Он учился в знаменитом царскосельском. Основание царскосельского лицея

В здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея, основанного императором Александром I в 1811 году как учебное заведение для детей дворян. Музей-Лицей был открыт в 1949 году к 150-летию великого поэта.

А.С. Пушкин воспитывался в лицее шесть лет - с 1811 по 1817 год и нашел здесь преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству. Первый выпуск оказался самым блистательным, имена многих его воспитанников вошли в историю России. Вместе с поэтом учились будущие декабристы Пущин и Кюхельбекер, дипломат А. М. Горчаков и поэт А. А. Дельвиг, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин и многие другие.

На основе архивных материалов в музее воссозданы комнаты, где жили и учились лицеисты, - это Большой зал и Газетная комната, Библиотека, где представлены подлинные книги лицейской библиотеки, учебные классы и спальни воспитанников. В экспозиции можно увидеть рисунки и стихи, написанные рукой Пушкина и других учеников, а также памятный знак, который был подарен императором Александром I в связи с открытием учебного заведения.

Надо отметить, что лицеисты были изолированы от своих семей, поскольку считалось, что влияние семьи тормозит развитие воспитанников в надлежащем духе. По этой причине лицеистов не отпускали даже в близлежащий Санкт-Петербург в течение шести лет. День лицеиста начинался в шесть утра с молитвы, и заканчивался в 10 вечера. Занятия чередовались с прогулками. Кроме основных предметов проводились уроки по танцам, фехтованию и рисованию.

Среди 29 выпускников, получивших аттестаты, по успеваемости А.С. Пушкин был 26-м, показав успехи только в российской и французской словесности, а также в фехтовании.

В нижнем этаже здания находились лазарет и канцелярия, а на последнем, четвёртом – спальни, в одной из которых, под номером 14 с окнами в сад, жил А.С. Пушкин. В своем стихотворении поэт называет лицей монастырем, а свою комнату кельей:

В монастыре,
При бледном свеч сиянье,
Один пишу к сестре.
Всё тихо в мрачной келье:
Защёлка на дверях,
Молчанье, враг веселья,
И скука - на часах!

Основной стихией в жизни учебного заведения была литература. Друзья-поэты организовали кружок, главная роль в котором принадлежала Александру Сергеевичу. Это был тот «прекрасный союз», о котором он писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Режим работы Музея-лицея А.С. Пушкина - лето 2019

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходные дни - вторник и последняя пятница месяца
  • Касса закрывается на час раньше

Музей-лицей А.С. Пушкина – является частью Всероссийского музея А.С. Пушкина. Находится около Екатерининского дворца, в начале улицы Садовой.

Стоимость билетов в Музей-лицей А.С. Пушкина - лето 2019

  • посещение с экскурсией
    • для взрослых - 330 руб.
    • для школьников, студентов и пенсионеров - 240 руб.
  • посещение без экскурсии
    • взрослые - 150 руб.
    • для школьников, студентов и пенсионеров - 60 руб.

Музей-лицей А.С. Пушкина - Императорский Царскосельский лицей рассказывает о 200-летней истории этого замечательного учебного заведения и судьбах выдающихся его выпускников.

Здание Царскосельского лицея

Царскосельский лицей, в котором учился и закончил А. С. Пушкин, был своеобразным русским учебным заведением начала-середины ХIX века, «не пансион, не училище, не университет, а все вместе. Пансион, потому что все готовое; училище, потому что там переростков не будет; университет, потому что там профессоры»

(Ю. Тынянов «Пушкин»)

Царскосельский лицей находился в Царском Селе, нынче город Пушкин, в 20-30 км. к югу от Санкт-Петербурга

История Царскосельского лицея

Инициатором создания Лицея был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1841) — русский государственный деятель времен царствования . Происходил из семьи священника. окончил самую авторитетную в России Александро-Невскую семинарию, затем преподавал в ней. С воцарением Павла Первого сменил деятельность церковную на гражданское служение. Уже в 1799 году благодаря выдающимся способностям получил значительную должность статского советника. Через шесть месяцев после восшествия на престол Александра Перового Сперанский уже действительный статский советник. Ему принадлежит часть проектов переустройства государства, которые планировал осуществить новый царь, в том числе Сперанский считал необходимым ввести в России конституцию. Идея создания Царскосельского лицея пришла ему в голову, когда появилась необходимость в государственных служащих, способных претворить в жизнь его нововведения

«Должно было обнять, охватить, осмыслить и упорядочить все системою. Законы должны были быть стройны и строги. Генералы, расширявшие пространство империи, не только не могли создать равновесия, которое есть средоточие управления, но и были врагами его, ибо не умели понять, что такое порядок. Но не было людей, способных к низшей службе… «Нет людей, Андрей Афанасьевич, кроме разве малой горсти своих, нет людей, — сказал Сперанский Самборскому. — Старый люд погряз, новые — кто честен, тот бессловесен. В начале бе слово, но чиновник по ею пору у нас двух слов связать не умеет»

Задумал Сперанский новое учебное заведение и для просвещения братьев Александра I, Великих князей Константина и Николая, которым было тогда 21 и 14 лет

«(Прежде чем) отдавать великих князей в университет, следует их подготовить ранее. Дабы их отвлечь от маршировки и дворских привычек и изъять из рук угодников-кавалеров, заведующих их воспитанием, должно для них учредить особое училище, русское. Изучив литературу, историю, географию, логику и красноречие, математику, физику и химию, системы отвлеченных понятий, право естественное и народное и науку нравов, …они своими силами постигаливсе…Великие князья, заразясь примером сверстников, делались со временем добродетельны. Судьба будущего государства ими подготовлялась. Младший, в котором замечались черты гнусные, исправлялся. Не было у него вспышек и судороггнева, какие были у всех братьев — наследство отца, — ни лицемерия и вероломства, как у нынешнего кесаря»

Принципы Царскосельского лицея

    Название в честь древнего лицея, где Аристотель создавал своих учеников
    Полная разлука с домашними
    Молодые люди из разных состояний
    В образе жизни — равенство, без различия в столе и одежде
    Преподавание на русском языке
    Товарищество без всякой подлости
    Отстутствие телесных наказаний

Обучение великих князей в Царскосельском лицее не одобрила их мать вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Император и министр просвещения России Разумовский отвергли предложение о принятии в лицей юношей «из разных состояний»: дети должны быть дворянами; сокращен список учебных предметов, определено количество учащихся — не более 50. Каждому отводилась своя комната. Лицей располагался во флигиле Екатерининского дворца (официальной летней резиденции Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II), специально для того перестроенном

Царскосельский лицей открылся 19 октября (по ст. ст.) 1811 года, просуществовал до 1843 года

Науки, которые постигались лицеистами

  • Русская литература
  • Языки: немецкий, французский, латинский
  • Риторика
  • История русская, всеобщая
  • География
  • Математика
  • Физика
  • Статистика
  • Рисование
  • Танцы
  • Фехтование
  • Верховая езда
  • Плавание

А. С. Пушкин был принят в Царскосельский Лицей 12 августа 1811 года после удачно выдержанного экзамена. Вышел из Лицея 9 июня 1817 года

Форма лицеистов

«Вскоре со знанием дела оба (император и его фаворит Аракчеев) занялись выбором мундира для лицея. Перебрали цвета, которые бы, не смешиваясь с цветами войск, были бы приятны, и остановились на форме старого татарского Литовского полка, давно отмененной: однобортный кафтан, темно-синий, с красным стоячим воротником и такими же обшлагами. На воротнике по две петлицы: у младших — шитые серебром, у старших — золотом»

Распорядок дня в Лицее был примерно следующий: уроки – семь часов; прогулки; игровые занятия, гимнастика. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование. Отметок обычно не ставили, на каждого воспитанника составлялся отзыв

Директоры Царскосельского лицея

Первым директором Лицея с 1811 по 1814 годы был дипломат, публицист Василий Фёдорович Малиновский.
С 1814 по 1823 Царскосельским лицеем руководил писатель и педагог Егор Антонович Энгельгардт.
В 1823 году его сменил генерал Фёдор Григорьевич Гольтгоер, находившийся при должности до 1840 года

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756-1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780-1830) - профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Лицейские друзья Пушкина

  1. С. Ф. Броглио (1799 — неизвестно) — по окончании Лицея уехал в Пьемонт, где участвовал в революции, погиб при освобождении Греции от Османского ига
  2. А. М. Горчаков (1798-1883) — после окончания Лицея — служил в министерстве иностранных дел, с 1856 — министр Иностранных дел
  3. П. Ф. Гравениц (1798-1847) — по окончании Лицея служил в министерстве иностранных дел
  4. С. С. Есаков (1798-1831) по окончании Лицея офицер
  5. К. К. Данзас (1800-1870) — по окончании Лицея офицер
  6. А. А. Дельвиг (1798-1831) — поэт, издатель «Литературной газеты»
  7. А. Д. Илличевский (1798-1837) по окончании Лицея чиновник, литератор
  8. С. Д. Комовский (1798-1880) — по окончании лицея чиновник, помощник статс-секретаря Государственного совета
  9. К. Д. Костенский (1797-1830) — по окончании Лицея служил в министерстве финансов
  10. Н. А. Корсаков (1800-1820) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  11. М. А. Корф (1800-1876) — по окончании Лицея служил в министерстве юстиции
  12. В. К. Кюхельбекер (1797-1846) — поэт, декабрист
  13. В. П. Лангер (1802- после 1865) — чиновник Особых Поручений при Министерстве Народного Просвещения, художник
  14. С. Г. Ломоносов (1799-1857) — по окончании лицея чиновник министерства иностранных дел
  15. И. В. Малиновский (1796-1873) — по окончании лицея служил в гвардии
  16. Ф. Ф. Матюшкин (1799-1872) — по окончании лицея моряк, ученый, с 1867 года — адмирал
  17. П. Н. Мясоедов (1799-1869) — по окончании Лицея офицер, затем чиновник министерства юстиции
  18. В. Д. Ольховский (1798-1841) — по окончании Лицея офицер, декабрист
  19. И. И. Пущин (1798-1859) — по окончании Лицея гвардейский офицер
  20. П. Ф. Саврасов (1799-1830) — по окончании Лицея — офицер Гвардии
  21. Ф. Х. Стевен (1797-851) — по окончании Лицея чиновник, губернатор Выборга
  22. А. Д. Тырков (1799-1843) — по окончании Лицея офицер
  23. П. М. Юдин (1798-1852) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  24. М. Л. Яковлев (1798-1868) — по окончании лицея чиновник, тайный советник, сенатор, композитор

Пирующие студенты

Друзья! досужный час настал;
Всё тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдем
За скатертью студента?
На всякий случай изберем
Скорее президента.
В награду пьяным - он нальет
И пунш и грог душистый,
А вам, спартанцы, поднесет
Воды в стакане чистой!
Апостол неги и прохлад,
Мой добрый Галич, vale!

Ты Эпикуров младший брат,
Душа твоя в бокале.
Главу венками убери,
Будь нашим президентом,
И станут самые цари
Завидовать студентам.

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга.

А ты, красавец молодой,
Сиятельный повеса!
Ты будешь Вакха жрец лихой,
На прочее - завеса!
Хотя студент, хотя я пьян,
Но скромность почитаю;
Придвинь же пенистый стакан,
На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем -
И тотчас помиримся.

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краев,-
Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный,
Бутылки, рюмки разобьем
За здравие Платова,
В казачью шапку пунш нальем -
И пить давайте снова!..

Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..
Но мне ли страстью воздохнуть?
Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,
В честь Вакховой станицы
Теперь скрыпеть тебе струной
Расстроенной скрыпицы?
Запойте хором, господа,
Нет нужды, что нескладно;
Охрипли?- это не беда:
Для пьяных всё ведь ладно!

Но что?.. я вижу всё вдвоем;
Двоится штоф с араком;
Вся комната пошла кругом;
Покрылись очи мраком…
Где вы, товарищи? где я?
Скажите, Вакха ради…
Вы дремлете, мои друзья,
Склонившись на тетради…
Писатель за свои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее

Стихотворение написано Пушкиным в октябре 1814 года. «Сиятельный повеса» — Горчаков, «Товарищ милый» - Пущин, «Повеса из повес» — Малиновский, «Милый наш певец» - Корсаков; «Роде записной» - Яковлев, игравший на скрипке (Роде - был известный скрипач); «Вильгельм» - Кюхельбекер

Литература о Царскосельском лицее

«Пушкин в воспоминаниях современников», том 1 и 2, Изд «Художественная литература», 1974 год
П. Аненков «А. С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений». Изд «Общественная польза», 1873 год
Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1826)». Изд. АН СССР, 1950 год
В. Вересаев «Спутники Пушкина», Изд. «Советский писатель», 1937 год
А. Гессен «Всё волновало нежный ум»: Пушкин среди книг и друзей», Изд. «Наука», 1965 год
Л. Гроссман «Пушкин», Изд. «Молодая гвардия», 1965 год
Б. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина», Изд. «Художественная литература», 1974 год
Л. Черейский «Пушкин и его окружение». Изд. «Наука», 1975 год
К. Грот «Пушкинский лицей», Типография Министерства путей сообщения, 1911 год
Я. Грот «Пушкин и его лицейские товарищи и наставники», Типография Императорской АН, 1887 год
Д. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей; Наставники и питомцы, 1811-1843», Типография Киршбаума, 1911 год
Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…», Изд. «Молодая гвардия», 1979 год
М. Руденская «Они учились с Пушкиным», «Лениздат», 1976 год

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском лицее, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.

Экскурсовод вела нас по коридорам и классам лицея, рассказывая о том, как еще юный Саша – француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала музей Царскосельского лицея и наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея. И каждый раз открывала для себя что-то новое.

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих лицея, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей лицей и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан 19 октября 1811 года. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Лицей был основан императором Александром I. Воплотил в жизнь идею известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору. Они – будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что в лицее будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Открытие

Торжественное открытие лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На открытии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения в Царскосельском лицее приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые юноши под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.

Учеба и жизнь

Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы».

В Царскосельском лицее были запрещены физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого ученика, бережно взрастить и развить его.

Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:

  • 6:00 – подъем и утренняя молитва;
  • 7:00 – 9:00 – занятия;
  • 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
  • 10:00 –12:00 – занятия;
  • 12:00 – 13:00 – прогулка
  • 13:00 – обед;
  • 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
  • 15:00 – 17:00 – занятия;
  • 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
  • 20:30 – ужин, чтение, игры;
  • 22:00 – молитва и отход ко сну.

Мальчиков обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.

Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что мальчики могли общаться друг с другом через стенку.

Выпускники

Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского лицея, который состоялся в 1817 году. Из ворот лицея вышли его знаменитые выпускники:

  1. А. П. Бакунин,
  2. С. Ф. Броглио,
  3. В.Д. Вольховский,
  4. А. М. Горчаков,
  5. П. Ф. Гревениц,
  6. К. К. Данзас,
  7. А. А. Дельвиг,
  8. С. С. Есаков,
  9. А. Д. Илличевский,
  10. С. Д. Комовский,
  11. А. А. Корнилов,
  12. Н. А. Корсаков,
  13. М. А. Корф,
  14. К. Д. Костенский,
  15. В. К. Кюхельбекер,
  16. С. Г. ,
  17. И. В. Малиновский,
  18. А. И. Мартынов,
  19. Д. Н. Маслов,
  20. Ф. Ф. Матюшкин,
  21. П. Н. Мясоедов,
  22. И. И. Пущин,
  23. Н. Г. Ржевский,
  24. П. Ф. Саврасов,
  25. Ф. Х. Стевен,
  26. А. Д. Тырков,
  27. П. М. Юдин,
  28. М. Л. Яковлев,
  29. А. С. .

Окончил лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.

Судьба лицея

Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (Восстание декабристов).

В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.

В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

Адрес и режим работы музея

Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.

Выходной день в музее: вторник.

Санитарный день: последняя пятница месяца.

Стоимость билета

  • для взрослых посетителей: 200 руб.;
  • для пенсионеров: 100 руб.;
  • для лиц, не достигших 16 лет - бесплатно;
  • для студентов и учащихся от 16 лет: 100 руб.

Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:

  • Международный день Музеев - 18 мая;
  • Пушкинский день России - 6 июня;
  • День Лицейской годовщины - 19 октября.

Как добраться

  • До Пушкина следуют электропоезда, отходящие с Витебского вокзала (расположен на станции метро Пушкинская) и от ст. м. Купчино. Вам необходимо доехать до станции Детское село. Стоимость проезда составит около 30 рублей в одну сторону. Время в пути - около 30 минут. Интервал между поездами составляет 15-20 минут. От вокзала в Пушкине и до Екатерининского дворца следуют маршрутное такси и автобус №382. Можно до музея прогуляться пешком. Это не займет много времени, примерно 30 минут.
  • Можно добраться на маршрутном такси от ст. м. Московская (№№ 342, 347, 299, 287, 545 или на автобусе №№ 187,155). Транспорт отходит от Дома Советов. Время в пути займет не больше часа. На мой взгляд, это наиболее удобный и комфортный способ добраться до музея. Сможете любоваться городом и проспектами, пока вас везут.
  • От ст. м. Купчино, помимо электричек, ходят маршрутные такси, которые ожидают вас у выхода из метро в сторону Витебского проспекта (№№ 342, 347, 286, 287, 545). Стоимость проезда на маршрутном такси или автобусе составит чуть более 30 рублей.

Надеюсь, мой обзор был полезен вам!

Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.

Сегодня мы с вами отправимся на типичную экскурсию для петербургских школьников - в Царскосельский лицей. Находится он в городе Пушкин, добраться туда можно как электричкой, так и автобусами и маршрутками от м. Московская.

Все вы знаете самого знаменитого ученика этого лицея. Открытие памятника Пушкину в Лицейском саду состоялось 15 октября 1900 года. Средства на его создание собирались по подписке, организованной среди жителей Царского Села.

Лицей был открыт в 1811 году. Целью этого учебного заведения было «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Пушкин был принят в первом наборе нового учебного заведения, всего в наборе было 30 человек.
Разместился лицей в Великокняжеском флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Справа, голубой - это дворец, а желтое здание, соединенное аркой с дворцом - лицей.

Парадные ворота во дворец.

Еще пара фотографий дворца, и к нему мы больше не вернемся сегодня, так как основной целью экскурсии все-таки является Лицей.

Лицей находился в здании флигеля до 1843 года, позже был переведен в Петербург. В 1949 году в здании открылся мемориальный музей Лицей. Сейчас экспозиция, непосредственно представляющая лицейские времена, занимает третий и четвертый этаж. Полная реставрация была завершена в 1974 году. Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты первого выпуска.

Вначале поднимемся на третий этаж. Сразу же попадаем в переднюю. Позже это же помещение именовалось шинельной.

Из нее попадаем в Большой зал. В этом зале проходили все важнейшие события Лицея, и торжественное открытие тоже.

В Лицей принимали мальчиков 11-12 лет, из дворянских семей, по рекомендации. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому.
Из тридцати учеников наиболее известны нам

  • поэт и журналист Антон Дельвиг,
  • дипломат, канцлер Александр Горчаков,
  • поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер,
  • декабрист Иван Пущин,
  • поэт Александр Пушкин.

На столе в Большом зале находится высочайше дарованная грамота, содержащая Устав Лицея, полученная в день открытия.

Из Большого зала есть переход по галерее во дворец. В этом переходе (он двухэтажный) на уровне тертьего этажа находится библиотека. Некоторые книги выписывались для нужд конкретного воспитанника. В библиотеке имелись книги на русском, французском, английском языках. Как известно, Александр Пушкин ко времени поступления в Лицей французский знал очень хорошо и имел прозвище "француз". Сейчас в шкафах более семисот подлинных книг лицейской библиотеки.

Из окна библиотеки-галереи видна дорога, по которой русские войска уходили на Отечественную войну, и вслед им с сожалением смотрели юные лицеисты.

Вот тут видно дверь, ведущую во дворец.

За большим залом следует газетная, эта и соседняя комнаты предназначались для занятий после уроков. Тут представлены маски для фехтования лицейских времен. У молодого Пушкина по фехтованию была единица. Это значит, что он был отличным фехтовальщиком, единица соответствует нашей пятерке.

Не смогла пройти мимо стульев.

Из газетной открывается вид на парк, в котором гуляли лицеисты. Мальчики находились в лицее постоянно, даже каникулы они проводили здесь.

Следущий зал - учебный класс. Шесть столов, каждый на пятерых мальчиков. Рассаживались ученики в соответствии с успехами, лучшие - впереди.

Получалось, что на каждом уроке ученик сидел на новом месте, поэтому нельзя установить, где именно сидел Пушкин.

Кафедра преподавателя.

И школьная доска.

Занимались воспитанники в общей сложности семь часов в день. Часы занятий чередовались с отдыхом и прогулками. Прогулки совершались в любую погоду в Царскосельском саду.
Можно взглянуть на расписание:

Рядом с учебным классом расположен физический кабинет. Сейчас там собраны приборы Пушкинской эпохи. Век был гуманитарный, и точные науки еще не обрели своей популярности.

Коллекция минералов.

Тут же на столе табель лицеистов. 1 была равна нашей пятерке, 0 - отсутствие знаний. Оценки от 2 до 7 означали постепенное понижение результата.

Следующий класс - рисовальный. Рисование было обязательным умением для образованного человека того времени. В Лицее сохранилось около 30 рисунков лицеистов, среди них два рисунка Александра Пушкина. Как видно, к рисованию подходили достаточно серьезно.

И последний зал на этаже - зал для занятий музыкой, певческий класс. Лицеисты с удовольствием занимались музыкой и пением, стихи Пушкина были положены на музыку еще в лицейские годы его товарищами. Сегодня в классе на старинном фортепьяно лежит издание «Прощальной песни» 1835 года.

Покидаем учебный этаж и поднимаемся на жилой.

Широкий коридор, по бокам комнаты учеников. Перегородки между комнатами не доходят до потолка. Это сделано как для лучшей вентиляции, так и потому, что все лицеисты одна большая семья. Каждая комната на одного воспитанника, над дверьми прикреплены таблички с именами (сейчас не над всеми). Комнаты совсем маленькие и скромные. Отопления, кстати, напрямую в комнатах не было, обогревались через небольшие отверстия, по которым воздух поднимался с третьего этажа. Температура зимой была около 13 градусов.

А льма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух - «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е

Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831

«Для общей пользы» - девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели - и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний - особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.

Что постигали . По программе самого Михаила Сперанского - реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе - будь то военной или гражданской.

Единица - «за счастье» . За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки - за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.

№ 14 . Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин . Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 - «келья» Пушкина. «№ 14» - так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Литературные игры . Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.

Экзамен - как первый поэтический успех . Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века - Гавриил Державин . Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

Поэты в поэтической среде . Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» - молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.

Проказы и забавы . С момента торжественного открытия дух лицея взял верх - закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз - Пушкин, Франт - Горчаков, Жанно - Пущин, Кюхля - Кюхельбекер, Тося - Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей - на пистолетах, заряженных клюквой.

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954

«Чугунники» . Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца - символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.

Клятве остались верны . Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…