Как сочинить небылицу примеры небылиц. Стихи-небылицы

НЕБЫЛИЦЫ

У нас все просыпаются в 3 утра. Вороны плавают. Мышки бегают за кошками. А комары-то у нас как слоны.

Храмцов Сережа

Я побывал в стране чудес. Я там увидел ворона, который косил траву на лугу для кота.

Парфенов Илья

Жуйков Андрей

Шла лиса, мела хвостом и трясла рогами.

Вырос на пеньке пустом короб с пирогами.

Однажды я пошла в лес и встретила там ежика. С большими пребольшими ушами. Он сидел и песню пел: «Пусть бегут неуклюже…..» и ждал когда с яблони упадут спелые груши. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.

Кривоногова Кристина

Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет.

У меня живет дракончик, ему целых 10 лет!

Мы с ним ходим на прогулку,

Мы с ним ходим на обед.

Любит он с вареньем булку

Заедать мешком конфет.

Жернакова Тамара

Однажды я по лесной тропинке шла и увидела как две лягушки прыгали до солнца, рыбы летают и песни поют.

Ашканова Эдда

Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что коровы по деревьям не бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле.

Чепасов Егор

Новый трюк! Смертельный номер!

Бегемот – на голове! Лев стоял на бегемоте!

Крокодил стоял на льве! Волк стоял на крокодиле!

И вдобавок на носу двухметрового удава…

Волк держал как колбасу…

Все кричали: Браво! Браво!

Вдруг - немыслимое дело! На удава муха села…

И удав, отпрянув вправо, поскользнулся на носу…

Волк качнулся – и удава

Проглотил как колбасу.

Рот открыв от удивленья,

Волка слопал крокодил.

Но и сам через мгновенье

Льву в желудок угодил.

Зашатался лев - и прямо

Рухнул в пасть гиппопотаму.

Харитонов Даня

Жил кот на крыше, полетел он с крыши.

Ничего не понял я, как крылья появились у кота…

И вот под облаками порхает и летает, птиц он догоняет.

Степаненко Надя

Однажды я шел по улице и увидел, как одна собака громко… замяукала, потом быстро залезла на высокое дерево, замахала крыльями и полетела.

Григорук Кирилл

На поляне жили звери, чай любили, песни пели. Строили себе дома, выжимали облака, а водой из облаков умывались по утрам, чтобы шерстка у зверей становилась красивей. А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами. Конечно медом угощал, никого не забывал. Вобщем быт был там налажен: добывали сок из скважен. В реках водится кокос, ананас и абрикос. На поляне хорошо! Приглашаем вас еще!

Иванова Лиза

Проснувшись утром я увидела на столе записку. В записке прочитала: мы ушли в школу, подстреги ковер и подмети холодильник. Мама и папа. До конца еще не проснувшись, я пошла умываться. В ванной я увидела, что моя кошка чистит зубы. Я заняла очередь и решила приготовить завтрак. В холодильнике я нашла пару кирпичей, килограмм гвоздей, одну пачку песка и бутылку керосина. Это вдруг меня насторожило. Я посмотрела в окно. На улице ярко светила луна и весело прыгали подснежники. Вдруг позвонил чайник и мама сказала, что у них еще два урока и мне надо накормить кошку шампунем. Кошка с радостью съела кусок мыла и выпила миску шампуня. Я решила включить телевизор. Нажала на кнопку и почувствовала как меня тресёт младшая сестра: Вставай! С днем рождения! Сегодня 1 апреля!!!

Перевозкина Даша

Ежик пошел в школу и видит на дереве растут конфеты. Залез он на дерево, съел конфетку. И пошел дальше в школу… вдруг у него закружилась голова, и он стал разноцветным. Учительница догадалась, что ежик съел конфетку с дерева и заставила ежика учиться после уроков.

Гуляева Настя

Однажды я захотел покушать и поставил тарелку с едой и стакан с чаем на стол. И вдруг стол ожил, он начал бегать по всему дому. Хорошо, что у нас была бутылочка с жидкостью, которая могла превращать все, одушевленные предметы в неодушевленные и наоборот. Я начал догонять стол, догнав, полил на него из бутылочки прямо в цель и он превратился снова в обыкновенный стол. Наконец-то я стал есть и пить чай.

Воробьев Саша

У нас во дворе

Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!

Посмотрела я на все это и пошла с девчонками гулять.

Пехтерева Настя

Детские стихи-небылицы -огромный кладезь народной мудрости. Многие писатели настаивали на том, что небылицы-это в первую очередь особенная детская интелликтуальная игра, благодаря которой можно гармонично развить своего ребенка.И как оказалось, они были правы, потому что дети могут не только играть, используя самые различные средства, включая игрушки, машины, куклы. Дети могут играть так же весело, но только своими мыслями. Небылица является плодом фантазии и воображения, которая позволяет ребенку расширить значительно границы существующей действительности, по новому посмотреть на каждый предмет, сделать мир интереснее.

Всегда задорные, смешные и веселые - они нравятся детям.

В них рассказывается о том, чего на самом деле не бывает

и быть не может.

Часто взрослые могут услышать как ребенок сам составляет небылицы. Не нужно останавливать малыша, пусть сочиняет, возможно именно в вашей семье растет великий сказочник.

Несмотря на то, что борьба за право сочинять и рассказывать длилась долгие годы, сегодня этот жанр можно по праву считать, интересным и полезным. возрожденным.

Использование игры- как средство развития интеллектуальных способностей ребенка

Развивать у детей психические процессы(Фантазию, логическое мышление, речь, воображение

Активизировать познавательные интересы.

Формировать внутреннюю позицию будущего школьника.

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю, что любое предложение,

прямо сразу повторю.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время, Мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

Ну а кактус в это время, мыл старушку на окне.

Ехал Ваня на коне.

Вел старушку на ремне.

А собачка в это время,

Мыла Ваню на окне.

Знаюя, что говорю,

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалится зря.

Владимир Шаинский «Про кота».

Я купил на птичьем рынке говорящего кота,

Но не знал еще что будет,

С ним сплошная маета маета,

Убежал мой кот из дома,

И явился в деитский сад.

Пел он песнюЧунга-чанга

Тридцать три часа подряд.

Небылицы-небылицы,

Переходят все границы.

Ну и что же,ну и что же.

Быль и небыль так похожи.

В воскресенье пол второго,

Марсианин прилетел,

Позвонил по телефону,

Познакомиться хотел.

Я как раз снимался в фильме

А где это видано,

Ив какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес,

Да на полочку унес,

А полочка обломилась

И яичко разбилось,

Овечка расквохталась,

Кобылка раскудахталась,

Ой, куда-куда,-кудах,

Не бывало так у нас.

Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,

Голопузый за пазуху поклал,

А слепой-то подглядывал,

А глухой то подслушивал,

А безногий водогон побежал,

Безьязыкий «караул» закричал!

Ехала деревня,

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки,

Лают ворота,

Он схватил дубинку,

Разрубил топор,

И по нашей кошке,

Пробежал забор,

Крыши испугались,

Сели на ворн,

Лошадь погоняет,

Мужика кнутом.

На болоте стоит пень,

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
- Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!

    Куда бегал?
    - В лес-дуброву.
    - Что там делал?
    - Кору драл.
    - Куда клал?
    - Под колоду убирал.

  • Лиса по лесу бежала,
    Лиса хвост потеряла.
    Ваня в лес пошёл,
    Лисий хвост нашёл.
    Лиса рано приходила,
    Ване ягод приносила,
    Её хвост отдать просила.

  • Между небом и землёй
    Поросёнок рылся,
    И нечаяно хвостом
    К небу прицепился.

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
- Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!

  • Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на кобылке,
    Жена на коровке,
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках.
    Съехали с гор,
    Развели костёр,
    Кушают кашку,
    Слушают сказку.

  • Тень-тень-потетень,
    Выше города плетень.
    Сели звери под плетень.
    Похвалялися весь день:
    Похвалялася лиса:
    - Всему свету я краса!
    Похвалялся зайка:
    - Поди, догоняй-ка!
    Похвалялись ежи:
    - У нас шубы хороши!
    Похвалялся медведь:
    - Могу песни я петь

  • На болоте стоит пень,
    Шевелиться ему лень.
    Шея не ворочается,
    А посмеяться хочется.

  • Была репа важная,
    Дивилась бабушка каждая.
    Одним днем не обойдешь кругом.
    Всей деревней ели целую неделю


Еще по этой теме...

Олеся Емельянова

Быль или небылица

Это игра для детей 3-6 лет. Участников может быть сколько угодно. Начертите на земле линию или, если игра проводится в помещении, то положите на пол ленту или веревку. Дети должны встать за линией, а ведущий должен встать перед ними. Перед тем как начать игру нужно познакомить детей с условными знаками. Если ведущий скажет то, что может случиться в жизни (быль), надо встать и поднять руки над головой, если сказал то, чего быть не может (небылица), нужно присесть на корточки. Можно придумать и другие условные знаки, но они должны очень сильно отличаться друг от друга, чтобы нельзя было быстро поменять один на другой. После этого ведущий читает детям короткий стишок, а те должны отреагировать на него правильным условным движением. Сам ведущий никаких движений делать не должен. Каждый, кто показал правильный знак, делает шаг вперед. Все, кто ошиблись, остаются на прежних местах.

Победит тот или те, кто на момент окончания игры продвинется дальше всех. Для большей честности можно всю площадку для игры разлиновать на полосы-шаги. А можно наоборот позволить правильно ответившим игрокам делать шаг или прыжок максимальной длины.

Зеленым цветом отмечены двустишия-были, а красным – небылицы:

Чтоб спастись от зимних вьюг,
Ласточки летят на юг.

На работе балерины
Набивают пух в перины.

В море каракатица
Не плывет, а катится.

От крылечка до калитки
Целый день ползли улитки.

Чтоб охотиться, сычи
Вниз бросают кирпичи.

Африканская горилла
Ест слонов и крокодилов.

Из древесной почки
Выросли листочки.

В чаще грибника Петра
Покусала мошкара.

Чтоб от насморка лечиться,
Муравьи едят горчицу.

Подарила Мише Света
Шоколадную конфету.

У летающих ежей
Восемь ног и шесть ушей.

Мальчик Петя на прогулке
Собирал с деревьев булки.

Носороги и слоны
Прилетели к нам с Луны.

В зоопарке обезьяны
По утрам едят бананы.

Петушок, пропев зарю,
Говорит цыплятам: «Хрю!»

Надоил Семен с быка
Два бидона молока.

У могучего орла
Две ноги и два крыла.

Получилась изо льда
Очень мокрая вода.

Утром волк зубастый
Чистит зубы пастой.

Две голодные медузы
Ели в море кукурузу.

Чтоб зимой не мерзли уши,
Надевает шапку Луша.

Молодой рыбак Федот
В лодке по реке плывет.

Муха с кухни у Антошки
Вилку унесла и ложку.

У Наташи привиденье
Съело в доме всё варенье.

Футболисты ЦСКА
В мяч играют из песка.

На столе у бабы Юли
Тесто лезет из кастрюли.

В зоопарке росомаха
Обогнала черепаху.

Раки свищут на горе
К наводненью и жаре.

В небе самолет кружится,
Машет крыльями, как птица.

У игрушечной матрешки
Ручки длинные и ножки.

Белка между елок скачет
На зиму орешки прячет.

На работе дядя Миша
Продает коньки и лыжи.

В парке видела Алена
Стайку воробьев зеленых.

Через каждые пять лет
Кошка изменяет цвет.

В Калахари круглый год
Кактус пляшет и поет.

Иногда и днем луна
Людям на небе видна.

Куклу новую Матрена
Уронила вверх с балкона.

По команде умный пес
Коле тапочки принес.

Прячет мама-кенгуру
Кенгуренка в кобуру.

После дождика из манки
Выросли в лесу поганки.

От пирожных и сиропа
Растолстела Пенелопа.

На учениях солдаты
Учатся бросать гранаты.

Ходит голубь по дорожке,
У него четыре ножки.

В огороде у Ларисы
Кабачки воруют лисы.

На краю земли восточном
Солнце светит днем и ночью.

У упавшего спортсмена
Забинтовано колено.

Злой зубастый крокодил
Мотороллер проглотил.

Принтер напечатал фото
Полосатого енота.

Петя с помощью корзин
Превращает снег в бензин.

Под водой на дне морском
Скат питается песком.

У коровы на картинке
Очень грязные ботинки.

Сбросил дикобраз иголки,
Стал совсем-совсем не колкий.

На зеленом апельсине
Шкурка стала темно-синей.

Под водою водолазы
Дышат через трубку газом.

Пятилетний мальчик Вася
Пятый год в десятом классе.

В Антарктиду дядя Вася
Летом плавал на матрасе.

Злой Антошка из окошка
Окатил водою кошку.

Пролетели стаей
В небе горностаи.

Ночью в полной темноте
Ездят мыши на коте.

Летом во дворе Егорка
С ледяной катался горки.

На веселом карнавале
Дети в масках танцевали.

У полярного бобра
Прямо в айсберге нора.

После вторника среда
Наступает не всегда.

Весь свой век огромный кит
В море ест и в море спит.

Делают томатный сок
Из репьев и из досок.

Не бывает малышей
Без цветных карандашей.

Под окном в весенний день
Белая цветет сирень.

Если в клеточку тетрадь,
То нельзя в ней рисовать.

Видел Ян, как гусеница
В огороде съела птицу.

Из орлиного птенца
Можно вырастить скворца.

От простуды у Тимура
Поднялась температура.

Роет под землею ход
Маленький проворный крот.

Внука Вани Ванин дед
Младше на пятнадцать лет.

За обедом съела Даша
Сто тарелок манной каши.

В огороде Прошка
Посадил картошку.

Обшипела Петю с пня
Ядовитая свинья.

Прыгает по ветками птичка –
Желтопузая синичка.

Сорвала Анюта розу,
И теперь в руке заноза.

Возле старого пруда
Страус сел на провода.

Дядя Коля для красы
Отрастил себе усы.

В гололед и в гололедицу
Хорошо на санках едется.

Добавляют чайки в чай
Лебеду и молочай.

Изловился сом в реке
И сварился в кипятке.
(сом сам себя не мог изловить и сварить)

У морского львенка
Шкура, как клеенка.

Даже у китайца
На руке пять пальцев.

Огуречная ботва
Вдвое слаще, чем халва.

Научить ежа легко
Пить из блюдца молоко.

Внуки бабе Оле
Грядки пропололи.

Шланг, покрытый чешуей,
Называется змеёй.

Прописал врач Мише
От ангины лыжи.

В мультиках на роликах
Ездят львы и кролики.

Рыба умная дельфин
Есть не станет парафин.

Тощий суслик на пригорке
Столбиком стоит у норки.

Не дают калеке
Книг в библиотеке.

Восьмилетний мальчик Коля
Получил пятерку в школе.

У лягушки из пруда
Поседела борода.

Все всегда кладут в салат
Шоколад и мармелад.

Слава радугу нашел
И по радуге пошел.

Кошка спит на батарее
И становится добрее.

На базаре нам казах
Взвесил дыню на часах.

Повар дядя Боря ловко
Заморозил кекс в духовке.

Злой пингвин схватил енота
И унес к себе в болото.

Влад по телефону
Позвонил Семену.

Вместе с дедушкой Егор
Красит краскою забор.

За день вылилась вода
Из дырявого пруда.

У китайца Ли из рук
Панда кушает бамбук.

Ехал поезд по мосту
И сигналил всем «Ту-ту!»

Ян, нажав на выключатель,
Кошкин выключил мурчатель.

Смотрите также:

НЕБЫЛИЦЫ


Детские небылицы в стихах

Про красную мышь и зелёную лошадь

Я шёл и расспрашивал
разных прохожих
Про красную мышь
И зелёную лошадь.
И мне отвечали
Десятки прохожих:
- Таких мы не видели-
Даже похожих.
Кругом улыбались:
-Всё это - фантазия!-
Какой-то старик проворчал:
-Безобразие!

Я шёл через город
Нелеп и взъерошен.
я спрашивал всюду,
Меня не смутишь:
-Ну кто-нибудь видел
Зелёную лошадь,
Зелёную лошадь
И красную мышь?

Вдруг кто-то окликнул
меня из окна.
И я увидал
голубого слона,
Который сказал:
-Поищи их на пристани.
Недавно туда
Прошагали туристами
Зелёная лошадь
и красная мышь.
Ну, топай скорее,
чего ты стоишь?

В волнении я прибежал
на причал,
Где белый кораблик
кормою качал.
Кораблик уже уходил
От причала.
Зелёная лошадь
У борта стояла,
А красная мышь
мне махала с кормы…
с тех пор, к сожаленью,
Не виделись мы.
Ты скажешь: всё это
неправда одна.
Не веришь?
Спроси голубого слона.
Г.Сапгир

***
Бочонок собачонок

Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха - Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы - Четыре метра!
Писку-визгу - Двести граммов
Плюс пол-литра
Шумов-гамов,
Да еще
Глоток веревки
И моточек газировки! - - Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
Тюк
Мальчишек,
Пук
Девчонок
Да бочонок
Собачонок!
Заходер Борис

А может, а может...
Из м/ф «Пластилиновая ворона»

Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую,
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать.

Нам помнится, вороне,
А может быть, собаке,
А может быть, корове,
Однажды повезло.
Прислал ей кто-то сыра,
Грамм, думается, двести,
А может быть, и триста,
А может, полкило.

На ель она взлетела,
А может, не взлетела,
А может быть, на пальму
С разбегу взобралась.
И там она позавтракать,
А может, пообедать,
А может быть, поужинать
Спокойно собралась.

Но тут лиса бежала,
А может, не бежала,
А может, это страус злой,
А может, и не злой.
А может, это дворник был.
Он шел по сельской местности
К ближайшему орешнику
За новою метлой.

Послушайте, ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Но тоже хорошо.
У вас такие перья,
У вас рога такие,
Копыта очень стройные
И добрая душа.

А если вы споете,
А может быть, залаете,
А может, замычите √
Коровы ведь мычат,
То вам седло большое,
Ковер и телевизор
В подарок сразу вручат,
А может быть, вручат.

И глупая ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Как что-то запоет.
И от такого пения,
А может, и не пения,
Упал немедля в обморок
От смеха весь народ.

А сыр у той вороны,
А может быть, собаки,
А может, и коровы,
Конечно же упал.
И прямо на лисицу,
А может, и на страуса,
А может, и на дворника
Немедленно попал.

Идею этой сказки,
А может, и не сказки,
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз,
Не стойте, и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите
Там, где идет строительство,
Или подвешен груз.
Успенский Эдуард

Три мудреца
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее
Старый таз,
Длиннее
Был бы мой рассказ.
Перевод С. Маршака

Вот сказали, воробья не видать,

А воробушек по улице идет,

В левом крылышке скрипочку несет,

Правым крылышком наигрывает,

С ноги на ногу попрыгивает.

И-та-та, и-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота котовича,

За Иван Петровича.

Стали кошку хоронить,

Во все колоколы звонить.

Ти-ли-ль дон,

Ти-ли-ль дон,

Загорелся козий дом,

Коза выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Побежала к дубу,

Прикусила губу,

Прибежала к городу,

Опалила бороду.

Ерема, Ерема,

Сидел бы ты дома,

Точил веретены,

Пятки зелены.

Пряха по ниточке пряла,

В коробочки клала,

Мышка клепала.

Мышка божится,

На печку ложится,

Не дорог попред (ниточка)

Пастухам на обед.

Кошка ходит по краю,

Она лычко дерет,

Коту лапотки плетет,

А коту-то недосуг -

Надо пиво варить,

Надо пиво варить,

Да надо сынушка женить.

Сын Максим, балалаечник,

Балалаечку купил,

Да все девчонок полюбил:

Ты сутуленькая,

Ты горбатенькая,

Выйди, выйди за меня,

Да за богатенького.

У меня-то про тебя

Молока цела река,

Киселя целы амбары.

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали ноги вытирать,

Кто платочком,

Кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Зайчик белый, куда бегал?

Во лес дубовый.

Чего делал?

Лыки драл.

Куда клал?

Под колоду.

Кто украл?

Я не знаю, я не знаю.

Гром по горам прокатился –

С дуба комар повалился,

Грохнулся о корневище

Старый комар-комарище.

Мигом слетелися мухи –

Две грохотухи-горюхи,

Подняли бедного братца,

Стали жужжать, убиваться:

Старый комар-комарище,

Как тебе больно, дружище!

Бедный наш светик-сударик,

Как тебя жаль нам, комарик!

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К праздничку дала:

Чашечку собачка моет языком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребет,

Половичку курочка веничком метет.

Слетались все птицы:

Чечетки-сестрицы,

Кукушка-подружка;

Воробушек-шурин

Глазки прищурил;

Ворона-невеста

Села на место.

Только нет жениха.

Не позвать ли петуха?

Покупал баран баранки

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил –

Про себя не позабыл!

А для женушки – подсолнушки.

У нашего луня,

У милого друга,

Сорок кадушек

Солёных лягушек,

Сорок амбаров

Сухих тараканов,

Пятьдесят

Поросят –

Только ножки висят.

Сайты детских садов
Как создать сайт ДОУ...

онкурсы на сайте
Детские творческие конкурсы, конкурсы для педагогов, голосование.

. "Болеем за Россию-2014"
"Подарок для папы к 23 "Кормушка для пичужки"

Заказать свидетельство
Сертификаты и свидетельства

Строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строки написаны слева, а продолжение - справа. Задача играющих соединить первую и вторую части так, чтобы получилась небылица.

Злой кабан сидел на ветке,
Пароход томился в клетке,
Соловей точил клыки,
Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила,
Маша хвостик свой ловила.
Буратино сшил себе штаны,
Портной все поел блины.
Ёж накрыт к обеду был,
Чиж усами шевелил,
Рак летал под облаками,
Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе,
Мальчик булькал на костре.

  • Продолжите составлять небылицы с другом.

Песня в шахматы играла,
Громко девочка звучала.
В поднебесье слон летал,
Гусь из джунглей убежал.

  • Прочитай загадки. Отгадай их. В загадках подчеркни слова, которые помогают догадаться, о чём или о ком идёт речь.

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге ,
От мороза пряча нос.
(Медведь)

У него большие уши ,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везёт, как грузовик .
(Осёл)

У него четыре лапки,
Лапки-цап-царапки ,
Пара чутких ушей,
Он - гроза мышей .
(Кот)

  • Найди дома или в библиотеке сборник загадок. Выпиши несколько понравившихся тебе загадок.

В школьном портфеле тетрадка,
А что за тетрадка - загадка.
Получит оценку в неё ученик,
А вечером маме покажет... (дневник)

На странице Букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(Дождь)

Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)

  • Организуйте с друзьями конкурс "Кто больше знает загадок".
  • Прочитай пословицы и поговорки. О чём они рассказывают, какая тема каждой из них? Можно ли сказать, что все эти пословицы и поговорки о временах года? Распредели их на группы по темам. Дополни свои группы пословицами и поговорками из учебника "Литературное чтение" (страницы 26 - 27). В каком другом источнике информации можно найти пословицы и поговорки?

1. О весне:

1). Ласточка весну начинает, соловей кончает.
1). Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
1). Кто спит весною, мёрзнет зимою.
1). Весна красна цветами, а осень - снопами.
1). Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
1). Новый год - к весне поворот.
1). Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
1). Весна да осень - на дню погод восемь.
1). Где в апреле река, там в июле лужица.

2. О зиме:

2). Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба - и тепло, да голодно.
2). Летом не припасёшь,зимой не принесёшь.
2). Что летом родится, то зимой пригодится.
2). Кто спит весною, мёрзнет зимою.
2). Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
2). Будет зима - будет и лето.
2). Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.
2). Новый год - к весне поворот.
2). Январь - году начало, зиме середина.
2). В ноябре зима с осенью борется.
2). Лето - припасиха, зима - прибериха.
2). Декабрь год кончает, а зиму начинает.
2). Мороз невелик, а стоять не велит.

3. Об осени:

3). Придёт осень, за всё спросит.
3). Цыплят по осени считают.
3). От осени к лету поворота нету.
3). Весна красна цветами, а осень - снопами.
3). Ноябрь - сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
3). Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
3). Весна да осень - на дню погод восемь.
3). В ноябре зима с осенью борется.

4. О лете:

4). Дважды в год лето не бывает.
4). Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
4). Что летом родится, то зимой пригодится.
4). Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
4). От осени к лету поворота нету.
4). Будет зима - будет и лето.
4). Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.
4). Где в апреле река, там в июле лужица.
4). Лето - припасиха, зима - прибериха.

Все пословицы (кроме пословицы "Как месяц не свети, а всё не солнышко", которую надо отнести ко времени суток) рассказывают о временах года.

Пословицы и поговорки можно найти в различных сборниках с таким же названием, в Интернете, узнать от старших.

  • Какая пословица или поговорка понравилась тебе больше всего? Объясни её смысл.

Мне понравилась пословица "Дважды в год лето не бывает". Её смысл в том, что лето в году бывает только один раз. Переносный смысл: Не следует ждать чего-то, что уже было и прошло.

  • Какая пословица тебе плохо понятна?

Новый год - к весне поворот.

  • Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

"Баба-Яга", "По щучьему веленью", "Царевна-лягушка", "Сивка-бурка".

  • Найди в доманней или школьной библиотеке сборник "Сказки русских писателей". Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В.Катаева "Цветик-семицветик"?, Кто из героев говорит слова: "Лети, лети, лепесток, через запад на восток..."?

Я нашёл сборник "Сказки русских писателей. Начальная школа. 1-4 класс". Издательство "Стрекоза", 2016 г. Я прочитал из этого сборника следующие произведения: Д. Мамин-Сибиряк "Серая шейка", П. Бажов "Серебряное копытце", В.Катаев "Цветик-семицветик".

Слова "Лети, лети, лепесток, через запад на восток..." принадлежат девочке Жене из сказки В.П. Катаева "Цветик-семицветик", в руки которой попал волшебный цветок с разноцветными лепестками.

  • Обсудите с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Сказка призвана не просто развлекать. Она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрым и справедливым, чутким и отзывчивым; защищать слабых; находить выход из самых сложных ситуаций, преодолевать трудности, противостоять злу, приходить на помощь товарищу; быть терпеливым, настойчивым, храбрым; уважать старших, не обижать младших; любить свою Родину.

  • Составь небольшое сообщение на тему "Чему учат сказки".
    Начни со слов: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!"

"Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!" - говорится в "Сказке о золотом петушке" у А. С. Пушкина. И это высказывание справедливо. Сказки помогают нам поверить в себя и свои силы, преодолеть трудности, воспитать в себе силу духа, смелость и мужество. Они учат детей добру и терпению, состраданию и прощению; помогают посмотреть на себя со стороны взрослым. Сказки - наши лучшие друзья и советчики в самых сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками учат нас отличать правду от лжи, добро от зла. Смысл сказки никогда не лежит на поверхности, но в её "намёках" заложена вековая мудрость народа.

Игра. Сочиняем небылицу

4.3 (85.71%) от 35 голосующих

Небылицы

Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.

Бытование жанра . Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины.

Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».

Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.

Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».

Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:

Позвольте, братцы, небылицу с пеги,

Небылицу, да небывальщину.

Старину спою, небывалую, да не слыханную.

Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.

Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».

Изучение , Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.

Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).

В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны.

Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.

М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.

Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:

Кошка на лукошке

Ширинку шьет,

Кот на полатях

Указывает:

Не так, кошка

Не так, плошка,

Не так черепец,

Наш Иван молодец.

Особенности . Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».

Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».

Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».

Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».

По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.

В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:

Ульяна, Ульяна,

Садись-ка ты в сани,

Поедем-ка с нами

В нову деревню.

В новой деревне

Во старом селеньи

Много дива увидишь:

Курочка в сережках,

Козел в новых портках,

Коза в сарафане,

А бык в кожане,

Утка в юбке,

Селезень в жерельях,

Корова в рогоже -

Нет ее дороже!

У нашего Данилы

Разыгралася скотина,

И коровы и быки

Разинули кадыки,

Утки в дудки,

Тараканы в барабаны;

Коза в синем сарафане,

Во льняных штанах,

В шерстяных чулках,

Вол и пляшет,

Ногой машет,

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Бух, бух, бух.

Семья коз выполняет крестьянскую работу:

Козел муку мелет,

Коза подсыпает,

А маленьки козляточки

В амбарах гуляют.

По форме небылица представляет собой краткую сюжетную зарисовку, бытовую картинку с конкретным содержанием без зачина и концовки. Приведем пример небылички, где действующими лицами являются насекомые: тараканы, комар, вошь, блоха:

Таракан дрова рубил,

Комар по воду ходил,

В грязи ноги завязил.

Блоха поднимала -

Живот надорвала.

Вошка баню топила,

Гнидка щелок варила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала,

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Сюжетная законченность описания, насыщенность конкретными деталями, наглядные несообразности обуславливают смысловую емкость, точную и зрелищную передачу действий

Композиционно перевертыш состоит из картин-действий, расположенных цепочкой и слабо соединенных друг с другом. В нем происходит перестановка объекта действия или признаков, характеризующих разные предметы. Иногда эта словесная забава «принимает характер игры в обмолвку»:

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес,

Безрукий-то клеть обокрал,

Нагому за пазуху наклал,

Безногий вприпрыжку побежал

Концовка в небылицах отсутствует или не влияет на основное содержание, воспринимаясь как законченное резюме:

Гнида щелок щелочила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала.

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Некоторые исследователи полагают, что зачин, напротив, играет важную семантическую роль: «в нем сразу подчеркивается, что речь идет о чепухе, небыли, в которую не верят».

Повествование в небылице ведется от первого или третьего

У нашего Данилы

Разыгралася скотина.

Жил я у матушки

В сосновой избушке.

Спал на подушке,

На перинушке.

Характер рифмовки в небылице разнообразен. Наиболее распространены смежные рифмы:

А хозяин на печи обувается,

А медведь на дороге повивается,

А свинья под мостом овес толкет,

А лягушка на дворе песенки поет.

Пример перекрестной рифмы в сочетании с внутренней:

Козел муку сеет,

Коза подсевает,

А барашки крутоторожки

В дудочку играют,

А сороки-белобоки

Ножками топ-топ,

А совища из углища

Глазами-то хлоп-хлоп.

Часто встречаются внутренние рифмы в сочетании с парными

Скок-поскок,

Молодой дроздок.

Перевертыши различаются по жанровой модели; иногда это коротенькая прибаутка:

Эх, сапоги у меня на вате,

А поддевка на скрипах.

Да я на пегой на телеге

На сосновой лошади.

Но может быть и целая песенка:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика,

Глядь из-под собаки лают ворота;

Ворота-то пестры, собака-то нова.

Мужик схватил собаку

И давай бить палку.

Собака амбар-то поджала

Да в хвост и убежала.

Изба пришла в мужика

Там квашня бабу месит.

Встречаются перевертыши в форме нарратива:

Я встал поутру, обулся на босу ногу, топор надел, трое лыж за пояс подоткнул, дубинкою подпоясался, кушаком подпирался. Шел я не путем не дорогою; подле лыков горы драл; пошел я в чисто поле, увидал: под дубом корова бабу доит. Я говорю: «Тетенька, маминька, дай мне полтора молока пресного кувшина». Она не дала. Я вышел на улицу: тут лайка собачит (вм. собака лает) на меня; мне чем обороняться? Я увидал: на санях дорога, выхватил из оглобель сани, хлысть лайку и пошел домой.

В данном случае сюжет разворачивается как необычная история, которая приключилась с самим рассказчиком. Е.М. Левина полагает, что даже в том случае, когда присутствуют «мотивы прозаической небылицы, повторы ритмически их организуют».

…Да не курица на ступы соягниласе,

Корова на лыжах прокатиласе,

Да свинья в ели-то ведь гнездо свила.

Да гнездо свила да детей вывела.

Малых деточек да поросяточек.

Поросяточка всё по сучьям вися,

По сучьям вися и полететь хотя.

Обоухая свинья

На дубу гнездо свила,

Поросила поросят

Ровным счетом шестьдесят.

Распустила поросят

Все по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь яны хоцяць.

О.И. Капица отметила, что к небылицам примыкают так называемые «большие песни». В большинстве из них действующими лицами являются животные, которые действуют подобно людям. Наиболее распространенными она считает следующие: «Козел», «Сватовство совы», «Война грибов», «Чечотка», «Смерть и похороны комара», «Поедем-ко, женушка, домик наживать», «Жил я у попа».

Подобные песни П.В. Шейн называет сатирическими и скоморошными. «Почти все они, – замечает он, – отличаются явным сатирическим характером, смысл и цель которого с течением времени сгладились, вследствие чего они в значительной степени потеряли совершенно интерес для людей старших поколений. Но, благодаря обилию аллитераций, тавтологий и рифмы, а равно легкости для запоминания их несложных музыкальных мотивов, они, так сказать, сами напросились своими неоцененными услугами матерям, нянькам, пестуньям, для которых они являлись самыми желанными, самым удобным и подходящим средством занимать и забавлять приятным образом своих и чужих малюток. Эти малютки, выросши и возросши до отроческих лет, сами с удовольствием начинают употреблять эти самые песенки и прибаутки».

Отсутствие точной терминологии привело к тому, что в первом собрании «Русских народных песен» П. Шейн поместил эти песни в детский отдел, а в «Великоруссе» перенес их в группу юмористических песен для взрослых.

Среди больших песен в первую очередь укажем на распространенную у русских, белоруссов и украинцев песню о «козле». О.И. Капица приводит более 10 вариантов песни. В ней рассказывается о том, что любимый бабушкин козлик отправился в лес погулять, а там его растерзали волки. Профессор В.Н. Перетц указывает на прототип этой песенки, находящийся в сборнике польских песен Гинтовта и Рудницкого, относящемся к 1713 г.

Приводим начало наиболее распространенного варианта этой песенки:

Жил-был у бабушки серенький козлик,

Бабушка козлика очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти,

Напали на козлика серые волки,

Остались от козлика рожки да ножки.

После каждой строки повторяется припев «Вот как, вот как» и два последних слова. Постепенно простой по структуре текст развивается в наполненную разными событиями песню, где козел встречается с волками и погибает.

В начале бабушкин козел похваляется:

Семь волков убить

Бабе шубу сшить.

Козел оказывается трусом и при встрече с заинькой и лисанькой спрашивает:

Ты не смерть ли моя,

Ты не съешь ли меня?

На это ему животные отвечают

Я не смерть твоя,

Я не съем тебя.

Уж я заинька,

Уж я беленькой.

Затем козел встречает семь волков, которые нападают на него. Бабушка находит только его останки и устраивает поминки по своему любимцу. О.И. Капица приводит и вариант с благополучным концом, в котором козел расправляется с волками и возвращается домой невредимым:

Ах ты, бабушка,

Ты, Варварушка,

Отворяй-ко ворота,

Принимай-ко козла.

Песня попала в детскую книгу и широко использовалась для педагогических целей. О.И. Капица полагала, что она дает материал для подвижных детских игр с пением для маленьких, поскольку «из всех больших песен она по форме и содержанию особенно близка детям, чем и объясняется ее популярность». С.Я. Маршак обработал песню в пьесу для детского театра и для театра Петрушки. Очевидно, О.И, Капица имеет в виду пьесу С. Маршака «Сказка про козла».

Не менее распространена по количеству вариантов песня «Сватовство и свадьба совы», в которой действуют птицы. В ней отчетливо прослеживается сатирическая направленность. Характеристики птиц, которых предлагают снегирю в жены, отличаются изобразительностью. Все, они наделяются человеческими качествами:

Взял бы я галку – косолапая она.

Взял бы я ворону – черномазая она.

Взял бы я ласточку – вертлявая она.

Взял бы я кукушку – тоскливая она и т. д.

Одновременно жених пытается выяснить и деловые качества своей невесты:

Умеешь ли ты, совонька, прясть, ткать?

Умеешь ли пашеньку пахать?

В сборниках детских сказок помещается песня «Война грибов»:

Заводилася война

Среди белого дня.

Уж как начато палить,

Только дым пошел валить.

Как сказали на войну

Всему нашему селу,

Пораздумал белый гриб -

Всем грибам полковник,

Под дубочком сидючи,

На грибочки глядючи.

Он обращается к разным грибам, но все отказываются идти на войну: рыжики говорят:

Мы богаты мужики,

Не повинны во полки

Опенки отвечают:

У нас ноги очень тонки

Нейдем мы на войну и т. д.

Соглашаются, наконец, грузди:

Мы – ребятушки дружны

Подавайте сабли, ружья,

Мы – заступники селу,

Мы идем на войну.

Детские песни представляют собой пародию на исторические песни, сложенные в конце XVIII века под влиянием восстания Пугачева. В тексте песни высмеивались те, кто отказывался идти сражаться.

Песни «Будем-ка, женушка, домик наживать» и «Жил я у попа» построены на ряде звукоподражаний и названий, характеризующих животных. В первой песне перечисляются животные, купленные для хозяйства, во второй – животные, подаренные паном работнику за его службу. Вот как характеризуются животные:

А телица – хвастувица,

Мой баран матер-пестер,

Козинька бела-руса,

Свинушка пестра-ряба,

Моя утка – попловутка,

Моя гуска – водоплюска и т. д.

Приведем пример звукоподражания:

Козынька – меке-кеке,

Барашек – бя-бя, бя-бя,

Свинушка – рюхи, рюхи,

Индюшка – шулды-булды,

Гусынька – га-га-гага и т. д.

Взаимодействие небылиц с литературными формами . М.Н. Мельников и Е.М. Левина показывают появление перевертышей на основе книжной традиции: «Плыл по морю чемодан», «Шла изба по мостику…», «Дело было в январе, первого апреля».

Встречаются пародии на современные популярные песни:

У леса на опушке

Жила зима в избушке.

Она людей варила…

В подобных текстах присутствуют мотивы устрашения, органично вошедшие в структуру жанра. Данное обстоятельство сближает песни-пародии с «страшными историями» и показывает, что жанр не утратил популярности в современной детской среде.

Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил –
Про себя не позабыл!
А для женушки – подсолнушки.

По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы верёвку сорвать.

Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.

Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?

Слетались все птицы:
Чечетки-сестрицы,
Кукушка-подружка;
Воробушек-шурин
Глазки прищурил;
Ворона-невеста
Села на место.
Только нет жениха.
Не позвать ли петуха?

Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».

Стуки-стуки, глянь в ворота:
Верно, в гости едет кто-то:
Едет целая семья,
Впереди идет свинья.
Гусли гусь настроил,
А петух с трубою.
Кот и песик удивились –
Даже помирились.

Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.

Туру, туру, пастушок,
Калиновый подожок.
Где ты лето летовал,
Где ты зиму зимовал?
- У царя в Москве,
В золотой губе.
- Чего царь делает?-
- Туру ноту пишет,
На девицу дышит.
- Девица, девица,
Сходи за водицей.
- Я волка боюся.
- Волки на работе,
Сова на болоте.
- Сованька, Сованька,
Лохматеньки ножки,
Бегли по дорожке.
Поповы ребята
Горох молотили,
Цепы переломали,
В овин покидали,
В курочку пополи.
Как из курочки перо
Покатилось
Под Иваново село.

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
- Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!

У нашего луня,
У милого друга,
Сорок кадушек
Солёных лягушек,
Сорок амбаров
Сухих тараканов,
Пятьдесят
Поросят –
Только ножки висят.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.

Шла изба по мостику
И махнула хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
В речке шум, в речке звон!
Кто не верит - выйди вон!

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.