Конспект урока по предмету «человек и мир». тема: «главные правила хороших отношений» (с презентацией) - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома

Конспект урока по предмету «Человек и мир»

на тему «Поведение в природе»

Класс : 2

Цель : Формирование способов действий по уходу за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

· совершенствовать представления о комнатных растениях посредством дидактической игры «Найди такой же»

· Формировать способы действий по уходу за комнатными растениями посредством практической работы

Коррекционно-развивающие:

· Совершенствовать активный словарь: «рыхлить», «опрыскивать», «протирать» посредством беседы

· Развивать мелкую моторику рук посредством ухода за комнатными растениями

Воспитывающие:

· Воспитывать интерес к растениям, любовь к природе

· Воспитывать желание ухаживать за растениями и бережно относиться к ним.

Оборудование: иллюстрации по теме, слова-подсказки, учебник «Человек и мир» 2 класса вспомогательной школы (Т. Л. Лещинская), фартуки для детей, лейки, деревянные палочки, клеенка, горшки с комнатными растениями, влажные салфетки, пульверизаторы.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2. Проверка домашнего задания

Давайте сделаем маленькую зарядку для наших рук изображая цветок.

«Цветок»

Руки держим перед собой,

прижимаем ладошки обеих рук друг к другу,

затем слегка раздвигаем их, округлив пальчики.

3. Уточнение временных представлений

Скажите мне ребята, какое сегодня число? Месяц? День недели?

II. Основная часть

1. Подготовка к усвоению нового материала

Послушайте внимательно загадку и сами отгадайте, о чём будет наше занятие.

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут.

(Комнатные растения)

Правильно сегодня мы с вами будем продолжать говорить о комнатных растениях, и научимся правильно за ними ухаживать (Стук в дверь)

Ребята, к нам кто-то пришёл (На столе появляется кукла Юля) .

Это Юля. Наша гостья. Она хочет, чтобы я вам рассказала, какая история с ней приключилась. Слушайте внимательно. (Рассказ сопровождается картинками ).

Оля и Юля - сестрички. Они родились в один день, и им исполнилось по 6 лет. На день рождения они получили много подарков. Мама подарила – мяч, дедушка - книгу, папа - «сказочный» дом. А что подарила бабушка?(Учитель показывает картинку с цветочными горшками ) (Горшочки ).

Правильно, бабушка подарила горшочки, но не простые. Она велела поставить их на окно и поливать каждый день и смотреть, что же произойдёт. Оля всё сделала, как велела бабушка: поставила на окно и поливала каждый день свой горшочек (Учитель показывает картинку с лейкой ).

Через неделю появился росток.(Картинка с маленьким ростком).

А скоро на высоком стебле распустился красивый цветок(Картинка с цветком амариллиса ).

Бабушка сказала Оле, что это и есть чудо-подарок. А у Юли цветок погиб(Картинка с засохшим растением). Как вы думаете почему? (Юля не поливала цветок ).

Правильно, у Юли цветок погиб, потому что она не ухаживала за ним. Давайте расскажем Юле, что же такое комнатные растения, для чего они нам нужны. И научим ее правильно за ними ухаживать.

2. Сообщение нового материала

2.1. Беседа

Почему эти растения называют комнатными? (Потому что они растут в классе, в комнате).

Давайте вспомним их. Откройте в учебнике страницу 83. Такие же цветы есть у нас в классе. Давайте их назовём (Фикус, кактус, гортензия )

(Учитель показывает цветы детям и соотносит с названиями цветов, прикрепленными магнитами на доске ).

Для чего нужны комнатные растения? (Для красоты, для уюта, ещё они очищают воздух).

2.2. Дидактическая игра «Найди такой же»

Юля мне шепнула, что забыла, как выглядят наши комнатные растения. Давайте поможем ей. Разделимся на 3 группы. Я буду описывать растение, а вы мне ответите, про какое растение я рассказываю. (Учитель вызывает ответить трех учащихся от каждой группы)

Для 1 группы: Вкусно пахнет, у него есть много белых цветочков (Гортензия )

Для 2 группы: Имеет зеленые толстые колючие листья. Не пахнет. Круглой формы. (Кактус )

Для 3 группы: Имеет гладкие, зеленые листья. Не пахнет. Листочки овальной, продолговатой формы (Фикус )

Молодцы, вы хорошо угадали комнатные растения. Теперь Юля хорошо запомнила наши комнатные растения.

2.3. Ознакомление со схемой «Потребности растений»

А теперь скажите, что нужно растению, чтобы оно росло? (Вода, солнце, земля, воздух, доброта)

(Учитель одновременно показывает детям схему «Потребности растений», на доске слова: поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать).

- Откройте в учебнике страницу 84. Снизу на картинке представлены потребности растений. Давайте их назовём по очереди: поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить

(Учитель показывая слово на доске проговаривает его с учащимися несколько раз соотносит с соответствующей иллюстрацией в учебнике).

А теперь немного отдохнем.

2.4. Физкультминутка «Цветочки» (музыка)

На окне в горшочке (дети сидят на корточках)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (поднимаются на носочки)

Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны)

К солнышку листочки, повернут цветочки, (разворачивают ладони вверх )

Развернут бутоны, в солнышке утонут. (Соединяют руки над головой , медленно разводят в стороны)

3. Закрепление нового материала

3.1. Практическая работа

Помните наших сестричек Олю и Юлю? Помните ошибки Юли? (Да, у нее завяло растение ).

Теперь мы научимся ухаживать за нашими комнатными растениями, чтобы не допустить таких ошибок и не дать погибнуть нашим «зеленым друзьям».

Я приготовила вам инструменты по уходу за растениями. Давайте рассмотрим инструменты и определим, для чего они нужны (лейка поливать , деревянная палочка - рыхлить , пульверизатор - опрыскивать , влажные салфетки - протирать ).

Посмотрите, на доске записаны слова, прочитаем их и запомним, как они пишутся (слова-подсказки на доске прикреплены магнитами ).

Пульверизатор – это инструмент, с помощью которого мелко разбрызгивается вода.

Прежде чем начать работу познакомимся с правилами ухода за растениями (демонстрация действий ):

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки, которые находятся далеко в земле.

Полив . Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.

Давайте прорыхлим и польем наши цветы. Наденем фартуки и начнем работу.

(Дети подходят к столу, на котором стоят горшки с комнатными растениями, с помощью учителя начинают рыхлить и поливать цветы) .

А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми.

Растения с крупными листьями будем протирать влажной салфеткой или тряпочкой . Кладем на правую ладошку влажную салфетку, а на левую - листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать. Давайте попробуем.

(Дети выполняют задание).

Другие растения будем опрыскивать из пульверизатора.

(Дети выполняют задание, учитель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми о том, как называются растения, отмечает старательных детей. По окончанию работы дежурные убирают рабочее место).

- Вы все большие молодцы, теперь Юля знает, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

4. Повторение пройденного материала

4.1. Работа в парах «Как можно помочь комнатным растениям»

Чтобы Юля еще плотнее запомнила, как нужно ухаживать за комнатными растениями, мы должны ей напомнить и объяснить все правила. Давайте разделимся по парам. Каждой паре я буду называть одно из правил ухода, а вы будете выходить ко мне и показывать это правило.

(Учащиеся выходят к учителю и показывают правила ухода за комнатными растениями)

III. Заключительная часть

1. Объяснение домашнего задания

Вам будет домашнее задание: поухаживать за своими комнатными растениями дома вместе с родителями.

2. Оценивание деятельности учащихся на уроке

- Какие вы молодцы как хорошо у вас все получилось. В нашем классе сразу воздух стал чище и комнатные растения все блестят от чистоты! Хорошо работали сегодня …(учитель называет учащихся ). (Учитель называет учащихся ) у вас неплохо получается, но нужно еще потренироваться в уходе за комнатными растениями.

Юля ты все запомнила, о чем рассказали и что показали тебе ребята? Давайте еще раз напомним Юле, чем мы сегодня занимались на уроке (Дети по очереди отвечают ).

3. Подведение итогов урока

- Давайте попрощаемся с Юлей, она теперь знает, как ухаживать за комнатными растениями, и сможет вырастить много красивых комнатных цветов.

Конспект урока "Человек и Мир"
(подготовила педагог-дефектолог КГУ КШИ № 2 г Петропавловска Серая Н.В., для детей 7 класса с умеренной умственной отсталостью (II отделение)
Тема: «Обитатели подводного мира»
Тип урока: урок-путешествие
Цель: Систематизировать знания детей по теме: «Обитатели подводного мира».
Задачи: Привить интерес к обитателям подводного мира.
Развивать природоведческие знания учащихся, их сообразительность, память, логическое мышление; воспитывать экологически грамотную личность с чувством ответственности за все живое, что нас окружает.
Ход
I. Организация класса
Сегодня урок у нас необычный к нам пришли гости и как полагается хорошим хозяевам нужно показать себя с хорошей стороны и провести время так чтобы не утомить гостей и показать хорошие знания по теме «Обитатели подводного мира». . Я предлагаю вам стать путешественниками и отправиться в путешествие в подводный мир. Но прежде чем мы отправимся в путешествие, хочу вас спросить какое сегодня число, день недели и какой месяц.
Сегодня мы с вами будем много говорить и, чтобы речь у нас была четкая, мы с вами повторим чистоговорки и скороговорки:
Са-са-са: (в клетке спит лиса).
Су-су-су: (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли
Ля-ля-ля: мачта корабля
Ле-ле-ле: гнезда на скале
Лю-лю-лю: мамочку люблю
Жутко жуку жить на суку.
Ежу на ужин жук нужен.
II. Актуализация знаний
-Скажите, чем человек дышит? А может он дышать воздухом в воде, как рыба?
-Как называют человека, который работает под водой? (водолаз)
- Какое снаряжение одевает водолаз? (акваланг)
акваланг - устройство для дыхания человека под водой его создал Жак Кусто в 1943 году.
аквалангист - человек, плавающий с аквалангом.
-Надеваем акваланги, берем с собой в путешествие чемоданчик со знаниями. Теперь мы можем смело отправляться в путешествие. Вы знаете, что в море ходят только смелые люди.
III. Работа по теме урока
Отправляемся в путешествие!
- Сейчас я узнаю, каких морских жителей вы знаете? (Слабым учащимся выданы карточки с изображением морских обитателей)
Первая пристань загадки:
1. Ловко мусор собирает,
Дно морское очищает.
(Краб).
По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот. Крабы, как и другие обитатели морского дна, хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ.
2. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я - …
(осьминог).
У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне. Осьминоги –настоящие хищники. Обычная их добыча – креветки, лангусты, крабы и рыбы.
3.Через море – океан
Плывет чудо – великан,
А ус во рту прячет.
(кит).
Крупнейшие животные на нашей планете – это киты. Самые большие из них – синие киты – достигают длины 30 метров и вес 150 тонн. Киты похожи на огромных рыб, но они не рыбы, а млекопитающие, и внутреннее строение у них почти такое же, как у человека. И своих детенышей киты, как и другие млекопитающие, кормят молоком. Киты – теплокровные животные, а от переохлаждения их защищает толстый слой подкожного жира.
4.Кто же в море,
В каменной рубахе?
В каменной рубахе,
В море…
(черепахи).
В водах тропических морей обитают морские черепахи. Они полностью приспособлены для жизни в водной среде. Самые крупные морские черепахи – кожистые. Их длина достигает двух метров, а вес – 600 килограмм. Среди морских черепах есть и хищники, которые питаются Моллюсками и ракообразными, и мирные травоядные животные, которые едят водные растения, в основном, морскую капусту.
Вторая пристань ИГРА "Ловись, рыбка"
Рыба-ангел.
Рыба со сжатыми с боков высоким телом, маленьким ртом. У нее очень вкусное мясо, но готовить его нужно очень осторожно, т. к. есть опасность смертельного отравления.
Морской конек.
Это рыба со своеобразной формой тела, напоминает шахматную фигуру коня, цепким хвостом. Длина рыбы достигает 20 сантиметров. Может менять окраску.
Рыба-зебра или полосатая крылатка.
Длина рыбы достигает 30 сантиметров, разрисована ярким узором. Длинные плавники и наросты на голове делают рыбу похожей на пучок водорослей.
Рыба-еж или двузуб.
У этих рыб слившиеся зубы в каждой челюсти образуют сплошные режущие пластины. Их тело покрыто шипами, способно раздуваться в виде шара. Шипы рыб - ежей, казалось бы, самой природой предназначенные для защиты, не имеют ядовитых желез. Жители Китая используют надутых и высушенных рыб - ежей для изготовления китайских фонариков.
Догадайтесь, о ком дальше пойдет речь.
С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник стоит?
(Дельфин)
Третья пристань
ИГРА "МОРСКАЯ УГАДАЙКА"
Вы должны закончить фразу.
Тетушка знакома мне-
Дом таскает на спине,
При себе всегда пожитки,
Как удобно жить (улитке)
В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест
Жертву любопытства съест. (акула)
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба...(камбала)
Для нее волна - качели,
И плывет она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода. (медуза)
Физминутка
Нам пора передохнуть
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два - назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)
Четвертая пристань
Люди, которые занимаются исследованиями подводного мира - творческие люди.
У нас открывается "Творческая мастерская"
Каждая группа должна выполнить творческую работу. Справитесь? Но сначала повторим ТБ.
I группа
-раскрашивают раскраску "Подводный мир" и собирает пазлы "Морская черепаха".
II группа
- работа по трафарету (обвести, покрыть пластилином).
III группа
- "Гончарная мастерская" (соленое тесто).
Звучит музыка "Шум моря"
На доске оформляется выставка готовых детских работ.
Мы выучили с вами названия многих морских обитателей, я приготовила карточки с названиями морских обитателей, вы читаете эти названия и соотносите их с картинками на доске. Слабые учащиеся работают по индивидуальным карточкам.
IV. Итоги, оценки, д/з.


Приложенные файлы

План-конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

Тема урока: Животные леса

Цели урока:

— расширить и углубить знания о животном мире леса, особенностях строения, питания, поведения и значении в природе животных леса, а также о взаимосвязях между растениями и животными;

— учить устанавливать особенности строения и поведения животных как приспособления к условиям жизни;

— создать условия для формирования у младших школьников гуманного отношения ко всем животным, содействовать развитию интереса к изучению природы, умений работать самостоятельно с различными источниками информации, а также творческих способностей учащихся.

Оборудование: иллюстрации животных и растений леса, таблицы карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний и умений

Письменный опрос по карточкам:

Карточка 1.

Дубу:

могучий, долгоживущий, мощный ствол; гладкий, отполированный плод, шляпка; листья крупные, жестковатые, удлиненные, с глубокими выемками; мощные корни, корни поверхностные; невысокий, великан; листья распускаются рано, поздно.

Липе:

стройная, высокая, теневыносливая, светолюбивая, светлоствольная, темноствольная, листья крупные, мелкие, сердцевидные, резные, цветки желтые, белые, плод орешек с крылышком, поздноцветущая, раннецветущая.

Два крупных овальных листа, цветки белые колокольчатые с нежным ароматом, расположенные один за одним на тонком стебельке, ягоды красные, ядовитые.

Карточка 2.

Березе:

светолюбивая, теневыносливая; белоствольная, темноствольная; ветви поникшие; листья крупные, мелкие; поздноцветущая, раннецветущая; неприхотливая, быстрорастущая; семена орешки, по форме напоминают бабочку.

Осине:

поздноцветущая, раннецветущая; листья округлые, выямчатые, сердцевидной формы, на длинных сплюснутых с боков черешках, на коротких черешках; осенью листья багряные, красноватые, ярко желтые.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Довольно высокий кустарник, с листьями, по форме похожими на листья липы, листья, черешки и веточки растения покрыты жесткими волосками; зацветает первым в лесу, плод орех.

Карточка 3.

Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Сосне:

стройная, высокая, низкая; крона высоко над землей, ветки касаются земли; светолюбивая, теневыносливая, неприхотливая; корни глубокие, иголки короткие, длинные; шишки треугольной формы, цилиндрические.

Ели:

крона пирамидальная, раскидистая; теневыносливая, светолюбивая; ветви до самой земли, высоко над землей; шишки цилиндрические, иголки длинные, короткие, колючие.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Маленькие ярко-голубые звездочки цветков, реже белые или розовые, необычные листья, зимующие зелеными и по форме напоминающие печень.

Карточка 4.

Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Ландышу:

листья от земли, высоко над землей, крупные, мелкие, продолговатые, круглые; цветки колокольчатой формы, состоят из множества отдельных лепестков, синие, белые; ягоды черные, красные, ядовитые, неядовитые.

Лилии кудреватой:

Листья широкие, узкие; стебель прямой, на верху ветвистый, стелющийся по земле; цветки фиолетово-розовые, неправильной формы, правильной формы; лепестков много, шесть, закрученные вовнутрь, кверху.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Ствол зеленоватый, гладкий, листья округлые с выемками, сверху темно-зеленые, снизу – серовато-зеленые, на длинных сплюснутых с боков черешках, дрожат даже при слабом ветре.

Устный фронтальный опрос в парах по методике «Взаимопроверка» по вопросам и заданиям:

  1. Какие леса встречаются на территории Беларуси?
  2. Какие из них занимают большую площадь?
  3. Назовите, какие растения образуют верхний ярус.
  4. Назовите растения, изображенные на рисунках (на доске помещаются рисунки деревьев).
  5. Какие растения образуют второй ярус?
  6. Назовите растения, изображенные на рисунках в нижнем ряду (на доске открывается ряд рисунков кустарников леса).
  7. Из рисунков следующего ряда (или из перечня растений) выберите растения, которые встречаются в третьем ярусе хвойных лесов.
  8. Какие растения образуют самый нижний ярус в лесу?

На первые 4 вопроса отвечает один из учеников пары, на остальные 4 – отвечает второй. После этого учитель отвечает сам или предлагает эталон ответа, ученики оценивают друг друга на основании сравнения с эталоном. Предлагаемые отметки ученики подают на карточке учителю.

Физкультминутка «Лесная история»

– Я расскажу вам историю, которая случилась в лесу, а вы покажете ее с помощью движений рук.

– Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг – скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков).

– Пришла лиса. Она шла тихо-тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты).

– Лиса шла тихо и незаметно. Свои хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистями рук то в одну, то в другую сторону).

– Зайцы увидели ее и бросились в рассыпную. (Ударами сразу обеих рук дети имитируют заячьи прыжки в разные стороны).

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, кто гуляет в этот час. (Дети изображают при помощи пальцев, как выходят мыши).

Тут раздался громкий крик,

Разбежались мышки вмиг. (Перемещая пальчики по парте, дети изображают бег мышей).

— Как можно одним словом назвать всех животных этой истории? После этого дети знакомятся с темой урока, его задачами.

3. Изучение нового материала

— Как вы думаете, почему говорят, что в лесу существуют хорошие условия для жизни животных?

— Сверьте свои рассуждения с текстом учебника.

— Давайте отправимся на прогулку в лес. В нашем лесу много интересных полян, на которых мы сможем остановиться и разгадать интересные секреты и загадки леса. Мы будем перемещаться по лесу тихо и осторожно, чтобы никого не спугнуть, никому не помешать. Итак, в путь! В путь мы полетим на пушистом облачке. И вот уже под нами первая поляна. Что же нас здесь ждет?

Поворачивается карточка на доске со словами «Птичье царство».

— Каких же птиц мы сможем здесь увидеть, скоро узнаем. У нас есть описания, по которым с помощью учебника мы сможем узнать, каких птиц мы можем увидеть в лесу.

Работа в микрогруппах. Микрогруппы получают задания:

— Прочтите описания птиц. С помощью рисунков учебника и рисунков на доске опознайте птиц.

Задания 1 –й микрогруппе:

1. Птица размером с курицу, черного оперения, только на крыльях белые полоски. Хвост особой лироподобной формы. Ягоды и насекомые летом, почки и сережки березы зимой и весной – основной корм птиц. (Тетерев)

2. Длинный долотообразный клюв, оперение пестрое, жесткие перья хвоста служат дополнительной точкой опоры на стволе дерева, на голове «красная шапочка». Питается не только жуками-короедами и другими вредителями-насекомыми, но и семенами хвойных деревьев. (Дятел)

Задания 2-й микрогруппе:

1. Птица величиной с воробья, конусообразный, длинный клюв, ноги с большими острыми когтями, куцый хвост. Оперение голубовато-серое сверху и ржаво-бурое снизу, через глаза проходит чёрная полоска. Может передвигаться вверх и вниз по стволу. Птицы уничтожают вредных насекомых. Кроме того, они делают запасы из семян трав, деревьев, кустарников, которые прячут в щели коры, под корни, что способствуют расселению лесных растений. (Поползень)

2. Крупная птица (больше курицы), верх головы, шея и спина серые с темным рисунком, крылья тёмно-коричневые, горло и верхняя часть грудки чёрные с металлическим отливом. Хвост короткий и широкий. Питаются птицы листочками лесных растений, ягодами, семенами лесных трав, насекомыми. Но с осени до поздней весны переходят на корм хвоей, поэтому большую часть времени проводят на деревьях. (Глухарь)

Задания 3-й микрогруппе:

1. Оперение сверху серое, темно-серое, снизу беловатое с поперечными темными полосками, хвост длинный, ступеньчатый, крылья узкие, заострённые. В полете похожа на ястреба, чем отпугивает птиц при подбрасывании яиц в чужие гнёзда. Питается насекомыми, в том числе «мохнатыми» гусеницами, которых не едят другие птицы. (Кукушка)

2. У неё неподвижные большие глаза, расположенные спереди, а не по бокам головы, поэтому птице приходиться вертеть головой в разные стороны, почти вокруг туловища. Характерен для птиц также лицевой диск, который образует особое расположение перьев. Как и у всех хищных птиц, у неё большие острые когти и короткий крючковатый и крепкий клюв. Питается в основном мышевидными грызунами. (Сова)

Задания 4-й микрогруппе:

1. Птицу всегда можно узнать по большой голове с характерным крепким, перекрещивающимся клювом и красивому оперению, в котором преобладает красный цвет. Хвост у птиц короткий и раздвоенный, размером они с воробья. Ни у одной птицы в мире нет больше такого чудного клюва – крест-накрест. Питаются семенами хвойных деревьев. (Клест)

2. Эту самую маленькую птичку наших лесов можно сразу узнать по золотистому хохолку, похожему на пушистую корону на голове. Отсюда и название птички. (Королек)

Задания 5-й микрогруппе:

1. У этой птицы преобладает желтое оперение, только крылья и хвост черные. Длинные цепкие лапки помогают крепко держаться на ветках деревьях. В пищу птицам идут гусеницы многих бабочек, являющихся вредителями леса. А в середине лета птицы лакомятся сочными ягодами малины, черёмухи. (Иволга)

2. Птица чуть меньше галки, имеет пёстрое оперение, в котором преобладают красно-серые цвета, крылья короткие. С большой ловкостью она перемещается по веткам деревьев благодаря цепким лапкам. Излюбленной пищей являются жёлуди. (Сойка)

После выполнения работы учащимися, заслушиваются их ответы (описания птиц не зачитываются).

— Могут ли эти птицы жить в других условиях, т.е. не в лесу? Почему?

— Большинство птиц ведут древесный образ жизни.

Выделение общих черт, характерных для древесных птиц, т.е. приспособления птиц к древесному образу жизни: цепкие лапки, питание насекомыми, которые встречаются на деревьях, в коре или стволе, а также растительным кормом (хвоей, семенами, почками).

По ходу обсуждения результатов работы учитель сообщает учащимся интересные особенности из жизни некоторых птиц. (см. )

— Теперь проверим, насколько внимательны вы были при опознании птиц. Я вам зачитываю «рекламу» некоторых птиц; а вам надо определить, какой птицы эта «реклама» и насколько она соответствует действительности.

1. Умелый древолаз; удивительный музыкант-барабанщик, красавец, обладатель яркого и красивого оперения, крепкого клюва – прекрасного инструмента, чтобы долбить древесину; доктор и сеятель леса, квартиродатель многим насекомоядным птицам. (Дятел)

2. Почти единственная «поедательница» волосатых гусениц, защитница леса, мастер подражания, даже маскируется под ястреба. (Кукушка)

3. Неутомимые, прожорливые лучшие защитники леса, сада, парка; обладатели красивого темно-зеленоватого «плаща», желтой «манишки», элегантного черного «галстука»; прекрасные акробаты и гимнасты. (Синицы)

4. Сеятели лесных растений, пожиратели вредных насекомых, прекрасные и ловкие древолазы, акробаты, способные перемещаться по стволу дерева вниз головой. (Поползень)

5. Глазастые первоклассные охотники, настоящая гроза мышевидных грызунов; прекрасные бесшумные летуны; обладательницы виртуозно вращающейся головы, способной поворачиваться почти вокруг туловища. (Совы)

— И снова в путь! На другой поляне нас также ждут интересные встречи. С кем же?

Открывается карточка со словами: «Лесные звери».

— И вот их визитные карточки (микрогруппы получают карточки):

Назовите нас по имени:

1. То серые, то белые, осторожные, ловкие, длинноухие, короткохвостые (зайцы-беляки);

2. Крупные, длинноногие, тонконогие, с ветвистыми плоскими рогами, немножко горбатые, короткохвостые, ушастые (лоси);

3. То рыжие, то сероватые, длиннохвостые, прыгающие, ловкие, цепкие (белки);

4. Рыжие, длиннохвостые, хищные, хитрые (лисы);

5. Длинноногие, длиннохвостые, сильные, серые, зубастые (волки)

После нескольких минут работы заслушиваются ответы детей.

1. Обладательница длинного, шикарного, пушистого хвоста, прекрасного рыжего меха, острого обоняния и слуха, хитрых уловок, гроза мышей, санитар леса. (Лиса)

2. Быстроногий, осторожный, храбрый, находчивый зверек. Для него характерны тонкий слух, который обеспечивают длинные уши, острое зрение, превосходный нюх и очень чувствительные усы. И вообще он совсем не трус, просто себя бережет от многочисленных врагов. (Заяц)

3. Смелый зверек, даже змей не боится; прекрасный ночной охотник, несмотря на довольно плохое зрение; защитник растений от насекомых-вредителей и мышевидных грызунов, обладатель необычной колючей защитной одежды. (Еж)

4. Обладательница острых и крепких зубов, цепких лапок; прекрасная летунья-парашютистка, умелая строительница, аккуратная, запасливая, неутомимая, храбрая лесная жительница. (Белка)

5. Обладатель густой и теплой «шубы», сильных ног, которые его кормят, острых зубов, острого слуха, хорошего обоняния и зрения; заботливый родитель, выносливый охотник, санитар леса. (Волк)

6. Образец чистоплотности, знаток полезности свежего воздуха и ряда растений, взрыхлитель почвы, враг насекомых-вредителей – майских жуков, прекрасный подземный строитель, обладатель красивой белоснежной полосы на мордочке и целебного жира. (Барсук)

— А теперь попробуйте в своей микрогруппе сами составить рекламу какого-либо зверя. Можете воспользоваться учебником для этого.

На основе текста учебника ученики могут составить рекламы зубра, лося, медведя. Если класс работает медленно, то этот вид деятельности (работу с «рекламами» зверей) следует опустить.

— А следующая поляна называется «Дружная». Интересно, почему?

— Здесь мы познакомимся с взаимосвязями, существующими между растениями и животными леса, узнаем, как они дружат.

В процессе представления результатов предыдущей работы микрогрупп на доске выставляются рисунки вышеназванных зверей.

— Могут ли эти звери жить в другом месте, например, на лугу? Почему?

Используя текст учебника, составьте в своим микрогруппах 1 – 2 цепи питания, существующие в лесу.

Фронтальная работа.

Дидактическая игра «У каждого свое дерево».

На доске выставляется рисунки дуба и сосны.

— Назовите, какие известные вам животные дружат с дубом и сосной.

По мере получения ответов учеников, рисунки этих животных выставляются вокруг деревьев. Если дети назвали только растительноядных животных, то учитель помогает им назвать и других с помощью наводящих вопросов, например:

— Если возле дуба будет много мышей, то каких животных можно здесь увидеть?

— Если желудями лакомится дикий кабан, то кто на него может охотиться?

— Почему сойку называют другом дуба, а клеста, белку друзьями сосны?

— Почему дятла называют лесным доктором? И т.д.

— Сделайте вывод, что растения дают животным и наоборот.

На доске появляется схема:

— Лес трудно представить без животных, о которых можно сказать следующее: Санитары леса, распространители растений; неутомимые усатые шестиногие строители и труженики, силачи, заботливые няньки, смелые и самоотверженные солдаты, удивительные разведчики; источники необычных ванн для некоторых птиц и целебного яда для человека, пища для некоторых животных и даже предсказатели погоды. (Муравьи)

— О ком идет речь?

Рассказ учителя о муравьях, если остается время на уроке. (см. )

Задание для желающих на выбор:

1. Подготовить сообщение об одном из животных леса.

2. Составить кроссворд Животный мир леса (подобрать, составить загадки).

3. Игра «Алфавит»: нужно попробовать написать на каждую букву алфавита название животного леса.

4. Головоломка « Кто здесь спрятался?» или «Нас здесь на одного больше».

  1. Лось – игрунки – сурок – архар. (Лиса)
  2. Верблюд – орангутанг – ленивец – крокодил. (Волк)
  3. Барсук – енот – лось – крот – аист. (Белка)
  4. Дрозд – ястреб – тетерев – енот – ласточка. (Дятел)

Придумайте аналогичные задания самостоятельно.

Подобные задания для желающих предлагаются ученикам на карточках.

5. Найди ошибки в описаниях животных леса:

1.Благодаря своим коротким задним ногам зайцу удобнее бежать с горы, чем на гору.

2. Отличительными особенностями зайца являются длинные уши и длинный хвост; задние ноги значительно длиннее передних.

3. Заяц- русак на зиму меняет свою серую «шубку» на белую, только кончики ушей остаются черными.

4. У белки также задние ноги короче передних, поэтому она легко принимает вертикальное положение, а передними лапками работает как маленькими ручками.

5. У волка, лисы, белки, лося довольно длинные уши, чтобы хорошо слышать и длинные хвосты, которыми они зимой укрываются, а при беге или прыжке используют их в качестве руля.

6. Лиса, как волк имеет длинные и сильные конечности, поэтому ловит свою добычу, длительно ее преследуя.

7. Верхняя часть тела ежа, включая мордочку, покрыта колючками, только на животе шерсть. Поэтому еж при опасности сворачивается клубочком.

8. Дятел, поползень, пищуха, стриж – древесные птицы. Цепкие лапки помогают им ловко перемещаться по стволам деревьев.

9. У глухаря отличительной формы хвост – лироподобный. Питаются глухари только растительной пищей.

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


План-конспект урока по курсу "Человек и мир" для 2 класса адресован в помощь учителю начальных классов. В нем в занимательной форме представлен материал по теме "Азбука питания".
Материал подобран таким образом, чтобы воздействовать на комплекс анализаторов (зрительный, слуховой). Урок способствует развитию мышления, навыков связной речи, умения рассуждать.
Автор: Пилимон Екатерина Андреевна,учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 40 г. Витебска"
Тема : «Азбука питания»
Цель:
1. воспитать у детей умения культурного поведения во время приёма пищи;
2. развивать связную речь учащихся, образное мышление, творческое воображение;
3. обучить основам рационального питания, а также руководствоваться умением выбора продуктов питания не только опираясь на вкусовые качества, но и на наличие в продуктах основных питательных веществ.
Оборудование: кроссворд (нарисован на ватмане), сигнальные карты, карточки с правилами питания, карточки со словами «белки», «жиры», «углеводы», «витамины», картинки с изображением мяса, рыбы, молочных продуктов, картофеля, гречки, мёда, орехов, хлеба, овощей, фруктов, морепродуктов.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Начинаем наш урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
В своей жизни применять.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, вспомнить материал, пройденный на прошлом уроке, нам поможет кроссворд. Обратите внимание на доску. Я буду читать вопрос, а вы – отвечаете.
В ОДА
КИСЛО РОД
З ДОРОВЬЕ
Д ОЖДЬ
КУ СТАРНИКИ
ОХ РАНЯТЬ
1. Чем поливают улицы в жаркие дни, чтобы было меньше пыли.
2. Какой газ выделяют растения?
3. Охраняя растения, мы заботимся о своём ….
4. После чего воздух становится чище?
5. Для того, чтобы воздух был чистым, в населённых пунктах сажают деревья и …
6. Чтобы воздух был чистым, растения нужно …
- Молодцы! Все правильно отгадали!
3. Сообщение темы и постановка учебных задач.
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с азбукой питания. Она поможет нам правильно питаться и расти здоровыми.
- Давайте послушаем стихотворение С.Михалкова, а затем его обсудим:
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
- Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,
Вырастешь такая – умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
- Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет.
- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальное все продукты – ерунда!
- Какие продукты выбрала девочка? Согласны ли вы с ее выбором? Почему? (нет, она выбрала сладости, а они не приносят пользы)
- Права ли девочка, сказав, что остальные все продукты ерунда? Почему?
4. Изучение нового материала.
- Надя, героиня стихотворения, как и все дети, любит только сладости и не знает, что для ребёнка полезно есть совершенно другие продукты. Откройте свои учебники на стр. 13 и рассмотрите картинки. Назовите продукты, которые считаете наиболее полезными.
- Как вы думаете, а зачем человеку надо есть?
- Правильно, дети. Обратите внимание на доску. Давайте хором прочитаем стихотворение (написано на доске):
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

- Все ли согласны с тем, что мы прочитали?
- Здоровье человека зависит от правильного питания, поэтому нужно соблюдать некоторые правила. Давайте зачитаем на стр. 13 первое правило (дети читают, после чего правило крепится на доску)
- Организму человека нужны различные питательные вещества (карточки с их названиями крепятся под первым правилом)
- Белки являются строительным материалом для клеток нашего организма, углеводы и жиры дают энергию, а без витаминов ни один ребенок не может нормально расти и развиваться.
- Давайте с вами сейчас поиграем. Я покажу вам картинку, а вы, отыскав ответ в учебнике, скажете, к каким питательным веществам ее отнесем (показ картинок)
- Молодцы! Мы немного устали. Давайте отдохнём. Встаньте, выйдите из-за парт.
На раз – подняться, потянуться,
На два – согнуться, разогнуться,
На три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

- Присаживайтесь, продолжим наш урок.
- Прочитаем второе правило (крепится на доску)
- Так, наиболее полезными для человека являются молоко и молочные продукты, гречневая и овсяная крупы, хлеб, овощи. А вот сладостей много кушать вовсе не полезно.
- А как вы думаете, почему?
- Давайте зачитаем третье правило (прикрепить)
- Действительно, пищу нужно тщательно пережёвывать, чтобы она лучше усваивалась организмом.
- Ребята, мы рассмотрели правила рационального питания. Давайте теперь из них составим азбуку (прикрепить на доску, читают ученики по одному):
1. Обязательно завтракай;
2. Каждый день ешь свежие фрукты и овощи;
3. Обед начинай с салата или винегрета;
4. Старайся употреблять сладкое после обеда и в небольших количествах;
5. Не ешь очень холодную и очень горячую пищу.

5. Закрепление.
- Ребята, надеюсь, вы запомнили правила питания? Давайте проверим, как вы их усвоили. Приготовьте свои сигнальные карты. Если вы согласны с утверждением – поднимайте зелёную карту, если нет – красную. Готовы?
1. не садись за стол с немытыми руками;
2. ешь не спеша, хорошо пережёвывай пищу;
3. не разговаривай во время еды;
4. ежедневно употребляй много острой и жареной пищи;
5. жирную пищу ешь не часто и понемногу;
6. следи, чтобы в твоём меню было мало молочных продуктов;
7. почаще ешь солёную пищу;
8. выбирай на десерт свежие фрукты;
9. каждый день ешь много конфет и других сладостей;
10. не пей черный кофе и крепкий чай.

- Молодцы! Все прекрасно справились с заданием.
6. Итоги урока.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Какие правила вы запомнили?
7. Рефлексия.
- А теперь давайте оценим наш урок: тем, кому понравился – похлопайте в ладоши, а те, кому было скучно и неинтересно – потопайте ногами.
8. Д/З
- Вашим д/з будет с. 13-15, прочитайте и ответьте на вопросы.
- Урок окончен.

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский Государственный университет имени А.А. Кулешова

Разработка плана-конспекта урока в 1 классе по курсу "Человек и мир"

Выполнила: студентка 3 курса "В" группы

Домашова Татьяна Олеговна

Могилев, 2014 г.

Предмет: Человек и мир.

Класс: 1 класс

Тема: " Домашние животные зимой. Труд людей зимой".

Цель: Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений.

Задачи:

  • предполагается, что к концу учебного занятия учащиеся расширят представление о домашних животных, об изменениях в жизни домашних животных осенью;
  • в ходе учебного занятия планируется создать условия для формирования умения работать в группе;
  • содействовать формированию бережного отношения к животным.

Оборудование: картинки с изображением животных; дидактический материал: домик, ёлка; кластер; маршрутный лист; схема задачи-описания.

Учебное занятие: изучения нового материала.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Ход учебного занятия

І. Мотивационный этап

Учитель. Улыбнитесь друг другу, выскажите свои пожелания! С каким настроением вы начинаете учебное занятие? (Показать цветом)

Радость - карточка зелёного цвета.

Неуверенность - карточка красного цвета.

Тревога - карточка синего цвета.

Учитель. Итогом нашего прошлого урока было объединение нескольких элементов в одну общую гроздь. Кто из вас может сказать как эта гроздь называется иначе? (Кластер). Давайте сейчас все вместе посмотрим на доску и вспомним, что мы уже узнали о диких животных? (Ответы детей)

конспект урок охрана природа

1Игра "Рассели животных.

На доске размещены картинки с изображением домашних и диких животных.

Учитель. Ребята, вам необходимо из всех животных выбрать диких и заселить их в свою среду обитания. (Вывешиваются возле ёлки).

Учитель. Молодцы! Какие животные остались?

Учитель. Как их можно назвать одним словом? (Домашние животные)

Учитель. Как вы считаете, о ком пойдёт речь на учебном занятии?

Учитель. Какая тема нашего учебного занятия?

2. Открывается тема "Домашние животные"

Учитель. Среди остальных животных найдите то, о котором сейчас пойдёт речь. (Задаются загадки)

С удивительным носом-пятачком, коротким закрученным хвостиком, снабжает человека мясом, салом. Свинья

Даёт человеку молоко, из которого делают творожок, сметану, кефир и другие ценные молочные продукты. Корова

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица? … (Лошадка)

Не боится лютой стужи. Никто не дивится. (Козёл)

Хвост лохматый, чёрный нос.

Кто же это?

Рыжий. (Пёс)

Заплелись густые травы, Мягкие лапки,

Закудрявились луга, А в лапках царапки. (Кот)

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Учитель. Ответьте на мой вопрос: мы вспомнили обо всех домашних животных? Каких ещё домашних животных мы можем назвать? Что бы вы хотели узнать о домашних животных?

ІІІ. Сообщение нового материала

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся погостить в деревню Простоквашино. Вспомните, какие домашние животные были у дяди Фёдора? (Собака, кот, корова, телёнок). А знаете ли вы, откуда вообще появились домашние животные?

Методы активного чтения:

"+" - это я знал

"-" - не знал

Учитель читает текст, ученик слушает и, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки в маршрутном листе.

  1. Очень давно, много тысяч лет назад, люди не имели домашних животных " … "
  2. Пищу они добывали охотой, рыбной ловлей и собирательством съедобных растений и плодов." … "
  3. Убивая на охоте взрослых животных, они иногда находили их детёнышей и приносили их домой." … "
  4. С ними играли дети, звери вырастали и привыкали к человеку." … "
  5. Человек стал специально разводить прирученных животных. "… "
  6. Они постепенно стали источником пищи, материалов для одежды, обуви. "…"

Учитель. Что новое узнали о домашних животных?

Учитель. Какую же пользу приносят домашние животные?

Учитель. Хотела ли мама дяди Фёдора иметь домашних животных? Какая польза была от кота? От собаки? От коровы? (Ответы учащихся)

Учитель. А что вы знаете о корове?

Корова

Часто коровы общаются друг с другом "мычанием". Это помогает им поддерживать контакт, особенно в темноте. Они также используют множество движений и гримас.

Коровы известны тем, что дружат всю жизнь.

Коровы всегда ждут старших и слабых членов стада. Когда коровы возвращаются на дойку, выбирают вожака, чтобы показывал дорогу.

У коров прекрасное чувство обоняния и слуха. Они слышат высокие и низкие частоты лучше, чем люди, и могут различать запахи с расстояния 8 километров.

Шерсть коров подобна снежинкам - каждое пятнышко уникально, и нет двух полностью одинаковых.

Коровы, живущие в стаде, будут сообща защищать детенышей.

Словарная работа: обоняние - ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде - для животных, живущих в ней).

Учитель. Что новое узнали о корове?

Учитель. Сейчас я предлагаю поработать в группах. Вам необходимо будет составить задачу-описание по схеме:? →размер→где живёт→чем питается→польза для человека. (Демонстрация алгоритма учителем)

Учитель. Вы прослушали загадки ваших одноклассников. Так чем же питаются домашние животные? (Учащиеся перечисляют: мясо, молоко, трава и т.д.). Дикие животные питаются так же, как и домашние. Так есть ли между ними какое-нибудь отличие? (Да, в добыче питания)

Учитель. Вокруг нас находятся дикие и домашние животные, как человек должен относиться к тем и другим? Как вы думаете, всем ли животным нужна помощь и забота человека? (Учащиеся делают вывод: без заботы человека, животные погибнут)

Учитель. Как люди заботятся о домашних животных?

Учитель. А как люди заботятся о диких животных?

ІV. Закрепление

Учитель. А теперь давайте сравним полученные знания о диких и о домашних животных. (Затрагивается тема подготовки к зиме)

Учитель. Как человек должен относиться к домашним и диким животным?

Учитель. А теперь давайте поиграем.

Игра "Верно - неверно"

  1. Кролик живёт в лесу. "-"
  2. У коровы ребёнок - жеребёнок. "-"
  3. Коза даёт молоко. "+"
  4. Кролик любит косточку. "-"
  5. Собака ловит мышей. "-"
  6. Свинья любит купаться в грязи. "+"

Вывод: домашние животные дают больше пользы, когда о них заботятся.

Закончить фразу:

  • Я могу похвалить себя…
  • Я доволен собой, потому что…

Дополнительный материал для сообщения

Люди вывели более 300 видов собак. И все они происходят от одного предка - волка. Крупные и сильные овчарки - отличные служебные собаки. Собаки-проводники помогают слепым. Ньюфаудленды, или водолазы, чёрные лохматые гиганты на толстых лапах, хорошо плавают и ныряют, их учат спасать утопающих. Собаки - очень умные животные: они легко поддаются дрессировке. Могут преодолеть сотни километров, чтобы вернуться к своему хозяину. У собак отличная пам"ять. Рассказывают, что одна пограничная собака через 20 лет опознала и загрызла шпиона, который убил её первого хозяина.

Устройство тела и повадки говорят о том, что коты - хищные животные. Острые когти втягиваются в подушечки лап, поэтому у них бесшумная походка. У котов отличный слух и хорошее зрение. Своих детёнышей кошка вскармливает молоком. Она заботливая мать. Может вскармливать и чужих детёнышей - щенков и даже мышей. Когда люди вселяются в новый дом, первой туда впускают кошку.