Какие проблемы подняты в поэме анна снегина. Анализ «Анна Снегина» Есенин

Тема урока: Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина»: проблематика и поэтика

Цель урока: формирование представления об идейном содержании поэмы, о неонозначности оценки поэтом революции и ее результатов. Показать, что поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний, проверка д/з.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

О чем эта поэма? (о любви, революции и эмиграции )

В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции. «Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей.

Как вы определили жанр произведения? (поэма)

Сам Есенин определил жанр «Анны Снегиной » как лироэпическая поэма. Как вы понимаете это определение? (лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое – присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).

Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана - тема осуждения войны и тема крестьянства.

IV. Аналитическая беседа

– Расскажите, как идет развитие сюжета в 1-й главе.

(Молодой поэт, бывший солдат-дезертир, возвращается после 4 лет отсутствия в свое родное село. Просит возницу подвести его к знакомому мельнику. В доме мельника его встречают как друга. После чая поэт идет спать на сеновал и тут вспоминает свою молодость:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.

Кроме сюжета даны в развитии и образы героев поэмы.)

Да, старый добрый мельник, на первый взгляд беззаботный и легкий человек, оказывается очень мудрым: местный большевик Прон для него не просто драчун, а защитник криушан, доведенных до отчаянья безземельем; Анна – не хладнокровная барыня, защищавшая свои угодья, а несчастная женщина, лишившаяся и мужа, и крова. В ходе поэмы узнаем историю Оглобина Прона: он гибнет от белоказацкой пули в «двадцатом годе».

Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.

1. Сообщение ученика о прототипах героев:

Анна Снегина имеет прототип, это дочь богатого помещика Лидия Ивановна Кашина, с которой поэта связывала дружба. Отцу девушки принадлежали имение в Константинове, родном селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке.

Л. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли. «Матери нашей, – вспоминала сестра поэта, – не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне... «Мне, конечно, нет дела, а я вот, что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней»... Сергей молчал, и каждый вечер ходил в барский дом... Мать больше не пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне (1917 г.) Сергей написал стихотворение Кашиной «Зеленая прическа...».

Однако образ и судьба хозяйки константиновского имения расходятся в главном – в отношении к революции. Если героиня поэмы не принимает революцию, покидает Россию, то Кашина в 1917 году сама передала дом крестьянам и переехала в Москву, где работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой.

Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и фамилии героини также имеет свою историю. Имя Анна, что означает «богатая, чудесная, грация, миловидность», не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны Сардановской, внучатой племянницы священника села Константиново. Ею в юности также был увлечен поэт. Анна Сардановская напоминает «девушку в белой накидке» именем, возрастом, запоминающейся чертой внешнего облика – смуглой кожей («смуглая рука») и даже тем, что любила белые платья и белые цветы. Кроме того, она и была той девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту «нет». Ранняя смерть Сардановской (скончалась в родах 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как образ единственной настоящей любви. И. Грузинов вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».

Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине фамилию. Эта женщина – писательница Ольга Павловна Снегина (1881–1929), которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка» и др. Знакомство Есенина и О. Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне. Известна дарственная надпись Снегиной на книге «Рассказы» (1911): «Весеннему Есенину за его «Русь». Полюбите Лизу из Морошкино и меня. 1915, апрель. Ольга Снегина». Речь идет о маленькой поэме Есенина «Русь» и героине повести «Село Морошкино», помещенной в подаренной Есенину книге и высоко оцененной М. Горьким в письме к автору. Любопытно, что псевдоним «Снегина» – перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Сно (snow – в переводе с английского – снег). Так вот откуда появилось у Есенина в поэме упоминание «лондонской печати» на письме Снегиной! Эту печать он мог видеть на письмах, которые присылали ее родственники из Англии.

2. Аналитическая беседа:

Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова .)

Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

Итак, вместе с героем, известным поэтом, мы возвращаемся на его родину. И в самом конце первой главы перед читателем оживает воспоминание лирического героя о юности, о первой любви: возвращение на родину – это возвращение к самому себе после нравственных мучений на войне, с которой он дезертировал:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я – игрушка...

Во второй главе мы узнаем о том, что той самой девушкой была Анна Снегина, дочь помещицы, живущей по соседству: «Он был забавно / Когда-то в меня влюблен». Но герой уже не «скромный такой мальчишка», он стал не только писателем и «известной шишкой» – он стал другим человеком, и мысли, которые владеют им в эту минуту, вовсе не возвышенного характера: «Теперь бы с красивой солдаткой / Завесть хорошо роман». Потому и известие о Снегиных не вызывает в нем желания увидеться:

Ничто не пробилось мне в душу,

Ничто не смутило меня.

Таков герой в начале произведения. Что происходит с ним в третьей части?

– Как изображает автор облик лирической героини, проглядывающий в смутных видениях болезни? («Белое платье», «привздернутый нос», «стройный лик», «перчатки и шаль» – вот и все, что заметил или что посчитал нужным описать поэт. Облик героини так же неуловим, как неуловимо то чувство, что некогда жило в сердце юноши и теперь осторожно стало напоминать о себе)

Это почти забытое чувство влюбленности возвращается к поэту, и он не хочет нарушать его чистоту. И вот состоялась встреча.

3. Чтение эпизода по ролям:

«Я слушал ее и невольно...» и до слов «Есть что-то прекрасное в лете, / А с летом прекрасное в нас».

– Почему так насыщено многоточиями описание встречи поэта с Анной? (Появление этих знаков подобно занавесу, который задергивается всякий раз, когда любопытный и назойливый взгляд готов рассмотреть в складывающихся отношениях что-то пошлое. Этот занавес отделяет его, сегодняшнего, прошедшего через кабацкий угар, пресыщенного легкими победами, и того – шестнадцатилетнего, впервые полюбившего юношу, чье возвышенное чувство, внезапно возрождающееся, прекрасно настолько, что с ним ни в какое сравнение не идет вполне возможный банальный «роман».

Сцены мучительных разговоров лирических героев открывают в Есенине не только мастера создания речевых характеристик, но и блестящего психолога.)

– Сопоставьте портретные детали четвертой части с прежними. На что они указывают? («Скривленный заботой красивый и чувственный рот» и «тело ее тугое» – эти отнюдь не романтические определения обрамляют монолог героини, признающейся в «преступной страсти», у которой, сознает она, нет и не может быть будущего.)

– Как подчеркивает автор то, что и чувства героини мучительны, и признание дается ей с неимоверным трудом и болью? (В первую очередь надо обратить внимание на многоточия: их на 17 строк ее монолога 12! Речь героини прерывиста, и эту прерывистость удивительно подчеркивает аллитерация: повтор звонкого «б», звучащего напористо: было, безумно, любила, болит, – сменяется глухим «т»: жестокость, суд, тайна, страстью преступной зовут.)

С этим образом соотносится и облик героини.

Развитие отношений по банальной любовной схеме разрушит очарование светлых воспоминаний и может лишить поэта самой дорогой и сокровенной частицы его души.

Это прозрение освещает слова героини: «Уже светает. Заря как пожар на снегу...» В ее речи опять многоточия (на 11 строк ее слов их 10):

В ее воображении воспоминания рождаются постепенно, трепетное детское чувство стерлось в памяти.

– Когда это светлое чувство вернется к героине? Об этом читаем в пятой части.

– Какой предстает Анна перед читателем в конце поэмы?

– Чем закончится этот необычный роман?

Присланное из-за границы письмо сказало гораздо больше душе поэта, чем смогли выразить слова, доверенные бумаге.

– Как вы думаете, что символизирует синий цвет, вдруг возникающий в словах Анны?

(Синий цвет – это и цвет его души, и цвет горней обители, горнего мира, в котором соединяются души поэта и «девушки в белой накидке».)

- Оттуда, издалека смогла разглядеть лирическая героиня любовь поэта и свою любовь; воспоминание о возвышенном и чистом чувстве венчает их ожившие в этой любви души навечно, и поэма становится книгой о неосуществившейся, но счастливой любви. Именно так можно осмыслить концовку поэмы, где высветился и предстал перед нами единственный значимый для поэта образ:

Далекие милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Обратите внимание, что обретение взаимности подчеркивается вводимыми изменениями в сравнении с первой частью: в отдельную строфу выделено двустишие с эмоциональным всплеском, обозначенным соединением восклицания с многоточием. А две строки, прежде говорившие о неразделенном чувстве, теперь превращаются в своеобразный венец – трехстишие, который венчает и взаимное чувство героев, и саму поэму.

Так в эпическое произведение о революции, о жизни в деревне в эти тревожные годы вплетается и лирический сюжет о любви и о горькой эмигрантской доле человека, в котором не умерло чувство любви к родине:

Теперь я от вас далеко...

В России теперь апрель.

И синею заволокой

Покрыта береза и ель.

… … … … … … … …

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна...

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

V. Заключительное слово учителя.

- «Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.

Домашнее задание: Перечитать поэму С.Есенина «Чёрный человек»


Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина — источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора" деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы — личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы — в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.

Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

В скандале убийством пахнет.
И в нашу и в их вину
Вдруг кто-то из них как ахнет! —
И сразу убил старшину.

Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер — "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:

Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ:
"Эй вы! Тараканье отродье!
Все к Снегиной! Р-раз и квас
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!"

"Тараканье отродье!" — вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути — жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

Мельник в поэме — это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого — "счастливой были" — и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением:

Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?
Но как-то печально и странно
Она опускала свой взор...

Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны — империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.

Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.

Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:

Я думаю,
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!

Крупная поэма Сергея Есенина, последнее из больших его произведений. В ней отразились и воспоминания поэта о его любви, и критическое осмысление революционных событий. Написана поэма в 1925 году, незадолго до смерти Есенина.

Сюжет . Молодой поэт по имени Сергуша (в котором нетрудно узнать образ самого Есенина) возвращается в родное село из Петербурга, устав от бурных событий революции. Село заметно изменилось после упразднения царского режима. Герой встречается с местными жителями, а также с крестьянами из соседней деревни Криуши. Среди них и Прон Оглоблин - революционер, народный агитатор и пропагандист; прообразом его послужил Пётр Мочалин - уроженец того же села, что и Есенин, крестьянин, работавший на коломенском заводе.

Крестьяне расспрашивают героя о последних событиях в стране и столице, а также о том, кто такой Ленин. Приезжает и Анна Снегина - молодая помещица, в которую герой был влюблён в юности. Они общаются, вспоминают прошлое. Через некоторое время Сергуша приезжает в Криушу и становится участником бунта: местные крестьяне заставляют Анну Снегину отдать им землю. Кроме того, приходит информация о том, что на войне убили мужа Снегиной. Девушка обижается на поэта, но ничего не может поделать. Землю забирают крестьяне, а Анна навсегда уезжает из деревни, при этом попросив у поэта прощения. Сергуша возвращается в Петербург и впоследствии узнаёт, что Оглоблина расстреляли белые. Приходит также письмо от Анны Снегиной из Лондона.

История создания . Поэму писал на Кавказе, куда он отправился «в поисках творческого вдохновения». Вдохновение, надо сказать, пришло, у поэта появились идеи и силы работать; до этого он в течение двух лет почти ничего не писал, хотя объездил Европу и Америку. В последние годы жизни Есенин испытывал некий творческий порыв. Ряд произведений, написанных в это время, касается «восточных» мотивов, а также революции и новой советской действительности. Одним из таких произведений и стала поэма «Анна Снегина», в которой, однако, оценка революции и её последствий не столь однозначная.

Прообразом Анны Снегиной стала Лидия Кашина (Кулакова) - подруга и одна из первых слушательниц Есенина. Она являлась дочерью богатого купца, который купил имение в есенинском селе Константиново; имение по наследству перешло ей. После революции усадьба перешла государству, а Кашина устроилась на работу сначала письмоводителем в Красную Армию, а потом в газету «Труд»; поэт продолжал с ней общаться.

Герои . Рассказчик, Анна Снегина, Прон Оглоблин, Лабутя, мать Снегиной, мельник.

Тема. В произведении затронута тема Родины, любви, войны (революция, войны).

Проблематика . В своей поэме Есенин показал, как революционные события отразились на судьбах отдельных людей и как повлияли новые порядки на такие реалии, как любовь, дружба между мужчиной и женщиной, на все «высокие» человеческие установки. Революция разделила Сергушу, стоящего на стороне народа, и Снегину - его подругу и возлюбленную, но принадлежащую к высшему сословию. Анна была в гневе и в обиде на поэта; затем они помирились, однако девушка всё равно не могла остаться с ним в России.

Советские критики благосклонно отзывались о поэме, не заметив в ней тонкой критики революции и нового режима. «Советский народ» показан в ней грубым, тёмным и жестоким сборищем, в то время как дворянка Снегина - персонаж, как кажется, весьма положительный. Главное же в том, что взбунтовавшиеся крестьяне - и революция в целом - разрушили любовь, а вместе с ней мечты и все светлые устремления людей. Сергуша (а вместе с ним и сам Есенин) не понимает и не принимает войны.

Революция, начинавшаяся как борьба за более светлый и справедливый мир, обернулась непонятной и кровопролитной гражданской войной, в которой все были против всех. Поэт не принимает насилия и жестокости, даже если они осуществляются «во имя справедливости». Поэтому и криушские крестьяне изображены отнюдь не в позитивных тонах. Сам Прон Оглоблин - грубиян, драчун и пьяница, вечно злой на всех; его брат - последний трус и приспособленец: сначала был верен царскому режиму, а потом записался в революционеры, но когда деревню захватывают белые, он прячется, не желая отстаивать свою родину.

Так или иначе, с установлением новой действительности меняются все. Даже Анна Снегина. Когда она узнаёт о гибели на войне Бори, её мужа, она начинает упрекать Сергушу, с которым перед этим мирно и задушевно общалась; теперь он для неё «жалкий и низкий трусишка», потому что он тихо-мирно живёт, в то время как Борис «героически» умер на войне. Выясняется, что ей дорого милое дворянское благополучие и счастье в семейном гнёздышке, но при этом она не замечает творящейся вокруг, в том числе её руками, несправедливости: бедные крестьяне вынуждены обрабатывать её угодья. От того и печален Сергуша, и в печальных тонах выдержана вся поэма. Герой как бы стоит на перепутье. Он категорически не признаёт разделения людей на «господ» и «рабов», но и совсем не в восторге от поведения восставшего народа.

Композиция . В поэме пять глав. В первой части рассказывается о событиях Первой Мировой войне. Во второй части комментарии к происходящим событиям. В третьей главе происходят события во время революции (отношения главных героев). В четвертой кульминация событий. В пятой - конец Гражданской войны и итог всего случившегося.

Жанр произведения . Сам Есенин называл «Анну Снегину» лиро-эпической поэмой. Однако исследователи дают другие определения; правильнее всего, по-видимому, назвать её повестью в стихах. Неоднократно отмечалось сходство поэмы с «Евгением Онегиным», выраженное даже в зарифмованности её названия с заглавием пушкинского романа в стихах.

«Анна Снегина» - автобиографическая поэма Сергея Есенина, законченная им уже перед смертью - к концу января 1925 года. Она не только является плодом авторских переосмыслений Октябрьской революции и её последствий для народа, но и демонстрацией отношения поэта к революционным событиям. Он не только оценивает, но и переживает их с позиции художника и маленького человека, оказавшегося заложником обстоятельств.

Россия в первой половине двадцатого века оставалась страной с низким уровнем грамотности, что вскоре подверглось существенным изменениям. В результате ряда революционных восстаний возникли первые политические партии, таким образом, народ стал полноправным участником общественной жизни. Кроме того, на развитие отечества оказали влияние глобальные потрясения: в 1914-1918 гг. Российская Империя была вовлечена в Первую Мировую войну, а 1918-1921 гг., ее раздирала гражданская война. Поэтому эпоха, в период которой была написана поэма, называется уже эпохой «Советской республики». Есенин показал этот переломный момент истории на примере судьбы маленького человека – самого себя в лирическом образе. Драматизм эпохи находит свое отражение даже в размере стиха: трехстопный амфибрахий, который так любил Некрасов и использовал, как универсальную форму для своей обличительной гражданской лирики. Этот размер более соответствует эпосу, чем легким стихотворениям Сергея Александровича.

Действие происходит на рязанской земле в период весны с 1917 по 1923 г. Автор показывает реальное пространство, описывает реальную русскую местность: «Село, значит, наше Радово…». Использование топонимов в книге не случайно. Они важны для создания метафорического пространства. Радово - это литературный прообраз Константиново, места, где родился и вырос Сергей Александрович. Конкретное художественное пространство не просто «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. И село Криуша тоже (Есенин в поэме называет Криуши) действительно существует в Клепиковском районе Рязанской области, который находится в соседстве с Рыбновским районом, где расположено село Константиново.

«Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. Это был самый насыщенный творческий период поэта, когда ему писалось легко, как никогда прежде. И это объемное произведение он писал залпом, работа приносила ему неподдельную радость. В итоге, получилась автобиографическая лироэпическая поэма. В ней заложено своеобразие книги, так как она вместила в себя сразу два рода литературы: эпос и лирика. Исторические события - это эпическое начало; любовь героя - лирическое.

О чем поэма?

Произведение Есенина состоит из 5 глав, каждая из которых раскрывает определенный этап в жизни страны. Композиция в поэме «Анна Снегина» — цикличная: начинается и заканчивается она приездом Сергея в родное село.

Есенин, прежде всего, расставил для себя приоритеты: с чем ему по пути? Анализируя обстановку, сложившуюся под влиянием социальных катаклизмов, он выбирает для себя старое доброе прошлое, где не было такой оголтелой вражды между родными и близкими людьми. Таким образом, основная мысль произведения «Анна Снегина» заключается в том, что поэт не находит в новой агрессивной и жестокой реальности места человеку. Борьба отравила умы и души, брат идет на брата, а жизнь измеряется силе нажима или удара. Какие бы идеалы за этим превращением не стояли, они того не стоят – вот приговор автора послереволюционной России. В поэме явно обозначился разлад официальной партийной идеологии и философии творца, и этого несовпадения Сергею Александровичу так и не простили.

Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.

Критика

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», - отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он - вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Кратко:

В 1925 году была написана поэма «Анна Снегина». В ней отразились впечатления от поездок в родное село Константиново в 1917 - 1918 годах.

В «Анне Снегиной» соединились в единое целое элементы эпические, лирические и драматические. Эпическая тема дается в поэме в реалистических традициях. Действие поэмы происходит на широком общественно-историческом фоне: революция, гражданская война, расслоение деревни, раскулачивание, самосуды, гибель дворянских гнезд, эмиграция русской интеллигенции за границу. В поле зрения автора оказываются народные бедствия - дореволюционные и послереволюционные («мужицкие войны», классовая ненависть, набеги деникинцев, непомерные налоги), народные судьбы (радовцев, которым «счастье дано», и криушан, у которых одна соха и «пара заезженных кляч»), народные характеры (Прон Оглоблин, Оглоблин Лабутя, мельник, мельничиха и другие).

Лирическое начало - несостоявшаяся любовь героев - определяется этими эпическими событиями. Анна Снегина - дворянка, аристократка. Сергей - крестьянский сын. Оба по-разному, но одинаково хорошо знают жизнь России и самозабвенно любят ее. Они и классовые враги, и люди, связанные душевным родством, они оба - русские. Их роман протекает на фоне революционных катаклизмов и социальных потрясений, что в конечном счете и определяет расставание героев. Анна уезжает в Лондон, пережив все удары судьбы (разорение усадьбы, мужицкое возмездие, гибель мужа, разрыв с Сергеем), но сохраняет на чужбине нежность к герою и любовь к России. Сергей, закружившись в революционном водовороте, живет проблемами сегодняшнего дня, и «девушка в белой накидке» становится для него просто дорогим воспоминанием.

Однако драматизм ситуации не исчерпывается тем, что революция разрушила личное счастье героев, она коренным образом подорвала веками складывающийся традиционный уклад всей русской жизни. Нравственно искалеченная, гибнет деревня, воюют между собой крепкие хозяйственные радовцы и нищие криушане, долгожданная свобода оборачивается вседозволенностью: убийства, самосуды, засилие «злодеев... лихих». На селе появляется новый тип вожака:

Булдыжник, драчун, грубиян.

Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

Прозорливый Есенин с горечью констатировал в «Анне Снегиной», во что превратилась его голубая мечта об иной земле и иной стране в государстве большевиков.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Проблематика поэмы «Анна Снегина» неразрывно связана со смысловым объемом, который несет в себе лирика Есенина. Один из центральных аспектов проблематики его поэзии в целом определяется решением вопроса о соотношении частного времени личности и исторического времени национальной жизни. Обладает ли человек определенным суверенитетом в отношении к истории, может ли противопоставить разрушительному и тлетворному влиянию исторического процесса (если он именно так его воспринимает) свое право остаться частным человеком, отвергнув посягательства исторического времени на его личную жизнь и судьбу?

Такая проблематика предопределена двумя предметами изображения, каждому из которых соответствуют две сюжетные линии, развивающиеся в поэме параллельно. С одной стороны, это частный сюжет, повествующий об истории отношений лирического героя с Анной Снегиной, рассказывающий о несостоявшейся любви. С другой стороны, он тесно переплетен с сюжетом конкретно-историческим, обращенным к событиям революции и гражданской войны, которые захватывают и жизнь крестьян, жителей деревни и хутора, на котором укрывается герой Есенина от вихрей исторического времени, и его самого. Исторический разлад захватывает жизнь всякого человека без изъятия и разрушает наметившиеся было отношения любви в частном сюжете.

Экспозицией национально-исторического сюжета становится открывающий поэму рассказ возницы о внезапно возникшей вражде между двумя деревнями: Радово и Криуши. В страшной драке за лес между мужиками двух деревень видится пролог гражданской войны, когда зерна гнева вырастают среди людей, принадлежащих одной культуре, одной нации, говорящих на одном языке: «Они в топоры, мы тож. / От звона и скрежета стали / По телу катилась дрожь». Почему после этой драки жизнь в некогда богатой деревне Радово без всяких видимых причин приходит в упадок? Как объясняет возница такую ситуацию: «С тех пор и у нас неуряды. / Скатилась со счастья вожжа. / Почти что три года кряду / У нас то падеж, то пожар»?

Рассказ возницы, служащий прологом к национально-историческому сюжету поэмы, сменяется экспозицией частного сюжета, связанного с судьбой лирического героя, с тем выбором, который он делает, дезертируя с фронта империалистической войны. Чем обусловлен такой поступок? Мотивируется ли он трусостью лирического героя, желанием спасти свою жизнь, или же он обнаруживает твердую жизненную позицию, нежелание участвовать в безумных и разрушительных исторических обстоятельствах империалистической войны, цели которой неизвестны и чужды лирическому герою?

Дезертирство — осознанный выбор героя, не желающего быть участником бессмысленной и чуждой интересам народов бойни: «Война мне всю душу изъела. /За чей-то чужой интерес /Стрелял я в мне близкое тело /И грудью на брата лез». Февральская революция 1917 года, когда «над страной калифствовал /Керенский на белом коне», не изменила ни саму историческую ситуацию, ни отношение лирического героя к войне и к своему участию в ней:

Но все же не взял я шпагу...

Под грохот и рев мортир

Другую явил я отвагу —

Был первый в стране дезертир.

Покажите, что такой выбор дается лирическому герою нелегко, что он все время возвращается к своему поступку, находит все новые и новые эмоциональные оправдания: «Нет, нет! / Не пойду навеки. / За то, что какая-то мразь / Бросает солдату-калеке / Пятак или гривенник в грязь». Найдите другие примеры подобного самооправдания.

Таким образом, двум сюжетным линиям анализируемой поэмы «Анна Снегина» Есенина соответствуют и две экспозиции, соотнесенность которых формирует проблематику поэмы: можно ли в условиях исторической действительности XX столетия спрятаться от свирепых и разрушительных ураганов войн и революций, национального раздора, пролог которого звучит в рассказе возницы, в своем частном мире, в укрытии, на хуторе у мельника, куда и направляется лирический герой? Может ли статься так, что исторический ветер пройдет мимо и не затронет? Собственно, попытка обрести такое укрытие и оказывается завязкой поэмы.

Однако такие попытки обнаруживают свою полную иллюзорность. Внутренний разлад крестьянского мира с самим собой, образ которого дан во вражде деревень Радово и Криуши, становится все более и более очевиден, вовлекает все больше и больше людей. Обратитесь к разговору героя со старухой, женой мельника. Покажите, как она воспринимает современное состояние крестьянского мира, какие новые грани к истории вражды радовцев и криушан прибавляет ее рассказ. Где она видит причину разлада людей между собой?

Старуха ставит историю вражды двух деревень («То радовцев бьют криушане, / То радовцы бьют криушан») в более широкий национально-исторический контекст.

Первая встреча с Анной Снегиной заставляет автора обратиться к традиционному для любовной лирики сюжету встречи через много лет двух некогда любивших друг друга людей, разведенных потом судьбой и временем. Вспомните, какие стихотворения Пушкина, Тютчева, Фета, Блока обращены к подобному сюжету. Эта встреча дает возможность Анне Снегиной и лирическому герою вновь вернуться к прежнему эмоциональному состоянию, преодолеть время разлуки и повороты судьбы, разведшие их: «И в сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет».

Частный сюжет отношений Анны Снегиной и лирического героя развивается параллельно с другой сюжетной линией, основу которой составляет история дружбы лирического героя с Проном Оглоблиным. Именно эти отношения проявляют характер исторического процесса, проходящего в русской деревне, развивающегося на глазах поэта и требующего его непосредственного участия. Прон Оглоблин — как раз тот герой, который заставляет выйти из укрытия на мельнице, не дает отсидеться на сеновале у мельника, всячески показывает лирическому герою его необходимость крестьянскому миру.

Кульминацией поэмы, соединяющей две сюжетные линии, становится момент появления лирического героя вместе с Проном в поместье Снегиных, когда Оглоблин, выразитель интересов крестьянства, требует у помещицы земельные угодья: «Даешь, мол, твои угодья /Без всякого выкупа с нас». Лирический герой оказывается вместе с крестьянским вожаком. Когда возникает прямой классовый конфликт, он, не в силах больше игнорировать вызов истории, делает выбор и выступает на стороне крестьянства. Развитие сюжета обнаруживает невозможность спрятаться от исторического времени, от классовых противоречий в деревне, оказавшись на стороне, отсидевшись на хуторе у мельника. Если он смог дезертировать с фронта германской войны, выбрав жизнь частного человека, то уйти от крестьянской среды, с которой он связан генетически, герой не может: остаться в стороне означало бы предательство деревни. Так совершен выбор: встав рядом с Проном, лирический герой теряет обретенную было любовь к Анне Снегиной.

Развитие любовного конфликта завершается еще и потому, что Снегина, потрясенная гибелью мужа-офицера на фронте, бросает в лицо поэта страшное обвинение: «Убили... Убили Борю... /Оставьте! /Уйдите прочь! /Вы — жалкий и низкий трусишка. /Он умер... /А вы вот здесь...»