Конспект логопедического занятия "Лес. Деревья"

Изучаем деревья. Я подготовила материал для цикла из 3-4 занятий рассчитанный на детей от 3 лет, делюсь с вами.

Я опробовала несколько подходов к предоставлению информации о деревьях для Яны. Ей сейчас 3,5 года и интерес к подобной информации вызвать достаточно сложно. Привожу для вас конспект самого удачного, на мой взгляд, варианта знакомства с деревьями для маленьких детей:

Детям о деревьях | Конспект занятий по изучению деревьев с маленькими детьми

  1. Планирование. На этапе планирования выбираем несколько объектов (деревьев) для подробного знакомства. Я остановилась на 4-х. Думаю, изучая в год по 4-5 деревьев, к школе можно сформировать хорошую базу знаний. Для изучения можно взять популярные деревья. Мне этот вариант не подошел, так как дубы и березы в нашем городе единичное явление и знакомить с ними трехлетку занятие сомнительное. Ёлочку и её способность круглый год оставаться зеленой Яна уже отлично знает.

    Самые популярные деревья


    Я для изучения выбрала деревья, которые наиболее часто встречаются в окрестностях нашего дома:

    Деревья, часто встречающиеся в городском озеленении


    Стыдно признаться, но до последнего времени я сама не знала названий этих деревьев, за исключением тополя. Думаю, я не одна такая, поэтому написала небольшой ликбез, по опознаванию экземпляров этого списка (ликбез читайте ниже). После определения списка изучаемых деревьев, планируем цикл тематических прогулок с беседами о деревьях и поиском заданного дерева. При первых знакомствах с деревьями за одну прогулку лучше прорабатывать 1-2 дерева. Мы первую прогулку провели по вязу, вторую по клену, третью по тополям. Следующая прогулка будет по всем деревьям вместе.
  2. В ходе прогулки находим и показываем экземпляры заданного рода деревьев:

    2.1. Если есть желание можно напечатать карточки с листьями деревьев и вооружить ими ребенка для поиска по образцу. Фотографии листьев, которые мы нашли на прогулке, я разместила по ссылке ниже.

    2.2. Объявляем ребенку о поисках заданного дерева в разном возрасте. Обращаем внимание, что с возрастом у дерева увеличивается его высота, длинна и диаметр — «толщина» ствола. Первоначально находим сами один экземпляр дерева и объясняем его возраст (без конкретики, ограничимся маленький, молодой, взрослый, старенький). Я при этом провожу аналогии. Показывая молодые ростки, можно их сравнивать с малышами. Рядом растущие, взрослые деревья можно объявлять родителями дерева-малыша. В этом случае ребенка можно попросить найти маму или папу маленького ростка или наоборот малышей крупных деревьев. В целом у нас стоит задача продемонстрировать ребенку разнообразие размеров дерева в зависимости от возраста: маленькие деревца — ростки или деревья — подростки высотой около двух метров, взрослые деревья разного размера и деревья гиганты.

    2.3. Акцентируем внимание на текущих изменениях у деревьев связанных с временами года. Рассказываем (или напоминаем) как дерево изменяется в течение года. Разглядываем какого цвета листва на дереве. Ищем на земле опавшие листья и обсуждаем их цвет и состояние (начинающие желтеть, пожелтевшие, но еще не засохшие, сухие). Из листьев разной степени зрелости можно выложить последовательность.

    2.3. Находим различные варианты формирования кроны (естественное формирование и деревья со стрижкой).

    Длительность беседы и поисков должна зависеть от интереса ребенка. Если ребенок «включился» в поиски и активно находит экземпляры заданного рода, можно побегать от дерева к дереву 15-30 минут. Если ребенка тема особо не заинтересовала, 10 минут достаточно.

  3. После каждой прогулки демонстрируем видеокадры ускоренной съемки развития дерева, предложенные ниже. Если вы запланировали цикл бесед из 3-4 прогулок, в итоге у вас получится 3-4 просмотра одних и тех же видеороликов. Для детей важны повторы, они позволяют лучше понять и усвоить материал.
  4. После просмотра видео можно переходить непосредственно к решению заданий комплекта. Задания лучше поделить на количество планируемых прогулок. Например, так: складывание последовательности, сбор пазла с цифрами, раскрашивание или «дорисовывание».

Детям о деревьях | Состав комплекта заданий


Детям о деревьях |Ссылки на полезные видеоматериалы

Делюсь полезными ссылками на видеоматериалы с youtube. Ви део с ускоренной съемкой длительных процессов, таких как жизненный цикл растений, поможет понять суть происходящего ребенку значительно лучше, чем все задания вместе взятые:

Рост дерева ускоренная съемка:

Рост дерева качественная познавательная анимация:

Ликбез по опознанию деревьев | Незнакомые знакомцы — вяз, американский (ясенелистный) клен, тополь серебристый (белый)

  • Вяз. В одном из источников я видела, что вяз используется в 70% от общего объема для озеленения городов. Не буду вдаваться в подробности характеристик дерева, так как это не поможет вам идентифицировать его визуально. Просто посмотрите на пару кадров, которые позволят вам узнать это дерево максимально быстро. Обратите внимание, что вязы могут быть самой разной формы. Некоторые вязы достигают высоты тополей, некоторые остаются небольшими кустарниками. Они являются отличным материалов в ландшафтном дизайне и узнать их при этом можно только по форме листьев.

    Литья на ветках вяза расположены достаточно симметрично. После стрижки симметричное расположение листьев становится незаметным.

  • Клен ясенелистный (американский) . Еще одно очень распространенное дерево на городских улицах. Крона американского клена разнообразна и подвергается формированию, поэтому фото дерева в полный рост в процессе идентификации мало поможет. Сейчас в городских пейзажах можно встретить живые изгороди из американского клена. При свободном росте американский клен вырастает до 10-15 метров высотой. Часто его побеги становятся сорняками на близлежащих участках. Привожу ряд фото для опознания:


    Клен ясенелистный после формирования. Клены формируют редко, поэтому найти аккуратно сформированный клен достаточно сложно. Выкладываю, что попалось в объектив, но знайте, что можно встретить ясенелистные клены в форме идеальных шаров и живых изгородей.

    Из этого кадра можно видеть, что форма крон вязов и ясенелистных кленов достаточно произвольная и по ней сложно определить род дерева. Крупные ясенелистные клены достигают высоты третьего этажа (до 21 метра). Крупные вязы чаще достигают высоты 5 этажа (около 30 метров). Самые крупные экземпляры могут вырасти 40-45 метров. Крупные тополя вырастают высотой 40-45 метров. Самые крупные могут вырасти до 60 метров.

  • Тополь серебристый (белый) . Сейчас появляется все больше модификаций тополей: пирамидальный, серебристый и т.п. Листья серебристого тополя с лицевой стороны имеют глянцевый блеск, а с внутренней стороны светлую бархатистую фактуру. Крупные листья серебристого тополя по форме напоминают листья клена, небольшие — листья осины. Из моих наблюдений, более крупные листья имеют более резные края. Из приведенных ниже экземпляров, нижний правый лист самый крупный, он практически в 2 раза крупней других. Серебристые тополя зачастую имеют крону пирамидальной формы.

    Слева сверху — лист обычного тополя. Три другие листа с одного экземпляра дерева — серебристого тополя. Сверху справа — маленький лист серебристого тополя. Я его масштабировала, чтобы было хорошо видно рисунок прожилок и текстуру. Он очень похож на лист осины. Снизу справа расположен крупный лист серебристого тополя. Его размер около 15 см. и он очень похож на лист клена. Масштаб листьев на фото не соблюден.

Надеюсь, после этого ликбеза вы сможете идентифицировать деревья своего двора и научить этому своих детей.

Детям о деревьях | В завершении

Еще один важный момент — печать материалов. Когда-то я печатала материалы в фотолаборатории Netprint. Затем я пришла к выводу, что фотобумага не самый лучший вариант для занятий с детьми. Она быстро теряет внешний вид, а печать обходится недешево. В этом году я для себя открыла ламинирование. Я купила пачку пленки для ламинирования формата А4 толщиной 75 мкм. Во-первых, после ламинирования картинка становится тверденькой, практически неубиваемой, во-вторых, расходы значительно сократились.

Пленку для ламинирования я покупала А4 толщиной 75 мкм такую — my-shop . Этот вариант оказался самым дешевым из А4 в каталоге. Толщина пленки 75 мкм в заламинированном состоянии отлично держит форму листа бумаги и прочность такого заламинированного бумажного документа становится аналогичной качественному картону. Если того варианта не окажется в наличии можно обратить внимание на пленку того же производителя с толщиной 100 мкм my-shop .

Расчеты расходов. Так как принтер я все еще не купила, то печать 1 листа в цвете мне обходится в 10 рублей (если, конечно, не выручают знакомые). Плюсуем стоимость 1 пленки для ламинирования — 6 руб. 4 коп. Получаем 16 руб. 4 коп. за цветной неубиваемый лист А4! В то время как фотопечать листа А4 стоит около 45 рублей и больше за лист и является значительно менее прочным вариантом . За цветную очень прочную карточку формата 10 на 15 соответственно получаем около 4 рублей. Если у вас есть цветной принтер, печать обойдется еще дешевле.

Пара слов о ламинировании. Оказывается, ламинировать можно обычным утюгом. Главное запастись специальной пленкой. При ламинировании утюгом выбирайте низкие температуры. Я ставлю регулятор температуры на 1,5 единицы (это примерно 1/4 от возможного температурного диапазона моего утюга). Качество ламинирования утюгом зависит от опыта и абсолютно идеальным быть не может. Иногда получаются бугорки, складочки. Также будьте готовы к микроцарапинам от подошвы утюга, они неизбежны при таком типе ламинации. При первом ламинировании обычно случается неудачи. Для идеального ламинирования необходим ламинатор. Я на данный момент приноровилась ламинировать утюгом, так как объемы у меня небольшие. С выходом из декрета я больше стала покупать готовых материалов (игр, развивающих пособий). Для небольшого объема развивающих материалов ламинирования утюгом вполне достаточно. Еще я приобрела фигурный степлер для уголков c Ali , чтобы закруглять уголки. В эксплуатации он не очень удобен, карточки, ламинированные пленкой 75 мкм, берет только при сильном нажатии, но стоит он копейки, в отличии от других.

Еще одна рекомендация для проработки темы с дошкольниками — книга «Кто живет в лесу» (Labirint , my-shop , ozon) из серии «Что? Зачем? Почему?». В один из моментов, когда я рассказывала о деревьях, Яна принесла её и начала мне рассказывать по памяти о том, как видоизменяются деревья в зимний период с демонстрациями соответствующих картинок из книги. Впрочем, эта книга в серии не исключение, вся серия «Что? Зачем? Почему?» (labirint , my-shop , ozon) просто чудесная и снова появилась в продаже. Похоже пора делать очередной набег. Кстати, кодовые слова для Лабиринта я выписываю .

На этом сегодня у меня все. Спасибо за внимание!

Если Вам понравился комплект заданий, конспект занятий или вообще что-нибудь в моем блоге 😀 прошу разместить ссылку на него в социальных сетях, на любимом форуме общения на детские темы или рассказать о нём своим подругам. Также буду рада комментариям об использовании материалов.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи блога:

  • (скачай, напечатай и играй);

Задачи.

1. Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.

2. Закрепить обобщающее понятие “деревья”.

3. Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия

I. Оргмомент

Сегодня мы с вами познакомимся с деревьями.

А какие деревья вы знаете?

Где растёт много деревьев?

II. Знакомство с темой

Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

Не зря деревья называют зелёными легкими планеты.

Весной и летом деревья расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена.

Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Это явление называется листопад.

Деревья бывают лиственными.

Почему их так называют?

Назовите лиственные деревья.

Бывают и хвойные деревья.

Почему их так называют?

Назовите хвойные деревья.

Посмотрите на деревья.

Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева?

Для чего дереву нужны корни?

Для чего нужна кора на стволе?

III. Физминутка. Дидактическая игра с мячом “Какой лист?”

Лист берёзы – берёзовый лист.

Лист дуба – дубовый лист.

Лист липы – липовый лист.

Лист осины – осиновый лист.

Лист клёна – кленовый лист.

Лист тополя – тополиный лист.

Лист рябины – рябиновый лист.

Хвоя ели – еловая хвоя.

Хвоя сосны – сосновая хвоя.

IV. Загадки

1. Весной роняет слёзы белая (берёза).

2. Стоит летом золотая, сладким мёдом налитая (липа).

3. Если дует ветерок, задрожит её листок (осина).

4. В каждый дом под новый год это деревце придёт. Зелёная и колкая оно зовётся (елкаю).

5. Прилетают в гости к ней стайка алых снегирей. По веткам они снуют, красны ягоды клюют (рябина).

6. Что же это за девица, ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель).

7. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (дерево).

V. Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Клён, рябина, ель, тюльпан.

Берёза, дуб, шиповник, тополь.

Ель, смородина, рябина, дуб.

Осина, липа, ель, клубника.

Малина, клён, сосна, тополь.

VI. Заключение.

О чём сегодня говорили? Какие деревья вы запомнили? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Что есть у каждого дерева? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?

Григорьева Лариса Вячеславовна Воспитатель МБДОУ №36 п. Титан Мурманской области Кировского р-на

Задачи:

  • способствовать расширению и углублению представлений детей о природе
  • расширять словарный запас детей
  • воспитание любви к природе, бережного отношения к природе
  • дать представление о деревьях, не произрастающих в нашей местности (дуб, клен)
  • закрепить знания о деревьях нашей местности
  • воспитывать аккуратность в работе с ножницами, клеем.

Материал:

Иллюстрации леса, демонстрационный материал «Деревья» , гербарий, карточки о правилах поведения в лесу, бумажные листья деревьев для под. игры, ватман, карточки с изображением деревьев, запись песни «Мы едем, едем, едем» С. В. Михалкова

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, картин о лесе.
  • Чтение познавательной литературы: С. Есенин, Пришвин и т.д
  • Наблюдение на прогулке
  • Рассматривание гербария

Ход занятия:

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес, где мы с вами много узнаем о деревьях.

Так как наш лес далеко, то мы с вами поедем на автобусе. Вы согласны?

Но сначала мы повторим с вами правила поведения в лесу:

Сильно не шуметь, а то напугаем всех лесных жителей, а они любят добрых детей

Ветки деревьев не ломать, травку просто так не рвать, от этого они сохнут и погибают.

Не пробовать на вкус ягоды растений, особенно грибы

Не оставлять мусор в лесу (выкладываем карточки о правилах поведения в лесу)

А теперь поехали.

Включается песня «Мы едем, едем, едем»

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

Ребята, лес – это страна чудес, где растет много деревьев, растений, много птиц и разных животных. Но самыми главными жителями леса являются деревья, их много и они разные.

Ребята, а какие части дерева вы знаете? (ствол, ветви, листья) .

У каждого дерева есть корни, одни уходят глубоко в землю, а другие расположены не глубоко и раскинуты во все стороны.

Через них деревья питаются, забирая воду и другие питательные вещества.

Ствол дерева покрыт корой, которая защищает дерево от холода и жары.

А ветви и листья образуют крону деревьев.

Для чего нужны ветви и листья? (ответы детей)

Ребята, а какие деревья вы знаете? (ответы детей)

Правильно, деревьев великое множество - это и березы и рябины, осины, ель, сосна, дуб, клен.

А как мы можем узнать берёзу? (ответы детей)

Какие у берёзы листочки? (листья округлой формы)

А кто знает, чем отличается рябина от березы? (ствол, листва, гроздья ягод и т.д)

Есть даже такая примета – «Если в лесу много рябины - к дождливой осени»

Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думала, что сладкую,
А она - как хина.

То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?

А как вы думаете, какое дерево встречается чаще – береза или рябина? (ответы детей)

Создается проблемная ситуация.

Детям раздается гербарий с незнакомыми для детей листьями (клена, дуба)

Дети спрашивают:

С какого дерева листок?

Какого размера?

Какой формы?

Дети приходят к выводу, что таких листьев у нас нет, значит, такие деревья у нас не растут.

Детям показываются изображения этих деревьев. Воспитатель рассказывает, где они растут, какого размера. Идет рассматривание изображений, сравнение.

Физ. минутка:

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

А теперь ребята, посмотрите внимательно и найдите деревья не похожие на остальные? (Даются картинки, изображающие сосну, ель, березу, клена, дуба) . (Дети находят сосну)

Ребята, а что вы знаете о сосне? (ответы детей)

Сосна считается самым стойким деревом, она не боится ни морозов, ни жары. Ее хвоинки держатся на дереве три года, а затем желтеют и опадают.

А вы знаете, чем отличается сосна от ели?

А теперь, мы с вами, рассмотрим хвоинки сосны и ели.

У сосны иголки длинные, а у елки короткие.

Давайте возьмем линеечки и измерим длину хвоинок.

Сосна любит свет, а ель, напротив, хорошо растет в тени, особенно молодая. Сосна растет быстро, а ель медленно.

А как вы думаете, для чего нам нужны деревья? Для того, чтобы мы дышали свежим воздухом, потому что листочки деревьев выделяют кислород, которым мы дышим. На некоторых деревьях образуются ягоды, которыми питаются птицы, а также, чтобы вокруг нас было красиво.

Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, а весной вместе с родителями сажать новые молодые деревца.

Подв. игра с листьями:

Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,

Листья клена,
Листья дуба
Мы соберем,
И маме мы свой букет отнесем.

Воспитатель подбрасывает вверх листья деревьев, а дети их ловят, собирают и называют с какого дерева листок. (Составляют букет) .

Коллаж леса.

Дети по желанию вырезают лиственные и хвойные деревья, приклеивают на лист ватмана.

(Создается пейзаж леса, который используется на следующем занятии) .

Конспект логопедического занятия в коррекционной группе компенсирующей направленности.

Тема: «Деревья. Словообразование»

Цели:

  1. Активизация и расширение словаря по теме «Деревья». Закрепить знания о деревьях, их названия, названия частей дерева.
  2. Учить образовывать относительные прилагательные от названия деревьев.
  3. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.
  4. Развитие логического мышления, слуховой памяти, зрительного внимания, пространственной ориентации, мелкой моторики.
  5. Воспитывать активность внимания, умение выполнять задание в команде, слушать и слышать высказывания сверстников.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу. Повтори за мной и назови свое дерево. Логопед — «Клен».

1-й ребенок -«Клен, рябина».

2. «Куда пойдешь, какое дерево найдешь»?

Ответы детей: «Налево (прямо, направо, назад) пойду – дуб найду» и т.д.

3. Дети садятся за стол. Игра «Отгадай».

Чем покрыты летом ветки дерева?

Правильно — листьями. И такие деревья называются «лиственные». Повторите.

Чем покрыты ветки сосны, ели?

Правильно, иголками или хвоей. И такие деревья называются «хвойные». Повторите.

На них набухают почки, и растут листья или иголки?

Под землей их у дерева много?

Она покрывает ствол дерева?

Правильно, это кора. Подойдите ко мне и потрогайте кору сосны, она на ощупь какая?

А вот кора березы. Она на ощупь какая?

Молодцы, вы правильно назвали все части дерева.

4. Дети делятся на две команды. У каждой команды части дерева (корни, ствол, ветки, листья либо иголки). Каждая команда собирает свое дерево. И называет, какое оно, если у него листья или хвоя.

5. «Какое слово лишнее?»

Ствол, береза, корень, ветка.

Иголки, сосна, дуб, рябина.

6. Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять!
Загибают пальцы по одному.
Будем листья собирать
Сжимают и разжимают кулаки.
Рябиновый, дубовый.
Березовый, кленовый, ивовый
Загибают пальцы по одному.
Все листочки соберем
Сжимают и разжимают кулаки
А потом домой пойдем
Пальчики «бегут» по столу.

7.У каждого ребенка карточка и карандаш.

Соедини точки и скажи, чей лист? (лист рябиновый и т.д.)

- «Пройди по дорожке» и скажи, ветка чья? (ветка дубовая), полено чьё? (полено кленовое) и т.д.

8. Физкультминутка.

На поляне дуб стоит,
(Стоят прямо, ноги вместе)
Во все стороны глядит.
(Повороты туловищем, не сдвигая ног с места)
Ветки к солнцу свои тянет,
(Поднимают руки вверх)
Ветер часто дуб качает.
(Качаются с поднятыми руками вправо — влево)
Дуб к земле от от ветра гнется,
(Руки на поясе, наклоны вперед-назад)
Но нисколько не сдается.
(Выпрямляются и стоят прямо).

9. «Подбери слово правильно».

На доске три картинки: лист, ветка, полено.

Какое слово подходит: рябиновая …, березовый …, дубовое … и т.д.

10. «Парочки».

Половина детей получает карточки с изображением дерева, другая половина карточки с изображением: желудей, шишек, ягод, сережек.

Найдите свою парочку и объясните, чьи плоды и семена?

Ответы детей: «Мы парочка, потому что желуди дубовые» и т.д.

11. «Деформированное предложение.»

Исправь ошибку: С дерева упал березовая лист. Я разрубил дубовая полено. От ветра сломалась кленовый ветка. Мы собираем сосновое шишки.

12. Итог логопедического занятия.

Сохолтуева Наталия Николаевна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад №28″,
г. Петропавловск-Камчатский

Название: Конспект интегрированного занятия «Деревья»
Номинация: Детский сад, Занятия логопеда, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 «Березка»
Месторасположение: обл. Ивановская г. Родники

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  1. Продолжать знакомить детей со строением дерева, его характерными особенностями.
  2. Закрепить умение детей различать деревья по стволу и по листьям.
  3. Формировать представление о «хвойном» и «лиственном» деревьях.
  4. Продолжать обогащать связную речь; поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения на поставленный воспитателем вопрос.
  5. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, справа — слева).
  6. Учить рисовать ветки берёзы.

Развивающие задачи:

  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику пальцев рук.
  2. Развивать умение общаться в доброжелательном тоне, высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  3. Продолжать воспитывать аккуратность при работе красками. Материал: иллюстрации деревьев, кора деревьев, сухие листья, «мультимедийка», рисунок берёзы, рисовальные принадлежности.

Ход занятия.

1.Раздаётся звонок мобильного телефона.

Н: — Алло! Это детский сад?

В:- Да. А кто звонит?

Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.

В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.

Н: — Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево)

В: — Что же это такое? Как вы думаете? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.

Н: — Спасибо! До свидания.

В: Ребята, а вы знаете деревья? Посмотрите как много у меня деревьев.(выставляю картинки деревьев). Отгадайте, о каком дереве я загадала загадку (могучий, сильный, крепкий – дуб; белоствольная, кудрявая – берёза; колючая, вечнозеленая – ёлка.) О каком дереве я не загадала загадку?

2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Посмотрите внимательно и скажите, какое дерево здесь лишнее и почему. Объясните свой выбор.

2варианта:

1 берёза – потому что у неё белый ствол;

2 ель – потому что у неё иголки, а не листья.

Оба варианта правильны. Ребята, если на дереве растут листья, то как мы его называем? (лиственным). А у ели вместо листьев иголки. Их называют по-другому хвоя. И дерево с иголками ель – хвойное дерево. Скажите все вместе.

3. Ребята, деревья бывают разные: ствол у деревьев может быть и толстым и тонким, и тёмным и белым. Деревья бывают и с листьями, и с иголками. Но все же у всех деревьев много общего. А убедится в этом, нам поможет волшебный экран.

Мультимедийка «Строение дерева»

Ребята, какая часть дерева появилась на экране? (корни). Почему мы их не видим у дерева?(потому что они под землёй).

У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.

Ребята, как вы думаете, для чего дереву нужны корни? Корни не только удерживают дерево, но и забирают из почвы, растворённые в ней питательные вещества и минеральные соли.

Ребята, а как называется эта часть дерева? (ствол). Ствол дерева сверху покрыт корой. Она может быть гладкой, а может быть шершавой. Потрогайте, какая кора. А чем ещё она может отличаться? (цветом) Правильно. Она может быть светлой или тёмной взависимости от породы и возраста дерева. Чем дерево старше, тем кора темнее.

Ребята, а зачем дереву нужна кора? Она, как одежда человека, защищает дерево от морозов и от жарких солнечных лучей. Ребята, как вы думаете, что сейчас появится на экране? Что ещё есть у дерева? У каждого дерева есть ветви и листья. Они образуют крону дерева. А какое сейчас время года? Какого цвета крона осенью? Подул осенний ветер, подхватил осенние листочки и начался листопад. Вокруг себя повернись и в листочек превратись.

4. Физ. минутка.

Листья, словно бабочки, «летают»

Кружатся, порхают, «кружатся»

И крыльцо, и лавочку «приседают»

Листья осыпают.

Листопад, листопад «кружатся»

Осыпает старый сад.

5.Работа за столами.

Ребята, давайте выложим из наших листьев «Осенний ковёр»- возьмите правой рукой жёлтый лист клёна и положите его в центр салфетки. Справа – лист дуба, слева кленового листа – лист рябины, Сверху над кленовым листом – лист липы, снизу под жёлтым кленовым листом – красный кленовый лист.

Ребята, посмотрите, правильно ли вы выложили осенний ковёр. Кто выполнил задание правильно, похлопайте в ладоши и подойдите ко мне.

6. Ребята, угадайте, какое дерево здесь спряталось.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой – зимой,

Вся в серёжках – весной.

Сарафан зелёный – летом.

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит.

Золотистый плащ — шуршит.(берёзка)

Выставляется картинка « Берёзка».

7.Пальчиковая игра

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой

Как хорош ты лист цветной.

Чем отличается берёза от других деревьев? (стволом) Правильно. Ствол у берёзки белый, с чёрными крапинками. А ещё — расположением веток. Покажите куда растут веточки у деревьев? (вверх), а у ёлочки – вниз. А у берёзки – плакучие веточки: сначала вверх, а потом вниз. Давайте покажем. Вот какие красивые берёзки.

Сегодня мы с вами будем учиться рисовать плакучую берёзку. Стволы у деревьев мы с вами уже учились рисовать. Давайте вспомним. Покажите ручками: рисуем ствол, потом веточки берёзы: вверх и вниз, вверх и вниз плавно. Молодцы. Ребята, скажите, а как можно быстро нарисовать листву берёзки? (тычком). Правильно. Краску для листвы набираем на жесткую, сухую кисточку немного и делаем несколько пробных тычков на бумаге.

8. Самостоятельная деятельность.

9. Итог. Посмотрите, какие замечательные берёзки у нас получились, настоящая берёзовая роща. Ребята, скажите чем занимались? Что запомнилось? Что понравилось? Что было трудно?