Объездная жд. Российские поезда в обход Украины уже идут

На днях директор РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов сообщил журналистам, что с 11 декабря 2017 года все пассажирские поезда переведут на новую железнодорожную линию в обход Украины. И вот удивительное совпадение. Ровно 11 декабря мне пришлось проехать по ней.

Подтверждаю. Поезд №36 «Северная Пальмира» Адлер — Санкт-Петербург в этот день шёл по новому участку Боченково — Журавка.


1. Хотел снять видео из тамбура последнего вагона, но оказалось, что в двухэтажном поезде сделать это невозможно.

На построенном участке строители выполнили большой объём земляных работ, выровняли горизонтальный профиль и обеспечили большие радиусы кривых. Предполагается, что это позволит использовать магистраль как часть скоростного хода «Центр — Юг». Правда, пока поезда идут по участку со скоростями 60-80 км/ч изредка разгоняясь до 110 км/ч.


1. Южное примыкание старой железной дороги к обходу в районе станции Боченково.

Из-за политической составляющей проект привлекает большое внимание. Чиновники разного уровня, то и дело срываясь, преждевременно рапортуют об успехах. Получилось так, что я был в районе станции Боченково как раз после заявления и пропуске первого рабочего поезда. На месте выяснилось, что даже временного пути там не было уложено.

На практике, поезд №36 прошёл участок в 130 км за 1 час 40 минут. Средняя скорость составила 79 км/ч. На короткое время поезд разгонялся до 110 км/ч, но в основном скорость колебалась в районе 50-80 км/ч. .



2. Путепровод на дороге М4 — Мальчевская. Именно с него были сделаны августовские фотографии .

Тут важно понимать, что скорости зависят не только от подвижного состава, состояния пути, но и от старого расписания. Основной ход в рабочем состоянии в обоих направлениях. Плавность хода так себе, особенно сильно болтает на стрелках.

Ещё не везде закончены работы по откосам выемок, местами нет путей на станциях, вокзалов, ведётся строительство служебных дорог.

Станция Зайцевка в максимальной степени готовности. Уже работают информационные табло на платформах, сам вокзал украшен воздушным шарами.



3. Северное примыкание старой железной дороги в районе станции Журавка.


4. Станция Журавка.

Сообщили о завершении строительно-монтажных работ на основном участке железнодорожного обхода Украины. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте компании.

«Российские железные дороги» завершили строительно-монтажные работы на новой железнодорожной линии Журавка — Миллерово и приступили к пусконаладочным работам и тестовой эксплуатации отдельных участков магистрали. Окончательный ввод в эксплуатацию и открытие движения пассажирских поездов на линии планируются к концу осени 2017 года», — уточнили в РЖД.

В сообщении РЖД также говорится, что по участку от станции Журавка до станции Боченково протяженностью 122 км уже был проведен пробный проезд локомотива и нескольких грузовых вагонов.

Подготовка к запуску остальных участков ж/д линии в обход Украины находится «в завершающей стадии», заявили в РЖД. Компания пообещала окончательно ввести линии в эксплуатацию и запустить движение пассажирских поездов к концу осени 2017 года.

Дочернее предприятие ОАО «РЖД» — АО «РЖДстрой» объявило аукцион на строительство железной дороги в обход Украины в конце марта 2015 года. Максимальная цена контракта устанавливалась на уровне 4,7 млрд руб.

Проект строительства новых железнодорожных путей по всему маршруту (Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск) взамен линии, пересекающей территорию Украины в районе Воронежской и Ростовской областей, был предложен еще в 2015 году. На реализацию проекта было направлено 7 млрд руб. в 2015 году, в 2016 году — 18,5 млрд руб., и в 2017 году — 31,1 млрд руб. В 2015 году министр транспорта пообещал, что строительство железной дороги на юг России в обход Украины завершится к 2018 году.

«Новая железная дорога длиной 137 км проходит по территории Воронежской и Ростовской областей. Дорога является электрифицированной, двухпутной на всем протяжении; здесь построено семь новых железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези и Боченково», — говорится в отчете, опубликованном РЖД.

В компании также отметили, что для осуществления проекта потребовалось создать большое количество искусственных сооружений. Всего было построено уже 98 таких объектов, в том числе пять железнодорожных мостов, включая мост через реку Калитва длиной 158 м. Кроме того, представители РЖД рассказали, что особенностью линии стал большой объем земляных работ, необходимых для выравнивания перепада высот на линии. В компании подчеркнули, что благодаря этому новая магистраль станет частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего Центральную Россию с Черноморским побережьем.

Максимальная скорость движения пассажирских поездов по линии Журавка — Миллерово составит 140 км/ч с перспективой увеличения до 160 км/ч. Грузовые поезда будут ходить по новой железнодорожной линии со скоростью до 90 км/ч.

В мае этого года Киев заявил о намерении прекратить пассажирское железнодорожное сообщение с Россией. Тогда Украина грозилась полностью прекратить железнодорожное сообщение с РФ, запретив движение пассажирских поездов с 1 июля. 18 мая Украина заявила о прекращении грузовых перевозок.

Эту информацию, тем не менее, не подтвердили представители украинских железнодорожных компаний. Представители подчеркнули, что власти пока официально не приняли соответствующего решения об ограничении перевозок.

Слухи о возможном прекращении пассажирских перевозок между РФ и Украиной опроверг и министр инфраструктуры Украины . «Сейчас вопрос прекращения железнодорожного или автобусного пассажирского сообщения Украины с Россией нашим правительством не рассматривался», — утверждал он в мае.

По данным украинской стороны, в 2016 году пассажирооборот с Россией достиг 2 млн человек. В случае введения запрета им придется ездить автотранспортом или летать транзитом через Минск и другие аэропорты в соседних странах.

25 октября 2015 года было прекращено прямое авиасообщение между Россией и Украиной. Условием для снятия этих ограничений Украина назвала прекращение полетов в Крым российских авиакомпаний. Сейчас добраться с Украины в Россию и наоборот на самолете можно только с пересадкой в Минске, Риге, Стамбуле или Кишиневе.

Запуск компанией РЖД пассажирских поездов в обход Украины по новой железной дороге приносит России как экономическую выгоду, так и политические дивиденды. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев .

"Запуском поездов в обход Украины Россия в первую очередь обеспечивает стратегическую безопасность своих грузов и граждан. Украинские власти в любой момент могли перекрыть участок путей на подконтрольной Киеву территории в Луганской области, что привело бы к проблемам доставки по стратегическому южному направлению – в Краснодар и Крым. Эта угроза нивелирована, а Киев потерял очередную возможность создать блокаду и давить на Москву.

Получил Кремль с этого проекта и политические дивиденды. Обходом украинской территории Москва показала Украине и Евросоюзу, что не намерена вступать в переговоры с Киевом, которые потребуют уступок и торга, а решит вопросы своей безопасности "методом Петра Первого" – при помощи "топора и лопаты". Российская сторона демонстрирует, что нынешний режим в соседней стране недоговороспособен и ожидать от него можно чего угодно", - отмечает политолог.

Сегодня директор ОАО "РЖД" по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов сообщил о первом этапе запуска пассажирских поездов в обход Украины по участку "Журавка-Миллерово". Эта стадия подразумевает график без изменения времени - сначала будут запущены поезда без промежуточных остановок. А со следующего года, когда у компании будет готов график, весь поток пассажирских поездов будет переключен на обход.

"Москва показывает, что принимает Крым в состав Федерации и готова вкладывать деньги в развитие региона, заботиться о его полноценной интеграции. Керченская переправа – один из проектов, ярко это демонстрирующих. Уже к концу следующего года транспортная доступность существенно изменит жизнь полуострова. А участок путей в обход Украины станет для Крыма стратегически важным со введением в эксплуатацию железнодорожной части моста – именно по рельсам на полуостров пойдет основной грузопоток", - подчеркивает эксперт.

Путь в обход Украины окупится за 5 лет

Строительство сообщения "Журавка – Миллерово" по Ростовской и Воронежской областям началось в 2014-м и обошлось России в миллиард долларов, грузовые поезда по нему пошли уже в сентябре 2017-го. "Мы вопрос прорабатываем, потому что все-таки поезда имели две дополнительные остановки, где люди заходили и выходили. Мы не можем оставить эти населенные пункты вообще без пассажирского движения, поэтому обсуждается вопрос с проработкой графика. Но мы ещё должны понимать, что участок линии новый, надо его обкатать", - заявил Пегов.

Открытие участка "Журавка-Миллерово" серьезно ударит по бюджету Украины - Москва ежегодно перечисляла Киеву порядка 200 миллионов долларов за железнодорожный транзит по ее территории. Теперь эти деньги Россия просто сэкономит. Потеряет соседняя страна и в другом экономическом аспекте – с уходом России, железнодорожный участок по Луганской области становится никому не нужным. А значит, обслуживающие его десятки людей остаются без работы.

"Любой разрыв транспортных и логистических связей бьет по экономике теряющего их государства. После распада СССР на Украине сложилось странная политика – "пойдем в Европу на российских нефти и газе". Эти люди считают себя наследниками ресурсов СССР и хозяевами богатств РФ, а прозападная политика, по их мнению, рано или поздно доступ к всему этому обеспечит.

Когда Виктор Янукович начал политику "разворота векторов" Украины, ему дали понять: получать от РФ прежние дивиденды уже не удастся. Украинские власти же до последнего были уверены, что Москва придет к ним договариваться и делиться. А сейчас политики в Киеве искренне негодуют, что с потерей доступа к российскому рынку они утратили огромные торговые доходы. Они не могут поверить, что Кремль решился потерять такого "друга", как Украина.

Но нет худа без добра – Россия уже немало получила от разрыва большинства "факторов зависимости" от Украины. Это не только экономия на кредитной и прочей поддержке, которую Москва традиционно десятилетиями оказывала Киеву наравне с Минском. Достаточно вспомнить массовый исход 2014 года, когда из Украины в РФ крупный и мелкий бизнес, люди выводили в Россию деньги и эмигрировали целыми сообществами. Тысячами к нам ехали украинские профессионалы всех отраслей. Все это уже интегрировано в экономику РФ и дает плоды", - заключает Андрей Суздальцев.

Вчера было запущено рабочее движение поездов по новой железной дороге, которая построена в Ростовской и Воронежской областях, в обход украинской территории. В перспективе она станет частью новой скоростной магистрали от Москвы до Черноморского побережья.

Дорогу хотели строить еще до войны

Еще с царских времен времени поезда, идущие с юга в центральные регионы (в частности, из Ростовской области в Воронежскую), преодолевали 26-километровый участок по территории Луганской области. В начале XX столетия, когда строилась эта железная дорога, инженеры просто выбрали самый короткий путь, однако после распада СССР участок пути оказался на территории соседнего государства.

Поначалу никакой проблемы это не представляло: на Луганщине располагается крошечная железнодорожная станция Зориновка (где даже нет пункта пограничного контроля), которая относилась к РЖД.

Впрочем, о строительстве новой скоростной дороги в обход соседнего государства было объявлено еще до начала гражданской войны на Украине. Дело в том, что по данному направлению идет основной грузопоток из европейской части России в черноморские порты и обратно. Однако старая дорога с растущим потоком грузов и пассажиров не справлялась.

Строительство обхода было предусмотрено федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие транспортной системы России до 2020 года». Причем, как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев , российская сторона не собиралась отказываться от эксплуатации существующего участка железной дороги через Украину.

Однако с началом гражданской войны на Донбассе необходимость в эксплуатации старой дороги окончательно исчезла. Строили новую двухпутную линию ударными темпами: в 2015 году в проект было инвестировано государством 7 млрд. рублей (из которых 5,5 млрд. рублей составили расходы на строительно-монтажную часть), в прошлом году — 18 миллиардов, а в нынешнем потратили уже 31 миллиард.

Чтобы объехать Украину, нужно 800 км

Поначалу в РЖД обещали, что эксплуатация нового участка железной дороги начнется в 2018 году. Но с задачей, выходит, справились на полгода раньше.

Строительством новой железной дороги занимались четыре бригады Железнодорожных войск Минобороны: 34-я из Рязани, 37-я из Волгограда, 39-я из Краснодарского края и 48-я из Омска. Это напомнило времена строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа), когда в Забайкалье и на Дальнем Востоке были переброшены со всего СССР два корпуса войск общей численностью более 40 тысяч военнослужащих.

На границе с Украиной работы также пришлось проделать титанические: трасса обходного участка проходит на расстоянии от 5 до 25 км от государственной границы, пассажирские поезда могут развивать здесь скорость до 160 км/час, а грузовые — до 90 км/час.

На новом участке (в Воронежской и Ростовской областях) построены шесть железнодорожных станций: Зайцевка, Сергеевка, Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка и Колодези. Также построен мост через реку Белая Калитва, два железнодорожных, четыре автодорожных и один пешеходный путепроводы в Воронежской области, а в Ростовской — два пешеходных, четыре автодорожных и один железнодорожный.

Новая линия «Миллерово — Жуковка» должна стать составной частью другой, более масштабной, железной дороги в обход украинской территории. Будет построена новая скоростная линия (электрифицированная, двухпутная) от Прохоровки, что в Белгородской области, до Жуковки, от которой и начинается «обводная» линия. Следующий этап — это строительство 350-километровой линии от Чертково до Шахт. Ну а конечным пунктом новой дороги станет Батайск в Ростовской области.

В настоящее время существующая железная дорога от Прохоровки следует через украинские города Харьков, Чугуев, Изюм и Луганск. Новая же дорога общей протяженностью 800 км пройдет вблизи семи российских населенных пунктов, ее открытие позволит сократить время в пути между Москвой и Адлером на четыре часа — с нынешних 24 до 20. Предполагается, что суммарные инвестиции в мегапроект составят почти 480 млрд. рублей.

«Обходные» дороги были и в Чечне

У «Российских железных дорог» уже есть опыт строительства дорог в обход «воюющих» территорий. Стоит напомнить, что в 1994 году Железнодорожные войска начали строить 78-километровую дорогу «Кизляр — Карлан-Юрт» в обход Чечни: она позволяла напрямую добираться из Астрахани в Махачкалу и далее в Закавказье. По тем временам стоимость строительства была гигантской — 1 триллион рублей (правда, неденоминированных).

Однако и важность новой дороги была огромной: чтобы можно было без опаски пропускать поезда с грузами на иранское направление. Несмотря на сложные рельефные условия, построили линию в рекордно короткие сроки, всего за 270 дней, и уже в 1997 году по ней начали курсировать поезда. В 1998 году по новой дороге перевезли 3 млн. тонн транзитных (экспортно-импортных) грузов, что позволило еще и значительно увеличить перевалку в Махачкалинском морском порту до 400 тысяч тонн.

Впрочем, после окончания Чеченской войны террористическая активность переместилась в Дагестан, и в уже 2003 году боевики взорвали полотно новой железной дороги. Подобных инцидентов потом, к счастью, не было…

Еще один крупный инфраструктурный проект РЖД связан со строительством обходных линий на западном направлении, чтобы укрепить транспортные связи Урала с восточными районами страны. Дело в том, что значительные части Средне-Сибирской и Южно-Сибирской железнодорожных магистралей (с ответвлениями) расположены на территории Казахстана.

Скажем, Средне-Сибирская магистраль (начинается от Троицка и выходит к Барнаулу) «разрывается» казахской территорией, проходя через Кустанай и Кокчетав, а Южно-Сибирская магистраль, соединяющая Карталы и Артышту (станция близ Кемерово) проходит через Акмолинск (станция Астаны) и Павлодар.

«Мощный стимул для Южного макрорегиона»

Каковы перспективы нового инфраструктурного проекта? Этот вопрос «Свободная пресса» задала нашему постоянному эксперту по экономическим вопросам, основателю маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роману Алехину .

— Безусловно, на весь Южный макрорегион строительство железной дороги окажет положительное влияние. Во-первых, уже построены новые станции и подстанции. То есть создаются рабочие места. Плюс это послужит стимулом создать вокруг станций всю необходимую инфраструктуру.

Новые транспортные узлы традиционно становятся центром для привлечения инвестиций и строительства ряда дополнительных объектов. И само по себе строительство этой сопутствующей инфраструктуры может дать региону даже больше, чем уже готовая дорога.

Во-вторых, открытие направлений без пересечения с Украиной создает большие перспективы по перевозке грузов и увеличению пассажиропотока. Поэтому, как мне кажется, можно ожидать в ближайшее время улучшения экономических показателей Южного макрорегиона.

Или во что обходятся события на Украине российской приграничной глубинке.
Железная дорога прошла через Кантемировку в 1871 году, 145 лет назад и стала с тех пор существенной частью местной экономики.
Ныне райцентр с таким известным всей России названием, остался фактически без железной дороги. Там теперь тупиковая ветка с не очень хорошими перспективами по части пригородного сообщения. А магистральный ход прошел по степям в 20 километрах восточнее.
Конечно наладят движение автобусов или маршруток, но то что городок с таким симпатичным вокзалом "железку" фактически потерял, это реальность.
Не смертельно конечно, но это просто одна из многих тысяч мелочей, которыми Украина ухудшает жизнь простых граждан России. На которую я хотел бы обратить внимание жителей столиц.

Движение пассажирских поездов на юг в обход Украины по 137-километровой линии Журавка - Миллерово запустили в понедельник, 11 декабря. Грузовые поезда начали ходить таким маршрутом в середине сентября 2017 года. По сообщению РЖД, по участку будут курсировать более 120 пассажирских и до 30 грузовых поездов в сутки.

В Кантемировском районе, имеющем 95-километровую границу с Луганской областью Украины, во время масштабной стройки реконструировали станцию Журавка и в чистом поле построили новую станцию Зайцевка. О том, как изменилась жизнь в соседствующих с дорогой селах, какие проблемы исчезли, а какие появились, - в репортаже РИА «Воронеж».

Трудности перевода

Северные ворота нового участка - станция Журавка. Пассажирские поезда будут проезжать ее без остановки, чтобы через 20 км, на пару минут остановившись на станции Зайцевка, двигаться дальше на юг. В километре от Журавки «железка» раздваивается - направо уходит старый ход на Кантемировку, налево - проложены новые рельсы, ведущие в обход Украины.

Дорога разрезает Журавку на две неравные части. Школа и детсад остаются слева по ходу движения на юг, а отделение банка и почта - справа. И перебраться на другую сторону села сегодня весьма проблематично, - пояснила руководитель районного отдела культуры Елена Богачева.

Из одной части села в другую, где находится школа, школьный автобус теперь возит детей, давая крюк в 30 км. Если ехать напрямую по селу, как раньше, через специально упрятанный под рельсы путепровод, выходит всего пара километров. Но строители в ходе работ сделали тут подъем, имеющий уклон примерно в 30 градусов. И сотрудники ГИБДД справедливо запретили здесь движение школьному автобусу, который теперь вынужден объезжать.

- Конечно, это ненормально. Мы подстроили расписание под приезд ребят. Чтобы перевезти всех с той стороны, автобус делает два рейса. Получается ощутимый расход бензина, да и детей поездка сильно утомляет.

Ольга Доценко

директор Журавской СОШ

Личный транспорт, конечно, тут проскакивает, но для общественного - школьного автобуса, «скорой», пожарной машины - запрет. Поэтому для части наших ребят дорога в школу занимает час туда и час обратно, хотя напрямую тут близко. Когда начнется масштабный ремонт дорог по району, может быть, получится обустроить проезд. До начала реконструкции станции у нас был обычный оборудованный переход, а теперь нет никакого. Строители обещали обустроить новый, да так ничего и не сделали, - сокрушается глава Журавского сельского поселения Владимир Писарев.

В СОШ Журавки 92 ученика, 44 из которых живут на краю села, отделенном от школы рельсами. Поэтому два часа в день дети тратят на разъезды - из дома в школу и из школы домой.

Будущее станции Кантемировка

В Кантемировском районе, через который проходит новый скоростной участок «железки», самой большой проблемой остаются дороги.

Взять, к примеру, новенькую станцию Зайцевка, выросшую в чистом поле в 3 км от села. Участок дороги до райцентра протяженностью 20 км сильно разбит. Дело в большегрузах, которые за два года строительства железнодорожного полотна просто убили асфальт. За поездку в эти края таксисты берут втрое выше обычной цены.

Вокзал рассчитан на обслуживание примерно 50-60 пассажиров в сутки. Помимо специалистов-железнодорожников мы приняли на работу 17 человек из соседних деревень - Зайцевки, Титаревки. Конечно, это неквалифицированный труд, зато для района создали рабочие места, - рассказал начальник вокзала станции Зайцевка Геннадий Моисеенко.

По словам главы администрации района Владимира Покусаева, сейчас прорабатывается вопрос о запуске рейсовых автобусов из райцентра до новенькой станции, но раньше весны-лета 2018 года эту дорогу капитально не отремонтируют.

Из сельхозоборота в связи со строительством было выведено примерно 640 га земли четырех сельхозпредприятий и фермерских хозяйств. Более 112 км асфальтированных дорог района частично или полностью разбиты тяжелой техникой. Сумма, необходимая для их ремонта, составила более миллиарда рублей. Нынешней осенью отремонтировали около 4 км дороги от Кантемировки до построенной пассажирской станции Зайцевка, а РЖД дало гарантии того, что в течение следующего года все дороги будут восстановлены. У нас тут люди волнуются: останется ли вообще на карте станция Кантемировка, если все поезда пойдут новым маршрутом мимо нее? Сохранятся ли там рабочие места? - опасается глава.

По информации пресс-службы РЖД, станцию Кантемировка закрывать пока не планируют - до нее будут курсировать три пригородных поезда (один - выходного дня). Сокращения обслуживающего персонала на станции тоже не планируется.

Фото. в том числе и мои, 2-х летней давности. Теперь ничего этого нет, а есть только 3-х разовая электричка Россошь - Гатмашевка, где ее конечная у самой границы.

Станция Кантемировка, последняя остановка перед тем самым участком. Здесь мы стоим минут 20. (фото не мое)

Кантемировский элеватор.

Грузовой под ВЛ80Т нас пропускает.

Красивые тут места. Холмы с характерными меловыми отложениями, балки и овраги.
Следующая Ростовская область, до которой совсем близко, уже считается частью юга России.

Станция Гартмашевка, последняя на российской стороне, перед тем самым участком. Поезда тут не останавливаются.