Критика произведения муму. Анализ рассказа "Муму" Тургенева И.С

На вопрос В чём главная мысль рассказа "Муму"? заданный автором Марина Радина-Дмитренко лучший ответ это Герасиму хозяйка приказывает уничтожить собаку, которая ей не нравится, но является самым дорогим существом для Герасима, и он собственноручно её убивает, и после этого уходит от хозяйки, и этим выражает протест против её диктата, и как бы обретает свободу, а почему не ушёл сразу вместе с собакой? зачем было её убивать, а потом уходить, где логика? логики нет, и Тургенев именно это и показывает, насколько в крови у этих крестьян было подчинение, приказали - надо сделать, как зомби, и ему даже в голову не приходит нарушить этот жестокий приказ.

Ответ от Hi-tech Hi-techevich [активный]
Мысль в том что Герасим отдаёт последнюю его радость из-за кокой-то барышни, как то так, не судите строго


Ответ от МИЛА [гуру]
А я её никогда понять не могла. Ни в школе, ни сейчас. "Маленький принц" поняла ещё в 8 лет, а вот Му-му понять не получается. Бесхарактерный мужик убивает самое дорогое существо в угоду какой то взбалмышной с. уки.


Ответ от Инна Добродеева [гуру]
Из-за самодурства барыни Герасиму пришлось утопить своего лучшего друга-лишить себя единственной радости в жизни.


Ответ от ПтичкаПевчая [активный]
Мне кажется этот рассказ можно трактовать по-разному.. С одной стороны тут ведется душевная борьба. Приобретение свободы путем избавления от своей привязанности и необходимость жертвовать самым дорогим. Но ведь любой человек свободен по сути. И смысл в том, как человек к этому приходит. В данном рассказе для осознания своей свободы герою пришлось избавляться от своего страха, а страх исчезает, когда терять становится нечего...


Ответ от Литта Ананская [новичек]
Спс


Ответ от Tenkorr [новичек]
А мне кажется что Тургенев в этом расказе повествует о своей матери дворянке, которая приказала утопить му-му! Тем самым обосновывая почему он большую часть жизни прожил заграницей и не мог найти с ней общий язык. В этом рассказе он на примере своей матери показал общий дух Русского дворянства, бескомпромисность, взбалмашность и эгоизм


Ответ от Polik Gerasimova [новичек]
Если вы не можете понять почему Герасим утопил Муму тогда я вам расскажу. Он ее утопил, потому что Герасим человек слово такой у него характер.


Ответ от Ёерёга Ширинкин [новичек]
Дурацкое произведения о эгоистичной маразматичной старухе и о трусливой и туповатой прислуге не какого высокого смысла это произведения не несет я бы вообще убрал его из школьной программы! Даже очень короткая и простая басня Крылова Свинья под дубом с точки зрения смысла в разы мощнее!


Ответ от Вввввва ваваа [новичек]
мне кажется но этот рассказ о жестокости людей хоть и Герасим утопил её он всё ещё добрый ведь это барыня зло она приказала убить собаку, а потом ещё говорила что не приказывала!


Ответ от Ирина Кабринская [новичек]
Герасим из-за барыни которая приказала утопить лучшего друга Герасима (собачку) только из-за того что собачка лаяла по ночам и так как Герасим не мог перечить барыне он утопил собачку в Москве реке и это был для Герасима это было горе и печаль.


Ответ от Мария Волосова [новичек]
А по-моему нигде не пишется, что барыня приказала убить или утопить Муму. Это Любовь Любимовна с Геврилой о чем-то поговорили. А то, что Герасим утопил Муму. Это наверное, его понимание жестов Гаврилы.


Ответ от PoDcKac4iK _ [новичек]




















Цок-цок - у него появилась она.
Цок-цок - был пацан и нет пацана.
Цок-цок - был своим в доску пацаном,
Но теперь твой бро под каблуком. Цок-цок.
Цок-цок - у него появилась она.
Цок-цок - был пацан и нет пацана.
Цок-цок - был своим в доску пацаном,
Но теперь твой бро под каблуком. Цок-цок.











Воу-воу, без обид, братан.



Припев:
Цок-цок - у него появилась она.
Цок-цок - был пацан и нет пацана.
Цок-цок - был своим в доску пацаном,
Но теперь твой бро под каблуком. Цок-цок.
Цок-цок - у него появилась она.
Цок-цок - был пацан и нет пацана.
Цок-цок - был своим в доску пацаном,
Но теперь твой бро под каблуком. Цок-цок.


Ответ от Бортникова елена [новичек]
Цок-цок - у него появилась она.
Цок-цок - был пацан и нет пацана.
Цок-цок - был своим в доску пацаном,
Но теперь твой бро под каблуком. Цок-цок.
Нашего героя зовут... Ну, допустим, Иван; -
Душа компании, везде свой в доску пацан.
Выручит в любую минуту, поможет везде.
Настоящий друг, а таким могут быть не только лишь все.
Ему позвони и скажи: "Тут проблемы, братан".
Вот одна нога здесь, а другая там. Вот такой пацан Иван.
Были мечты, цели, перспективы...
Однажды он встретил Таню - она была очень красивой.
Ваня с Таней встречаться стали.
Ваня все реже с пацанами и, даже забывать о них стал местами.
Теперь, когда Ванька зовешь на омутку,
Он начинает отнекиваться, а позже вообще перестал брать трубку.
Погрустнел Ванек, стал тощим, бледным до испуга.
Но говорил, что все хорошо, отводя глаза в левый нижний угол.
Погубила Таня Ваню за короткий срок.
Теперь Ваня под каблуком. Цок-цок.
Цок-цок - у него появилась она.
Цок-цок - был пацан и нет пацана.
Цок-цок - был своим в доску пацаном,
Но теперь твой бро под каблуком. Цок-цок.
Цок-цок - у него появилась она.
Цок-цок - был пацан и нет пацана.
Цок-цок - был своим в доску пацаном,
Но теперь твой бро под каблуком. Цок-цок.
Танюша требует к себе кучу внимания.
Танюша любительница ежедневных свиданий.
Иван готов выполнить любое желание,
Но нету времени увидеться с друзьями.
Тратит все бабло: новое платье, а после в кино.
Затем, ты купишь шубу, путевку, авто.
Зачем оно надо тебе, братан, оглянись, вокруг баб полно.
А Таня - та еще *ука. Имеет сотни подруг и лучшего друга.
И всей этой кучей отдыхают в клубах.
Горы немытой посуды, срач повсюду.
В инете проводит сутки, на цитаты пуская слюни.
Воу-воу, без обид, братан.
По-моему, она того не стоит, пора бы расправить крылья.
Ее не слушай - принимай решения сам.
Либо забей, либо в руки веревку и мыло.
Припев:
Цок-цок - у него появилась она.
Цок-цок - был пацан и нет пацана.
Цок-цок - был своим в доску пацаном,
Но теперь твой бро под каблуком. Цок-цок.
Цок-цок - у него появилась она.
Цок-цок - был пацан и нет пацана.
Цок-цок - был своим в доску пацаном,
Но теперь твой бро под каблуком. Цок-цок.


Ответ от Бавшенкова Нина [новичек]
Герасим утопил Муму, но ушёл от барыни тем самым показал протест к крепостного права.


Ответ от Liana Seni [новичек]
Несправедливость человечества


Ответ от Ўлия Круглова [новичек]
Герасиму хозяйка приказывает убить собаку, но для Герасима собака самое ценное существо. Вскоре Герасим все таки решает убить собаку и этот момент лешил его радости во всей его жизни.


Ответ от Низ-нам Ширинов [новичек]
Герасим доказали свою независимость!!Он много лет служил барышне и подчинялся ей во всем, выполнял все её прихоти! Он полюбил собаку которая была так ему дорога! И барышня решила лешить его того единственного существа которое его любит и которое любит он!!Она сказал утопить её ! Все спрашивают зачем Герасим утопил Муму если он мог уйти с ней в свою деревню? Да затем что бы доказать свою независимость!!Он утопил свою любящую его душу и это было последнее ее приказание которое он выполнил! Тоесть доказал что он никому не принадлежит и ушёл в деревню! Надеюсь чем-то помогла...простите что со знаками восклицания просто плакала год назад под этот рассказ, и до сих пор помню его мысль и никогда не забуду!


Ответ от Ислам Эрмеков [новичек]
главная мысль сказки муму показать что у каждого человека есть право на свой голос


Ответ от Ђигр Тихомирова [активный]
Герасим показал свою независимость


Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Гера-сим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворец-кий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодичес-кие персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.

Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму ос-калила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.

В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описы-вается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.

Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано унич-тожить.

Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненаст-ный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».

Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добро-той дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.

«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправ-ная.

Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.

Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из дерев-ни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «креп-ко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он вы-полнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-ни-будь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обя-занности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стук-нул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек боль-шой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.

Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безот-ветной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей си-лой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Материал с сайта Барыня велела истребить последнюю отраду крепост-ного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внима-ние символический смысл немоты Герасима. Ничего не может ска-зать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего просто-го русского народа.

План

  1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы.
  2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.
  3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими.
  4. Любовь Герасима к Татьяне.
  5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
  6. Герасим находит Муму.
  7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней.
  8. Встреча Муму и барыни.
  9. Барыня требует уничтожить собаку.
  10. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
  11. Сразу после гибели Муму он в знак протеста уходит из города в родную деревню.

Всем известно, что сюжет "Муму" имеет реальный источник: эта история произошла в лутовиновском имении, герои, Герасим и Капитон, не придуманы. В барыне сразу узнавалась Варвара Петровна Лутовинова, которая так утонченно умела мучить своих крепостных. Однако смысл рассказываемого в "Муму" значительно превосходит и содержание фабулы произведения, и саму лутовиновскую историю о дворнике Андрее и его собаке.

Тургеневский рассказ сразу же был воспринят как антикрепостнический. Критика писала, что хотя сюжет его "незначителен", но он производит сильное, потрясающее впечатление.

Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что в рассказе присутствует более широкое проблемное иоле, нежели сфера чисто социального конфликта эпохи крепостничества. В частности, С. Бровер связывает образ Герасима с персонажами христианской мифологии и русского фольклора. Кстати заметить, еще Ив. Аксаков, размышляя о Герасиме, писал, что у Тургенева в характере героя "слышится... присутствие другой, глубокой мысли, лежащей за рамками произведения и не исчерпываемой произведением".

Каким впервые предстает перед читателем Герасим? Он силен и высок. В вершке 4,45 сантиметра. Но когда в русской народной речи говорят о росте в вершках, то прибавляют их к 2-м аршинам (аршин — 71,1 см). Следовательно, рост Герасима получается равным 1,95 м, что, конечно, удивительно, но все-таки реально возможно.

Использование Тургеневым в исчислении роста героя оборота простонародной речи вполне органично. Его Герасим — крестьянин, пахарь. О нем уместно говорить народным языком. Уместно также и авторское изображение героя-пахаря великаном двухметрового роста. Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда, а с ним и образа земледельца.

Прежде его огромные ладони" налегали" на соху, сильные руки держали косу, которой он сокрушительно "орудовал, и трехаршинный цеп". Теперь и его руках метла и лопата, символ скучной прозы городской цивилизации (С. Бровер).

Для Герасима, взявшего в руки метлу и лопату, скука действительно становится неотступным спутником, так как занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово.

Скучна ему новая должность еще и потому, что все сопряженное с ней — это навязанный труд, вмененный в обязанность. Тогда как тяжкие крестьянские работы, органичные рожденному для земли (потому и дана Герасиму-пахарю богатырская сила), доставляют ему истинную радость.

Это был вечный ("неистомный") радостный труд под открытым небом, на огромной земле. Ничто не стесняло движений пахаря (никаких тулупов и кафтанов!) и он по-богатырски "взрезывал" сохой огромные ломти земли, пахнущие разнотравьем, размашисто косил, "безостановочно" молотил.

В городе же Герасим обречен на монотонные и не отвечающие его представлениям о труде занятия (оттого и скука!): двор содержать в чистоте", "два раза в день привезти бочку с водой", "натаскать и наколоть дров для кухни и дома", "чужих не пускать и по ночам караулить".

Следует подчеркнуть, что в замкнутом пространстве городской жизни героя преобладает исключительная заданность движений (туда — обратно), в то время как природный цикл (весна-лето-осень) не делает крестьянскую жизнь монотонной. Это особенно подтверждает одухотворенность занятий Герасима.

Барыня — капризное, самодурствующее существо. Но вместе с тем она необыкновенно жалка, хотя бы потому, что не может повлиять на многое из происходящего в своем доме, например, урезонить пьяницу Капитона. Гаврила с ключницей нещадно обкрадывают ее, дворня барыни лжива и ленива. И власть-то ее проявляется исключительно в капризах и жалких причудах, но которые тем не менее коверкают судьбы людей.

Наделенное властью, жалкое существо способно навязывать собственную волю другим: обречь девушку па беспросветную жизнь с пьяницей, превратить великана, богатыря в дворника, а челядь в толпу холопов (можно красть у хозяина, но по-прежнему оставаться его рабом)...

Чужая воля делает человека не только бесправным. Будучи противоестественным человеческой природе началом, она способна деформировать качества его души.

Теснота, замкнутость Герасимова нового житья сталкивают его, всегда отчужденного несчастьем своим от сообщества людей, лицом к лицу с теми, кого называют челядью в барском доме.

И все же почему Герасим самое замечательное лицо в дворовом окружении барыни? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо составить "коллективный портрет" челяди старой барыни.

Все, кто был знаком с В. П. Лутовиновой и ее имением в Спасском, могли подтвердить документальную основу картины дворовой жизни в рассказе "Муму". Подобно матери писателя (дворни в Спасском было до нескольких десятков семейств), прислугу старая барыня держала "многочисленную": прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, шорник, горничные, башмачник, домашний лекарь госпожи, "беспрестанно подносивший барыне лавровишневые капли" (эти капли были в ходу и у домашнего доктора Варвары Петровны).

Что же касается атмосферы в доме старой барыни, то здесь, как и в Спасском, все трепетало, двигалось, суетилось, лукавило, ловило знаки одобрения или гнева. И, право, было от чего. Как и Варвара Петровна, старая барыня любила испытывать челядь на преданность и покорность, разыгрывая при этом целое театральное представление: Герасим — труженик; именно труд составляет содержание его жизни и в деревне, и в городе. Челядь же изображена Тургеневым праздной. В рассказе домашние слуги никогда не показываются работающими; они пьют, спят, сплетничают, болтаются по двору, следят за Герасимом и только. В этом отношении нагляден образ дворового Брошки, вообще без определенного рода занятий. У барыни он считался садовником. Однако примечательна реплика дворецкого Гаврилы, когда он поручает Брошке сторожить вход в каморку Герасима:" ...Что тебе делать? Возьми палку да сиди тут..." — подтверждающая абсолютное бездействие этого слуги при дворе барыни. Единственное исключение из заведенного дворней правила пребывать в праздности — Татьяна, которая работала за двоих. Не будет лишним подчеркнуть, что и в этом она родственная душа Герасиму (в деревне тот трудился за четверых и в городе усердно исполнял... свою обязанность).

Знаменателен и тот факт, что даже мастеровые люди из числа господской дворни являются либо пьяницами (как башмачник Капитон Климов), либо не умеющими делать свое дело, как, например, домашний лекарь Харитон.

Но, конечно, особенно выделялся из числа дворовых пьяница-башмачник Капитон, почитавший себя существом "обиженным и не оцененным по достоинству". Сколько чванства и спеси несет в себе этот человек! Чего стоит только его передергивание плечиками и жалобы на жизнь в Москве — в каком-то захолустье! Вместе с тем мы видим перед собой, как говорит дворецкий Гаврила, "забубенного человека!", разгульного, беззаботного, в потасканном и оборванном сюртуке, в "заплатанных панталонах" , и, самое впечатляющее, в дырявых сапогах. Воистину сапожник без сапог, кстати сказать, отчаянно жалующийся на то, что живет без дела.

Но чем безукоризненно владеет челядь, так это умением попадать в такт с настроением хозяйки. Показательно поведение приживалки, теряющейся в догадках относительно реакции барыни на впервые увиденную ею Муму. Но апогей угодничества дворни приходится на события, развернувшиеся вокруг Муму и ее хозяина.

Совершенно потрясает сцена, в которой показано, с какой фантастической скоростью усердные слуги передают по цепочке известие о ночном лае собаки Герасима и соответственно страданиях барыни. В картине же решительного натиска на Герасимово убежище Тургенев изображает такой прилив холопского усердия, что многое в поведении челяди с трудом поддается разумному осмыслению.

В произведении есть несколько сцен, которые вызывают откровенное недоумение и даже смех. Например, если возможно объяснить, почему на каморку Герасима наступает целая толпа людей (лакеи и повара под предводительством дворецкого Гаврилы), то совершенно непонятно, отчего дворецкий в ходе этого броска придерживал картуз, хотя ветра не было? Разве только представить наступление на Герасимово убежище до такой степени стремительным, что у его участников на бегу даже шапки срывало.

Или почему, стоя под дверями каморки Герасима, Гаврила крикнул: "Отвори... Говорят, отвори!"? Должно быть, от чрезмерного усердия даже забыл о глухоте дворника. Непонятно также, почему, когда дверь каморки быстро распахнулась и вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы, Гаврила, стоявший, как известно, под самой дверью Герасима, оказался прежде всех на земле?

Вообще со стороны весь этот решительный натиск на каморку Герасима напоминает наступление полчищ лилипутов на спящего Гулливера. Но если свифтовский герой, принимая законы страны Лилипутов и ее обитателей, внутренне уподобляется им, по сути, становится таким же лилипутом, то Герасим Тургенева был и остается Человеком-Горой. С силой распахнув двери своей каморки и тем самым заставив челядь скатиться по лестнице вниз, он, великан, продолжал стоять наверху и смотрел с усмешкой на возню этих людишек.

Великан и людишки — таков итог размышлений Тургенева о богатыре-пахаре и чужих людях, среди которых он оказался по господской воле.

Особо следует подчеркнуть, что если для автора Герасим — богатырь, могучий человек, то у окружения барыни он ассоциируется с нечистым ("этому, прости Господи, лешему", "черта этакого", "кикимора лесная")..

В мире людишек Герасим попадает в разряд отверженных, изгоев. Следуя сформированной обществом морали, "людишки" во все времена отказывались принимать не таких, как они. Они постоянно шпионят за "великанами". Вот и в Муму дворня следит за Герасимом ("Из-за всех углов, из-под штор за окнами глядели на него"; "Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника"; "Антипка подсматривал сквозь щелку за Герасимом").

Но самое главное даже не это, а равнодушие большинства дворовых к страданиям Герасима. Когда он пытается отыскать украденную Степаном Муму, те, кто знали, лишь подсмеивались ему в ответ...! Все это так напоминает сцену из сказки Пушкина о семи богатырях, в которой королевич Елисей в поисках своей невесты идет к людям. "Но кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется...". И тогда Елисей обращается к силам природы — ветру, месяцу, солнцу...

И разве не похожа на описанную Тургеневым дружбу одинокого человека с собакой история Ивана Ивановича (Г. Троепольский. "Белый Бим, Черное Ухо"), чье одиночество тоже разделил пес, а не люди. Но Тургенев показывает попытки героя стать частью того мира, в который он был насильно ввергнут. Для этого писателю понадобилась история Татьяны в рассказе "Муму".

Настоящая статья посвящена творчеству И.С. Тургенева. В ней будут тщательно проанализированы мотивы поведения главного героя рассказа «Муму» - дворника Герасима. Наверное, тех, кто читал, но не обладал достаточной психологической проницательностью, со школы мучил вопрос о том, почему Герасим утопил Муму. В ходе «расследования» ответ на него будет дан.

Личность Герасима

Могучий немой Герасим был выкорчеван из родной избушки в деревне и пересажен в чуждую для себя городскую почву Москвы. Росту он был под два метра. В нем было с избытком природной мощи. Его присмотрела себе одна московская барыня и велела перевезти из деревни в свой дом. Определила она его дворником, ибо работником он был знатным.

Как бы ни казалась эта информация читателю далекой от ответа на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, она очень важна и имеет к нему непосредственное отношение. Это фундамент для понимания внутреннего мира героя.

Любовный треугольник: Герасим, Татьяна и Капитон

У барыни служила одна простая девушка - Татьяна (она трудилась прачкой). Молодая женщина приглянулась Герасиму, хотя и другие слуги, и сама хозяйка понимали, что такой брак вряд ли возможен по понятным причинам. Тем не менее Герасим нежно лелеял внутри себя робкую надежду, во-первых, на взаимность, а во-вторых, на то, что барыня даст согласие на брак.

Но, к сожалению, надеждам главного героя не суждено было сбыться. Вздорная и эгоцентричная барыня решила по-своему: отбившийся от рук башмачник-пьяница барским соизволением был назначен в мужья Татьяне. Он-то сам не против, но боялся реакции Герасима на сие известие. Тогда барская челядь пошла на хитрость: зная, что немой дворник не выносит пьяниц, слуги заставили Татьяну пройти перед Герасимом пьяной. Трюк удался - дворник сам толкнул свою зазнобу в объятия Капитона. Правда, эксперимент барыни ничем хорошим не закончился. Ее башмачник спился даже в руках трудолюбивой и, можно сказать, кроткой до рабства прачки. Дни несчастливой пары текли безрадостно в глухой деревне.

Любовный треугольник важен в контексте ответа на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, так как он раскрывает «химию» будущей привязанности дворника к своей собаке.

Герасим и Муму

Когда Герасим страдал от нерастраченной любви, он нашел собачку. Ей было всего три недели от роду. Дворник спас песика из воды, принес его в свою каморку, организовал собаке (оказывается, это девочка) там лежбище, поил ее молоком.

Другими словами, теперь невостребованная женщиной любовь простого русского немого мужика полностью вкладывается в нежданно появившееся в его жизни существо. Нарекает он собаку Муму.

Финал рассказа

Проблемы у главного героя возникли тогда, когда барыня, до того не видевшая собаку, вдруг обнаружила ее. Муму прожила у Герасима как у Христа за пазухой уже больше года. Хозяйка была в восторге от собачки. Она попросила немедленно принести ее в барские покои. Когда собака была доставлена, то в незнакомой обстановке она вела себя настороженно и агрессивно. Хозяйское молоко пить не стала, а на барыню принялась лаять.

Конечно, госпожа не смогла вынести такого отношения и приказала собаку удалить из ее владений. Так и сделали. Герасим ее искал-искал, но так и не нашел. Но Муму вернулась к хозяину в один прекрасный день с перегрызенным поводком вокруг шеи. Герасим понял, что собака не сама убежала от него, и принялся ее прятать от посторонних глаз в своей каморке, а выводил на улицу он ее только ночью. Но в одну такую прогулочную ночь у забора хозяйской усадьбы прилег пьяный. Муму не любила пьяниц, как и ее хозяин, и стала надрывно и визгливо лаять на выпивоху. Она перебудила весь дом, в то числе и барыню.

В итоге от собаки было приказано избавиться. Слуги поняли это слишком буквально и решили Муму лишить жизни. Герасим же вызвался переселить свою любимую питомицу в лучший мир собственноручно. Затем, не выдержав душевных мук, дворник возвратился (на самом деле сбежал) к себе на родную землю - в деревню, снова став обычным мужиком. Сначала его искали, а когда нашли, барыня сказала, что «такой неблагодарный работник ей и даром не нужен».

Таким образом, если кто-то (скорее всего, школьник) задумает писать сочинение «Почему Герасим утопил Муму», ему следует дать ответ на этот вопрос в контексте всей истории, чтобы повествование автора приобрело глубину и насыщенность.

Мораль истории

Тургенев специально рисует Герасима таким могучим, чтобы на контрасте показать вместе с тем его духовную нерешительность и робость, можно сказать, рабство. Дворник утопил свою собаку не потому, что пожалел ее: вообразил, как она будет без него слоняться по чужим дворам в поисках еды. Он ее убил, так как не смог противостоять барскому наказу и давлению других слуг. И когда читатель понимает всю суть внутреннего мира Герасима, его шокируют две вещи: мастерство писателя и глубокая трагичность повествования. Герасиму ведь никто не мешал сбежать вместе с собакой, вообще, так сказать, подготовить побег заранее, когда он понял, что дело плохо. Но он не сделал этого, а все из-за холопской психологии.

Таким образом, на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, ответы не предполагают разнообразия. Ключ к пониманию произведения И.С. Тургенева - в рабской психологии русского человека, которую классик виртуозно воплотил в образе бессловесного дворника.

Настоящая статья посвящена творчеству И.С. Тургенева. В ней будут тщательно проанализированы мотивы поведения главного героя рассказа «Муму» - дворника Герасима. Наверное, тех, кто читал, но не обладал достаточной психологической проницательностью, со школы мучил вопрос о том, почему Герасим утопил Муму. В ходе «расследования» ответ на него будет дан.

Личность Герасима

Могучий немой Герасим был выкорчеван из родной избушки в деревне и пересажен в чуждую для себя городскую почву Москвы. Росту он был под два метра. В нем было с избытком природной мощи. Его присмотрела себе одна московская барыня и велела перевезти из деревни в свой дом. Определила она его дворником, ибо работником он был знатным.

Как бы ни казалась эта информация читателю далекой от ответа на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, она очень важна и имеет к нему непосредственное отношение. Это фундамент для понимания внутреннего мира героя.

Любовный треугольник: Герасим, Татьяна и Капитон

У барыни служила одна простая девушка - Татьяна (она трудилась прачкой). Молодая женщина приглянулась Герасиму, хотя и другие слуги, и сама хозяйка понимали, что такой брак вряд ли возможен по понятным причинам. Тем не менее Герасим нежно лелеял внутри себя робкую надежду, во-первых, на взаимность, а во-вторых, на то, что барыня даст согласие на брак.

Но, к сожалению, надеждам главного героя не суждено было сбыться. Вздорная и эгоцентричная барыня решила по-своему: отбившийся от рук башмачник-пьяница барским соизволением был назначен в мужья Татьяне. Он-то сам не против, но боялся реакции Герасима на сие известие. Тогда барская челядь пошла на хитрость: зная, что немой дворник не выносит пьяниц, слуги заставили Татьяну пройти перед Герасимом пьяной. Трюк удался - дворник сам толкнул свою зазнобу в объятия Капитона. Правда, эксперимент барыни ничем хорошим не закончился. Ее башмачник спился даже в руках трудолюбивой и, можно сказать, кроткой до рабства прачки. Дни несчастливой пары текли безрадостно в глухой деревне.

Любовный треугольник важен в контексте ответа на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, так как он раскрывает «химию» будущей привязанности дворника к своей собаке.

Герасим и Муму

Когда Герасим страдал от нерастраченной любви, он нашел собачку. Ей было всего три недели от роду. Дворник спас песика из воды, принес его в свою каморку, организовал собаке (оказывается, это девочка) там лежбище, поил ее молоком.

Другими словами, теперь невостребованная женщиной любовь простого русского немого мужика полностью вкладывается в нежданно появившееся в его жизни существо. Нарекает он собаку Муму.

Финал рассказа

Проблемы у главного героя возникли тогда, когда барыня, до того не видевшая собаку, вдруг обнаружила ее. Муму прожила у Герасима как у Христа за пазухой уже больше года. Хозяйка была в восторге от собачки. Она попросила немедленно принести ее в барские покои. Когда собака была доставлена, то в незнакомой обстановке она вела себя настороженно и агрессивно. Хозяйское молоко пить не стала, а на барыню принялась лаять.

Конечно, госпожа не смогла вынести такого отношения и приказала собаку удалить из ее владений. Так и сделали. Герасим ее искал-искал, но так и не нашел. Но Муму вернулась к хозяину в один прекрасный день с перегрызенным поводком вокруг шеи. Герасим понял, что собака не сама убежала от него, и принялся ее прятать от посторонних глаз в своей каморке, а выводил на улицу он ее только ночью. Но в одну такую прогулочную ночь у забора хозяйской усадьбы прилег пьяный. Муму не любила пьяниц, как и ее хозяин, и стала надрывно и визгливо лаять на выпивоху. Она перебудила весь дом, в то числе и барыню.

В итоге от собаки было приказано избавиться. Слуги поняли это слишком буквально и решили Муму лишить жизни. Герасим же вызвался переселить свою любимую питомицу в лучший мир собственноручно. Затем, не выдержав душевных мук, дворник возвратился (на самом деле сбежал) к себе на родную землю - в деревню, снова став обычным мужиком. Сначала его искали, а когда нашли, барыня сказала, что «такой неблагодарный работник ей и даром не нужен».

Таким образом, если кто-то (скорее всего, школьник) задумает писать сочинение «Почему Герасим утопил Муму», ему следует дать ответ на этот вопрос в контексте всей истории, чтобы повествование автора приобрело глубину и насыщенность.

Мораль истории

Тургенев специально рисует Герасима таким могучим, чтобы на контрасте показать вместе с тем его духовную нерешительность и робость, можно сказать, рабство. Дворник утопил свою собаку не потому, что пожалел ее: вообразил, как она будет без него слоняться по чужим дворам в поисках еды. Он ее убил, так как не смог противостоять барскому наказу и давлению других слуг. И когда читатель понимает всю суть внутреннего мира Герасима, его шокируют две вещи: мастерство писателя и глубокая трагичность повествования. Герасиму ведь никто не мешал сбежать вместе с собакой, вообще, так сказать, подготовить побег заранее, когда он понял, что дело плохо. Но он не сделал этого, а все из-за холопской психологии.

Таким образом, на вопрос о том, почему Герасим утопил Муму, ответы не предполагают разнообразия. Ключ к пониманию произведения И.С. Тургенева - в рабской психологии русского человека, которую классик виртуозно воплотил в образе бессловесного дворника.