Нанесение декоративной штукатурки графито грация острова губкой. Преимущества и применение декоративной штукатурки графито

Штукатурная смесь Графито — это полимерно-модифицированная смесь на цементной основе. Штукатурка разработана с повышенными характеристиками износостойкости и может быть применено для отделки практически любых поверхностей: как уже эксплуатирующихся (ремонт), так и вновь возведенных. Структуре поверхности, выполненной по технологии Графито, можно придать вид керамогранита, кафельной плитки, ламината, силикатного или облицовочного кирпича, а также текстуры натурального или искусственного камня.

Толщина наносимого слоя от 0,5 до 15 см и, что примечательно, при этом не происходит его сползания, характерного для других видов штукатурки.

Состав и свойства штукатурной смеси системы Графито.

Графито – штукатурный раствор, состоящий из белого цемента и полимерных добавок. Благодаря этим добавкам, он способен приобретать объемную форму и фактуру любого материала. Кроме того, смесь Графито имеет ряд свойств, отличающих ее от обычной штукатурки:

  • пластичность? смесь легко наносится на стену, при этом сокращаются сроки производства работ;
  • поверхность, отделанная штукатуркой Графито — огнстойка;
  • смесь легко окрашивается с применением пигментов;
  • Графито можно нанести практически на любое основание, будь то бетонные, кирпичные, пенобетонные, газобетонные, пенополистерольные или деревянные поверхности, а также металл и даже пластик.

Работа со штукатурной смесью Графито не ограничиваются работами только внутри помещений. Благодаря присущим ей качествам, она может использоваться для отделки фасадов, а также устройства полов, включая помещения с влажным режимом (бани, сауны и пр.). При этом полы могут имитировать мозаику, метлахскую плитку или декоративный кирпич.
При оформлении придомовых участков, покрытию дорожек можно придать вид выложенных из природного камня или брусчатки.

Технология нанесения штукатурной смеси Графито.

Перед нанесением штукатурки требуется проведение некоторых видов подготовительных работ. Для уже эксплуатирующихся помещений следует убрать старую краску, отставшую штукатурку, пыль и грязь. Любую поверхность перед нанесением штукатурного слоя следует загрунтовать. Для выполнения работ по технологии Графито используется обычный штукатурный инструмент. После нанесения штукатурного слоя, для получения имитации, например,облицовки природным камнем или кирпичной кладки, используют силиконовые формы, прижимая их к оштукатуренной поверхности.
Для получения растительного орнамента, оштукатуренную поверхность прокатывают фактурными валиками. Благодаря такой технологии возможно получить широкий ассортимент различных вариантов отделки.

Декоративное покрытие ГРАФИТО? цена.

Наряду с высокими техническими характеристиками и широкой областью применения декоративной штукатурки Графито, сдерживающим фактором для ее широкого применения является достаточно высокая стоимость. Цена одного квадратного метра отделываемой поверхности колеблется от 2000 до 3500 рублей, в зависимости от сложности наносимой фактуры, вида и состояния основания и пр. Поэтому, такой вид покрытия применяется в качестве оригинальной отделки отдельных участков интерьера, таких как колонны, пилястры камины и пр. Такие поверхности, облицованные с помощью системы Графито , приобретают эксклюзивный внешний вид и могут преобразить любой интерьер.

Читаемые статьи

  • Технология производства искусственного из гипса или гипсополимера
  • УДИВИТЕЛЬНАЯ ШТУКАТУРКА
  • ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО КАМНЯ ГРАФИТО СТОУН
  • Отделка фасадов: Как избежать ошибок?
  • Реставрация с применением технологии Графито
  • Шедевр из собственного дома или о технологии «Графито»
  • КРИЗИС: КАК ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ. КАК СОХРАНИТЬ КОМПАНИЮ. КАК УДЕРЖАТСЯ НА РЫНКЕ.
  • Декоративная штукатурка Графито - путь к широкому применению
  • Декоративный, печатный, штампованный
  • Разнообразие дизайнерских решений с использованием декоративной штукатурки графито в интерьере и экстерьере домов и ландшафтном дизайне.
  • Внутренняя и внешняя отделка дома
  • АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН ЭПОХИ ВОДОЛЕЯ
  • Как выбрать облицовочный камень
  • Технология «ГРАФИТО» - революция в дизайне
  • Во что и куда инвестировать во время кризиса. Инвестиции.

Штукатурка графито (grafito), штукатурка. купить, отделка, цены, услуги в калининграде

«ПЕЧАТНЫЙ БЕТОН» – обобщенное название схожих аналогичных технологий. Это разновидность отделочных материалов (от различных производителей, которые выпускаются и представлены на рынке каждый под своим брендом) . В России, печатный бетон, стал набирать популярность лишь в последнее время. Этот материал уже давно получил свое распространение в Европе и США. Оригинальная отделка загородных домов, жилых и торговых помещений, кафе, офисов, развлекательных заведений, заборов, бассейнов, полов, придомовой территории и мн. др. – все это под силу технологии «Печатный бетон». Для удобства и понимания заказчиком о чем конкретно идет речь, обобщенное название «ПЕЧАТНЫЙ БЕТОН», мы умышленно разделили на два понятия: «ТОНКОСЛОЙНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ БЕТОН» и «ОБЫЧНЫЙ ДЕКОРИРОВАННЫЙ ПЕЧАТНЫЙ БЕТОН». О схожести и отличиях этих двух направлений читаем ниже.

Тонкослойный печатный бетон по технологии «Домаск-бетон»

(аналоги: Domotek, Grafito, Fleks-c-ment, Flex-beton и др.)

Применяется:

  • Вертикальные поверхности (толщина наносимого слоя от 0, 5см до 3см) - стены интерьера, фасады, цоколи, колонны, арки, своды, камины, барбекю, печи, подпорные стены, откосы, обрамление оконных и дверных проемов, декоративные бордюры вдоль стен, ступеней и лестничных маршей, декоративные водоемы и бассейны, садовая мебель из бетона, заборы и мн. др.
  • Горизонтальные поверхности (толщина наносимого слоя 1-1, 5см) -полы, дорожки, крылечки, тротуары, террасы, придомовая территория, балконы, ступени, лестничные марши, ступени, отмостки и т. д. Основанием под отделку могут служить - бетон, любой кирпич, различный строительный блок, ДСП, ЦСП, ОСБ, дерево, гипсокартон, полистирол, каменная вата, старая плитка, металл и т. д. Основным и главным требованием к основанию является его целостность и не подвижность.

Преимущества другими отделочными материалами:

  1. Не требует особой подготовки основания (оштукатуривания, шпатлевания, затирки и т. д.) , допускаются сколы, рытвинки, неровности, шероховатость и т. п. , что исключает денежные затраты и время заказчика на данные процессы при подготовке поверхности.
  2. Декоративно-защитное используется как внутри так и снаружи помещений.Имеет следующие характеристики: морозостойкость (не менее 300циклов) , не горючий материал, (применим в отделке каминов, печей, барбекю, с системами «теплый пол») , гидрофобный (обладает грязе и водоотталкивающими свойствами) при этом оставаясь дышащим (паро пропускаемым) , что очень важно в отделке фасадов, прочный (покрытие для стен-1260кг/м3, что сравнимо с прочностью красного кирпича, покрытие для -1900кг/м3, что сравнимо с бетоном М300) , смесь проармирована фиброволокном.
  3. Имеет относительно небольшой вес (в готовом высохшем состоянии-смесь для вертикальных покрытий) . Например вес 1м2, на вертикальном основании, с толщиной слоя в 1см (а это как правило 60-70% предпочтений заказчиков) составляет 13-15кг, что сравнимо с весом клинкерной плитки, да и то далеко не любой, не говоря уже о каком либо декоративном (искусственном) или натуральном природном камне (от 45кг/м2) , что позволяет смело применять данное покрытие на фасадах, утепленных полистиролом или каменной ватой, без боязни того, что что-то отвалится, «отстрелит фрагментом» или вообще упадет, потянув за собой весь утеплитель. Также, за счет своего небольшого веса минимизируется дополнительная нагрузка на фундамент здания.
  4. С помощью декоративного покрытия можно имитировать различную фактуру-дерева, доски, коры, различной (в том числе клинкерной) , всевозможного природного камня (булыжник, брусчатку, бут, сланец, песчаник, травертин и т. д) , различного искусственного камня, кирпича, не обработанных каменных плит (гранит, базальт и др.) и многих других фактур. При этом всём, следует учесть еще один не маловажный фактор, который заказчик не всегда учитывает при выборе отделочных материалов-это сам материала! Несколько примеров: отделка арки, колонны, обрамление окна, отделка откоса или даже просто стены каким либо другим искусственным материалом-сколько надо материала? Правильно, несколько больше, а иногда и гораздо больше, чем фактический метраж отделываемой поверхности, по-скольку все искусственные (и не только) материалы имеют определенные размеры, с которыми практически всегда возникают проблемы при укладке, приклеиванию, подгонке, чтобы закрыть отделываемую поверхность!
  5. Отсюда-подрезки материала и как следствие его остатки (которые как правило уже нигде не применимы) т. е. перерасход, что выражается в лишних денежных затратах и потерянном времени. Также надо помнить и знать, что отделка наружных углов, как правило осуществляется «элементами», которые стоят (как например в случае с декоративными видами камня или плитки) очень не дешево, где идет «за штуку» и может доходить до 50% от стоимости данного вида камня за 1м2. А что тогда можно сказать про отделку ступеней (металлических, бетонных) и лестничных маршей, да еще «поворотных», где размер ступеней не всегда одинаков? а как закрыть и отделать торцы и подступенки, чтобы это выглядело красиво? как отсечь ступени от стены в месте примыкания (плинтус, бордюр) , чтобы это было привлекательно и не обычно? и сколько же на это все потребуется материала и времени? Дальше можно не продолжать, потому что, как и сколько не считать, все равно никогда точно не высчитать, но то, что в итоге такой (традиционными материалами) будет на прядок, а то и более дороже, нежели изначально рассчитываемая, в этом нет никаких сомнений.

    В нашем же случае, с применением данной технологии, заказчик платит за материал ровно столько, сколько его требуется (фактически!!!) для отделки той или иной поверхности, ни какого перерасхода материала нет, а также в разы уменьшается само время на выполнение работ.

  6. Окраска готового декоративного покрытия может быть практически любой. красителей-более 20 цветов, которые можно смешивать между собой. При желании, готовой поверхности можно придать «эффект старения», будь то любой камень, плитка или дерево, поверхностям «под камень» также возможно придать эффект вкрапленного антрацитового песка, что дает большую привлекательность готовому покрытию в солнечную погоду и при включенном свете, когда от поверхности исходят отдельные отблески различного цвета. Готовое покрытие «закрывается» финишной пропиткой, которая в свою очередь создает дополнительную защиту готовой поверхности от атмосферных воздействий (отталкивает грязь и воду) , а также защищает окрашенную поверхность от выгорания (в состав пропитки входят фильтры от УФ излучения) . Напольные покрытия для дополнительной защиты, также закрываются специальными лаками (которые тоже предотвращают выгорание краски) , но при этом еще, рассчитаны на более интенсивную нагрузку, не подвержены воздействию щелочей, солей, жиров, пятен от нефтепродуктов и т. п.
  7. Возможность комбинирования при отделке. Скажем, заказчик хотел бы на одной поверхности увидеть и камень и доску или к примеру гранитную фактуру покрытия стены, но с фрагментально «якобы отвалившимися кусками», под которыми видно более «старое основание» из якобы старого кирпича. Или скажем, отделка фасада в альпийском стиле, где применяется такой элемент как фахверк. Все можно в один прием, одним материалом, с имитировать кирпич и доску и т. д.
  8. Все ограничивается лишь фантазией. При этом, что очень важно! исключаются-поиски и выбор разных материалов, доставка этих материалов на объект, погрузка-выгрузка (при которых часто можно, что-то сломать, разбить и привести в негодность) подгонка по размеру и цвету, состыковка разных по своей сути и характеристикам различных материалов, поиск бригад отделочников, каменщиков, если надо то и художников и декораторов, которые скажем, делают одно, но не работают с другими материалами и т. д.

  9. За готовым покрытием легко ухаживать. Достаточно лишь (при необходимости) промыть его легким мыльным раствором, холодной или теплой водой, с применением мягкой ветоши или щетки с мягким ворсом. Не маловажным моментом является еще и то, что при необходимости, в случае какого либо повреждения готового покрытия (сколы, вмятины и т. д.) , которые могли произойти при небрежном отношении к покрытию или же в случае эксплуатации покрытия в на которое данное покрытие не рассчитано, данная технология позволяет, провести ремонт и восстановление поврежденного участка таким образом, что покрытие приобретет практически свой первоначальный вид, как по фактуре, так и по окраске и восстановленный участок будет практически не заметен.
  10. Ввиду всего выше изложенного, можно с уверенностью утверждать, что технология тонкослойного печатного бетона, на сегодняшний день является одной из самых передовых и универсальных на рынке отделочных материалов и услуг и все больше набирает популярность в России и в Калининградской обл. , к тому же она давно зарекомендовала себя с самой положительной стороны в странах Запада (применяется в США более 25лет, в Европе более 10 лет, в России чуть более 5 лет) . Мастерская декора «Ренессанс мастер» первая кто начал внедрять данную технологию в Калининградской обл. с 2009г. За это время нами приобретен огромный опыт и наработки, проверены на практике заявленные (производителями) тех. показатели, учтены все плюсы и минусы (которые тоже имеют место быть, ведь в мире нет ничего идеального) и как следствие, сегодня, мы хорошо понимаем и представляем возможности данной технологии, что, где и как при помощи оной можно сделать, а что нельзя и т. д.

Другие возможности в изготовлении и отделке объектов по технологии тонкослойного печатного бетона.

  • Лепнина, это одно из самых интересных, эксклюзивных и порою завораживающих видов отделки и декора. С помощью наших материалов, работы по лепнине могут легко выполнятся вне помещений, ведь наши материалы морозостойки и очень прочны.
  • Изготовление и отделка или просто отделка таких индивидуальных объектов как- искусственные камни, валуны, глыбы, скалы различных размеров. Изготавливаются они из полистирола, пеноблока, газосиликатного блока или просто из строительного мусора (отходов) , которого всегда в достатке остается после строительства того или иного объекта. А также изготовление и отделка или только отделка таких эксклюзивных объектов как исскуственные гроты, водопады и т. п.
  • Также мы предлагаем отделку таких декоративных элементов из полистирола как капельники, карнизы, русты,пилястры,вставки и т. п. , прямо на объекте, когда все эти элементы уже прикреплены на фасаде. При помощи наших материалов они приобретут совсем иной и неповторимый вид, в отличии от варианта их окраски обыкновенными фасадными красками.

В конечном счете, выбор всегда остается за заказчиком и только ему принимать решение в выборе того или иного материала. Но мы с твердостью можем сказать - приходите к нам-НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!.

Обычный декорированный печатный бетон по технологии «DOMASK-BETON»

(аналоги: Domotek)

Применяется:

  • Только на горизонтальных поверхностях (толщина слоя от 5см до 15см) - в изготовлении полов, дорожек, тротуаров, придомовой территории, стоянок под транспорт, въезды в гараж, отмостки и т. п. В отличии от тонкослойного печатного бетона, данный вид покрытия изготавливается «с ноля» и в нем (как правило) не предполагается уже готового основания на котором производится декоративная отделка. Данный вид декорированного печатного возможен (и даже более предпочтителен) в случаях, когда необходимо облагородить какую либо территорию или сделать «капитально» полы, при этом надо понимать, что такие полы могут быть отапливаемыми лишь теоретически, по-скольку это не совсем целесообразно, из-за толщины покрытия.
Преимущества перед другими материалами:
  1. Самым главным преимуществом перед другими материалами для мощения, в печатном бетоне является его прочность и долговечность.
  2. Марка используемого бетона - не менее М300, с добавкой армирующего фиброволокна, специальных пластификаторов и пропитки, которые делают бетон еще более прочным, гидрофобным (водо и грязеотталкивающим) , а значит более морозостойким и долговечным.
  3. Почти также, как и в случае с тонкослойным видом печатного бетона, на данном виде покрытия можно выполнить различные и разнообразные (в т. ч. комбинированные) фактур «под камень», «плитку», «доску» и т. д. , что является в плане дизайнерских решений несомненным преимуществом перед традиционными видами плитки для мощения, где выбор фактуры (формы) как правило не превышает 8-10 вариантов, а цветового решения и того меньше, к тому же зачастую, через пару-тройку лет от изначального плитки (особенно темных тонов) , практически ничего не остается (происходит банальное выцветание от солнечных лучей-ультрафиолета) . В технологии же печатного бетона применяются исключительно красители, устойчивые к УФ-излучению, что гарантирует устойчивый цвет на все время эксплуатации данного покрытия.
  4. Готовое покрытие из печатного бетона представляет собой проармированную монолитную плиту, а значит, в отличии от той же тротуарной плитки исключаются такие неприятные моменты как просадка основания грунта (вследствии вымывания песчаного основания внешними водами) и как следствие - не ровное, местами просевшее «ухабистое» покрытие. Также, исключается вечная борьба с травой, которая постоянно вылазит в местах стыков-примыканий плитки. Но самое главное-- исключается «качество» изготавливаемой плитки о котором нет смысла даже говорить, достаточно посмотреть на улицы наших городов, когда после укладки и не долгой эксплуатации (1-3 года) от первоначального вида и состояния практически ничего не остается.
  5. Еще одним моментом является то, что покрытие из печатного бетона нет необходимости обрамлять бордюром, что исключает дополнительные финансовые затраты на его закупку (где цена идет за погонный метр или за штуку) и его устройство (укладку) , а также сокращает время выполняемых работ.
  6. Также, не маловажным моментом является то, что в случае какого либо не предвиденного повреждения готового покрытия (сколы, рытвины, трещины и т. д) , его можно отремонтировать таким образом, что места (ремонта) , будут практически не отличимы (как по фактуре рисунка, так и по цвету) от первоначального вида.
  7. За покрытием из декорированного печатного бетона легко ухаживать, достаточно переодически сметать мусор и при необходимости промывать водой (можно под напором) , применяя при этом, если надо, обыкновенные моющие средства (без абразива) . Один раз - в два года (в теплое время) , предварительно выполнив уборку и дав полностью высохнуть, покрыть основание акриловой пропиткой (лаком на водной основе, который продается в строительных магазинах как пропитка «по камню» или «по кирпичу») в один-два слоя. Эти пропитки при +20С высыхают в течении 10-15 мин. Обновленное таким способом покрытие вновь преобретет «эффект мокрого камня» и будет выглядеть опять как новое.

Мы сотрудничаем с компанией «DOMASK-BETON» (являясь официальным представителем в Калининграде и обл.) российским производителем материалов для печатного бетона. Выпускаемые им ингридиенты доработаны и адаптированы под климатические условия России (в частности Сибири) и на сегодняшний день являются одними из лучших материалов из производимых аналогичных на российском рынке, что подтверждено опытом и практическими работами самой компании «DOMASK-BETON» вот уже на протяжении более 10-и лет.

Звоните, задавайте все интересующие вопросы, приходите к нам в офис и мы с радостью, вместе с Вами найдем то или иное решение в отделке различных объектов. И помните, что в каждом конкретном случае наш подход и сделанная работа индивидуальны и практически неповторимы, по-скольку даже мы сами

вряд ли сможем сделать две одинаковые работы.

Мы работаем не только для Вас, но и потому, что очень любим то дело, которым занимаемся. Приглашаем к сотрудничеству-дизайнеров, архитекторов, индивидуальных и корпоративных застройщиков, отделочников.

Тонкослойный печатный бетон, примеры

Еще примеры, тонкослойный печатный бетон.

Стоимость

от 450 руб/м2 - отделка вертикальных интерьера, фасады, цоколь и т.д.
  • от 750 руб/м.п - отделка откосов, декоративные вставки, полосы, колонны и т.д.
  • от 550 руб./м2 - отделка горизонтальных поверхностей тонкослойным (печатным бетоном).
  • от 550 руб./м.п . - отделка по бетону, ступеней, лестничных маршей и т.д.
  • от 1800 руб./м2 - отделка каминов, барбекю, печей.
  • от 950 руб/м.п. - отделка арок, сводов, декоративных элементов и т.д.
  • от 450 руб./м.п. - отделка декоративных элементов из пенополистирола и пенополиуритана уже закрепленных на поверхности основания..
  • от 350 руб./м2 - отделка вертикальных поверхностей,стены, фасады, цоколи и т.д.(аналог Графито-Кантри).
  • от 35000 руб./шт. - изготовление декоративных водопадов "под ключ".Могут быть угловые и пристенные.Прочность,возможность переносить.Можно с подсветкой.
  • Цена договорная - изготовление камней,валунов,скал,гротов и т.п.,любых размеров.

Все работы выполняются согласно технологиям - "Домаск-Бетон","Графито","Домотек","Флекс-с-мент","Флекс-бетон".

Более подробную информацию Вы можете получить позвонив по телефону

7 921 608 61 43 - Сергей

Обычный декорированный печатный бетон, примеры

Еще примеры, обычный декорированный

Стоимость

  • от 550 руб./м2 - изготовление (сооружение) садовых и тротуарных дорожек, парковок, придомовой территории по технологии "Печатный бетон" (без учета стоимости подготовительных и материалов).

Сграффито в переводе с итальянского означает «процарапанный». По сути, это не вид декоративной , а особенный, оригинальный вид нанесения. Техника выполнения намного ближе к рисованию и лепнине, поскольку результатом такой отделки является рельефное цветное изображение.

Штукатурный слой может быть не только однородным, фактурным или включать в себя разнообразные интересные наполнители. Штукатурка сама может быть основой художественного полотна. В этом суть искусства сграффито.

Понятие и особенности

В качестве материала использовать разрешается любой высокого качества. Причем допускается как однородная , так и имитирующая , то есть, с наполнителем из . Единственное требование – последняя не должна включать фракцию с диаметром больше 3 мм, а для последнего отделочного слоя так и не более 1,5 мм.

Основной штукатурки для сграффито может служить:

  • марки М400 в соотношении с 1:2, 1:3, 1:4;
  • цемент-известь в пропорции к песку 1:0, 2:3, 4:4,5 и так далее;
  • гидравлическая известь – она наиболее прочна, в соотношении с кварцевым песком 1:4,5.

Традиционные для сграффито не годятся: формирование рисунка производится в «мокром» состоянии, когда штукатурка еще сохраняет пластичность. Гипсовая же слишком быстро высыхает и рабочий период ее оказывается слишком коротким.

Суть техники сграффито такова: на поверхность наносят несколько штукатурных слоев разного цвета. А когда верхний слой схватывается, но еще не просох, приступают к созданию изображения: разными инструментами удаляют верхние слои штукатурки, чтобы обнажить слой нужного цвета. В результате формируется сложное многоцветное изображение или узор.

Более подробно о технике сграффито и ее видах расскажет виде ниже:

Преимущества и недостатки

Преимущество такой техники таковы:

  • абсолютная индивидуальность оформления – даже если в качестве шаблона использовалась знаменитая фреска, ее отражение на штукатурке будет совершенно неповторимым;
  • штукатурка влагостойкая, такая отделка допускается в самых сырых помещениях. Можно мыть даже с использованием бытовой химии;
  • ни плесени, ни грибкам отделка не поддается;
  • и конечно же, не горит и не поддерживает горения.

Недостатки ее связаны со сложностью нанесения:

  • рельеф особенно сложный и тонкий в какой-то степени собирает пыль, а также копоть и жир, если речь идет о кухне. Поэтому очищать такую поверхность следует чаще;
  • время формирования изображения относительно невелико, однако сама техника весьма трудоемка, так что стоимость такой услуги велика.

Сграффито в интерьере (фото)

Роль в интерьере

Столь эффектное и оригинальное оформление редко когда занимает всю поверхность стены, а тем более всех стен в комнате. Такой прием использовался в парадных залах дворцов, однако в современном, тем более, городском жилище, это неприемлемо.

Рельефное изображение – очень яркая деталь интерьера. Она значительно привлекательнее мебели, например, и при чрезмерном использовании превратит гостиную или спальню в музей. Исключение составляет только ванная – невелика, и не предполагает ощущения пространства, как в жилых комнатах. Но и в этом случае стены и потолок нужно связать не столько одинаковыми мотивами, сколько единством темы.

Зато в качестве фрагментарной отделки сграффито не знает себе равных:

  • стенные панно – на фоне однородной отделки смотрятся особенно эффектно, действительно как картины;
  • интересно сочетание сграффито с отделкой , повторяющей по цвету или фактуре фоновый слой штукатурки – , мрамор, оникс. В этом случае картина как бы выступает из облицовки стены;
  • выделение архитектурных деталей – ниши, например, обрамление кровати, стены над ванной и прочее. Отделка привлекает внимание и тем самым, зонирует помещение;
  • целиком стену может занимать панорамное изображение . В этом случае его делают двух- или трехцветным, причем с цветами близкого оттенка. Здесь сграффито имитирует настоящую фреску;
  • отделка потолка – причем в маленькой комнате сграффито может занимать практически весь потолок за исключением розетки под люстру и основательного бордюра. А вот в большой лучше разделить потолок на сектора, где рельефное изображение будет чередоваться с более однородной структурой.

О технологии штукатурки графито кантри расскажет это видео:

Возможные цвета

Традиционно для сграффито используют природные пигменты. Именно эта особенность и повышает стоимость штукатурного слоя. Дело в том, что для сграффито цвета должны быть насыщенными, поэтому содержание пигмента в смеси в десятки раз больше, чем в лакокрасочном составе того же оттенка и интенсивности.

Используют щелочестойкие пигменты поскольку в состав штукатурки входит известь.

  • Так, перекись марганца обеспечивает различные оттенки серого.
  • Охра позволяет получить разнообразный желтый и коричневый.
  • Оксид хрома создает яркую или густую зелень.
  • Ультрамарин обеспечивает чистейший синий цвет.
  • Красный порождает мумия и киноварь.
  • А розовый создает совсем уже «простой» пигмент – молотый красный кирпич.

Расход природного цветного пигмента очень высок: например, для получения штукатурки синего цвета нужна 1 доля , 3 доли и 0,5 от объемной доли ультрамарина. А поэтому множество современных составов для сграффито делают на основе синтетических красителей.

Плюс такого решения – снижение стоимости, большое разнообразие красок, их интенсивность. Минус – для росписи в стиле фрески нужны не столько яркие, сколько природные оттенки, что возвращает мастера-штукатурщика к старым проверенным природным красителям.

Как изготовить раствор для нее своими руками?

Основой отделки сграффито служат самые привычные с повышенной долей пигмента. Сделать их самостоятельно вполне по силам даже новичку. Основная сложность заключается вовсе не в приготовлении смеси, а в финальной обработке поверхности.

Составы вполне традиционны, например, смесь золотистого цвета из расчета на 10 кг включает в себя такие ингредиенты:

  • портландцемент (белый, разумеется) – 600 г;
  • известковое тесто – 2 кг;
  • кварцевый песок, лучше всего, люберецкий – 7 кг;
  • золотистая охра – 400 г.

Наполнители и пигменты могут варьироваться, при этом масса портландцемента и известкового вяжущего должна изменяться в соответствии с массой другого компонента.

Последовательность изготовления одинаковая:

  1. Сначала смешиваются мелкодисперсные компоненты, затем добавляется наполнитель, а в последнюю очередь – вода, до получения сметанообразной консистенции.
  2. Несколько иначе готовится последний слой. Он представляет собой водный раствор компонентов. Чаще всего наносится кистью, а не шпателем.
  3. Состав последнего слоя таков из расчета на 10 кг сухой смеси:
    • портландцемент 400 – 2 кг;
    • известь-пушонка – 1,32 кг;
    • песок – 2 кг;
    • доломитовая мука – 3,34 кг;
    • пигмент – не более 1,32 кг.
  4. Финишный слой может включать только мелкие фракции наполнителя – от 1,5 мм и ниже. Готовится состав так: сначала смешивают известь, цемент и краситель, затем соединяют с песком и доломитовой мукой. Состав затворяют водой за 30 минут до использования. Консистенция жидкая.

Техника нанесения

Сама по себе технология, техника нанесения штукатурки сграффито не слишком отличается от обычной: подготовка, нанесение грунтовочного слоя и нескольких тонких накрывочных слоев. А вот финишный этап обработки требует массы специальных инструментов и умений.

Необходимые инструменты

  • Кельма – мастерок с закругленными краями.
  • Полутерок или терка, полиуретановая или деревянная, для разглаживания и уплотнения слоя – здесь это крайне важно. Лучше всего использовать несколько, если сграффито многоцветное.
  • Широкие кисти – для тонких слоев штукатурки.
  • Резцы – лезвия с различным профилем для прорезания слоя.
  • Скоблилки – приспособления для удаления слоя.
  • Трафареты и шаблоны для тонкослойного сграффито.

Процесс оштукатуривания

  1. Выровненную и очищенную поверхность смачивают водой. После того как влага впитается, наносят грунтовый слой – смесь гашеной извести и песка. В качестве грунтовочного слоя может использоваться один из цветных растворов. Слой уплотняют и затирают полутерком. Ни в коем случае нельзя допускать появления раковин. Рекомендуется сделать насечки, чтобы следующие слои держались лучше.
  2. Спустя 20–25 минут, когда первый слой схватится, наносят второй – цветной. Его толщина самая большая — 6–7 мм.
  3. Через 15–20 минут наносят второй слой. Он тоньше – 3–4 мм.
  4. Чтобы штукатурка обладала достаточной прочностью, количество слоев не должно превышать 5–6. Причем каждый следующий слой становится все тоньше. При этом укрывистость его должна быть достаточной: сквозь верхний слой нижний не просвечивается.
  5. Финишная отделка изготавливается более жидкой и наносится кистью. Ее толщина – 1–2 мм.
  6. Спустя 20 минут можно приступать к вырезанию изображений. Делать это можно в течение 5–6 часов, после схватывания последнего слоя. Поэтому работа по созданию рисунка должна проводиться непрерывно. При больших объемах, последний слой наносят поочередно на участки такой величины, которые могут быть обработаны за 5–6 часов.

Методы конечной обработки

Основной

При слишком сложном изображении или не слишком большом опыте мастера используются трафареты. Их изготавливают из картона, на который с помощью лекала или без него наносится необходимый рисунок.

Затем контуры рисунка прокалывают штопальной иглой или прорезают частично. А чтобы трафарет не разрушился при соприкосновении с влажной штукатуркой, его пропитывает олифой и оставляют высыхать под грузом для распрямления.

Различают 2 основных способа создания сграффито.

  • Набивка рисунка – трафарет прикладывают к поверхности захватки обрабатываемого участка, а затем кистью или тампоном, смоченным в растворе мела или пигмента, наносят прямые слабые удары с тем, чтобы пигмент, просочившись сквозь отверстия, образовал рисунок на поверхности.

Для каждой детали картины разного цвета изготавливается свой трафарет. Как только захватка заполняется требуемым изображением или узором, приступают к вырезанию.

  • Выборка раствора – здесь трафарет выполняется в виде каждой детали. Элементы по очереди прикалывают к участку в нужной последовательности и прорезают верхний слой штукатурки резцом по контуру. Такой метод требует большой аккуратности, потому что любая лишняя насечка может испортить всю картину.

Дальнейшая обработка одинакова: контур прорезается полностью резцами, а затем скоблилками необходимой формы внутри контура удаляются все слои штукатурки до слоя нужного цвета. Рисунок получается рельефный, поскольку разные цвета находятся на разной глубине. Эту особенность нужно учесть, когда планируют изображения.

Облегченный способ

При набивке рисунка часто применяют облегченную технологию: набивают через трафарет нужный пигмент, а затем лишь подравнивают резцом полученные детали. В этом случае наносят лишь грунтовочный слой, а затем, с помощью разных трафаретов, набивают цветной рисунок. Строго говоря, к сграффито это уже не имеет отношения.

При этом также предлагается два способа обработки:

  • фон картины является верхним слоем штукатурки, в этом случае изображение как бы уходит в глубину;
  • фон выступает первым слоем, а изображения формируются выпуклыми.

Очень важно здесь соблюдать правильную последовательность, чтобы деталь первого плана не оказалась более заглубленной, чем деталь второго плана. Обработка готового изображения не проводится. Более того, со временем, когда появляются отдельные сколы и трещинки, сграффито становится только более ярким и ценным.

Сколько это стоит?

Стоимость материала для сграффито ненамного превышает цену обычной известково-песчаной штукатурки, если речь идет о синтетических красителях. Смеси с природными пигментами будут дороже.

  • Стоимость же самой работы зависит от площади, от сложности изображений, от количества оттенков.
  • Даже самый простой вариант двухцветного сграффито обойдется в 4500 р. за кв. м.
  • Сложное многокрасочное панно, тем более воспроизводящее картину или фреску, стоит от 10500 р. за кв. м.

Сграффито – интересная и совершенно уникальная отделка. Причем красота ее и уникальность зависит не от материалов, а только от умения, старания и таланта мастера, выполняющего работу.

Еще больше полезной информации о технологии нанесения графито и сграффито содержит этот видеосюжет:

Декоративная штукатурка Графито - один из наиболее интересных отделочных материалов нового поколения, с помощью которого возможно воссоздавать эффект каменной кладки либо даже самобытные рисунки. Такая штукатурка отлично совместима с любыми основаниями, такими как: бетон, стекло, керамогранит, доска, пенобетон, ДСП, гипсокартон и прочими. Она помогает оформлять не одни лишь стены, но и камины, фасады, дорожки и полы. Употребляется этот материал не только лишь при внутренней отделке, но и при наружной, например отделка фасадов, бетонных стен и оград, а заодно отделка любых грубых текстур. При сравнительно низкой стоимости, штукатурка Граффито по виду ничем не уступает искусственному и даже природному камню. Она с каждым днем повышает собственную востребованность, потому что отлично подходит для осуществления различных дизайнерских фантазий. Преимущества декоративной штукатурки графито: 1. неповторимая выпуклая текстура; 2. быстрое и легкое нанесение материала; 3. вероятность применения фактически для любой поверхности; 4. надежность, долгий срок службы; 5. небольшая стоимость.

Декоративная штукатурка графито: Одна из самых популярных видов Графито - штукатурка Кантри. Она смотрится необычно в интерьере и добавляет ему оригинальный и стильный облик. Кажется, что вы видите перед собой природный камень, с его грубой текстурой, очень красивый на вид. Наносится данная штукатурка при помощи краскопульта и выйдет гораздо дешевле натурального либо искусственного камня. Зато ни с виду, ни по экологическим критериям она им не уступает. Состав штукатурной смеси Графито – это не обыкновенная декоративная штукатурка, ее корректнее назвать скульптурной массой из-за ее способности к моделированию различных фактур. Изготовляется штукатурная смесь на основании белого цемента с добавлением полипропиленовой фибры, обработанной олефинами. Этот наполнитель придает поверхности морозостойкость, водостойкость, огнеупорность, жароустойчивость, прочность, антибактериальные свойства и хорошую паропроницаемость. Свою известность Графито заимела за присущую ей простоту и мягкость линий, а еще имитацию каменной кладки. Особенно хорошо выходит имитация деревенского стиля, что довольно востребован среди желающих декорировать жилье.

Технология нанесения и отделка графито. Декоративная штукатурка наметывается на обрабатываемую поверхность толщиной 5 - 15 сантиметров. Стоит заранее установить на стену особые маяки. Плоскость после выравнивания должна быть гладкой. Полимерные частицы, входящие в содержимое наполнителя, проникают во все мельчайшие поры поверхности и затвердевают. Затем посредством отжима с помощью силиконовых форм подходим к созданию фактуры. В зависимости от выбранных форм, имеется шанс копировать разные структуры, а способы окраски позволяют разнообразить поверхность, добавляя ей финальные штрихи. После того, как фактура создана, а сама штукатурка окончательно высохла, вы можете начинать красить поверхность. Дополнительный уход зачастую не требуется. Штукатурка хорошо противоборствует механическим повреждениям и не боится дождей. С уверенностью можно сказать, что декор всегда будет неповторимым как по фактуре, так и по цвету. Даже профессионал не способен повторить точно такую же фактуру заново.

Существует ряд декоративных штукатурок, сутью которых является создание объемных текстур, узоров и даже сложных рисунков на минеральной поверхности. Такие объемные рисунки (в зависимости от глубины и вида рельефа) называются барельефами, горельефами, контррельефами и койланаглифами.

Об этих видах рельефов и способах их выполнения можно прочитать в статье « », а сейчас рассмотрим наиболее древнюю, монументальную технику сграффито – не по праву забытый способ выполнения цветных декоративных штукатурных рисунков.

Наиболее примитивным способом нанесения узоров на минеральный штукатурный слой этой техникой пользовались даже первобытные люди: археологи нашли выцарапанные узоры на пластах глины, нанесенные на стены пещер. Однако, происхождение определения «сграффито», как вида монументальной художественной резьбы по штукатурке, имеет итальянские корни и переводится как «выцарапывание».

Суть техники заключается в нанесении нескольких слоев цветных штукатурных составов, и выполнении по ним (на сырую, пока слоя не схватились) рельефа путем выцарапывания контуров рисунка, на заданную глубину, до необходимого цветного слоя. В результате, получается не только рельефный, но и цветной, с винтажным эффектом, узор.

Сегодня выполненная по всем правилам традиционной техники, штукатурка сграффито практически не встречается, более того, почти все современные мастера профильной специализации – маляра и штукатуры вовсе ничего не знают об этой декоративной отделке.

Материалы для выполнения штукатурки сграффито

Стоит отметить еще одно преимущество, которым обладает цветная штукатурка сграффито: с годами, портясь, она стает более декоративной, ведь создается эффект старинного, античного декора. Именно поэтому не стоит беспокоиться о защите слоем высокопрочного лака, воска, и др.

Но это естественное состаривание минеральной поверхности наиболее уместно в случае, если изображаемый рисунок с цветовой гаммой по древним мотивам (египетские и грецкие узоры и изображения Богов, например).

Материалы для подготовки поверхностей под выполнение в технике сграффито подбираются с вяжущим составом, на котором будут готовиться и следующие, декоративные слои. Речь идет о поверхностей. Для наружной и отделки в помещениях с высокой влажностью используются водостойкие составы, для сухих помещений внутри – неводостойкие.

Однако в любом случае, так как сграффито – очень дорогой вид отделки, подготовка должна выполняться традиционными растворами высокой марки, или современными высокопрочными составами из сухих смесей. На таблице предложены традиционные составы материалов средних и высоких марок.

Известь лучше всего применять гидравлическую по причине того, что она считается наиболее прочной. Существуют еще глиноизвестковые составы, но они имеют низкую марку, и нежелательно их применять для подготовки под декоративные отделки.

Известково-гипсовый традиционный состав применять для сграффито не вариант – то, что быстро схватится подготовительный слой – то нестрашно, а вот цветные слои на таком вяжущем невозможно будет успеть прорезать на мокрую.

Нецелесообразно применять и современные составы на гипсовой основе по причине того, что их переходная фаза «гелеобразная» (между жидким и затвердевшим раствором), во время которой производится резьба сграффито, очень мала по времени.

Материалы для декоративных слоев , именуемых также финишными, представляют собой те же традиционные штукатурные составы, только с тщательно просеянным, промытым, мелкофракционным (мелкозернистым) песчаным наполнителем, желательно – кварцевым песком.

Во время приготовления, такие чистовые составы подкрашивают введением пигментов (красителей), по традиционным технологиям – натурального происхождения. На основе натуральных красителей, цветная декоративная штукатурка сграффито является очень дорогостоящей, поэтому сейчас немного отступают от традиционной технологии и пользуются синтетическими пигментами.

Для таких целей нужно брать естественно, щелочестойкие пигменты, и учитывать, что расход их при нанесении полноценной толщины штукатурного слоя, будет в десятки раз больше, чем при колеровании лакокрасочных составов. На таблице предложены соотношения пигментов к вяжущим и наполнителям для приготовления 10 кг декоративного цветного состава.

Пропорции цементно-известкового декоративного цветного раствора сграффито для фасада
Цвет Вяжущие компоненты Наполнители Пигменты натуральные
Тип портландцемента Тип извести Песчаный, фракции, мм Тонкого помола
Белый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,25-0,5 мука мраморная
700 г 1 кг 7 кг 1,3 кг
Светло-серый обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Перекись марганца
500 г 2 кг 7,4 кг 100 г
Желтый насыщенный белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 6,8 кг 600 г
Золотисто-желтый белый портландцемент известковое тесто Песок люберецкий кварцевый Охра золотистая
600 г 2 кг 7 кг 400 г
Желтый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок мраморный 0,5-2 Мука мраморная
2 кг 1,5 кг 5 кг 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 1) обыкновенный портландцемент известковое тесто песок кварцевый Ультрамарин Окись хрома
400 г 2 кг 7,4 кг 500 г 1,5 кг
Светло-зеленый (вариант 2) белый портландцемент известковое тесто песок кварцевый Окись хрома
200 г 2,2 кг 7,4 кг 200 г
Зеленый обыкновенный портландцемент известь пушонка Крошка зеленого офикальцита фракции 0,2-2 Окись хрома
1,5 кг 1,5 кг 6 кг 1 кг
Синий белый портландцемент Известковое тесто Песок белый речной или кварцевый Ультрамарин
200 г 1,8 кг 6 кг 1 кг
Кремовый обыкновенный портландцемент известь пушонка Песок белого мрамора 0,5-2 Песок белого известняка 0,5-2 Охра золотистая
800 г 1,2 кг 1,8 кг 6 кг 200 г
Розовый обыкновенный портландцемент известковое тесто Песок мраморный 0,25-0,5 Мумия
400 г 2 кг 7,3 кг 300 г
Терракотовый обыкновенный портландцемент известь пушонка молотый кирпич (цемянка) Песок люберецкий кварцевый железный
1 кг 1,5 кг 1,5 кг 5,8 кг 200 г

Что касается цементно-известковой краски, которая может применяться в качестве последнего слоя, то она имеет немного другой состав, чем штукатурка сграффито и представляет собой водный раствор тонкого помола компонентов. Приготовление (в массовой части на 10 кг сухой смеси): портландцемент марки 400 – 2 кг; известь-пушонка – 1,32 кг; пигмент – не более 1,32 кг в сухом виде перемешивают, затем добавляют мелкий кварцевый песок – 2 кг, а затем доломитовую муку – 3,34 кг, и снова перемешивают. Затворяют водой за полчаса до начала окраски.

Люберецкий песок – это состав из двух фракций: 0,5-1 мм – 11,2% и 0,05-0,25 мм – 88,4%. Также его преимущество – минимальное количество нежелательных примесей, которые могут повлиять на цветовые и технические характеристики составов для сграффитовой штукатурки. Название он получил от месторождения, где его добывают. Бывают и другие кварцевые пески с похожим, подходящим процентным содержанием двух фракций. Что касается простого кварцевого песка, то его фракция как и любого другого, для штукатурных работ, равна около 1 мм.

Эта таблица пропорций цементно-известкового раствора сграффито подходит для расчетов фасадной штукатурки, так как имеет необходимую для нее водостойкую цементную составляющую. Для «внутрянки» же, в сухих помещениях подойдет наиболее классический материал – известковая цветная штукатурка (без, или с минимальным количеством второго вяжущего), таблицу пропорций которой можно наблюдать далее.

Пропорции известкового декоративного цветного раствора сграффито для интерьера
Цвет раствора Вяжущее Наполнитель Пигмент
Белый известковое тесто белый песок
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг)
Желтый известковое тесто белый песок охра
1 (2 л, 2,8 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,2 (0,4 л, 1,2 кг)
Зеленый (от светлого тона) известковое тесто белый песок окись хрома
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (6 л, 8,7 кг) 0,1 (0,2 л, 1 кг)
Красный известковое тесто белый песок мумия
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,4 (0,8 л, 2 кг)
Синий известковое тесто белый песок ультрамарин
1 (2 л, 2,8 кг) 3(6 л, 8,7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,5 кг)
Коричневый известковое тесто портландцемент белый песок охра золотистая умбра
1 (2 л, 2,8 кг) 3 (3 л, 3,6 кг) 3,5 (7 л, 10,15 кг) 0,3 (0,6 л, 1,8 кг) 0,1 (0,2 л, 0,8 кг)
Розовый известковое тесто белый песок Цемянка (кирпич молотый)
1(2 л, 2,8 кг) 2,5 (5 л, 7 кг) 0,3 (0,6 л, 1,26 кг)

Представлены приблизительные расчеты, которые могут неточно совпадать с имеющимися материалами, так как плотность материалов взята средняя по ГОСТ. К примеру, сухой и влажный песок имеет разбежность в 50 г/1 л.

Для покрытия последнего, лицевого слоя, могут использовать очень жидкую, колерованную известь, так называемую «кистевую штукатурку». Самый элементарный ее состав – известковое тесто с введенным пигментом необходимой концентрации для получения той или иной насыщенности оттенка. Состав разводят до жидкости краски, расход которой, как правило, составляет 250-350 г/м2, в некоторых случаях – до 500 г/м2.

Пропорции расхода пигмента на 1 л известкового теста

Цвет известковой краски

Наименование пигмента

Расход пигмента, г

Розовый

марс красный

Оранжевый

крон оранжевый

Апельсиновый

крон желтый

киноварь

ультрамарин

охра золотистая

киноварь

Фисташковый

охра золотистая

В вышеописанной таблице расхода пигмента идет расчет на 1 л известкового теста средней плотности (1,4 кг/л). Это значение может колебаться от 1,3 до 1,5 кг/л. Плотность пигментов также взята по средним значениям.

Стоит также заметить, что окрасочные составы, составы цветной кистевой тонкослойной штукатурки сграффито могут колероваться дорогостоящими минеральными пигментами для монументальной, церковной живописи. Это связано с гораздо меньшим расходом таких составов на единицу площади.

Для повышения прочности, в качестве модифицирующей добавки может применяться поваренная соль – 40 г на 1 л (1,4 кг) известкового теста. В такой же дозировке, заменой может послужить олифа, однако, добавлять ее необходимо в процессе гашения извести.

Инструменты для выполнения штукатурки сграффито

Выполнение данной разновидности отделки требует наличия многих инструментов на разных технологических этапах. Если Вы собираетесь выполнять работу с нуля (с голой кирпичной сены), то потребуются практически все разновидности инструментов: от простого молотка и до художественных инструментов – скульптурных ножей, резцов, стеков.

Даже при наличии черновой отделки, штукатурка сграффито выполняется с наличием инструментов для основных и декоративных работ, а в зависимости от выбранного способа формирования самого рисунка, нужны либо приспособления для резьбы, либо шаблоны и трафареты для оттисков. Способы выполнения описаны в конце, а сейчас пойдет речь об инструментах и их назначении.

Инструменты для нанесения и разравнивания цветных слоев сграффито, в зависимости от их толщины, разделяют на штукатурные и малярные. Например, для слоев более 4 мм, применяют кельмы для набрасывания и штукатурные полутерки для намазывания/разравнивания; 2-4 мм наносят широкими малярными шпателями для выполнения беспесчаной накрывки. Также тонкие слои толщиной 1- 3 мм выполняют широкими кистями.

Подбирают инструмент для заглаживания нанесенного слоя исходя из состава декоративного слоя. Если он изготовлен с песчаным наполнителем (фракция около 1 мм), то берут пвх, полистирольную, полиуретановую или деревянную терку. Самые удобные и эффективные в работе – современные: ПВХ (поливинилхлоридные) и полиуретановые. Если же сосав содержит наполнитель тонкого помола (в виде муки) или состоит из чистого пигментированного вяжущего, то его выглаживают предпочтительно металлическими гладилками или шпателями.

Инструменты для формирования рисунка классического сграффито условно разделяют на те, которыми прорезается слой на определенную глубину и те, которыми он выбирается. Для прорезей берутся ножи или так называемые резцы различного профиля лезвия, а выборки раствора между линиями разреза – стек.

Также может применяться и механизация – специальный станок с гибким валом на подобии бормашины. Резьба производится по средствам вращающегося на высоких скоростях сверла. Сверла также бывают различного профиля, их называют фрезами.

Если выполнять рисунок/узор предполагается не в классической технике сграффито, то вместо скульптурных инструментов готовятся оттиски – шаблоны и трафареты. С помощью вторых выполняют так называемое тонкослойное сграффито. При этом в зависимости от сложности и количества деталей, они бывают однокомпонентными и многокомпонентными. В статье « » есть информация про то, что такое прямые и сложные трафареты.

Шаблоны в данном случае отличаются только тем, что выполнены из досок или фанер определенных толщин, что создает не только контур, но и оббьем рисунка. И вместо «прямые-обратные», как в случае с трафаретами, следует пользоваться терминами форма и лекало. Форма – это контур (фигура, узор), вырезанный в плоскости фанеры или доски, посредствам которого формируется рисунок.

Лекало же – это сама фанера или доска в контуре узора/фигуры, посредствам которой наносимый следующий слой не попадает внутрь границ лекала. То есть, лекало плотно приставляется к цветному слою, вокруг наносится следующий слой – принцип такой же, как и у обратного трафарета.

Классические техники и способы имитации штукатурки сграффито

Вне зависимости от способа выполнения работы, нужно точно рассчитать свои силы, или количество исполнителей в звене (если большие объемы) для обеспечения быстрой обработки декоративных слоев. Это связано с суровыми правилами нанесения и обработки: техника сграффито предполагает выполнение слоя в заданных границах цельно, беспрерывно, и его обработку не позднее 12-и часов после нанесения.

Время зависит от температурно-влажностного режима, вида раствора, его марки, подвижности (густоты) и толщины наносимого слоя, поэтому его определяют экспериментально для каждого нового фронта работ. Что касается видов данной цветной штукатурки, то основных их существует два, которые в свою очередь делятся на:

  • классическая тонкослойная;
  • классическая;
  • имитация классической тонкослойной (трафаретами);
  • имитация классической (шаблонами).

Классическое тонкослойное сграффито выполняется в случае, если слоя всего два. Очень важно учитывать, чтобы верхний (тонкий) слой обладал высокой укрывистостью и нижележащий не просвечивался через него. На это свойство влияет качество и количество пигмента, а также, отчасти, контраст цветов (чем он больше, тем больше вероятность просветов). Если укрывистости достичь не удается, то эта разноцветная штукатурка выполняется полноценным слоем в несколько миллиметров, и классифицируется как оригинальная классическая.

Первый слой наносится на увлажненную выдержанную (схватившуюся) подготовленную, оштукатуренную, затертую и покрытую неглубокими насечками поверхность. Толщина его, по крайней мере, должна составлять от 5 до 10 мм, и выполняется он соответственно из смеси вяжущего с песчаным фракционным заполнителем.

«Нагнать» слой в данном случае необходимо, чтобы пресечь возможность возникновения просветов чернового слоя, солей, а также возможных выделений из него в виде пятен, что бывает при черновой штукатурке с содержанием шлако/портландцементного вяжущего.

Затем (спустя десятки минут, как правило), когда нанесенный слой перестанет быть слишком текучим, производят тщательную затирку: этим добиваются не только выглаживания, но и уплотнения поверхности (удаления раковин).

Второй слой соответственно наносят после приобретения гелеобразной фазы твердения первого, которая может наступить и через 20 минут и через 2 часа. Ее определяют исчезновением блеска поверхности и отсутствия отпечатка после несильного нажатия инструмента или пальца.

В данном случае толщина второго составляет 2 мм и менее, так называемая «кистевая» штукатурка сграффито, которая наносится широкой кистью, а затем выглаживается металлической гладилкой. Материалом может служить разжиженный до консистенции густой краски раствор, но лучшим выбором считается применение соответствующих составу раствора красок (известковых, цементно-известковых).

Перенесение контуров будущего рисунка производят после того, как кистевой покров перестанет быть текучим, то есть, перестанет пачкать. Для этого берут заранее заготовленный трафарет с контурами рисунка, которые проколоты шилом через каждые несколько миллиметров, фиксируют к поверхности и переносят легкими ударами пигментированного тампона по контурам трафарета.

Резьба по сырой тонкослойной декоративной штукатурке не имеет глубокого рельефа, в основном не более 4 мм, но есть, конечно, и исключения. Для тонкорельефной резьбы используют стеки, в глубокорельефной же они используются только для выборки раствора, а резьба осуществляется специальным скульптурным долотом, ножом, резцом. Процесс резьбы невозможно точно описать техническими приемами, так как это больше творческий этап, но по рабочим операциям, можно разделить на: первую – прорезание (выцарапывание) контуров; вторую – выбирание (соскребание) слоя; третью – корректирование (устранение дефектов).

Классическое сграффито выполняют для достижения глубокого рельефа и/или лучшей укрывистости лицевого слоя – при двух слоях; при наличии трех и более цветных слоев в композиции. Еще один случай – когда в первом слое предполагается разделение на участки с разными цветовыми покрытиями. Основной нюанс, который вмещает в себе эта технология сграффито – каждый следующий слой должен быть меньше предыдущего.

Также есть правило, что общая толщина всех декоративных слоев не должна превышать толщину черновой штукатурки, но им часто пренебрегают по разным причинам. Как в тонкослойном, так и в многослойном сграффито, верхнее покрытие может быть нанесено в виде кистевой штукатурки или минеральной окраски.

Первый, цветной слой наносится аналогично описанию выше, однако при выполнении нескольких цветовых участков в нем, предварительно нужно на черновой штукатурке совершить их разметку в соответствии с эскизом, трафаретом. Участки разных цветов наносят с небольшим припуском за контуры, по которым будет выполняться резьба вышенанесенного слоя.

При затирке важно учитывать, чтобы поверхности разных цветов не размазывались и не пачкали друг друга. Для этого можно взять несколько терок для каждого разного по цвету участка, или же просто тщательно промывать инструмент. Аккуратно работать на примыканиях цветных участков, прорабатывая их мелкими движениями терки. Однако по технологии допускается не затирать первый слой в трехслойной и более штукатурке.

Второй и последующие слоя, толщина, рассчитывается по их количеству. Если не планировать определенную глубину рельефа, в трехслойной, второй можно выполнить толщиной 2-4 мм, третий соответственно – нанести кистью в 1 мм. При планировании большего количества, роспись сграффито по толщине может выглядеть примерно так (первый/второй/третий/четвертый слой, мм): 8/5/2/1, вместе выходит 16 мм, что относительно равно возможной (по СНиП) толщине черновой штукатурки.

Резьба по сырой многослойной поверхности требует особого мастерства, а точнее – чувства глубины рельефа. Особенно, если прослоек четыре и они очень тонкие, то во время прорезания контуров, можно не рассчитать глубину. Сложными представляются и места, где резьба должна достичь глубины самого нижнего слоя – на боковых гранях могут быть хорошо видны все дефекты от работы резцов; сложно выбирать такое количество раствора.

Имитация классического тонкослойного сграффито заключается в том, чтобы убрать из технологии кропотливый процесс мелкорельефной резьбы, заменив его основным орудием для формирования узора – трафаретом. В классическом варианте контуры рисунка вырезаются, и выходит объем. Здесь же – создается впечатление объема за счет разницы цветов и различных деталей, имитирующих светотени. По сути, это уже не цветная штукатурка, а малярные работы минеральными известковыми, известково-цементными красками.

Первый слой наносится небольшой толщины (2-4 мм при возможности), на хорошо подготовленную черновую отделку. Из инструментов для намазывания можно использовать малярный шпатель, металлическую гладилку, полутерки. Можно нанести его в два приема широкими кистями-макловицами с последующим заглаживанием гладилкой или шпателем.

Можно также нанести жидкий состав способом оббрыска ковшом, веником, щеткой, с последующим разравниванием и затиркой. Если применяется тонкослойная беспесчаная смесь (до 3 мм толщиной), в которой песчаный наполнитель заменен на тонкого помола (муку), вместо затирки слой заглаживают.

Второй и последующие слои наносят после начального схватывания предыдущего. Выполняют этот процесс так: к поверхности плотно прижимают трафарет рисунка и ручниковой (круглой) кистью, насыщенной жидким раствором или краской, заполняют прорези трафарета.

Заполнение производят не закрашиванием (намазыванием) со стороны в сторону, а торцеванием – ударными движениями кисти, перпендикулярными поверхности. При этом кисть должна быть заранее слегка отжата, чтобы на поверхности не оказалось излишка раствора, который начнет стекать под трафарет, и испортит узор.

Для того чтобы фактура нанесенного узора не была сильно шероховатой, ее можно слегка выгладить чистой влажной флейцевой кистью. Готовый узор может подвергаться дополнительной обработке – подрезке его кромок ножом (это дает лучший эффект резкости). Ножом также устраняют потеки, срезая их с поверхности.

Имитация классического сграффито шаблоном дает возможность получить такой же рельефный узор/орнамент/рисунок, как и оригинальная резная техника сграффито, с таким же количеством слоев. При этом отпадает этап резьбы, и работа становится гораздо легче. Способом формы и лекала могут быть нанесены любой толщины/глубины выпуклые и углубленные детали рисунка.

Основные инструменты, которыми формируется узор – лекала и формы, выполняются из дерева или фанеры и окрашиваются масляным составом для защиты от влаги. Работать с ними настолько просто, что даже один неопытный человек может справиться с задачей (в зависимости от объема работ, конечно).

Первый слой наносят в соответствии со всеми рекомендациями: на толщину, чтобы гарантировать достаточную укрывистость от черновой штукатурки; чем меньше слой, тем лучше; с расчетом, чтобы общая толщина всех прослоек была не больше чем черновой. Его разравнивают и затирают; дожидаются момента начального схватывания до нанесения второго слоя.

Второй и последующие слоя производят, орудуя формами и/или лекалами, для формирования деталей. Если узор заглубленный, то к первому слою вплотную прижимают лекало, вокруг которого наносят фоновый слой, и вынимают только после затирки. Когда нужно создать выпуклый узор, пользуются формой, которую также плотно прижимают к цветному слою, и в нее втирают раствор.

Сложности возникают в основном при извлечении формы/лекала: штукатурка сграффито оторвется от поверхности, если раствор не достаточно загустел. Если фаски (боковые части) шаблона не спилены слегка под углом, или шероховатые, то они будут рвать раствор по контуру.

И еще: при нанесении раствора в данном случае, необходимо сначала тщательно втереть его в контуры шаблона, а затем наносить его в круговом направлении все дальше, размазывая и разравнивая по плоскости предыдущего слоя. Тщательное втирание возле фасок (контуров, торцов) необходимо для того, чтобы предупредить появление раковин, чтобы торцы рельефного узора получились ровными и гладкими.