Людмила гурченко - биография, информация, личная жизнь. Вадим верник к юбилею людмилы гурченко Людмила Гурченко - День рождения

12 ноября 2015

Сегодня исполняется 80 лет Людмиле Гурченко. Великой русской актрисе. Она любима по сей день. И за «Карнавальную ночь», и за «Маму», и за бенефисы, но именно в период с 1978 по 1984 год, всего за шесть с небольшим лет, Людмила Марковна с невероятной интенсивностью и талантом создала галерею бессмертных образов в фильмах, некоторые из которых можно смело назвать великими. Самкульт предлагает вспомнить эти роли и эти фильмы.

1 Сибириада (1978)

Режиссер: Андрей Кончаловский

Cоветский четырёхсерийный эпический художественный фильм режиссёра Андрея Кончаловского. В 1979 году удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля.

Людмила Гурченко в роли повзрослевшей Таи Соломиной является своего рода смысловым узлом картины. Финал фильма — Спиридон узнаёт от Таи о том, что род Устюжаниных ещё не закончен, так как она носит ребёнка от Алексея, только что погибшего на освоении нефтяных богатств, залегающих на месте старой сибирской деревни. В роли Алексея — Никита Михалков. Сплошной символизм. И это первое, но не последнее появление самой искушенной советской кинопары эпохи застоя.

2 Пять вечеров (1978)

Режиссер: Никита Михалков

Поствоенный синдром в одной из самых лучших картин советского кино. Любшин и Гурченко создают незабываемые образы людей, неуверенных в собственном прошлом, которое опалила война. И последний монолог Людмилы Марковны под рояль Ван Клиберна может повторить любая русская женщина и сейчас: только бы не было войны!

3 Идеальный муж (1980)

Режиссер: Виктор Георгиев

Пьеса Оскара Уайльда великолепно сыгранная прекрасными актерами. В Советском Союзе очень любили изображать буржуазную жизнь, делали это досконально и тщательно. Поэтому такие постановки выглядят даже в чем-то более английскими, чем у англичан. И Гурченко в роли великосветской аферистки в платьях ар-деко совершенно неотразима.

4 Особо важное задание (1980)

Режиссер: Евгений Матвеев

Еще одна незабываемая военная роль Людмилы Гурченко. Для куйбышевцев этот фильм дорог вдвойне. Его сюжет — это эвакуация и запуск авиационного завода, выпуск Ил-2 и героическое прошлое нашего города. И еще один повод сказать: извини, Люда, мы все про… Завода, который вы ставили под снегом и дождем днем и ночью, распилен и продан. Самолетов больше нет, только кино.

5 Песни войны (1980)

Режиссер: Евгений Гинзбург

Этот телефильм, выпущенный к 35-летию Победы, Гурченко считала одной из лучших своих работ на телевидении. Она сама выбирала любимые песни, стала соавтором аранжировок. Каждая композиция - мини-спектакль.И это лучшее исполнение военных песен, особенно, если сравнить его с современными потугами.

Режиссер: Петр Тодоровский

Еще один женский характер, ставший классикой. Фильм упрекали за излишнее самолюбование Людмилы Марковны, но портрет одинокой советской женщины на пороге сорокалетия, она создала блестяще. Любая женщина актриса, особенно, если ей приходится ждать своего механика Гаврилова у ЗАГСа почти всю жизнь.

7 Вокзал для двоих (1982)

Режиссер: Эльдар Рязанов

Великий фильм, обруганный, впрочем, за пошлость и вульгарность при выходе. Участник официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года. Прекрасные актерские дуэты с Басилашвили и Михалковым. Наверное, лучший фильм Рязанова и лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1983 году.

8 Полёты во сне и наяву (1982)

Режиссер: Роман Балаян

Прекрасный фильм о кризисе среднего возраста. Шедевр позднего застоя. Людмила Гурченко играет женщину, любящую главного героя (Олег Янковский), но остающуюся при этом в тени и не претендующую практически ни на что. Пронзительная и глубокая мелодрама. Главную роль, кстати, должен был играть все тот же Никита Михалков.

9 Рецепт её молодости

Режиссер: Евгений Гинзбург

Еще одна экранизация буржуазной классики. На этот раз советские кинематографисты взялись за Карела Чапека. Людмила Марковна блистает в прекрасных нарядах и стильных брючных костюмах. Остальной актерский ансамбль ей под стать. Одна из лучших советских музыкальных комедий 80-х.

10 Аплодисменты, аплодисменты… (1984)

Режиссер: Виктор Бутурлин

Автобиографический бенефис, про эстрадную певицу, которой в руки попадает серьезный сценарий, на военную тему. Ранний советский постмодернизм. «Быть Людмилой Гурченко», но только в компании с Табаковым, Филиппенко и Ширвиндтом. Героиню Гурченко, кстати, зовут Валерия. Впрочем, влияние Людмилы Марковну на женскую нашу эстраду — это отдельная и очень большая тема.

11 Любовь и голуби (1984)

Режиссер: Владимир Меньшов

Абсолютная советская классика. Фильм, растащенный на цитаты, великолепная игра актеров, жызненный, но в меру комичный сюжет. Легкая бытовая комедия, которая, на самом деле, рассказывает о нашей жизни больше любой саги. Героиня Гурченко — «сучка крашеная», что тут еще скажешь?

12 Прохиндиада, или Бег на месте

Режиссер: Виктор Якубович

Под занавес застоя таких фильмов, разоблачающих блат, было снято немало. Но «Прохиндиада» — одна из немногих картин, сохранившая свою актуальность. Точнее, вернувшая ее на новом витке истории. Не в последнюю очередь, благодаря прекрасной игре Людмилы Гурченко и Александра Калягина. Пророческое кино, а для Гурченко — конец «золотой эпохи» .

В ее карьере еще будут взлеты и яркие роли, прекрасные песни и слава, но такого количества выдающихся ролей и фильмов, увы, больше не будет. И это именно та Людмила Гурченко, которую мы любим больше всего. До сих пор. И лишь бы не было войны!

// Фото: Андрей Башлаков/Starface.ru

В сознании простых людей она была и остается народной артисткой. Да, ее не жаловала богема, ссылаясь на тяжелый характер великой примы, неуживчивость и прямоту суждений. Людмила Гурченко отвечала тем же: она не умела жить посередине и ее лишенные всякой дипломатии выпады отличались жесткостью, способностью ранить оппонента в самое уязвимое место. Порой казалось, что ее знаменитые «пять минут» будут продолжаться вечно: звезда советского и российского кино всегда была в прекрасной форме.

Конечно, это обстоятельство сильно влияло на мужчин, которые попадали в орбиту ее обаяния. Умная, обольстительная звездная женщина любила без остатка, чего иногда нельзя было сказать о тех, кого она выбирала сердцем. Сегодня мы расскажем о мужчинах, которые сыграли в ее судьбе разные роли и определили в какой-то степени ход жизни блистательной актрисы.

Отношения с Василием Ордынским , можно сказать, первым неофициальным мужем Людмилы Гурченко до сих пор покрыты завесой тайны. Впервые он увидел ее на курсе ВГИКа. И «чумовая» девчонка из Харькова так запала ему в сердце, что уже известный режиссер без ума влюбился в юную студентку. Разница в возрасте нисколько не смущала Василия Ордынского, он словно переживал вторую молодость. Близкие отношения с Люсей Гурченко стали известны его окружению. И когда Ордынский предложил ее на главную роль в своем фильме «Человек родился», худсовет «встал насмерть» на защиту советской морали и едва ли не единогласно отверг кандидатуру Гурченко.

Они были вместе чуть больше года. И кто из них первым решил расстаться, так и не выяснено. По слухам, которые в избытке бродили за кулисами артистического мира, это сделал, скрепя сердце и страдая, - Василий Ордынский. Возможно, он втайне продолжал любить Людмилу Гурченко и негласно помогать ей в карьере.

Едва улеглись волнения и страсти вокруг юной артистки и о ее романе с Ордынским стали порядком забывать, как Людмила Гурченко преподносит добропорядочной публике новый сюрприз. Она неожиданно выходит замуж за студента сценарного факультета Бориса Андроникашвили , с которым познакомилась на курсе и закрутила бурный роман. Ее подруги по учебе завистливо кусали себе локотки и не переставали удивляться: чем же такая замухрышка из Харькова взяла писаного красавца? А эту «замухрышку» заприметил сам Эльдар Рязанов и пригласил ее на роль Леночки Крыловой в знаменитом фильме «Карнавальная ночь».

Брак с Андроникашвили не принес Людмиле ожидаемого семейного счастья. Даже родившаяся дочь Мария не скрепила его, он рушился буквально на глазах Гурченко. Борис часто пропадал из дома, о его изменах доносили «лучшие подруги» Людмилы. Образно говоря, в космосе ее чувств он стал инородным телом: прекрасным – и чужим. Впрочем, так оно и было. Уподобившись Нарциссу, Борис упивался своей внешностью и любовными успехами, пока вдруг не обнаружил, что нежданная всенародная слава супруги – экранной Леночки Крыловой сильно ранит его мужское самолюбие. И поэтому он старался мелкими придирками, чуть ли оскорблениями отыграться за свои упущенные шансы в карьере. Развод был тяжелым и дался Людмиле Гурченко нелегко. Впервые она в жизни поняла, что жертвенная любовь в большинстве случаев приносит одни несчастья и страдания.

«…Он как-то талантливо умел жить рядом, будучи только на своем берегу. С невероятной силой воли приходилось учиться жить вдвоем в одиночестве…», - вспоминала позже в своей книге «Люся, стоп!» Людмила Гурченко.

О втором официальном муже – Александре Фадееве-младшем можно было сказать лишь одно: в качестве супруга он случайно «застрял» на жизненном пути Людмилы Гурченко. Да и встретились они довольно странно: в ресторане ВТО – излюбленном месте московской богемы. Короткого знакомства хватило, чтобы вскоре Людмила Гурченко вышла за него замуж. Новый избранник актрисы (тоже актер) с неба звезд не хватал, ему было достаточно лавров отцовской славы, чтобы существовать на этом свете вольно и безбедно. И приемный сын известного советского писателя неплохо пользовался этим. Он был завсегдатаем ресторанов, за щедрые чаевые его обожали молоденькие официантки. Праздник жизни для Александра продолжался с утра до ночи. И поэтому возникал вопрос: разве мог такой «занятой» человек стать опорой в семье, подставить крепкое мужское плечо в случае беды. Гурченко вскоре осознала свою ошибку – и развелась. Два года совместной жизни можно было считать досадным прочерком в своей судьбе…

Брак между Иосифом Кобзоном и Людмилой Гурченко по существующим советским меркам можно было считать идеальным. Две звезды, находящиеся на пике популярности, вполне были способны создать образцовую семью с высокими культурными запросами. Да и начиналось у них все романтично: мимолетная встреча в коридоре Всесоюзного театрального общества предопределила будущие отношения. Иосиф умел ухаживать за женщинами, и он нашел «ключик» к сердцу звездной женщины. И многим поклонникам таланта Кобзона и Гурченко казалось, что этот семейный брак будет долгим и счастливым. Правда, они не подозревали о том, что порой жизнь под одной крышей двух недюжинных людей, выливается в войну характеров. Так случилось и на сей раз. Три неполных года совместного брака прошли в мучительной и постоянной борьбе быть победителем. В итоге Людмила Гурченко проявила удивительную для женщины принципиальность и первой подала на развод. Видимо, она не нашла в Иосифе Кобзоне черты характера мужчины, которые вписывались бы в рамки ее запросов. И две звезды расстались, чтобы в будущем никогда не иметь близких отношений. Об этом браке Людмила Гурченко в книге «Люся, стоп!» написала следующие строки:

«Ему так нужен был рядом режиссер его внешности, репертуара. Большие возможности не заменят вкуса, стиля. Те считанные дни за неполных три года принесли такую головоломку».

Однажды в интервью «Российской газете» Людмила Гурченко с грустью признается: «Я как-то не очень много видела талантливых, «штучных» людей, которые были бы в полном порядке. Что такое счастье в бытовом понимании? Утром ты идешь на любимую работу, а вечером возвращаешься к любимой семье, где тебя ждут. Но я такого почти не встречала».

Четвертым официальным мужем Людмилы Гурченко был Константин Купервейс - талантливый молодой пианист. Они познакомились на концерте во время Московского кинофестиваля. И как-то так получилось, что они сошлись довольно быстро, несмотря на разность характеров и на разницу в возрасте (Константин был моложе Гурченко на 14 лет). Прогулки при луне по ночной Москве, незабываемый медовый месяц в Севастополе – Людмила начинала свою жизнь как бы заново, но с прежней романтической уверенностью, что наконец-таки встретила свою судьбу. Семейный брак длился около девятнадцати лет. Кто-то говорил, что он был едва ли не рабом ее привычек, чуть ли не прислугой в семейном доме. Однако никто не мог отрицать того факта, что он находился под обаянием этой женщины, во власти ее неукротимой воли. Везде и всюду Людмила Марковна ощущала на себе его нежную заботу. Она могла положиться на мужа в любом деле, потому что была полностью уверена в его любви и привязанности. И для нее словно громом среди ясного неба было признание Константина, что у него есть другая женщина, к которой он хочет уйти. Для признанной звезды этот развод был тяжелым ударом. Она с горечью написала в книге «Люся, стоп!»: «Я уходила из браков. Потому особенно снимаю шляпу перед Костей. Вот это артист. Артист-тонкач. Так великолепно играть!»

Сергей Сенин – последний, пятый муж Людмилы Марковны, с которым она познакомилась на съемках фильма «Секссказка», был чем-то похож на ее отца.

В интервью журналу «Караван историй» он признался, что, несмотря на разницу в возрасте в 25 лет, он всегда называл Людмилу Марковну «дочкой». Сергей Сенин отметил в этой удивительной женщине то, что она никогда не занималась поиском мужчин – она всю жизнь искала только отца. И последние годы она постоянно вспоминала о нем. Отец был для Людмилы Марковны единственным любимым человеком, на которого она всегда могла опереться в трудную минуту, излить больную душу. Поэтому она, наверное, так и потянулась сердцем к Сергею Сенину, угадав в нем знакомые черты. Он будет с Людмилой Гурченко до последнего вздоха, и она умрет у него буквально на руках.

С уходом из жизни великой актрисы мы потеряли символ эпохи, звезду, блиставшую невероятным талантом. И без ее искрометного образа, без знаменитых «пять минут» многие больше не видят мир искусства.

Фотография: Аслан Ахмадов

Людмила Гурченко - это прежде всего праздник: роскошные наряды со стразами, бисером, страусиными перьями... «Перья появились в 70-е, и я была первой, кто их надел, - говорила мне актриса. - Весь «Ленфильм» собирал перья для моей юбки в «Небесных ласточках»... Я познакомился с Людмилой Марковной через несколько дней после ее 75-летия. Она пришла в прямой эфир нашей с Игорем программы «Театральная среда братьев Верников» на «Радио России. Культура». И вот что поразило меня в первую очередь. Я ждал от нее привычных фейерверков, бурлеска. Но оказалось, что это абсолютно стереотипное мышление. Во-первых, ее наряд… Она была в черной облегающей юбке, стильном черном жакете, невероятной красоты черном берете и в туфлях на каблуках. Всё очень строго, лаконично и элегантно. Было впечатление, что ей сейчас выходить не в прямой эфир на радио, где, в общем-то, можно одеться как угодно, а на подиум.

Перед эфиром я сказал Людмиле Марковне, что очень хочу сделать с ней беседу для новогоднего номера нашего журнала. Она ответила: «Давайте. Позвоните послезавтра». И меня это удивило, потому что обычно звезды такого уровня говорят что-то вроде: «Позвоните через неделю, а лучше через месяц, и даже в следующем году…» А она сразу дала номер телефона мужа и попросила сказать ему, что мы уже обо всем договорились. Мы пошли в студию, и разговор у нас получился замечательный: Гурченко охотно отвечала на вопросы, была остроумна и обаятельна. И знаете, что еще примечательно: от нее исходила не бьющая через край энергия, а какая-то тихая, я бы даже сказал приглушенная. Она была немногословна и очень сдержанна. Наш часовой разговор пролетел как одна минута. Я с удовольствием наблюдал, как Гурченко сидела: с гордой прямой спиной, нога на ногу, вполоборота. Абсолютная богиня. Звонки в эфире были ежесекундно - зрители ее обожали…

Через день я связался с мужем Людмилы Марковны Сергеем, и мы договорились о новой встрече - в кафе, недалеко от дома, где они жили. Я многое знал о Гурченко, читал ее автобиографические книги (а писательский дар у Людмилы Марковны безусловный!), но . Чего стоит один только рассказ о том, что в 40 лет, после серьезной травмы ноги, она звонила Зиновию Гердту, который в то время работал в Театре кукол, и интересовалась, можно ли устроиться туда на работу: «Я здорово упала на катке, и ногу собирали по кусочкам. Девятнадцать осколков. Их счищали, и одна нога с тех пор на полтора сантиметра короче другой. Никому не пожелаю такой участи, когда актриса в одну минуту теряет всё. Теряет возможность быть в профессии. Я себя готовила... нет, не к самоубийству. Но была на грани». В той ситуации Гурченко выстояла. Как, впрочем, и всегда. Она была боец по натуре. А вот еще одно признание - по поводу театра «Современник», где она прослужила всего три года: «У меня не было своего места в этом театре, все места были разобраны. А быть между небом и землей... И я ушла из «Современника», по собственному желанию... Я люблю крупный план, свет, мизансцены. Я киноактриса. А театр, где надо говорить шепотом, а приходится кричать, чтобы тебя услышали: «Я люблю тебя, милый!»... Да научилась я этому. Но каждый раз, снимаясь в кино, я счастлива, потому что для меня это Жизнь».

Конечно, мы коснулись и вопроса правильного питания, и услышанное вновь поразило меня: «Перед нашим интервью съела большую булку с маслом. Это моя любимая еда с детства. Если после обеда не выпью чаю с мягким хлебом и большим слоем масла, считайте, что не обедала». Вот так!

«А что вам помогает оставаться на плаву и не терять связь со временем?» - спросил я актрису. «Это невозможно объяснить. Я как-то четко слышу время и четко понимаю, что мое, а что нет. Я, например, точно знаю, что надену завтра. Готовых вещей, кстати, у меня почти нет. Многие придумываю, иногда шью сама. Летом я начала вышивать платье бисером, уже отработано почти полтора килограмма бисера. Я просто представила себя в этом платье царицей. И оно получилось такое... современное, но при этом царское». Когда я поинтересовался: «Где вы будете это платье выгуливать?» - она кокетливо ответила: «Не знаю. Но это должно быть что-то эдакое, чтобы люди собрались понимающие и чтобы интересовались: где да откуда... А я им: «Да так, всё сама. Вы знаете, всё это очень просто».

А слова, которые Людмила Марковна произнесла в финале нашего разговора, - это своего рода гимн ее душевной стойкости и жизнелюбию: «Мозгами я понимаю, сколько мне лет. И прекрасно понимаю, что это не мое богатство. Так что, сложить крылья? Не сумею. Внутри меня винт, который не дает притормозить. Вот сразу я не могу повторить танец, который показывает балетмейстер, но ночью в своем воображении я репетирую его, танцую. А на следующий день танец уже и созрел. Голова - всё в ней. А если она начинает подводить - привет. Именно так протекает вся моя жизнь: танцы, музыка, одежда, разговоры с людьми, желание быть на виду или уходить в тень». - «То есть жизнь продолжается?» - «Жизнь продолжается. В общих чертах».

Мы записали наш разговор и расстались на пороге кафе. Но я еще долго стоял и, словно загипнотизированный, смотрел, как Людмила Гурченко под руку с мужем медленно шла в сторону своего дома. Какая это была красивая пара! А какие теплые слова адресовала Людмила Марковна своему Сергею в нашем интервью: «Серёжа, как и папа, никогда не мог мириться со злом. Он меня всегда защищает. От тех, кто может подойти внаглую и задать хамский вопрос, сфотографировать исподтишка. Он хорошо разбирается в музыке, всегда чувствует, что мне нужно делать и чего избегать. И почти всегда прав. Да нет, даже без «почти»...

Я отправил Людмиле Марковне материал на заверку и уехал в Берлин. Там меня разыскали и попросили срочно ей позвонить. Я позвонил, и она сказала мне, что хочет немного поправить интервью. На следующий день, когда я вернулся в Москву, мы созвонились. Проговорили, наверное, часа два. И знаете, в чем парадокс? Обычно актеры начинают править текст так, что убирают все острые места. И я, когда летел из Берлина, этого очень боялся. Но Людмила Марковна и в этом была не как все. Она ничего не убрала из нашей беседы, а только добавила и еще сильнее обострила какие-то моменты, сделала их жестче. Потом в редакции мне сказали: Гурченко призналась, что это было самое откровенное интервью в ее жизни. И, как оказалось, последнее…

Людмила Гурченко // Фото: Persona Stars

Людмила Гурченко по праву считается одной из самых известных советских актрис. Ей одинаково удавались как драматические, так и комедийные роли. Многие считали ее роковой женщиной, которая покоряла мужчин.

Личная жизнь артистки всегда была предметом пристального внимания. Ей приписывали романы с самыми красивыми мужчинами советского экрана, но сама Гурченко неизменно отказывалась отвечать на провокационные вопросы об отношениях с противоположным полом. В день рождения Людмилы Марковны «СтарХит» вспоминает самые яркие страницы биографии актрисы.

ШЕСТЬ МУЖЕЙ, ПЯТЬ РАЗВОДОВ

Первый муж Гурченко Василий Ордынский был старше ее на 12 лет. Однако этот никак не повлияло на разгоревшуюся между ними страсть. Людмила Марковна вышла замуж за успешного режиссера в возрасте 18-ти лет.

Что самое интересное, ни актриса, ни ее избранник не афишировали данный союз. Их официальные отношения продлились всего год, и в 1955-м артистка снова была свободна.

Следующим ее избранником стал Борис Андроникашвили. Именно в этом браке Гурченко родила единственного ребенка - дочь Машу. Однако даже появление малыша не смогло спасти супругов от расставания.

В своей автобиографии «Люся, стоп!» актриса рассказала о многочисленных изменах возлюбленного.

«Он как-то талантливо умел жить рядом, будучи только на своем берегу. С невероятной силой воли приходилось учиться жить вдвоем в одиночестве», – писала Людмила Марковна.

// Фото: Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

После выхода «Карнавальной ночи» в 1956 году актрису стала всенародной любимицей. Ее звали сниматься в лучшие постановки, а режиссеры мечтали поработать с талантливой, хоть и острой на язык звездой. В итоге, союз Гурченко и Андроникашвили просуществовал 12 лет.

После развода супруги нашли утешение в чужих объятиях. Так, Борис Андроникашвили начал встречаться с Нонной Мордюковой, а Людмила Гурченко уже через два года снова отправилась под венец.

// Фото: Кадр из программы «Пусть говорят»

ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ АКТРИСЕ

Обсуждать биографию Людмилы Марковны можно бесконечно долго. В ее жизни было столько невероятных, ярких событий, что их сложно даже представить. Актриса подарила зрителям десятки незабываемых образов. Ее героини из лент «Вокзал на двоих», «Карнавальная ночь», «Любовь и голуби» и многих других навсегда вошли в антологию российского кино.

В начале 2000-х Гурченко настигла новая волна популярности. Она записала несколько композиций вместе с , которые до сих пор пользуются популярностью.

Людмила Марковна вошла в историю и как законодательница моды. Ее утонченный богемный стиль восхищал как поклонников, так и всех знакомых артистки. После смерти артистки некоторые ее вещи были выставлены на аукцион. Средняя стоимость реликвии из гардероба звезды составляла 300 тысяч рублей.

В 2015 году биография великой актрисы ожила на большом экране. Сериал «Людмила Гурченко» был тепло принят критиками, а исполнительница главной роли смогла очень тонко и грамотно передать многогранный образ звезды.

Юлия Пересильд готова к резкой критике за роль Людмилы Гурченко

// Фото: Кадр из фильма «Легенда. Людмила Гурченко»