О самом знаменитом фальшивомонетчике ссср. Фальшивомонетчик ссср и попытка рф его приукрасить

Виктор Баранов – уникальная личность в истории советского криминала. Ему удалось в одиночку и кустарным способом наладить выпуск поддельных денежных купюр, которые было крайне сложно отличить от настоящих. Кто же он – преступник или гениальный художник-изобретатель?

Никому не нужные изобретения

Родился Виктор Иванович Баранов в 1941 году в Москве, в семье чиновников. Позднее его семья перебралась на жительство в Ставропольский край. Бумажные деньги заинтересовали мальчика еще в раннем детстве. Он даже стал собирать коллекцию старинных купюр.

Витя хорошо учился не только в общеобразовательной школе, но и в художественной. Интересно, что он не только талантливо рисовал, но и выполнял качественные копии известных картин.

Окончив семилетку, Баранов поступил в строительное училище в Ростове-на-Дону, получил профессию плотника-паркетчика. Вернувшись из армии, занялся изобретательством, предлагая свои проекты ставропольским предприятиям. Но фабрики и заводы отказывались их внедрять: никого не интересовала модернизация производственных процессов.

Вот тогда в голову Баранову и пришла мысль наладить выпуск фальшивых денег. Он собирался заняться этим не ради обогащения, а из любви к искусству. Ему хотелось посмотреть, сможет ли он скопировать государственные дензнаки так, чтобы их нельзя было отличить от подлинных.

Печатный станок в сарае

Чтобы найти нужную информацию, Виктор ездил в Москву в Ленинскую библиотеку. «Цех» оборудовал в сарае во дворе собственного дома. Первые 50-рублевые купюры, которые напечатал Баранов на собранном им станке, по качеству изготовления превосходили те, что были напечатаны на Гознаке. Поэтому пришлось специально ухудшить качество изготовления, чтобы они выглядели настоящими.

«Выпустив» около 70 пятидесятирублевок, Виктор взялся за 25-рублевые банкноты. Такая банкнота являлась самой защищенной, и Баранову было любопытно, сумеет ли он ее скопировать.

О «хобби» Баранов не знала ни одна живая душа. Он был примерным семьянином, работал водителем в гараже Ставропольского крайкома КПСС, даже возил одно время Михаила Горбачева, который тогда занимал пост крайкомовского секретаря… Правда, соседи замечали, что Виктор слишком много времени проводит в сарае. Но те, кто туда иногда заглядывал, могли созерцать лишь обычный слесарный станок и оборудование для фотопечати. Станок для печатания денег Баранов хранил в разобранном виде под верстаками.

Тратил Виктор лишь небольшое количество напечатанных купюр – как правило, приобретал на них новые инструменты и оборудование. Семья его жила довольно скромно, в доме даже не было телевизора. Правда, за все годы «производства» они сделали одно крупное приобретение - купили машину «Нива».

Задержание и новая жизнь

К середине 70-х органы МВД и КГБ пришли к выводу, что в стране орудует банда фальшивомонетчиков. По всему Союзу было изъято около 500 поддельных крупных банкнот очень высокого качества. Появились версии: их печатают в США, или же злоумышленники вошли в сговор с сотрудниками Гознака.

12 апреля 1977 года Виктора Баранова задержала милиция на колхозном рынке в Черкесске при попытке разменять 25-рублевую купюру. У него оказалось при себе еще 77 таких банкнот. Когда Баранова спросили, кто он такой, он ответил: «Я – фальшивомонетчик!»

С самого начала Виктор ничего не скрывал от следствия. Он охотно показал следователям свой сарай и подробно описал технологию производства фальшивок. Поначалу эксперты не поверили, что он делал все в одиночку. Но следственные эксперименты подтвердили: Баранов не нуждался в сообщниках.

Наконец-то талант Баранова признали! Одно из его изобретений впоследствии даже было внедрено на Гознаке. А вот сам изобретатель попал в Бутырскую тюрьму. Кстати, ожидая суда, он написал рекомендации для министра МВД СССР по улучшению защиты советских денег.

От защиты во время суда Баранов отказался. Он полностью чистосердечно признался в содеянном. Было установлено, что «изобретатель» напечатал около 30 000 рублей, но лишь небольшая часть этих средств была пущена им в оборот.

За сотрудничество со следствием Виктора Баранова приговорили к относительно мягкой мере наказания – 12 лет лишения свободы. Вообще-то за изготовление поддельных денег в крупных масштабах полагалась смертная казнь…

В 1990 году Виктор Иванович Баранов освободился из колонии. Решив начать жизнь с чистого листа, бывший заключенный занялся предпринимательством – основал фирму по производству духов, вторично женился, а также продолжил заниматься изобретательством.

Думаю, все согласятся: нам категорически пора подбивать азы самых первых, звериных истин, возвращаться к полувековой давности хрестоматиям за напоминаниями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», к сказке «Репка» за реабилитацией понятия коллективизма, к «Сказке о рыбаке и рыбке» за memеnto о неминуемости разбитого корыта, коли будешь не по чину вожделеть и жрать в три горла. Двадцатилетие безвременья и морального релятивизма расшатало-разболтало и в конечном итоге сбило общенародный нравственный прицел: в обиход прочно вошло если не прямое сочувствие, то неосуждение, подобострастная готовность оправдания предательства из шкурничества ("ах, так может Иуде нужны, жизненно необходимы были эти тридцать сребренников — детишкам на молочишко, маме на лекарствие?») или ресентимента ("Швабрин мстил тиранше-Екатерине за загубленную в глуши молодость, а семейству капитана Миронова — за поруганную любовь!»). Аплодисменты срывал социал-дарвинист профессор Преображенский, слезу выжимал срежиссированный Режисом Варнье рывок из совка за колбасой — вплавь через Чёрное море, благородное негодование подогревали невыносимые мучения академика от физики, вынужденно рисковавшего, но не рискнувшего ради аспирантуры для талантливого студента чёрной икрой на собственном бутерброде ("до чего доводила людей сволочная система, да на Западе никогда бы, ни за что бы…!») Личное благополучие как-то бочком, незаметно, тушуясь, влезло на самый верх шкалы не просто жизненных, но нравственных ценностей и там вольготно, ножки свесив, обосновалось; словосочетание «жизнь по-человечески», утратив всё этическое наполнение, окончательно слилось с savoir-vivre, а девиз «люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех» стал восприниматься безо всякого почти — буквально.

Осознанные художественные попытки переломить тенденцию с тех пор неизменно терпели если не творческое, так дидактическое фиаско: постники, смиренники, праведники, страстотерпцы и герои, предлагаемые пореформенным кино, иногда торжествовали морально, но никогда — в житейском, важнейшем для нового зрителя плане, а потому никогда не рассматривались тем же зрителем как ролевые модели. Своеобразным апофеозом новорусского видения праведничества стал фильм Учителя «Край»: выйдя с его премьерного показа, одна из «ночных ведьм», летчица, дважды герой Советского Союза, назвала режиссёра сволочью за то, что тот, в обход русской, доброй, жертвенной, невероятной сильной нравственно бабы, отдал по сюжету немке, вражине, главный, ценнейший послевоенный ресурс — ладного, справного, потной мусклой сверкающего с экрана мужика. Потому что если кто этический прицел свой за лихие с тучными и сохранил в более или менее боеспособном состоянии, так это те люди, и они безошибочно чувствовали ползучую аморальность сценарных раскладов, обделяющих своих и правильных в пользу чужих и ушлых.

Перелом, как ни странно, произвела Лилия Ким — сценаристка, работающая сейчас в Голливуде. Едва ли не в первый раз за четверть века работница органов оказалась в её истории не только самой кристальной, самой во всех смыслах порядочной, самой умной и самой профессиональной фигурой, но и самой привлекательной относительно современной системы координат, самой успешной в житейском плане, получив финале за честно, стойко, бескомпромиссно выполненную работу чины, ордена, машины, дачи, и — престижное, солидное, каменно-стенное супружество. При этом следователь Гознака Филатова — отнюдь не умозрительный морализаторский идеал. Изыск Дыховичной-актрисы, уже, кажется, сравнимый с изыском блистательной её землячки Ирины Метлицкой, тоже минчанки, тоже пришедшей в кино из матшколы, её стильная, ломкая худоба, кипящий холод её игры, профессиональная, на грани фола, жёсткость и непримиримость её персонажа, не приемлющего никакого словесного тумана, никакой полутени, знающего прекрасно, что именно в полутени ухабится всякая тварь — вызывают у зрителя, если верить публичным обсуждениям, порой завистливую неприязнь, порой унылость сознания собственного несоответствия, порой — смешанное с восхищением отторжение. И всегда — недвусмысленное «верю!» Едва ли не первое в пореформенном кино «верю» в титанического, намного превосходящего масштабом окружающую среду персонажа.

Поскольку окружающая среда «Денег» — как будто списана из рассказов Леонида Бежина, в свою очередь списавшего под копирку пропись обыденности, ровесником которой был. Это жизнь, где, получив дипломы, «начинают „вовремя получать, перед праздниками приносить и на демонстрациях размахивать“, где по-настоящему живут только в „неприсутственные“ дни, а остальные отрывают, комкают в кулаке и выкидывают в урны, как листки календаря. В общем, классическое лосевское «был как бы мир, и я в нём как бы жил с мешком муки халдейского помола; мне в ноздри бил горелый комбижир, немытые подмышки Комсомола». Маленькая, но существенная для восприятия разница взгляда Анашкина на этот мир состоит, однако, в том, что смотрит он не извне, страдальчески нюхая гнусные подмышки вместе с благоуханно приподнятым над нестерпимым обиходом лирическим героем, но изнутри, беря на себя ответственность и за запах из подмышек, и за то, что пригорел комбижир. Иррациональный, гротескный вещизм, массовым психозом охвативший поздний Союз, едва ли не впервые за весь пореформенный период вызывает у авторов не заинтересованное сопереживание, но с брезгливой жалостью смешанное недоумение.

Ведь по сценарию выходит, что на скользкий путь Алексея Баранникова толкнула не столько даже система, выславшая его из столиц, не нуждающаяся в его изобретениях. Одиночка, самородок, он, в общем, достаточно философски относится к бесперспективности бодания с неповоротливым, не различающим никакой отдельности Левиафаном, и живёт себе, благо система снабжает необходимейшим, не особенно напрягая, оставляя свободными множество интеллектуальных и душевных валентностей, чтобы творить — для себя, как и творят все истинные художники. Зуд, гон, грызь пробуждает в нём именно позднесоветская вещная хищность, под её напором он и разменял последний грош души на фальшивые, виртузно выполненные фальшивые четвертаки.

» принадлежит сценаристу Лилии Ким , с которой дружит режиссер Егор Анашкин . Именно она придумала снять сериал о самом известном фальшивомонетчике советской эпохи и начала писать сценарий. Но жизненные обстоятельства у Лилии сложились так, что ей пришлось уехать в Америку, не завершив работу. Сценарий дописывала творческая группа проекта. У истории был хороший потенциал. Егору Анашкину главный герой изначально понравился своей неоднозначностью. С одной стороны, он злодей, поскольку занимается криминалом, но с другой - принимая во внимание тот факт, что ступить на преступную стезю его вынудили обстоятельства, - ему невозможно не сопереживать. Главный герой и сам мучается, оказавшись в безвыходной ситуации.

Где заканчивается правда и начинается художественный вымысел

История, рассказанная в сериале «Деньги», основана на реальных событиях, но по большей части все же является художественным вымыслом. Прототипом главного героя Алексея Баранникова стал изобретатель и художник Виктор Баранов , которого в СССР называли фальшивомонетчиком №1. Из его биографии были взяты только основные вехи: работал водителем, причем даже возил Горбачева, был изобретателем и пел оперные песни. История любви целиком и полностью была придумана сценаристами.

Представители канала ездили в Ставрополь и пытались найти дом, в котором жил Баранов. Из родственников уже никого там не осталось, а вот соседи оказались очень агрессивно настроены. «Это только в сериале главный советский фальшивомонетчик такой романтик, а в реальности все же он был не такой», - говорит режиссер сериала Егор Анашкин.

Утвержденный на главную роль Федор Лавров поначалу с головой окунулся в биографический материал, но вовремя остановился. «Я пересмотрел кучу интервью с Барановым, ходил в музей МВД, беседовал с разными людьми, которые занимались этой проблемой. Слава Богу, у меня было достаточно времени и удалось раскопать важные для себя факты. Я даже хотел ехать в Ставрополь, поскольку в интернете нашел сведения, что Баранов жив еще. Но Егор (режиссер сериала Егор Анашкин. - Прим. ред. ) отговорил меня от этой затеи, объяснив, что у нас не байопик, а придуманная история. Соблазн удариться в биографию поначалу у меня был. Но в итоге я взял в работу только характерные черты и детали», - вспоминает актер.

«Эта история не про деньги, а про любовь и про невозможность человеку быть счастливым. Мы старались ставить героев перед сложным выбором. Например, героиня Ольги Дыховичной работает милиционером, и ей кажется, что нельзя предать Родину вообще никогда и ни при каких обстоятельствах, поэтому и счастья у нее нет», - объясняет Егор Анашкин.

Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

«Реального прототипа у моей героини не было. Вполне возможно, что существовала какая-то симпатия в ходе расследования, но любовной линии, которая привела бы к изменению его хода, точно не было. Моя героиня - честный и доблестный человек, фанатик, и у нее нет другой цели в жизни, кроме как достичь победы в своем деле. Нина променяла личное счастье на службу. В какой-то момент ты ей сочувствуешь, но понимаешь, что она не имеет права рисковать собой и людьми», - делится Ольга Дыховичная , исполнительница роли Нины Филатовой в сериале.

О герое и его неоднозначности

«Мне кажется, что как персонажа Алексея Баранникова, конечно, стоит любить. Но однозначную оценку этой личности - герой он был или злодей - я бы давать не стал. Мир же не делится на черное и белое: есть множество оттенков. Человек тоже не одной какой-то краской нарисован. Поэтому навешивать ярлыки на людей в принципе неправильно», - объясняет свое отношение к главному герою «Денег» режиссер сериала Егор Анашкин.

Актера на главную роль искали долго - кастинг был масштабный. «Ситуация была неоднозначная. Нам казалось, что продюсеры захотят в сериал актера, которого зрители привыкли видеть в амплуа героя. А Федя (Федор Лавров. - Прим. ред. ) - он же неказистый… Многие в творческой группе сериала считали, что не утвердят его кандидатуру, ведь на главную роль нужен красавчик. К счастью, на канале пошли нам на встречу. Продюсеры согласились с нашим мнением, что лицо актера должно соответствовать персонажу, а не просто быть красивым. Я безмерно благодарен, что утвердили всех, кого я хотел», - рассказывает Егор Анашкин.

«Не могу сказать, что полностью оправдываю своего героя, но в первую очередь я ищу в нем человека, а не злодея и жулика. И очень важно отличать Баранова от Баранникова. Что касается художественного образа, то я буду биться за него до конца. А вот к Баранову у меня много вопросов. Но я снимаю перед ним шляпу, ведь не каждый может сделать такое. Он, определенно, был большого упорства человек», - говорит Федор Лавров, исполнитель роли Алексея Баранникова.

Актеру пришлось пройти большое количество проб, прежде чем его утвердили, и поправиться на семь килограммов до начала съемок. Лавров вспоминает, что, работая над этой ролью, он объедался. Кроме того, у Баранова была пышная шевелюра, а актер таковой похвастаться не мог. Тем не менее он отрастил волосы, чтобы соответствовать образу и приблизиться к прическам той эпохи.

Федор Лавров в сериале «Деньги»

Все-таки, несмотря на то, что сериал - произведение художественное и по большей части вымысел, реальный прототип главного героя Виктор Баранов был отправной точкой при создании образа на экране. Сейчас Федор Лавров уже похудевший и бритый, так как снимается в другом проекте.

Как печатали деньги для сериала

Традиционно для съемок берут отрывки из документальной хроники - кадры, на которых фигурирует госзнак. Но режиссер сериала Егор Анашкин был категорически против идти по такому пути. Поэтому начались поиски старой типографии, в которой сохранились печатные станки того времени. Нашли такую, причем она до сих пор функционирует, и заказали там тираж денег для сериала. Купюр напечатано было много. В общем, затратились, но зато показали процесс печатания денег со всех сторон.

Кадр из сериала «Деньги»

Что касается изобретенных Баранниковым станков, которые появляются в кадре, то они бутафорские, неработающие. «В конце концов, перед нами стояла задача фильм снять, а не деньги напечатать», - шутит режиссер Егор Анашкин. Реквизиторы использовали старые станки - дорабатывали их по необходимости.

«На съемочной площадке были консультанты, которые помогали понять процесс. Мы во все погружались. Ведь если этого не сделать, то как тогда сыграть? Конечно, вряд ли я смогу напечатать в домашних условиях пять тысяч. Здесь нужны колоссальные знания. Сам Баранов потратил на изучение процесса 10 лет и самостоятельно освоил 20 типографических и издательских профессий у себя в сарае, чтобы понимать, как сделать бумагу, как госзнаки, какие краски нужны и т. д. Но какие-то секреты я теперь знаю и могу по бумаге отличить фальшивку», - рассказывает Федор Лавров.

Как воссоздавали эпоху

Часть съемок проходила в Крыму. Одним из главных съемочных мест был легендарный московский ЗИЛ - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (сокращенно - АМО ЗИЛ. - Прим. ред. ). Там снимали все кабинеты, которые фигурируют в сериале. «Это фантастическое место! Там нас не покидало ощущение, будто мы в Чернобыле. Казалось, люди, которые работали на заводе, были вынуждены сорваться с насиженных мест и больше не возвращались туда. И с тех пор все осталось нетронутым. Под одним из столов были женские туфельки, в которые могла переобуваться какая-то сотрудница, везде валялись ручки, бумажки, справки, значки, личные вещи. Осталась куча мебели и телефонные аппараты», - вспоминает режиссер сериала.

Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

«Одним из самых сильных впечатлений от съемок было то, что мы застали последние дни существования гиганта ЗИЛа. Я не ожидала, какого масштаба была та эпоха. Съемки на ЗИЛе напоминали фильм про апокалипсис. Представьте себе: большие коридоры, бумага, которую выдувало ветром… Все это, кстати, есть в сериале. Глядя на руины, понимаешь, как быстро может обесцениться труд многих тысяч людей», - делится впечатлениями от съемок на ЗИЛе актриса Ольга Дыховичная.

А вот завод, где по сюжету работает героиня Люда, реальный. Он находится в Московской области и до сих пор функционирует. Это стекольный завод. «Волга», на которой ездит Баранников, действительно того времени. И все остальные автомобили, которые зритель видит сериале, винтажные. Актеры сами ездили за рулем этих маши.

Ольга Дыховичная при работе над образом ориентировалась на свою маму. «Я помню, какие платья, туфли, прически она носила, - объясняет актриса. - Я привнесла в образ очки с диоптриями, так как поняла, что нужен аксессуар, который бы отличал меня от героини». В жизни Ольга очки не носит. Костюмы для актрисы были сшиты по лекалам той эпохи.

Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

Федор Лавров частенько после съемок выпрашивает головные уборы - как фетиш-талисман. Дома у актера собрана уже целая коллекция. Ходит он в этих головных уборах редко, например, в магазин может надеть. Костюмеров сериала «Деньги» Лавров тоже попросил отложить для него кепки, в которых он снимался.

«Съемочный процесс был действительно тяжелый, потому что надо было уложиться в сроки, наладить отношения с партнерами по площадке и делать сноску на правдивость воспроизведения. Но интерес перевешивал. Я хочу выразить огромную благодарность всей съемочной группе, потому что ребята работали за идею - работали, пока не падали. На площадке не было ни одного человека, к которому были бы какие-то претензии. Такую честную работу редко встретишь и в кино, и в театре. А если бы ее не было, то не было бы и проекта», - резюмирует Федор Лавров.

Подготовила Анна Прищепова

К середине 70-х органы МВД и КГБ пришли к выводу, что в стране орудует банда фальшивомонетчиков. По всему Союзу было изъято около 500 поддельных крупных банкнот очень высокого качества. Появились версии: их печатают в США, или же злоумышленники вошли в сговор с сотрудниками Гознака.

12 апреля 1977 года Виктора Баранова задержала милиция на колхозном рынке в Черкесске при попытке разменять 25-рублевую купюру. У него оказалось при себе еще 77 таких банкнот. Когда Баранова спросили, кто он такой, он ответил: «Я – фальшивомонетчик!»

С самого начала Виктор ничего не скрывал от следствия. Он охотно показал следователям свой сарай и подробно описал технологию производства фальшивок. Поначалу эксперты не поверили, что он делал все в одиночку. Но следственные эксперименты подтвердили: Баранов не нуждался в сообщниках.

Наконец-то талант Баранова признали! Одно из его изобретений впоследствии даже было внедрено на Гознаке. А вот сам изобретатель попал в Бутырскую тюрьму. Кстати, ожидая суда, он написал рекомендации для министра МВД СССР по улучшению защиты советских денег.

От защиты во время суда Баранов отказался. Он полностью чистосердечно признался в содеянном. Было установлено, что «изобретатель» напечатал около 30 000 рублей, но лишь небольшая часть этих средств была пущена им в оборот.

За сотрудничество со следствием Виктора Баранова приговорили к относительно мягкой мере наказания – 12 лет лишения свободы. Вообще-то за изготовление поддельных денег в крупных масштабах полагалась смертная казнь…

В 1990 году Виктор Иванович Баранов освободился из колонии. Решив начать жизнь с чистого листа, бывший заключенный занялся предпринимательством – основал фирму по производству духов, вторично женился, а также продолжил заниматься изобретательством.