Некрасов рыцарь на час читать анализ. «Рыцарь на час» (Некрасов): анализ поэмы

Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» раскрывает душевные переживания автора. Во многом это стихотворение-покаяние поэта, разочаровавшегося в собственных идеалах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Рыцаря на час» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1862 году. На его создание автора подтолкнуло разочарование в прежних идеалах и жизненных позициях.

Тема стихотворения – Исповедь лирического героя, его раскаяние в собственной бездеятельности.

Композиция – Композиция стихотворения простая, состоит из трех частей. В первой части лирический герой любуется ночным пейзажем, во второй - предается горестным воспоминаниям об умершей матери, в третьей - признается в собственном бессилии.

Жанр – Элегия

Стихотворный размер – Трехстопный анапест.

Метафоры - «ожившая грудь», «волны белого лунного света »

Эпитеты – «пасмурный», «веселый», «поздняя ».

Олицетворения - «ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется ».

История создания

Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям. Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишен отцом наследства.

Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.

В своем произведении «Рыцарь на час», написанном в 1862 году, Некрасов пытается проанализировать, почему он предал идеалы, в которые свято верил в юности. Первоначально стихотворение имело другое название - «Бессонница».

По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».

Тема

Центральная тема произведения - задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелых годах он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.

Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, и в словах героя звучит презрение к самому себе.

Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.

Композиция

Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.

  • Первая часть - вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчеркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновленным.
  • Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предается воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
  • В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признается в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.

Жанр

Произведение «Рыцарь на час» написано в жанре элегии. В нем также присутствуют элементы пейзажной лирики, эпического сюжета, портрета.

Стихотворный размер - трехстопный анапест, за исключением первой четырехстопной строчки. В стихотворении наблюдается чередование мужской и смежной рифм, некоторые строчки остаются без рифмы.

Средства выразительности

Всю палитру своих душевных переживаний автор передает при помощи разнообразных художественных средств, среди которых метафоры (« ожившая грудь», «волны белого лунного света »), эпитетов (« пасмурный», «веселый», «поздняя »), олицетворений (« ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется »).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 285.

Н. А Некрасов вырос в селе Грешнево Ярославской губернии, в бассейне великой русской реки Волги. С раннего детства он проводил много времени на природе: на полях, в лесах – и очень сильно любил её (именно русскую природу). Он жил в ней, дышал ей и не мог представить своей жизни без неё. Его отец очень эгоистично и жестоко относился к членам своей семьи, в том числе и к его матери. Елена Андреевна (его мать) очень терпимо относилась ко всему и, чтобы сгладить печаль, отдавала всю свою любовь детям. Не выдержав жизненных лишений, она рано скончалась. Это было настоящим ударом для Некрасова: Он потерял самого близкого ему человека.

Его стихотворение написано так же, как и вышеописанные события жизни: оно тоже состоит из двух логических частей, первая часть рассказывает про природу, вторая – про мать. Первая часть начинается грустным описанием осенней природы: «Если пасмурен день, если ночь не светла, / Если ветер осенний бушует, / … / Ум, бездействуя, вяло тоскует», контрастно переходящим в радость от рассматриваемой им красоты природы: «Слава богу! морозная ночь – / Я сегодня не буду томиться. / По широкому полю иду, / Раздаются шаги мои звонко…». Автор очень увлекается описанием природы, своей любви к ней и нескончаемости этой любви, он показывает, насколько природа ему дорога. Здесь в нём просыпается романтика: причудливые тени, видения, лунный свет будят в нём воображение, заставляют мечтать о чём-то высоком. Он ободряется, молодеет, на некоторое время его посещает чувство счастья: «Отдаёшься невольно во власть / Окружающей бодрой природы; / … / И великое чувство свободы / Наполняет отжившую грудь…». Постепенно автор переходит к теме русской деревни, которая красива, даже несмотря на свою бедность: «Не видна её бедность нагая! / Запаслася скирдами, родная, / … / Пожелай ей покойного сна – / Утомилась кормилица наша!..».

Недавно шли восклицательные предложения, автор писал про природу, как тут на него набрели грустные воспоминания, о них автору некуда было деться (они имели очень серьёзные последствия и не могли не придти на ум ему при наличии стольких намёков): «Спи, кто может, – я спать не могу, / Я стою потихоньку, без шуму, / … / И невольную думаю думу…», «В эту ночь я хотел бы рыдать / На могиле далёкой, / Где лежит моя бедная мать…». Автору нужна помощь, главным образом от матери, и он хочет с ней поговорить, хочет попросить Бога обеспечить это: ему в голову пришёл образ церкви: «За селом, на горе невысокой, / Вся бела, вся видна при луне, / Церковь старая чудится мне…». Так началась вторая часть стихотворения. В ней автор говорит о своей бесконечной любви к матери, а также стыде перед матерью, просит её прийти к нему из того мира и помочь: «Повидайся со мной, родимая! / Появись лёгкой тенью на миг! / Всю ты жизнь прожила нелюбимая, / Всю ты жизнь прожила для других…». Автор использует приём антитезы, чтобы подчеркнуть сложность жизни своей матери, что на каждое её доброе дело отвечали (в том числе и Бог) несправедливостью. Он описывает её как «чистейшей воды божество», очень уважая и любя её: «С неземным выраженьем в очах, / Русокудрая, голубоокая, / С тихой грустью на бледных устах, / Под грозой величаво безгласная…». Автору нужна помощь; он осознаёт, что её только может предоставить ему мать, что ни сожалеющие друзья, ни враги-клеветники не заменят ему её в этом; она ему нужна, она его самый близкий человек. Он воззывает к ней на небеса за помощью: «…я гибну – и ради спасения / Я твою призываю любовь! / Я пою тебе песнь покаяния, / Чтобы кроткие очи твои / Смыли жаркой слезою страданья, / Все позорные пятна мои!..». Некрасов хочет встретиться со своей матерью после смерти на том свете, потому что другого способа пообщаться с ней он не находит: «Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, / Может смертью ещё доказать, / Что в нём сердце не робкое билося, / Что умел он любить…».

Наступает третья, заключительная часть, и автор просыпается от ночных видений, раздумий, понимает, что он «ребёнок слабый», что он очень сильный, но не может применить свою силу, массовое высвобождение силы закончилось, он вырос: «Всё, что в сердце кипело, боролось, / Все луч бледного сердца спугнул, / И насмешливый внутренний голос / Злую песню свою затянул…». В стихотворении поэт сожалеет о несбывшихся мечтах, о потерянном времени, о безысходности его положения, о невозможности изменить мир в лучшую сторону. Стихотворение написано анапестом, придающим стихотворению длительности и горечи. Мне очень нравится это стихотворение, потому что оно написано очень искренне и просто, с полной передачей чувств и переживаний автора.

Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает искреннюю, совестливую исповедь лирического героя, который полностью обнажает перед читателем свою душу. Ниже мы подробнее рассмотрим все аспекты стихотворения-мольбы.

История создания

В 1860 году Н. А. Некрасов задумал написать автобиографическую большую поэму «Рыцарь на час». Главный герой в ней носил фамилию Валежников. Но была создана только первая часть - «На Волге» - и вторая, которую мы будем рассматривать. Исповедальное стихотворение «Рыцарь на час», анализ которого будет произведен ниже, сначала имело название «Бессонница». Оно было написано в 1862 году и издано в «Современнике» с купюрами по цензурным соображениям в 1863 году. Это были сложные годы для поэта. Белинский и Добролюбов уже умерли. Поэт отходит от либералов и сближается с революционно-демократическим движением. Но оно разгромлено, Михайлов и Чернышевский сосланы в Сибирь. Одинокому лирическому герою предстоят только «благие порывы». Он не готов к трудной борьбе, с горечью отмечает автор, и свершить ничего не может. Стихотворение создано после того, как Н. Некрасов навестил деревню Грешнево, где прошло его детство.

Жанр стихотворения

«Песнь покаяния» - так А. Н. Некрасов назвал свою глубокую и горькую исповедь-мольбу. В ней присутствуют элегические, сатирические и лирические ноты. Некрасов - первый литератор, который соединил эти мотивы в одном произведении.

Композиция и тема произведения

Название - это ключ к теме стихотворения «Рыцарь на час», анализ которого нам предстоит сделать. Журнал «Современник» в 60-е годы раскололся на две части: либеральную и революционно-демократическую, призывавшую к активной борьбе. Н. Некрасов поддерживал разночинцев. Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает, что автор обвинял прежде всего себя лично, а затем - и современников («ничтожное племя») в том, что они недостаточно преданы борьбе за свободу угнетаемого народа: сказано много красивых и правильных слов, но за ними не стоят реальные дела. Его «ум тоскует», и к трудной борьбе никто не готов. Начало стихотворения - это бессонница, которая одолевает лирического героя.

Первая часть - вынужденная прогулка поздней осенней ночью.

Вторая переносит его в далекие родные места, и перед ним встает образ давно почившей матери.

В заключение, проснувшись утром, герой осознает свою неготовность к трудной борьбе: пламя юности пробудилось, но «насмешливый внутренний голос» злобно советует покориться судьбе, так как для дел нет никаких сил.

Тема раскрывается как исповедь, как покаяние в бездеятельности.

Главная мысль: зная свое предназначение, следует не поддаваться минутному порыву, а планомерно и целеустремленно действовать ради социальных преобразований.

Первая часть

Вступление из семи строк объясняет, почему не спит "рыцарь на час". Анализ его ощущений демонстрирует, что, как и в природе, над душой воцарилась мгла, ум тоскует, и выход только один - пойти прогуляться по холодку.

И вот он вышел. Стоит морозная ночь. Наблюдение за природой омолодило душу героя. Его занимает все, что он видит, и он радуется, что сегодня ночью он не будет томиться.

Звонко раздаются шаги в тишине, когда он ступает по широкому полю. Пробудились гуси на пруду, плавно взлетел со стога молодой ястребенок. Слышно, как едет воз, как слегка пахнет от него дегтем. Радостно шагать, пока сильны ноги. Мысли освежились. Отдался во власть окружающей бодрой природы рыцарь на час. Анализ продолжения чувств, овладевших лирическим героем, показывает, что его наполняет ощущение свободы, но тут с ним заговорила совесть. Он ее гонит. Этой лунной тихой ночью хорошо любоваться чистой глубокой прозрачной далью, месяцем, водами, за прихотливыми тенями белого лунного света, за скирдами, которые окружили деревню. В горькой реальности наедине с жестокими думами вновь оказывается рыцарь на час. Анализ говорит, что он мысленно переносится далеко, к могиле матери.

Вторая часть

За селом на невысокой горе ему чудится старая церковь. Он мысленно видит, как старик-звонарь поднимается на колокольню и отсчитывает вслед за ним удары колокола. Полночь. Могила матери.

Там незримо витает дорогая лирическому герою душа. Молит ее появиться к нему рыцарь на час (Некрасов). Анализ стихотворения показывает, как тяжело прожила жизнь его матушка. Нелюбимая мужем, она жила не для себя, а для детей, за них молила, прекрасная, с русыми волосами и голубыми глазами, Бога. Она призывала его быть милосердными с ними, не думая о себе. Поэт нарисовал ее благородный образ. Лирический герой хочет снова обременить ее своей кручиной и просит за это прощения. Но он гибнет, рыцарь на час (Некрасов). Анализ стихотворения показывает глубину его страданий, и просьба о материнской любви - не пустые для него слова. Он просит любимую красавицу-матушку снова наставить его на правильный путь, с которого он сбился, помочь вновь выйти на тернистую дорогу правды, просит у нее прощения. Он сам этого не сумеет: слишком глубоко его засосала нечистая тина, мелкие страсти и помыслы. От этого несчастен рыцарь на час (Некрасов). Анализ произведения, который мы делаем, открыл сердце для матери полностью, и герой сейчас готов смертью доказать, что он умел любить, и в его груди билось неробкое сердце: он презирал врагов и завистников, не склонял перед ними головы.

Финальные строки

Эпилог проснувшегося утром героя наполнен унынием, сожалением и презрением к самому себе. Ничего не изменится в его жизни.

И он осознает это с болью в сердце.

Анализ стиха «Рыцарь на час» (Некрасов)

Трехстопный анапест использовал поэт при написании стихотворения. Оно легко читается, так как его речь близка к разговорной. Пейзажная часть написана с применением ярких эпитетов, метафор, аллитераций при помощи звука «л». Образ матери нарисован с помощью эпитетов. Метафорично и название стихотворения. Оно подчеркивает, что человек забывает о поставленных в юности благородных целях.


Это стихотворение – одно из самых задушевных и лирических произведений автора. Оно условно делится на три части. В первой части герой, томимый бессонницей, выходит на улицу и при лунном свете любуется осенними пейзажами родной, многострадальной деревни. В его памяти всплывают картинки далекого детства, в душе просыпается совесть и «жажда дела». Во второй части образ Родины сливается с образом умершей безвременно матери.

Герой винит себя за то, чего, возможно, он не успел для нее сделать. Яркими красками рисует его воображение прекрасный образ самого близкого и родного человека. Поэт был очень привязан к матери и просит у нее прощения и помощи в жизненных непростых вопросах. А в третьей части герой, проснувшись утром, чувствует себя опять одним из «людей слова», и все его благие порывы оказываются просто сном. В заключительном монологе героя выражается конфликт между «словом» и «делом», характерный для жизни целого поколения.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Обновлено: 2012-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

78 0

Рыцарь на час - одна из главных ипостасей лирического героя Некрасова. Томимый бессонницей, Р. ночью выходит из дому и отдается «во власть / Окружающей бодрой природы». Созерцание ее красоты пробуждает в его душе совесть и «жажду дела». Его взору открываются величественные пейзажи, слуху - торжественные звуки деревенского колокола, памяти - мельчайшие детали прошлого («все, чего не видал столько лет, от чего я пространством огромным отделен»). Он полон вины перед своей безвременно умершей матерью, образ которой сливается для него с образами Родины, многострадальной деревни. Он поет «последнюю песнь»: «Я пою тебе песнь покаяния, / Чтобы кроткие очи твои / Смыли жаркой слезою страдания / Все позорные пятна мои... От ликующих, праздно болтающих, / Обагряющих руки в крови / Уведи меня в стан погибающих / За великое дело любви!» Утром же прозрение героя оказывается лишь «мечтой», «сном», «благими порывами», а «насмешливый внутренний голос» изрекает жестокий приговор, выносимый всему поколению «людей слова», к которому, несомненно, принадлежит Р.: «Вы еще не в могиле, вы живы, / Но для дела вы мертвы давно». Отразившиеся в патетическом монологе героя конфликт «слова» и «дела», пафос сомнения и искреннего раскаяния принципиальны как для некрасовской лирики, так и для характеристики эпохи в целом: цитаты из стихотворения были включены Н. Г. Чернышевским в его поздний роман - «Отблески сияния» (1882).


Значения в других словарях

Натаниел Готорн - Алая Буква

Во вступительном очерке к роману повествуется о родном городе автора - Сейлеме,о его предках - пуританах-фанатиках, о его работе в сейлемской таможнеи о людях, с которыми ему пришлось там столкнуться. «Ни парадный, ни черный ходтаможни не ведет в рай», и служба в этом учреждении не способствует расцветухороших задатков в людях. Однажды, роясь в бумагах, сваленных в кучу в огромной комнатена третье...

Натаниел Готорн - Дом О Семи Фронтонах

В предуведомлении автор пишет, что все его герои вымышлены и он хотел бы, чтобы его произведениечитали, как «фантастическую повесть, где отразились облака, проплывающие над округом Эссекс, но незапечатлелась даже пядь его земли».В одном из городков Новой Англии, на улице, которую все называют Пинченовой, стоит старый домПинченов - большой деревянный дом о семи фронтонах. Первым в этом месте посели...

Некрасов Николай Алексеевич - Размышления У Парадного Подъезда

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,Одержимый холопским недугом,Целый город с каким-то испугомПодъезжает к заветным дверям;Записав свое имя и званье (1),Разъезжаются гости домой,Так глубоко довольны собой,Что подумаешь - в том их призванье!А в обычные дни этот пышный подъездОсаждают убогие лица:Прожектеры, искатели мест,И преклонный старик, и вдовица.От него и к нему то и знай по утрамВсё ...