Мнения летчиков о крушении ту 154. Тайна трагедии под сочи раскрыта

В министерстве обороны России опровергли появившуюся версию о том, что катастрофа самолета Ту-154 в Черном море произошла из-за ошибки второго пилота.


Мгновение: Почему экипаж Ту-154 не вышел на связь?

"Все опубликованные слухи о якобы установленных причинах авиакатастрофы Ту-154 в Сочи — абсолютный бред и выдумка. Комиссия по расследованию авиакатастрофы продолжает работу, — сказал официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков. — Считаем недопустимым и аморальным пытаться голословно обвинять кого-то и выдумывать какие-то выводы до завершения расследования".

Ранее издание Лайф сообщало о том, что после полной расшифровки чёрных ящиков эксперты назвали . По мнению якобы специалистов Минобороны, Ту-154 потерпел крушение из-за того, что борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа.

По словам источника Лайфа, знакомого с ходом расследования причин катастрофы, человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154. "Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками", — рассказал изданию источник.

Эксперты считают, что это произошло после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки. Из-за этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел.

Также выяснилось, что ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

сайт сообщала о том, что, согласно одной из версий, самолет Минобороны РФ упал после того, как на пытался совершить маневр вправо. При этом у него была сильно задрана носовая часть.

"Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию. При этом по непонятным причинам самолёт шёл с большим углом тангажа. По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время манёвра вправо, — заявил ТАСС источник в силовых структурах. — В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 км/ч". По мнению специалистов, причиной такой ситуации могли стать ошибка экипажа и проблема с одним из двигателей.

ФСБ России также установила очевидца падения авиалайнера, по словам которого, экипаж пытался посадить . Свидетель отметил, что положение самолета в воздухе показалось ему странным даже для посадки, поскольку летел с неестественно задранным носом, словно мотоцикл, поставленный на заднее колесо. Через мгновение самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, после чего упал в воду и быстро затонул.

"Странное" снижение, о котором рассказал очевидец, могло быть вызвано рассинхронизацией уборки механизации крыла. По словам эксперта, по время взлета и посадки все части крыльев должны двигаться синхронно, а несинхронный выпуск закрылков, может привести к гибели лайнера, предположили эксперты.

"При неполной загрузке пассажиров, при наличии значительного количества пустых мест, можно загрузить самолет таким образом, и так рассадить пассажиров, что центровка выйдет за пределы допустимой. Это создаст проблемы на взлете и в полете, а, может быть, даже приведет и к сваливанию самолета в штопор.

На этом борту было 90 пассажиров. В Сочи они могли пересесть самостоятельно, ведь проводников-то нет. Пассажиры могли скучковаться на задних креслах, и это создало заднюю центровку, которая при взлете, после отрыва, ведет к задиранию носа, потере скорости и к сваливанию в штопор. Возможно, там была нарушена центровка из-за перемещения пассажиров", — вице-президент профсоюза летного состава России, заслуженный работник транспорта Альфред Малиновский.

"Наши специалисты, которые расследуют летные происшествия, одни из лучших в мире, и те выводы, которые они делают по результатам расследования, являются наиболее точными. Вспомните, например, тот же случай с Донецким самолетом, когда наши специалисты четко сказали, что и как произошло. Правда, мировая общественность отказалась принимать выводы наших экспертов и специалистов.

Было привлечено большое количество специалистов, работают аж три комиссии: в Адлере, и две в Подмосковье. То есть, непосредственно на Чкаловском аэродроме, еще привлечены силы 30-го института. Раньше это был головной институт ВВС, там тоже есть специалисты высокого класса. И, конечно, исследовательские центры, которые у нас в Раменском находятся, Люберецкий центр", — рассказал Pravda. Ru военный эксперт журнала "Арсенал Отечества", специалист в области применения военно-космических сил Алексей Леонков.

Крушение лайнера Ту-154 Министерства обороны РФ, разбившегося возле Сочи 25 декабря 2016 года, продолжает оставаться в центре общественного внимания. Члены комиссии и гражданские эксперты долго не могли понять, почему самолет упал в Черное море практически сразу же после его взлета и что произошло на борту. Наконец загадки оказались раскрытыми...

Специалисты, которые занимаются исследованием катастрофы Ту-154 около Сочи установили, что все системы самолета до его соприкосновения с водной поверхностью были исправны и работали в штатном режиме . Также было установлено, что взрыва на борту или около него до удара о море также не было. Явных действий пилотов, которые указывали бы на ошибки их пилотирования обнаружить тоже не удалось. Единственное, что удалось установить средствами объективного контроля так это непонятные действия командира воздушного судна. Командир использовал педали поворота руля направления, которые никогда не применяются при взлете. Зачем он это делал было непонятно, пока не обнаружили повреждения лопаток левого и верхнего двигателя. От попадания птиц таких повреждений быть не могло. Что же в действительности произошло?

У комиссии сложилось впечатление, что перед лайнером неожиданно возникло какое-то странное препятствие, которое командир попытался обойти. В данном случае вполне понятным становится использование пилотом педалей поворота руля направления. Необходимо было быстро уклониться от какого-то встречного "воздействия". Кроме того, становится понятной и реплика командира "Ух, ё-мое" . Вероятно, избежать встречного воздействия с каким-то объектом не удалось и самолет разбился, не смотря на попытки экипажа спасти положение.

Бомбы на борту не было, выстрела из ПЗРК тоже. Но самолет взорвался сразу после контакта с водной поверхностью. Произошел так называемый объемный взрыв , с которым хорошо знакомы в Ростехнадзоре. Так что же разорвало фюзеляж и людей на мелкие части?

Главным условием для объемного взрыва должно быть повреждение топливных баков. Авиалайнер продолжает лететь некоторое время окутанный туманом из мельчайших капель топлива. И достаточно небольшой искры или детонации, чтобы произошел такой объемный взрыв. В данном случае он произошел в момент удара Ту-154 о воду. Следовательно, что бы произошел такой взрыв, надо было предварительно повредить топливные баки самолета. На земле это сделать не реально, значит это произошло сразу после взлета, то есть в воздухе произошло столкновение с чем-то. Птицы сразу отпадают, они слишком мягкие для этого. Большой самолет тоже не проходит, его увидел бы локатор. Остается только беспилотный летательный аппарат .

При встречном столкновении (воздействии) с Ту-154 беспилотник врезался в самолет либо произвел выстрел в нижнюю часть левого крыла. Была нанесена смертельная рана самолету. Лайнер продолжал полет, но топливные баки его уже были повреждены, досталось очевидно и гондоле со стойкой шасси, а мелкие осколки от этого столкновения попали в левый и верхний двигатель, нарушив их нормальную работу. Топливо из поврежденных баков стало, как у подбитых бомбардировщиков времен Второй мировой войны, генерировать смертельный туман из мельчайших капель, который и привел к взрыву, - сообщает эксперт, давший пояснения Русскому Агентству Новостей.

Вероятно, комиссия Министерства обороны давно уже сделала необходимые выводы на основании полученных доказательств и доложило результаты расследования высшему руководству, сообщает сайт. Сейчас эти материалы не афишируются по причине подготовки встречи с новым президентом США - Дональдом Трампом. На этой встрече безусловно пойдет торговля за зоны влияния и российскому руководству необходимо иметь дополнительный козырь на них. Вспомните ситуацию с подводной лодкой "Курск" . Тогда дело удалось замять, Путин не стал афишировать информацию о том, что Курск был подбит американской подводной лодкой. В результате удалось избежать эскалации конфликта и получить многомиллиардные репарации, как в виде прямых денежных субсидий, так и инвестиций в различные сферы экономики. Подобное планируется повторить и сейчас. И в зависимости от того как сложатся эти переговоры, общественному мнению будет представлена "настоящая" или "выдуманная" версия авиакатастрофы.

Другие версии крушения авиалайнера подробно были разобраны нами в предыдущих статьях. Ссылки на них смотрите в комментариях под данной новостью.

Ниже смотрите видеоролик об одном уникальном учреждении. Есть информация, что именно из него в Сочи на борт Ту-154 был доставлен какой-то важный пассажир.

«Проверяют рабочих на аэродромах не так усиленно, как наc, летчиков»

Эксперты продолжают анализировать версии крушения Ту-154 над Черным морем, в котором погибли 92 человека. Их три - неисправность борта (эту версию считают приоритетной) человеческий фактор, то есть ошибка пилотов, и стороннее воздействие - взрыв на борту или даже .

В недавнем прошлом летчик «Аэрофлота» с 40-летним стажем летной практики, более 10 лет пролетавший на Ту-154, Владимир Сальников высказал нам свое мнение о версиях катастрофы:

Исходя из тех фактов, что известны на данный момент, я могу высказать две версии случившегося.

Первая - «человеческий фактор», связанный с тем, что экипаж, возможно, не совсем корректно выполнил свои обязательства по контрольным картам, а точнее - не включил подкачивающий насос.

Особенность Ту-154 в том, что двигатели получают топливо только из одного расходного бака, в котором помещается 3300 килограммов топлива. Остальные баки находятся в крыле. Из крыла топливо необходимо перекачать в расходный бак, чтобы работали двигатели.

Если по каким-то причинам не включили подкачивающие насосы, то могло быть так: самолет запустили, вырулили, взлетели - а при взлетном режиме используется максимальный расход топлива при максимальной тяге двигателей - то как раз на те самые 7-10 минут этого топлива и хватило. Дальше двигатели выключились.

Когда самолет идет на эшелоне, и выключаются подкачивающие насосы, то топлива хватает на 30 минут полета. А при наборе высоты его расход очень большой - максимум минут 10-15 хватит.

За это время самолет мог подняться на высоту примерно 4-5 км. И дальше - я рассуждаю как летчик - если действительно произошло то, о чем я говорю, то инженеру надо было, как только выключились двигатели, срочно включить подкачивающие насосы. А они очень мощные, порядка 4000 литров в минуту качают. И, качнув топлива в расходный бак, сразу приступить к запуску двигателей в воздухе. Тогда в любом случае хоть один из них запустился. Ну и самолет нормально полетел бы. Но если экипаж не смог быстро понять причину отказа двигателей, произошла некоторая паника, то это на борту всегда приводит к плачевным результатам.

И вторая версия - а она рождается из того, что фрагменты самолета, по сообщениям СМИ, разбросаны в радиусе от полутора до восьми километров. Если это так, то можно говорить о том, что самолет начал разваливаться еще в воздухе. Но тогда это - бомба. Потому что сам Ту-154 имеет очень крепкую конструкцию. Отвалиться там нечему. Я на нем пролетал 10 лет и точно это знаю.

Так что напрасно некоторые депутаты и эксперты сразу резко отвергли возможность теракта. Я, летая до прошлого года, часто наблюдал даже на самых крупных наших аэродромах такую картину, когда непосредственно у самолетов кого только нет: всякие уборщики и снег, и мусор возят… А проверяют этих рабочих не так усиленно, как наc, летчиков.

Людям, которые обеспечивают работу и безопасность аэропорта, платят копейки - 10-12 тысяч. На такую зарплату квалифицированные специалисты не идут. Бортпроводники - мальчишки, что в экипажах летают, это - 50 тысяч. А человек, который обеспечивает отправку самолета в полет (когда самолет запускается, он всегда на улице стоит) имеет зарплату 30-35 тысяч. Я уже не говорю о тех, кто грузит, убирает и мусор вывозит.

Вот и получается, что берут на эту работу гастарбайтеров. И вот такой человек года 3-4 работает, ведет себя безукоризненно, к нему постепенно привыкают, хотя, возможно, он все это время сочувствовал экстремистам.

Конечно, это лишь предположение, но вот представьте: машину с мусором вывозят с аэродрома, а потом почти такая же грязная она возвращается обратно. Я не уверен, что охранники заглядывают в каждый из баков и контейнеров, где присутствуют еще остатки прежнего мусора, где что-то течет, что-то воняет... Взрыватель для бомбы с помощью такой машины провести на аэродром очень даже легко. Пластид - тоже.

В подмосковном Чкаловском, откуда вылетал самолет, думаю, очень жесткую проверку проходят все, кто там работает, так как это - военный аэродром. Но в Адлере, где Ту-154 дозаправлялся, уверен, таких «военных» строгостей нет. А потому, считаю, нельзя исключать версию теракта. Возможно, его готовили не именно с этим самолетом, так как он должен был дозаправляться в Моздоке, а в Сочи оказался из-за плохой погоды. Взрыв могли готовить в принципе на любом другом самолете, к которому легче всего было бы подобраться. Но таким бортом оказался именно Ту-154 Минобороны. Во всяком случае, большой разброс осколков на месте трагедии очень настораживает, и напоминает недавнюю египетскую катастрофу.

Участники расследования авиакатастрофы Ту-154 над Черным морем посекундно восстановили обстоятельства крушения лайнера. Об этом пишет «Коммерсант» .

В день крушения Ту-154 должен был совершить два тренировочных полета по перевозке войск (пассажиров), техники и грузов. Первый полет прошел штатно, но второй «с самого начала не задался». По мнению экспертов, командир Ту-154 Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле - во время перемещения машины по рулежным дорожкам. Волков якобы «никак не мог понять», с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы.

В итоге лайнер поднялся в воздух в 5:24 с курсом 238°. Уже на седьмой секунде после взлета в кабине пилотов, по мнению участников расследования, возникла особая ситуация: «Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели». Капитан упустил контроль над параметрами взлета сам и отвлек от работы коллег, считают эксперты.

Затем Волков задал Ту-154 правильный тангаж 15°, но почти сразу же совершил первое «нелогичное» действие, отклонив штурвал от себя и замедлив набор высоты. На 53-й секунде полета, когда Ту-154 поднялся всего на 157 метров, Волков приказал убрать закрылки, хотя по регламенту это нужно делать на высоте 500 метров. Сам он при этом продолжал отклонять штурвал от себя. В итоге лайнер на отметке в 231 метр перешел на снижение.

Самолет начал быстро (по 6–8 метров в секунду) терять высоту, сработали предупреждения экипажа об опасном сближении с землей. Однако никто из летчиков не обратил на это внимания.

На высоте в 67 метров сработала сигнализация «Левый крен велик», а когда до воды оставалось 34 метра, Волков повернул штурвал до упора вправо, пытаясь исправить ошибку, но было уже поздно. На 73-й секунде полета Ту-154, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул. В момент столкновения левый крен был около 50°, а приборная скорость - 540 километров в час.

По мнению экспертов, катастрофе сопутствовали усталость и слабая профессиональная подготовка экипажа. Капитан Волков потерял ориентировку в пространстве, попав во власть так называемых соматогравитационных иллюзий. Вестибулярный аппарат «подсказал» ему, что самолет слишком интенсивно набирает высоту, и летчик начал опускать нос самолета.

Ту-154, летевший из Сочи в Сирию , потерпел крушение над Черным морем 25 декабря 2016 года. На его борту находились 92 человека, все они погибли. Среди жертв крушения оказались артисты ансамбля имени Александрова и Елизавета Глинка (Доктор Лиза).

В конце мая Минобороны огласило часть итогов расследования катастрофы Ту-154. Комиссия отвергла версии с некачественным топливом, перегрузкой и воздействием внешних факторов. По данным военного ведомства, катастрофа, скорее всего, произошла из-за нарушения пространственной ориентировки командира.

После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 - параметрического и речевого - эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы, сообщает Лайф .

По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

Тяжёлый и неуправляемый

РАСШИФРОВКА:

Скорость 300... (Неразборчиво.)

- (Неразборчиво.)

Забрал стойки, командир.

- (Неразборчиво.)

Ух, ё-моё!

(Звучит резкий сигнал.)

Закрылки, сука, чё за х**ня!

Высотометр!

Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

- (Неразборчиво.)

Командир, мы падаем!

Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.

Пилоты, летавшие на Ту-154, с которыми пообщался Лайф, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал, - рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154. - От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть.

Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками, - рассказал Лайфу Толбоев.

По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Трагический опыт

Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

На фото (слева направо): Командир корабля Волков Роман Александрович и помощник командира корабля капитан Ровенский Александр Сергеевич. Фото: © Минобороны РФ

Скорее всего, ни командир самолёта Роман Волков, ни второй пилот Александр Ровенский, закончившие военные училища в начале нулевых годов, не проходили специальной лётной подготовки, - говорит источник Лайфа в комиссии по расследованию катастрофы в Сочи.

По его словам, если бы пилоты прошли специальную подготовку пилотирования в экстремальных ситуациях в Липецком авиацентре переподготовки военных пилотов или в ЛИИ имени Громова, то, возможно, катастрофы можно было бы избежать.

В военных училищах, которые закончили пилоты, их вряд ли обучали, как при сбое работы закрылков на малых высотах выставить их на обратный выпуск, чтобы вывести лайнер из запредельного угла атаки, - пояснил эксперт.

Кроме того, инженеры Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах не исключают, что, когда экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, у него был хороший шанс на спасение, если бы не перегруз.

О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолёт начал терять высоту, первой о воду ударилась именно хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море, - говорит источник Лайфа в Минтрансе РФ.

По его словам, нельзя исключать, что багажный отсек просто перегрузили.

Ведь это был чуть ли не последний вылет гражданского борта в Сирию, и родственники и сослуживцы находящихся в командировке военных могли упросить руководство аэродрома и экипаж взять на борт лишнего, - говорит эксперт. - А во время полёта и после посадки в Сочи груз могло растрясти. Во время взлёта из Сочи груз сдвинулся в хвостовую часть лайнера, и машину при внештатной ситуации с закрылками потянуло вниз.

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания "223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющий перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.