не станет целой. Вернуть прежнее состояние можно, только расплавив все осколки и заново изготовив вазу.

Крещение — очень многогранное Таинство. К тем граням, которые отметили вы, я бы хотел добавить еще одну важную, на мой взгляд, сторону. В момент Крещения человек становится членом Церкви! Звучит очень просто, но за этим стоит очень глубокий смысл. Что такое Церковь? Это не просто собрание верующих людей. Мол, скучно верить одному, а вместе веселее. Собралось два человека: «Веришь в Бога?» — «Верю». — «И я верю, давай верить вместе». — «Давай». — «Ну вот, мы уже Церковь!» Нет, это еще не Церковь. Пока это клуб по православным интересам.

Церковь — это нечто совсем иное. Ее можно уподобить живому организму. Смотрим на человеческий организм. Он состоит из отдельных клеточек, но каждая клетка живет не сама по себе. В природе есть, конечно, клетки, которые умеют жить сами по себе, например, амебы, которые сжимаются, разжимаются, куда-то ползают, что-то кушают. Но клетки в организме живут совсем другой жизнью. Каждая клетка выполняет свою задачу, и организм дает клеточке все необходимое для жизни. До каждой клеточки доходят через кровеносные сосуды питательные вещества, доходят нервы, которые управляют всем телом, душа пронизывает все тело.

Миропомазание

Сразу же после Таинства Крещения совершается второе Таинство — Миропомазание. Что это за Таинство? Священник помазывает особым маслом — миром — основные органы чувств и основные части тела человека: чело, уста, ноздри, глаза, уши, грудь, руки, ноги. Каждое помазание совершается со словами: «Печать дара Духа Святаго».

В этом таинстве человек получает дары Святого Духа. Если в Крещении совершается наше духовное рождение, то в Миропомазании человеку даются дары, необходимые для его духовного возрастания. Как после рождения ребенка мать окружает его своей любовью, так и Церковь после Крещения дает человеку благодать Святого Духа, Который помогает человеку в его духовном росте. Духовная жизнь есть постоянное возрастание, а если учесть тленность и оскверненность нашего естества, то духовная жизнь есть его преображение.

Молитва

Но давайте вернемся ко Крещению и к тому, что если после Крещения не начнется церковная жизнь, то само Крещение бесполезно. Немного остановимся на вопросе: в чем же заключается церковная жизнь? Какие есть ориентиры или признаки, которые позволяют говорить о том, что церковная жизнь началась и идет?<

Если церковная жизнь — это лестница, по которой мы поднимаемся к Богу, то первой ступенькой этой лестницы является молитва. Казалось бы, все просто. Действительно, молитва — это первый признак духовной жизни. Но не всякую молитву Бог принимает как молитву верующего.

Духовная жизнь детей

Итак, первый признак церковной жизни — это молитва. После Крещения она должна совершаться ежедневно, для начала хотя бы краткая. Но сейчас вопрос к мамам, которые собрались крестить своих деток. Вот представим себе, что вашему ребеночку три месяца, полгода или девять месяцев. Я утверждаю, что если после Крещения вашего ребенка он не будет ежедневно молиться, его Крещение не принесет ему никакой пользы.

А теперь важный вопрос: Как вы думаете, ваш ребенок уже может молиться?

Обычный ответ: Ну, не совсем, но мы можем за него ежедневно молиться.

Вопрос: Ну, а все же ответьте четче: он сам-то при этом будет молиться? Что это будет: ваша ли молитва о нем или все же это будет его личная молитва тоже?

Обычный ответ: Скорее всего, это будет наша молитва о нем, сам-то он еще не может молиться.

Действительна, казалось бы, какая может быть молитва, если ребенок о Боге ничего не знает, разговаривать еще не умеет, понять какие-либо объяснения неспособен. Поэтому, прежде чем говорить о молитве младенцев, придется поговорить вообще об их духовной жизни.

Причащение

Первым признаком церковной жизни является ежедневная молитва, но вот ее главным содержанием является участие в Таинстве Святого Причащения. Полностью оно называется так: Причащение Тела и Крови Христовых. Попытаюсь немного рассказать об этом Таинстве.

Вопрос: Кто из вас знает, что такое Тайная вечеря? Ответ: Это картина такая. (Один из двадцати-тридцати собеседников).

Тайной вечерей в Православной Церкви называют последнюю пасхальную трапезу Господа с учениками-апостолами. Тайной она называется, так как совершалась тайно от других людей. Господь знал, что в эту же ночь Он будет схвачен и предан на распятие. Тайная (а по-гречески это слово имеет еще значение «таинственная») она еще и потому, что на ней установлено Таинство Святого Причащения. «Вечеря» по-славянски означает просто «вечерняя трапеза». На Тайной вечере Господь взял хлеб и дал ученикам со словами: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Потом взял вино и дал ученикам со словами: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Господь сказал также на Тайной вечери: «Сие творите в Мое воспоминание». И сейчас, по слову Спасителя, ежедневно в храмах совершается богослужение, называемое Литургия, во время которого повторяется Тайная вечеря. В храм приносится хлеб (конечно, не купленный в ближайшей булочной, а специально испеченный), приносится вино (также особое, определенных сортов, красное, чтобы по цвету напоминало кровь, чистое, без примесей, чтобы было достойным быть примененным в этом Таинстве). Священник со всеми, кто стоит в храме, молится о том, чтобы эти Дары освятились. На хлеб и вино сходит Святой Дух, и они становятся Телом и Кровью Христовыми. В конце службы священник выходит с Чашей, в которой находятся уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Все, кто готовился, приступают к Чаше и причащаются, то есть принимают в себя Самого Спасителя. Внешний вид Святых Даров не меняется, поскольку Господь знает, что мы не можем вкушать человеческую плоть и кровь, поэтому установил, чтобы мы причащались Его Тела и Крови под видом хлеба и вина.

Это самое важное Таинство в жизни христианина. Если цель жизни христианской — жить с Богом, то именно в этом Таинстве мы соединяемся со Христом, Его Телом и Кровью, а поскольку Христос — Богочеловек, то через это мы соединяемся с Самим Богом. Что может быть важнее для христианина? Ведь в его плоть и кровь входит Сам Спаситель! Мы не как-то абстрактно соединяемся с Богом, но Сам Богочеловек присутствует в нас.

Таинство Причащения и есть тот самый кровеносный сосудик, который питает каждого христианина как клеточку церковного организма. Как только человек перекроет этот кровеносный сосуд, он начнет умирать. Христианин, который перестает причащаться, перестает быть христианином. Можно спросить его: «Какой же ты христианин, если в тебе Христа нет?»

Некоторые вопросы после беседы

Кто может быть крестным и каковы его обязанности?

Крестные требуются и для взрослых, и для детей. Крестными были те самые поручители, о которых мы говорили в начале беседы. Это должны быть уже глубоко церковные люди, которые помогали бы крещеному делать первые шаги в Церкви. Поэтому недопустимо брать в крестные недавно крестившихся людей, которые сами еще не получили опыта церковной жизни. А то бывают такие просьбы: «Батюшка, вы крестите первым вот этого человека, чтобы он потом сразу был крестным у этого второго». Крестным не может быть несовершеннолетний человек, поскольку сам за себя еще не отвечает. Родители не могут быть крестными у своих детей, ими могут быть другие родственники.

Для крещения достаточно одного крестного, желательно того же пола, что и крещаемый. Но на Руси было принято иметь двух крестных — мужчину и женщину. Обязанности крестного самые очевидные — помогать человеку в его духовной жизни. Если нет возможности быть рядом с крестником, то надо всегда молиться за него.

Может ли мать присутствовать на Крещении?

Может, но не всегда. Мнение о том, что мать не имеет права присутствовать на Крещении, появилось из-за того, что начиная с XV века на Руси стали крестить детей не на 40-й день, как было ранее, а в ближайшее время после рождения. Ясно, что в это время женщина еще находится дома. Она сможет войти в храм только через 40 дней, когда закончится послеродовая нечистота. Поэтому, если ребенка крестят в возрасте большем, чем 40 дней, то мать после молитвы 40-го дня может спокойно присутствовать на Крещении своего ребенка.

В каком возрасте лучше крестить младенцев

Уже в древнейшие времена был обычай крестить детей в самом раннем возрасте. В некоторых Поместных Церквах это делали на 8-й день от рождения, в некоторых — на 40-й. Хотя в древности также существовал обычай откладывать крещение до зрелого возраста, но эта традиция в Православной Церкви давно исчезла. Ведь Крещение младенцев совершается по вере восприемников и родителей, чтобы не разделять семью. Если родители глубоко верующие люди, то как они, будучи живой клеточкой церковного организма — Тела Христова, — будут отдалять от себя детей, которые не могут войти в Церковь, поскольку еще не крещены. В самом раннем возрасте дети неотделимы от родителей. Родители идут в храм, а детей нужно оставлять? Родители идут причащаться, а дети остаются вне Тела Христова? Поэтому и был обычай, что как только мать поправлялась после родов и могла ходить в храм, то сразу же совершалось Крещение ребенка.

Вот если родители неверующие и в храм не ходят, то тут встает вопрос: можно ли ребенка крестить? Родители будут дома целыми днями смотреть телевизор, а ребеночек сам по себе станет живой клеточкой Церкви? Очень сомнительно.

Если же родители собрались крестить своего ребенка, то лучше это делать в самом раннем возрасте. Многие родители думают, что месячному младенцу будет тяжело перенести Крещение: «Вот пусть подрастет до полугода или года, тогда и крестим». Но если в двухмесячном возрасте для ребенка главное, что рядом мамочка, знакомые руки и знакомый голос, то уже в полгода ребенок очень хорошо понимает во время Крещения, что он в чужом, незнакомом помещении, вокруг много чужих людей, что его насильно окунают в воду. А годовалый ребенок и вовсе имеет гораздо больше возможностей сопротивляться этому. И получается, что в полтора месяца ребеночек поплакал пять-десять минут, а в полгода или год его не успокоишь еще полчаса.

Окрестить новорождённого ребёнка сегодня становится чуть ли не модой. Подчас родители и сами не знают, зачем это нужно и какое это важное таинство.

Церковь укрепляет статус крёстных родителей

Крещение - важнейшее событие в человеческой жизни. С погружением в воду и призыванием Отца, Сына и Святого Духа наступает смерть для греха и рождение в жизнь святую, духовную. Православная церковь с давних пор совершает это таинство над младенцами, хотя они ещё не в состоянии понять важность того, что над ними совершается. Поэтому в церковной практике установилось правило подыскивать для ребенка взрослых поручителей. Насколько крестные родители готовы к новой роли, должно выяснить собеседование перед крещением, на которое Русская православная церковь в последнее время обращает особое внимание.

Кто такие оглашенные

В самом начале существования церкви, когда крестились в веру только взрослые, которые чаще всего становились мучениками, подготовка к этому таинству была серьёзной и длительной. В течение 1-3 лет такие люди "оглашались", т. е. знакомились с основами вероисповедания, проходили не одно собеседование перед крещением. Долгое время они изучали Евангелие, участвовали в совместных молитвах и даже в изгнании злых духов. Но их участие в богослужении имело границы: после возгласа священника: "Оглашенные, изыдите!" они должны были покинуть помещение, где начиналась Литургия верных, Таинства Исповеди и Причастия. После крещения, которое, как правило, происходило на Пасху, люди, прошедшие столь длительное испытание, становились настоящими христианами и за свои убеждения готовы были идти на смерть.

Роль крёстных родителей при оглашении

Со временем, когда положение церкви укрепилось, исповедание Христа не грозило муками и гибелью, исчезла надобность длительной подготовки к воцерковлению, крестить стали младенцев. Но богослужебный чин оглашения, пришедший из древней церкви, остался до сих пор. Тот, кто собирается принять таинство крещения, должен три раза отречься от сатаны: "Отреклся ли еси сатаны?" - "Отрекохся". Затем подтвердить свою веру: "Сочетался ли еси Христу?" - "Сочетался". Поклониться Ему и прочитать Символ Веры. Естественно, младенец этого сделать не в состоянии. За него поручаются и делают это крестный отец (у мальчика) и крестная мать (у девочки). Им необходимо пройти собеседование перед крещениемребенка, чтобы подготовиться к ответственной роли, отведенной им в этом таинстве.

Распоряжение патриарха

В конце прошлого-начале нынешнего века Русская православная церковь испытала наплыв взрослых, желающих воцерковиться, и родителей, стремящихся окрестить своих детей. Причем многие из них имели весьма отдаленное представление о вере, о Христе, о духовной жизни. Этим людям был необходим хотя бы минимум религиозных знаний и представление об обязанностях, которые накладывает на них Таинство Крещения.

С этой целью патриаршество РПЦ в 2013 году особым распоряжением вводит требование, чтобы обязательно проводилось собеседование в церкви перед крещением. Оно предназначено как для родителей, так и для восприемников их детей. Дважды приходят они на огласительную беседу, чтобы получить необходимые знания о предстоящем событии. Без этих бесед священник совершать таинство не вправе.

Катехизация родителей

Катехизис - свод основных правил церкви. Если родители приносят ребенка креститься не в силу своей веры, а потому, что все так делают, то их будет тревожить вопрос, что спрашивают на собеседовании перед крещением. Задав несколько вопросов о том, часто ли они бывают в церкви, исповедуются ли регулярно, приступают ли к причастию, священник просветит их в основных вопросах веры. Они узнают о церковных таинствах, об обязанности регулярно причащать своё чадо, молиться за него. Лектор-катехизатор расскажет им о том, что главным авторитетом в семье и воспитании должен стать Христос. Беседа с родителями предполагает решение практических вопросов: дата, время крещения, необходимая одежда.

Сами родители в таинстве крещения не участвуют и остаются простыми зрителями. Но на последнем этапе этой службы происходит введение новокрещённых в храм. Пока священник заносит мальчика в алтарь, а девочку прикладывает к святым иконам, родная мать кладет земные поклоны и молится за своего ребенка. Чтобы иметь возможность участвовать в обряде воцерковления, ей нужно быть в чистоте, поэтому дату события надо согласовать и с этим естественным обстоятельством.

Наречение имени

Во время собеседования перед крещением с родителями обговаривается имя, которое примет младенец после таинства. Особенно важен этот вопрос, если в свидетельстве о рождении записано пусть красивое имя, но не входящее в святцы. Родители Эдуардов и Станиславов, Олесь и Викторий по совету священника заранее подбирают ребенку православное имя и вместе с ним - небесного покровителя. Этот защитник и молитвенник сопровождает человека на всем протяжении жизни. Обычно крещаемому дается имя святого, чья память празднуется в день его крещения.

Раньше наречение имени происходило на 8-й день после рождения - день именин был важнее дня рождения. Судьба человека связывалась с тем, как его нарекли. Теперь же, к сожалению, многие не знают, как они по-православному зовутся. А ведь церкви человек известен под своим христианским именем. Хорошо будет подарить крестнику икону с изображением его покровителя, чтобы она была его спутницей во всю жизнь.

Огласительная беседа для крёстных

Восприемник от купели - это человек, принимающий на свои руки только что освящённого младенца. Главная роль в этом таинстве отводится крестным родителям. Папа или мама малыша могут быть и нецерковными или исповедовать другую веру - это не помешает их ребенку стать христианином. А вот восприемники просто обязаны быть религиозными людьми. Все, что произойдет на таинстве с младенцем, произойдет только по их вере.

Поэтому собеседование крестных перед крещением - очень ответственный момент подготовки к этому событию. Священник объясняет им роль, какую они будут играть в самой службе, говорит об ответственности за душу младенца, которого они берутся вести к Богу. Дает задание, чтобы они выполнили его ко второму занятию.

Требования, предъявляемые к восприемникам

Для крестного родителя важно знать, если ему предстоит собеседование передкрещением ребёнка, что спрашивает батюшка. А восприемник от купели должен многое:

  1. Знать, понимать и применять в своей жизни десять заповедей Ветхого Завета и семь заповедей-блаженств Иисуса Христа. Это основа христианской нравственности, которую он будет формировать в будущем крестнике.
  2. Регулярно участвовать в богослужениях, исповедоваться и причащаться.
  3. Знать молитвы "Отче наш" и "Богородице Дево". Уметь четко, без запинки читать "Символ Веры", понимать и объяснять его.
  4. Знать, из чего состоит Новый Завет, а Евангелие от Марка прочитать от корки до корки.
  5. Накануне таинства выдержать трехдневный пост, исповедаться и причаститься, чтобы с чистой душой и помощью Божией принять ответственность за новую душу.

Кто не может быть крёстным

  1. Человек, находящийся под церковным наказанием, на которого наложена епитимия, и он отлучен от причастия, не может стать восприемником от купели.
  2. Близкие родственники: родители, брат или сестра тоже не имеют на это права.
  3. Муж и жена не могут крестить одного и того же ребёнка.
  4. Монахи и те, кто готовится к монашеству - это не крёстные.
  5. Люди с нарушенной психикой в таинстве крещения не участвуют.

Как видим, довольно широкий круг вопросов затрагивает первое собеседование перед крещением с восприемниками от купели. На этом же занятии заполняется анкета на ребенка и его крестных родителей, дается задание, выполнение которого может занять 3-4 недели.

Зачем причащаться перед таинством крещения

Чтобы подготовиться к предстоящему событию, должны основательно потрудиться именно восприемники от купели. Причем не круг материальных вопросов важен в этом деле. Купить крестильную сорочку, полотенце, крестик, цепочку, пожертвовать в церковь деньги и накрыть праздничный стол - все это внешняя суета. За ней может укрыться страшная вещь: таинство не состоялось, обручения с Богом не произошло. И все потому что младенец сам за себя отвечать не может, а восприемник за него не хочет. Ну не считает он важными эти вопросы, нет у него для них времени!

Поэтому очень важным этапом подготовки к предстоящему событию является второе собеседование батюшкой перед крещением. Помимо проверки теоретических знаний ("Символ веры", Евангелие, заповеди) оно обязательно включает исповедь. Это таинство раскроет искренность и подлинность веры тех, кто будет главными фигурами в будущем крещении. Нежелание крестных исповедаться и причаститься свидетельствует о том, что надо их поменять, нельзя портить ребёнку еще не начавшуюся духовную жизнь. И священник в таких случаях вправе отложить крещение, пока восприемник не будет соответствовать требованиям, которые диктует таинств.

Заветная справка

Родители, уже окрестившие детей, знают, как тяжело найти момент, когда в семье все готово, ребенок не болеет, оба восприемника на месте и оба свободны, и в церкви нет препятствий для совершения обряда. С этой точки зрения требование об обязательной катехизации является дополнительным препятствием: заветное крещение откладывается еще на месяц-полтора, до тех пор, пока священник не примет экзамен и не выдаст справку об успешном оглашении. Никакие ссылки на занятость и отсутствие времени не имеют силы.

Если крестные родители живут в другом городе, они могут пройти собеседование перед крещением ребенка по месту жительства и привести в день совершения таинства всё ту же справку об оглашении, заверенную подписью и печатью.

Возможно, ребенку повезет, и его восприемник действительно воцерковленный человек. Но и в этом случае он должен взять письменную рекомендацию у священника своего прихода и предоставить её по месту крещения. Для человека, согласившегося взять ответственность за душу маленького христианина, обходные пути исключаются: или отказаться, или воцерковляться.

Последнее слово остаётся за батюшкой

Священник как никто иной понимает роль крестных родителей в жизни малыша: это и введение его в молитвенную жизнь, и чтение с ним Библии. Случись что-нибудь с родителями, и останься ребенок один - усыновляют его восприемники от купели.

От священника, проводящего катехизацию, во многом зависит, как проходит собеседование перед крещением. Один задаст пару вопросов, махнет рукой и - окрестит малыша. Другой же спросит по всей строгости, и только убедившись, что ребенок попадет в надежные руки, даст разрешение на таинство. Возможно, оба будут правы: пути Господни неисповедимы.

Крещение — необходимое таинство при принятии человеком христианства, оно носит символ духовного перерождения, началом новой жизни. Именно поэтому священнослужители так строго подходят к его реализации, к примеру огласительные беседы перед крещением теперь необходимый этап на пути к приданию таинству человека.

Но не стоит бояться и отступать от задуманного, огласительные беседы перед крещением можно с успехом пройти, если тщательно подготовиться.

Что нужно знать крёстным для прохождения собеседования?

Крестные родители должны понимать какую ответственность несут перед будущим крещенным.

Их вера сначала становится основой для обряда, а после — они отвечают за крещенного перед Богом. Поэтому надо ответственно подготовиться к священному действу.

В первую очередь, духовные наставники крестившегося не должны быть:

  1. Его кровными родственниками: бабушками, дедушками, родителями.
  2. Монахами, подстригающимися для службы.
  3. Человек, на которого наложена епитимия (запрет на посещение церкви) не может быть крестным до его снятия.
  4. Психически больные люди не могут участвовать в обряде

Какие вопросы задает батюшка перед крещением?

Все, конечно, зависит и от самого батюшки и от прихода, в который придут будущие крестные. Но примерные вопросы такие:

«Как часто вы ходите храм?»

«Как часто причащаетесь?»

«Венчаны ли с мужем/женой?»

«Какие молитвы вы знаете?»

Есть ли курсы для крестных?

Каких-то особенных курсов для крестных нет, но есть занятия для восприемников при храме, которые и являются беседами с духовным лицом.

Огласительные беседы проходят в несколько этапов. Сначала священник посвящает в суть крещения, рассказывает о том, что крестные берут ответственность за душу крестника.

Обязательно дается анкета для заполнения данных крестных, крестника и родителей, если крестят ребенка.

В задания входят следующие положения:

  1. Выучить наизусть 7 заповедей Христа и 10 заповедей Ветхого Завета.
  2. Знать основы Нового Завета.
  3. По возможности выучить Символ Веры.
  4. Обязательно знать наизусть две молитвы — «Отче наш», «Богородице Дево».
  5. Перед крещением держать трехдневный пост, а также исповедоваться, причаститься накануне.

Сколько длятся огласительные беседы?

Занятия могут проходить долго — до месяца, поэтому время для проведения обряда выбирается исходя из того, какие успехи делают обучаемые.

После окончания огласительных бесед, восприемники получают соответствующее свидетельство о прохождении курса. С ним, любой храм Московской епархии не откажет в проведении обряда.

Само свидетельство представляет собой лист А4, с информацией о крестном (фамилия, имя отчество, возраст), дате окончания бесед, с подписью священника или катехизатором-миссионером. Обязательно ставится печать храма.

Один оригинал свидетельства выдается на руки, другой остается в храме.

Как окрестить ребенка без бесед

Возможно ли окрестить ребенка без всяких предварительных бесед? К сожалению, таким вопросом чаще задаются люди, которые сами не являются воцерковленными и не понимают самого смысла таинства.

К решению крестить ребенка они обращаются по другим причинам, например: по семейной традиции, по преемственности и понятию «русский человек-православный», по исторически сложившейся культуре.

Именно с этими людьми, решившим покрестить ребенка случаются грустные истории, недоразумения, даже комичные ситуации при обращении в церковь. Они не представляют то, зачем обращаются, но настырно требуют выполнить то, о чем просят.

Отсюда целый гул неодобрения по поводу новых правил, в частности огласительной беседы. Люди ссылаются на 90-е годы, ведь крестили без всяких предварительных приготовлений.

Но в 2013 году все поменялось, приходы получили распоряжение в обязательном порядке перед крещением проводить катехизические разговоры. Поэтому найти в Москве храм, который возьмется крестить ребенка без бесед не так-то просто. Однако, такое возможно в области, других городах России.

Тем не менее многие священники единогласны во мнении, что постановление Патриарха Кирилла — великое достижение для Православной веры. Огласительные беседы помогают понять родителям и крестным: нужно ли им крещение, узнают много нового о вере. Немало случаев, когда люди после бесед со священником начинают регулярно посещать храм.

После нововведения в некоторых храмах упало количество крещений, тем не менее количество перешло в качество, так что положительная сторона бесед очевидна.

Но вера строится не только на знаниях, на то она и вера. Прежде всего это любовь к ближнему, его принятие, любовь к Богу. И священнослужители, как никто это понимают. Поэтому они идут навстречу, не устраивая строгих допросов и экзаменов.

Крещение-добровольный акт, поэтому крестить ребенка без бесед, конечно, можно, но лучше серьезнее подойти к этому вопросу.

Согласно Указу Патриарха и по благословению
священноначалия Северного викариатства, в нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино проводятся огласительные беседы с желающими принять Святое Крещение взрослыми, а также с родителями и будущими восприемниками (крестными) имеющих крестить младенцев и детей, не достигших 15-ти летнего возраста. Целью бесед, проводимых штатным катехизатором прихода, является проверка и возможное повышение уровня сознательной готовности как к принятию Таинства со стороны крещаемых, так и к участию в нем в качестве восприемников – крестных. При отсутствии обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью желающих креститься, прохождение собеседований считается обязательным. В нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино решение по назначению даты Крещения принимается настоятелем храма или заменяющим его служащим священником, исходя из результатов собеседования. Посещение не менее двух бесед обязательно.

Для крещающихся взрослых признаются обязательными следующие требования :

2. Осознание необходимости для каждого православного христианина регулярного и постоянного участия в таинственной жизни Церкви.

3. Приобретение начальных навыков посещения православных богослужений (присутствие на Божественной Литургии).

4. Знание основополагающих христианских молитв, таких как «Отче наш …» и «Символ веры».

5. Предварительное знакомство с текстом Священного писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

Крещению взрослых также должна предшествовать беседа со священником покаянного (исповедального) характера.

В случае крещения младенцев, а также детей, не достигших возраста 15-ти лет, признается обязательным наличие хотя бы одного восприемника (крестного) общего пола с крещаемым ребенком. Если указанный человек является постоянным прихожанином какого-либо иного прихода Русской Православной Церкви, то он может быть освобожден от прохождения собеседования по предъявлении соответствующего подтверждающего документа (справки за подписью настоятеля или духовника с печатью указанного храма). Также крестные имеют право воспользоваться возможностью прохождения огласительной беседы в любом храме подчинения Московского Патриархата при условии последующего предоставления соответствующим образом (см. выше) оформленного подтверждающего документа.

Для крестных родителей (восприемников) крещаемого ребенка обязательно :

1. Понимание и приятие Заповедей Божиих, согласие с основными положениями христианского вероучения и церковной этики.

2. Сознательное и регулярное участие в церковных Таинствах (прежде всего в Таинствах Покаяния и Святого Причащения), а также молитвенной жизни Церкви.

3. Кроме удовлетворительного чтения вслух таких молитв, как «Отче наш …» и Песнь Пресвятой Богородице («Богородице, Дево, радуйся …»), на собеседовании особое внимание уделяется научению крестных ясному прочтению и должному осмыслению догматически важной молитвы «Символ веры».

4. Достаточное знакомство с текстом Священного Писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

5. Незадолго до Крещения крестным родителям необходимо исповедаться и Причаститься святых Христовых Тайн .

6. Отсутствие неснятых церковных прещений (отлучение от Причастия, как правило, означает также и запрет на восприемничество).

При выборе крестных родителям следует учитывать некоторые уставные ограничения, а именно :

Восприемниками (крестными) не могут являться родители крещаемых, а также родные и сводные братья и сестры.

Супруги не должны быть крестными родителями одного и того же ребенка; молодые люди, ставшие кумом и кумой, не смогут быть между собой повенчаны.

Крестными не могут становиться монашествующие.

Лица, страдающие психическими заболеваниями, к участию в Таинстве в качестве восприемников (крестных) не допускаются.

Для крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников (крестных родителей) обязательное участие не менее, чем в двух огласительных беседах. На первой беседе в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания , которые все необходимо выполнить до начала второй беседы.

Собеседования в нашем Знаменском приходе проводятся :
каждый четверг в 18:20,
каждую субботу в 15:00
в помещении Никольского (нижнего) храма.

Желающим посетить данные огласительные беседы, просьба приходить заблаговременно, без опозданий .

Внимание! В назначенные дни собеседования могут быть отменены, если они накануне или в сам день двунадесятых и великих праздников.

Если Вы прошли собеседование в другом храме, то Вам необходимо принести к началу наших собеседований в субботу в 15:00 оригинал Свидетельства (справки) о прохождении огласительных бесед с подписью ответственного лица и обязательно с печатью того храма, где Вы эти беседы проходили.

Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня. Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос : У нас уже в ближайший день назначено Таинство Крещения в другом храме. Можно пройти в вашем храме одно собеседование и сразу получить справку?
Ответ : Нет, это невозможно; так как это является прямым нарушением патриаршего распоряжения. Обязательно нужно достойно подготовиться к Таинству и пройти, как минимум, две огласительные беседы. На первой беседе, после лекции, в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания. На второй беседе данные выполненные Вами указания проверяются и по итогам принимается решение о допуске. В Вашем случае, Таинство Крещения лучше перенести.

Вопрос : Сколько времени нужно, чтобы пройти все беседы и подготовиться стать крестным на Таинстве Крещения?
Ответ : Необходимо пройти не менее двух собеседований, на которых проходят лекции о основах христианской жизни; а также выполнить индивидуальные рекомендации и указания, которые Вам будут даны. Как правило, для полной подготовки стать крестным нужно 2-4 недели.

Вопрос : Я занятой человек. Можно ли пройти собеседования заочно или в другое время?
Ответ : Нет, это невозможно. Нужно лично присутствовать на всех собеседованиях, и только в указанное время.

Вопрос : Мы хотим крестить младенца в Вашем храме, крестный прошел собеседование в другом храме. Ему там выдали справку о прохождении огласительных бесед, на ней стоит подпись катехизатора, но на ней нет печати храма. Можете ли Вы принять такую справку?
Ответ : Нет, не можем. Справку, на которой отсутствует печать храма, где проходились беседы, принять не можем. Так как печать подтверждает подлинность подписи катехизатора выдавшего справку, и без печати справку нельзя считать надлежащим образом оформленным документом. По мимо этого в патриаршем Распоряжении ясно написано, что документ заверяется печатью храма. В Вашем случае, необходимо подойти в администрацию прихода того храма, где проходили собеседования, и попросить чтобы поставили печать на Вашу справку.

Вопрос : Наш крестный живет в другом городе, и он прошел собеседование в храме по месту жительства. В настоящее время у нас есть только копия этой справки. Можно ли для оформления Крещения в Вашем храме принести копию справки о прохожении собеседования, вместо оригинала?
Ответ : Нет, нельзя. Для оформления нам нужно принести за один день до Таинства Крещения, а именно в субботу в 15:00 только оригинал справки, который остается у нас. Причем принести данную справку может любой из доверенных Вами лиц.

Вопрос : Я прошел собеседование в другом храме, но справку о прохождении огласительных бесед мне там не выдали. Что мне делать?
Ответ : Если после успешного прохождения огласительных бесед в другом храме Вам не выдали справку, то это является основанием для подачи жалобы в местную епархию или патриархию. Так как это является прямым нарушением патриаршего Распоряжения № Р-01/12 от 03.04.2013 г.

Вопрос : Мы уже успешно прошли собеседование. Как нам назначить день крещения?
Ответ : Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня (точное время назначается катехизатором). Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

Причины, по которым люди решают крестить детей, оказываются порой весьма оригинальны в том смысле, что не имеют отношения к Церкви.

Крещение может восприниматься как следование семейному укладу:

«В нашей семье придерживаются традиции крестить детей. И я не хочу от нее отступать », – заявляет один из пользователей.

Иногда крещение воспринимается как традиция национальная:

«Не назову себя воцерковленным человеком, для меня это скорее вопрос преемственности и некой идентификации: русский человек – православный христианин ».

К этому утверждению прилагается и пространное обоснование:

«Люди (в массе своей) исповедуют (ощущают принадлежность) ту религию, которая исторически сложилась на территории их государства. Индусы не переходят в христианство, японцы не стремятся к иудаизму, а иранцы равнодушны к дзену. Все занимаются своими делами ».

Таких нецерковных людей, «православных по культуре», социологические опросы выявляют в российском обществе от двух третей до 80%. К этому числу у нас при случае даже любят апеллировать. Но, похоже, именно с этими людьми, когда они обращаются в церковь, желая окрестить детей, происходит наибольшее количество недоразумений, грустных и комичных ситуаций, суть которых одна: они не очень представляют, за чем обращаются, но требуют непременно выполнить просимое.

Крёстные без «фанатичной набожности»

«Я крестила двух своих ребятишек и старшего родственницы, и всё было легко, душевно и празднично…

Теперь же батюшка строго спросил меня, когда исповедовалась и причащалась в последний раз, как часто хожу в храм и в какой, какие молитвы знаю. Я не отличаюсь от многих соотечественников чрезмерно фанатичной набожностью, поэтому честно ответила, что всё это делаю по велению души, не редко, но и не каждый день. Получила ответ: «Я устал крестить безбожников! »

Комментаторша обиделась. Но как ей объяснить, что крещение – это не просто «праздник», а христианство – не только «Богвдуше»?

Ещё случай:

«Крёстный у нас был родной брат родственницы. Он вообще парень работящий, из деревни, там все тётки к нему за помощью идут, и он ни с кого ни копейки не берёт, всегда рад помочь. Тоже недостоин оказался ».

Крёстный и «хороший человек» – это одно и то же?

«Подруга попросила быть крестной у ее малыша. Я подготовилась основательно – купила все необходимое в магазине Крещение, настроилась морально, а теперь прочитала про собеседование и расстроилась. Я не особо соблюдаю православные обычаи, а вдруг батюшка меня не допустит до этого таинства ».

Очевидно, в представлении подобных людей крещение – это просто красивый обряд. Вот и несутся по Сети жалобы на отказ «провести ритуал». Или на то, что «ритуал» почему-то провели не индивидуально или не в основном храме (который был выбран соискателями за то, что красивый и старинный), а в маленьком крестильном храмике (или вообще в отдельной комнате-крестильне), где не могли нормально развернуться фотограф и оператор с камерой.

Церковь – это просто красиво?

Крестить… без собеседования

Однако основную волну возмущения вызывает требование к родителям и крёстным пройти огласительные беседы. Как основной аргумент против них участники сетевых обсуждений приводят практику, существовавшую в Церкви в 1990-е, когда всех приходящих крестили по первому обращению.

Однако разберёмся с тем, что вообще такое огласительные беседы и для чего они возникли.

Введение в церковную практику подготовительных бесед для самих крещаемых (в случае, если крестятся взрослые), а также для родителей и крёстных родителей (в случае крещения младенца) регулируется документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», который вступил в силу ещё 28 декабря 2011 года.

В нём, в частности, сказано:

« Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

«Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам».

То есть основная цель предваряющих крещение бесед – вовсе не провести «тест на хорошего человека», как посчитали авторы некоторых приведённых выше записей. Их цель – разъяснить человеку основы религии, в которую он обращается сам или обращает ребёнка.

По нашей просьбе ситуацию комментирует клирик храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки священник Димитрий Туркин:

Многие годы священникам приходилось крестить почти всех, кто просил этого. Очень малое число крещеных становилось прихожанами. В члены Церкви принимались порой люди, очень далекие от истинной веры и не стремившиеся эту веру познать. Есть надежда, что такое положение навсегда прошло.

Итак, надо приучить себя к мысли, что к крещению надо готовиться, и если такой готовности объективно нет, то и крещения не будет.

В настоящее время подготовка к крещению представляет собой прослушивание лекций в основном будущими крестными. Конечно, как всякое новое дело, оно не лишено недостатков. По сути, мы пытаемся возродить практику оглашения перед крещением. Это очевидное благо для Церкви, поэтому мир не хочет принимать его.

Ошибка тех, кто критично оценивает наши попытки противостоять формальному отношению к Таинству, заключается в том, что им кажется: мы пытаемся насильно кого-то чему-то научить. На самом деле мы пока пытаемся, простите за грубость, просто отфильтровать тех, кто не хочет сам ничему учиться. Им, поверьте, не нужны ни Христос ни Его Церковь.

Очень хорошо, что кто-то заявляет: «крещение ребёнка – это и есть повод начать ходить в храм». Посещение подготовительных лекций как раз и есть начало хождения в храм. К тому же это еще и способ начать что-то понимать в церковной жизни. Но мы больше не можем рассчитывать на “вдруг начнут”.

Представьте себе чувства священника, вынужденного годами крестить всех приходящих. Поверьте, это очень трудно и больно для души молиться с теми и за тех, кто сам ничего не хочет и просто равнодушно отстаивает время совершения Таинства.

На самом деле мы не отказываем никому. Если человек прошел подготовку, то его допускают к крещению. Просто те, кто для себя решил, что им ничего от Церкви кроме факта крещения не нужно, не приходят на наши беседы и поэтому не приходят креститься и крестить детей.

Случаев с крещением было много и разных, но не помню ни одного, когда прихожанином стал человек, вначале проявивший равнодушие.

В целом за время, прошедшее с внедрения огласительных бесед в церковную практику, отношение к ним стало спокойнее. Однако фраза, вынесенная в заголовок этого раздела, всё ещё занимает лидирующее место в списке поисковых запросов.

Преткновения собеседования

Помимо самого факта их проведения, огласительные беседы вызывают ещё целый ряд вопросов.

Во-первых, в самом начале беседы, по-видимому, проводили, что называется, «с усердием не по разуму». Корреспонденту известен случай, когда несколько лет назад летом православная пара из Москвы пыталась крестить своего третьего ребёнка в Вологде у родителей.

Отсидев двухчасовую лекцию с тремя детьми от нуля до четырёх лет на руках, мама тогда попыталась поговорить со священником о «смягчении процедуры». На что получила ответ: «Либо досиживайте ещё две встречи, либо езжайте креститься по месту жительства ».

В Москве, задав той же паре несколько вопросов, священник велел родителям готовиться к причастию. Ребёнок же был крещён в ближайший удобный для них день.

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Участие (NB, а не присутствие) крестных и (или) родителей обязательно в случаях, когда они не воцерковлены или не являются прихожанами данного храма. Если о крещении просят прихожане, исповедующиеся и причащающиеся в храме, то они получают разрешение без подготовки.

Если это люди из другого прихода, то они должны в краткой беседе показать свою степень воцерковления и, тогда по результатам или получат разрешение на крещение, или им предложат пройти подготовительные беседы.

Случаи дежурного отношения к катехизации (как со стороны участников, так и со стороны организаторов) отмечены и в сетевых записях:

«Это просто что-то типа лекций. Три субботы ходила. С малышом папа сидел. Не жалею. Хоть вздремнула немного ».

В других случаях вызвало вопросы само содержание беседы. Положение «О религиозно-образовательном и катехизическом служении» предусматривает:

«Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви».

Официальный документ предписывает: когда они необходимы, бесед должно быть как минимум две, но их содержание и продолжительность определяется катехизатором «с любовью и рассудительностью». Однако жизненная практика нередко может значительно отличаться:

«Я в прошлом году ходила, так мне на ноутбуке давали ролики посмотреть с выступлениями священнослужителей о пользе той самой беседы, на которую я пришла ».

Иногда смысл беседы, по свидетельствам оглашаемых, сводился к поддержанию суеверий, связанных с крещением:

«Собеседование больше походило на беседу за жизнь. Главное, что их волновало – не встречаемся ли мы с крестным, не живем ли вместе как мужчина и женщина или брак у нас… »

В других случаях содержание самой беседы понять вообще сложно:

«Неадекватная дама, которая вела данное собеседование, взяла на себя смелость рассказать, почему детки умирают маленькие, вот только логики в этом никакой не было ».

Иногда пришедшие явно были не готовы к тому, что поучение перейдёт «в практическую плоскость». Хотя, возможно, и тон разговора был избран не вполне верный:

«Настоятельница церкви (могу ошибаться) вела монолог о том какие мы все безответственные, грешные, низкие люди.

Много было крёстных и родителей, некоторые пытались задавать вопросы, на что получали короткие ответы в стиле: «Вон книга, там всё написано, чего неясно-то? »

Правда, наш крёстный, обличённый в блуде на всю толпу, (он тогда уже долгое время жил с девушкой), женился. Возможно, мы неправильные православные и не должны креститься, но не таким способом это надо доносить».