Краткое изложение сон светланы своими словами. Жуковский «Светлана» – анализ

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поет, не гадает. Ее милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым.

Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора. Ровно в полночь в зеркале Светлана увидит своего милого, свою судьбу. С робостью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь. Светлана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги. Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: “Я за тобой, моя краса!” Оглянулась – милый к ней протягивает руки: “Едем! Поп уж в церкви ждет… / Хор венчальну песнь поет.”

Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пускаются вскачь.

Они едут ночной степью, тусклая луна освещает их путь. Жених Светланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появляется храм, через открытые двери виден черный гроб – отпевают усопшего. Светлане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл. Поднимается метель, ворон вьется над санями и каркает: “Печаль!” Вдруг появляется хижинка, занесенная снегом. Кони подлетают к ней и… пропадают вместе с санями и женихом.

Оставшись одна, Светлана решается зайти в избушку. А в избушке – стол, накрытый белой скатертью, а на столе – гроб. Светлана падает на колени перед образом Спасителя и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы.

Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спускается к Светлане, садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился. Так и есть – покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнет свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца. И тот, лишенный силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу.

“Глядь, Светлана… о творец! / Милый друг ее – мертвец! / Ах! …и пробудилась.” Проснулась Светлана в своей же светлице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поет, встречая новое утро. Но у Светланы тяжело на душе от страшного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу. И видит: сани мчатся к дому, “Статный гость к крыльцу идет… / Кто?… Жених Светланы.”

Развеялся мрачный сон – жених приехал за Светланой, чтобы вести ее к венцу.

Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном. “О! не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана…”

(No Ratings Yet)

Краткое содержание поэмы Жуковского “Светлана”

Другие сочинения по теме:

  1. Баллада – это стихотворный рассказ преимущественно фантастического или героико-исторического характера. Наиболее известной балладой Жуковского является баллада “Светлана”, над которой поэт...
  2. Перед изучением “Светланы” нужно повторить определение и характерные признаки жанра баллады: Наличие фабульной основы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)....
  3. Страшная фантастика в балладе разрешается в шутке, в мягкой улыбке самого поэта. Стиль баллады “Светлана” отличен цветовой гаммой. Людмила нарисована...
  4. Повествование ведется от имени отца. Под Москвой снимают дачу отец, мать Маруся и их дочь, шестилетняя Светлана. Отец и дочка...
  5. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного человека. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить...
  6. Людмила ожидает своего возлюбленного из военного похода. Стоя на распутье, девушка наблюдает, как мимо нее проходят оставшиеся в живых воины,...
  7. Трагическая судьба В. А. Жуковского оказала влияние на его поэзию (“Жизнь и поэзия – одно”). Его любовь к Маше Протасовой,...
  8. Таинственное повествование предваряется обращением к Мечте, “воздушной подруге юных дней”, чьим присутствием обещается сладкое воспоминанье. Громобой В незапамятную старину над...
  9. Ы Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал свое государство, простился с царицей...
  10. Три женщины “за тридцать” живут летом с маленькими сыновьями на даче. Светлана, Татьяна и Ира – троюродные сестры, детей они...
  11. В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника,...
  12. Вопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое...
  13. Действие поэмы происходит в Финляндии примерно в 1807 – 1808 гг. Весной, на закате солнца, перед хижиной разговаривают двое: молодая...
  14. Ы Поэма, оставшаяся, как полагают, неоконченной и дополненная позднее. Могучий демон Тарака, которому за совершенные им аскетические подвиги Брахма в...

Несомненно, это лучшее произведение, которое написал Жуковский. «Светлана», краткое содержание которой мы рассмотрим, поражает мелодичным слогом, чувственными образами и народным духом. А еще положительным зарядом, который ощущаешь после прочтения баллады.

О чем говорится в произведении?

Баллада Жуковского «Светлана», содержание которой известно любому образованному человеку, рассказывает о девичьих гаданиях в Крещенский вечер. Девушки ворожили на суженого, загадывали на будущее, томились в ожидании замужества и неведении. Среди них только Светлана была молчаливая, не пела песен со всеми. Она тосковала за своим милым, который был далеко и почему-то не посылал вестей.

О чем дальше рассказывает Жуковский? «Светлана» (краткое содержание баллады не позволяет прочувствовать в полной мере все переживания героини - для этого стоит прочесть весь текст) описывает, что девушка уединилась. Она решила провести сложный ритуал с зеркалом. И вот среди темной ночи она зажгла свечу, поставила два прибора и села перед зеркалом. И вдруг она отчетливо услышала, что за ее спиной стоит любимый и зовет ее с собой. Они вышли со светлицы, сели в сани и поехали к попу венчаться. По пути невеста замечает, что жених очень молчалив и бледен, ей становится страшно. Луна светит над ними, наполняя сердце непонятной тоской.

Но дальше - еще страшнее, утверждает Жуковский. «Светлана», краткое содержание которой не может передать всю магию баллады, пугает. Мороз и мурашки идут по коже. Сани в видении девушки подъехали к храму, через открытые двери которого виден гроб. Теперь молодая видит хижину, занесенную снегом, а жених пропадает. Внутри избушки Светлана видит стол, застеленный белоснежной скатертью, на котором стоит все тот же черный гроб.

Что было дальше?

Девушка упала на колени и начала страстно молиться. Сотворив молитву, она садится под иконами в уголке. Она слышит, как во дворе утихает метель, и вдруг в комнату влетел голубок и сел ей на грудь. Теперь Светлане чудится, что мертвец шевелится и пробует подняться в гробу. Ужас сковывает молодую, но тут голубок, белый, как облако, садится на его тело. Умерший жутко стонет, скрежещет зубами и затихает, не в силах подняться, а затем замирает. И тут девушка узнает в мертвеце своего любимого.

На этом Светлана пробудилась, понимая, что все это только сон. Но ей тяжело на душе, плохие предчувствия не дают покоя. Чтобы хоть как-то отвлечься, она садится возле окошка и смотрит на улицу, на дорогу, заметенную снегом. Тут она замечает сани, несущиеся сквозь метель прямо к ее дому. В них сидит ее милый - он приехал, чтобы отвезти её под венец. Девушка облегченно вздыхает и протягивает к нему руки.

Жуковский, «Светлана»: главные герои

Два персонажа есть в балладе. Первый - это Светлана. Молодая девушка очень тяжело переживает разлуку с любимым, она печалится от того, что ее милый не дает о себе знать. Наверное, ее душу терзают сомнения: может, он забыл о ней, или с ним случилась беда. Но у нее сильная вера в Бога и его милосердие. Светлана молится и просит заступничества. Она верит, что все будет хорошо. И так и случилось.

Второй персонаж - это жених/мертвец. Он олицетворяет в себе и любовь, и чаянья, и тайные страхи. Он пытается полностью завладеть душой девушки, но не в силах победить чистую и невинную Светлану. Третьим персонажем можно считать метелицу. Снежная буря наводит тоску, сгущает краски, придает балладе драматичность.

Вместо послесловия

Очень трогательная баллада, которую написал Жуковский. «Светлана», краткое содержание которой уже читателю известно, близка по стилю к народному творчеству. В ней есть мудрость предыдущих поколений, предостережение, любовь и надежда, радость и горе. Красной нитью через все произведение проходит мысль: только сильная вера способна превратить все несчастья в страшный сон.

В балладе перед читателем предстает романтическая картина, наполненная фольклорными мотивами. Начинается произведение со святочных гаданий девушек. Рисуется образ верной и любящей героини – Светланы. Она удручена тем, что от ее жениха уже давно нет вестей. И она решатся на страшное гадание с зеркалом. Далее описывается жуткий сон девушки, в котором она видит мертвым своего возлюбленного. Но, завершает произведение счастливый конец. Проснувшись, девушка, еще под впечатлением увиденного во сне, садится у окна и, вдруг видит, что милый ее жив и здоров и едет к ней.

Таким развитием событий и неожиданно счастливой их развязкой автор хотел сказать, что терпение, вера и смирение вознаграждаются. В этом отражаются черты русского народа, уповающего на свою непоколебимою веру. Все страшное и плохое – это сон, который остается за незримым порогом, когда вера человека и чистота души и помыслов приводит его к победе над этим.

Пересказ

Накануне праздника Крещения собрались девушки, чтобы погадать на своего милого-суженого и узнать свою судьбу. Среди девушек находится и Светлана, но настроение у нее совсем не радостное. Подружки спрашивают, почему она так молчалива и задумчива. Светлана отвечает, что ее угнетает разлука с любимым женихом, который уже год находится где-то в дальних краях.

Девушка садится к столу с зеркалом и свечой, но в зеркале видит лишь темноту. Ей становится страшно от этой темноты и тишины, царящей вокруг. И вдруг Светлана слышит стук и видит в зеркале, что за ее спиной кто-то стоит. Девушка оглядывается и видит своего жениха, который протягивает к ней руки и приглашает поехать с ним в церковь для венчания.

Молодые люди выходят во двор, где их уже ждут сани с лошадьми. Вскоре они оказываются около церкви, где находится множество людей, а посреди зала стоит черный гроб. Не останавливаясь, сани продолжают свой путь. Потом на пути им встречается мирная хижина, и внезапно Светлана оказывается около нее одна, жених и кони пропали. На улице кружит метель, девушка перепугана и стучит в двери хижины. Двери отворяются, и Светлана заходит внутрь.

И здесь посреди избушки девушка видит гроб. Испуганная и измученная, она притаилась в углу. Постепенно вьюга стихла, откуда-то появился белый голубь и сел на грудь Светланы. Но вдруг она замечает, что мертвец в гробу шевелится и пытается встать. Покров с него спал, и девушка узнала в покойном своего милого жениха. Но голубь бросился на грудь мертвецу, и тот замер в своем гробу.

Внезапно Светлана просыпается и видит себя в своей горнице перед зеркалом. Девушка не знает, как понимать этот сон, что он предвещает. Вдруг она слышит звук колокольчика. К крыльцу подлетают сани, и Светлана видит, что из них выходит ее дорогой жених. Он приехал за своей невестой, чтобы отвезти ее в церковь для венчания.

Беда и смерть оказались страшным сном, пробуждение принесло радость и счастье. Автор призывает верить в Провидение, и тогда сам Создатель будет защитой человеку и все беды пройдут мимо него.

В самом начале произведения описываются народные гадания девушек крещенским вечером. И только одна из них, Светлана, невесела. Она удручена тем, что от ее жениха уж целый год, как нет никаких вестей. Девушка очень сильно кручинится из-за этого.

Подружки же ее, между тем, забавляются различными гаданиями: кидают башмак за ворота, насыпают зерно курице. Видя тоску Светланы, они спрашивают, почему она так грустна и предлагают присоединиться к их забавам. На что она отвечает им, что с ней случилось. Говорит она о своей тоске по милому, рассказывает о недоумении, почему же от него нет вестей. В душу девушки начали уже закрадываться подозрения, что он забыл о ней.

И вот, в итоге, Светлана решается на далеко не безобидное гадание с зеркалом при свечах. Оставшись ночной порой одна перед ним, девушка хочет узнать, какая судьба уготована ей и сулит ли она для нее встречу с милым.

Испытывая страх, девушка все же продолжает всматриваться с надеждой в зеркало. И тут ей начинает чудиться, будто кто-то хлопнул замком. А потом она ощутила чье-то присутствие за своей спиной и услышала голос. Обернувшись, Светлана видит своего долгожданного жениха перед собой, простирающего руки к ней. Он развевает все ее страхи и сомнения, словами о том, что молитвы ее услышаны и разлуки для них отныне не существует. И зовет девушку скорее ехать с ним в храм, где уже ждут их попы.

Вот, Светлана преступает порог, покидая дом вместе с полночным гостем. У ворот ждут их лошади, запряженные в сани. Герои едут вперед. Жених неожиданно делается молчаливым и мрачным. Светлану начинает это настораживать. В ответ на свой вопрос, почему же он стих, девушка получает лишь молчание. Жутко ей, но любовь и вера заставляют всему покориться и безропотно продолжать путь.

Еще страшнее становится девушке, когда они проезжают храм. Ветер, приоткрывший его дверь, показывает ей мрачную картину. Там собрался народ на панихиду по усопшему. Видит девушка там черный гроб и слышит слова священника, предающего покойника могиле.

А жених ее все молчит. Все так же он мрачен. Вот, виднеется хижина, занесенная снегом. Кони мчат молодых прямо к ней. В это время поднимается метель. Появляется ворон, своим зловещим карканьем предвещая недоброе. А жених все так же бледен и уныл. И тут, достигнув избы пропадают кони вместе с санями и женихом. Как будто и вовсе их не бывало. Остается Светлана совсем одна в безлюдном и совсем не знакомом ей месте.

Преодолевая жуткий страх, девушка решается постучаться в дверь хижины. И она распахивается перед ней. Картина, представшая взору девушки и здесь была жуткой. На столе стоял гроб, покрытый белым саваном. Успокаивает ее то, что имеются здесь иконы. Помолившись святым образам, Светлана робко и с боязнью забивается в уголок под ними. Влетает в хижину белый голубок. Он не оставляет девушку.

Вдруг, чудится Светлане звук. Это мертвец зашевелился в гробу. Приоткрывается саван и он восстает со своего упокоительного ложа, силясь разжать сцепленные на груди руки. Девушке виден весь его силуэт в полный рост, но лица пока еще она не разглядела. Тут на помощь приходит голубь. Он садится на грудь покойному, лишая его всей мощи. И, будучи не в силах уже ничем навредить девушке, мертвец грозно сверкает на нее очами, страшно скрежеча зубами. В этот миг Светлана узнает в нем своего возлюбленного.

И тут девушка просыпается. И где же? На том самом месте, где и уснула – за столом пред зеркалом, поведавшем ей такую страшную историю. Все это ночное путешествие оказалось всего лишь сном. Кажется ей теперь, что недобрым знаком было увиденное, что вещает оно ей недобрую судьбу.

«Раз в крещен-ский вечерок / Девушки гадали: / За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали». Гадали, чтобы узнать суже-ного, свою судьбу. Среди девушек только Свет-лана молча-лива и грустна, она не поёт, не гадает. Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Свет-лане пере-жи-вать разлуку с любимым.

Вот в свет-лице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора. Ровно в полночь в зеркале Свет-лана увидит своего милого, свою судьбу. С робо-стью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь. Свет-лана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги. Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: «Я за тобой, моя краса!» Огля-ну-лась — милый к ней протя-ги-вает руки: «Едем! Поп уж в церкви ждёт... / Хор венчальну песнь поёт.»

Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пуска-ются вскачь.

Они едут ночной степью, тусклая луна осве-щает их путь. Жених Свет-ланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появ-ля-ется храм, через открытые двери виден черный гроб — отпе-вают усоп-шего. Свет-лане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл. Подни-ма-ется метель, ворон вьется над санями и каркает: «Печаль!» Вдруг появ-ля-ется хижинка, зане-сенная снегом. Кони подле-тают к ней и... пропа-дают вместе с санями и женихом.

Остав-шись одна, Свет-лана реша-ется зайти в избушку. А в избушке — стол, накрытый белой скатертью, а на столе — гроб. Свет-лана падает на колени перед образом Спаси-теля и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы.

Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спус-ка-ется к Свет-лане, садится на грудь и обни-мает крыльями. Опять тишина. Но кажется Свет-лане, что мертвец поше-ве-лился. Так и есть — покры-вало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разо-мкнет свои окоче-невшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голу-бочек вспорхнул и сел на грудь мерт-веца. И тот, лишенный силы, заскре-жетал зубами, опять мерт-венно побледнел и замер в гробу.

«Глядь, Свет-лана... о творец! / Милый друг ее — мертвец! / Ах! ...и пробу-ди-лась.» Просну-лась Свет-лана в своей же свет-лице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поет, встречая новое утро. Но у Свет-ланы тяжело на душе от страш-ного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу. И видит: сани мчатся к дому, «Статный гость к крыльцу идёт... / Кто?... Жених Свет-ланы.»

Разве-ялся мрачный сон — жених приехал за Свет-ланой, чтобы вести ее к венцу.

Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несча-стье пока-жется лишь страшным сном. «О! не знай сих страшных снов / Ты, моя Свет-лана...»

(Баллада, 1808-1811) - Светлана - героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, «Людмила», на тему «образцовой» баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора», - возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. «Светлана» - попытка создания идеального национального характера, «русской души», какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души - чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее - в сентиментальном ключе - под девушку из народной песни или сказки. Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и - пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу. Образы и сюжет «Людмилы» («Леноры») переосмысливаются в «Светлане»: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением. Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению. Герои «страшных» баллад Жуковского - всегда «страдальческая сторона», они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои - жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В «Светлане» все наоборот: героиня невинна, «вещий сон» не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. - не балладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы - лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада «Светлана» заканчивается ранним утром, в то время как действие «Людмилы» - и «Леноры» - не выходит за пределы ночи.) С. - один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл «своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение». Имя Светлана стало литературным именем этой женщины - адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, И- И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе «Арзамас» самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском «крещении» имя оказалось пророческим: Жуковский был «Светланой не только именем, но и душою». Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил. А. С. Пушкин использовал «молчаливый и грустный» образ С. для характеристики своей героини Татьяны («Евгений Онегин», гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.