Образ бога вишну от зороастризма до современного вайшнаизма. Боги индии

ВИШНУ (VISHNU)

Все индусы, как правило, Вайшнавы (Vaishnavites) - поклоняющиеся Вишну, Шиваиты (Saivites) - поклоняющиеся Шиве, или Шакты (Saktas) - те, которые поклоняются Шакти, Божественной Матери. Это говорит о большом авторитете Вишну - вероятно, наиболее популярного из всех Индуистских богов. Хотя в Индуистской Триаде он следует после Брахмы, Вишну превосходит его. Он Бог-Защитник. Из всех богов Индуистской Триады Вишну выглядит наиболее человечным, так как является Вседержателем. По присущим ему качествам он очень близок к человеку и, поэтому очень популярен.

Вишну Ригведы понимается как солнце в трех его фазах - восходе, зените и закате. Ведический Вишну проходит сквозь небеса за три шага. Это великий подвиг Вишну, утверждающий его всеобъемлющую победу. Сделав три шага, Вишну, солнечное божество, проследовал через три мировые сферы. «Бог является проявленным в трех формах - как Агни (Agni) на Земле, Индра, или Вайю (Indra, Vayu) в воздухе, и Сурья (Surya) на небе. Он говорит, что сделал три эти шага для защиты смертных, в их интересах. Зенит соответствует названию местоприбывания Вишну. Его третий шаг не может быть увиден человеческим зрением. Это место обитания Индры. Идея о быстром преодолении пространства устойчиво ассоциируется в Ведах с Вишну.

Позднее, когда в Индуизме возрасло значение жертвоприношений, связь Вишну с жертвоприношениями создала ему еще больший божественный авторитет. В послеведической литературе колесо (чакра) в его руке уподоблялось Солнцу. Гаруда (Garuda), король птиц, его ездовое животное. Он также зовется Супарна (Suparna). В Ригведе Супарна - атрибут солнца. Это подтверждает солнечное происхождение Вишну.

В Пуранический период Вишну становится очень влиятельным богом, наиболее важным в Индуистской Триаде. Согласно д-ру Банерджею (Banerjea), пуранический Вишну стал синтезом трех божественных идей - богочеловека Васудевы-Кришны (Vasudeva-Krishna), Ведического Бога-Солнца Вишну и космического бога Брахманов Нараяны (Narayana).

Вишну постигается в пяти его важнейших аспектах - Пара (Para) (высочайший), Вьюха (Vyuha) (излучающий), Вибхава (Vibhava) (воплощенный), Антарймин (Antarymin) (сущностный властелин бытия) и Ароча (Arocha) (иконографическое представление бога).

Всевышнее предназначение Вишну - сохранение, поддержание, защита. Его воплощения (avataras) выполняли божественную работу по защите мира людей. Всякий раз, когда силы Зла начинали властвовать над человечеством, Вишну, Великий Защитник, покинув Небеса, нисходил в человеческий мир и избавлял людей от Зла. Иногда он принимал различные формы для достижения особых целей. Учение о воплощениях Вишну, вероятно, указывает на то, что некоторые его формы имеют космическую природу, в то время как другие, очевидно, основываются на реальных исторических событиях. Исторические персонажи приходили и наделялись божественными свойствами, после ухода они рассматривались как воплощения самого божества. Стоит обратить внимание на эволюцию этих воплощений от низших форм жизни к высшим - от рыбы (Matsya), черепахи (Kurma), вепря (Varaha) к получеловеку-полуживотному Нарасимхе (Narasimha), к воплощению-Карлику Вамане (Vamana) и, далее, к великим героям, наделенным многими сверхчеловеческими качествами.

Доктрина инкарнаций Вишну удовлетворяет насущную потребность человека в религии с верой в личностного Бога, в Бога, имеющего человеческую природу и являющегося тогда, когда в нем возникает необходимость. Он воплощает мечту о божественном освободителе от несчастий и невзгод жизни.

Иконография Вишну .

Вишну сидит на Гаруде (Орле). Он имеет один лик и четыре или более рук. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда жёлтого цвета. Он несёт в правых руках стрелу (бана), четки (акшамала) и жезл (гада) - символ власти, которую дает высшее знание; в левых руках - шкуру, ткань и радугу. Он также держит колесо (чакра) и жезл (гада). Чакра представляет вращение мира, также как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которой циклично, словно вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Нет ничего быстрее и сильнее, чем разум. Восемь рук Вишну символизируют четыре стороны света и четыре промежуточные направления. Санкха (раковина) представляет небо, чакра (колесо) - воздух, гада (жезл) - свет, а лотос (падма) - воду. Жест руки Вишну обозначает утешение, ниспосланное верующим.

Можно встретить изображения Вишну с лотосом в руке.

Вишну обычно изображается возлежащим на царе змеев наге Шеша (Sesha), с сидящей у его ног супругой Лакшми (Lakshmi), другое имя которой Шри (Sri). Согласно одной из легенд, творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована во время сотворения мира («шеша» обозначает «остаток»). Шеша подобен волнам на глади океана первозданных вод.

Когда к концу очередного цикла своего существования Вселенная приходит к упадку и гибели, Вишну спит на свернувшемся кольцами Шеша, защищенный от всех опасностей капюшоном царя змей, пока не почувствует в себе сил проснуться и создать Вселенную вновь, начав новый цикл её существования.


Вайшнави

ФОРМЫ ИЛИ СОСТОЯНИЯ - МУРТИ (MURTIS)

Вишну могжет иметь четыре формы: Йога (Yoga) - состояние Медитации, почитается святыми и аскетами; Бхога (Bhoga) - образы, выражающие удовлетворенность мирскими удовольствиями и, следовательно, служащие предметом поклонения мирян; Вира (Vira) - выражающая доблесть и, следовательно, любимая царями и воинами; Абхичарика (Abhicharika) - устрашающие аспекты божества, почитаемые теми, кто готовится к битве с врагами.

Стханака (Sthanaka) - Вишну в положении стоя.
Асана (Asana) - Вишну в сидячем положении.
Шайяна (Sayana) - Вишну возлежит.

Вишну — в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов, хранитель мироздания; величественный и одновременно ужасный, но менее грозный, чем . Вишнуиты, почитатели Вишну, считают его верховным богом — один из его эпитетов "высший бог".

Курма (черепаха), на которой боги и асуры после всемирного потопа устанавливают гору Манадру и, обмотав ее змеем Васуки, начинают вращать все быстрей и быстрей, и таким образом добывать из него Луну, напиток бессмертия (амриту) и многое другое.

Васаха («вепрь»), в образе которого Вишну убил демона Хираньякшу и поднял землю из пучины.

Нарасинха («человек лев»), разорвавший на куски злого демона, захватившего власть на земле и на небесах.

Вамана («карлик»). Таким Вишну предстал перед аскетом и магом Бали, подчинившим себе весь мир. Карлик попросил у Бали столько пространства, сколько он, Вамана, отмерит тремя шагами. Вали согласился и великий карлик двумя шагами отмерил землю и небо. Отказавшись от последнего шага, он оставил подземный мир Бали.

Парашурама («Рама с топором») - сын брахмана, которым стал Вишну, дабы истребить множество кшатриев, представителей касты воинов, ради возвышения брахманов.

Рама («Смуглый») - прекрасный принц и храбрый воин, мудрый правитель - идеал аристократа кшатрия. Ему посвящена эпическая поэма («Сказание о Раме»). Он одерживает верх над многоглавым демоном драконом («Ревущим»), победившим и заставившим богов работать на себя: стал поваром, - водоносом, бог ветра - уборщиком. На острове Ланки он основал царство демонов. (Неясно, что олицетворяют его головы: то ли местные воинственные племена, с которыми бились арии, то ли природные стихии.) Рама отсекал ему головы, но они отрастали вновь. Удалось поразить демона стрелой . Жизнь Рамы полна приключений, ему довелось испытать изгнание, у него . Раме помогает волшебник, царь обезьян . Вернувшейся приходится показывать свою чистоту, проходя тяжкие испытания (в конце концов ее приняла мать земля). Царствовал Рама десять тысячелетий, и это был поистине золотой век на земле.

Кришна («Темный», «Черный») — восьмая аватара Вишну, считающаяся его наиболее полным воплощением. Культ его особенно популярен в Индии; поэтому Кришну нередко почитают как Вишну, а восьмой его аватарой называют Баларму, старшего брата. История Кришны полна сказочных эпизодов. Ему с младенческих лет пришлось бороться против козней нечестивого и злобного царя Кинсы. Так, послал Кинса к младенцу Кришне демоницу Путану, разнаряженную и с грудью, намазанной ядом. Она стала кормить младенца грудью, но Кришна высосал у нее жизнь, а сам уцелел. Юный Кришна был милым пастушком, привлекавшим к себе многих пастушек. Но когда на него Кинса насылал страшных демонов, Кришна одолевал их. Своих приятелей пастушков Кришна убеждал не поклоняться Индре. Узнав об этом, Индра обрушил на землю потоки воды. Тогда Кришна поднял гору и держал ее на одном пальце, укрывая пастухов и скот от дождя. Индра признал его превосходство и прекратил потоп. Звуками своей волшебной флейты Кришна зачаровывал людей и животных. Когда на эти звуки сбежались тысячи пастушек, он танцевал с каждой из них, многократно размножил свой облик. Всех любимей для него стала прекрасная Радха; им покровительствовал сам бог любви . В конце концов Кришна победил нечестивого царя Кинсу, а завершив земные дела, воссоединился с божественной сущностью Вишну. В эпической поэме « » Кришна изображен главным образом как воин, искусный стратег, мудрый советник Арджуны, главнокомандующий добродетельных Пандавов, сражающихся против злокозненных, но родственных им Кауравов. В этой связи Кришна, приняв вид возничего, наставляет Арджуну, чему посвящена знаменитая философско религиозная поэма « ». Арджуна сомневается, что надо идти в бой против родных. Кришна убеждает его, что долг выше родства, что надо идти в бой во имя добра Можно лишить жизни тело, но бессмертна душа, и личная душа соединена с мировой. Жизнь обретает смысл лишь в познании Бога, а к нему три пути: честное исполнение долга, искреннее познание истины, возвышенная любовь. И на любом пути самое главное - иметь чистое, верное, простое и любящее сердце. Таким образом Кришна стал олицетворением детской непосредственности, юношеского жизнелюбия, мудрости и любви.

Будда («Просветленный», «Пробужденный») - девятая аватара Вишну. Как религиозное учение буддизм имеет свои характерные черты, но в данном случае выступает как одно из проявлений (воплощений) индуизма.

Калки («Белый конь») - ипостась будущего возвращения Вишну на грешную землю, верхом на белом коне, с мечом справедливости в руке, истребляя злодеев и нечестивцев. Ему суждено очистить землю от недостойных людей, восстановить мир и порядок, подготовить возрождение жизни для обновленного человечества.

В различных направлениях индуизма, Вишну обрел наивысшую популярность как воплощение мировой души, творческого начала - Рама, а также как воплощение лучших человеческих чувств, прежде всего любви, жизненной энергии, мудрости - Кришна.


Главными богами индуизма является божественная триада популярных индийских богов Брахмы, Шивы и Вишну (Тримурти). Несмотря на такое огромное и разнообразное многобожие индийской религии, можно воспринимать индуизм и как религию с верой в единого Бога. А всех этих многочисленных индусских богов как различные проявления того одного единственного великого Бога. Ну а тройку крупнейших богов - Брахму, Шиву и Вишну можно даже сравнить с христианской Троицей. Ведь для индуизма также присуща идея троичности и триединства божественных сил. Эти три бога представляют собой одну божественную сущность, но у каждого из них своя сфера деятельности .

Верховная Личность Бога косвенно связан с тремя качествами природы: страстью, благостью и невежеством . Для создания, поддержания и разрушения материального мира Он принимает три формы, имеющие отношение к этим качествам, — это Брахма, Вишну и Шива. Среди них только Вишну, отвечающий за благость, приносит всем живым существам высшее благо.
Из этих трех Брахма создает вселенную, Вишну поддерживает ее, а Шива разрушает после каждого космического цикла. Среди этих трех личностей Брахма и Шива — главные полубоги, в то время как Вишну — Сам Бог. Эзотерические части Ведических писаний объясняют, что Верховная Божественная Личность — это Кришна . Он обитает в Своей обители в духовном мире, которая находится далеко за пределами этого материального творения. Его тело имеет две руки, однако для того, чтобы сотворить материальный мир, Он распространяет Себя в четырехрукую форму Вишну. Господь Вишну поддерживает вселенский порядок и является господином двух других главных божеств, Брахмы и Шивы.
Господь Брахма, первое сотворенное живое существо в каждом космическом цикле, рожден непосредственно из Господа Вишну. Для того, чтобы создать все планеты и формы жизни в этой вселенной Брахма сначала создает основных полубогов , которые в свою очередь создают дальнейшее потомство для заселения вселенной. Поэтому Брахма является отцом всех живых существ и господином всех полубогов .
После Господа Вишну, Господь Шива, пожалуй, наиболее популярное божество в индуизме. Он рожден как непосредственный сын Господа Брахмы и он имеет различные функции и обязанности и поэтому также множество имен.
Как и все божества, Брахма, Вишну и Шива имеют свои атрибуты: супругу (шакти, или "энергия"), личное средство передвижения (вахана) и характерные символы.
Вишну (хранитель Вселенной) — Лакшми (Богиня удачи) — Гаруда (орел)
Брахма (творец Вселенной) — Сарасвати (Богиня мудрости, образования и музыки) — Хамса (лебедь)
Шива (разрушитель Вселенной) — Парвати , называемая также Дурга или Кали (олицетворение материальной природы) — Нанди (бык)Брахма - Бог творец. Брахма является саморожденным, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа (рождённый из пупа). Брахма является сыном Верховного Абсолюта, Брахмана, и женской энергии Пракрити или Майя .
Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати , которые считаются прародителями человечества. В Ману-смрити перечислины их имена: Маричи, Атри, Ангирас, Пуласья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачета (по другой версии, Дакша), Бхригу и Нарада. Затем Брахма сотворил семь великих мудрецов (Сапта-риши) , которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра (сыновья, рождённые из ума). Брахма считается отцом Дхармы и Атри. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати.
Брахма только иногда вмешивается в дела других богов и ещё реже в дела людей.
Бхагавата-пураны рассматривают Брахму как творца Вселенной, но не как Бога. Напротив, считается, что он был сотворён Богом (в его безличном аспекте Брахмана). Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того, как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.
Пураны рассказывают историю о том, как в результате проклятий великого мудреца Бхригу , полученных Брахмой, поклонение ему на Земле было ограничено. Однажды Бхригу проводил на земле огромное ведическое жертвоприношение. Было решено, что председательствующим божеством на яджне будет величайший из Богов. Бхригу взялся найти величайшего из Тримурти. Когда он пришёл к Брахме, тот был настолько поглощён музыкой, которую играла его супруга Сарасвати, что даже не услышал зов прибывшего на аудиенцию мудреца. Разгневанный риши проклял Брахму, объявив, что отныне никто на земле не будет призывать имя Брахмы или поклонятся ему.
Брахма изображается с кожей красноватого цвета, одетым в красные одежды. Брахма имеет четыре головы и четыре руки. Четыре лика, головы и руки олицетворяют четыре Веды: Ригведу, Самаведу, Яджурведу и Атхарваведу. Красный цвет кожи символизирует золото и указывает на то, что Брахма активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной. Каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования.
В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн . В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из метала или из скорлупы кокосового ореха, вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя, эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, акшамала (чётки символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной), которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма держит книги Вед (символ знания) , но иногда — цветок лотоса (символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной). Четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север. Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука - эго и передняя левая рука — самоуверенность.
На голове у Брахмы корона, символ его верховной власти во Вселенной.
Вахана Брахмы - лебедь, символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека , или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались.
Шри Брахма Самхита (санскр. «Песнь Брахмы») — одно из важнейших священных писаний гаудия-вайшнавизма . Брахма-самхита содержит молитвы творца этой вселенной Брахмы Кришне, произнесённые Брахмой в самом начале творения. В течение многих столетий текст Брахма-самхиты считался утерянным. В начале XVI века совершавший паломничество по Южной Индии Чайтанья Махапрабху (1486—1534) обнаружил 62 шлоки пятой главы Брахма-самхиты в храме Ади-Кешавы . Об этом говорится в девятой главе Мадхья-лилы Чайтанья-чаритамриты . Брахма-самхита не только раскрывает важнейшие положения вайшнавской философии, но и содержит в себе в сжатой форме всю сиддханту Чайтаньи Махапрабху. В этом тексте Кришна описывается, как источник всего творения, причина причин, Верховная Личность Бога.

В 1971 году Джордж Харрисон выступил музыкальным продюсером и аранжировщиком песни «Govindam», состоявшей из нескольких стихов из Брахма-самхиты. Песню спели кришнаиты храма Радха-Кришны в Лондоне и она вышла на альбоме «The Radha Krishna Temple». В песне используются стихи: 5-30, 5-32.

Вишну — хранитель и и защитник Вселенной. Согласно традиционному толкованию имени, корень viś означает «обосноваться», «войти», или «пронизывать», а суффикс nu переводится как «всепроникающий», «тот, кто проникает везде», «тот, кто свободен от оков и ничем не связан». О Вишну говорится как о всевышнем Боге в ряде священных текстов индуизма, в частности в Тайттирия-самхите, Яджур-веды и в Вишну-сахасранаме . Он также является воплощением доброты, милосердия и силы, которая сохраняет мир и поддерживает космический порядок, Дхарму.
Вишну часто изображается лежащим или опирающимся на змея Шеша, рядом со своей женой Лакшми, которая гладит его ноги. Говорят, что он никогда не спит и постоянно находится в миролюбивом настроении Шанти. В Пуранах говорится, что цвет тела Вишну тёмно-голубого цвета, подобно цвету облаков. Чаще всего Вишну представляют держащим в руках с четыре предмета или оружия. В одной руке Вишну держит раковину или Санку . Во второй руке диск или Вайджру . В третьей руке он держит булаву и в четвертой лотос - Падма . У него также есть лук который называется Сарнгa и меч который называется Нандака . Большую часть времени добро и зло находятся уравновешенном состоянии. Но порой баланс нарушается и злые демоны берут верх. Тогда, в ответ на просьбы других Богов, Вишну воплощается в человеческом обличии и приходит чтобы установить правильный баланс снова. Десять воплощений Вишну, как правило принято называть аватарами Вишну. Десять аватар Вишну:
Первое воплощение — аватара Матсья или Рыба. В этой форме Вишну спас Санкт Ваивасвата, индусский аналог библейского Ноя (или наоборот).
Второе воплощение — аватара Курма или Черепаха. В момент пахтанья молочного океана, Курма будучи черепахой подпер гору Мандара, которая начала погружаться в молочный океан, и это спасло Девов (Богов).
Третье воплощение Вараха или Кабан. Вишну убил демона Хираньякша, вернул украденные Веды и поднял Землю со дна океана.
Четвертое воплощение Нарасимха или Лев. Будучи существом наполовину львом, наполовину человеком, Вишну​​ убил демона Хираньякашипу, брата Хираньякши (которого убил Вараха). Хираньякашипу получил от Брахмы благословение, что он не может быть убит человеком, животным или богом, но Вишну сделал это во имя мира на Земле.
Пятое воплощение Вамана или Гном. в этом воплощении Вишну убил демона Бали, который получил власть над Землей и напал на Девов.
Шестое воплощение Парашурама . Он своим легендарным топором убил короля Картавирьи, который украл священную корову Камадхену, которая может выполнять все желания.
Седьмое воплощение Рама . Шри Рама убил демона Равана, который похитил Ситу. Подробнее об этом можно прочитать в Рамаяне.
Восьмое воплощение Кришна . Он убил Камсу, сына демона и короля Матхура. Кришна является одной из самых популярных аватар бога Вишну, так как Кришна и есть Верховная Личность Бога пришедшая на Землю из духовного мира. Господь Кришна и все Его полные части — это вишну-таттвы, т.е. существа, относящиеся к категории Бога. Из Шри Кришны исходит Баладева, из Баладевы — Санкаршана, из Него — Нараяна, а из Него — другой Санкарашана. Из последнего проявляются пуруша-аватары: Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Кширодакашайи Вишну, или Высшая Душа, божество, повелевающее стихией благости в этом мире, это значит, что Брахма создает вселенную с помощью силы страсти, Вишну поддерживает ее силой благости, а Шива в должное время разрушает ее, танцуя тандава-нритью, танец разрушения. Материалисты обычно поклоняются Брахме, глупцы — Шиве. Но стремящиеся к духовности поклоняются форме благости, Вишну в Его разных проявлениях.
Девятое воплощение Будда . Эта аватара была призвана избавить мир от убийства коров и других животных в виде жертвоприношений (ахимса).
Десятое воплощение Калки . Он придет на Землю в этой Кали-юге с мечом на белом коне, что бы уничтожить зло.
Три формы Вишну. В тексте Сатвата-тантра описываются три различные формы, или ипостаси Вишну: Маха-Вишну, Гарбодакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну .

Каждая из этих форм Вишну играет свою определённую роль в создании и поддержании Вселенной и её обитателей.
Первая из этих экспансий, Маха-Вишну , создаёт всю совокупность материальной энергии, известной как махат-таттва .
Вторая экспансия, Гарбходакашайи Вишну , входит во все Вселенные и создаёт разнообразие жизни в них .
Третья ипостась, Кширодакашайи Вишну , распространяет себя как вездесущая Параматма (Сверхдуша) во всех душах и в каждом атоме Вселенной .

Говорится, что человек, осознавший эти три формы Вишну, достигает мокши (освобождения).
Вишну — это Бхагаван , что в переводе с санскрита означает «обладающий всеми достояниями». Говорится, что Вишну обладает бесконечным количеством благоприятных качеств, из которых выделяют шесть основных: джнана (знание), айшварья (богатство), шакти (могущество), бала (сила), вирья (мужество) и теджас (великолепие). Другие благоприятные качества, традиционно приписываемые Вишну, это гамюхирья (неописуемое величие), аударья (щедрость) и карунья (сострадание).
Вишну имеет множество имен, связанных с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и аватаров Вишну. В «Махабхарате» (149-й главы Анушасана-парвы) приводится список тысячи имен Вишну, содержащийся в тексте Вишну-сахасранама (буквально: тысяча имён Вишну). Другие наиболее распространенные имена Вишну:
~ Хари - избавитель
~ Говинда - пастух, наслаждающий чувства коров
~ Кешава - сразивший демона Кеши
~ Кришна - все-привлекающий
~ Мадхусудана - убийца демона Мадху
~ Пурушоттама - лучший из людей или высший дух.
Вишну отведена и космогоническая роль. В конце каждого мирового цикла, после буйства стихий и все-разрушающей пляски Шивы Вишну вбирает в себя Вселенную и погружается в сон. Он лежит на змее Шеше, покоясь на водах Мирового океана. Пробуждаясь, он замышляет новое творение, из пупа его вырастает лотос, а из него возникает Брахма, которым осуществляет акт творения. При таких вселенских масштабах Вишну, тем не менее, для своих перемещений использует царя птиц Гаруду...

Как мудрец Бхригу определил, какой из Богов лучше.
Когда однажды на собрании Богов мудреца Бхригу попросили указать главнейшего между Брахмой, Вишну и Шивой, он взял на себя задачу выяснить этот вопрос при помощи довольно рискованного эксперимента. Сперва он проследовал к Брахме и намеренно пренебрег привычными для того проявлениями уважения и этикета. Это необычное обращение вызвало у этого Бога негодование и обильную брань. Тогда он посетил Шиву, с которым повел себя в еще более оскорбительной манере, чем вызвал гораздо более сильный гнев этого Бога.
Однако Бхригу в обоих этих случаях успевал восстановить мир, своевременно принеся извинения. На-конец, он прибыл на небо Вишну и нашел Вишну спящим, а Лакшми — сидящей рядом. Зная сдержанный характер этого Бога, он рассудил, что в отличие от двух предыдущих случаев одного только внешнего проявления неуважения было бы недостаточно для испытания, поэтому он приблизился к спящему Богу и сильно пнул его ногой в грудь. От этого Вишну проснулся, и, вместо того чтобы возмутиться, он не только выразил опасение и сожаление о том, что мудрец, должно быть, ушиб ногу, но и великодушно принялся растирать ушибленное место. Увидев это, Бхригу воскликнул: «Этот Бог самый могущественный, поскольку он превосходит всех в доброте и великодушии».

Шива - Бог разрушитель , так как олицетворяет собой разрушительные начала Вселенной. Если Брахма это карандаш, который рисует картину жизни, то Шива - ластик, который вытирает все лишнее и ненужное. Грозный Бог Шива является настоящим воплощением Божьего гнева , это меч, карающий грешников и нечестивцев, очистительный огонь, который сжигает все грязное и мерзкое. Но также Шива (санскр. Siva — “благой, добрый, сострадательный”), не только разрушает, а иногда дарит новую жизнь, словно птица феникс, которая сжигает сама себя, а потом возрождается из пепла еще красивее и еще лучше, так и Шива дарит новое рождение из пепла. Шива — грозный Бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Нередко его изображают с веревкой, на которую нанизаны черепа. Шива — аскет, подавивший желания и обитающий высоко в Гималаях на горе Кайласе. Он - бог аскетизма и само-умерщвления. Он глава йогов, подобно им, он ходит нагой, покрытый и измазанный пеплом, с длинными волосами, сплетёнными и поднятыми на темени.
Он глава бхутов - злых духов, ведьм и вампиров, которые носятся на местах казни, сжигания трупов, и в их компании он бродит по ночам. Один из эпитетов Шивы - владыка танца, а сам Шива по индийским верованиям является изобретателем многих земных танцев.
Эти взаимоисключающие качества символизировали божество, вобравшее в себя все противоречия мира, которому отведена роль уничтожителя мира и Богов в конце каждой кальпы, периода, равного 8 640 000 000 человеческих лет. Считалось, что в качестве Натараджи , "царя танца", Шива регулирует мировой порядок . Устав танцевать, он останавливается, и во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. Однажды Шива явился 10 000 мудрецам-риши, чтобы они поклонились ему. В ответ риши прокляли Бога и наслали на него свирепого тигра. Шива ногтем содрал со зверя шкуру и сделал себе накидку. Риши наслали змею, но Шива надел ее на шею как ожерелье. Риши сотворили злого карлика и вооружили его дубинкой, но Шива, встав на спину карлика, начал танцевать. И риши бросились к его ногам. Шиву часто изображают четырехруким и трехглазым. Третий глаз, глаз внутреннего видения, расположен в центре лба. По преданию, третий глаз Шивы возник в результате проделки его жены Парвати. Шива медитировал на горе Кайласа, а Парвати подкралась сзади и закрыла его глаза руками. Тотчас солнце померкло, и все живое затрепетало от страха. Вдруг во лбу Шивы появился глаз, источающий пламя, и разогнал тьму.
В живописи Шива часто изображается с синей шеей, поэтому его называют Нилаканта , или "синешеий". Согласно мифу о пахтаньи мирового океана, при создании нектара бессмертия Боги использовали змея Васуки в качестве верёвки. В процессе змей настолько устал, что испустил яд, который грозил уничтожить весь мир. Шива проглотил яд, и его шея окрасилась в синий цвет.
Шива — отец слоноподобного Бога Ганеши и воинственного Бога Сканды. Ездовое животное Шивы и его слуга — бык Нанди. Распространён образ Шивы в виде Царя танца - Шива-натараджа. По традиции у танцующего Шивы не менее четырёх рук, в одной из них он держит барабан - символ сотворения материи, а в другой — огонь - символ конца Вселенной. Классическая поза: одной ногой он попирает демона невежества, вторая нога поднята в танце. Часто его окружает кольцо священного огня, символизирующее мудрость и энергию.

Шива является одним из наиболее значительных и почитаемых богов Индуизма. Известно более тысячи его имен, раскрывающих многообразие его образов и функций. В ведический период Шиву называют именем Рудра , «Рычащий». Он носит шкуру и обитает в горах, его излюбленное оружие — лук и стрела, а также молния. Он обитатель гор — Гириша . Скитаясь по лесам, он является властелином лекарственных растений и Вдадыкой зверей — Пашупати . Он божественный целитель. Атхарва Веда провозглашает Рудру господином всех двуногих и четвероногих существ. Он быстрый и ловкий стрелок, и никто не может уклониться от него. Он тысячеглазый, то есть Всевидящий. Он везде — на земле, в воздухе, на небе, то есть Вездесущий. Рудра — обитатель погребений, посыпающий прахом свое обнаженное тело, покрытое оленьей шкурой и украшенное ожерельем из черепов, блуждающий в джунглях и горах, несущий чашу с милостыней в виде половинки черепа, сопровождаемым собаками.
В своей милостивой форме он Шамбху . Он есть душа вселенной. Шива несет диск, трезубец, булаву, топор, носит пояс и яджнопавиту — священный шнур, сделанный из змей; он смеется, поет и танцует в экстазе. Он Величайший Йогин и Аскет, Создатель и Хранитель Йоги и Тантры. Лишь Он Один способен принять все существующие во Вселенной Позы (асаны).
Днями особого почитания Шивы являются дни чатурдаши — 14 и 29 лунные дни, а также все понедельники. Мужчины, несущие в себе энергии Шивы, наделены большим духовным потенциалом и несгибаемой волей, постоянно работают как над своим духом, так и над телом. Они суровы и аскетичны по отношению к себе, но добры и снисходительны к другим.
Шива имеет множество имен и аспектов, главные из них таковы:
~ Махадева («Великий бог») - причина, источник мира, аналог Брахмана;
~ Махакала («Великий держатель Времени») - бог разрушения и смерти, персонификация всепожирающего времени. Однако, помимо смерти, в этом аспекте, он несет и надежду,т.к. являясь «смертью Смерти», Шива дарует освобождение от колеса рождений и смертей, спасение (мокша).
~ Натараджа («Царь космического танца») - Шива, как воплощение вездесущей космической энергии, вечно созидающий и разрушающий миры, задающий и поддерживающий ритм движения вселенной.
~ Махайоги («Великий йог»), погруженный в медитативный транс на горе Кайлаш, воплощение абсолютной йогической силы.
~ Дакшинамурти («Обращенный ликом на юг»,«Благожелательный») - Шива, разрушающий привязанность души к мирским делам и ведущий ее к освобождению, великий учитель, дарующий просветление своим ученикам через безмолвие.
Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:
Жезл (Данда) — представляет смерть.
Лимон (Джамбхара) — семя мира.
Трезубец (Шула, Тришула) — означает учение.
Тришула (Trisula) — три шулы представляют Саттва, Раджас и Тамас гуны.
Щит (Кхетака) — представляет Дхарму, Закон.
Спутанные волосы — многообразие Брахмана-Абсолюта.
Полумесяц (Каумуди) — символизирует божественность Шивы.
Змей Васуки Яджнопавита (Vasuki Yajnopavita) — его гнев, который покоряет зло.
Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) — символизирует победу над звериной природой.
Бык Нанди — символизирует Дхарму, Закон, а также духовную преданность.
Барабанчик (дамара) — символ разрушения и созидания Вселенной в конце кальпы.

Созидающая сила Шивы воплощена в его основном символе — линге-фаллосе , мужском детородном органе. Один из мифов повествует, как бог пришел в лес, где медитировали мудрецы. Те не узнали Шиву и, заподозрив его в том, что он хочет соблазнить их жен, лишили его фаллоса. Тотчас мир окутала тьма, и мудрецы утратили свою мужскую силу. Осознав свою ошибку, они принесли дары Шиве, и во вселенной снова воцарился порядок. Шива означает Единое, в котором сущее отдыхает после разрушения. Лингам олицетворяет ту же самую реальность — место, в котором объекты растворены после распада Вселенной, после чего Шива поддерживает и отправляет Вселенную в небытие. Таким образом, Шивалингам представляет самого Бога. Является Шивалингам фаллическим символом, или нет — вопрос открытый. Шива не имеет формы — он «всеобъемлющий». Так как он включает в себя все возможные формы, ничто в мире не может полностью его охватить. Шивалингам воплощает в себе идею «бесформенности» и «всеформенности», объединение женского и мужского начал. Верхняя часть Лингама называется питха и представляет собой мужское начало, основание Лингама йони , представляет начало женское. У Шивы — тысяча голов, тысяча глаз, тысяча рук и ног. Вершина Шивалингама в форме сферы также включает в себя тысячу голов. По сторонам цилиндрического тела расположены его лики, глаза и руки. Круглое основание олицетворяет его ступни. Таким образом, Шивалингам является воплощением всеобъемлющего Пуруши .

Вишну - др.-инд . Visnu - «проникающий во всё», «всеобъемлющий» < корня vic, «входить», «проникать» Упендра - «младший Индра» Атиндра - «более великий, чем Индра» Другие наиболее важные имена Вишну: Хари - букв. «рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель» Говинда - «пастух» Кешава - «благоволосый» Мадхусудана - «убийца демона Мадху» Мурари - «враг демона Муры» Пурушоттама - «лучший из людей» или «высший дух»

Один из высших богов индуистской мифологии, составляющий вместе с Брахмой и Шивой т. н. божественную триаду - тримурти. В ведийских гимнах Вишну занимает сравнительно скромное место, хотя и входит в число основных божеств. В брахманах его значение возрастает, но лишь в эпосе и пуранах Вишну становится первостепенной фигурой.

Возможно, что образ Вишну вобрал в себя элементы из доарийского субстрата. В протоиндийских материалах никаких намёков на Вишну до сих пор не обнаружено . С другой стороны, нет и неоспоримых доказательств индоевропейского или даже индоиранского происхождения Вишну.

В ведийской литературе имя Вишну встречается около ста раз; в частности, он упомянут в нескольких гимнах «Ригведы», один гимн целиком посвящён ему. В гимнах прославляются три шага Вишну, которыми он измерил земные сферы. Уже в древнеиндийской традиции эти три шага были истолкованы как движение солнца или от восхода через зенит к закату, или через три мира. Прежде европейские мифологи делали из этого вывод, что Вишну первоначально был солнечным божеством, но теперь это мнение оспаривается многими учёными. Мифологема «трёх шагов» навсегда осталась связанной с Вишну и претерпела различные трансформации. Из них наиважнейшая - три шага Вишну в облике карлика, которыми он отнял вселенскую власть у царя дайтьев Бали .

В ведах Вишну выступает как младший партнёр Индры (отсюда имя Упендра) в мифе о борьбе против демона Вритры. Этот миф сохраняется и в более поздних мифологических сюжетах, но Вишну постепенно обретает главную роль (отсюда имя Атиндра).

В брахманах круг мифов, связанных с Вишну, расширяется. В них Вишну совершает подвиги на благо угнетённых и притесняемых, к нему обращаются боги за помощью в критических ситуациях.

В эпосе сам Вишну (либо в виде своих аватар Кришны и Рамы) является центральным персонажем. В эпической мифологии происходит постепенное отождествление целого ряда образов: с одной стороны, Вишну и божества Нараяны, а с другой стороны, Рамы, Кришны и других антропоморфных и териоморфных персонажей, из которых складывается система аватар Вишну-Нараяны.

Из 18 главных пуран 6 посвящены Вишну , но и в остальных, формально посвящённых Брахме или Шиве, Вишну и его аватары занимают большое место. В пуранах разрабатывается концепция тримурти, согласно которой онтологически единые Брахма, Вишну и Шива имеют функции соответственно создателя, хранителя и разрушителя мироздания. Однако большинство вариантов этой концепции отводит Вишну-Нараяне высшее место в триаде, провозглашая его абсолютом, источником, основой и сутью бытия. Подобные представления есть уже и в эпосе .

В одном из вариантов мифа о потопе мудрец Маркандея, спасённый Вишну (который в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньянового дерева), проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов и т. д. Таким образом, мир предстаёт как форма существования Вишну. Согласно другому варианту мифа о потопе , Вишну в конце каждого мирового цикла (Юга) вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Из других мифов, связанных с Вишну, следует назвать миф о пахтанье мирового океана, предпринятого под водительством Вишну-Нараяны. Вишну же отнимает у демонов добытую амриту, приняв облик прекрасной женщины, и играет решающую роль в последовавшей затем битве богов и асуров.

Мотив торжества над злом и принятия для этой цели определённого облика составляет основное содержание мифов об аватарах Вишну. Во всех своих проявлениях Вишну олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. В различных мифологических и религиозно-философских системах (напр., в вишнуизме) эта энергия, именуемая Вишну, предстаёт во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти).

В ведах Вишну наделён неопределённо антропоморфными чертами: он юноша большого роста, «широко ступающий». «Махабхарата» среди других имён Вишну даёт: «тот, чьё тело не описать», но тем не менее часто по-разному его описывает. В сложившейся позднее иконографии Вишну обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим во всеоружии юношей. В каждой из четырёх его рук он держит по атрибуту:

  • чакра (букв. «круг», «диск»), специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой;
  • раковина;
  • булава (палица);
  • лотос или лук.

Цвет кожи Вишну - тёмно-синий, цвет одежды - жёлтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в «Махабхарате» встречаются утверждения, что кожа Вишну принимает разный цвет в зависимости от юги. Супруга Вишну - Лакшми. Сам Вишну иногда называется сыном Адити и Кашьяпы. Обычное местопребывание Вишну - вершина горы Меру . Его ездовое животное - царь птиц Гаруда.

Вишну имеет много различных имён, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В «Махабхарате» есть раздел под названием «Гимн тысяче имён Вишну» .

ВИШНУ

Боги Индии. Основные положения индуизма.


Основные божества Индии (слева направо): Брахма, Вишну, Шива

О, всеединство разума, духа и бренной плоти!
Тайна жизни, которая в вечном круговороте.

От века не прерывается, исполненная огня,
В небе игра волшебная звездных ночей и дня.
Вселенная воплощает тревоги свои в океанах,
В скалах крутых - суровость, нежность - в зорях
багряных.

Сплетенье существований, движущихся повсюду,
Каждый в себе ощущает, как волшебство и чудо.
Сквозь душу порой проносятся неведомых волн
колебания,
Каждый в себе вмещает вечное мироздание.

Рабиндранат Тагор

Ну-с, восточная экзотика продолжается. Хочу рассказать вам немного о богах и космологических теориях Индии. Иногда встречаются красивые изображения индийских божеств и эпизодов из их жизни, но, как правило, без подписей - кто есть кто и что каждый эпизод означает. Вот и хочу, насколько в моих силах, восполнить этот пробел, чисто информативно, не вдаваясь в богословские тонкости. Никоим образом не изменяя православной вере, я все же считаю, что культурный человек обязан разбираться в основных положениях главных мировых религий.

Материала было очень много, причем кое в чем противоречивого и не очень понятного. Даже после тщательного отбора осталось столько, что придется пост разделить на несколько частей.

Итак: основная религия Индии - ИНДУИЗМ. Он подразделяется на множество течений, но объекты поклонения, основная религиозная литература и фундаментальные принципы едины.

Индуисты считают, что за пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный ДУХ, который называется БРАХМАН. ДУША (АТМАН) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, где продолжает новую жизнь.



Круг рождений и смертей

Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон КАРМЫ (ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ ЗАКОН) гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель - без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, кем он будет в следующей жизни. Круг перерождений непрерывен, но всякий благочестивый индуист обязан стремиться к выходу из него и воссоединению с богом. Это достигается путем все большего самосовершенствования в каждом из последующих рождений, венцом которого является полная аскеза, отрешение от всего земного и всецелое посвящение себя божественному служению.


Вишну спасает благочестивого человека из океана рождений и смертей

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ играют большую роль во всех разновидностях индуизма. Философский индуизм придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как ВЕДЫ и УПАНИШАДЫ. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы РАМАЯНА и МАХАБХАРАТА, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, БХАГАВАДГИТА, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать ОБЩИМ СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ индуизма.

Индуизм - религия политеистическая. В нем насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Верховными считаются три божества - ВИШНУ, БРАХМА и ШИВА. Они часто изображаются вместе; такое изображение называется ТРИМУРТИ - это образ, объединяющий Вишну-ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, Брахму-СОЗИДАТЕЛЯ и Шиву-РАЗРУШИТЕЛЯ.


Тримурти. Мировая душа и три главных божества

Вы спросите - а как же КРИШНА (все слыхали что-то вроде «харе-Кришна», «кришнаиты» и прочее)? Дело в том, что Кришна является одним из ВОПЛОЩЕНИЙ (АВАТАР) бога Вишну. О нем речь пойдет в одном из следующих постов по данной теме.


Тримурти. Вишну - в центре

Главным из троицы-Тримурти является Вишну. Он - первопричина всего, он был и будет всегда, вечный и неизменный, но существующий в различных ипостасях (формах).

По индуистской космологической теории существует множество вселенных, бытие каждой из которых в отдельности и всех вместе имеет свое начало и конец, а в целом - циклично. В начале каждого цикла существует только так называемый ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ ОКЕАН (КАРАНОДА), над которым парит вечная мировая душа - Брахман. Вишну, в ипостаси МАХА-ВИШНУ (или КАРАНОДАКШАЙЯ-Вишну), возлежит на водах этого океана, погруженный в медитативный сон ЙОГА-НИНДРУ.


Маха-Вишну

Когда Маха-Вишну дышит во сне, то во время выдоха из его пор выходит бесчисленное множество вселенных, которые плавают на поверхности Караноды, словно пузырьки пены. Мистическим, непостижимым образом Вишну входит в каждую из этих вселенных и возлежит там на змее АНАНТЕ-ШЕШЕ на водах вселенского океана ГАРБХИ.



Гарбходакшайя-Вишну возлежит на змее Ананте. У ног Вишну - его супруга, богиня Лакшми

Такая форма Вишну называется ГАРБХОДАКШАЙЯ-Вишну. Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает стебель лотоса, и в этом лотосе самозарождается Брахма, владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность индивидуальным атманам (душам) проявиться в материальном мире. Также он создает Солнце, Луну, все планеты материального неба и различных полубогов, управляющих этими планетами, т. е. фактически творит свою Вселенную.

После каждого сотворения вселенной Вишну просыпается и принимает ипотась НАРАЯНЫ, правителя «ДУХОВНОГО НЕБА» - ВАЙКУНТХИ. Там он правит всеми вселенными, восседая в прекрасном золотом дворце на сияющем троне в виде белого лотоса.



Вайкунтха

Время жизни Вселенной считается равным времени жизни Брахмы и составляет 100 «ЛЕТ БРАХМЫ», что как раз соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну. Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных, каждая со своим собственным Брахмой, обращаются в прах, возвращаются в тело Маха-Вишну и ждут его нового выдоха. Этот период называется ПРАЛАЙЯ (РАСТВОРЕНИЕ).

Основным космологическим циклом в индуизме считают КАЛЬПУ - «ДЕНЬ БРАХМЫ», который состоит из 14 МАНВАНТАР, или вторичных циклов, длительностью 306 720 тыс. лет каждый. 360 таких дней и ночей составляют «год Брахмы». Каждый «космический день» Брахма создает Вселенную и каждую «космическую ночь» поглощает ее, и пока он спит, вся Вселенная пребывает в его теле в виде чистой потенции. Каждая манвантара содержит 71 МАХАЮГУ, а каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре ЮГИ (ЭПОХИ) - КРИТА (САТЬЯ), продолжающаяся 1 728 тыс. человеческих лет; ТРЭТА (1 296 тыс. лет), ДВАПАРА (864 тыс. лет) и КАЛИ (432 тыс. лет).

Во время каждой Юги неуклонно нарастает дальнейший упадок религиозности, морали, силы, красоты, благополучия и продолжительности жизни человека по сравнению с предыдущими. Считается, что в настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги, начавшейся около 5 тыс. лет назад.
Таким образом, полное время жизни отдельной Вселенной равно 311 040 000 млн. человеческих лет.


Вишну

Вишну обычно изображают в виде прекрасного юноши с кожей синеватого цвета (что вообще является отличительным признаком индийских богов). Обычно он стоит, сидит или возлежит на гигантском многоловом змее-Ананте. Вишну весь украшен драгоценностями: на голове его - сияющая корона, на запястьях, предплечьях и щиколотках - браслеты, в ушах - серьги, на груди - волшебный камень КАУСТАБХА. На шее - гирлянда из прекрасных, неувядающих цветов. Он одет в желтое ДХОТИ (кусок ткани, задрапированный вокруг бедер и ног в виде шаровар - национальная индийская мужская одежда), опоясан драгоценным поясом. У него 4 руки, в которых он держит свои основные атрибуты:


Сударшана

1. СУДАРШАНА (СУДАРШАНА-ЧАКРА) - непрерывно вращающийся огненный зубчатый диск. Вишну держит его указательным пальцем, вставленным в отверстие в центре диска. Сударшана служит оружием Вишну в его различных подвигах. При необходимости Вишну сбрасывает вращающийся диск с пальца и тот летит к противнику и обезглавливает его, а потом возвращается на место.


Гада
2. ГАДА - булава, также боевое оружие Вишну.


Шанкха

3. ШАНКХА - раковина (Turbinella pyrum). Ритуальный предмет в индуизме. В нее трубят в ходе храмовых ритуалов, а также созывают на поле боя войска перед началом атаки.


Лотос

4. Цветок ЛОТОСА. Лотос считается в индуизме священным цветком и является атрибутом многих богов и богинь.

Говоря о Вишну, нельзя не сказать о его супруге, богине счастья и благосостояния ЛАКШМИ. Она появилась при пахтании богами и демонами вселенского океана, когда они добывали напиток бессмертия АМРИТУ (об этом немного позже).


Лакшми

Обычно ее изображают в виде цветущей, прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе, часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну, она воплощается в супругу каждой его аватары. Таким образом, ей поклоняются как богине СИТЕ, супруге РАМЫ; РУКМИНИ, супруге Кришны, и РАДХЕ, его вечной возлюбленной.


Вишну и Лакшми на Гаруде

Часто Вишну один или вместе с супругой Лакшми изображаются летящими на волшебной птице - ГАРУДЕ, существе с головой орла и туловищем человека.



Гаруда

Когда мировое зло и развращенность особо усиливаются, Вишну, исполненный сострадания к людям, нисходит на Землю и действует, воплощаясь в облике животного или человека.


10 основных аватар Вишну

Такие воплощения, как я уже говорила, называются аватарами. В индуизме насчитывается 10 основных и множество второстепенных аватар Вишну (количество последних колеблется в зависимости от источника: в некоторых священных книгах утверждается, что таких аватар 22, в некоторых - 40, а в некоторых - что количество аватар Вишну бесконечно).

ОСНОВНЫЕ 10 АВАТАР ВИШНУ


Вишну-Матсья

1. МАТСЬЯ (золотая рыба с рогом на голове). В этом аватаре Вишну совершил следующие деяния.


Вишну-Матсья

1) Однажды, когда Брахма погружался в сон, из его рта выпали четыре веды (священные книги). Он хранил их там, чтобы передать людям при создании новой вселенной. Демон ХАЯГРИВА, не желая, чтобы люди ознакомились с божественной мудростью, похитил веды и спрятал на дне океана Гарбходака. Вишну в образе рыбы убил демона и вернул веды Брахме.


Царь Ману и Вишну в облике рыбы-Матсьи

2) Царь древних дравидов и приверженец Вишну по имени МАНУ как-то мыл в реке руки и случайно поймал маленькую рыбку. Он хотел отпустить ее, но рыбка заговорила и стала умолять спасти ее, так как она бежит от хищных рыб. Ману положил рыбку в кувшин, но рыбка вскоре так выросла, что ей стало там тесно. Царь перенес ее в больший сосуд, но рыбка выросла и из него. Тогда Ману перенес ее в реку, затем в море, но рыбка становилась все больше и больше и стала совсем огромной.


Вишну-Матсья

Тогда она открылась царю, что является аватаром Вишну и хочет предупредить о скоро грядущем всемирном потопе, посылаемом для уничтожения грешного человечества, который продлится семь дней и ночей и уничтожит все живое на земле. Рыба сказала Ману, что за свою праведную жизнь он избран, чтобы спасти начинателей нового человечества. Он должен построить большую ладью, куда возьмет, кроме своей семьи, все семена растений и по паре всех видов животных и птиц, а также семь праведных мудрецов - РИШИ вместе с их женами. Они-то и явятся основой возрожденного человечества.


Вишну-Курма

2. КУРМА (черепаха). Во время потопа были утрачены многие божественные сокровища, в том числе и волшебный напиток АМРИТА, с помощью которой боги сохраняли вечную молодость. Вишну посоветовал богам вспахтать космический океан, как молочник сбивает масло. Для такой задачи богам пришлось временно объединиться с демонами-АСУРАМИ. В качестве мутовки исползовали гору МАНДАРА, вокруг которой обернули божественного гигантского змея ВАСУКИ, за голову которого взялись боги, а за хвост - демоны. Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору и вместе с демонами стали раскручивать ее туда-сюда при помощи змея. Это перемешивание-пахтание вызвало хаос в океане, пока постепенно вода не превратилась в молоко, а затем - в осветленное масло (ГИ). Первой вещью, что появилась из океана, было солнце о-тысяче-лучах и прохладная луна, которую Шива взял в качестве украшения для своего венца. Вслед возникли белая лошадь УЧАЙШРАВАС и белый слон АЙРАВАТА - их забрал бог ИНДРА. Затем возникло древо исполнения желаний КАЛЬПАВРИКША (ПАРИДЖАТА) и восхитительный красный драгоценный камень каустабха; боги взяли дерево, а Вишну - драгоценность, как украшение на грудь.


Лакшми

Следующей появилась ЛАКШМИ, богиня удачи, которая впоследствии стала супругой Вишну. Далее - богиня вина, СУРА. Боги могли пить ее вино, не пьянея, а демоны - нет. Их поэтому и стали называть «а-суры», то есть «вне-Суры», «не могущие пить вина».

Следующей из океана возникла СУРАБХИ, священная белая корова, праматерь всех коров, питающих людей.


Дханвантари

И, наконец, появился прекрасный божественный юноша ДХАНВАНТАРИ, целитель богов и людей, держащий в руках сосуд с долгожданной амритой. Он сам был одним из малых воплощений Вишну. Дханвантари приписывается открытие медицинской науки АЮРВЕДЫ, которая впоследствии стала основой тибетской медицинской системы.

Боги и асуры стали спорить из-за амриты, но благодаря всяческим ухищрениям богов, в том числе и со стороны Вишну, почти весь волшебный напиток достался им.

При пахтании змей Васуки волей-неволей выделил в океан много яда, но историю избавления от него я расскажу позже, когда пойдет речь о Шиве - это его подвиг.



Вишну-Вараха убивает демона Хираньякшу


Вишну-Вараха поднимает Землю

3. ВАРАХА (вепрь). Демон ХИРАНЬЯКША вновь погрузил Землю в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря, убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.


Вишну-Нарасимха

4. НАРАСИМХА (человек-лев). Другой демон, ХИРАНЬЯКШИПА, получил в дар от Брахмы волшебную способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей и даже своего благочестивого сына ПРАХЛАДУ. Тогда Прахлада обратился за помощью к Вишну. Тот однажды неожиданно возник из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу.


Вишну-Вамана

5. ВАМАНА (карлик). Демон по имени БАЛИ захватил власть над миром и, совершив ряд аскетических подвигов, достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам. Вишну предстал перед ним в виде очаровательного карлика-нищего и попросил в подарок столько земли, сколько он мог отмерить тремя шагами.


Шаги Ваманы

Когда подарок был обещан, бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю, небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался от третьего шага, оставив демону преисподнюю.


Вишну-Парашурама

6. ПАРАШУРАМА («Рама с топором»). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана ДЖАМАДАГНИ. Когда Джамадагни ограбил злой царь КАТАВИРЬЯ, Парашурама его убил. Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни, после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословия КШАТРИЕВ (воинов).


Рама с братьями, Сита и царь обезьян Хануман со своими воинами

7. РАМА, царевич АЙОДХЬИ, герой эпической драмы «Рамаяна». Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений демона РАВАНЫ. Рама, помимо всего прочего, прославился как непревзойденный стрелок из лука, поэтому его обычно изображают вооруженным луком и стрелами. Его сопровождают любящая супруга Сита - воплощение женской верности, три его преданных брата - ЛАКШМАНА, БХАРАТА и ШАТРУГХНА, - и ХАНУМАН, царь обезьян, верный друг и соратник. Раму почитают как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.


Кришна

8. КРИШНА, самое значительное из воплощений Вишну.
Пожалуй, самое известное и любимое из индийских божеств не только в Индии, но и во всем мире. Людям импонируют и забавные истории из детства Кришны, и его любовные похождения (его любовь к пастушке РАДХЕ послужила основой для многих произведений искусства), и его героические подвиги, и общая атмосфера любви и доброты, овевающая его образ. Но Кришне я посвящу, разумеется, отдельный пост.


Будда

9. БУДДА, последнее воплощение Вишну в прошлом. Великий мудрец и аскет, положивший начало одной из крупнейших мировых религий.


Вишну-Калки

10. КАЛКИ - будущее воплощение. Индусы верят, что в конце нашей мрачной эпохи Кали Вишну явится в образе грозного воина на белом коне с пылающим мечом в руке, напоминающего апокалиптического всадника из Откровений Иоанна Богослова. Он «воздаст каждому по делам его»: осудит грешников, вознаградит добродетельных и возродит Сатья-югу («Золотой век»).

НЕКОТОРЫЕ МАЛЫЕ АВАТАРЫ ВИШНУ


Вишну-Кумары

1. АШВИНИ КУМАРЫ: САНАКА, САНАТАНА, САНАНДАНА и САНАТ-КУМАР - мальчики-близнецы, великие аскеты, всей душой преданные богу. Они родились от Брахмы в самом начале творения, когда его основной задачей было заселять вселенную живыми существами. Брахма приказал своим сыновьям производить как можно больше потомства. Но Кумары решили целиком посвятить свое существование служению богу и не желали, чтобы их что-либо отвлекало от этого. Для этого они объявили отцу, что желают сохранять девственность, то есть стать БРАХМАЧАРИ. Брахма вначале сильно рассердился. Он так сильно нахмурил брови, что из складки между ними появился бог Шива - таким образом, четыре Кумара являются его старшими братьями. Но затем сердце Брахмы смягчилось и гнев его улетучился. Он понял искренность намерений своих сыновей и благословил их. Чтобы не испытывать плотских искушений, Кумары решили остаться маленькими детьми до разрушения вселенной. Считается, что в виде маленьких, голых детей они так и странствуют по свету, несмотря на то, что их возраст уже достих нескольких миллиардов лет.


Вишну-Нарада

2. НАРАДА - великий мудрец, музыкант, поэт, «космический путешественник»
Нарада в индуизме - полубожественный мудрец и автор священных текстов, в частности нескольких частей Ригведы и ряда пуранических писаний. Он причислен к семи великим мудрецам (САПТА-риши). Известен тем, что предрек грядущее рождение Кришны и первым научил людей началам математики, астрономии и земледелия.

Этот монах обладает мистической силой, позволяющей ему путешествовать не только по земле, но и с одной планеты на другую. Он был удостоен даже посещения духовного мира Вайкунтхи. Нарада не расстается со своим любимым музыкальным инструментом - ВИНОЙ, играя на которой, он воспевает гимны, молитвы и МАНТРЫ, прославляющие Вишну и Кришну.


Вишну-Мохини обезглавливает Раху

3. МОХИНИ. Как я уже рассказывала, после пахтанья океана Гарбхода боги и асуры заспорили, как им делить полученную амриту, нектар бессмертия. Тогда Вишну воплотился в прекрасную женщину по имени Мохини. Сластолюбивые асуры, очарованные ей, не заметили, как все богатства, добытые из океана, в том числе и амрита, оказались в руках богов. Однако один из асуров, по имени РАХУ, передавая Мохини сосуд с амритой, спохватился и стал пить из него, получив тем самым бессмертие. Это увидели Солнце и Луна и наябедничали Вишну-Мохини. Он немедленно метнул в демона свой диск Сударшану-чакру и отсек ему голову. С тех пор бессмертная голова Раху кружит над Землей, стараясь пожрать выдавших его Солнце и Луну.

Огорченные поражением, демоны вновь объявили войну. В этой войне боги почти одержали победу, и демоны из последних сил пытались защититься. Применив колдовство, они вызвали мистические видения, из-за чего боги стали резко терять силы. Потеряв надежду справиться с демонами, боги обратились за помощью к Вишну.


Вишну помогает богам в войне с демонами

Он прилетел на орле Гаруде и тут же рассеял чары демонов. Самые сильные демоны отважились противостоять Всевышнему. Один из них, Каланеми, восседая на тигре, запустил трезубец в голову Гаруды, но Вишну схватил его на лету и пустил обратно. Трезубец сразил Каланеми вместе с его тигром. Так Вишну помог богам победить демонов.


Вишну-Дханвантари

4. ДХАНВАНТАРИ - хранитель сосуда с амритой, покровитель медицины. О нем я уже говорила, рассказывая о пахтании океана. Он также является аватарой Вишну. Ему молятся о даровании здоровья.
Бхагавата-пурана так говорит о рождении Дханвантари:

«Затем, когда демоны и полубоги снова стали пахтать Молочный океан, их взору явился чудесный мужчина. Крепкий и сильный, с длинными руками, он отличался могучим телосложением. Шея Его, отмеченная тремя полосами, напоминала раковину. Его глаза были розоватыми, а тело — темным. Он был очень юн, Его украшали гирлянды, а все его тело было убрано драгоценностями. На нем были желтые одежды и серьги из ярко сиявшего жемчуга. Кончики Его волос были умащены маслом. Его широкие плечи и другие черты говорили о том, что Он силен и крепок, как лев. На Нем были браслеты, а в руке Он держал кувшин, до краев наполненный нектаром. Это был Дханвантари, частичное воплощение проявления Вишну. Он знал науку врачевания и в качестве одного из полубогов был наделен правом получать свою долю во время жертвоприношений».


Вишну-Хамса

5.ХАМСА (Лебедь) Однажды сыновья бога Брахмы, Кумары, задали отцу сложный вопрос о высшей цели йоги: «Людские умы сами собой привлекаются к объектам чувств, а те, в свою очередь, в форме желаний входят в ум. Как же может человек, желающий прекратить деятельность на уровне материальных чувств и получить освобождение, разорвать связь между объектами чувств и умом? Пожалуйста, объясни нам это».

Брахма серьезно задумался, но не смог ответить, — его разум был всецело поглощен созиданием. Желая все же найти ответ, он сосредоточил свой ум на всевышнем, и господь вскоре явился перед ним в облике Хамсы, лебедя.

Увидев господа, мальчики-мудрецы вместе с Брахмой склонились перед ним. Вишну ответил на их вопрос и просветил еще множеством божественных откровений.


Вишну-Нараяна смиряет Каму

6. НАРАЯНА
Нараяна Риши, одна из инкарнаций Вишну, прославился как выдающийся отшельник-аскет.
Бог Индра не узнав в Нараяне инкарнацию Вишну, испугался, что тот через свои аскетические подвиги обретет небывалое могущество и захватит его небесное царство. Тогда Индра послал бога плотской любви КАМУ и его спутников в обитель Нараяны.

Это было весной, когда нежный ветерок пробуждает чувственные желания. Кама пришел к Нараяне, окруженный прекрасными женщинами и обрушил на него поток стрел в виде неотразимых женских взглядов. Но отшельник был непоколебим. Кама понял наконец, кто перед ним и задрожал от страха. Вишна-Нараяна успокоил и ободрил его.

Кама стал просить прощения у Вишну. Тогда Вишну в образе Нараяны явил из Своего тела множество ослепительных красавиц в дивных одеждах и украшениях, все они были несравненно прекраснее женщин, пришедших с Камой. Неземными голосами они распевали гимны, в которых славили бога. Кама и его спутники с изумлением взирали на это чудо и тоже славили Вишну.

Вишну совершил множество чудес, описанных в ведической литературе. Вот два из них.

Чудо с брахманом АДЖАМИЛОЙ

Брахман Аджамила не был грешником с рождения, всю свою юность он тщательно следовал предписаниям Вед. Но однажды он, молясь в лесу, увидел соблазнительную сцену: человек из низшей касты шудр занимался любовью с проституткой.


Аджамила видит соблазнительную сцену

Брахмана одолело вожделение и он не смог справиться со своим умом. Ему захотелось обладать распутной блудницей, и он сначала привел ее к себе в дом служанкой, а потом и вовсе оставил свою жену и родителей, чтобы день и ночь предаваться греху с распутницей. Так она родила ему много детей. Зарабатывал на жизнь он самыми нечестными способами. За все это ему был уготован ад.



Спасение Аджамилы

И в смертный час за Аджамилой пришли посланники смерти ЯМАДУТЫ, служители бога ЯМЫ, правителя ада, которые забирают грешников в преисподнюю. Они уже собирались утащить его туда, если бы не произошло чудо - Аджамила в страхе стал звать своего любимого сына…

Все дело в том, что сына Аджамилы звали Нараяна, а это - одно из имен Вишну. Аджамила звал сына, а не бога, но он произнес имя в страхе, а потому не совершил кощунства. В тот самый момент, когда он произнес имя Нараяны, с небес спустился Вишну в образе нескольких небесных воинов - ВИШНАДУТОВ. Они разрубили своими мечами путы Ямадутов, строго отчитали их и спасли Аджамилу от смерти не только телесной, но и духовной.

Став свидетелем такого чуда, Аджамила в один миг переосмыслил всю свою жизнь и в скором времени покинул дом, чтобы очистить свое сердце преданным служением Вишну. В назначенный срок он покинул тело и вступил в духовный мир.

Чудо со слоном ГАДЖЕНДРОЙ и Крокодилом

История крокодила и Гаджендры такова. Жил когда-то царь по имени ХУХУ. Однажды он плескался в реке и случайно схватил за ногу мудреца ДЕВАЛА РИШИ, который купался в это время рядом. Мудрец разгневался и проклял Хуху, сказав, что тот превратится в крокодила. Расстроенный царь стал просить прощения у мудреца. Последний из сострадания пообещал царю, что он получит освобождение, когда господь Вишну спасет царя слонов Гаджендру.

Гаджендра же в прошлой жизни был тамильским царем ИНДРАДЬЮМНОЙ, большим почитателем Вишну. В пожилом возрасте царь оставил семью и поселился как отшельник в хижине на лесном холме. Однажды к нему пришел мудрец АГАСТЬЯ МУНИ со своими учениками. Индрадьюмна в это время медитировал и не заметил прихода гостей. Муни не понял этого, счел поведение Индрадьюмны невежеством и проклял его, пожелав ему стать тупым слоном. В следующей жизни Индрадьюмна родился царем слонов Гаджендрой и не помнил своего прошлого. Однажды он пошел к реке напиться, и вдруг его схватил за ногу огромный крокодил, который на самом деле был царем Хуху. Сражаясь с крокодилом, Гаджендра вспомнил, кем он был в прошедшей жизни, вспомнил, как поклонялся Вишну и вспомнил молитву ему.


Гаджендра взывает к Вишну

Гаджендра воззвал к Вишну, и тот явился к нему, сидя на Гаруде. Вишну метнул свой диск и обезглавил крокодила.


Освобождение Индрадьюмны и Хуху от облика животных и обретение ими духовных сущностей

Тут и сбылось предреченной Девалой Риши: крокодил и слон вновь обрели свои духовные сущности и вместе с Вишну вознеслись на небеса, став его постоянными спутниками.

Ну вот, это пока только о Вишну. В следующей части планирую рассказать о других богах. Продолжение следует.