Кашмирский вопрос в отношениях Индии и Пакистана. Досье


Общая характеристика

ПАКИСТАН, Исламская Республика Пакистан, государство в Южной Азии. Образовалось в 1947 после раздела Индии. В современных границах существует с 1971. (Приложение № 1; № 2)

Исламабад. Население – 159,20 млн. человек (2004). Плотность населения – 184 человека на 1 кв. км. Городское население – 35%, сельское – 65%. Площадь – 796 095 кв. км. Высшая точка – гора Тиричмир (7690 м). Основные языки: урду (официальный), панджаби, пушту, синдхи, балучи (белуджский). Государственная религия – ислам. Административно-территориальное деление: 4 провинции и 1 федеральный округ. Денежная единица – рупия. Национальный праздник: День Пакистана – 23 марта. Государственный гимн: «Благословенна будь, священная земля...»

На юго-западе берега Пакистана омываются Аравийским морем, на западе страна граничит с Ираном, на северо-западе – с Афганистаном, на северо-востоке – с Джамму и Кашмиром (на который предъявляют права и Индия, и Пакистан) и на востоке – с Индией. Под контролем Пакистана находятся северные и западные районы Джамму и Кашмира – т.н. Азад Кашмир (т.е. Свободный Кашмир

ПРИРОДА

Рельеф местности. (Приложение № 3) В пределах Пакистана отчетливо выделяются две крупные орографические области – Индская равнина (западная часть Индо-Гангской равнины) и окаймляющие ее с запада и севера горы и возвышенности, принадлежащие к системам Иранского нагорья и Гиндукуша и Гималаев, образовавшихся в основном в эпоху альпийского орогенеза. Индская равнина возникла на месте обширного предгорного краевого прогиба, к которому приурочены немалые запасы природного газа и нефти. В горах обнаружены значительные месторождения бурого угля, хромитовой руды и других полезных ископаемых.

Индская равнина – одна из крупнейших аллювиальных равнин тропического пояса, протянувшаяся от подножий Гималаев до Аравийского моря на 1200 км при ширине до 550 км. Почти вся ее территория расположена ниже 200 м и отличается однообразным плоским рельефом. В ее пределах различают три части: северную – Пенджаб (или Пятиречье), образованную Индом и его пятью крупными притоками (Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж); Синд – среднее и нижнее течение Инда; и пустыню Тар, находящуюся к востоку от Синда. На севере равнины многочисленны конусы выноса обломочного материала, прорезанные реками. В Синде на междуречьях сохранились следы древней речной сети, свидетельствующие о большей обводненности равнины в прошлом. Дельта Инда образована несколькими действующими руслами, отмершими эстуариями и серией древних песчаных береговых валов. В пустыне Тар распространены дюны, барханы, песчаные гряды в сочетании с солончаками, такырами и солеными озерами в понижениях. Абсолютная высота этого района от 100 до 200 м. С юга пустыня обрамлена солончаковыми низменностями Большого Качского Ранна, заливаемыми морскими приливами и во время выпадения ливневых осадков.

Горы Пакистана представляют собой молодые складчатые хребты, сложенные кристаллическими сланцами, известняками, песчаниками и конгломератами. Наиболее высокие хребты расчленены речными долинами и ущельями и увенчаны снежниками. На крайнем севере в пределы Пакистана частично заходят осевые хребты Гиндукуша с вершиной Тиричмир (7690 м), являющейся высшей точкой страны. Восточнее расположен хребет Хиндурадж, юго-западное окончание которого отделено от пограничного хребта Спингар Хайберским проходом (1030 м) – важнейшим перевалом, используемым для сообщения между Пешаваром и Кабулом. На северо-востоке на территорию Пакистана заходят западные отроги Гималаев. На севере Пакистана между Индской равниной и горами расположено песчаниковое плато Потвар со средними высотами 300–500 м, окаймленное с юга Соляным хребтом (высотой до 1500 м). Западную часть Пакистана занимают плато и горы Белуджистана, представляющие собой юго-восточное обрамление Иранского нагорья. Средние высоты этих гор обычно не превышают 2000–2500 м. Таковы, например, вытянутые в субмеридиональном направлении и круто обрывающиеся к долине Инда Сулеймановы горы. Однако на севере этих гор имеются и более высокие отдельные вершины (до 3452 м). Меридиональный хребет Киртхар с крутыми, обращенными к долине Инда склонами почти доходит до побережья Аравийского моря и понижается от 2440 м на севере до 1220 м на юге. Горы Макран, состоящие из нескольких субпараллельных хребтов высотой до 2357 м, обрамляют с юга плато Белуджистана. С севера оно окаймлено пограничными горами Чагаи, где имеются потухшие вулканы. Далее к северо-востоку простирается хребет Тобакакар (до 3149 м), у его западной оконечности расположен перевал Ходжак (Болан), через который проходит стратегически важный путь из Кветты в Кандагар (Афганистан). В горах Пакистана нередки стихийные бедствия. Так, в высокогорьях часто сходят лавины, случаются селевые паводки, камнепады, ледниковые пульсации (сёрджи). Имеется ряд сейсмически опасных районов. В 1935 от землетрясения сильно пострадал город Кветта.

Климат Пакистана формируется под сильным влиянием муссонов. На большей части страны он тропический, на северо-западе субтропический, сухой и только в горах более влажный. Средние температуры января на равнинах 12,5–17,5 0 С, июля 30–35 0 С. В высокогорьях бывают морозы до –20 0 С и даже в летние месяцы случаются заморозки. Среднее годовое количество осадков на плато Белуджистана и в долине Инда менее 200 мм, в пустыне Тар – менее 100 мм, в Кветте – 250 мм, а в горах на северо-западе страны в наиболее благоприятных условиях 500–1000 мм. В Синде оно не превышает 125 мм, и возделывание сельскохозяйственных культур там возможно только благодаря хорошо налаженному орошаемому земледелию с использованием вод Инда. В предгорных районах на севере страны количество осадков возрастает до 300–500 мм, а в горах – до 1500 мм. Максимум осадков приходится на летний муссонный период. На равнинах Пакистана испаряемость в 15–20 раз превышает количество осадков, поэтому обычны засухи.

Почвы. На Индской равнине широко распространены плодородные аллювиальные почвы в речных долинах и полупустынные сероземы на междуречьях. В горных районах последовательно снизу вверх сменяются каштановые, бурые лесные, субальпийские и альпийские горные луговые и лугово-степные почвы. В межгорных понижениях Белуджистана распространены песчаные пустынные почвы и солончаки, на юге Синда – солончаки, а в пределах пустыни Тар – бесплодные пески.

Гидрология. Крупнейшей рекой Пакистана является Инд, бассейну которого принадлежит большая часть страны. Реки на западе - или бессточные, или имеют местный сток в Аравийское море. Главный приток Инда - Сатледж, собирающий воды основных рек Пенджаба (Чинаб, Рави, Джелам, Биас) и отдающий воду крупным оросительным каналам (Дипалпур, Пакпаттан, Панджнад). На крупных реках отмечается летнее половодье, обусловленное муссонными дождями и таянием ледников в горах

Растительность. Растительность Пакистана преимущественно полупустынная и пустынная, наиболее скудная - в пустыне Тар, где преобладают песчаные гряды, полузакреплённые ксерофитными кустарниками (акации, каллигонум…) и жёсткими травами. На равнине Инда естественная растительность - полупустыни и опустыненные саванны (чий, полыни, каперсы, астрагалы…), вдоль Инда и других рек - полосы тугаев, в дельте Инда и вдоль побережья Аравийского моря - местами мангровые заросли. На Иранском нагорье распространены полупустынные формации колючих подушковидных кустарников, в горах Белуджистана - редкие заросли фисташки и арчи. В горах на севере страны на высоте 1500-3000 м - отдельные участки листопадных (дуб, каштан) и хвойных (ель, пихта, сосна, гималайский кедр) лесов. В долинах вблизи селений - плантации финиковой пальмы, цитрусовых, маслин, фруктовые сады. Вдоль оросительных каналов часты насаждения шелковицы.

Животный мир.

Винторогий козёл - один из национальных символов Пакистана.

(Приложение № 4)

Животный мир Пакистана представлен индо-африканскими, центральноазиатскими и средиземноморскими видами. Из крупных млекопитающих в горах водятся леопард, ирбис, бурый и белогрудый медведь, лисица, дикие козлы и бараны, персидская газель; на равнинах - гиены, шакалы, кабаны, антилопы, джейраны, куланы, дикие ослы, многочисленные грызуны. Разнообразен мир птиц (орлы, грифы, павлины, попугаи). Много змей, в том числе ядовитых, в Инде водятся крокодилы. Из беспозвоночных распространены скорпионы, клещи, малярийные комары. Аравийское море богато рыбой (тунец, сельдь, морской окунь, индийский лосось), ракообразными (креветки) и морскими черепахами.

НАСЕЛЕНИЕ

Демография. Численность населения страны в 2004 оценивалась в 159,20 млн. человек, тогда как в 1901 на территории, занимаемой сегодня Пакистаном, насчитывалось 16,6 млн. жителей. Следовательно, примерно за 100 лет произошло почти девятикратное увеличение населения. Средняя плотность населения в 1999 равнялась 184 человека на 1 кв. км, при максимальной плотности в Пенджабе и минимальной – в Белуджистане. Темпы демографического роста в 2003 составляли 2,01% в год. Ожидаемая продолжительность жизни – 61,3 года для мужчин и 63,14 – для женщин (2003). Пакистан пытался ограничить рост населения с помощью программы планирования семьи. В 1960-е годы правительство развернуло широкомасштабную кампанию по пропаганде противозачаточных средств, однако ими пользуются, по данным 1987–1994, лишь 12% супружеских пар.Коэффициент рождаемости в 2004 составил 31,22на 1000 человек, а коэффициент смертности – 8,67 на 1000 человек.

Миграция. С древнейших времен на территории нынешнего Пакистана происходили важные миграции населения. Во II тысячелетии до н.э. на Индостан с северо-запада вторглись арийские племена, которые принесли свой язык и новое общественное устройство. Тем же путем в 8 в. и позже сюда шли мусульманские завоеватели, вместе с ними распространялись их религия и культура. Несколько крупных миграций населения произошло в современную эпоху. С 1890 по 1920 британские колониальные власти переселили от 500 тыс. до 1 млн. пенджабцев из Восточного Пенджаба, находящегося сейчас в пределах Республики Индии, в Западный Пенджаб, т.е. на территорию современного Пакистана, для освоения земель, на которых незадолго до этого была создана сеть оросительных каналов. Массовое переселение беженцев происходило и сразу же после раздела получивших независимость индийских владений Великобритании в 1947. Примерно 6,5 млн. человек устремилось из Индии в Пакистан, а 4,7 млн. – в обратном направлении, т.е. в стране за год прибавилось 1,8 млн. жителей. Эта миграция затронула в основном Пенджаб: его покинули 3,6 млн. человек, на место которых пришло 5,2 млн. Большинство остальных беженцев осело в городах Синда, а менее 100 тыс. – в Белуджистане и у северо-западной границы. В 1970–1980-е годы многие пакистанцы покинули родину в поисках работы, и в 1984 примерно 2 млн. человек жили и трудились за рубежом, преимущественно в Великобритании и странах Среднего Востока. Однако в конце 1980-х годов шансы найти работу на нефтепромыслах Персидского залива понизились и началась массовая репатриация. Кроме того, в 1980-е годы гражданская война в Афганистане привела к переселению до 3 млн. человек в лагеря беженцев на территории Пакистана.

В самом Пакистане происходит постоянный отток сельского населения в города. В 1995 в городах проживало 35% населения страны.

Города. В составе населения крупных городов наблюдается значительная доля беженцев из Индии (мухаджиров) и их потомков. В 1951 в каждом из шести крупнейших городов беженцы составляют более 40% жителей.

Важнейший из городов – Карачи с населением ок. 9,2 млн. человек (конец 1990-х годов). Здесь преобладают говорящие на урду выходцы из Индии, важную роль играет прослойка беженцев-гуджаратцев, хотя и значительно меньшей численности. Сложились также крупные общины синдхов, пенджабцев, пуштунов и белуджей. Карачи был столицей государства до 1959, а в настоящее время является административным центром провинции Синд. Следующий по величине город – Лахор, столица Пенджаба, с населением более 5 млн. человек. В Лахоре, который многими рассматривается как средоточие интеллектуальной жизни страны, находится старейший Пенджабский университет, основанный в 1882. Фейсалабад (ранее – Лайалпур), выросший в колониальную эпоху в зоне орошаемых при помощи густой сети каналов земель, занимает третье место по численности населения (ок. 2,0 млн. человек), центр торговли сельскохозяйственными продуктами и мелкой промышленности. Четвертый по размерам город – Равалпинди на севере Пенджаба, насчитывающий ок. 1 млн. жителей. С 1959 какое-то время являлся столицей страны – до тех пор, пока в 13 км к северо-востоку от него не была отстроена новая столица Исламабад, куда в конце 1960-х годов были переведены правительственные учреждения. К другим большим пакистанский городам относятся Хайдарабад (795 тыс. жителей в 1992), Мултан, Гуджранвала и Пешавар.

Этнический состав и языки. Официальный язык Пакистана и язык межнационального общения – урду. На региональном уровне наиболее употребимы языки панджаби, синдхи, пушту (пашто), брагуи и балучи. В сферах бизнеса, образования и административной деятельности широко используется английский.

На панджаби говорит примерно 51% всего населения. Пакистанские пенджабцы-мусульмане этнически идентичны проживающим в Индии пенджабцам, исповедующим индуизм и сикхизм. На синдхи говорят ок. 22% пакистанцев. Пушту (15%) – язык пуштунов, живущих главным образом в Северо-Западной Пограничной провинции, широко распространен также в соседнем Афганистане. Белуджистан – родина говорящих на балучи и брагуи.

Два важных для страны языка привнесены в Пакистан мигрантами. Говорящие на урду мухаджиры прибыли с территории Индии, главным образом из Соединенных провинций (ныне Уттар-Прадеш) после раздела 1947, и осели преимущественно в городах, особенно синдских: Карачи, Хайдарабаде и Суккуре. Лишь ок. 8% пакистанцев считают урду родным языком, но его культурная функция исключительно велика. Урду придан статус государственного языка, его носители занимают важные позиции в государственном аппарате и бизнесе. Меньшая группа беженцев, прибывших в основном из Бомбея и с п-ова Катхиявар, говорит на гуджарати и сосредоточена в Карачи.

Панджаби, синдхи, урду и гуджарати относятся к индоарийской языковой группе, пушту и белучи – к иранской, а брагуи – язык дравидийской семьи, распространенной главным образом на юге Индии.

На языке балучи говорят 3% населения, на брагуи – 1,5%.

Религия. Государственная религия – ислам, его исповедуют свыше 97% жителей Пакистана (примерно три четверти составляют сунниты и одну пятую – шииты). Кроме того, насчитывается значительное число ахмадие. Они считают себя правоверными мусульманами, хотя правительство страны в 1974 отказалось признать членов этой секты приверженцами ислама. Христиане и индусы составляют примерно по 1,5% всего населения. Часть христиан представляют португальцы – иммигранты из Гоа, а часть – коренные жители. Индусы покинули территорию Пакистана после 1947, хотя некоторые из них продолжают жить в сельской местности в провинции Синд. В стране представлена малочисленная община парсов-зороастрийцев, говорящих на гуджарати.

В Индию, а... ... разнообразный набор сельскохозяйственных культур. 2. Сравнительная экономико -географическая характеристика европейской и азиатской частей России. Европейская... , Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана . Численность населения – величина непостоянная; она...

ИНДИЯ И ПАКИСТАН. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФРОНТАЦИИ МЕЖДУ НИМИ

Индийско-пакистанские отношения представляют собой сложную смесь национальных предрассудков, возбужденной психики, ущемленного самолюбия и откровенного соперничества. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188 В конечном счете, противоречия между Индией и Пакистаном упираются в межрелигиозную индо-мусульманскую рознь. Как отмечает видный отечественный индолог Л.Б. Алаев, история взаимоотношений индусов и мусульман имеет, отнюдь не только историческое значение. Та или иная интерпретация истории является в настоящее время политическим оружием. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434

Ислам начал проникать в Южную Азию почти сразу же после своего появления. Первыми ислам принесли арабские торговцы, бывавшие на берегах Малабара и в портах Гуджарата. Несмотря на покровительство, оказываемое мусульманским миссионерам, индусские раджи юга Индии сами ислам не принимали, так как он был для них заморской верой торговцев и моряков (как известно, индуизм не поощряет плавания в море - "черных водах" (кала пани). Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22 Ко времени появления в Индии мусульманских миссионеров исконная индийская религия насчитывала уже две с половиной тысячи лет развития. Индуизм эволюционировал из политеизма и пантеизма, сохранил множество архаических черт и великое многообразие божеств. Индуизм, как справедливо отмечает известный петербургский востоковед И.Ю. Котин, сложное и многогранное явление, с трудом поддающееся описанию и анализу методами западного религиоведения.

Наряду с индуизмом в Индии существовали так называемые "шраманские" учения, возникшие в VI-V вв. до н.э., т.е. учения бродячих проповедников - буддизм и джайнизм. Возникшие как альтернатива брахманизму и не сумевшие вытеснить его, эти учения стали религиями отдельных групп населения (хотя сами индусы их понимали как секты в индуизме), и ко времени прихода мусульман их лучшие дни были уже в прошлом. Все три индийские религии, взаимодействуя друг с другом, формировали культурное единство при локальном разнообразии форм и политической раздробленности. Они служили нуждам общества, освящая обычаи, регулируя социальные отношения, в меньшей степени они подходили нуждам государственного управления и сильной централизованной власти. Идеи ненасилия, подчинения воинов-кшатриев жрецам и советникам - брахманам, увлечение оторванными от жизни философствованием в политической и даже военной теории вели к ослаблению государственной власти во многих княжествах Северной Индии и к потере ими оборонного потенциала. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М. МГИМО (У). М. 2005. С. 437

В VIII в. мусульмане сумели подчинить одну из областей исторической Индии Синд (нижнее течение реки Инд), а с конца Х в. грабительские походы в Северную Индию начали султаны мусульманских государств, возникших на рубежах Индийской цивилизации. Политика мусульманских правителей в отношении индусов первоначально была непримиримой, практиковались насильственные обращения, массовые казни и т.д. Большинство населения стало мусульманским в двух регионах - Северо-Западной Индии и Бенгалии. Исламизация Пенджаба и Синда вполне логична, поскольку именно в этот район из-за пределов страны накатывались все новые волны мусульман. Тесное взаимодействие индусской и мусульманской культур началось на рубеже XII-XIII вв., когда в Северной Индии возникают первые государства во главе с мусульманскими султанами и военачальниками. Власть мусульман постепенно распространилась на другие регионы, и к XIII в. они доминировали почти во всей Индии.

Результатами взаимовлияния двух религий в период Средневековья стали: в индуизме - развитие идеи о едином Боге, оживление мистических направлений - бхакти (букв. - любовь к Богу), возникновение сикхизма; в исламе - восприятие индусских праздников (холи, дивали), проникновение кастовых представлений. Фактически, возник "индийский ислам", отличавшийся от канонического образца. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. С. 437 Большинство исследователей склоняются к утверждению, что индусско-мусульманский синтез происходил в средние века, однако не был завершен, о чем свидетельствуют события конца XIX в. - второй половины ХХ столетия, которые развели две общины.

Новым стимулом к эволюции индусско-мусульманских отношений стал колониальный период, на начальных этапах которого единение индийских индусов и мусульман сохранялось. Мусульмане лишились прежнего привилегированного положения и были наиболее враждебно настроены в отношении англичан.

Наиболее ярким свидетельством стихийного единения индусских народных масс и мусульман стало Сипайское восстание 1857-1859 гг., которое, однако, не поддержали европеизированная индусская местная элита.

В начале XIX в. начало формироваться новое самосознание индусов. Видными мыслителями стали Р. Рая (1772-1833), Д. Сарасвати (1824-1883), Св. Вивекананда (1862-1902) и мн. др. проповедники, чьи взгляды сочетали просветительские и религиозно-реформаторские черты. Это движение получило название "религиозной реформации индуизма" и сыграло двойственную роль. С одной стороны, она способствовала становлению национального самосознания, став идеологией национально-освободительного движения и обеспечив ему религиозное обоснование (например, в деятельности М.К. Ганди). С другой стороны, она противопоставила конфессии друг другу, в конечном итоге, привела к длительному и кровопролитному конфликту. В конце XIX в. стали возникать индусские шовинистические организации (например, Хинду Махамандал, Хинду сабха и др.). В начале ХХ в. в среде экзальтированной религиозно-мыслящей молодежи начали возникать первые террористические организации (Анушилон шомити и Абхинав Бхарат). В.Д. Саваркар обосновал идеологию хиндутвы - интегрального единства политики, культуры и религии всего субконтинента.

Параллельно во второй половине XIХ в. развивалось Мусульманское "возрождение". Основателем мусульманского культурного движения стал сэр Сайид Ахмад-хан (1817-1898). В нем существовали направления: радикальные, антианглийские, террористические.

В 1885 г. был образован Индийский Национальный Конгресс, чьи ежегодные конференции должны были преодолеть негативные процессы формирования двух общинной структуры страны. Оба движения получили массовое распространение и широкий общественный резонанс, отражая идеи и взгляды, которые бурно эволюционировали в индийском общественном сознании.

Роль англичан в процессе постепенного размежевания между индусами и мусульманами нельзя отрицать, но не следует и преувеличивать. Бесспорно, английская администрация была крайне заинтересована в расширении своей социальной базы в Индии, вследствие чего мусульманские образованные круги оказались союзниками британским властям в условиях поднимающего голову национализма, получившего индуистскую окраску.

Показателем промусульманской политики англичан в конце XIX - начале ХХ вв. стали раздел Бенгалии (1905 г.) на "индусскую" и "мусульманскую" части и создание Мусульманской лиги - партии, занявшей первоначально отчетливую верноподданническую позицию и созданную, чтобы "защищать и развивать политические права мусульман".

Мощным давлением мусульманского лобби было продиктовано решение вице-короля Индии лорда Керзона разделить огромную провинцию Бенгалия на западную и восточную части. От этого выиграли англичане, получившие более компактные административные единицы, а также мусульмане, ставшие на одной из территорий большинством и имевшие право на соответствующие квоты в управлении ею. Решение лорда Керзона вызвало общенациональное недовольство. Англичанам пришлось пойти на уступку этим силам и отменить раздел провинции. Однако англичане оценили опасность индийского национального движения и увидели в мусульманском общинном движении своего надежного союзника в деятельности по ослаблению националистов. В 1906 г. на конференции мусульманских общественных и культурных организаций под председательством Вакур ул-мулка в Дакке было объявлено о создании всеиндийской Мусульманской Лиги. Активное вовлечение партии в политику началось с Первой Мировой войны. Тогда МЛ стала массовой организацией, крупнейшей после ИНК, работавшей среди мусульман, секуляристской партией мусульманских "культурных националистов". Ислам воспринимался ими скорее как часть культурного наследия, отличающая их от индусов, нежели жесткая монотеистическая религия, предписывающая строгое следование определенному образу мысли и эталону поведения.

В 1916 г. в Лакхнау на объединенном съезде двух партий был подписан пакт о совместных действиях Мусульманской Лиги и ИНК в борьбе за права населения Индии и за его более широкое представительство в создаваемых колониальными властями совещательных органах при вице-короле и губернаторах провинций. Инициатором совместной сессии ИНК и МЛ стал М.А. Джинна (1876-1948) - будущий "отец Пакистана".

Мухаммад Али Джинна родился в семье катхиварского купца из исмаилитской общины ходжа, в среде которых была популярна традиция "сокрытия" - "такийа", т.е. сокрытие принадлежности к секте. М.А. Джинна получил образование в христианской миссионерской школе в Карачи, продолжил образование в Лондоне, вед адвокатскую практику в Бомбее, был личным секретарем одного из основателей ИНК парса Д. Наороджи. Женился на дочери парса-миллионера, одного из основателей города Бомбея Диншоу Петита. До 1917 г. Джинна участвовал в деятельности ИНК и был направлен в Лондон его представителем. Однако, с 1912 г. он состоял также в рядах МЛ. Совместный съезд ИНК и МЛ в Лакхнау стал переломным для Джинны, после чего он больше занялся делами Мусульманской Лиги. Очевидно, что Джинна не был классическим образцом мусульманина (некоторые современники утверждали, что он любил выпить и употреблял в пищу свинину), скорее, он использовал ислам, который отличал его от индусов и обеспечил ему значительную поддержку братьев по вере. В ИНК М.А. Джинне терял позиции в силу противостояния его амбициям амбиций других лидеров Конгресса, прежде всего, Дж. Неру.

Основной причиной усиления индусского и мусульманского коммунализма стал общий процесс развития идентичности, охвативший конфессиональные и этнические общности, касты. Многие деятели крайне националистической Хинду махасабхи также состояли в ИНК. Особенно негативную роль в разрушении единства национального движения сыграли Б.Г. Тилак (1856-1920) и его сторонники из фракции "экстремистов" ИНК. Недолгим периодом относительного согласия индусов и мусульман стали 1911-1924 гг., когда ИНК и МЛ действовали организованно и единым фронтом, даже поднимался вопрос об их слиянии. (Этому способствовал приход к руководству МЛ новых людей, среди которых наиболее известным стал "посол индусско-мусульманского единства" М.А. Джинна).

Важным фактором стало также и развернувшееся в это время массовое подлинно всенародное движение под руководством М.К. Ганди. Однако после того, как ИНК принял гандизм как идеологию и тактику, М.А. Джинна дистанцировался от него, поскольку расценил это как смещение политики к религии и индуизацию политической партии. Более того, так как Джинна был либералом - конституционалистом, он считал, что обращаться к народу за поддержкой не следует. Появилась идея о "двух нациях" в Индии - индусской и мусульманской, наиболее ярким пропагандистом которой и стал М.А. Джинна. Именно эта идея служила обоснованием создания государства индийских мусульман - Пакистана. Индусские политики вскоре поняли, что теория двух наций" работает не на них и противопоставили ей обратную теорию: в Индии существует лишь одна нация - индусская, а неиндусы - это пришельцы, захватчики, нежелательные гости. Фактически, как справедливо замечает индийский дипломат В.П. Датт, индусский и мусульманский коммунализмы были двумя сторонами одной медали, один питал другого. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 191, 199

После принятия Акта об управлении Индией 1935 г. и выборов в провинциальные собрания в 1937 г. ИНК получил большинство почти во всех провинциях и образовал в них свои правительства. Два с небольшим года нахождения ИНК у власти на уровне провинций показали, что он не собирается считаться с чувствами и правами мусульман, были приняты проиндусские законы, вследствие чего участились случаи дискриминации мусульман при приеме на работу, хинди стал обязательным, изучение урду и арабской литературы было отменено. Все это побудило Мусульманскую Лигу в 1938 г. назначить Комитет по расследованию притеснений мусульман в провинциях, контролируемых ИНК.

26 января 1930 г. по решению ИНК был отмечен День Независимости, а вскоре по инициативе Махатмы Ганди вся Индия оказалась охваченной движением гражданского неповиновения. Поддержавшие кампанию лидеры МЛ были испуганы перспективой передачи власти индийским националистам. Такой переход власти означал для мусульман Индии потерю многих социальных позиций. Индусы составляли большинство населения страны, политической элиты, были монополистами в области банковского бизнеса и в промышленности. Слабая и не готовая к конкуренции мусульманская политическая элита проигрывала бы и в парламентских играх более опытным индийским националистам.

В 1930 г. с идеей создания государства индийских мусульман выступил выдающийся индийский поэт и философ Мухаммад Икбал. Через десятилетие 22-24 марта 1940 г. на сессии Мусульманской Лиги в Лахоре была принята резолюция, требовавшая образовать в северной части Британской Индии два независимых мусульманских государства - на северо-западе (в его границы должны были войти Пенджаб, Синд, Северо-западная пограничная провинция, Белуджистан, Кашмир), другое - на северо-востоке (в составе Бенгалии и Ассама). 8 апреля 1946 г. на конференции мусульман-парламентариев была принята резолюция о создании единого независимого мусульманского государства - Пакистана.

Чувства соперничества, страха и опасения в индо-мусульманских отношениях в Британской Индии сохранились после ее раздела и образования двух независимых государств - Индии и Пакистана. Особенно остро это выразилось в кашмирском споре, с которым, так или иначе, увязываются большинство взаимных претензий Индии и Пакистана, поэтому большинство двусторонних событий рассматриваются в кашмирском преломлении.

Возможность сохранения единого государства - преемника английского владычества и способность индусов и мусульман к совместным действиям убывали по мере приближения Дня независимости. К моменту получения независимости две крупные религиозные общины боялись и ненавидели друг друга больше, чем англичан. Индия и ее лидирующая партия ИНК вынуждены были согласиться с формулой раздела страны по религиозному принципу, учитывая, что реальной альтернативой могло бы быть либо сохранение британского господства, либо начало широкомасштабной гражданской войны в регионе.

  • 25 мая 1947 г. последний генерал-губернатор Британской Индии лорд Маунтбеттен встретился с 75 самыми влиятельными князьями для того, чтобы убедить их в необходимости принять решение о будущем княжеств до 15 августа 1947 г., при этом он призывал учитывать "географические факторы" и "пожелания народов". Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23 В июле того же года лорд Маунтбеттен, отправившись в Кашмир на отдых, беседовал с махараджой Кашмира Хари Сингхом, убеждая его присоединиться к одному из доминионов. Махараджа, мечтая о независимости, стремился поддерживать одинаково равные отношения с Индией и Пакистаном.
  • 14 августа 1947 г. английская колония Британская Индия получила независимость и была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз, который с января 1950 г. был провозглашен Республикой Индия.

В соответствие с "планом Маунтбеттена" основным принципом раздела Британской Индии стал вопрос религиозной принадлежности населения различных районов страны. Территории с преобладающим индусским населением должны были стать частью Индии, с мусульманским - образовать новое государство Пакистан. В состав Пакистана вошли две части - Восточный (Восточная Бенгалия) и Западный.

Территория Джамму и Кашмира, расположенная в одном из самых живописных районов Центральной Азии, занимает уникальное геополитическое положение, в связи с чем контроль над ним имеет важное значение. Площадь Джамму и Кашмира составляет чуть более 222 тыс. кв.км, население его в 1941 г. составляло около 4 млн чел., из которых 77% являлись мусульманами, 20% - индусами, 2,2% - сикхами, а остальные - буддистами, христианами и джайнами. Этот красивый и благодатный край стал главным предметом спора между Индией и Пакистаном. Махараджа Кашмира Хари Сингх и почти вся правящая верхушка были индусами. Пакистанское руководство, со своей стороны, пыталось всеми силами предотвратить вхождение Кашмира в состав Индии, мотивируя это тем, что 77% населения Кашмира исповедовало ислам. Индийская элита и широкие слои населения Индии не могли себе представить, что Кашмир мог бы быть безвозвратно потерян. К 15 августа 1947 г., на которое было назначено официальное провозглашение независимости Индии, махараджа Кашмира, в отличие от правителей большинства других княжеств, еще не принял решения о том, будет ли Кашмир присоединяться к Индии или Пакистану, и к кому из них, или же будет добиваться независимости. Судьба Кашмира решалась в сложной политической обстановке вражды между мусульманским и индийским населением бывшей британской Индии. Образование двух доминионов сопровождалось погромами и другими актами насилия. исламизация индийский мусульманин межрелигиозный

Расчленение единой хозяйственной структуры Британской Индии нанесло огромный ущерб экономике обеих частей некогда единой страны. Раздел ее по религиозному признаку привел к трагическим столкновениям на религиозно-общинной почве. Взаимное переселение - индусов из Пакистана в Индию, и мусульман из Индии в Пакистан - исчислялись 17 млн чел. Первая индо-пакистанская война разразилась сразу же, как только объявили о создании двух доминионов Индийского Союза и Пакистана и закончилась разделом Кашмира на две части. Отношения между двумя странами омрачились трагическими событиями периода раздела Индии на многие десятилетия, и такое положение продолжает сохраняться в настоящее время. В итоге эта вражда вылилась в эскалацию вооружений (в том числе - ядерных), три полномасштабные войны - в 1947-1949, 1965, 1971 гг. и серьезный Каргильский кризис 1999 г., поставивший оба государства и весь мир на порог ядерного конфликта.

Литература

  • 1. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188-199
  • 2. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434-437
  • 3. Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22
  • 4. Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23

Всем привет!
Меня в последнее время интересуют сугубо геополитические вопросы. На уроке английского с англичанином по имени Дэвид (надо же) проживающим на Кипре затронули проблему индо-пакистанского конфликта. К стыду своему ничего про конфликт не знаю, да и вообще факт, что нынешний Пакистан это вчерашняя Индия обошел меня стороной. Обещаю, после индо-пакистанского конфликта напишу про котиков, а пока потерпите меня немного. Вопросы геополитики в свете последних событий чрезвычайно важны. Как мы можем спрогнозировать будущее, не зная настоящего и прошлого. Как понять, почему одни народы не любят другие. Вообще это и для планирования путешествий хорошо. Не зная про таджико-узбекский конфликт, нам было бы сложно планировать наш мега-трип в Узбекистан. Я с трудом представляю кого-то из вас на осле, путешествующей по Пакистану, но чем черт не шутит. Нас с Кариной на узбеко-российской границе я тоже до прошлого года с трудом воображала. Вообще, Узбекистан тема интересная, начну- ка я пожалуй писать узбекские заметки, Карина, ты должна мне помочь все освежить в памяти.
Ну а пока про Индию и Пакистан.

Не скрою, Пакистан меня больше всегда интересовал, чем Индия. Не знаю почему.
Конфликт, существующий между этими двумя странами, является одним из самых долговечных во всей новой истории. Ему ровно столько лет, сколько независимой Индии и независимого же Пакистана. Ну, причина конфликта ясна (та же самая, что у Японии с Россией из-за Курил) - это спорная территория. Вся вакханалия вокруг территорий Кашмир и Джамма.
Пакистан, как государство, образовался только в 1947 году, после раздела Британской Индии. Согласно этому разделу - мусульманская территория отходила Пакистану, индуисты собственно Индии. Все бы хорошо, но камнем преткновения стали области Кашмир и Джамма. Дело в том, что население там преобладало исключительно мусульманское, а вот правители индусские (ставленники британских колонизаторов). И тут религия замешана, приверженцы ислама не очень хотели становиться индусами, потому возмутились. Конечно им же лучше среди своих. Ислам и индуизм - не только разные религии, но и абсолютно разные образы жизни. Религия религией, но и территорию терять просто так никому не хочется, говорят в Кашмире богатые водные ресурсы. Было несколько войн, территория постоянно «гуляла туда-сюда».
Согласно резолюции ООН 1949 года, примерно 60 % Кашмира перешли под контроль Индии, 40 % оказались под контролем Пакистана. Но это спорный вопрос. Там и после резолюции постреливали.
Настоящее время граница между индийской и пакистанской частями Кашмира проходит по Линии контроля, зафиксированной сторонами в Симлском соглашении. Однако столкновения на религиозной почве и в территориальном плане происходят до сих пор. Конфликт нельзя назвать исчерпанным. Более того, можно утверждать, что угроза новой войны не исключена. Положение усугубляется тем, что в конфликт под предлогом поддержания мира внедряются новые игроки, в частности, США, Афганистан и Китай. - это выдержка из российской статьи, поэтому как бЭ мы тут типа в стороне. А не тут -то было. Везде, где есть дележ территорий, следует искать российский (или советский) след.
Индо-пакистанский конфликт в начале XXI века обострился тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь. Сегодня военные поставки в Пакистан осуществляет США.а поставки оружия в Индию осуществляет Россия, но при этом Пакистан проявляет повышенный интерес к возможному военно-техническому сотрудничеству с Россией, а США делают попытки вытеснить Россию с индийского рынка вооружений - это, кстати, не я сказала, а выдержка из википедии.
Чем больше читаю подобных статей, тем больше не знаю чего же собственно бояться. Все мы на минном поле. Не знаем, откуда рванет. Наверное, да, про котиков, спокойнее читать и позитивнее. А еще, как сделать так, чтобы я не видела больше в своей ленте в ФБ как кто будет выглядеть через 50 лет? Или кто с кем родственные души? а?? Что за повальное увлечение? Все сошли с ума.

Чмок в носы, умненькие мои. В след. раз будет про котиков.

В ночь на четверг, 29 сентября, индийские вооруженные силы атаковали цели на пакистанской территории, пакистанцы ответили артиллерийским огнем. Счет погибших с обеих сторон идет на десятки. Исламабад обвиняет Индию в неприкрытой агрессии, Нью-Дели эвакуирует все население в приграничной полосе шириной 10 километров и спешно проводит перегруппировку войск. Две ядерные державы оказались на пороге войны. Что происходит сейчас на индийско-пакистанской границе и как это затронет Россию - в материале «Ленты.ру».

Линия контроля в огне

В полпервого ночи 29 сентября индийские вертолеты сразу в пяти местах пересекли линию контроля в Кашмире, нашпигованную минами и блок-постами, и выбросили над пакистанской территорией десант. После приземления спецназовцы скрытно вышли к целям - лагерям боевиков и стартовым площадкам, с которых исламисты реактивными снарядами обстреливали индийских пограничников, - и в коротком бою уничтожили их. Итоговый результат - убиты 38 боевиков из террористических организаций «Джейш-э-Мухаммед», «Лашкар-э-Тоиба» и «Хизб-уль-Муджахеддин», а также девять пакистанских военнослужащих - инструкторы и охрана стартовых площадок. Два индийских спецназовца получили легкие ранения, отряды без потерь вернулись на базу. Вся операция заняла четыре часа.

Так Минобороны и СМИ Индии описали то, что произошло той ночью. «Точечные удары» (определение военных) контролировал лично премьер Нарендра Моди.

Спустя несколько часов пакистанская артиллерия открыла огонь по индийским погранпостам. Три из них серьезно повреждены, Исламабад сообщил о гибели 21 индийского солдата и пленении одного военнослужащего. Пакистанское телевидение весь день показывало снятые с беспилотников кадры - воронки от снарядов на месте индийских блокпостов, разрывы, накрывающие индийские патрули, тела убитых. Как заявил премьер Наваз Шариф, это ответ на «неприкрытую агрессию» Индии, в результате которой погибли два пакистанских военнослужащих. Никакой операции индийского спецназа, объяснил Шариф, не было. Просто индийское руководство решило поиграть мускулами, отдав приказ артиллерии накрыть пакистанские блокпосты. Граница по-прежнему на замке.

Удачный момент

Нынешняя стрельба на границе - следствие многолетнего конфликта в Кашмире. Ситуация в регионе обострилась несколько месяцев назад, после того как индийский спецназ уничтожил «кашмирского Че Гевару» Бурхана Вани, лидера и кумира молодых сепаратистов. После его гибели Исламабад демонстративно объявил траур, а пакистанские националисты пообещали перейти границу и «освободить Кашмир». В Нью-Дели это расценили как вызов, тем более что индийское руководство давно и небезосновательно обвиняло пакистанские власти и межведомственную разведку в раздувании пламени кашмирского мятежа.

Но камнем, сдвинувшим лавину, стала неожиданная атака боевиков на штаб-квартиру одной из индийских бригад недалеко от округа Ури 18 сентября. Тайно перейдя линию контроля, четыре подготовленных в Пакистане экстремиста расстреляли 19 индийских солдат. После этого индийский премьер Нарендра Моди назвал Пакистан экспортером терроризма и пообещал, что убийцы не останутся безнаказанными.

Момент для ответа Нью-Дели выбрал удачно. Соединенные Штаты, которые обычно умудрялись балансировать между Индией и Пакистаном, - на пороге выборов, и кто бы ни стал следующим президентом, строить внешнюю политику ему придется, исходя из той ситуации, которая сложится на момент его вступления в должность. Таким образом, Нарендра Моди ставит дорогого друга Барака, с которым у него «личная химия» и прекрасные отношения, перед выбором: не пора ли США определиться с союзниками? За несколько месяцев до окончания президентского срока Обама вполне может счесть, что Индия, перспективный стратегический партнер, явно предпочтительнее строптивого Пакистана.

Удачно сложилось и в ООН - на 71-й сессии Генассамблеи как раз начались прения, и индийское руководство в ответ на пламенный рассказ пакистанского премьера Наваза Шарифа о страданиях кашмирского народа перед всем мировым сообществом с трибуны обрушилось на Исламабад, обвиняя его в поддержке терроризма. Глава МИД Сушма Сварадж не скрывала своих целей: добиться полной международной изоляции Пакистана.

Наконец, повезло индийцам и с внутриполитической ситуацией в Пакистане: многие подразделения пакистанских вооруженных сил плотно завязли в боях с талибами на северо-западной границе. Перебросить их на индийский рубеж - значит, отдать боевикам обратно целые районы, освобожденные с таким трудом.

Вода и экономика

Речами в ООН индийское руководство не ограничилось. Премьер Моди пригрозил, что Нью-Дели пересмотрит Договор о водах Инда (истоки большинства притоков этой реки находятся на индийской территории) и начнет забирать больше воды, чем до сих пор. «Кровь и вода, - объяснил Моди, - не могут течь вместе». Пакистанские фермеры по всему течению и в низовьях, и без того регулярно теряющие урожай из-за засухи, могут попасть в критическую ситуацию. С момента заключения договора в 1960 году Индия и Пакистан дважды находились в состоянии войны, но Нью-Дели ни разу не нарушил соглашения. Исламабад пригрозил: если индийцы выполнят свою угрозу, он расценит это как акт агрессии и подаст иск в международный суд. Вряд ли Моди всерьез намерен лишить Пакистан воды. В конце концов, истоки Брахмапутры, которая питает водой весь северо-восток Индии, находятся на территории Китая, союзного Пакистану. В эту игру можно играть втроем, и вряд ли в выигрыше в конечном итоге окажется Индия.

Но самый серьезный удар - отказ Индии присутствовать на очередном саммите СААРК, Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества, торгового блока, объединяющего страны региона, который сама Индия и создала в 1985 году. Тогда на организацию в Нью-Дели возлагали большие надежды: лидерство в экономическом союзе с более чем полутора миллиардами населения существенно увеличивало вес Индии на мировой арене. Однако постепенно индийское руководство стало тяготиться СААРК: экономическая интеграция шла ни шатко ни валко, и участие в ассоциации приносило больше проблем, чем пользы, сковывая индийскую внешнюю политику.

Премьер Индии Нарендра Моди и его пакистанский коллега Наваз Шариф обнимаются во время неожиданного визита Моди в Лахор в декабре 2015 года.

Отказ Индии беспрецедентен - даже после Каргильского конфликта в 1999 году, когда дело чуть не дошло до открытой войны между Индией и Пакистаном, встреча СААРК прошла как ни в чем не бывало. В этот раз, кроме индийского руководства, ехать на саммит отказались лидеры Бутана, Бангладеш и Афганистана. Без половины участников, включая крупнейшего игрока в Южной Азии, встреча теряет всякий смысл. Те, кто отказались от саммита, - ключевые союзники Индии в регионе, страны, в сближении с которыми Нью-Дели больше всего заинтересован. Заодно Индия заявила, что может лишить Пакистан статуса привилегированного торгового партнера - это нанесет удар по пакистанской экономике.

Активная оборона

Нынешние действия Индии - быстрые, жесткие, иногда авантюрные - совершенно не похожи на ее предыдущую стратегию. Генеральный секретарь правящей «Бхаратия Джаната парти» Рам Мадхав заявил: «Мы осознаем, что время стратегического сдерживания закончилось. Индия должна жестко отвечать на угрозы, мы должны действовать на опережение».

Разработчиком нынешней жесткой политики по праву считается советник премьера Моди по вопросам безопасности Аджит Довал - легенда индийской разведки, бывший нелегал, участвовавший в самых опасных операциях против боевиков по всей Индии и за рубежом. Незадолго до того, как Моди взял Довала в команду, тот сформулировал основу своей стратегии. Ее уже прозвали «доктрина Довала», хотя сам чиновник предпочитает термин «активная оборона».

Слова о Белуджистане - мятежном пакистанском регионе, где давно действуют сепаратисты, - как выяснилось, не были пустой угрозой. Хотя Пакистан и раньше обвинял индийскую разведку в помощи мятежникам, Нью-Дели неизменно это отрицал. Однако 14 сентября постоянный представитель Индии при ООН Аджит Кумар заявил: «Пакистан систематически нарушает права своих собственных граждан, в том числе в Белуджистане». Аналитики по обе стороны границы расценили эти слова как завуалированную угрозу: отныне Индия будет помогать повстанцам в Белуджистане так же, как Пакистан помогает повстанцам в Кашмире. То, что слова Кумара прозвучали за четыре дня до атаки боевиков на штаб бригады в Ури, свидетельствует: «доктрина Довала» была разработана загодя, и в Нью-Дели только ждали случая пустить ее в ход. Пакистан этот шанс Индии предоставил.

Сейчас Индия и Пакистан повышают ставки, отвечая на каждый обстрел еще более мощным, на каждую угрозу - новой угрозой. Тот, кто первым сделает шаг назад, потеряет политические очки и проиграет. Но если и дальше наращивать ставки, на стол рано или поздно будет выложено ядерное оружие, которого у обеих держав хватает.

Пока Нью-Дели и Исламабад меряются мускулами, Россия оказалась в сложной ситуации. Как назло, в Приморье сейчас проходят совместные российско-индийские учения «Индра-2016», а на полигоне Черат в Пакистане российские военные вместе с пакистанскими участвуют в маневрах «Дружба-2016». Об отмене учений пока не объявляли - значит, в высоких штабах считают, что до войны еще далеко.

Индия достаточно долго была Британской колонией, но после Второй Мировой Войны почувствовала слабину в Европе, и, подняв на руки Махатму Ганди, воспрянула со своей борьбой за независимость и таки получила её в августе 1947 года.

Пакистан, бывший частью Индии, вспомнил, что святое дело Аллаха – защищать мусульман, а мусульман в Пакистане 97% — решил «под шумок» отделится от Индии, потому как ранее был всего лишь одной из её провинций (и в Индии 80% населения – индусы, и только 13% — мусульмане).

И все бы ничего, но вышла у них там заминочка – несколько пограничных территорий, а именно Кашмир и Джамму (обычно упоминается только Кашмир, как название региона), Индия не хотела так просто отдавать в новосозданную мусульманскую республику. С одной стороны, большинство проживающих там – мусульмане, с другой, королевская династия, правящая этой чудной горной местностью – индийская.

Это стало причиной начала первой Индо-Пакистанской войны , также известной как Первая Кашмирская Война. Она длилась полтора года и закончилась аккурат 31 декабря 1948 года. В результате Пакистан получил 1/3 оспариваемых территорий, Индия – 3/4 территорий.

Но так просто все дело не закончилось, иначе война бы не имела порядкового номера. Собравшись с силами, пакистанцы снова вторглись в Кашмир в 1965 году, надеясь на помощь кашмирцев. Но… были арестованы кашмирцами и переданы индийским властям (очевидно, спокойная жизнь в немусульманской стране была им дороже, чем воинственно настроенная мусульманская «родина»). Проигрывая на этом фронте, Пакистан вторгся на другие пограничные территории, Индия ответила тем же, в результате Пакистан оккупировал 210 квадратных миль, Индия – 710 квадратных миль.

В 1971 году Бангладеш, бывший тогда частью Пакистана, потребовал независимости, на что получил решительное «нет». Это «нет» было подкреплено репрессиями, причем подвергались им, в основном, бенгальцы (коренное население теперешнего Бангладеша) и индусы (индусы проживают повсеместно на Индийском полуострове). Миллионы беженцев напрявляются в Индию, которая присоединяется к сопротивлению Бангладеша и в конечном счете дает отпор Пакистану. Бангладеш получил независимость в том же 1971 году.

И хотя всех предыдущих конфликтах расклад всегда был не в пользу Пакистана, это ничему его не научило, и Пакистан снова напал на Индию в 1999 году. Собственно, не на Индию, а только на индийские военные базы вдоль границы (первой была база Каргилл, потому этот конфликт часто называют Каргилльской войной), окуппировал их и решил было двигаться вглубь Индии, но не тут-то было. Индийские военные силы выбили пакистанцев со своих баз обратно на их территорию. Про этот конфликт сняли несколько фильмов, типа « » с Ритиком Рошаном или « » с целым созвездием хороших актеров.

Что в связи со всеми этими войнами мы имеем? Индусы недолюбливают Пакистан, настороженно относятся к мусульманам, но все вполне в рамках приличия, многие Болливудские звезды – мусульмане.
В то же время, пакистанцы заметно сильнее не любят индусов, то же самое на уровне стран, в качестве примера – в учебниках истории Пакистана не значатся даты ДО независимости страны, т.е. период индийского правления стерт из памяти нации.

Если обидела чьи-то «промусульманские» настроения вольной текстовкой — не обижайтесь, просто такая объяснялка максимально описывает причины всех этих «Он индус? Да ты что, совсем с ума сошла?!» тематик в индийских фильмах.

P.S. Я не волшебник, я только учусь, большая часть данной информации взята из энциклопедий, если я где допустила историческую ошибку, пишите — поправим.