Кто такой гремлин. Кто такие гремлины и как они появились? Гремлины - враги или помощники

Гремлин — мифическое существо, которое можно назвать одним из самых молодых среди многих иных мифических существ. Гремлинов женского рода называют «фифинеллами».

Поверья в это загадочное существо, которое вредит технике , впервые появилось в 1940 году. О гремлинах стали поговаривать английские лётчики во время Битвы за Британию во Второй мировой войне. Загадочные поломки техники, когда полностью исправные самолёты начинают выходить из строя, назвали проделками гремлинов или «эффектом гремлина». Лётчики, которые встречались со странными поломками, которые никаким другим объяснением, кроме как мистическим, объяснить не получалось, списывали всё на существ, которые вредят людям.

Первое официальное упоминание о гремлинах было сделано в газете Королевских Вооружённых Сил «Royal Air Force Journal» 18 апреля 1942 года. Позже также появились предположения, что поверье в гремлинов появилось гораздо раньше, и зародилось в среде английских пилотов, воевавших на Ближнем Востоке.

Вскоре после этого на счёт гремлинов, которые ненавидят всю технику, созданную людьми, стали списывать все загадочные поломки, причём не только самолётов, но также автомобилей, кораблей и так далее. Больше того, кто-то в шуточной, а кто-то и в серьёзной манере, списывает на гремлинов поломки даже велосипедов, космических кораблей, телефонов, компьютеров и так далее.

Гремлины стали популярными в современном искусстве и культуре. Мифические существа являются героями многих романов, фильмов, мультфильмов и компьютерных игр.

Технический прогресс человечества развивался довольно быстро. Порой, люди, работающие с техникой даже не понимали принципов её работы. Поэтому люди и не могли понять причины поломок или нештатных режимов работы тех или иных механизмов. Человек начал считать, что практически все поломки техники связаны с тем, что её облюбовали пакостники гремлины, которые просто обожают выводить из строя мельчайшие детали механизмов. Но на самом деле техническая неграмотность человека, эксплуатировавшего механизм является причиной поломки в 90% случаев. А вот остальные 10% действительно приходится на гремлинов.

Гремлины нередко изображаются, как уменьшенные миниатюры людей, словно нарисованных художником, специализирующемся на шаржах. Преувеличенные черта лица - огромные носы или уши, здоровые глаза, непропорциональные тела - всё это отличительные признаки гремлинов. Их физические габариты очень миниатюрны - гремлины редко превышают размеры человеческого мизинца. А в одежде они предпочитают промасленные комбинезоны, как у авиационных техников или фартуки, как у кузнецов.

Гремлины существа очень малого размера, но одной из их главных способностей является умение уменьшать себя еще больше. Гремлин способен проникнуть даже в механизм ручных часов и заклинить своим бездыханным телом шестерню. Даже самый внимательный человек с микроскопом может принять гремлина за пылинку - настолько маленькими они умеют становится.

Второй особенностью гремлинов можно отметить их аналитический склад ума. Изучая механизм изнутри они способны обнаружить ту единственную деталь некорректное функционирование которой способно привести к полному разрушению механизма. И иногда гремлины, желая людям зла, делают так, чтобы обрушение механизма произошло не сегодня, а через строго определённое время.

Глупые или умные гремлины?

Не смотря на прекрасные способности к анализу механизмов гремлинов можно считать весьма глупыми существами. Только гремлину придёт в голову заклинить механизм собственным телом или телом себе подобного. Только гремлин может пытаться испортить шестерню в тот момент, когда зубец должен соприкоснуться с другим зубцом или резать провода, которые замкнутся на нём. Возможно им не хватает внимательности, возможно интеллекта, а может быть просто их желание пакостить сильнее инстинкта самосохранения - доподлинно не известно.

Можно смело сказать, что упоминания о гремлинах имеют одни из наиболее свежих дат. В доказательство этого неоднократно приводится рапорты авиационных механиков ВВС США (Первая Мировая Война) и танковых механиков Германии (Вторая мировая война), в которых неоднократно упоминается, что причиной поломки техники служило вмешательство сверхъестественных сил и отдельных существ. Нередко, конечно, за такими рапортами скрывалось халатное выполнение обязанностей, но бывали и случаи, когда поломки действительно происходили по вине гремлинов.

В целом к людям гремлины относятся очень недружелюбно. Их основным родом деятельности можно назвать порчу механизмов, а это в свою очередь нередко приводило к людским жертвам. Но можно ли так считать на самом деле? Возможно гремлины портят механизмы не потому что ненавидят людей, а просто потому что завидуют или просто хотят научиться создавать что-нибудь подобное. Наверняка сказать нельзя, если не поймать гремлина и не выпытать у него такую тайну. Но как поймать то, что может быть меньше пылинки и скрывается в любом механизме, который создал человек.

Первой публикацией о «феномене» гремлинов был рассказ в журнале «Royal Air Force Journal» от 18 апреля 1942 года .

Гремлины известны как ненавистники техники. Со Второй мировой войны все неполадки в технике, начиная с велосипедов и кончая космическими кораблями, приписывают гремлинам. Они ненавидят её и всячески вредят людям, которые ею пользуются. Предположительно, гремлины напрямую сотрудничали с Гитлером.

Фильмы

Кошмар на высоте 20 тысяч футов

Эпизод сериала «Сумеречная зона », повествующий о человеке по имени Боб Уилсон (Уильям Шатнер), страдающем страхом полётов, который следует самолётом вместе со своей женой, только что выписавшись из психиатрической клиники, где он лечился на протяжении шести месяцев от своей фобии. На крыле самолёта он замечает косматую страшную фигуру, которая приближается к мотору, а затем начинает его ломать. По иронии, когда кто-либо другой, кроме Боба, смотрит в иллюминатор, существо исчезает, сносимое ветром или же отлетающее в сторону. Боб считает, что видит гремлина, и пытается выбить иллюминатор, чтобы застрелить чудовище украденным у одного из пассажиров револьвером. Когда же самолёт сажают на землю, техники с удивлением обнаруживают, что обшивка крыла и двигатель изодраны в клочья и залиты чьей-то кровью. Эпизод также был неоднократно спародирован в мультипликации и кинематографе («Симпсоны », «Футурама », «Робоцып », «Джонни Браво », «Эйс Вентура: Когда зовёт природа » и т. д.).

Гремлины в массовой культуре

  • Гремлинам посвящён рассказ Харлана Эллисона «Вместе с маленьким народцем».
  • Гремлины упоминаются в книге Александра Больных «Руки вверх, мистер гремлин!».
  • Гремлины являются НАТОвской нечистой силой в романе супругов Лукиных «Алая аура протопарторга» (и возможно, в других романах).
  • Гремлины присутствуют в серии игр Heroes of Might and Magic , где, напротив, чинят технику.
  • В романе «Дневной дозор» Сергея Лукьяненко ведьма Алиса использует заклинание «гремлин» на двигателе автомобиля, чтобы тот вскоре «внезапно» сломался.
  • В мультипликационном фильме Русская рапсодия «гремлины из Кремля» побеждают Гитлера.
  • Гремлины женского пола называются «фифинеллами». Фифинелла являлась эмблемой и талисманом организации женщин-пилотов WASP (Women Airforce Service Pilots).
  • Гремлин - лирический герой, отождествляемый с автором, в треке русскоязычного рэп-исполнителя Oxxxymiron "Песенка Гремлина".

Напишите отзыв о статье "Гремлин"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гремлин

– Я уже попробовала, но почему-то не получается... – так же шёпотом ответила малышка.
И сразу же прямо перед нами загорелся малюсенький огонёк.
– Это всё, что я здесь могу. – Огорчённо вздохнула девчушка
При таком тусклом, скупом освещении она выглядела очень усталой и как бы повзрослевшей. Я всё время забывала, что этому изумительному чудо-ребёнку было всего-то ничего – пять лет!.. Наверное, её такой временами серьёзный, недетский разговор или её взрослое отношение к жизни, или всё это вместе взятое, заставляло забывать, что в реальности она ещё совсем малюсенькая девочка, которой в данный момент должно было быть до ужаса страшно. Но она мужественно всё переносила, и даже ещё собиралась воевать...
– Смотри, кто это здесь? – прошептала малышка.
И вглядевшись в темноту, я увидела странные «полочки», на которых, как в сушилке, лежали люди.
– Мама?.. Это ты, мама??? – тихонько прошептал удивлённый тоненький голосок. – Как же ты нас нашла?
Я сначала не поняла, что ребёнок обращался ко мне. Начисто позабыв, для чего мы сюда пришли, я только тогда поняла, что спрашивают именно меня, когда Стелла сильно толкнула меня кулачком в бок.
– А мы же не знаем, как их зовут!.. – прошептала я.
– Лия, а ты что здесь делаешь? – прозвучал уже мужской голос.
– Тебя ищу, папочка. – Голоском Лии мысленно ответила Стелла.
– А как вы сюда попали? – спросила я.
– Наверняка, так же, как и вы... – был тихий ответ. – Мы гуляли по берегу озера, и не видели, что там был какой-то «провал»... Вот мы туда и провалились. А там ждал вот этот зверь... Что же будем делать?
– Уходить. – Постаралась ответить как можно спокойнее я.
– А остальных? Ты хочешь их всех оставить?!. – прошептала Стелла.
– Нет, конечно же, не хочу! Но как ты собираешься их отсюда забирать?..
Тут открылся какой-то странный, круглый лаз и вязкий, красный свет ослепил глаза. Голову сдавило клещами и смертельно захотелось спать...
– Держись! Только не спи! – крикнула Стелла. И я поняла, что это пошло на нас какое-то сильное действие, Видимо, этому жуткому существу мы нужны были совершенно безвольными, чтобы он свободно мог совершать какой то свой «ритуал».
– Ничего мы не сможем... – сама себе бурчала Стелла. – Ну, почему же не получается?..
И я подумала, что она абсолютно права. Мы обе были всего лишь детьми, которые, не подумав, пустились в очень опасные для жизни путешествия, и теперь не знали, как из этого всего выбраться.
Вдруг Стелла сняла наши наложенные «образы» и мы опять стали сами собой.
– Ой, а где же мама? Ты кто?... Что ты сделала с мамой?! – возмущённо прошипел мальчик. – А ну немедленно верни её обратно!
Мне очень понравился его бойцовский дух, имея в виду всю безнадёжность нашей ситуации.
– Дело в том, что здесь не было твоей мамы, – тихо прошептала Стелла. – Мы встретили твою маму там, откуда вы «провалились» сюда. Они за вас очень переживают, потому что не могут вас найти, вот мы и предложили помочь. Но, как видишь, мы оказались недостаточно осторожными, и вляпались в ту же самую жуткую ситуацию... Длительность Бюджет Сборы Страна

США США

Язык Год Выход фильма «Гремлины» (оригинальное название - Gremlins) К:Фильмы 1984 года

Слоганы

  • «We Are Back!» (рус. "Мы вернулись!")
  • «The Gremlins Are Coming!» (рус. "Гремлины идут!)
  • «They didn’t obey the rules!» (рус. "Они не подчиняются правилам!")
  • «What you see… isn’t always what you get!» (рус. "То, что вы видите... не всегда то, что вы получаете!")
  • «Cute. Clever. Mischievous. Intelligent. Dangerous.» (рус. "Милые. Послушные. Озорные. Умные. Опасные")
  • «Cute. Clever. Mischievous. Intelligent. Dangerous. We’re Here!» (рус. "Милые. Послушные. Озорные. Умные. Опасные. [Всё предыдущее зачёркнуто] Мы здесь!")
  • «Don’t get him wet, keep him out of bright light, and never feed him after midnight.» (рус. "Не мочить водой, держать подальше от яркого света, и никогда не кормить после полуночи.")

Сюжет

Гремлин - мифическое существо из британского фольклора, озорной проказник, сродни домовому.

Жизнь течёт своим чередом в маленьком американском городе, где живёт Билли Пе́льтцер (Зак Гэллиган): он учится, работает в банке, спасает свою собаку от происков злобной соседки миссис Дигл (Полли Холлидей ), влюбляется в красавицу-коллегу Кейт (Фиби Кейтс ), подрабатывающую ещё и в местном баре «У Доррис».

Но всё меняется, когда отец Билла, горе-изобретатель Ренделл Пельтцер (Хойт Экстон ) дарит на Рождество сыну милое и ласковое существо под названием могва́й (англ. Mogwai , кит. 魔鬼 ), которое мужчина купил в маленьком магазинчике в Китайском квартале. Пельтцеры дают могваю кличку Ги́змо. Бывший владелец зверушки предупредил, что необходимо соблюдать три условия: первое - не включать яркий свет; второе - нельзя, чтобы на Гизмо попадала вода и третье - самое важное - ни за что, никогда не кормить его после полуночи. Тем не менее Билли случайно намочил Гизмо, после чего от Гизмо тут же отделились странные меховые шарики и превратились в новых могваев. Потомки Гизмо, в отличие от него самого, оказались очень проказливыми и непослушными. Вскоре они вырвали электрические провода из часов, в результате чего Билли по ошибке накормил их после полуночи. Могваи, кроме Гизмо, в результате превратились в коконы, а когда вылупились из коконов, то превратились в злых и отвратительных на вид гре́млинов. Гремлины начинают в городе настоящий погром, убивают людей, крушат их дома. В баре «У Доррис» они закатывают дикую вечеринку, а Кейт заставляют их обслуживать. Билли должен спасти город, иначе гремлины сотрут его в порошок вместе с населением, но в полиции на него смотрят, как на сумасшедшего. Тогда, захватив с собой Гизмо и вызволив Кейт, Билли решает сам разобраться с гремлинами. Он, вместе с Кейт и Гизмо, обнаруживает, что гремлины почти все собрались в кинотеатре, где готовятся смотреть фильм. Повредив газовую трубу в подвале кинотеатра, Билли устраивает большой взрыв, в результате которого гремлины погибают, остаётся только их вожак. Билли и Гизмо вступают с ним в опасную схватку в супермаркете и с трудом одолевают, направив на него яркий свет. В конце фильма прежний хозяин Гизмо - старый мудрый китаец - решает забрать его обратно. Он заявляет, что для содержания могвая нужна большая ответственность, которую западная цивилизация ещё не обрела.

В ролях

  • Зак Гэллиган - Билли Пельтцер
  • Фиби Кейтс - Кейт Беринджер
  • Хойт Экстон - Ренделл Пельтцер
  • Френсис Ли МакКейн - Линн Пельтцер
  • Кей Люк - Мистер Винг , владелец Гизмо
  • Кори Фельдман - Пит Фэунтэйн
  • Полли Холлидей - миссис Руби Дигл
  • Дик Миллер - Мюррей Фаттерман
  • Джеки Джозеф - Шейла Фаттерман
  • Скотт Брейди - шериф Фрэнк
  • Джадж Рейнхолд - Джеральд Хопкинс
  • Эдвард Эндрюс - мистер Роланд Корбен
  • Джон Лу - внук мистера Винга
  • Глинн Тёрмен - Рой Хэнсон
  • Гарри Кэри-мл. - мистер Андерсон
  • Питер Каллен - могваи / гремлины (озвучивание)
Камео
  • Стивен Спилберг - Мужчина в движущемся кресле
  • Том Беренджер - Репортёр
  • Джерри Голдсмит - Мужчина в телефонной будке
  • Уильям Шаллерт - Отец Бартлетт
  • Чак Джонс - Мистер Джонс
  • Робот - Робби (озвучил Марвин Миллер)

Награды

Премии

  • Лучшая режиссура (Джо Данте)
  • Лучший фильм ужасов
  • Лучшая музыка (Джерри Голдсмит)
  • Лучшие спецэффекты (Крис Уолэс)
  • Лучшая киноактриса второго плана (Полли Холлидей)

Young Artist Awards (1985)

  • Лучший приключенческий фильм года для всей семьи.

Номинации

Young Artist Awards (1985)

  • Лучшее исполнение мужской роли второго плана - Кори Фельдман.
  • Лучший грим - Greg LaCava;
  • Лучшее исполнении роли юной звездой - Кори Фельдман;
  • Лучшее исполнение мужской роли второго плана - Дик Миллер;
  • Лучший сценарий - Chris Columbus.

Саундтрек

Gremlins (Score by Jerry Goldsmith )

  1. Fanfare / Chinatown (1:57)
  2. Buying Gizmo (2:33)
  3. Late For Work (1:48)
  4. Mrs. Deagle / Barney (2:14)
  5. Gizmos Accident / Bedtime / Breakfast (2:16)
  6. Gizmo Multiplies (3:01)
  7. Silent Night / After Midniight (2:52)
  8. The Transformation Begins (1:25)
  9. First Victim / Gremlins In The Kitchen (4:00)
  10. Gremlin Loses His Head (1:09)
  11. The Chaos Begins (0:47)
  12. Mrs. Deagles Untimely Death (2:19)
  13. A Gremlins Christmas (2:06)
  14. Christmas Memories (3:25)
  15. The Cinema Is Destroyed (2:37)
  16. The Toy Store / Searching For Stripe (3:34)
  17. Gizmo To The Rescue (5:42)
  18. Time To Go Home Gizmo (2:54)
  19. Gremlins Rag (4:04)

В фильме также звучали песни:

  • Christmas (Baby, Please, Come Home) в исполнении Дарлин Лав .
  • Make It Shine в исполнении Quarterflash .
  • Do You Hear What I Hear? в исполнении Johnny Mathis .
  • Out Out в исполнении Peter Gabriel .
  • Gremlins… Mega-Madness в исполнении Майкла Сембелло .

Критика

Хотя большинство критиков дало положительную оценку картине в целом, многие посчитали картину слишком мрачной для рождественской сказки и слишком жестокой для семейного фильма, больше ориентированную на подростковую аудиторию. Именно из-за этого Стивен Спилберг выступил с предложением в адрес Motion Picture Association of America (MPAA) с целью реформирования существующей рейтинговой системы фильмов за два месяца до выхода картины в прокат.

См. также

Гуй (могуй, могвай) - в китайской мифологии демон, дух умершего.

Напишите отзыв о статье "Гремлины"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гремлины

С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек.
– Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он.
Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел.
– Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
Ростов молчал.
– А вы что ж? тоже позавтракать? Порядочно кормят, – продолжал Телянин. – Давайте же.
Он протянул руку и взялся за кошелек. Ростов выпустил его. Телянин взял кошелек и стал опускать его в карман рейтуз, и брови его небрежно поднялись, а рот слегка раскрылся, как будто он говорил: «да, да, кладу в карман свой кошелек, и это очень просто, и никому до этого дела нет».
– Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из под приподнятых бровей взглянув в глаза Ростова. Какой то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение.
– Подите сюда, – проговорил Ростов, хватая Телянина за руку. Он почти притащил его к окну. – Это деньги Денисова, вы их взяли… – прошептал он ему над ухом.
– Что?… Что?… Как вы смеете? Что?… – проговорил Телянин.
Но эти слова звучали жалобным, отчаянным криком и мольбой о прощении. Как только Ростов услыхал этот звук голоса, с души его свалился огромный камень сомнения. Он почувствовал радость и в то же мгновение ему стало жалко несчастного, стоявшего перед ним человека; но надо было до конца довести начатое дело.
– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!
И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова.
– Пг"авда, чог"т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г"остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог"ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.
– Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу…
– Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова.
– Сказался больным, завтг"а велено пг"иказом исключить, – проговорил Денисов.
– Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр.
– Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов.
В комнату вошел Жерков.
– Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему.
– Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем.
– Врешь!
– Сам видел.
– Как? Мака живого видел? с руками, с ногами?
– Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал?
– Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани?
– Тут, брат, у нас, такая каша второй день.
Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать.
– Поход, господа!
– Ну, и слава Богу, засиделись.

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября.русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста.
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.
Между орудиями, на высоте, стояли спереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду.
Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по турецки на мокрой траве.
– Да, не дурак был этот австрийский князь, что тут замок выстроил. Славное место. Что же вы не едите, господа? – говорил Несвицкий.
– Покорно благодарю, князь, – отвечал один из офицеров, с удовольствием разговаривая с таким важным штабным чиновником. – Прекрасное место. Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный!
– Посмотрите, князь, – сказал другой, которому очень хотелось взять еще пирожок, но совестно было, и который поэтому притворялся, что он оглядывает местность, – посмотрите ка, уж забрались туда наши пехотные. Вон там, на лужку, за деревней, трое тащут что то. .Они проберут этот дворец, – сказал он с видимым одобрением.
– И то, и то, – сказал Несвицкий. – Нет, а чего бы я желал, – прибавил он, прожевывая пирожок в своем красивом влажном рте, – так это вон туда забраться.

Гремлины
Все началось с самолетов. К началу Второй мировой войны численность военной авиации стала измеряться сотнями тысяч машин. Массовое производство сказалось на их качестве. Пилоты, страдавшие от частых поломок и отказов техники, были людьми суеверными, поэтому во всех винтокрылых бедах они сразу стали винить сверхъестественные силы.

Особенно этим отличались британские ВВС. Если верить их профессиональным легендам, наибольшее количество поломок приходилось на самолеты высотной фоторазведки. Их экипажи утверждали, что техника выходила из строя по вине маленьких зловредных существ - гремлинов. Кто-то даже якобы видел, как гремлины обрывали провода и раскручивали гайки в его бомбардировщике B-25 «Митчелл» (возможно, у этих небылиц было разумное объяснение - мало ли что привидится пилоту в состоянии стресса на большой высоте?).
Первое официальное упоминание о гремлинах было сделано в двухнедельной газете Королевских Вооруженных Сил 18 апреля 1942 года. Позже некоторые писатели рассказывали, будто слышали о гремлинах еще раньше - от английских пилотов, воевавших на Ближнем Востоке.
Подобные байки не вышли бы за пределы военных аэродромов, если бы не писатель Роальд Даль. Карьеру авиатора он начал в Найроби (летал на биплане и больше наблюдал за животным миром Кении, чем воевал), затем перевелся на базу под Багдадом. Во время одного из полетов над Ливийской пустыней Даль сбился с пути, истратил все топливо и совершил аварийную посадку, в ходе которой едва не погиб. Этот случай он описал в своем первом рассказе Peace of Cake («Проще простого»). Журнал Saturday Evening Post купил его за 900 долларов, после чего окрыленный Роальд решил взяться за перо и сочинить детскую сказку по мотивам «авиационного фольклора».

Словарь Даля

В это трудно поверить, но происхождение слова «гремлины» не теряется в глубине веков. Оно не имеет латинских или германских корней и не фигурирует в бестиариях. Его придумал - или, по крайней мере, позаимствовал у кого-то другого - Роальд Даль. Сегодня часто можно встретить теории насчет того, что «гремлин» произошло от ирландского gruaimin - «маленький злой шутник» (родители Даля - норвежцы, он не имеет никакого отношения к Ирландии) либо от пива Fremlin’s, которое якобы любили пить летчики. Последняя версия кажется наиболее правдоподобной, ведь после двух-трех пинт пива в самолете можно сломать все, что угодно.

Книжка получила название «Гремлины». Даль показал рукопись Сидни Бернштейну (главе Британской информационной службы, позже ставшему медиамагнатом), который, в свою очередь, отправил ее Уолту Диснею. Тот сразу же решил снять по ней мультфильм.
PR-департамент компании Диснея начал активно «продвигать» слухи о самолетных гремлинах по всей стране, однако мультик так и не был нарисован - якобы из-за того, что юристы не смогли точно установить, кому принадлежит авторское право на слово «гремлин». Вместо этого сокращенную версию «Гремлинов» опубликовал «Космополитен», а чуть позже в свет вышла иллюстрированная книга, на обложке которой слова «Уолт Дисней» были в десять раз крупнее имени Роальда Даля.

В «Гремлинах» рассказывается о том, что однажды во время боя над Ла-Маншем британский пилот по имени Гас увидел на крыле своего самолета маленького человечка с рожками на голове, усердно сверлившего крыло. Выяснилось, что таким образом гремлины мстят авиаторам за уничтожение их леса (вырубленного под постройку авиазавода).
Гасу удалось убедить гремлинов в том, что все их беды - из-за Гитлера. Маленький народец поступил на службу в британские ВВС и стал ломать немецкие самолеты. Кроме того, гремлины помогли Гасу реабилитироваться после аварии (здесь Даль явно использует историю своего крушения в пустыне).
Согласно Далю, молодые гремлины зовутся widgets («штуковины», «прибамбасы»), а женщины-гремлины - fifinellas (по кличке кобылы, выигравшей престижное дерби в Эпсоме в 1916 году, то есть в год рождения Даля). Интересно, что молодые гремлины были бесполы. Взрослея, каждый из них должен был решить, кем стать - мужчиной или женщиной. Обычно лишь 1 из 12 «штуковин» становился фифинеллой.

Несмотря на неудачу с экранизацией, гремлины появились в кино одновременно с выходом книги. Они стали «актерами второго плана» в агитационных мультфильмах Warner Bros. В Falling Hare* (1943) Багсу Банни, который не верил в гремлинов, пришлось сражаться с одним из них. Действие происходит в падающем бомбардировщике, который не успевает даже долететь до земли - кончается топливо (ехидный памфлет на существовавшие в то время ограничения).

В этом мультфильме у гремлина - непонятного существа, похожего на маленького клоуна - впервые появились длинные «эльфийские» уши. Интересно также и то, что гремлин - один из немногих существ, кому удалось победить Багса Банни.
В короткометражке «Русская рапсодия» (1944) американская пропагандистская машина сделала довольно замысловатый ход. Гитлер, обозленный военными неудачами, садится в бомбардировщик и отправляется лично мстить проклятым русским. Внезапно на борту появляются крохотные разноцветные уродцы, поющие «Мы - гремлины из Кремля» (We are Gremlins from Kremlin). Адольф пытается их зарезать, но те показывают ему маску Сталина, напугав диктатора до полусмерти. В итоге гремлины разрушают самолет, тот падает и становится могилой Гитлера.

После окончания войны гремлины «затаились» на несколько десятилетий. Мультяшные хулиганы, смахивающие на человечков из советских «Веселых картинок», стали чем-то вроде шутки. Этих авиационных «домовых» начали обвинять в неполадках техники вообще - будь то швейная машинка или наручные часы. На Руси похожим образом винили в пропаже вещей нечистую силу («черти утащили»). Если у вас не завелся автомобиль - значит, в двигателе завелись гремлины. Согласно «городским легендам», этих шкодливых существ можно было задобрить с помощью пива и машинного масла (вероятно, очередная отсылка к пиву Fremlin’s, которое уже давно не выпускается).
Диснеевские гремлины тех времен - нечто среднее между грызунами-вредителями и феями: маленький народец, обитающий в лесу и ненавидящий технику лишь потому, что она мешает им спокойно жить. Они не были злыми - наоборот, разобравшись, что к чему, гремлины стали помогать людям одолеть истинное зло в лице нацистов.
Но, как говорится, добрые дела не остаются безнаказанными. Война кончилась, нацисты дрыгались на нюрнбергской виселице, а на должность мирового пугала назначили тех самых «гремлинов из Кремля». Изначально гремлины были tabula rasa и с одинаковым успехом могли стать как добрыми, так и зловредными. Конечно, их основное занятие - повреждение самолетов - вряд ли вызывало симпатии, однако «русский след» в истории этой расы сыграл немалую роль. В условиях, когда бурно развивающиеся СМИ устраивали шумиху вокруг каждой авиакатастрофы, гремлины-вредители, да вдобавок еще и с русскими «корнями», были обречены стать злыми.

В 1963 году «обновленные» гремлины появились в эпизоде «Кошмар на высоте 20000 футов», снятом Ричардом Доннером (впоследствии он сделает «Омен» и «Супермен 1-2») для культового сериала «Сумеречная зона».
История «Кошмара» проста и элегантна: торговец Боб Уилсон, только что перенесший нервный срыв, летит на самолете. Внезапно он видит на крыле гремлина, который явно хочет добраться до двигателя. Бобу никто не верит, поскольку всякий раз, когда кто-то из пассажиров выглядывает наружу, гремлин прячется.
Невзирая на косые взгляды и кручение пальцами у виска, Уилсон считает себя полностью адекватным. Улучив момент, он крадет револьвер у спящего полицейского и убивает гремлина, едва не выпав при этом из самолета. Его, естественно, сразу же упаковывают в смирительную рубашку. Эпизод заканчивается тем, что техники, осматривающие самолет на земле, обнаруживают необычные повреждения на его обшивке.
В 1983 году этот же сюжет попал в полнометражную версию «Сумеречной зоны», продюсером которой был Стивен Спилберг (эпизод с «Кошмаром...» на сей раз снял Джордж Миллер - режиссер «Безумных Максов»). Если «сериальный» гремлин проявлял к самолету всего лишь любопытство, то в фильме - явно пытался повредить. Изменился и облик этого существа. Теперь гремлин приобрел зеленую кожу и зловещую ухмылку и стал похожим на обычного гоблина. Выстрелить он в себя не дал, а попросту... улетел.

Удержаться на реактивном самолете сможет разве что гремлин. Этот трюк в 1977 году выполнил Рик «Human Fly» Рояат. Скорость DC-8 составляла около 250 миль (320 километров) в час. Каскадер был зафиксирован на корпусе самолета и не свалился бы оттуда при всем желании.

Около 80% всех авиакатастроф происходят во время взлета или посадки. При этом лишь 5% аварий вызваны саботажем, и 13% - отказами техники. В настоящее время авиация - самый надежный вид транспорта. Самолеты примерно в шесть раз безопаснее автомобилей и в два раза безопаснее поездов. В 2007 году журнал «Популярная механика» подсчитал, что люди, находящиеся в хвосте самолета (как правило, это самые дешевые места эконом-класса), имеют на 40% больше шансов выжить в авиакатастрофе.

Следующий - и окончательный - шаг к славе эти существа сделали в 1984 году, когда на экраны вышли «Гремлины» Джо Данте (ранее снявшего один из эпизодов полнометражной «Сумеречной зоны»). Сценарий написал Крис Коламбус. Человек, многие годы спустя подаривший нам экранного Гарри Поттера, сделал гремлинов такими, какими они остаются и по сей день.
По версии Криса, то, что европейцы называли «гремлин», на самом деле было лишь начальной стадией развития китайского волшебного существа «могваи» (в переводе с мандаринского диалекта - «злой дух»).
Как и положено всякому сказочному зверю, оригинальные китайские могваи обладали сверхъестественными способностями, и частенько обращали их во вред человеку. Размножались они перед сезоном дождей - вероятно, затем, чтобы в период бурного роста флоры и фауны легче кормить молодняк.
Коламбус пошел гораздо дальше древних китайцев. По его версии, солнечный свет стал для «злых духов» смертелен, а искусственный - крайне неприятен. Могваи Гизмо боялся света, как заправская нечисть (в «Гремлинах 2» упоминалось, что эта боязнь - разновидность аллергии), однако при этом оказался милым, умным, воспитанным и пушистым. Гизмо был своего рода «белой вороной» среди других могваи - хитрых и агрессивных.
Размножались могваи бесполо, для чего, в полном соответствии с китайским фольклором, требовалась вода. Процесс деления протекал болезненно. Количество «детей» зависело от объема воды, пролитого на могваи. Если тот упадет в бассейн или реку - ждите чудовищного бума «рождаемости».
Ни в коем случае не следует кормить могваи после полуночи, иначе он закуклится в кокон, из которого появится гремлин - мерзкий ушастый рептилоид с дурным характером и неуемной страстью к разрушению. Судя по фильму, «злые» могваи осознанно стремились стать гремлинами, в то время как добряк Гизмо отказался принимать пищу после 12 ночи и даже помогал людям уничтожить своих озверевших сородичей.

У зеленых гремлинов сохраняется светобоязнь и способность делиться при контакте с водой. От экспериментальных химических средств они могут мутировать - становиться сверхразумными, превращаться в животных или чистое электричество («Гремлины 2», 1990). Гремлины также способны произносить короткие фразы, обычно заканчивающихся словом «кака» (caca). Если завести им мультфильм «Белоснежка и семь гномов», они успокоятся и начнут с огромным удовольствием его смотреть.
Некоторые критики усмотрели в киношных гремлинах пародию на чернокожее население США. Поведение гремлинов действительно соответствует негритянским стереотипам 1980-х годов. Они слушают «черную» музыку, носят черные очки ночью, ведут себя агрессивно, любят выпить и пошуметь, при случае танцуют брейк.

Подземелья и гремлины

В отличие от большинства фэнтези-существ, гремлины не штурмуют замки в составе армий темных властелинов, не гибнут под железными сапожищами ультрамаринов и не выходят в матрицу Шэдоурана. Их роль в фантастической поп-культуре чрезвычайно скромна. Ушастые монстры слишком прочно «привязаны» к крылу военного самолета, чтобы вписаться в сказочный или фантастический антураж.
Первыми, кто решился поселить гремлинов в мире фэнтези, были разработчики ролевой игровой системы Dungeons & Dragons. Им нужен был максимально объемный бестиарий. В дело шло все - от фольклора Бангладеша до детских страхов Гари Гикакса.
Гремлины по версии D&D очень похожи на гномов или халфлингов. Голова круглая, непропорционально большая. Рост - чуть более 2 футов (примерно 60 сантиметров). Глаза крупные, нос и рот похожи на собачьи, уши длинные и свисающие вниз - иногда до плеч. Гремлин-мужчина покрыт густой короткой шерстью темно-коричневого или черного цвета. Их подруги, напротив, щеголяют голой кожей. Половой диморфизм выражен явно - женщины не такие крупные, как мужчины (если, конечно, существо ростом 60 сантиметров можно назвать крупным). Продолжительность жизни составляет около 50 лет, зрелость достигается в 14.
Глаза у гремлинов желто-оранжевые или зеленые. О своей внешности они заботятся мало и зачастую ходят грязные. Одежды на них мало, а та, что имеется, сделана из грубой кожи. По своей природе гремлины - беззаботные весельчаки (chaotic good), не признающие никаких законов. Материальные блага им безразличны. Гремлины любят развлечения, в чем бы они ни заключались: с равным удовольствием они могут и помочь попавшему в беду человеку, и испортить крестьянский инвентарь.

Последнее делается с особенным удовольствием - ведь гремлины, как им и положено, испытывают врожденную неприязнь к любым механизмам. Они будут забивать дымоходы печей, расшатывать колеса на телегах, ломать охотничьи капканы. Теплых чувств в ответ ждать не приходится - другие расы ненавидят гремлинов и убивают их как вредителей (либо порабощают - из гремлинов, как ни странно, получаются отличные рабы).
Живут гремлины небольшими сообществами под землей, недалеко от механизмов. Вероятнее всего, вы найдете их под кузницей или в подвале башни мага. По вполне понятным причинам они часто кочуют из одного логова в другое, прорывая для этого тоннели.
Язык гремлинов очень примитивен и не имеет письменной формы (ввиду чего большинство из них не умеет читать). Гремлины не утруждают себя именами: всех соплеменников мужского пола они называют Gik, а женщин - Dri.

Еще один повод гордиться за гремлинов - цикл Heroes of Might and Magic. Неизвестно, о чем или чем думали его разработчики, но «геройских» гремлинов невозможно отличить от гоблинов из Warcraft. В пятой части «Героев» гремлины - самые дешевые и слабые войска Академии. Они одеты в халаты и вооружены архаичного вида бомбардами, которые также можно использовать вместо дубин. В их жилах, если верить компании Nival, течет кровь демонов. Можно предположить, что гремлинов, как и орков, создали маги путем переливания крови демонов рабам и преступникам - правда, последние оказались слишком строптивы и подняли мятеж против своих создателей.

Гремлины слабы и могут сделать лишь 5 выстрелов, однако после улучшения до «старших гремлинов» они могут чинить военную технику (а не разрушать ее, как логично было бы предположить) - в том числе и големов. Кроме того, игровой параметр «инициатива» для старших гремлинов равен 11 - одно из самых высоких значений в армии Академии. Упреждающий залп большой группы гремлинов может решить исход битвы.

В мифологии зулусов есть существо, очень похожее на гремлина - токолош (тиколош). Выглядит он жутковато - одна рука, одна нога, тело мальчика, лицо старика. Другие говорят, что токолош очень волосат и похож на маленького медведя с костяным гребнем на голове. Так или иначе, этот африканский гремлин обожает разрушать и убивать, владеет магией и испытывает мощнейшее интимное влечение к человеческим женщинам. Угомонить его может только шаман, а если простой человек умудрится одолеть токолоша в схватке, тот научит его волшебству.

Гремлины еще очень молоды. Но малый возраст и рост - вовсе не помеха на пути к славе, ведь в классическом фэнтези именно малыши спасают мир. По отношению к технике гремлинов можно противопоставить гномам или гоблинам. Везде, где будут действовать фэнтези-инженеры, следует ожидать появления ушастых саботажников. А в фантастических произведениях техники вообще хоть отбавляй - здесь гремлинам настоящее раздолье. Возможно, когда-нибудь Джордж Лукас снимет еще одну трилогию «Звездных войн», где пилоты будут рассказывать байки о мастере Йоде, сидевшем на крыле их «X-винга».

(c) Михаил Попов

Http://darkdiary.ru/users/metallman/1765197/comment/?lastcomment=1

Обзор создан Толстобровым Николаем © журнал http://www.razmah.ru "Русский Размах" - Империя Информации , © "Fox журнал" Февраль 2008 г.