Обряд причастия. Молитвы перед причастием

Что такое Причастие? Само слово отвечает на этот вопрос: при – частие, т.е. приближаясь к целому я становлюсь частью целого, когда его в себя принимаю. Вот что такое Причастие!

Причастие есть Тело Христово, Христос Спаситель сказал Сам: Приимите, ядите, сие есть тело Мое.

И так же точно: пийти от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вас и за многие изливаемая.

Это имеет гораздо больше смысла, чем просто символ, как иногда говорят некоторые христиане. Это не только символ, это сама сущность. Мы верим в то, что мы действительно оказываемся частью самой сущности Божией через Тело Христово. Обожение по-гречески сеосиз. Мы становимся чадами Божиими в полном смысле этого слова и это действительно оказывается для нас участием в Божественной жизни. Для того, чтобы как следует это понять и вникнуть, мы должны вспомнить, что говорится в молитве в самом начале Божественной литургии в подготовке к Проскомидии, где Христос называется Хлебом Небесным, Хлебом, Который приходит на эту землю для того, чтобы всех нас накормить.

Боже, Боже наш – говорится в этой молитве, Небесный Хлеб, пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый Спаса и Избавителя и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, Сам благослови предложения сия и приними их в пренебесный Твой жертвенник. Помяни, яко благ и Человеколюбец, принесших, и их же ради принесоша: и нас неосуждены сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин. Яко святися и прославися Пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вспомним то, что мы говорили в беседе о Нетварном Свете – Свет Отца и Сына и Святого Духа, а здесь сейчас – Хлеб Небесный. Небесный именно в той Небесности о которой мы говорили тогда, т.е. Отче наш иже еси на Небесех, т.е. небо нетварное, Небо Божественное, Небо, которое является сутью и сущностью Отца, Сына и Святого Духа – Любви, в которой осуществляется прозрачность и полнота. И эта полнота и есть то, что в нас людях становится полнотой Тела Христова – .

Молюся убо Тебе, тут уже каждый из нас лично подходит ко Христу, потому что в грехах мы разъединены. И в нашем покаянии, это только моё покаяние, я один здесь сейчас перед Тобой Господи, стою и каюсь и прошу простить мне и принять меня. И так каждый говорит во всём мире, все причастники, сколько бы их ни было. Это одна Божественная литургия данного дня и она охватывает собою весь мир. И вот мы все оказываемся стоящими вот так лично, но вместе. Вместе не только в этом храме, но во всём храме всей вселенной, ибо вся вселенная есть основной Божественный Собор Кафедральный – наш общий, всего человечества. И вот здесь опять я молюсь прося и говоря: помилуй мя и прости мне прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, всё, что знаю и всё, что не знаю, может быть забыл и не помню – всё прости мне – и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств – дай мне возможность, чтобы это было не в осуждение мне. Потому что может быть в осуждение, если я подхожу не подготовившись, если я подхожу не создавая в себе этого ощущения, что я теперь подхожу ко Христу Спасителю, сейчас, здесь, а подхожу вот так просто, как всё остальное делаю, то это будет мне не в спасение, а во осуждение. Если я не раскаялся как следует, если я не примирился со всеми хотя бы в душе и в сердце – это будет мне в осуждение. Но вот: неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

И вот я переношусь сейчас туда в Иерусалим, туда в Светлую горницу, ту самую, где проходила Тайная Вечеря, и говорю: Вечери Твоея тайныя днесь – сейчас, здесь – Сыне Божий, причастника мя приими: потому что тайная Вечеря тогда и тайная Вечеря сейчас – одно и тоже. Время, история и место снимается (исчезает) – всё оказывается вместе. Вот удивительное это наше русское слово – вместе, совместно, в одном месте, хотя казалось бы в разных далёких друг от друга местах. Но нет, вместе.

Не бо врагом твоим тайну повем, ни лобзания Тебе дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем – потому что я не буду Тебя здесь сейчас предавать как Иуда, я не буду целовать Тебя фальшиво, но я, как разбойник стою сейчас перед Тобой, как он со креста просил: помяни мя Господи егда приидешь во Царствии Твоем. И получил ответ: Сегодня будешь со Мной в Раю – вот так и сейчас. Господи, сегодня, здесь сейчас приими меня в Твой . В Твой Небесный Рай, в Твой Свет невечерний, в Твой нетварный. Да не всуд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таи,н Господи, но во исцеление души и тела. Аминь. Вот смысл и суть святого Причастия!

Суть так же и в том что мы в этот момент становимся единым целым, в полном смысле этого слова, мы причащаемся от одной чаши. Это чаша в полном смысле этого слова, несёт в себе единую и неделимую Кровь Христову. Наша Церковь во всех краях света, распространена на все континенты в данный момент в этой Божественной литургии сегодняшнего дня, единой Литургии для всего мира оказывается единым обществом Христовым, единой общиной, единой Церковью, единым общим жизненным целым. Так что действительно мы тело Христово не только в том смысле, что причастились Тела Христова и несём Его в себе в этом Божественном Причащении, но так же и в том смысле, что мы являемся Телом Христа Спасителя, как единая Церковь, единое общение по-гречески – синаксис, единый communion, как это говорят по-английски, т.е. другими словами мы оказываемся в полном общении друг с другом. Это и называется у нас евхаристическое общение. И это евхаристическое общение и есть признак Православия. Православие осуществляется именно в этом общении. И только так это возможно. Мы не имеем иного единства кроме как только в Причастии. Но и в Причастии это наша единая вера, которую мы исповедуем во время Литургии и которое есть единое целое в нашем веровании. Поэтому никакого не может быть разделения между нами ни в каком смысле. Мы разные церкви поместные, мы разные церкви по тому или иному языку и культуре, мы разные во многих отношениях земных, но мы едины в едином Причастии. Вот это евхаристическое общение есть признак нашего участия в Святой и Православной Церкви и ни один не православный не может, по учению её, подойти к Причастию, если он не стал православным, и ни один из нас не может не придти сюда к Причастию или пойти к какому-нибудь другому сообществу причащаться, которые не являются в общении с нами, потому что это было бы тогда разрывом нашей Церкви, что не дай Бог. Вот в каком смысле наше евхаристическое общение соединяет нас всех вместе в единое стадо Христово.

Именно поэтому святитель Иоанн Максимович Второй, Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец наш современный, говорил что отличительным признаком Православия является тот факт, что у нас Евхаристия, т. е. вот это евхаристическое общение высоко над жизненными и земными условиями в Церкви, в частности над нашими юрисдикциями, т.е. той или иной поместной церкви, той или иной общины; в то время как у некоторых других, например у католиков – иначе. У них, во всяком случае до второго Ватиканского собора было так определено, что юрисдикция папы Римского была над евхаристическим общением, т.е. только те могли причащаться вместе, кто был в юрисдикции Римского папы, как и сейчас, хотя они в данное время разрешают православным приходить и у них причащаться, но это вроде в виде исключения. Но тем не менее уже здесь уступили немножко в сторону Православия. У нас этого нет, и у нас этого нет по той простой причине, что мы не можем причащаться с ними, мы не можем причащаться с протестантами, мы не можем причащаться ни с какими раскольниками и еретиками, потому что иначе это отличительное свойство, которое мы только что сказали, что нас всех обьединяет, евхаристическое общение, теряет свою силу.

И вот это мы не можем, чтобы оно теряло свою силу. Самое участие в Причастии, само Причастие есть признак нашего Православия. Мы не судим никого в этом отношении и их Причастие – это суд Божий – не наше дело. Но мы не можем участвовать в том, что называется по современному inter-communion, т.е. междупричастие. Причастие никакого между не имеет потому, что есть единое, единосущее, а не подобосущее, т.е. что то нечто подобное – нет! Оно едино и если нет этого единства, этого единства веры, то не может быть и единства Причастия. А что касается других христиан и их причастия это, я повторяю – суд Божий и мы не знаем, что, и как Господь принимает их сердца, их покаяние, их чувство.

Может и произойти обьединение, как это уже и было во многих случаях, как например целая группа американских протестанских евангелистов тысячи их присоединились целиком к Православной Церкви в полном понимании Православия, в полном общении и теперь мы едины, и мы причащаемся и можем у них причащаться и они у нас. И если такое произойдёт во всей Вселенной со всеми другими христианами, то слава Богу! Будем благодарить Бога и петь Ему хвалу и радоваться этому новому общению. Да будет так!

Беседа 1997 года.

Люди ходят в храм Божий, чтобы участвовать в Святой Евхаристии – главном событии, ради которого создана церковь и храмы. Святая Евхаристия – это и есть Причастие. Что такое Причастие в церкви, для чего оно нужно и кем установлено – мы разберем в этой статье.

Евхаристия (а у протестантов Вечерня Господня или Хлебопреломление) – это таинство церкви, центральная часть Богослужения и главное событие в жизни христианина. В таинстве Христос соединяется с человеком: потребив его достойно, становится возможным усвоить Сына Божия, насколько это доступно каждому. Христос подарил нам Себя – во всех смыслах.

Причастие в церкви: что это и для чего?

Причастие – это хлеб и вино, которое после специальной молитвы, «пресуществления», символизирует Тело и Плоть Господа. Свое Тело и Кровь Господь оставил нам на Великой вечери перед Своими крестными страданиями, как написано в Евангелии.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28)

«…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19)

Причастие сокрыто от нас в его истинном облике и образ хлеба и вина сохранен, так как человеку не свойственно потреблять в пищу плоть, пусть и Божественную. Но после пресуществления, то есть, после совершения таинства, свойство изменено — это уже истинное Тело и истинная кровь Христова.

Таинство создано и введено Самим Господом накануне предательства Иуды, непосредственно перед арестом, бичеванием и казнью. Причащение, которое потребляют в церкви – это соединение с Богом Отцом во Христе, примирение с Ним ради Его Сына. Это Новый Завет между человеком и Богом, который принес на землю Спаситель. Христос отдал себя в жертву, чтобы мы ели Его Тело и пили Его Кровь и через это имели в себе жизнь вечную, потерянную однажды в Раю, как сказал Он нам в Евангелии.

Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не будете иметь в себе жизни. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6, 53,56)

Причастие в католической церкви отличается от православного. Так, у первой для таинства используется неквасной хлеб, а у второй – дрожжевой.

Как готовиться к Причастию в церкви?

Подготовка к Причастию в церкви состоит, в первую очередь, в наблюдении за собой. К Святым Дарам нельзя приступать, если в сердце живет обида на кого-то, если что-то не прощено, если не попрошено прощения у тех, кого обидели. Обязательно накануне Причастия следует пройти другое таинство – Покаяние. Покаяние заключается в искреннем раскаянии в грехах и твердом решении больше не повторять их.

Свое сокрушение о грехах нужно принести на исповедь к священнику. Недостаточно раскаяться «в душе» — апостолы завещали нам исполнять таинство исповеди в присутствии их приемника, которым является священник. Мы не можем нарушить эту иерархию. Исповедь рассказывается наедине священнику – у католиков это происходит полностью инкогнито, а у православных исповедующий священник видит лицо человека, но исповедь скрыта от посторонних ушей. Служба, на которой происходит таинство исповеди, служится вечером, накануне Литургии, обычно она начинается в 17.00.

Еще одним немаловажным делом является физическая и молитвенная подготовка к принятию таинства. Чтобы достойно принять в себя Христа, церковь рекомендует прочитать специальные молитвы перед Причастием и несколько дней воздержаться от мясных и молочных блюд. В православии молитвы к Причастию включают в себя правило из молитвослова:

  • правило на сон грядущий накануне причастия;
  • три канона: Господу, Деве Марии, Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причастию;
  • утреннее правило перед службой.

Перечисленные молитвы носят рекомендательный характер, новичку бывает нелегко вдумчиво всё прочесть. Поэтому правило допускается сокращать – вплоть до самых необходимых десяти молитв, которые содержатся в последовании ко Святому Причастию. Но сокращение правила — а также другие послабления для Причастия — рекомендуется обсуждать со священником после исповеди, так как нужное количество молитв должно подбираться индивидуально.

Как проходит причастие в церкви?

В православном храме утром служится Литургия. Во сколько начинается служба можно узнать в конкретном храме за свечным ящиком, так как расписание у всех разное. Литургия («общее дело») — это самое главное Богослужение, удивительное по красоте действо, наполненное глубоким содержанием и смыслом. Оно состоит из древнейших песнопений и направлено на то, чтобы с необходимыми молитвами и правильным освящением Даров приступить ко Причастию. Причастники сердечно молятся на этой службе и в конце благоговейно причащаются.

В католической церкви Причастие проходит на Мессе, без чина освящения, также после специальных молитв, которые установлены католическим катехизисом. Католическое Богослужение наполнено красотой, которую передает искусный хор и знаменитый орган – инструмент, сопровождающий священное действо.

После Причастия читается благодарственная молитва и затем, поцеловав крест, каждый может идти домой, чтобы в чистоте сердца, молчании и сосредоточенности бережно сохранить полученную от Господа благодать.

Что такое Причастие в церкви можно понять только опытно. Невыразимая связь человека и Бога, такая естественная для неповрежденного Адама, стала вновь доступна людям. Душа человека жаждет Божественного общения, но ищет, порой, его совсем не там. Как часто мы выбираем порок и сомнительные удовольствия? Душа ищет рая, но часто ошибается в своем поиске. Состояние причастия с Господом, при условии достойного принятия таинства, может дать искомую полноту. Но важно помнить, что Иуда тоже причастился (одним из первых), и его Причастие ему было в осуждение. Поэтому крайне ответственно подойдем к такому важному таинству, чтобы найти искомую связь.

Евхаристия (буквально "благодарение") - величайшее христианское таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной.

Это таинство имеет название Евхаристия; Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми Тайнами; бескровной Жертвой.

Таинство святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти (Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

Приобщив учеников, Господь заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Эта жертва должна совершаться доколе Он придет (1 Кор. 11:26), как наставляет ап. Павел, т.е. до второго пришествия Господня.

В таинстве Евхаристии, - в то самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные дары, - хлеб и вино действительно прелагаются (пресуществляются) в Тело и Кровь наитием Святого Духа, как сказал Спаситель: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Иоан. 6:55). После этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино на св. трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это - истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа, только под "видами" хлеба и вина.

Такое учение о святом таинстве Причащения содержится у всех святых Отцов, начиная от самых древнейших.

Хотя хлеб и вино претворяются в таинстве собственно в Тело и Кровь Господа, но Он есть в этом таинстве всем существом Своим, т.е. Своей душой и самым Божеством Своим, которое нераздельно с его человечеством.

Хотя, далее, Тело и Кровь Господа раздробляются в таинстве Причащения и разделяются, однако мы веруем, что в каждой части - и в малейшей частице - св. Таин принимается причащающимися весь Христос по Своему существу, т.е. с душою и божеством, как совершенный Бог и совершенный Человек.

Так как Богочеловеку Христу подобает единое нераздельное Божеское поклонение и по Божеству и по человечеству, вследствие нераздельного их соединения, то и святым тайнам Евхаристии надлежит воздавать ту же честь и поклонение, какими мы обязаны Самому Господу Иисусу Христу.

Евхаристическая жертва не есть повторение крестной жертвы Спасителя, а есть принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных нашим Искупителем на крест. Эти жертвы нераздельны: это одно и то же благодатное дерево жизни, насажденное Богом на Голгофе, Но они и различаются: приносимая в Евхаристии жертва называется бескровной и бесстрастной, так как она совершается по воскресении Спасителя, Который воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Римл. 6, 9); она приносится без страдания, без пролития крови, без смерти, хотя и совершается в воспоминание страданий и смерти Божественного Агнца.

Евхаристия есть также жертва умилостивительная за всех членов Церкви. От начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших.

Божественная Евхаристия - основание литургической жизни Церкви Христовой Православной, и она же является основанием и духовной жизни каждого православного человека. Невозможно быть членом Церкви, не причащаясь Крови и Тела Христова.

Наша духовная жизнь неотделима от Евхаристии, ибо Евхаристия - вернейший путь ко спасению. Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53-54).

Евхаристия делает нас причастниками Воскресения Христова и наследниками жизни вечной.

Спасительные плоды или действия таинства Евхаристии , при достойном приобщении, следующие:

Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 57).

Оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: «Ядущий хлеб сей жив будет вовек» (Ин. 6, 58).

Св. Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы «лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть».

Святитель Филарет , митрополит Московский писал о благодатном действии Евхаристии:

«По многоразличной силе Божественной Пищи и Пития, по многоразличной премудрости, благости Божественного Питателя, ощутительный плод вкушения Трапезы Господней является верующим то неизреченною радостию в сердце, то сладкою тишиною в душе, то светлостию в уме, то глубоким миром в совести, то утишением обуревавших искушений, то прекращением страданий душевных и телесных, а иногда и совершенным исцелением, то живейшим ощущением любви ко Господу или умножением ревности и силы к духовным подвигам и добродетелям. Но каковы бы ни были наши собственные в сей Тайне опыты, то скажу со Святым Златоустом: «Да будет истиннее и помысла, и зрения нашего слово Господа нашего». После того как Он сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем; ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный (Ин. 6, 56, 54), - как дерзнем мы, хотя и недостойные причастники Его Плоти и Крови, как дерзнем отрицать то, что Он в нас, и мы в Нем, и что мы в Нем «имеем живот вечный», если только сами не удалимся от Него, если только сами не повергнем себя снова в смерть греховную?»

Глубоко раскрывают спасительное значение этого великого таинства составленные святыми отцами молитвы Последования ко Святому Причащению и благодарственные молитвы , читая которые, каждый христианин просит:

"Во оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое, и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и в жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.
Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой Причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве".
(Канон Последования ко Святому Причащению)

"Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела, и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение и здравие смиренней моей души и телу, во облегчение тяжестей многих моих согрешений, в соблюдение от всякаго диавольскаго действа, во отгнание и возбранение злаго моего и лукаваго обычая, во умерщвление страстей, в снабдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати, и Твоего Царствия присвоение".
(Молитва 2-я, св. Иоанна Златоустого)

"Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш… сподоби мя неосужденно причаститися Божественных, и преславных, и пречистых, и животворящих Твоих Таин, не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов, но во очищение, и освящение, и обручение будущаго Живота и царствия, в стену и помощь, и в возражение сопротивных, во истребление многих моих согрешений".
(Молитва 4-я, святого Иоанна Дамаскина)

Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.):

"Веруем, что всесвятое таинство Святой Евхаристии, которое выше мы поставили четвертым в числе таинств, есть таинственно заповеданное Господом в ту ночь, в которую Он предал себя за жизнь мира. Ибо, взяв хлеб и благословив, Он дал Своим ученикам и Апостолам, сказав: "Приимите, ядите, сие есть тело Мое". И, взяв чашу, воздав хвалу, сказал: "Пийти от нея вси: сия есть кровь Моя, яже за вы изливаемая во оставление грехов".

Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (tipikos, eikonikos), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба (kat Enartismon - per impanationem), так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для Евхаристии хлеб, существенно (ipostatikos), как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное тело Господа , которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира.

Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина.

Еще веруем, что сие пречистое тело и кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойно принимающим уготовляют осуждение и вечные муки.

Еще веруем, что тело и кровь Господа хотя разделяются и раздробляются, но сие бывает в таинстве причащения только с видами хлеба и вина, в которых они и видимы, и осязаемы быть могут, а сами в себе суть совершенно целы и нераздельны. Почему и Вселенская Церковь говорит: "Раздробляется и разделяется раздробляемый, но неразделяемый, всегда ядомый и николи же иждиваемый, но причащающийся (разумеется, достойно) освящая".

Еще веруем, что в каждой части, до малейшей частицы преложенного хлеба и вина, находится не какая-либо отдельная часть тела и крови Господней, но тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, то есть с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время много бывает священнодействий во вселенной, но не много тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно тело Его и одна кровь во всех отдельных Церквах верных. И это не потому, что тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и преосуществляемый, делается одно и то же с телом, сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно тело, а не многие во многих местах. Посему-то таинство сие, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верою, а не умствованиями человеческой мудрости, коей суету и безумную изыскательность касательно вещей Божественных отвергает сия святая и свыше определенная за нас жертва".

Должно, поэтому, помнить, что эти спасительные плоды Евхаристия приносит только для тех, кто приступает к ним с верой и покаянием; недостойное же вкушение Тела и Крови Христовых принесет тем большее осуждение : «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11, 29-30).

Преподобный Иоанн Дамаскин:

"Тело и кровь Христовы входят в состав нашей души и тела, не истощаясь, не истлевая и не извергаясь вон (да не будет!), но (входят) в нашу сущность для охраны, отражения (от нас) всякого вреда, очищения всякой скверны; если находят (в нас) поддельное золото, то очищают (его) огнем суда, “да не с миром осудимся” в будущем веке. Очищают же болезнями и всякого рода бедствиями, как говорит божественный Апостол: “аще бо быхом себе рассуждали, не быхом осуждены были. Судима же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся” (1 Кор. 11, 31 - 32). И вот что значит, что он говорит: причащающийся тела и крови Господней “недостойно суд себе яст и пиет” (1 Кор. 11, 29). Очищаясь через это, мы соединяемся с телом Господа и с Духом Его и делаемся телом Христовым".

К таинству Святого Причащения христиане должны подготовлять себя говением , которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем - исповедью , т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния.

Таинство Причащения совершается во время литургии.

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. В 19-20 веках св. Церковь заповедовала причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

Следует помнить, что перед Причастием нельзя пить и есть (после полуночи), а после Причастия нельзя плевать, целоваться или есть что-то с косточкой. Для тех, кто не причащается, «говение» не обязательно. Однако, чтобы принять до́ру или после Литургии, нужно идти на службу натощак.

Во время пения причастного стиха причастники приближаются к амвону. После возгласа «Со страхом Божиим и верою приступите » для взрослых причастников читается прощение. Они кланяются в землю (без крестного знамения) и слушают прощение. Встав, складывают крестообразно руки и слушают со вниманием читаемые священником молитвы. Затем совершают земной поклон Святым Тайнам и подходят ко Святой Чаше по порядку: младенцы, отроки и отроковицы, девицы, мужчины и женщины. Крылошан (певцов и чтецов, стоящих на крылосе) принято пропускать вперед.


Приближаясь к Чаше, причастник ограждает себя крестным знамением с молитвой Исусовой, складывает руки крестообразно и со страхом Божиим и благоговением принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. Затем причастившийся творит Крестное знамение и целует подножие Чаши. После Причастия подходят к столику, на котором стоит теплота (вино, разбавленное кипятком) и просфоры. После окончания Литургии все причастники со вниманием выслушивают благодарственные молитвы.


В случае, если человек из-за совершенных грехов не достоин приобщаться Святых Таин (отлучен от причастия на определенное время), духовный отец может причастить его Великой водой, освящаемой накануне Богоявления, в сочельник. Ранее этот обычай был более распространенным, но и теперь в некоторых приходах священники причащают Великой водой.

Стоит также отметить, что есть грехи, которые отлучают от причастия, более тяжкие - от святыни вообще, то есть нельзя подходить ко Кресту, иконам, брать просфору, пить святую воду. Люди, отлученные от святыни, не проходят в храм, а стоят в притворе.

Если Вы не принадлежите к старообрядческой Церкви, то, придя на Литургию, стойте в храма. Проходить дальше, подходить ко Кресту, иконам, брать просфору Вам не следует.