Конспект НОД по экологии «Как люди речку обидели». (подготовительная группа)

КОНСПЕКТ НОД «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» в подготовительной группе

Подготовила воспитатель БДОУ "Детский сад №59" Шохина Ольга Владимировна.

Цель: продолжать формирование представлений о природе.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Показать детям, что природа существует независимо от человека. Закрепить умение решать противоречия. Развивать монологическую речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уважение к природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Природа, кислород, преклонялся, в древности, морской прибой и т. д.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Беседы о природе, знакомство с пословицами и загадками.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ. Сюрприз, рассматривание иллюстраций, худ. слово, игра, беседа.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

1ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, ребята, к нам опять пришёл Незнайка. Что же у него случилось?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Конечно, он опять чего-то не знает. Чего же он сегодня не знает? Ему опять дали задание, а он его выполнить не может. Незнайка принёс картину, ему надо найти на ней природу. Поможем Незнайке?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, а вы видите на этой картине природу?

ДЕТИ. Да. Природа – это деревья, коровы, овцы, цветы, земля, солнце.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А почему вы не назвали дома, машины? Они тоже нарисованы на картине.

ДЕТИ. Дома – не природа. Их сделал человек.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Природа – это то, что существует независимо от человека. И сам человек часть природы.

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной Земли

Зовётся этот дом.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы с вами живём в этом доме. Очень его любим, любуемся им весною, грустим осенью и зимой, радуемся солнышку летом. Но человек не только любуется природой, он научился ею пользоваться.

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ.

  1. Какую пользу приносит нам лес? (Лес даёт нам тепло. Он нас кормит. Лес очищает воздух от примесей и выделяет кислород).
  2. Как использует человек реки? (Реки дают человеку воду. По рекам мы перевозим грузы, по рекам плавают теплоходы. В реках мы купаемся.)
  3. Как мы используем рыбу? (Мы ловим рыбу в реках и морях и едим её.)
  4. Какую пользу человеку приносит солнце? (Солнце нас согревает, люди придумали солнечные батареи, которые дают нам энергию.)

2ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Получается, что природа приносит пользу человеку. Я думаю, что Незнайка теперь понял, что такое природа. А давайте его проверим. Вот у меня картинки: на одних из них изображена природа, а на других природы нет.

(Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них изображено, есть ли на них природа. Доказывают свою точку зрения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

К речке быстро мы спускались,

Наклонялись, умывались.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе- раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один поплыли.

Мы похожи на дельфина.

Выплыли на берег крутой

И отправились домой.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

3ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, природа – друг человеку или враг?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек всегда дружил с природой, преклонялся перед ней, боялся её и изучал. В древности человек выражал свою наблюдательность в рисунках, загадках, поговорках. Вот сейчас вы и будете отгадывать загадки.

Зимой белый, а летом серый. (Заяц).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как родилась эта загадка?

ДЕТИ. Люди заметили, что заяц зимой бывает белый, а летом всегда серый.

Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт

Глаз нет, а плачет. (Туча).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что может закрыть солнце в летний день?

Почему говорят, что туча слабее ветра?

Как это туча может ходить?

Что за слёзы у тучи?

(Ответы детей).

Не стукнет, не брякнет,

А в окошко войдёт. (свет).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек заметил, что свет приходит в дом через окно, причём он приходит так тихо, что никто его не слышит.

Махнула птица крылом

И закрыла весь свет пером. (Ночь).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Люди сравнивали ночь с птицей, потому что они не знали, как наступает темнота, и очень её боялись. Они сравнивали ночь с таинственной страшной птицей, роняющей перо, которое закрывает солнце и наступает темнота.

4ЧАСТЬ.

ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСЛОВИЦ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как рождались загадки, вы поняли. Люди наблюдали за природой, замечали изменения и придумывали загадки. А как же придумывали пословицы? Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Послушайте пословицу и скажите, что тут взяли у природы.

Весна красна цветами,

А осень пирогами.

ДЕТИ. Весной много цветов, а пирогов нет, потому что хлеб только посадили, и ему ещё долго расти. А осенью поспевает хлеб, ну, а цветов, конечно, уже нет. Так и появилась эта пословица.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А объясните другую пословицу.

Что летом уродится,

То и зимой пригодится.

ДЕТИ. Летом вырастают овощи, фрукты, хлеб. Их заготавливают на зиму.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие вы знаете овощи?

ДЕТИ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие вы знаете фрукты?

Дети перечисляют.

Воспитатель. А какие вы знаете ягоды?

Дети перечисляют.

5ЧАСТЬ.

ИГРА «ЧТО ЛИШНЕЕ».

Картошка, капуста, морковь, яблоко.

Груша, яблоко, слива, лук.

Малина, калина, смородина, помидор, арбуз.

Солнце, воробей, жук, кукла.

ВОСПИТАТЕЛЬ читает стихотворение С. Кирсанова.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек, конечно, может всё. Но человек из-за своего всемогущества стал причиной гибели многих животных и растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Ребята, Незнайка благодарит вас за помощь, ему пора уходить.

Дети прощаются с Незнайкой.

ИТОГ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы сегодня на славу потрудились. Вы узнали много нового, а сейчас вам предстоит высказать своё отношение к сегодняшнему занятию, но не словами, а цветными кругами. Покажите круг того цвета, который показывает ваше настроение на занятии. Спросить детей, почему они показали круг того или иного цвета.


Интегрированная НОД по экологии «Загадки природы»

Цель: Обобщение знаний детей о природе: взаимосвязи между объектами природы, а также отношениями между природой и человеком на основе конкретных правил поведения.

Задачи:

ОО «Познание»:

Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.

Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, создание проблемных ситуаций).

Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать доказательную речь
Воспитывать доброе отношение к природе
ОО «Коммуникация»

Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Активизировать словарь (экология, ядовитые отходы, выхлопные газы, ..)

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесные – рассказ, объяснение, беседа;

наглядные – использование ТСО (презентация), иллюстраций,

практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.

Планируемы результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту».

Оборудование: ноутбук, презентация, галстуки зелёного цвета; иллюстрации с изображением леса и леса после пожара; иллюстрации насекомых, птиц и зверей; светофор; карточки с текстом; 4 банки, 4 банки с грязной водой, 4 воронки, вата, марля.

Дети сегодня мне на электронную почту пришло письмо от учёных – экологов (показ презентации)

«СОС! Природа в опасности! Заводы загрязняют воздух, водоёмы. Пожары уничтожают леса. Погибают растения и животные. Природа нуждается в помощи. Много работы, мы не справляемся! Выполните задания, откройте картину, и вы спасёте частичку природы!»

Ребята, вы согласны помочь? Тогда, берите зелёные галстуки экологов и вперёд!

1. «Экологический светофор» (на стульчиках) - Что это?

Для чего на улицах города устанавливают светофоры?

Где наводит порядок экологический светофор?

Красный - …, …, …

Зелёный - …, …,…

Жёлтый - …, …, ….

Открывают 1 пазл.

2. «Подумай и ответь» (на ковре) – чтобы открыть следующую часть надо ответить на очень сложные вопросы.

  • Чего не любит природа?
  • Какую птицу называют лесным доктором?
  • Для чего на водоёмах зимой делают проруби?
  • Почему не стоит въезжать в лес на автомобиле?
  • Из-за чего может погибать рыба в водоёмах?
  • Почему нельзя трогать детёнышей зверей, найденных в лесу?
  • Что может загрязнять воздух?
  • Почему зимой надо осторожно ходить около деревьев, кустарников?
  • Почему нельзя ловить бабочек?
  • Что такое экология?
  • Человек – часть природы или её хозяин? Почему?

Открывают 2 пазл

3. Физминутка

Дети по лесу гуляли,

(шагают на месте)

За природой наблюдали.

(ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели,

(тянутся к солнцу)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали

(машут руками)

Дружно хлопаем,

(хлопают)

Ногами топаем!

(топают)

Носиком подышим,

(вдох – выдох 2 раза)

Шорохи услышим

(слушают)

4. Ситуация (читают дети по карточкам)

- Как правильно поступить Коле?

- Что сказала воспитатель?

  • В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой.

Кто из мальчиков был прав?

  • Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему.

- Что рассказал папа Серёже?

Открывают 3 пазл

5. Загрязнённая река

(ёмкости для воды, в воде мусор, масло, опилки; воронка, фильтр, ёмкость для чистой воды)

Пройдёмте в лабораторию.

Ребята, эта вода из местного водоёма. Что вы о ней можете сказать? (загрязнена, масляные отходы)

Чем опасна загрязнённая вода? (гибнут рыбы, птицы, растения)

Что мы можем сделать?

Из чего можно сделать фильтр? Где ты об этом слышал?

У нас в лаборатории всего 3 рабочих места, а нас сколько? Как нам поступить?

Разбейтесь на пары

Очистить воду от загрязнения вам поможет алгоритм (на мольберте)

Приступайте к работе.

Сравните, какая была вода и какая стала? Где же масляные пятна?

Как вы думаете, мы справились с заданием?

Открывают четвёртый пазл

Посмотрите как изменилась природа, но чего-то здесь не хватает?

(дети выстраивают цепочки растения – насекомые – птицы – звери)

Если здорова природа, будет здоров человек

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге море и леса
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус –
Шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!

  • Нашёл Коля гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала.
  • Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» ЗМР

Конспект эколого- физкультурного развлечения в подготовительной группе

«Экологик и его друзья»

В рамкахметодического объединения для воспитателей ДОУ

Тема: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста при изучении природы родного края»

на базе МБДОУ № 1 «Ласточка» ЗМР РТ

Воспитатель: Кузнецова Е.В., высшая кв.кат

Музыкальный руководитель: Железнякова Н.Ю. I кВ

2016-2017 учебный год

Мы в этом мире всего лишь гости,

Без нас здесь нет ни войны, ни злости.

Всему хозяйка - сама Природа,

Не суйся в воду, не зная брода.

Она умело, как добрый гений,

Связала узел живых растений,

Цветов, деревьев, озёр глубоких;

Животных диких и гор высоких;

Полей бескрайних, лесов богатых;

Всех насекомых и всех пернатых.

Дети:

Кто шагает с рюкзаком?

Мы туристы.

Кто со скукой не знаком?

Мы туристы.

Нас вперед ведут дороги,

Наш девиз - всегда вперед.

Эй, ребята, твёрже шаг!

Что турист берет в дорогу?

Песню, ложку и рюкзак.

Появляется Экологик.

Экологик:

Здравствуйте, ребята, меня зовут – Экологик – Я забочусь о природе. А вы решили отдохнуть?

Дети:

Нет, мы хотим узнать и найти символ года. А ты можешь нам помочь?

Конечно помогу, если вы поможете природе! Ведь вы хотите, чтобы воздух, которым вы дышите, вода, которую вы пьете были чистыми?

Дети:

Экологик:

Здорово! А за каждое доброе дело природа вас отблагодарит элементом символа года. Готовы? Тогда в путь!

Шагая по тропинке «Гусеница» поют песню «Вместе весело шагать по просторам…»

Вот мы и пришли с вами на лесную полянку.

Дети: - Как здесь легко дышится!!!

(Разминка)

    Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит

1 – вдох, руки в стороны

2 – выдох, наклон туловища вправо

3 – вдох, вернуться в исходное положение

4 – выдох, наклон туловища влево, вернуться в исходное положение.

    «Вот нагнулась ёлочка – зелёная иголочка»

И.п. Ноги врозь, руки опущены.

1 – вдох, руки в стороны

2 – выдох, наклон туловища вперёд

3 – 4 – вдох и вернуться в и.п. – выдох.

    «Стоит Алёнка листва зелена, тонкий стан – белый сарафан»

И.п. ноги врозь, руки опущены.

1 – вдох, руки через стороны вверху, подняться на носки

2 – выдох, руки через стороны вниз, опуститься на всю ступню.

Дети: - Ох, какой всё – таки чистый воздух в лесу.

Экологик: - А чтобы всегда в лесу был чистый воздух, что для этого нужно сделать?

Дети: - Нужно беречь лес!

Экологик: Молодцы, ребята. - А за это я вам даю частичку символа года.

Экологик: ну, что продолжим путь?

Посмотрите вот бревно!

Давным – давно нас ждёт оно,

Когда мы с вами подойдём,

То быстро по нему пройдём,

И под кустом мы проползём.

(Дети проходят по бревну, затем ползут по дорожке)

Экологик:

Молодцы, ребята, прошли не задев и не сломав ни одной веточки.

А мы знаем, что деревья и кустарники вырубать и ломать нельзя!

Экологик:

Ну что ж получайте, ещё одну частичку символа года.

1 – ый ребенок: - Ой, как много здесь мусора!

2 – ой ребенок: - Что делать?

3 – ий ребенок: - Может его сжечь?

Нельзя, он выделяет вредный дым.

Закопать в землю?

Не всё сгнивает в земле!

Да, я знаю, что корка апельсина гниёт - 2 года

Пластиковые пакеты - 10 – 20 лет

Жестяные банки - от 80 до 100 лет

А пластиковые бутылки вообще не разлагаются.

А я предлагаю бутылки использовать, как спортивный инвентарь.

(Комплекс ОРУ с пластиковыми бутылками)

    И. п. – о. с., бутылка внизу хватом сверху.

1 – согнуть руки за головой, бутылку передать в другую руку;

2 - руки с бутылкой опустить.

    И. п. – ноги на ширине плеч, бутылка в согнутых руках перед грудью.

1 – поворот вправо, бутылка вперёд;

3 – поворот влево, бутылка вперёд;

    И. п. – ноги на ширине ступни, бутылка внизу.

1 – присесть, бутылка вперёд;

    И. п. – сидя, руки упор сзади, бутылку зажать ногами.

1 – приподнять ноги над полом, удерживая бутылку;

    И. п. – о. с., – руки на пояс, бутылка лежит на полу справа.

1 – прыжки на двух ногах боком через бутылку.

Экологик: - А за то, что вы нашли применение пластиковым бутылкам, получаете следующий элемент символа года.

Экологик: -

Враг природе – это мусор.

Запомните, мои друзья,

Сорить и мусорить нельзя!

Ребята, а вы знаете - в некоторых странах перерабатывают мусор. В Японии, даже построили искусственный остров из переработанного мусора.

В Казани тоже планируется построить мусороперерабатывающий завод.

Но для этого мусор нужно рассортировать, подготовить его для транспортировки:

Жёлтый – пищевые отходы

Красный - пластмасса

Зелёный - бумага

Синий – металл

Дети собирают мусор и сортируют его по контейнерам.

Мусор разбросан кругом,

Бутылки лежат кверху дном,

Ветер пакеты кружит,

Бумага в траве пестрит.

Разбросал мусор кто – то,

Блестит разбитое стекло,

Обгрызки, банановые шкурки –

Видно, здесь лежат давно.

Печальная картина, грустный вид…

От этого пейзажа душа болит!

Кто – то природу не уважает,

Землю нашу засоряет.

Кто так поступает,

Наверное, не знает,

Как тяжело дышать Земле,

Если мусорить везде.

Природа подарила нам свежесть, чистоту,

Она нам подарила любовь и красоту.

Экологик: - Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы к любым приключениям. И в знак благодарности я передаю вам следующий знак символа года.

Дети благодарят Экологика.

Экологик: - Тише! Прислушайтесь! Вы слышите журчание воды?

Дети: - Да, но оно какое – то грустное и тревожное.

Экологик: - Именно так, ребята. Вода зовёт нас на помощь! Мы должны поспешить!

К пруду тропинка нелегка -

Камнями вся забросана она.

Давайте камни уберём-

Тогда к пруду мы попадём.

(Упражнение с мешочками)

Экологик: молодцы – очистили тропинку от камней! Получайте ещё одну частичку.

Экологик: - Посмотрите! Какой грязный пруд, повсюду тёмные нефтяные пятна, но до них добраться очень сложно…

1-ый ребенок: - А я придумал как!

(Упражнение со скамейкой)

Экологик: - Убрали пятна нефтяные и распустились лилии цветные!

За это ребята я вручаю вам следующий элемент символа года! Вы большие молодцы!

Дети: - Ах, сколько здесь следов животных…

Экологик: - Ребята, посмотрите, а чьи же здесь следы?

Медвежьи

Лосиные

Дети: - Все разбежались кто куда…

Но почему?

Зачем они бежали?

Экологик: - Зверьё спасалось от огня. Вон свет горящего костра.

Дети: - Какой большой он разгорелся!

Огонь нам надо погасить

Его водой теперь мы можем потушить

Экологик:

Пойдёмте тоже по следам, поможем нашим мы друзьям!

Возьмём мы в нём теперь воды

Зальём все пламя языки!

(Ребёнок берёт из озера воды и добежав до костра убирает из него один «язык» пламени и т. д.)

Экологик: -

Тропинку вы освободили,

Костёр так быстро потушили

Зверей спасли вы от беды

Хорошие помощники!

И за это я вам даю ещё одну частичку символа года.

Стихотворение «Лесные правила»

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки – не стрелять;

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Экологик: - А сейчас, я вам предлагаю собрать знак.

Дети собирают символ года из частей

Экологик

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть:

Нам надо экологию беречь,

Берегите, ребята, природу-

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надёжный наш друг.

Дети: - Теперь мы знаем, что 2017 год – это год экологии!

Экологик: - И за вашу помощь природе я награждаю вас медалями «Юный эколог»

Дети поют песню о природе.

Дети выполняют заключительные упражнения.

И. п. – ноги на ширине плеч, руки:

В стороны, вращение руками –

«Теплый ветер гладит лица,

Из стороны в сторону вверху -

Лес шумит густой листвой,

Наклон туловища вперёд -

Дуб нам хочет поклониться,

Наклоны головы вперёд

Клён кивает головой.

Кружение на месте -

А кудрявая берёзка провожает всех ребят

Ходьба обычная -

До свидания, лес зелёный,

Мы уходим в детский сад.»

Дефиле костюмов из бросового материала.

Программное содержание

Образовательные:

Способствовать накоплению различного двигательного опыта через игровые ситуации.

Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретного поведения в лесу и в других природных сообществах.

Развивающие:

Содействовать развитию ловкости, координации движений и равновесия. Укреплять дыхательную систему.

Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.

Воспитательные:

Содействовать развитию выражения своих чувств по средствам движения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма, взаимовыручку. Прививать детям любовь к родному краю. Уметь видеть красоту, продолжать знакомить с правилами поведения в лесу.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему « Экология –это жизнь».

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Обучающая:
продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух)
учить рассуждать, аргументировать суждения
совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать
Развивающая:
развивать произвольное внимание, мышление, речевую активность)
развивать общую и мелкую моторику
Воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе
воспитывать экологическую культуру
Методы и приемы
Игровой
Игра «Собери мусор»;
Перемещение в лабораторию.
Словесный
Художественное слово;
Рассказ воспитателя.
Наглядный
Слайды природа.
Практические
Эксперимент по очищению почвы;
Рисование в нетрадиционной технике «Граттаж».
Словарная работа: эколог, экобаки.
Оборудование:
Слайды, с изображением экологических катастроф, компьютер,наборы для экспериментирования (модель почвы, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, подносы, чернила, пипетки, шариковые ручки, урны плоскостные (красный, желтый, зеленый), плоские модели земли черного цвета, одежда для детей (халаты, урна, музыкальное сопровождение, свеча, спички,

Предварительная работа: проведение опытов по изучению свойств воды, земли, воздуха беседа на темы «Охрана природы», «Что такое земля» труд в природе » просмотр документальных фильмов . Ход: Что за чудо - чудеса! Раз рука и два рука. (Поочередно поднимают руки) Вот ладошка правая, Вот ладошка левая. (Смотрят на ладошки) И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья! Сильные руки не бросятся в драку, (Руки в сторону, сгибают в локтях) Добрые руки погладят собаку, (Гладят поочередно свои руки) Умные руки умеют лечить, (Гладят щеки) Чуткие руки умеют дружить. (Берутся за руки) В: Улыбнитесь друг другу и скажите «Давайте дружить». Вчера в новостях я узнала, что на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые вещества разлились, и пострадала окружающая среда. Что такое окружающая среда?

В: Да. Каждый из нас живет в доме, в нём чистота и уют. Кто нам помогает содержать дом в чистоте? В: Помощников у нас много, но как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом общем для всех доме – это природа. Она сама ухаживает за растениями и животными: поит и кормит, дает им тепло и свет, но одна она не справляется, поэтому она болеет. Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, отходы с предприятий сливают в реки, на землю; нефть из танкеров во время аварий проливается в моря и океаны - так загрязняется наша земля, от этого гибнут растения и животные, болеют люди. А кто помогает природе поддерживать чистоту и порядок в своем доме? В: Да, ребята, есть такая профессия - эколог. Экологи - защитники природы. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи? В: Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ. Существует несколько способов очистки почвы: Откачивание почвы с помощью насосов. Сжигание нефти. Разброс сорбентов. Промывка почвы. Сейчас мы научимся очищать почву. Как нужно себя вести в лаборатории? не мешать друг другу, работать тихо; приступать к выполнению опыт только после объяснения и разрешения; после проведения опыта все нужно убрать; после завершения работы вытирать руки салфеткой. В: Ребята, перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок - это внутренний слой почвы, сверху я положила губку - это верхний слой почвы. Один край контейнера я поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Я набираю в пипетку чернила и капаю на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает? . В: Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (Я поливаю губку из лейки). Очистилась почва? В: Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета? В: Почему она такая? В: Попробуйте шприцем откачать воду. И снова пошел дождь. Что мы видим? В: А что с водой? В: А ведь уже второй раз прошел дождь. Откачиваем воду шприцем. (Повторять опыт пока вода не станет светлой.) В: Посчитайте, сколько дождей понадобилось. В: У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть, и почва будет болеть, а с ней все живое.

Теперь вы можете приступить к очистке почвы самостоятельно. Дети по парам выполняют опыт, подсчитывают количество дождей, делают выводы. В: Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию? В: Да, тогда и отходы на предприятиях будут чистыми.

Физминутка:

Станем мы деревьями, Сильными большими. (Руки на поясе) Ноги - это корни, Их расставим шире, (Ноги на ширине плеч) Чтоб держали дерево, Падать не давали, (Пальцы в замок) Из глубин подземных (Наклоняются, складывают ладони Воду доставали. чашечкой) Наше тело прочный ствол. (Проводят ладонями вдоль тела вниз) Он чуть- чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону) И своей верхушкой В небо упирается. (Поднимают соединенные руки над головой) Наши руки-ветви- (Раскрывают ладони, пальцы в стороны) Крону образуют. (Смыкают пальцы, качают головой) Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают поднятыми руками) В: Как ещё человек загрязняет почву? В: Хлам на тропинке, отбросы в реке, Сор под деревьями, отходы везде, Давайте исправим, чтоб видели все Чистота в природе - должна быть везде. В: Игра «Собери мусор». (Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор) .

В красный ящик собирают - пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты (самый опасный мусор, в желтый - деревянные, бумажные предметы (менее опасный мусор, в зеленый - пищевые отходы (безопасный мусор). (Делают выводы) В: В природе нет мусора, нету отходов, Давайте друзья учится у природы. В: А куда мы выбрасываем бытовой мусор? В: В нашем городе есть экологические баки - контейнер углубленного типа, пластиковый мешок находится глубоко в земле, благодаря этому процесс гниения проходит медленнее и не сопровождается специфическим запахом. Бак плотно закрывается крышкой: мусор не разносится ветром, животные не могут забраться в него. Существуют ядовитые отходы - старые батарейки питания, градусники, энергосберегающие лампочки, лампы дневного света, их необходимо сдавать в специальные места. В больших городах, есть экологические боксы - для приема батареек, ламп и градусников, а для ламп дневного света - экобокс другого типа, экомобили разъезжают по городу и собирают испорченные, опасные, ядовитые предметы. Все отходы в таких условиях никогда не навредят окружающей среде. (Делают выводы) В: Когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мусор? В: Вы всегда так поступаете? В: Игра «Если можно хлопни, если нет –топни». Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают) Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают) Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)
Молодцы, знаете правила поведения в природе. Ребята, где у нас в городе встречается грязный воздух?
Д: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей.
В: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?
Д: Горит свеча. В: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени. Д: Нет не может. В: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки? Д: Копоть. В:Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала? Д: Черного. В: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым? Д: пожаров, заводских труб. В: Как защитить воздух от дыма? Д: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях. В: Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого? Д: Нет. В: На какой планете вы хотели бы жить? Д: красивой, цветной. В: Давайте очистим нашу планету. Вот наша планета. (Даю детям модели земли в черном цвете). Процарапайте на планете цветы, деревья, животных, дома - пусть все оживет. (Звучит музыка) Дети рисуют, используя нетрадиционную технику «Граттаж». В: Посмотрите, как она ожила, здесь цветы, насекомые все радуются солнышку. Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету! »
(Я. Аким)
В: Ребята, что нового вы узнали?
дети: человек загрязняет почву, воздух;
природе надо помогать;
экологи - защитники природы;
мусор нужно выбрасывать в экологические баки;
научились очищать почву.
В: О чем мы говорили?
В:Ребята, сегодня мне очень хорошо помогали: в очищении почвы, в уборке мусора, в очищении всей планеты. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.

ННОД
(для детей подготовительной группы)

Цель:

Формирование основ безопасного поведения в природе.

Задачи:

· углублять знания детей о явлениях и объектах живой и неживой природы, мерах безопасности и правилах поведения в опасных ситуациях в весенний период;

· формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение делать умозаключения, подводить к осознанию причинно-следственных связей;

· формировать ответственное и бережное отношение к природе;

· развитие навыков универсальной учебной деятельности, познавательного интереса, коммуникативного общения, двигательной активности.

Предшествующая работа:

· Дидактические игры: «Определи явление природы по звуку», «Для кого и чего нужен лес», «Собираемся в лес» (см.приложение).

· Малоподвижные игры: «Птицы», «Муравей» (см.приложение).

· Работа по мнемотаблице «Явления в неживой природе».

· Ознакомление с явлениями неживой и объектами живой природы.

· Опытно-экспериментальная деятельность по теме: «Неживая природа» (опыт «Ветер и лес»).

· Беседа «Полезные профессии».

Оборудование и материалы:

экран, проектор, компьютер; магнитная доска; мнемотаблицы; приспособления для проведения опыта (фен или вентилятор, искусственные елочки, конфетти); мяч; костюм дядюшки Ау; корзины, карточки и предметы одежды для проведения дидактических игр.

Дети заходят в зал (или группу) и встают полукругом, лицом к гостям.

Игра-приветствие: «Доброе утро» (см.приложение).

Воспитатель: - День наступает,

Природа оживает.

Солнышко встает,

Нам тепло дает!

Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло и поддержку друг друга. (дети берутся за руки).

Мы собираемся,

И в школу спасателей отправляемся!

Воспитатель: - Сегодня мы продолжаем наши занятия в «Школе спасателей

планеты». К нам должен был прийти дядюшка Ау. У него возникла какая-то проблема. Он хочет, чтобы мы ему помогли. Только почему-то он опаздывает. Давайте …

Раздается стук в дверь. Заходит испуганный дядюшка Ау.

Дядюшка Ау : - Здравствуйте! (испуганно, хватаясь за голову).

Воспитатель : - Здравствуй, Ау! Ты почему такой испуганный? Что-то случилось?

Дядюшка Ау (эмоционально): - Ой! Как у вас в городе страшно!!

Воспитатель: - А что тут страшного?

Дядюшка Ау: - Все грохочет, шумит, гремит. А сегодня утром, наверно, земля трескалась и ломалась от тяжести; столько много домов, машин. Было так страшно. Я так испугался, поэтому и опоздал.

Воспитатель : - Ау, успокойся и не переживай. Ребята, давайте пройдем в наш кинозал. Здесь мы собрали большую фонотеку звуков. Попробуем по звуку определить, что же так напугало дядюшку Ау!

Дети рассаживаются по местам в кинозале.

Д/и: «Определи явление природы по звуку» (см.приложение).

В процессе игры дядюшка Ау слышит знакомый звук и обращает на него внимание.

Дядюшка Ау: - Вот, вот этот звук я слышал. Что это?

Дети: - Это явление называется ледоход.

Воспитатель : - Правильно, ребята - это ледоход. Пройдите к доске и встаньте полукругом (все подходят к магнитной доске, где висит мнемотаблица «Явления в неживой природе«).Сейчас мы расскажем тебе: что это за природное явление, когда происходит и как себя нужно вести.

Работа по мнемотаблице. (Дети, опираясь на схемы, рассказывают о ледоходе).

см.приложение

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Дядюшка Ау, ты все понял? Запомнил, что ледоход - это опасное явление. Но если соблюдать правила безопасности - это вовсе и не страшно!

Дядюшка Ау: - А-а-а! Теперь я понял. Спасибо вам. Больше не буду бояться.

Воспитатель: - Давайте теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Птицы».

Игра на внимание «Птицы» (см.приложение).

Воспитатель: - Замечательно! Хорошо отдохнули. Садитесь ребятки.

(Дети садятся).

Воспитатель: - Дядюшка Ау, расскажи нам о своей проблеме, а мы с ребятами постараемся тебе помочь!

Дядюшка Ау: - Дело вот в чем! Мне недавно пришла в голову идея - приобрести профессию. Тетушка Сова говорит, что мол я уже не молодой, а все только пугаю и пугаю всех в лесу. Но чем же еще в лесу можно заниматься? Я даже и незнаю.

Воспитатель: - Есть еще одна очень важная лесная профессия. Ребята, что это за профессия?

Дети: - Лесник.

Воспитатель: - А чем занимается лесник?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно! Лес нужно беречь. Он необходим всем. Давайте поиграем в игру «Для чего и кого нужен лес?»

Экологическая игра: «Для чего и кого нужен лес» (см.приложение)

В ходе игры Дядюшка Ау задает вопросы.

Дядюшка Ау: - Хм! А как это лес задерживает ветер? Я чего то не пойму.

Воспитатель: - Сейчас наши ребята покажут как это происходит.

Опыт «Лес и ветер» (см.приложение)

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Дядюшка Ау : - Ого-го! Все, я согласен - буду лесником! Ой, я тоже знаю одну игру. Давайте поиграем?

Дети: - Давай!

Подвижная игра «Муравей» (см.приложение)

Дядюшка Ау : - Ребята, выполните мое задание: соберите вещи для похода в весенний лес.

Воспитатель: - Посмотрите на свои стульчики. Ребята, у кого картинка с изображением живой природы - подойдите к полке с изображением листочка. У кого - с изображением неживой природы - подойдите к полке с изображением солнца. Выберите одежду для похода в весенний лес.

Малоподвижная игра «Соберись в лес» (см.приложение).

После игры воспитатель вместе с детьми обсуждают сделанный выбор.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, как правильно выбрать одежду для похода в лес.

Дядюшка Ау : - О! О! Как у вас здорово! Я узнал много нового! Мне очень понравилось!

Воспитатель : - Ты все запомнил?

Дядюшка Ау: - А - а! Ну -у! (задумывается и чешет затылок).

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии в школе спасателей!

Предполагаемые ответы детей : определяли по звуку явления природы; рассказывали о правилах поведения при ледоходе; провели опыт, выяснили, для чего нужен лес; играли в подвижные игры; показали, как правильно подобрать одежду для похода в лес.

Дядюшка Ау: - Да, да, теперь я ничего не забуду. Мне у вас так понравилось!

Воспитатель : - Надеюсь нашим гостям тоже понравилось! Мы дарим вам на память «Энциклопедию безопасности», созданную своими руками на занятиях в школе спасателей. На этом наше занятие подошло к концу.

До свидания!

Воспитатель вместе с детьми и героем уходят.

Приложение к ННОД.

Игра-приветствие «Доброе утро».

Цель: создание атмосферы благоприятного эмоционального настроя и комфорта, сплочение коллектива.

Ход игры:

Дети и воспитатель встают полукругом. Воспитатель протягивает в ладошках «Доброе утро» ребенку, говоря слова: - «Я дарю тебе доброе утро!». Затем дети по очереди дарят друг другу доброе утро.

Дидактическая игра: «Определи явление природы по звуку».

Цель: закрепить знания детей о явлениях неживой природы, развитие памяти, слухового восприятия.

Ход игры:

Воспитатель включает с помощью магнитофона или компьютера звуки природы. Дети определяют явление на слух и на экране проектора появляется картинка или видео с соответствующим изображением.

Экологическая игра «Для чего и кого нужен лес?»

Цель: закрепить знания детей о взаимосвязи леса с живой и неживой природой, учить объяснять закономерности природы.

Ход игры:

Дети садятся полукругом. Воспитатель предлагает детям выбрать любую карточку. На карточках схематично (в черно-белом варианте) изображены объекты живой и неживой природы: птица, животное, гриб, дом, мебель, насекомое, ветер, воздух, глаз. У воспитателя карточка с изображением дерева.

Начинаем: воспитатель берет мяч, и к кому он подкатится, тот и отвечает на вопрос: для чего нужен лес.

Опыт «Лес и ветер».

Цель: формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, умение делать умозаключения,

подводить к осознанию причинно-следственных связей.

Ход: перед детьми стоит стол, на котором имитирован лес (еловые ветки). Воспитатель включат фен или вентилятор, направляя на «лес» и подставляя ладошку с конфетти (ветер). При наличии «леса» ветер мало проникает через него, а при его отсутствии - достаточно много.

Вывод: лес задерживает передвижение воздушных масс.

Подвижная игра «Муравей».

Цель: развитие двигательной активности детей.

Ход :

Шел по лесу муравей,

Нес задания для детей.

Муравей устал, присел,

Громко песенку запел.

Ля - ля, ля - ля, ля - ля.

Тихо песенку запел

Ля - ля, ля - ля, ля - ля.

Отдохнул, пошел опять

Наших деток развлекать!

Малоподвижная игра «Соберись в лес».

Цель: закрепить знания детей о том, как правильно подобрать предметы одежды для похода в лес; развитие двигательной активности; умение действовать в подгруппе (команде) сообща.

Ход игры:

воспитатель делит детей на две команды. Для каждой команды предоставляется полка с многообразием одежды, обуви и головных уборов. Дети правильно подбирают предметы одежды для похода в лес. После - обсуждают сделанный выбор.

Название: Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Один день в школе спасателей планеты»
Номинация: Конспекты занятий, НОД, экология