Какие броски и приемы существуют в дзюдо. Анализ и методика обучения броска через спину с колен

(По структуре сходны, поэтому излагаются вместе.)

Условия . Дистанция ближняя, захват за руки и пояс. Противник немного наклонен, атакует.

Подготовки . 1. Осаживание. 2. Сбивание в сто­рону дальней ноги. 3. Заведение в сторону, противопо­ложную броску. 4. Сбивание на выставленную ногу. 5. Рывок в сторону, противоположную броску.

Проведение . Проводящий прием поворачивается к противнику спиной и тазом подбивает ноги в верхнюю часть бедер назад-вверх (рис. 105).

Варианты . 1. С захватом пояса через разноимен­ное плечо (рис. 106). 2. С захватом пояса через одно­именное плечо (рис. 107). 3. С захватом пояса сбоку и нырком под руку (боковое бедро) (рис. 108). 4. С захва­том пояса сзади и одноименной руки (обратное бедро) (рис. 109). 5. С захватом шеи (рис. 110),

Броски через спину

1. Скрещивая захваченные руки (рис. 111). 2. Со скрестным захватом отворотов (рис. 112). 3. С обратным захватом разноименного отворота (рис. 113). 4. С захва­том одноименного отворота (рис. 114). 5. Захватом руки на плечо (рис. 115). 6. Захватом руки под плечо (рис. 116). 7. Становясь на колени (рис. 117).

Защиты . 1. Захватить пояс, не позволяя атакую­щему приблизить таз для подбивания. 2. Пригнуться, не­много сгибая ноги, упереться боком в таз (бок) атакую­щего. 3. Выставить ногу в сторону поворота атакующего. 4. Зацепить ногой ногу атакующего (после отрыва от ковра).

Ответные приемы . Бросок назад. Задняя под­ножка на пятке.

Методические указания . Прием средней трудности.

Характерная ошибка . Не получается отрыв противника от ковра («завал»).

Причина ошибки: а) недостаточный поворот спиной к противнику; подбив тазом идет вскользь или слишком рано выпрямляются ноги - до того, как таз противника коснется таза атакующего;

б) очень сильное выведение таза (ведет к такой же ошибке);

в) подбив выполняется не назад-вверх, а только вверх.

Совершенствуется прием разучиванием всех вариантов через определенные промежутки времени, по­степенно доведя каждый вариант до умения выполнять в условиях полного сопротивления противника (доведе­ние до схватки). Для того чтобы довести прием до схват­ки, нужно дать несколько условных схваток с постепен­ным усложнением условий для выполнения приема.

Броски через грудь

Условия . Противник «напирает» или поворачивает­ся боком к проводящему прием. Дистанция дальняя или средняя. Захват за пояс или туловище в обхват.

Подготовки . 1. Сбивание на выставленную вперед ногу. 2. Рывок в сторону, противоположную броску.

Проведение . Нападающего противника прижать к себе и, про­гибаясь назад, бросить через свою грудь и плечо на ковер (рис. 118).

Варианты . 1. Бросок через грудь и плечо, подставляя ногу (рис. 119). 2. Бросок через грудь и плечо с подсадом (рис. 120).

Защиты . 1. Зацепить снаружи ногу, противоположную броску. 2. Выставить ногу в сторону броска. 3. За­хватить рукой ногу противника, противоположную броску.

Ответный прием . Зацеп изнутри.

Характерная ошибка . Противник «накрыва­ет» проводящего прием.

Причины ошибки : недостаточный подбив и падение назад, а не назад-в сторону.

Совершенствуется прием в основном, как ответный против бросков через бедро, через спину и подхватов.

Броски через плечи

Условия . Противник «напирает». Дистанция даль­няя или средняя. Захваты за рукава или за рукав и пояс.

Подготовки . Сбивание на одну или две ноги. Заведение.

Проведение . Захватив обратным захватом левую руку противника, отвести ее вправо-в сторону. Одновре­менно потянув левой рукой за правую- руку противника назад, взвалить его себе на плечи. Выпрямляясь и под­нимая свое правое плечо, бросить его на ковер (рис. 121).

Вариант . Бросок через плечи с захватом пояса (рис. 122).

Защиты . 1. Зацепить ногу нападающего снаружи. 2. В начале приема наклониться вперед.

Ответные приемы . Зацепы. Сбивание вперед.

Совершенствуется прием на противниках более легкого веса и более высокого роста.

Дзюдо представляет собой комплексный вид борьбы. Многие увлекаются им для самозащиты, а также для самореализации в физическом плане и для успеха в соревнованиях.

Разнообразные приемы имеют свои цели:

  1. Броски. Это отличный способ повалить соперника, используя его собственный вес.
  2. Сковывание. Это возможность зафиксировать противника и лишить его подвижности и не дать вернуться в бой.
  3. Удары. Классические удары, позволяющие оглушить, нанеси физический урон.

Для того чтобы освоить этот вид борьбы полностью, необходимо целиком освоить каждую часть. Дзюдо могут заниматься дети и уже взрослые люди, как мужчины, так и женщины.

Это отличная возможность закалить себя физически и духовно. Есть особенные приемы именно для этого вида борьбы, вряд ли где-то еще возможно изучить тай-отоси, уги-госи и многие другие.

Броски

Бросок может производиться из стойки или же с последующим падением. Это две отдельные категории приемов. В зависимости от ситуации отдать предпочтение следует одной или другой.

В первом случае необходимо внимательно изучить стойку противника и основная задача заключается в том, чтобы научить начинающих разрушать точку опоры другого человека и выполнять правильный подхват.

В зависимости от того, какая часть тела задействуется, рука, бедро или же бросок через ногу, техника может быть разной.

Иногда используются болевые приемы, но чаще достаточно веса противника. Уже за первые тренировки даже дети научатся делать подсечки и сами станут устойчивее, а движения будут увереннее. Такая борьба для детей пригодится для самозащиты, она необходима мальчикам и девочкам в любом возрасте.

Выведение из равновесия нередко осуществляется с помощью техники ката, использующей всего три точки опоры на теле соперника. Популярным является бросок отоши, через спину противника или же суми, выполняемые толчком назад.

Вторая категория представляет собой броски, где требуется упасть, увлекая противника за собой. Дзю — означает мягкость. Очень важно уметь правильно сгруппироваться и бороться так, чтобы не повредить ни себя ни соперника. Даже падение должно быть аккуратным, с целью обезвредить, а не травмировать.


Важно, чтобы только лишь одну цель преследовали все спортсмены, это соревнование, а не драка. Технические приемы должны быть отработаны со спортивным поведением, без лишних эмоций. Тренер с самого начала должен показать и правильно это донести.

Сковывание

Самым распространенным вариантом сковывания является использование болевого приема, например​ это хиза.

Стойки помогают научить себя устойчивости и суметь зафиксировать противника в определенном положении. Во время сковывания следует соблюдать все правила безопасности с обеих сторон.

Сковывание подразделено на удержание, удушение и болевые приемы. В большинстве случаев противники борятся лежа или полулежа, но иногда они могут и стоять, применяя приёмы сковывания.

Важно: учитывая, что спортсмены борются без защиты, необходимо беречь голову и стоя, понимать, что в любой момент может понадобиться сгруппироваться.

Японцы начинают обучение при котором боевое искусство будет доведено до совершенства. Необходимо выучить названия, захваты, понять как действует плечо, нога и другие части тела.

Удушающие, удержание и болевые используются с помощью точного знания тела противника. Необходимо уметь воздействовать на горло, грудь, конечности и другие части тела определенным образом, это основы боевых искусств.

Обратите внимание: в дзюдо имеются запрещенные приемы, необходимо изучать лучшие из допустимых, а нарушение правил опасно для здоровья и жизни.

Удары


Удары в дзюдо занимают далеко не первое место, все же это борьба, а не бокс. Лежа невозможно выполнить многие приемы.

Необходима передняя стойка, из которой наносится большинство ударов. Некоторые из них заканчиваются падением, другие же просто предназначены для ослабевания противника.

Это может быть удар в спину. Есть разные техники в этой борьбе. Вадза и многие другие применяются для исполнения других упражнений.

В ударах же идет разделение на ноги и руки. Для взрослых могут быть применимы приемы изнутри, устойчивость колен дает им возможность изучить больше вариантов.

Простая подножка и удар могут заставить противника упасть, нередко техники, как надо бороться, связаны друг с другом. Например из удара выходить на болевой или же на падение.



Ударная техника также подразделяется на рубящие, тычковые, поддевающие, пинающие.
Это не могут быть защитные комбинации, только лишь нападение. Но у дзюдоистов нередко именно контрудар является лучшей защитой.

Выучив все упражнения и их комбинации, оттренировав их с тренером, можно быть уверенным в собственной физической подготовке и отличной защите. Многие приемы имеют под собой багаж знаний о физическом строение тела, а также определенные психологические навыки, например это хидза-гурума или уки-вадза.
Смотрите видео одного из самых эффектных приемов дзюдо бросок подхватом под одну ногу:

В поединке в ближнем бою с успехом могут применяться броски. Это задняя и передняя подножки, броски через спину, броски с захватами за ноги, подсечки. Применяются они в момент непосредственного контакта с нападающим. Являясь составной частью защитно-атакующих комбинаций, бросок в хорошем исполнении может решить исход схватки, тем более, что на твердом покрытии любые броски становятся грозным оружием, так как все они заканчиваются весьма болезненными ударами о поверхность земли, пола, асфальта. Но чаще всего с помощью броска создаются благоприятные условия для проведения удара по лежащему противнику, для проведения удушения или болевого приема.

Для проведения любого броска нужно вывести нападающего из равновесия, лишить его устойчивости. Для этого нужно использовать его движение в ту или иную сторону. Если нападающий отступает от вас, вы можете провести бросок задней подножкой, если он наваливается на вас, используйте этот момент для броска через спину или передней подножкой. Выведение из равновесия достигается неожиданными захватами за руки, туловище, ноги, резким изменением направления усилия, толчком, рывком в любом направлении, оседанием на одну ногу. Хорошие условия создаются для броска после применения отвлекающих ударов.

Часто во многих пособиях по самозащите при описании зашиты от ударов рекомендуется для проведения контрприема захватить атакующую руку. Но удар обычно наносится очень быстро, и сделать это практически невозможно. Но доля правды в этих советах есть. В подобных ситуациях можно рекомендовать работать только краями кисти или плоской ладонью, не сжимая кисти для захвата, а как бы мягко сопровождая атакующую руку по ходу движения и, уходя с линии атаки, вовлекать противника во вращение по спирали, которое обычно заканчивается броском.

Бросок задней подножкой (Рис. 181). Применяется в комбинациях при освобождении от захватов, при защите от ударов кулаком и ножом. Может быть проведен с захватами за руку, за руку и голову, за руку и одежду на груди, за руку и одежду на спине, за руку и одежду на груди, за руку и одежду на спине, за руку — и толчком в подбородок.

Захватите левой рукой правую руку противника или одежду на ней, шагните левой ногой вперед-влево, увлекая туда противника так, чтобы достать ладонью его правую лопатку. А затем поставьте правую ногу за правую ногу противника таким образом, чтобы она задней поверхностью касалась его подколенного сгиба. Сильно потяните руками противника через ногу вперед, старясь правой рукой пригнуть его голову к его правому плечу. Скрутите противника руками влево-вниз и бросьте его на землю к носку своей левой ноги. Нанесите удар каблуком в подреберье или в живот.

Изучая этот прием, постарайтесь понять, что любой бросок начинается с выведения противника из равновесия и сильного рывка руками в направлении его проведения.

Задняя подножка с захватом.однш1 ноги (Рис. 182). Применяется в ситуации, когда одна нога противника оказалась в ваших руках. Крепко держите ее левой рукой, правой захватите голову противника (можете захватить одежду на груди, туловище, толкнуть правой рукой в грудь или подбородок) шагните правой ногой вперед и поставьте ее изнутри за опорную ногу противника. Правой рукой потяните его через ногу влево-вгРиз и бросьте спиной на землю.

На тренировках не забывайте, что бросок этот очень неприятен для того, кто падает, так как в этой ситуации он не может смягчить удар вращением и вынужден падать спиной вниз плашмя, что довольно болезненно.

Бросок передней подножкой (Рис 183) Применяется при освобождении от захватов, при защите от ударов ножом, руками, палкой. Захват при выполнении этого броска аналогичен захвату при броске задней подножкой: за руку, за руку и одежду на груди или спину, за руку и голову, за руку и туловище. А вот ноги работают иначе. Левой рукой захватите правую руку противника или одежду на ней, правой — одежду на его груди. Потяните противника на себя и, разворачиваясь налево-кругом, шагните левой ногой назад к его левой ноге, станьте к нему спиной. Продолжая тянуть руками вперед, согните левую ногу в колене и перенесите на нее вес тела Поставьте правую ногу перед ногами противника и, продолжая тянуть руками вперед и вниз, бросьте его на землю. Не отпуская руку, нанесите удар ногой в туловище. Чем ниже вы подсядете под противника на опорной левой ноге и чем сильнее будет тяга руками, тем лучше получится бросок. Техника выполнения броска передней подножкой с другими захватами отличается только захватом правой руки - за голову, за туловище, за руку снизу.

Бросок через спину (Рис. 184). Вариантов броска через спину более двух десятков. Он может выполняться с захватом головы и руки, руки и туловища, руки на плечо и под плечо, руки и туловища, двух рук и т.д. Бросок через спину применяется при освобождении от захватов, при защите от ударов кулаков, ножом, палкой, топором, стулом.

Захватите левой рукой правую руку противника или одежду на ней. Потяните ее на себя и немного вверх. Одновременно сделайте небольшой шаг правой ногой к противнику и захватите правой рукой руку снизу (или голову, туловище из-под руки, одежду на спину). Развернитесь на правой ноге спиной к противнику и поставьте левую ногу за свою правую пятку. Ступни должны быть рядом, желательно стоять на носках и колени слегка согнуть. Таз подведите под противника, выпрямите ноги и подтяните его руками вперед и вниз. Оторванный от земли противник вынужден будет через вашу спину упасть на землю. Потянуть его руками на себя, согнуть ноги и подвести таз под противника, выпрямляя ноги, потянуть руками вниз — вот три основных элемента этого броска.

Бросок через спину с захватом за две руки (Рис. 185). Применяется при освобождении от захвата двумя руками за одежду на груди, при защите от удара палкой, табуретом. Отличается от предыдущего броска через спину только несколько необычным захватом за две руки снизу или одежду на предплечьях.

Захватите противника снизу за рукава и с шагом правой ногой вперед потяните его руки вверх и сорвите захват. Поднимите руки вверх и, разворачиваясь на правой ноге, подвернитесь под противника. Выпрямляя ноги, оторвите его от земли и потяните за руки вперед и вниз. Обратите внимание на свою правую руку — ее локоть должен находиться между руками противника,- рука почти выпрямлена и тянет по большому кругу вверх-вперед-вниз.

Бросок с захватом за две ноги (Рис. 186). Этот простой бросок при быстром и точном исполнении может стать грозным оружием в ваших руках. При его правильном исполнении защититься от него и провести контрприем не просто. Чаще всего он применяется при попытке противника сделать захват или нанести удар рукой или палкой.

Начинается движение с толчка стоящей сзади ноги, одновременно руки без замаха (любой предварительный замах раскроет ваши планы противнику), посылаются вперед к ногам противника и стоящая впереди нога делает длинный шаг и ставится у носков его ног. Руки захватывают глубоким хватом бедра у ягодиц. Правое плечо упирается в живот, голова держится прямо, взгляд — вперед. Прижимаясь грудью к бедрам, поставьте левую ногу к правой, не расслабляя рук, выпрямите ноги и оторвите противника от земли, продолжая тягу руками вверх, поднимите его ноги на уровень своей головы и резко потяните их влево и вверх, разворачивая его вниз головой.

Если вы исполните эти движения правильно и в одном темпе, без остановок, вам остается только бросить противника на землю. Если вы с ним один на один и подняли его в воздух и повернули вниз головой, то самый надежный вариант — падать вместе с ним, нацеливаясь правым плечом ему в живот.

Поверьте, приходилось много раз видеть, как даже опытные мастера вольной борьбы, попадая на такой бросок, чувствовали себя неуютно даже на мягком борцовском ковре.

Можно проводить этот бросок и не отрывая противника от земли, а сталкивая его плечом и головой вперед-вправо. Но в этой ситуации он может инстинктивно уцепиться за вашу одежду и потянуть вас за собой и борьба будет продолжаться лежа, что не всегда желательно. Более целесообразно провести такой бросок с ударом головой в солнечное сплетение или в лицо.

Боковой переворот (рис. 187). Применяется при защите от ударов рукой, палкой, ногой.

При попытке противника нанести вам удар правой рукой в голову,- с шагом левой ногой вперед и нырком под руку уйдите от удара вперед к противнику и поставьте ногу у его правой ноги. Левой рукой захватите правое бедро сзади в самом верху, а правой — одежду на левой руке или плече. Правую ногу приставьте к левой и ноги обязательно согните в коленях. Крепко держите противника руками, выпрямите ноги, оторвите его от земли, подбейте тазом вперед и вверх и только тогда правой рукой потяните его за одежду вниз, а левой - за ногу вверх. Если все будет выполнено точно и вовремя, уверяем вас, что противник запомнит этот бросок надолго.

Бросок с захватом головы (Рис. 188). В айкидо, одном из боевых искусств Японии, подобный бросок — один из самых популярных. Там он получил свое название “прием 20 лет”. Именно столько времени понадобилось основателю айкидо Морисеи Уешибе для совершенствования и шлифовки этого броска.

Этот бросок заслуживает особого внимания, хотя и непрост в исполнении. Он универсален, и с успехом может быть применен при защите от различных ударов руками, палкой, бутылкой, ножом, при освобождении от захватов. Основной его принцип: вращение вокруг опорной ноги с совершенным равновесием, вынуждая противника бегать вокруг вас. Нападающий словно попадает в водоворот, который, покрутив его как щепку, выбрасывает на берег.

Обычно прием начинается с ухода с линии атаки наружу. Защищаясь, например, от удара ножом сверху, с шагом левой ногой вперед и влево уйдите с линии атаки и, поставив правой рукой блок вверх, наложите правую ладонь на предплечье и потяните руку с ножом по ходу движения вниз и к себе. Одновременно левой рукой захватите голову противника сзади и прижмите к правой половине груди. Хват выполняется плоской ладонью у виска деликатно и без применения силы. Резкий, жесткий захват вызывает у противника мгновенную защитную реакцию.

Левой рукой можете не захватывать голову, а просто наложите ладонь сзади на шею и ею подтолкните противника вперед. Правой ногой шагните по кругу назад и, разворачиваясь к противнику, станьте к нему левым боком. Левой рукой за голову, а правой — за руку потяните противника вправо вокруг себя. У него нет выбора и если он не шагнет вперед, то упадет вниз лицом. Как только он подчинится вам и начнет двигаться вперед, мгновенно меняйте на 180 градусов направление движения. Для этого шагните левой ногой противнику за спину и потяните его голову левой рукой назад. Ноги его продолжают еще двигаться вперед, а туловище уже возвращается назад. В этом и заключается вся суть броска. Вашего противника сейчас может спасти только быстрое возвращение назад. Но уже поздно — бицепсом согнутой правой руки слегка зацепите снизу за подбородок и потяните голову через свою левую руку противнику за спину. И только потом шагните правой ногой ему за спину, отпустите левую руку и сильным движением правой руки вниз бросьте спиной на землю.

Бросок с захватом одной рукой (Рис. 189). Не менее популярен одни из основных приемов айкидо бросок с захватом одной руки или “бросок на четыре стороны”. Универсальность его бесконечна — он может применяться для освобождения от захватов за одежду, руки, плечи сзади и спереди, как контрприем против ударов ножом, кулаком, палкой.

Захватите двумя руками правую руку противника за запястье хватом сверху. Потяните ее перед собой по кругу вправо-вверх и одновременно шагните левой ногой под эту руку снаружи, поставьте ее у левой ноги противника. Развернитесь на правой ноге направо-кругом, пронесите захваченную руку над головой и станьте к противнику правым боком. Обратите внимание на то, чтобы ваше туловище во время разворота было прямым, захваченная рука противника как бы прокатывалась по вашим лопаткам, голове и соскальзывала с головы и правого плеча вниз к его правой лопатке. На этой же правой лопатке должен оказаться в конце движения и ваш правый локоть. Запястье противника вы крепко держите одной или двумя руками и тянете ему за спину. Перенесите вес тела на правую ногу и, подав правое колено вперед, движением рук вниз бросьте противника спиной на землю.

При точном и быстром исполнении падение плашмя на землю будет не из приятных. Великолепный бросок, но требует точной и согласованной работы рук и ног.

Его можно несколько упростить, но, к сожалению, тогда он станет более силовым и корявым.

Шаг левой ногой сделайте не к носку левой ноги противника, а немного ближе к себе. Во время разворота руку его высоко не поднимайте и ноги слегка согните в коленях.

После разворота рука противника окажется на болевом приеме “узел плеча наверху”. Для усиления болевого эффекта и силы броска шагните правой ногой назад к левой ноге противника (что в первом варианте вы не делали) и сильно потяните предплечье вниз, выворачивая руку из плечевого и локтевого суставов.

Те, кто занимался борьбой дзю-до, самбо, вольной классической, могут в поединках с успехом применять многие броски из этих видов борьбы. Однако следует учесть, что броски, применяемые как приемы самозащиты, по своему исполнению, несколько отличаются от спортивных бросков, где бросающий обязательно страхует партнера, не падает на него сверху. Здесь же бросок надо стараться проводить без подкручивания, роняя противника плашмя на спину. При таком падении у брошенного от удара возникает спазматическое сжатие диафрагмы и он на короткое мгновение становится беспомощным. Если бросок будет проведен на голову, то нельзя исключить возможность травмы позвоночника. Если во время броска противник держится за вас, следует закончить бросок падением на него, многократно увеличивая силу удара о землю.

Если обучающийся не может овладеть техникой бросков из-за возраста, болезни или по другим причинам, ему надо заниматься только теми приемами и комбинациями, при которых не применяются броски и падения.

Нет похожих статей

Во многих случаях броски являются эффективными приемами, особенно для защиты от ударов кулаком и при освобождении от захватов. Но чаще всего они представляют собой один из элементов комбинации защитных действий.


ЗАДНЯЯ ПОДНОЖКА (рис. 6)

а) Шагнув левой ногой вперед-влево, захватите противника за правый локоть левой рукой снизу, а правой - за его правое плечо.

б) Выведите противника из равновесия влево-вниз и поставьте правую ногу за его одноименную ногу.

в) Резким скручивающим движением рук и корпуса влево-вниз бросьте противника на землю.

г) Удерживая его за правую руку левой рукой, ударьте правым кулаком в горло.


ПЕРЕДНЯЯ ПОДНОЖКА (рис. 7)


а) Шагнув правой ногой вперед, левой рукой захватите противника за правый локоть снизу, а правой - за его левое плечо.

б) Выведите противника из равновесия влево-вниз и, повернувшись к нему правым боком, отставьте левую ногу назад.

в) Повернитесь к противнику спиной, перенесите вес тела на левую ногу, а правой перекройте обе его ноги.

г) Резким скручивающим движением рук и корпуса влево-вниз бросьте противника перед собой.

д) Удерживая его левой рукой, правым кулаком нанесите удар в горло или в солнечное сплетение.


БРОСОК ЧЕРЕЗ БЕДРО (рис. 8)

а) Шагнув правой ногой вперед, захватите левой рукой правый локоть противника, а правой - одежду на пояснице.

б) Рывком обеих рук потяните противника на себя, выводя его из равновесия, одновременно развернитесь к нему спиной.

в) Приставив левую ногу к правой, подбейте противника тазом и усилием туловища и рук проведите бросок влево-вниз, после чего нанесите удар ногой в промежность.


БРОСОК ЗАХВАТОМ ДВУХ НОГ СПЕРЕДИ (рис. 9)


Обычно выполняется после ухода нырком от удара противника кулаком в лицо (или в голову сбоку).

а) Присев и шагнув к противнику сначала одной ногой, а затем другой, захватите его ноги за нижнюю часть бедер немного выше подколенных сгибов.

б) Встаньте и потяните ноги противника на себя, одновременно толкая его плечом в живот.

в) Бросьте противника на спину и, удерживая его за голень или ступню, ударьте ногой в пах.


СВАЛИВАНИЕ (рис. 10)

Выполняется в том случае, если противник оказался к вам спиной.

а) Схватите противника за плечи и рывком потяните к себе, одновременно ударьте его ногой в подколенный сгиб.

б) Поворачивая свой корпус влево, захватите плечом и предплечьем правой руки шею противника.

в) Проводя удушение, одновременно тяните противника на себя-вниз, пока он не упадет на землю.


ЗАДНЯЯ ПОДНОЖКА С КОЛЕНА (рис. 11)

Выполняется при защите от прямого или бокового удара кулаком в лицо (в голову).

а) Блокируйте удар ребром левой ладони.

б) Захватите этой же рукой атакующую руку противника за локоть, а правой рукой захватите шею или левое плечо противника.

в) Поставьте правую ногу сзади ног противника и, опускаясь на левое колено, потяните его на себя-влево-вниз.

г) Бросив противника на землю, нанесите ему удар кулаком в лицо.


ПЕРЕДНЯЯ ПОДНОЖКА С КОЛЕНА (рис. 12)

Как и предыдущий прием, используется для защиты от ударов кулаком в верхнем уровне, особенно в тех случаях, когда противник превосходит вас своей массой.

а) Поставьте блок ребром левой ладони.

б) Захватите этой же рукой атакующую руку противника, а правой рукой захватите его за шею (или за левое плечо ближе к шее) и плотно прижмитесь к противнику корпусом и правой ногой (как бы зависните на нем).

в) Опускаясь на левое колено, потяните противника на себя-влево-вниз, при этом выпрямите свою правую ногу, перекрывая ею обе его ноги.

г) Бросив противника на землю, кулаком нанесите удар в солнечное сплетение (или в лицо).


БРОСОК ЧЕРЕЗ СПИНУ С КОЛЕНА (рис. 13)

Этот прием кажется на первый взгляд сложным, однако он весьма эффективен в тех случаях, когда противник выше, сильнее и тяжелее вас.

а) Блокируйте атакующую руку ребром левой ладони. Затем этой же рукой захватите правую руку противника, а правой рукой захватите его одежду на правом плече.

б) Поставьте правую ногу между ног противника и, повернувшись к нему спиной, обеими руками потяните его на себя-вверх, опускаясь на правое колено.

в) Продолжая тянуть противника руками на себя-вверх, перебросьте его через себя и немедленно выпрямитесь.

г) Обезвредьте упавшего противника ударом кулака в лицо.


ОТХВАТ (рис. 14)

Выполняется при движении на противника в самом начале его атаки.

а) Блокируйте атакующую руку ребром левой ладони и захватите ее выше запястья.

б) Шагните левой ногой вперед-влево и правой рукой захватите левое плечо противника (или одежду на левой стороне груди).

в) Осаживая противника на правую ногу, пронесите свою правую ногу вперед и маховым движением подбейте его одноименную ногу вверх-назад.

г) Нанесите упавшему противнику удар кулаком в лицо.


БОКОВАЯ ПОДСЕЧКА (рис. 15)

а) Блокировав атакующую руку противника ребром левой ладони, захватите ее запястье, а правой рукой захватите ворот одежды слева от шеи.

б) Шагните левой ногой вперед-влево и перенесите на нее вес своего тела.

в) Резко потянув противника правой рукой на себя, подбейте правой стопой левую ногу противника снаружи-внутрь, продолжая при этом тянуть его на себя-вправо.

г) Бросив противника на землю, нанесите ему удар ногой в солнечное сплетение.


ПЕРЕДНЯЯ ПОДСЕЧКА (рис. 16)


а) Блокируйте атакующую руку противника ребром левой ладони.

б) Захватите ее за локоть этой же рукой, а правой - левое плечо противника или отворот одежды. Подшагните правой ногой вперед-вправо, развернув стопу влево.

в) Потяните противника на себя-вверх-влево, подбив левой стопой его правую ногу снизу-вверх.

г) После падения противника нанесите ему удар левой ногой в солнечное сплетение.


ЗАЦЕП ИЗНУТРИ (рис. 17)


Зацепы чаще всего используются при освобождении от захватов за одежду или за шею.

а) Захватите противника за плечи или за рукава возле локтей.

б) Рывком подтяните противника к себе и поставьте правую ногу между его ног.

в) Зацепите ею левую ногу противника и резко потяните ее назад-вверх, а руками и корпусом толкните его вперед, наклоняясь вместе с падающим на спину противником.

г) Упавшему противнику нанесите удар локтем в лицо (или в солнечное сплетение).


ЗАЦЕП СНАРУЖИ (рис. 18)


а) Захватите противника за плечи или за рукава одежды возле локтей.

б) Поворачивая корпус вправо, зацепите правой стопой левую ногу противника.

в) Рванув ее вверх-влево, резко потяните противника на себя, бросая его на землю.

г) Упавшему противнику нанесите удар ногой в солнечное сплетение (или в лицо).


ПОДБИВ ОБЕИХ НОГ ПРОТИВНИКА В ПРЫЖКЕ („НОЖНИЦЫ")

(вариант 1, рис. 19)




Эти приемы позволяют бросить на землю противника значительно более сильного, чем вы, но требуют длительного совершенствования на тренировках, т. к. достаточно сложны.

а) Захватив правой рукой левое плечо противника, потяните его к себе, осаживая на левую ногу.

б) Прыгните на противника так, чтобы левая нога перекрыла ему колени сзади, а правое бедро оказалось в области пояса спереди.

в) Не отпуская захвата, резко сдвиньте ноги навстречу друг другу.

г) Нанесите противнику удар кулаком в лицо (или в солнечное сплетение).

Ножницы могут выполняться и другим способом (вариант 2, рис. 20) в тех случаях, когда вы оказываетесь сбоку от противника.



а) Махом левой ноги нанесите удар в поясницу.

б) Опустив левую ногу, резко оттолкнитесь от земли правой ногой и, поворачиваясь вправо, левым бедром толкните противника в живот. Правая нога скользит по телу противника вниз, под колени.

г) За счет встречного движения ног и вращения корпуса свалите противника на спину. При этом сами вы приземляетесь на полусогнутые руки.

Примечание: на рисунке 20 показан более сложный вариант этого приема, когда разворот корпуса производится еще до обхвата тела противника ногами.

Броски через голову

Бросок упором стопы в живот.

Этот бросок можно выполнять из различных захватов. В классическом варианте, описанном во многих руководствах, при фронтальной стойке партнера с ногами, расставленными чуть шире плеч, захватываются его рукава выше локтевых сгибов изнутри.

Бросок через голову упором стоны в живот с переходом на рычаг локтевого сустава.

Мне лично больше нравится такой захват, когда левая рука держит рукав партнера изнутри почти у подмышечной впадины, а правая, перекрывая сверху левую руку, – чуть ниже задней поверхности плечевого сустава (рис. 102 ).

По команде «Делай раз» сбейте партнера рывком на носки, чтобы он наклонился вперед.

По команде «Делай два» левой ногой сделайте шаг, поставив стопу между ног партнера или чуть дальше. Сядьте как можно ближе к нему, так, чтобы ягодица коснулась пятки. Правую ногу, прижатую к груди, поставьте в нижнюю часть живота (на область лонного сращения) партнера на пальцы и плюсневой отдел ступни. Не ослабляйте в этот момент тяги рук.

По команде «Делай три» левую ногу резко выпрямите в вертикальном направлении. Одновременно сделайте руками рывок на себя.

Второй вариант. Правая рука тянет партнера сверху вниз; левая – вниз и немного к голове, для того чтобы придать партнеру в падении некоторое вращение.

Третий вариант. Можно вращать партнера в другую сторону, если рывок левой рукой будет направлен вниз, а правой – вниз и немного к голове.

рис. 102

После падения партнера подтянитесь на руках и, сделав кувырок назад (через левое плечо в первом варианте, через правое – во втором), окажитесь на нем сверху для атаки его в партере, но об этом ниже. Самостраховка при падении заключается в том, чтобы встретить ковер пятками.

Подсад голенью в бедро с броском через голову.

И. п.: то же, что и при броске упором стопы в живот с захватом правого рукава партнера в верхней трети плеча. Правой рукой вы перекрываете его левую сверху с захватом одежды в области задней поверхности плечевого сустава или за пояс. Захват должен быть очень плотным (рис. 103 ). По команде «Делай раз» согните партнера вперед. По команде «Делай два», не ослабляя захвата, подсядьте к своей пятке, поставленной между ног партнера, с прижатым к груди правым коленом. Правый подъем (передняя поверхность голеностопного сустава) заведите в паховую область партнера и чуть разверните кнаружи, чтобы толчок пришелся во внутреннюю часть верхней трети левого бедра.

рис. 103

По команде «Делай три» перекатитесь по своей округленной спине от ягодиц к лопаткам, одновременно подбивая голенью левое бедро партнера. В темпе движения накатитесь на него сверху через свой правый плечевой сустав. Если захват останется плотным на протяжении всего движения, успех вам обеспечен.

Подсад голенью в голень разноименной ноги с броском через голову.

И. п.: левая рука захватывает левую руку партнера в средней трети плеча на передней поверхности бицепса, внутренней частью плеча прижимая его предплечье к левой стороне своей груди. Правая захватывает его пояс на спине или куртку на задней поверхности правого плечевого сустава (рис. 104 ).

рис. 104

По команде «Делай раз» сильно согните партнера вперед.

По команде «Делай два» передней поверхностью голени упритесь в переднюю поверхность голени партнера, согнутой стопой зацепив область его внутренней лодыжки. Руками разверните партнера так, чтобы его правое плечо оказалось сверху, а левое – снизу (туловище партнера разворачивается вправо).

По команде «Делай три» поднимите партнера в воздух на правой ноге и, как в предыдущем приеме, через правое плечо бросьте его на лопатки, в начале движения прогнувшись назад, а в конце перевернувшись на живот.

Из книги Борьба дзюдо [Первые уроки] автора Шулика Юрий Александрович

БРОСКИ Бросками называются приемы, в результате проведения которых противник переводится из положения стоя на спину или на бок.А. Броски проворачиваясь (тип «проворотом» («А»)Это броски противника (Уке) перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком. При

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

4.1.1. Броски Бросками называются приемы, в результате проведения которых противник переводится из положения стоя на спину или на

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

4.1.1.1. Броски проворотом А. Броски проворачиваясь (тип «провороты»)Это броски противника вперед, перед собой с предварительным поворотом к нему спиной или боком. При их выполнении атакующий вначале проворачивается перед противником на угол от 90° до 270° и входит в контакт с

Из книги Сто приемов самозащиты [Пособие для самостоятельных занятий] автора Тарас Анатолий Ефимович

БРОСКИ Бросками называются приёмы, посредством которых противника из занимаемого им положения борьбы стоя переводят в положение борьбы лежа. Этот перевод должен быть осуществлен не плавным опусканием противника на ковёр или прижиманием его к нему, а посредством такого

Из книги Футбол для начинающих с 3D-иллюстрациями автора Заваров Алексей

Броски Во многих случаях броски являются эффективными приемами, особенно для защиты от ударов кулаком и при освобождении от захватов. Но чаще всего они представляют собой один из элементов комбинации защитных действий.ЗАДНЯЯ ПОДНОЖКА (рис. 6) а) Шагнув левой ногой

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

Удар через голову Иногда во время матча складывается такая ситуация, когда единственным способом «разрядить обстановку» или немедленно нанести удар по воротам противника становится удар через голову (рис. 3.11). В первом случае такой удар обычно применяют игроки обороны,

Из книги Всестороннее руководство по развитию силы автора Хэтфилд Фредерик

Броски Смысл любого броска – не заставить противника принять определенное положение, а нейтрализовать его, сделать неспособным к движениям. Любой ваш бросок должен заканчиваться для него невозможностью что-то делать в отношении вас дальше.В жизни никто не выставит нам

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Книги доктора Райта можно заказать через Фитнис Системз или любое другое предприятие, а также через издательство "Спорт Сайенс Консультант", P. O. Box 633, Natick,

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

Из книги автора

Броски Бросок – прием, в результате которого противник, выведенный из равновесия, падает.Разучивать броски нужно по разделениям, потому что, фиксируя туловище в определенных позициях, легче исправлять ошибки. Команды подаются так: «Делай раз», «Делай два», «Делай три».

Из книги автора

Броски через бедро Бросок через бедро.Довольно сложный по исполнению прием. Движения рук, ног, таза, плечевого пояса должны осуществляться в строгой последовательности. Для закрепления двигательных навыков нужно научиться имитировать этот прием без противника (рис.

Из книги автора

Броски через спину Бросок через спину с захватом плеча.И. п. то же, что и в предыдущем случае (рис. 87).По команде «Делай раз» шагните правой ногой (с переносом на нее центра тяжести) к партнеру, одновременно осуществляя тягу левой рукой за его правую, как и при проведении

Из книги автора

Броски через голову Бросок упором стопы в живот.Этот бросок можно выполнять из различных захватов. В классическом варианте, описанном во многих руководствах, при фронтальной стойке партнера с ногами, расставленными чуть шире плеч, захватываются его рукава выше локтевых

Из книги автора

Броски через плечи Бросок через плечи («мельница»).Подворот на этот прием вам уже известен (вспомните, как вы брали на плечи партнера в качестве отягощения).И. п.: стойка правая, рукав разноименной руки партнера захватите снаружи выше локтевого сгиба (рис. 105).По команде

Из книги автора

Броски По техническому исполнению броски относятся к сложной группе приемов. Они используются главным образом в бою на ближней дистанции в том случае, когда нет численного или физического превосходства противника. Сами по себе броски не являются конечной целью боя; их