Основные мотивы и образы лирики тютчева. Основные темы и мотивы лирики тютчева

Ф. И. Тютчев - гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека.

Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок - природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь. Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, “поляризуется”. Не случайно излюбленный прием поэта - антитеза: “дольный мир” противостоит “высям ледяным”, тусклая земля - блистающему грозой небу, свет - тени, “юг блаженный” - “северу роковому”.

Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и “море ночное”, и летний вечер, и “полдень мглистый”, и “весенний первый гром”, и “мох седой” севера, и “благоухания, цветы и голоса” юга.

Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Например, в стихотворении “Тени сизые смесились...” мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. Быструю смену состояний природы поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: “смесились”, “уснул”, “поблекнул”, “разрешились”. Слово “движение” воспринимается как контекстуальный синоним жизни.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “осени первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь.

И опрометчиво-бездумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно...

Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.

Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:



Невозмутимый строй во всем;

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

“Верный сын природы”, так называл себя Тютчев, он восклицает:

Нет, моего к тебе пристрастия

Я скрыть не в силах, мать-земля!

В “цветущем мире природы” поэт видел не только “преизбыток жизни”, но и “ущерб”, “изнеможение”, “улыбку увяданья”, “стихийный раздор”. Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта.

Природа прекрасна в любых проявлениях. Поэт видит гармонию в “стихийных спорах”. Созвучию природы противопоставлен вечный разлад в человеческой жизни. Люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек - всего лишь “греза природы”. Тютчев не признает отдельного существования, верит в Мировую Душу как основу всего живого. Человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, становится игрушкой в руках Рока. Хаос, являющийся воплощением творческой энергии мятежного духа природы, пугает людей.

Роковые начала, наступление хаоса на гармонию определяют бытие человеческое, его диалог с судьбой. Человек ведет поединок с “неотразимым Роком”, с гибельными искушениями. Он неустанно сопротивляется, отстаивает свои права. Наиболее ярко проблема “человек и судьба” отражена в стихотворении “Два голоса”. Обращаясь к читателям, поэт призывает:

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!..

К сожалению,

тревога и труд лишь для смертных сердец...

Для них нет победы, для них есть конец.

Безмолвие природы, которым окружен человек, выглядит зловещим, но он не сдается; им движут благородная воля к сопротивлению беспощадной силе и мужество, готовность идти на смерть, чтобы “вырвать у Рока победный венец”.



На всем его творчестве лежит печать раздумий о противоречиях в общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт.

Называя себя “обломком старых поколений”, Тютчев писал:

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью

За новым племенем брести.

Человека Тютчев называет ничтожной пылью, мыслящим тростником. Судьба и стихии властвуют, по его мнению, над человеком, сиротой бездомным, участь его подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей во всеобъемлющее море, - в “бездну роковую”.

И в то же время Тютчев славит борьбу, мужество, бесстрашие человека, бессмертие подвига. При всей непрочности человеческого существования людьми владеет великая жажда полноты жизни, полета, высоты. Лирический герой восклицает:

О, Небо, если бы хоть раз

Сей пламень развился по воле -

И, не томясь, не мучась доле,

Я просиял бы - и погас!

Напряженность и драматизм проникают и в сферу человеческих чувств. Людская любовь лишь “поединок роковой”. Это особенно остро ощущается в “Денисьевском цикле”. Психологическое мастерство Тютчева, глубина постижения сокровенных тайн человеческого сердца делают его предтечей толстовских открытий в области “диалектики души”, определяют движение всей последующей литературы, все больше погружающейся в тончайшие проявления человеческого духа.

Печать раздвоенности лежит на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и ее “очарованье” - это “жизни ключ”, “чудесный плен”, “чистый огонь”, “союз души с душой родной”; с другой - любовь представляется ему “буйной слепотой”, “борьбой неравной двух сердец”, “поединком роковым”.

Любовь у Тютчева явлена в облике неразрешимого противоречия: безграничное счастье оборачивается трагедией, минуты блаженства влекут за собой страшную расплату, влюбленные становятся палачами друг для друга. Поэт делает потрясающий вывод:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Лирика Тютчева исполнена тревоги и драматизма, но это реальная драма человеческой жизни. В стремлении запечатлеть ее, претворить в красоту - тоже “победа бессмертных сил”. О поэзии Тютчева можно сказать его же стихами:

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам -

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре -

И на бунтующее море

Льет примирительный елей.

Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но А. Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо отметил:

Муза, правду соблюдая,

Глядит, и на весах у ней

Вот эта книга небольшая,

Томов премногих тяжелей.

Тема урока:

«Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы»

(1 урок)

Цели урока:

    Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева.

    Рассмотреть на примере известных стихотворений поэта своеобразие лирики природы, основные темы и идеи лирики.

    Отрабатывать умение анализировать лирические произведения, выделяя в них ключевые образы и определяя их значение.

    Развивать коммуникативные способности учащихся, грамотную монологическую речь, умение работать самостоятельно со справочными материалами, лирическими произведениями.

    Прививать любовь к природе через искусство слова, пробудить интерес к чтению шедевров русской литературы.

Алгоритм урока:

    Организационный момент. 1 мин

    Сообщение темы и целей урока. 1 мин

3. Знакомство с планом урока. 1 мин

4. Работа с эпиграфом к уроку. 2 мин

5.Вступительная беседа о Тютчеве. 2 мин

6. Изучение новой темы. 16 мин

7. Закрепление изученного материала

(практическая работа учащихся) 17 мин

8. Обобщения и выводы. 1 мин

9. Итог урока и выставление оценок. 2 мин

10. Домашнее задание. 2 мин

Критерии оценки эффективности урока.

1. Развитие познавательных интересов.

2. Полнота УЗН.

3. Активизация мыслительной деятельности.

4. Использование разнообразных форм работы.

5. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов.

6. Развитие воображения, всех видов мышления.

7. Развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

8. Нравственное и эстетическое воздействие.

9. Использование практического опыта учащихся и их знаний при объяснении нового материала.

10. Использование компьютера и мультимедийного проектора позволяют увеличить темп урока.

Макет рабочей тетради.

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

Опорный конспект.

Основные темы:

    Тема природы.

    Тема любви.

    Тема Родины.

    Философская лирика.

Особенности изображения природы:

1. Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

2. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

3. Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека.

Природа в различные времена года.

Зима: Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют

Осень:

Весна:

Лето:

Вывод:

    Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этапами биографии и творчества Ф.И.Тютчева, определим особенности лирики природы, рассмотрим основные темы и идеи его поэзии. Урок у нас необычный. На протяжение этого занятия нам будет помогать разбираться компьютер. Итак, в путь.

3. Ознакомление с планом урока.

Ознакомьтесь с планом нашего урока. Сегодня мне также помогают проводить урок … (учитель называет учащихся, которые готовили индивидуальные сообщения.)

4. Работа с эпиграфами.

Эпиграфами нашего урока могут стать высказывания великих русских писателей о Тютчеве. И.С.Тургенев говорил о поэте: «Тютчев … создал речи, которым не суждено умереть». И.С.Аксаков считал, что «… для Тютчева жить – значит мыслить».

Согласны ли вы с этими высказываниями?

(Ответы и рассуждения учащихся)

5. Вступительная беседа о Тютчеве.

Что знаете о Тютчеве вы? (ответы уч-ся).

Что вы можете сказать о его творчестве?

Какие стихи читали, учили?

О чём пишет поэт? (о природе, о её красоте).

Давайте познакомимся с этим удивительным поэтом поближе.

6. Работа по новой теме.

1.Сообщения индивидуально подготовленных уч-ся по биографии поэта .

(параллельно ведутся записи в тетради)

После сообщений учащимся предлагается просмотреть слайды по биографии поэта и внести корректировку в свои записи.

Чтение записанных фактов из жизни Тютчева (опрос 2-3 учащихся)

2. Тютчев-поэт (рассказ учащегося с использованием подготовленных слайдов).

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Федора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике» (№3, 4, 1836г.) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т.

На Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось неизвестным.

С конца 40-х годов начинается новый литературный подъём лирического творчества Тютчева, но имя его все еще почти неведомо русскому читателю, а он сам не принимает участие в литературной жизни. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (в журнале «Современник» №1,1850г.), в которой он говорил о Тютчеве как поэте необыкновенного таланта, вовсе не замеченного критикой, и поставил никому неизвестного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

Сборник стихов Тютчева выходит в 1854 году по инициативе и под наблюдением И.С.Тургенева. И к Тютчеву приходит поздняя, но подлинная слава.

Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

3. Слово учителя об основных темах и идеях лирики Тютчева.

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы, так как в сознание читателей, как мы уже говорили, он вошел как певец природы.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильно назвать ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает человек в мире и в чем его судьба.

В чем же состоят особенности изображения природы?

Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

Особенно привлекают поэта переходные промежуточные моменты жизни природы.

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество, история, культура, цивилизация – все кажется ему призрачным, обреченным на гибель.

Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно.

Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы.

Он ввел в поэзию старинные образы, неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Попробуем разобраться в некоторых поэтических шедеврах, характеризующих различные времена года, раскроем значения образов.

7. Закрепление новой темы.

Практическая работа учащихся (работа в группах). Каждой группе заранее были даны стихотворения по временам года.

Выступление учащихся.

1 группа. «Зима»

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит ».

Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает, гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют.

2 группа «Осень».

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Есть в осени первоначальной … ».

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Картины осени рисуются ярко, действие на земле переплетается с излюбленным вертикальным движением с неба.

3 группа «Весна».

1. Выразительное чтение наизусть стих. «Люблю грозу в начале мая … ».

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Тютчев возвышенно передает красоту мира. Весеннее действие, «гроза», развернувшись на небесах, касается земли. Мы это чувствуем, возникает ощущение весны и свежести.

4 группа «Лето». (стихотворение по выбору)

1. Выразительное чтение наизусть стих.

2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

Вывод записывается в тетрадь: Тютчевское лето часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок. И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.

8. Обобщения и выводы.

Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, Чем его взгляд отличается от нашего?

(Звучат ответы учащихся, делается вывод).

Тютчев изображает природу не со сторон, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

9. Подведение итога урока.

Что нового узнали из жизни Тютчева?

Какие образы ввел поэт в свою лирику?

В чем особенности изображения природы?

10. Выставление отметок за урок.

11. Домашнее задание.

Творческое наследие Федора Ивановича Тютчева невелико: оно составляет всего несколько публицистических статей и примерно 50 переводных и 250 оригинальных стихотворных произведений, довольно много среди которых неудачных. Зато некоторые творения этого автора представляют собой настоящие жемчужины поэзии. Философский характер лирики Тютчева способствует тому, что интерес к его творчеству не ослабевает, ведь оно затрагивает вечные темы. Стихотворения эти и по сей день неповторимы по силе и глубине мысли, благодаря чему бессмертны.

Которого будет рассмотрена в данной статье, как поэт сложился примерно на рубеже 1820-1830 годов. К этому периоду относятся шедевры его творчества: "Летний вечер", "Бессонница", "Последний катаклизм", "Видение", "Цицерон", "Осенний вечер", "Весенние воды" и др.

Общая характеристика поэзии

Проникнутая напряженной страстной мыслью и одновременно острым ощущением трагизма жизни, поэзия Тютчева выразила в художественном слове всю противоречивость и сложность действительности. Его философские взгляды формировались под влиянием натурфилософских воззрений Ф. Шеллинга. Лирика пропитана тревогой. Природа, человек, мир предстают в его творениях в вечном столкновении различных противоборствующих сил. Человек по своей природе обречен на "неравный", "безнадежный" бой, "отчаянную" борьбу с роком, жизнью и самим собой. В особенности поэт тяготел к изображению гроз и бурь в человеческой душе и мире. Пейзажные образы в его поздних стихах окрашиваются русским национальным колоритом, в отличие от ранних творений.

Особенности философской лирики

Вместе с Е. А. Баратынским Ф. И. Тютчев - виднейший представитель философской лирики в нашей стране в 19 веке. Его отражает характерное для поэзии того времени движение от романтизма к реализму. Талант Федора Ивановича, поэта, который обращался охотно к хаотичным силам бытия, был сам по себе чем-то стихийным. Философская лирика Тютчева в своем идейном содержании характеризуется не столько разнообразием, сколько большой глубиной. Последнее место при этом занимает мотив сострадания, который можно найти в таких стихотворениях, как "Пошли, Господь, свою отраду" и "Слезы людские".

Уникальность поэзии Тютчева

Поставленные познавательным возможностям человека пределы, ограниченность людских знаний, описание природы, слияние с ней, безотрадное и нежное признание ограниченности любви - вот основные мотивы философской лирики Тютчева. Еще одна тема - мотив мистической и хаотической первоосновы всего живого.

Тютчев, философская лирика которого весьма интересна, действительно является самобытным и своеобразным поэтом, если не сказать, единственным во всей литературе. В таком преломлении отражается вся его поэзия. Так, например, стихотворения "О, вещая душа моя", "Святая ночь", "Ночное небо", "Ночные голоса", "Безумие", "День и ночь" и другие представляют собой уникальную в своем роде поэтическую философию стихийного безобразия, хаоса и безумия. И отзвуки любви, и описания природы проникнуты у этого автора сознанием, что за всем этим скрыта таинственная, роковая, страшная, отрицательная сущность. Поэтому философское раздумье Федора Ивановича всегда проникнуто грустью, преклонением перед роком, сознанием своей ограниченности.

Периодизация творчества Федора Ивановича Тютчева

Урок "Философская лирика Тютчева" в школе обычно начинается с периодизации его творчества. Говоря о ней, можно отметить следующие этапы развития поэзии этого автора.

1-й период - 20-е годы. Это начальный период. Стихотворения Федора Ивановича в это время в основном умозрительны, условны. Однако уже в 1820 годы поэзия автора постепенно проникается философской мыслью. Основная тема: слияние всего воедино - и философии, и природы, и любви.

2-ой период - 30-40-е годы. В это время Федор Иванович продолжает быть поэтом мысли. Темы природы и любви по-прежнему актуальны в его творчестве, но в них звучат тревожные мотивы. Они выражаются разной окраской и акцентами, например в стихотворениях на тему странничества ("Из края в край..." и др.).

3-й период - 1850-1860 годы. Наблюдается углубление тревожных мотивов, которые перерастают в безысходное и мрачное восприятие жизни.

Тютчев, философская лирика которого была очень сильна, что признавали многие современники, никогда не заботился о том, чтобы издать свои сочинения. Первая большая группа его творений вышла в свет с помощью И. С. Гагарина в пушкинском "Современнике" в 1836-37 годах. Следующая крупная публикация тоже связана с "Современником", она была в 1854 году, подготовил выпуск И. С. Тургенев. 1868 год - последнее прижизненное издание сочинений. И вновь Тютчев устраняется от его подготовки, ей занимается его зять И. С. Аксаков.

Парадоксальность личности и творчества Тютчева

Этот автор никогда не писал в жанрах, в которых создавали свои произведения литераторы его времени. Он больше любил прозу, чем стихи. Федор Иванович рано оценил Льва Николаевича Толстого, являлся поклонником Тургенева.

Многих исследователей занимала философская лирика Тютчева. Сочинение по этой теме создал, например, Ф. Корнило. В книге "Тютчев. Поэт-философ" автор берет высказывания Федора Ивановича из писем и по ним строит систему его взглядов. Но из тех же записей можно извлечь и другие, диаметрально противоположные, мнения. Люди, знавшие Тютчева довольно близко, отмечали, что он вызывал у них недоумение (ср. высказывания И. С. Аксакова, зятя поэта, и письма дочери Анны). Личность Федора Ивановича характеризовалась двойственностью: он стремится быть один, но в то же время боится этого. Характер автора отражает, в частности, и философская тема в лирике Тютчева.

Влияние происхождения и окружения на лирику Тютчева

Федор Иванович родился в имении Овстуг, расположенном в Брянском уезде, в семье небогатых родителей. В родительском доме говорили по-французски. Мать поэта была очень набожна, поэтому он рано усвоил архаическую речь. Обучение будущего поэта проходило под руководством С. Е. Раича в Москве. Этот человек был профессором и посредственным поэтом, входившим в Московскую поэтическую группу: Буринский, Мерзляков, Милонов. У них считался идеалом поэт-ученый, а лирика в их представлении - это всего лишь плод упорного труда.

Федор Иванович писать стихи начал очень рано. Ранние творения поэт создавал в Мюнхене. Он присылал их в Россию, печатал в альманахах, издаваемых Раичем. Имя Тютчева в то время мелькает среди второстепенных поэтов.

Место Тютчева в литературном процессе

Федор Иванович находится как бы вне литературы, поскольку он не примыкал ни к каким литературным лагерям, не участвовал в спорах.

Карамзинская эпоха выдвинула следующую оппозицию: поэт-дилетант - поэт-ученый. В ней Тютчев принадлежал скорее к первым.

В отличие от представителей Московского кружка, поэт-дилетант ведет уединенную жизнь, он является ленивцем, невеждой, эпикурейцем, не должен никому служить. "Ленивец" - обрубивший традицию человек, с принципиальной установкой на творческое новаторство.

Федора Ивановича часто сопоставляют с другим русским поэтом - Афанасием Афанасьевичем Фетом. И это неслучайно. Философская и Тютчева сильно перекликается. Афанасий Афанасьевич - импрессионист, его мир - это мир сиюминутных впечатлений: запахов, звуков, цвета, света, переходящий в другое, в размышления о бытии. Тютчева также нередко соотносят с Баратынским из-за общности тематики (философская лирика), однако его мир стремится к однозначности, терминологичности, чего нельзя сказать о Федоре Ивановиче.

Тютчевский мир

Любая суммарная картина мира Тютчева, в особенности созданная по дневникам, письмам или же в результате анализа его творческого наследия, условна. Федору Ивановичу нужна система для того, чтобы уходить от нее. Горизонты его лирики расширяются при одновременной проекции нескольких взглядов.

По мнению Тынянова, этот автор был поэтом короткой формы, в отличие от своих предшественников-учителей (Тредиаковский, Бобров). На самом деле Федор Иванович принимает европейскую традицию написания коротких стихов выборочно и частично, существенно трансформируя ее.

Центром мироощущения поэта является ощущение существования/несуществования. И в стихах, и в письмах Федор Иванович вновь и вновь возвращается к вопросу о хрупкости жизни. Художественная система поэта строится на противопоставлениях присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность, пространство/время.

Как мы уже отмечали, Тютчев боится разлуки. Он ненавидит пространство, говоря о том, что оно "пожирает нас". Именно поэтому поэт горячо приветствует железные дороги, для него это победители пространства.

В то же время есть много стихотворений Тютчева, посвященных пространству. Одно из них - "На возвратном пути", созданное в 1859 году. В этом произведении у поэта присутствуют одновременно и жажда бытия, и чувство его хрупкости, а с другой стороны - мысль о разрушении. Тютчев, философская лирика которого непроста, не чувствовал себя вполне живым. Федор Иванович сравнивает свою личность с домом, окна которого замазаны мелом.

Бытие, таким образом, у этого автора - основа всего. Но важна при этом и другая грань существования, противоположная ей, - уничтожение себя, разрушение (любовь, например, это самоубийство). В данном отношении интересно стихотворение "Близнецы", последняя строчка которого - "самоубийство и любовь!" - объединяет два этих понятия в неразрывное целое.

В тютчевском мире важно наличие границы: грань, черта и отпугивают, и организуют. Мысль об уничтожении в качестве лейтмотива организует весь "денисьевский" цикл, в котором соединяется любовная и философская лирика Тютчева.

Понятие "смерть" для поэта весьма многогранно. Его внутренне рифмует с любовью Тютчев. Философская лирика, стихотворения, построенные на контрасте, в частности, это целый мир. Мир границ, перехлестов. Одна строфа объединяет и свет, и тень. Это характерно, например, для начала стихотворения "Весенние воды". В нем говорится о том, что в полях еще лежит снег, но воды уже шумят.

Интересно, что Л. В. Пумплянский считал Тютчева представителем бодлеризма. Эстетическую красоту смерти изображает стихотворение "Mal"aria" (в переводе - "Зараженный воздух"). В системе этого произведения присутствуют негатив и позитив: прекрасный мир (благоухание роз, звенящие ручьи, прозрачный небосвод) - это одновременно и мир смерти.

Для Тютчева бытие - это сиюминутная непосредственная реальность, которая противостоит разрушению. Оно в этом смысле находится на противоположном полюсе понятия "время", поскольку все прошедшее - это все умершее. Но есть и особая сила - память (не случайно так много стихотворений посвящено ей). Философская лирика в творчестве Тютчева очень подробно раскрывает эту тему.

Мотив памяти в лирике Тютчева

К памяти у поэта отношение болезненное, которое характеризуется множеством императивов: "Помни!", "Вспомни!" и др. Она может оживить прошлое, но оно от этого не становится реальнее. В письмах поэт неоднократно упоминает о том, что не любит вспоминать, поскольку чувствует, что память нереальна. По возвращении в Россию из Германии после двадцати лет отсутствия он повстречал своих старых знакомых, и это столкновение знания и зрения с воспоминаниями было для поэта мучительным.

Для Тютчева мир памяти двойной: он страшен и поэтичен одновременно (поскольку реальное в прошлом не так реально в настоящем).

Чем вещи неподвижнее, тем отчетливее слышен стон, гул времени. Как и жизнь, смерть течет. Настоящее хрупко, а прошедшего нет, поскольку оно - лишь тень. Но ведь и на сегодняшний день можно смотреть как на тень ушедшего. Таким образом, реальное оказывается в тени. Бытие не может существовать без тени, считает Тютчев. Философская лирика, стихотворения, посвященные бытию (в частности, - это и важнейший мотив жизни и смерти, не только человеческой, но и всего мира. Тютчев предсказывает, что когда-нибудь наступит конец природы, землю покроют воды, в которых отобразится "Божий лик".

Пространство и пейзаж в творчестве поэта

Рядом с временем у Федора Ивановича существует пространство, но оно - это именно время в пространственном значении. Это лишь постоянное сужение и расширение. Существует и другое - бытовое (горизонталь). Его следует преодолеть как отрицательное, античеловечное, считает Тютчев. Философская лирика анализирует пространство и с другой стороны. Направленное вверх, в бесконечность всегда положительно оценивается. Но еще важнее - направление вниз, поскольку там - глубина бесконечности.

Пейзажно-философская лирика Тютчева имеет свои особенности. В пейзаже у поэта отчетливо противопоставляются горы и равнины. Плоское пространство страшно и ужасно. Поэт счастлив тем, что есть еще горы в мире ("На возвратном пути"), тема их музыкальности занимает особое место в пейзаже данного автора.

Мотив дороги в творчестве Федора Ивановича Тютчева

Философская лирика Ф. И. Тютчева включает в себя и этот мотив. В стихотворении "Странник" появляется дорога, и вовсе не метафорическая, в произведении "Я лютеран люблю богослуженье" она отождествляется с одним моментом: нахождение в некоторой точке дороги является единственным.

Для Тютчева все виды встреч, свиданий - это жизнь, а разлука - смерть. Дорога обозначает уход. Хотя она и соединяет две эти точки, но отрывает от первой, поэтому обозначена отрицательно.

Философская система в творчестве Тютчева

Как вы видите, тютчевский мир довольно сложен. Однако это не делает его бессистемным. Напротив, в основе лежит глубокое смысловое единство, которое понимается как соединение и разнообразие. Это отражается во многих произведениях. Так, в стихотворении "Странник" присутствует мысль о соединенности (странник и Зевс) и о единстве разнообразия. Мир, подвижный для путника, является недвижимым для Зевса. Он богат разнообразием и представляет собой единство соединенного, где контрасты составляют одно целое. В ряде других стихов, однако, слияние это оценивается отрицательно, имеет признаки опустошенного, мертвого мира. То, что обозначает полноту, богатство, одновременно есть и опустошение.

Итак, философская лирика Ф. И. Тютчева характеризуется тем, что основные слова имеют порой противоположную оценку и семантику. Для каждого ключевого понятия у этого поэта есть ряд смыслов. Любое произведение Федора Ивановича построено именно как затемнение мысли, а не ее прояснение. Понятие может обозначать и смерть, и жизнь.

Пророчество

Тема пророчества является важной в Но и она раскрывается по-особенному. Но это не предсказания пушкинского или библейского провидца - это прорицания пифии. Между ней и людьми должен существовать посредник, другими словами жрец. Поэт занимает скользящую позицию: он то жрец, то пифия. Тютчев иногда дает пророчествам истолкования, но они, как и жреческие, далеко не однозначны, не до конца ясны. Читатель должен мыслить самостоятельно, истолковывать (как в античности).

Мир и поэзия

Для Федора Ивановича мир - загадка, а поэзия - это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта - это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева "Не то, что мните вы, природа...". Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие - это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми ("Природа - сфинкс...", написанное в 1869 году, и др.).

Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения - известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой "Очерки по языку русских поэтов", в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге "Жизнь и творчество Тютчева", написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях. Показать значение творчества Тютчева.
  • Выявить основные темы и мотивы лирики.
  • Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.
  • Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: объяснительно- иллюстративный, использование компьютерных технологий, инсценировка,сообщения учащихся по биографии и творчеству поэта, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов, словарная работа, выразительное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева, использование межпредметных связей с музыкой, искусством ХIХ века.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWERPOINT на тему: “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.
  • Основные темы и мотивы лирики”.
  • Музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
  • Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Учитель показывает слайд №1 (тема урока). “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).

Слайд №2 (эпиграфы к уроку).

В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.

Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.
И.С. Тургенев

…для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков

Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве

(запись одного эпиграфа в тетрадь).

С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?

Какие стихи учили, читали?

О чём пишет этот поэт?

Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только

познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у

Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.

Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.

В конце урока мы сделаем вывод:

Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?

Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.

(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).

3. Сообщение ученика о биографии писателя.

Слайд №3 (Тютчев в детстве. Портрет неизвестного художника. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич).

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.

Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.

Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.

В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.

С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно (комментарии учителя к слайду №3).

На этом слайде вы видите Тютчева ребёнком. Портрет выполнен пастелью неизвестным художником. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич.

Слайд №4 (С.Е. Раич)

Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году(комментарии учителя к слайду №4).

Слайд №5 (Московский университет. Неизвестный художник. 1820-е годы)

В 1818 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, его товарищ был М.П. Погодин, впоследствии известный историк.

В студенческие годы формируется умеренное политическое вольномыслие, но Тютчев остаётся противником революционных выступлений, преобладают интересы художественные, эстетические, философские.

В студенческие годы Тютчев много читает, участвует в литературной жизни университета, его ранние опыты выдержаны в духе поэзии классицизма и сентиментализма (комментарии учителя к слайду №5).

В 1821 году, когда Тютчеву не было ещё 18-ти лет, он сдал отлично свой последний экзамен и получил кандидатскую степень. После окончания университета Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел, получил место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в 19 лет отправился в Мюнхен.

За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.

Инсценировка.

Слайд №6 (Портреты Тютчева и Амалии Лерхенфельд)

А сейчас мы вам покажем небольшую сценку, в которой предстанут перед вами чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене, 20-летний Ф.И. Тютчев и 15-летняя Амалия, дочь графа Лерхенфельда, мюнхенского дипломата (сценка).

Прослушайте романс “Я встретил Вас…” в исполнении С. Захарова.

(комментарии учителя к слайду №6).

Слайд №7 (Элеонора Петерсон)

Вскоре, после увлечения Амалией Лерхенфельд, в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон (комментарии учителя к слайду №7).

Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”

На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.

Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”

За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.

Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.

После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.

Слайд №8 (Эрнестина Дернберг)

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).

Комментарии учителя к слайду №8.

Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.

В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”

Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”

В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.

Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.

В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.

Слайд №9 (Елена Александровна Денисьева)

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.

Ученик рассказывает стихотворение “Чему молилась ты с любовью…”.

Любя Денисьеву, Фёдор Иванович Тютчев не покидал семьи; в письмах и стихах обращался он с покаянным признанием к жене: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!..Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою”.

В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Не только “свет” отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрёкся от неё. Весь цикл стихов, посвящённых Денисьевой, проникнут тяжёлым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью её чувства, сознание собственной недостойности, возмущение “бессмертной пошлостью людской”.

Смерть Елены Александровны в возрасте 38 лет от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

Комментарии учителя к слайду №9.

Ученик рассказывает стихотворение “О, как убийственно мы любим…”

Слайд №10

В 40-е годы Тютчев почти не печатался 10 лет и только в 50-е годы Некрасов и Тургенев опубликовали в журнале “Современник” 92 стихотворения Тютчева. А в 1854 году выходит в свет первый поэтический сборник стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева. Высокую оценку его поэзии дали писатели и критики разных направлений: Чернышевский, Добролюбов, Лев Толстой, Фет, Аксаков. Всё это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.

В 1958 году Тютчева назначили председателем комитета иностранной цензуры. В 1868 году выходит последний прижизненный поэтический сборник Тютчева.

Комментарии учителя к слайду №10

Фёдора Ивановича Тютчев никогда не был литератором-профессионалом, стихи создавал как бы “невольно”, о судьбе их мало заботился и нисколько не хлопотал об авторской славе. Его волновало иное:

“Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…

Гениальное поэтическое слово Тютчева получило в нашей стране поистине всенародный отзыв. Память о поэте бережно сохраняется в подмосковном музее-усадьбе Мураново, главном тютчевском мемориале страны.

На слайде вы видите письменный стол и личные вещи Ф.И. Тютчева, которые находятся в музее-усадьбе Мураново.

4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.

Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.

Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.

Слайд №11 (Весна).

В стихотворении “Весенние воды” ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Послушайте романс “Весенние воды” в исполнении Л. Казарновской.

(Ученики рассказывают стихотворения Тютчева о природе и высказываются о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают).

Ученик рассказывает стихотворение “Весенняя гроза”. Звучит фоновая музыка П.И. Чайковского “Времена года” “Апрель. Подснежник”.

(1 вариант)

С поэзией Федора Ивановича Тютчева мы знакомимся ещё в начальной школе, и в основном это стихи о природе, пейзажная лирика. Для кого-то Тютчев так и остается певцом природы. Но главное у него - не изображение, а осмысление природы - натурфилософская лирика, и вторая его тема - жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Лирический герой, понимаемый как единство личности, являющейся и объектом и субъектом лирического постижения, для Тютчева не характерен. Единство его лирике придает эмоциональный тон - постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца. Наряду с нейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчева катастрофична и восприятие ее трагедийно.

Выдающийся русский лирик, он был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину, которому была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII - начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературную борьбу.

Хотя Пушкин и напечатал в своем "Современнике" в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как "Видение", "Бессонница", "Как океан объемлет шар земной", "Последний катаклизм", "Цицерон", "О чем ты воешь, ветр ночной?…"

Да, если Пушкин получил очень глубокое и справедливое наименование "солнца русской поэзии", то Тютчев, безусловно, - ночной поэт.

Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы он прозревает стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа:

И наша жизнь стоит пред нами,

Как призрак, на краю земли.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родной!

Заклинает поэт "ветр ночной", но продолжает стихотворение так:

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Такая двойственность естественна: ведь в душе человека те же бури, "под ними (т.е. под человеческими чувствами) хаос шевелится", тот же "родимый", что и в мире окружающем поэта.

Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы - мысль стихотворений философско-антропологического цикла: "Цицерон", "Как над горячею золой", "Душа моя - Элизиум теней", "Не то, что мните вы, природа!…", "Слезы людские", "Волна и дума", Два голоса". В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, господствует рок (об этом стихотворение "Цицерон" со знаменитой формулой:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые.

Отсюда острое ощущение конечности бытия ("Как над горячею золой"), признание безнадежности и скептицизма и стоицизма ("Два голоса"). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно ("Не то, что мните вы, природа", "Душа моя - Элизиум теней"), в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта.

Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь ("О, как убийственно мы любим", "Предопределение", "Последняя любовь"). Откуда же у Тютчева все эти "страсти роковые"? Они определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание, что периоды творческой активности Тютчева приходятся на рубеж 2030-х годов, когда революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций.

Разберем стихотворение "Я лютеран люблю богослуженье", датированное 16 сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера? Он увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе ситуацию всеобщего конца:

Собравшися в дорогу,

Поэтому так "пуст и гол" ее дом (а в первой строфе - "Сих голых стен, сей храмины пустой").

Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религиозной точки зрения - благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подготовить к этому душу. Философия веры нашла соответствующее ей стилевое оформление.

В композиции очень небольшого по объему стихотворения (три четверостишия пятистопного ямба) обращают на себя внимание однородные синтаксические элементы, синонимичные, с помощью которых поэт уточняет и разъясняет свою мысль: "Обряд их строгий, важный и простой"; "Сих голых стен, сей храмины пустой"; "Но час настал, пробил". Есть и повтор - третья строка второй и первая - третьей строфы: "Еще она не перешла порогу".

И вообще здесь много синтаксических параллелизмов, что указывает на ораторский, публичный характер рассуждений поэта о религии. Но особенно эффектны и нагружены смыслом два стихотворных переноса (анжамбмана), разъясняющих во 2 строфе:

Не видите ль? Собравшися в дорогу,

В последний раз вам вера предстоит.

И приказывающих, повелевающих и одновременно умоляющих в последней строфе:

Но час настал, пробил… Молитесь богу,

В последней раз вы молитесь теперь.

Может показаться, что талант и творческое наследие поэта, при всей его, вроде бы, известности, зачастую как-то теряется среди других, более ярких имен. Но стоит только вглядеться, и поэтический образ Тютчева, – мятущаяся, ищущая, благоговеющая душа – предстаёт перед нами во всей своей глубине, трагичности и неизъяснимой красоте.

(2 вариант)

В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих чувствах: любовь к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством. Но он утверждает, что важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, бояться совершить опрометчивые поступки в отношениях с любимым:

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я –

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

В этом стихотворении можно увидеть терзания поэта из‑за этой «незаконной» любви. Поэта мучает опустошенность собственной души. Тютчев считал эгоизм болезнью века, он боялся его проявлений. В этом стихотворении женщина любит «искренно и пламенно», а мужчина признает себя лишь «безжизненным кумиром» ее души:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей и ты невольно постыдилась

И тайн и жертв, доступных ей…

В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия.

Вместе с любовью поэт переживал тоску, безысходность положения, предчувствие смерти.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Следуя пушкинским традициям, Тютчев передавал простые, правдивые чувства, проникнутые напевностью и мелодичностью стиха:

Я знал ее еще тогда,

В те баснословные года,

Как перед утренним лучом

Первоначальных дней звезда

Уж тонет в небе голубом…

Любовь у Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Любовь для него – борьба, мучение, безнадежность.

Тютчева больше всего интересует не проявление любви, а ее тайна: «Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней – мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет ее очей…»

Он изображает любовь как стихию, ведь недаром у его героини «сердце, жаждущее бурь». В любовной лирике Тютчев придает большое значение ночи. Ночь для него – это время открытия правды, признания в любви:

В толпе людей, в нескромном шуме дня

Порой мой взор, движенья, чувства, речи

Твоей не смеют радоваться встрече

Душа моя! О, не вини меня!..

Смотри, как днем туманисто‑бело

Чуть брезжит в небе месяц светозарный,

Наступит ночь – и в чистое стекло

Вольет елей, душистый и янтарный.

На склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство – любовь к Е. А. Денисьевой. Именно с этой «последней любовью» связаны стихи, такие как: «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Утихла бриза… легче дышит…» и др. Взятые все вместе, эти стихи образуют так называемый денисьевский цикл, которые по своему трагизму, передаче чувств не имеют аналогов не только в русской, но и в мировой любовной лирике.

Одно из самых лучших стихотворений «денисьевского цикла» – «Последняя любовь». Это настоящий шедевр русской лирики:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

В нем чувствуется волнение живой души, ощущается «нарушенное дыхание», неудержимое чувство. Само слово «безнадежность» звучит как беда, как боль. Тютчев глубоко переживал болезнь своей любимой женщины. Его скорбь, горькая безнадежность, разлука нашли отражение в стихотворении «Весь день она лежала в забытьи…»:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Любовная лирика Тютчева замечательна тем, что в ней поэт отражает свои пережитые чувства. Каждый раз, читая стихи Тютчева, мы открываем для себя что‑то свое. Его лирика рождает напряжение чувств и мысли.